Штраф в двукратном размере расходов связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки

Обновлено: 08.07.2024

АДМИНИСТРАЦИЯ ОСТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Об утверждении порядка предоставления меры социальной поддержки в виде ежегодной

социальной выплаты гражданам, заключившим договор о целевом обучении с муниципальной

образовательной организацией Островского муниципального района Костромской области

Заместитель главы администрации

Островского муниципального района Л.Н. Смирнова

постановлением администрации Островского муниципального района

ПОРЯДОК

предоставления меры социальной поддержки в виде ежегодной

социальной выплаты гражданам, заключившим договор о целевом обучении

с муниципальной образовательной организацией

Островского муниципального района Костромской области

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет размер и условия предоставления меры социальной поддержки в виде ежегодной социальной выплаты гражданам, заключившим договор о целевом обучении с муниципальной образовательной организацией Островского муниципального района Костромской области (далее – мера социальной поддержки).

1.2. Право на получение меры социальной поддержки имеют граждане, отвечающие следующим требованиям:

а) обучающиеся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования на территории Костромской области, вне зависимости от формы обучения;

б) заключившие договор о целевом обучении с муниципальной образовательной организацией Островского муниципального района Костромской области;

в) не имеющие (не имевшие) судимости, факта уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, а также за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

г) договор о целевом обучении которых содержит обязательства отработать в образовательной организации Островского муниципального района Костромской области в течение не менее 3 лет.

2. Размер и условия предоставления меры социальной поддержки

2.1. Для получения меры социальной поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, подают на имя руководителя муниципальной образовательной организации Островского муниципального района, с которой у гражданина заключен договор о целевом обучении, заявление о выплате меры социальной поддержки в свободной форме.

2.2. Вместе с заявлением о выплате меры социальной поддержки гражданин предоставляет:

а) документ подтверждающий обучение гражданина в образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования на территории Костромской области

б) справку о (наличии) отсутствии судимости, факта уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, а также о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

2.3. Руководитель муниципальной образовательной организации Островского муниципального района в десятидневный срок со дня получения заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего порядка, направляет в отдел образования администрации Островского муниципального района (далее – Отдел образования) следующие документы:

а) ходатайство о выплате гражданину меры социальной поддержки;

б) копию договора о целевом обучении, заключенного с гражданином, претендующим на получение меры социальной поддержки;

в) копии документов, предоставленных гражданином в соответствии с пунктом 2.2. настоящего Порядка.

2.4. Отдел образования в течение пяти дней со дня обращения руководителя муниципальной образовательной организации Островского муниципального района:

а) осуществляет проверку соответствия лица, претендующего на получение меры социальной поддержки, требованиям, предусмотренным пунктом 1.2 настоящего Порядка;

б) при соответствии лица, претендующего на получение меры социальной поддержки, требованиям, предусмотренным пунктом 1.2 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении гражданину меры социальной поддержки. Основанием для предоставления гражданину меры социальной поддержки является постановление администрации Островского муниципального района Костромской области;

в) при несоответствии лица, претендующего на получение меры социальной поддержки, требованиям, предусмотренным пунктом 1.2 настоящего Порядка, направляет лицу, претендующему на получение меры социальной поддержки, мотивированный письменный отказ в предоставлении меры социальной поддержки.

2.5. Мера социальной поддержки предоставляется 1 раз в год, в размере 5 000 рублей.

2.6. В случае трудоустройства гражданина в муниципальную образовательную организацию Островского муниципального района или досрочного расторжения (прекращения действия) договора целевого обучения с гражданином, получающим меру социальной поддержки, руководитель муниципальной образовательной организации Островского муниципального района не позднее пяти календарных дней со дня возникновения указанных обстоятельств предоставляют соответствующую информацию в Отдел образования, с приложением копии трудового договора или соглашения о расторжении договора о целевом обучении.

2.7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству в образовательную организацию Островского муниципального района, с которой заключен договор целевого обучения, обязан возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему меры социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере, относительно указанных расходов.

2.8. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству в образовательную организацию Островского муниципального района Костромской области, с которой заключен договор целевого обучения, освобождается от обязанности возместить в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему меры социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере, относительно указанных расходов, в случае трудоустройства в иную образовательную организацию Островского муниципального района Костромской области.

2.9. Выплата меры социальной поддержки приостанавливается в случае нахождения гражданина в академическом отпуске, а также в отпуске по уходу за ребенком, на весь период данного отпуска.

3. Финансирование предоставления меры социальной поддержки

3.1. Финансовое обеспечение предоставления меры социальной поддержки является публичным обязательством Островского муниципального района, исполняемым за счет собственных доходов Островского муниципального района.

3.2. Расходы на реализацию настоящего Порядка производятся за счет и в пределах ассигнований, выделенных отделу образования администрации Островского муниципального района Костромской области на предоставление ежегодной социальной выплаты гражданам, заключившим договор о целевом обучении с муниципальной образовательной организацией Островского муниципального района, в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Островского муниципального района, установленной решением Собрания депутатов Островского муниципального района Костромской области о бюджете Островского муниципального района на текущий финансовый год.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад

меры соц поддержки

администрация Николаевского муниципального района (далее - администрация муниципального района), сектор по социальным вопросам администрации муниципального района.

привлечение и закрепление молодых специалистов в социальной сфере и народном хозяйстве муниципального района;

повышения квалификационных требований работников осуществляющих деятельность в социальной сфере и народном хозяйстве муниципального района.

компенсация расходов по оплате стоимости проживания в общежитии гражданам, обучающимся по заочной форме обучения.

количество специалистов из числа получивших социальную поддержку в период обучения и работающие в социальной сфере и народном хозяйстве муниципального района.

Ресурсное обеспечение реализации программы за счет средств районного бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов внебюджетных средств на реализацию Программы

общий объем финансирования Программы составляет - 7062,0 тыс.рублей, в том числе средств районного бюджета 7062,0 тыс. руб., из них по годам: _2015 год – 1177,0_тыс.руб., 2016 – 1177,0_тыс.руб., 2017 – 1177,0_тыс.руб., 2018 – 1177,0_тыс.руб., 2019 – 1177,0_тыс.руб., 2020 – 1177,0 тыс.рублей.

повышение уровня профессиональной компетентности работников социальной сферы и народного хозяйства муниципального района;

привлечение и закрепление молодых специалистов в социальную сферу и народное хозяйство муниципального района.

  1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы

В Николаевском муниципальном района остро стоит проблема обеспечения кадрами социальной сферы и других отраслей народного хозяйства. В социальной сферы особенно нехватка кадров проявляется в педагогической, медицинской и культурной отраслях. В отраслях народного хозяйства нехватка квалифицированных кадров ощущается в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, строительстве и других отраслях деятельности.

Данная проблема связана прежде всего с оттоком населения из муниципального района в краевой центр и другие большие города Российской Федерации. Молодые специалисты - выпускники вузов, проходившие обучение без договора о целевом обучение не возвращаются в муниципальный район, а остаются по месту своего обучения.

На сегодняшний день существует государственная поддержка обучающихся граждан, которая направлена на определенные категории граждан и дает ощутимые результаты на закрепление кадров в Хабаровском крае.

В Николаевском муниципальном районе, в последние годы не осуществляется социальная поддержка граждан в период их обучения и заключивших договор о целевом обучение.

Данная муниципальная программа поможет решить проблему закрепления кадров в социальной сфере и отраслях народного хозяйстве муниципального района.

Настоящая муниципальная программа разработана в целях обеспечения включения условий о предоставлении социальной поддержки гражданам в договор о целевом обучении, заключаемого с администрацией Николаевского муниципального района, структурными подразделениями администрации Николаевского муниципального района, обладающими правами юридических лиц.

Задачи муниципальной программы направлены на привлечение и закрепление молодых специалистов и повышения квалификационных требований работников в социальной сфере и отраслях народного хозяйства муниципального района.

III. Прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы

При реализации мероприятий программы конечными результатами будет являться повышение уровня профессиональной компетентности работников социальной сферы и отраслей народного хозяйства муниципального района, привлечение и закрепление молодых специалистов в социальную сферу и отрасли народного хозяйства муниципального района.

  1. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Срок реализации Муниципальной программы - 2015 - 2020 годы.

Муниципальная программа реализуются ежегодно в объемах, предусмотренных бюджетом Николаевского муниципального района.

В целях обеспечения непрерывности и преемственности, предусмотренных мероприятий, деление муниципальной программы на этапы реализации не планируется.

В ходе исполнения Муниципальной программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса, с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития муниципального района.

  1. Перечень показателей (индикаторов) муниципальной программы

Ход реализации муниципальной программы будет характеризоваться следующими показателями (индикаторами):

- количество молодых специалистов обучающихся по очной форме обучения получающих социальную поддержку;

- количество специалистов из числа получивших социальную поддержку в период обучения и работающие в социальной сфере и отраслях народного хозяйства муниципального района.

Данные показатели (индикаторы) будут определяться структурными подразделениями. Методика сбора будет проходить на основании действующих договоров о целевом обучении и других документов предоставляемых гражданами в период обучения и устройства на работу в социальную сферу и отрасли народного хозяйства муниципального района.

Приложение № 1 к муниципальной программе.

  1. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целевых показателей муниципальной программы.

Для достижения целей программы предполагается использовать комплекс мер, включающий правоустанавливающие, правоприменительные меры.

Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

2) обязательства администрации муниципального района и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;

3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Администрация муниципального района в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

VII. Основные меры социальной поддержки и порядок их предоставления

В целях подготовки специалистов в интересах Николаевского муниципального образования администрация муниципального района в лице структурных подразделений (далее – орган местного самоуправления) берёт на себя обязательства по предоставлению гражданам, заключившим с ними договор о целевом обучении (далее по тексту - студент), следующих мер социальной поддержки в период получения ими образования:

1.1. Выплата стипендии.

1.2. Компенсация расходов по оплате стоимости проживания в общежитии.

1.3. Компенсация расходов по оплате стоимости проезда к месту прохождения практики.

2.1. Компенсация расходов по оплате стоимости проживания в общежитии.

  1. Выплата стипендии осуществляется органом местного самоуправления в период после промежуточной аттестации, на основании предоставленной студентом либо уполномоченным им в соответствии с действующим законодательством лицом, справки об отсутствии академической задолженности. Стипендия зачисляется на счет в банке, указанном студентом в договоре. Сумма стипендии составляет 1000 руб. за один календарный месяц.
  2. Компенсация расходов по оплате стоимости проживания в общежитии осуществляется по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 1 000 руб. за календарный месяц.
  3. Компенсация расходов по оплате стоимости проезда к месту прохождения практики и обратно к месту учебы осуществляется по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, но не выше стоимости проезда:

- воздушным транспортом - в салоне экономического класса, при отсутствии возможности добраться иным оплачиваемым видом транспорта.

  1. Для компенсации расходов, предусмотренных настоящим положением (кроме выплаты стипендии), студент, либо уполномоченное им в соответствии с действующим законодательством лицо, представляет в орган местного самоуправления:

6.1. Заявление произвольной формы о возмещении расходов с указанием вида истребуемой социальной поддержки, размера произведенных затрат, банковских реквизитов для перечисления денежных средств;

6.2. Оригиналы документов либо их копии, удостоверенные в установленном законом порядке, подтверждающие расходы оплаты за проживание в общежитии, проездные документы;

6.3. Документ из образовательной организации, подтверждающий факт о нахождении студента в учебном отпуске (для обучающихся заочно);

6.4. Документ, подтверждающий прохождение практики студентом.

  1. Уполномоченные лица органа местного самоуправления в момент предоставления заявления с пакетом подтверждающих документов осуществляют их проверку на предмет полноты представленных документов, подтверждающих расходы, указанные в заявлении.

При установлении факта представления неполного пакета документов при личном обращении в орган местного самоуправления они возвращаются студенту или уполномоченному им лицу в день обращения.

В том случае, если неполный пакет документов поступил по почте, он возвращается заявителю в течение 2 рабочих дней с момента регистрации заявления.

  1. Орган местного самоуправления осуществляют проверку документов и, в случае положительно принятого решения, осуществляют перечисление денежных средств на счет в банке в течение 15 календарных дней с даты регистрации заявления с пакетом подтверждающих документов.
  2. Основаниями для отказа в предоставлении мер социальной поддержки являются:

Об отказе в предоставлении мер социальной поддержки заявитель уведомляется в течение 15 календарных дней с даты регистрации заявления в письменном виде с указанием оснований принятого решения.

  1. В случае отчисления обучающегося из образовательного учреждения в течение календарного месяца с момента издания распорядительного акта об отчислении он обязан возвратить органу местного самоуправления все затраты, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки в период целевого обучения.

Возмещение затрат на предоставление мер социальной поддержки осуществляется в случае отчисления по следующим основаниям:

10.1. По инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

10.2. По инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся отчисления как меры дисциплинарного взыскания:

10.2.1. за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, связанных с нарушением устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

10.2.2. в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана (не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности);

10.2.3. в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

  1. В случае неисполнения гражданином обязательств по трудоустройству, предусмотренных договором о целевом обучении, он обязан возместить органу местного самоуправления, организации в течение месяца по истечении срока, установленного договором о целевом обучении для трудоустройства, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки.
  2. Орган местного самоуправления в период формирования бюджета муниципального района на очередной финансовый год обязаны уведомить ответственному исполнителю программы о потребностях в финансовых средствах, в целях выполнения обязательств по предоставлению социальных гарантий гражданину в период его обучения в рамках заключенного договора о целевом обучении.

Приложение № 2 к муниципальной программе.

VIII. Ресурсное обеспечение реализации Муниципальной программы

Ресурсное обеспечение муниципальной программы будет осуществляться за счет средств районного бюджета и составит за весь период 7062,0 тыс.рублей, в том числе по годам: 2015 год – 1177,0 тыс.руб., 2016 – 1177,0 тыс.руб., 2017 – 1177,0 тыс.руб., 2018 год – 1177,0 тыс.руб., 2019 год – 1177,0 тыс.руб., 2020 год – 1177,0 тыс.рублей.

Приложение № 3 к муниципальной программе.

  1. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками.

Риск, связанный с финансированием Программы, обусловлен возможным снижением финансирования из районного бюджета либо переносом сроков финансирования на последующие годы. Качественная оценка данного риска - риск средний.

Правовые риски обусловлены изменением федерального и краевого законодательства. Качественная оценка данного риска - риск низкий.

Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий Программы в установленные сроки, что, в конечном счете, отразится на достижении показателей реализации Программы.

Мерами управления рисками будут являться:

- своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого состояния;

Программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий Программы.

Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями Программы.

- несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации;

- готовит предложения о внесении изменений в Программу по согласованию с соисполнителями и участниками;

- запрашивает у соисполнителей и участников сведения, необходимые для подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности Программы (далее - годовой отчет);

- готовит годовой отчет и представляет его в отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального района.

- представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;

- представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы;

Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений главы муниципального района, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.

Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам оценки эффективности проводимых мероприятий на основе анализа показателей (индикаторов) Программы, а также в случае изменения нормативной правовой базы в сфере реализации Программы.

Ответственный исполнитель Программы размещает на официальном сайте администрации муниципального района в сети "Интернет" информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.

Разъяснения по вопросам распространения ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), на установление муниципальными образованиями в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (далее - обращение, Федеральный закон № 131-ФЗ).

Позиция Минфина России (письмо от 27 марта 2020 г. № 06-04-11/01/24578)

1. О распространении ограничения, установленного пунктом 8 статьи 107.1 БК РФ, на установление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Согласно пункту 8 статьи 107.1 БК РФ к субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), отнесенному в соответствии с БК РФ к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, с 1 января 2021 года применяются требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 130 и пунктами 2 и 3 статьи 136 БК РФ.

Пунктом 3 статьи 136 БК РФ предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Данное ограничение распространяется на установление муниципальным образованием в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ права осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Указанным правом могут воспользоваться муниципальные образования с уровнем дотационности не более 20 процентов.

2. Об осуществлении муниципальными образованиями предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан и родителям многодетных семей, а также компенсаций муниципальным образованиям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, части платы за присмотр и уход за детьми.

В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится оказание социальной помощи и поддержки гражданам.

В этой связи вопросы, касающиеся предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан, а также компенсаций родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут осуществляться органами местного самоуправления с уровнем дотационности не более 20 процентов.

3. Об осуществлении муниципальными образованиями социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используя бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктами 14 и 15 указанных правил распределение указанных субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации целевой программы, осуществляется по методике, утверждаемой актом субъекта Российской Федерации, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. Перечисление средств, выделенных на софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации по реализации целевой программы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

В этой связи, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья может осуществляться самостоятельно субъектом Российской Федерации, либо органами местного самоуправления путем передачи межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.

4. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в "Своде реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями, либо решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов на территории сельских поселений.

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений вышеуказанные расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, следует отразить по строке 1.1.1.57 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В случае закрепления указанного вопроса законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями расходы по данному направлению мероприятий следует отразить по строке 5.1.2.4 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления городского поселения расходы следует отразить по строке 4.1.1.7 "Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации".

5. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в "Реестре расходных обязательств субъекта Российской Федерации".

В соответствии с частью 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1990 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, включая и строительство жилья, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В этой связи в случае самостоятельного осуществления субъектом Российской Федерации расходов на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья без передачи их в форме межбюджетных трансфертов в местные бюджеты, данные расходы следует отражать по строке 1071 "Реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации".


17 июня Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, который включает в себя 23 правовые позиции.

Адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов г. Москвы Елизавета Бернштейн считает, что своим Обзором Президиум ВС РФ поддержал социально не защищенные слои населения, которое больше всегда нуждаются в помощи.

Обеспечение лекарствами и медпомощью

ВС пояснил, что ребенок-инвалид имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарствами по рецептам врачей, в том числе препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств

В п. 2 отмечено, что отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную законом бесплатную медпомощь (в том числе диагностику заболеваний).

По мнению Илья Прокофьева, вышеуказанные правовые позиции ВС должны повлиять на судебную практику по рассмотрению таких категорий споров и снизить количество необоснованных отказов уполномоченных органов.

Исходя из п. 3 Обзора, несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном лекарстве по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не могут лишать гражданина права на получение бесплатного медикамента.

Согласно п. 4 в случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарствами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, которое привело к их покупке за счет собственных средств, понесенные гражданином расходы могут быть возмещены за счет такой организации.

Защита детей-инвалидов

В соответствии с п. 5 достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не влечет отказ в выплате одному из его родителей компенсации затрат на его обучение, организованное на дому в связи с невозможностью посещать школу по состоянию здоровья.

В п. 7 отмечено, что при необеспечении территориальным органом ФСС России в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что привело к оплате стоимости такого проезда за счет собственных средств гражданина, потраченные им средства могут быть возмещены за счет вышеуказанного органа фонда как убытки.

Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг

В п. 8 указано, что наличие у гражданина, имеющего право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа ему в предоставлении таких мер. Если причины возникновения задолженности уважительные, то в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. В следующем пункте Обзора отмечено, что получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину вышеуказанную компенсацию, информации о наличии у получателя задолженности по этим платежам не является достаточным основанием для приостановления предоставления такой меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.

Исходя из п. 10, в случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (ее размера, отказа в предоставлении, приостановления, возобновления или прекращения предоставления субсидии) уполномоченный орган обязан доказать в суде правомерность его действий. В п. 11 Обзора поясняется, что сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера такой ежемесячной денежной выплаты, могут быть как представлены самим гражданином при личном обращении в орган соцзащиты населения, так и получены таким органом самостоятельно путем межведомственного электронного взаимодействия.

В п. 12 отмечено, что не допускается удержание органом соцзащиты излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия последнего. При отказе гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания разрешается в суде.

Из п. 13 документа следует, что субъекту РФ, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок предоставления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам меры социальной поддержки (денежные выплаты) и предоставившему ранее этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений. При приостановлении предоставления таких мер из-за недостаточности бюджетных средств необходимо решить вопрос о правах лиц, получавших такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем (в том числе путем установления компенсаторного механизма, смягчающего неблагоприятные последствия такой приостановки).

В п. 14 ВС привел позицию, согласно которой получатель социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, досрочно расторгнувший трудовой договор по уважительным причинам, который является обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату.

Исходя из п. 15, при наличии у медработника, прибывшего на работу в учреждение здравоохранения сельской местности, права на получение единовременной компенсационной выплаты недопустим произвольный отказ от исполнения субъектом РФ публично-правовых обязательств по материальной поддержке такого работника.

Права инвалидов

Суд указал, какие обстоятельства должны оцениваться при определении того, носит ли отказ инвалиду в приеме на работу на подходящую для него вакансию дискриминационный характер

В соответствии с п.16 Обзора не допускается отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника.

Согласно п. 17 работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны, исходя из численности работников, не только создавать квотируемые рабочие места (должности) для инвалидов, но и выполнять квоты, то есть обеспечивать их исполнение. Эта обязанность считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов.

В п. 18 разъяснено, что отказ инвалида от получения набора социальных услуг, предусмотренного ч. 1 ст. 62 Закона о государственной социальной помощи, не лишает его права на обеспечение техническими средствами реабилитации на основании Закона о соцзащите инвалидов за счет средств федерального бюджета.

В п. 19 Обзора отмечено, что поставщики социальных услуг в субъекте РФ, предоставляющие гражданам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания на основании договора в рамках длящихся правоотношений, возникших до 1 января 2015 г., не вправе увеличивать размер ежемесячной платы за эти услуги по сравнению с тем, каким он был для этих граждан по состоянию на 31 декабря 2014 г. Они также не могут ухудшать условия предоставления услуг по сравнению с теми, которые были установлены до введения с 1 января 2015 г. нового правового регулирования отношений в сфере соцобслуживания.

Как следует из п. 20 документа, отношения по соцобслуживанию пожилых граждан и инвалидов (в том числе порядок заключения, изменения и расторжения договора о стационарном обслуживании вышеуказанных лиц, существенные условия такого договора, определение размера оплаты по нему) регламентируются специальным законодательством в сфере социального обслуживания.

Судебные споры по излишне выплаченным суммам

Согласно п. 21 Обзора при решении вопроса о возможности взыскания с гражданина излишне полученной им региональной социальной доплаты к пенсии необходимо учитывать материальное и семейное положение последнего. В следующем пункте поясняется, что срок исковой давности по требованию органа соцзащиты к гражданину о взыскании излишне выплаченной вышеуказанной доплаты следует исчислять с момента, когда такой орган узнал или должен был узнать о возможной утрате ответчиком права на нее.

Из п. 23 следует, что положения ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами не применяются к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.

Читайте также: