Штраф по ст 129 1нк рф за повторное нарушение сроки повтора

Обновлено: 16.05.2024

Здравствуйте. Я попал в обидную ситуацию. Налоговая прислала требование объяснить почему разница между РСВ и откорректированным РСВ составляет 19 руб. 92 коп. Я проигнорировал этот вопрос, потому что он мне показался незначительным. А зря! Как оказалось, за неответ мне выписали штраф 5000 руб. Подскажите, есть ли возможность отвертеться от этого штрафа?

Конечно вы правы, что зря не ответили про 19 рублей. Но факт… остается фактом… В соответствии со ст. 129.1 НК РФ штрафные санкции за несоблюдение сроков предоставления запрашиваемых документов составляют 5 000 рублей. Если в течение года совершается повторное нарушение, то сумма штрафа увеличивается до 20 000 рублей и дополнительно уплачивается административный штраф на должностное лицо, допустившее нарушение.

Если дойдет дело до суда, и у Вас это впервые, то суд снижает даже минимальные штрафные санкции.

Попробуйте договорить с ИФНС, что предоставите документы. У некоторых получалось!

Других вариантов нет, увы.

Налоговая прислала требование объяснить почему разница между РСВ и откорректированным РСВ составляет 19 руб. 92 коп. Я проигнорировал этот вопрос, потому что он мне показался незначительным.
Михаил

совершенно очевидно, что применяемая к вам санкция в виде штрафа в 5 тыс. руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ) явно несоразмерна допущенному правонарушению — невыполнению требования по объяснению возникшей разницы по расчету страховых взносов в 19 руб. (!).

На этот счет уже давно высказался Конституционный суд (Постановление Конституционного суда от 30.07.2001 № 13-П (п. 4):

Михаил, обратите внимание на положения п.3 ст.114 НК РФ, согласно которому при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Перечень таких смягчающих обстоятельств предусмотрен п.1 ст.112 НК РФ:

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Как видим, перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в п. 1 ст. 112 НК РФ, не исчерпывающий, что следует из подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, поэтому таковыми могут быть признаны многие обстоятельства, вызывающие у налогового органа (вышестоящего налогового органа), суда сочувствие и ощущение несоразмерности наказания допущенному проступку.

Исходя из сложившейся арбитражной практики, кроме предусмотренных в налоговом кодексе, смягчающими обстоятельствами обычно признают:

привлечение к налоговой ответственности впервые;

применяемая санкция несоразмерна допущенному правонарушению;

отсутствуют неблагоприятные экономические последствия для бюджета;

раскаяние и признание своей вины.

Обратите внимание, что в самом акте об обнаружении фактов налогового правонарушения, полученного Вами, прямо указано на Ваше право представить возражения на этот акт и возможность в последующем обжаловать решение налогового органа по привлечении вашей организации.

Данными правами вашей организации обязательно следует воспользоваться в целях снижения штрафной санкции:

Статья 101.4, НК РФ Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Вам следует изначально подать ходатайство о снижении суммы штрафной санкции вследствие наличия смягчающих обстоятельств, о которых шла речь выше,штраф может быть снижен в 2 раза и более.

В дальнейшем, когда налоговый орган вынесет решение о привлечении Вас к налоговой ответственности (взысканию штрафа) такое решение Вы вправе обжаловать в вышестоящую налоговую инспекцию (УФНС), а затем обратиться с жалобой в суд (п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ). Суд на практике часто снижает сумму штрафа не только в 2 раза, но и в десятки раз (при наличии вышеизложенных смягчающих обстоятельств), даже если налоговый орган (вышестоящий налоговый орган) уже снизил эту сумму ранее (после подачи возражений в налоговый орган и при первоначальном обжаловании в вышестоящий налоговый орган).

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей.

Комментарий к Статье 129.1 НК РФ

Состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 Кодекса, не следует смешивать с деянием, предусмотренным ст. 126 настоящего Кодекса. Не будем утомлять читателя сравнением этих норм. Это отдельная тема для разговора.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм Кодекса:

к сведениям, упомянутым в комментируемой статье, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах Кодекса;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах Кодекса. Примерами могут служить:

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину ответственность виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектом анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц или физических лиц - индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние физического лица наступает, если оно не содержит признаков уголовного преступления.

Субъективная сторона характеризуемого налогового правонарушения может выражаться как в умысле, так и в неосторожной форме вины.

Рассмотрим меры ответственности, предусмотренные настоящей статьей:

- виновный привлекается к штрафу в размере тысячи рублей, а при повторном (в течение календарного года) совершении деяния - в размере 5 тыс. руб.;

- размер указанных штрафов снижается не менее чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, указанного в п. 1 ст. 112 НК РФ;

- размер указанных штрафов подлежит увеличению на 100% при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 129.1 Кодекса предусматривает налоговую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных ст. 85 Кодекса обязанностей следующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 85 Кодекса):

органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями (п. 1 ст. 85);

советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 85);

органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (п. 3 ст. 85);

органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85);

органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (п. 5 ст. 85);

органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (п. 6 ст. 85);

органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (п. 7 ст. 85);

органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 8 ст. 85).

суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 Кодекса, по следующим основаниям:

Частью 2 ст. 15.6 КоАП установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, (а также за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде) должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Такие деяния согласно ч. 2 ст. 15.6 КоАП влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

2. Пункт 2 ст. 129.1 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является повторное совершение деяний в течение календарного года.

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей.

Комментарий к Ст. 129.1 НК РФ

При этом обязанность представления сведений должна быть закреплена в Налоговом кодексе РФ, за выявленное нарушение не должна быть предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ.

Так, согласно ст. 93.1 НК налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.

В соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Как указано в п. п. 5 и 6 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Следует иметь в виду, что истребованные инспекцией документы должны относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика. Если, к примеру, запрошенные сведения будут относиться только к деятельности клиента банка-контрагента, то решение налогового органа о привлечении банка к ответственности по ст. 129.1 НК РФ будет признано недействительным (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. N 5355/11 по делу N А55-10502/2010).

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм НК РФ:

к сведениям, упомянутым в комментируемой ст. 129.1 НК РФ, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах НК РФ;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах НК РФ. Примерами могут служить:

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину (ответственность) виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектами анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности.

Пункт 2 предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные повторно в течение календарного года, и влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Читайте также: