Счет 01к в налоговом учете

Обновлено: 29.04.2024


Ответы на вопросы участников вебинара


1. А если резерв по ремонту ОС есть в НУ, а в БУ его нет. Это тоже будет временная разница? Это же резерв?

Ответ: Если есть сумма по НУ и нет по БУ, то для соблюдения правила БУ = НУ+ПР+ВР надо эту же сумму в Минус ВР поставить.

2. Подскажите, пожалуйста, разницы по оценочным обязательствам могут быть ПР? Например: Оценочное обязательство по отпускам, не принимаемым для НУ (дополнительные отпуска за стаж работы в Обществе)?

Ответ: Могут.


3. Вопрос касательно счетов, которые отсутствуют в налоговом учете. Например, счет 14.


Ответ: Временную разницу нужно относить туда же, куда вы в бухгалтерском учете относите расходы. Формально, сейчас это счет 91 (п. 11 ПБУ 10).

Но некоторые предприятия относят и на 44, 26. В подтверждение возможности такого отражения сейчас в контексте ФСБУ БМЦ (Бухгалтерский методический центр) готовит рекомендацию, в которой, вероятно, будет предложено считать такие расходы расходами по обычным видам деятельности.

Внимание: проводки по созданию резерва под обесценение ТМЦ могут быть двух вариантов:

вариант №1 – если мы в БУ сделаем проводку Д 91.02 – К 14 сумма 5000, а налоговая проводка Д 91.02 (сумма 5000 руб ВР) – К 14 (Сумма Пусто, т.к. 14 счета нет в налоговом плане счетов);

Оба эти варианта возможны, но после закрытия месяца такие операции приводят к ошибке (перенос сальдо), то есть регламентная обработка такой операции пока до конца не автоматизирована, переписка с 1С по этому поводу ведется.


4. Вопрос по созданию резерва под обесценение ТМЦ, начисляется на сч.14, а сч.14 существует только в БУ, в НУ отсутствует, соответственно по нему нет ПР и ВР., по первому кварталу столкнулись, что 1С рассматривает разницы по созданию резерва ТМЦ как ПР.


Ответ: Временную разницу нужно относить туда же, куда вы в бухгалтерском учете относите расходы. Формально, сейчас это счет 91 (п. 11 ПБУ 10).

Но некоторые предприятия относят и на 44, 26. В подтверждение возможности такого отражения сейчас в контексте ФСБУ БМЦ (Бухгалтерский методический центр) готовит рекомендацию, в которой, вероятно, будет предложено считать такие расходы расходами по обычным видам деятельности.

Внимание: проводки по созданию резерва под обесценение ТМЦ могут быть двух вариантов:

вариант №1 – если мы в БУ сделаем проводку Д 91.02 – К 14 сумма 5000, а налоговая проводка Д 91.02 (сумма 5000 руб ВР) – К 14 (Сумма Пусто, т.к. 14 счета нет в налоговом плане счетов);

Оба эти варианта возможны, но после закрытия месяца такие операции приводят к ошибке (перенос сальдо), то есть регламентная обработка такой операции пока до конца не автоматизирована, переписка с 1С по этому поводу ведется.


5. Что будет, если в пояснениях не отразить комментарии по разницам? Штраф?


Ответ: Отдельных пояснений для отражения ПР (типовых таблиц) как таковых нет. Таким образом, раскрыть можно в пояснительной записке.

Чем грозит: бухгалтерский баланс с приложениями обязаны сдавать практически все российские организации. Экономический субъект, не предоставивший бухгалтерский баланс в ФНС, должен уплатить в бюджет всего 200 рублей. Однако 200 рублей — это наказание за каждую несданную форму.

6. Нужно ли вносить изменения в УП из-за изменений в ПБУ?

Ответ: Конечно, и в письменную учетную политику, и в программе отдельную строку заводить каждый год, т.к. законодательство меняется.

7. Продали ОС с убытком. В декларации по НП за 1 кв. увеличивается налоговая база для исчисления налога на прибыль и расчета авансовых платежей. Убыток разнесла проводкой Дт 97.21 Кт 91.9 на срок остатка амортизации — 5 мес. Что не так попадает в декларацию?

Ответ: Как правильно отразить убыток от реализации ОС – смотрите в статье на 1С:ИТС . Более частные вопросы лучше смотреть в базе.

9. Даже если резерв в БУ создаётся, а в НУ нет. Это временная разница? А наоборот? Если в НУ есть резерв, а в БУ нет?

Ответ: Все резервы сейчас в ВР, если в НУ есть, а в БУ нет, то это Минус ВР будет.

10. Подскажите, пожалуйста, разницы по оценочным обязательствам могут быть Постоянными разницами? Например: Оценочное обязательство по отпускам не принимаемым для НУ (дополнительные отпуска за стаж работы в Обществе)?

Ответ: Такая разница может быть ПР.


11. Если выбрали УП бал.метод+ПР+ВР, то не надо переквалифицировать разницу по ОС ПР на ВР?

Ответ: Переквалифицировать разницы надо. Можно корреспондировать с тем счетом, с которым удобнее. Но еще проще перенести сразу со счета на этот же счет. При балансовом методе принципиален остаток на отчетную дату, а не обороты. То есть можете и прямыми проводками - Дт 02.01 ПР Кт 02.01 ВР с соблюдением всех аналитик по счету. Так рекомендует БУХ.1С.

12. То есть остатки на 31.12 и на 01.01 будут разные при балансовом методе без постоянных разниц?

Ответ: Нужно перейти ретроспективно желательно декабрем, и тогда остатки однозначно будут одни и те же 31.12.2019.


13. Будет обновление 1С? Так как согласно п.11 ПБУ 18: Временные разницы образуются в результате признания в бухгалтерском учете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, запасов и других активов.

Ответ: Ждать выхода релиза необязательно, ведь проводка ручная.



14. В каком отчете можно увидеть начисление по 09 и 77 подробно?

Ответ: Справка-расчет из регламентной операции по расчету отложенного налога на прибыль.


15. При закрытии месяца обороты по счетам 01 и 02 проходят в ВР и ПР и в расчете текущего налога постоянные разницы учитываются. Налог на прибыль рассчитывается верно. Но при этом по оборотам на счетах 01 и 02 20% от ПР формируются еще проводки со счетом 99.

Ответ: Наверное, на уровне операций могут быть ошибки по ПР, по ОС, так как ВР должно по ОС быть.



18. То есть остатки по строке контроль, это ошибки?

Ответ: Скорее всего, да, если речь идет на 01.01.2020.


19. Исключение счет 90?

Ответ: Да, 90.01.1 – на контроле всегда на сумму НДС.

20. На контроле разница может быть по сч.90 и по сч.91.01 и сч.91.02 тоже на сумму НДС?

Ответ: Да, по 90.01.1 и 91.02 и 91.01 может быть сумма на контроле, совершенно верно. Сумма на контроле по счетам 91 01 и 91 02 – то сумма НДС при реализации материалов или прочего имущества, ведь там счет учета доходов 91.01, счет расходов и счет учета НДС 91.02.



21. Где найти информацию о том, как переквалифицировать разницу по ПР на ВР?

Ответ: Переквалифицировать удобнее всего напрямую со счета на этот же счет. При балансовом методе принципиален остаток на отчетную дату, а не обороты. То есть можете сделать прямыми проводками, например, Дт 43 ВР Кт 43 ПР, с соблюдением всех аналитик по счету. Так рекомендует БУХ.1С.



22. Уточните, пожалуйста, статью как переквалифицировать ПР в ВР
(нужно по резерву по сомнительным долгам)?

Ответ: можно напрямую Д63 ПР – К63 ВР с учетом всех аналитик по счету.



23. Поясните, пожалуйста, если мы были на затратном методе, а с 01.01.2020 хотим перейти на балансовый метод с применением ПР и ВР, то должны просто поставить галочку в учетной политике с 01.01.2020 и перепровести закрытие месяца с января 2020?

Ответ: Да, только создать учетную политику с 01.01.2020 и перепровести документы января, перезакрыть месяц январь и дальнейшие месяцы аналогично перепровести и перезакрыть.



24. По резерву по ТМЦ – это ВР с 01.01.20 согласно п.11 ПБУ 18: Временные разницы образуются в результате признания в бухгалтерском учете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, запасов и других активов.

Ответ: Временную разницу нужно относить туда же, куда вы в бухгалтерском учете относите расходы. Формально, сейчас это счет 91 (п. 11 ПБУ 10).

Но некоторые предприятия относят и на 44, 26. В подтверждение возможности такого отражения сейчас в контексте ФСБУ БМЦ (Бухгалтерский методический центр) готовит рекомендацию, в которой, вероятно, будет предложено считать такие расходы расходами по обычным видам деятельности.

Внимание: проводки по созданию резерва под обесценение ТМЦ могут быть двух вариантов:

вариант №1 – если мы в БУ сделаем проводку Д 91.02 – К 14 сумма 5000, а налоговая проводка Д 91.02 (сумма 5000 руб ВР) – К 14 (Сумма Пусто, т.к. 14 счета нет в налоговом плане счетов);

Оба эти варианта возможны, но после закрытия месяца такие операции приводят к ошибке (перенос сальдо), то есть регламентная обработка такой операции пока до конца не автоматизирована, переписка с 1С по этому поводу ведется.

Под лизингом подразумевается одна из форм кредитования. Это аренда основных фондов на длительный срок с приобретением в будущем. Организация получает возможность арендовать транспортные средства, производственное оборудование, сооружения и другие объекты недвижимости с последующим выкупом. Учет лизинга в 1С 8.3 происходит поэтапно. Ниже описаны пошаговые действия этой процедуры.

Договор лизинга – соглашение, в котором лизингодатель обязуется приобрести и передать имущество лизингополучателю во временное владение и использование. Покупаемое по лизинговому договору имущество может учитываться двумя способами:

  • на балансе лизингополучателя;
  • на балансе лизингодателя.

Как покупать в лизинг и поставить на учет?

Учет лизинга в 1С

Учет лизинга в 1С

После нужно провести его и сверить бухгалтерские проводки.



  • вид операции;
  • номер/дата – введите дату, а номер подставится автоматически;
  • МОЛ – определите и обозначьте материально ответственное лицо;
  • местонахождение – в этом поле отразите, где оборудование будет использоваться;
  • событие ОС – исходя из задачи укажите, что будет поставлено на учет и эксплуатироваться.





В появившейся форме заполните поля:







Учет лизинга в 1С





В открывшемся акте для отражения лизинговых услуг укажите:

  • номер и дату полученного от лизингодателя акта;
  • реквизиты лизингового договора;
  • названия организаций лизингополучателя и лизингодателя.

Учет лизинга в 1С

Обратите внимание, что 76.07.2 – счет для расчетов с контрагентом, а 60.02 – счет для расчета по авансам.

Учет лизинга в 1С


В бухгалтерском учете платежи по лизингу принадлежат к дебету 76.07.1 Арендные обязательства, а не принадлежат к расходам. Стоимость поступившего в лизинг оборудования учитывается по кредиту этого счета. Счет 76.07.1 закроется после проведения всех платежей по лизинговому договору.

Амортизация в лизинге

Учет лизинга в 1С

В завершение следует отметить, что по лизинговым операциям есть разница между бухгалтерским и налоговым учетом. В последнем учете расходы по лизинговым операциям учитываются за минусом налоговой амортизации. Если в 1С 8.3 правильно составлена Учетная политика предприятия, то программа автоматически выполнит расчеты по амортизации и подсчитает расходы на лизинг, а дополнительно отобразит разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Чтобы избежать ошибок при постановке на учет приобретенного в лизинг оборудования, недвижимости или транспорта, эту задачу необходимо делегировать компетентным специалистам по бухучету.

ФСБУ 25 или Указания N 15?

Применение к арендным отношениям ФСБУ 25/2018 обязательно с бухгалтерской отчетности за 2022 год, но можно начать применение этого стандарта досрочно. Это следует сделать, если договор лизинга окончится после 31.12.2022 года. Дело в том, что организация имеет право не применять ФСБУ 25/2018 в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется правила ФСБУ 25/2018 (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Если же автомобиль получен в лизинг на более длительный срок, то целесообразно сразу применять к договору лизинга нормы ФСБУ 25/2018 во избежание пересчетов связанных с переходным периодом, предусмотренным п. 48 — п. 50 ФСБУ 25/2018.

Если применяем Указания N 15

Рассмотрим самую распространенную ситуацию, когда договором лизинга в течение срока действия договора лизинга предусмотрена уплата лизинговых платежей, а также выплата выкупной цены, после чего к лизингополучателю переходит право собственности на автомобиль.

Для лизингополучателя, автомобиль, взятый в лизинг, отвечает критериям основного средства (в п. 4 и в п. 5 ПБУ 6/01). Автомобиль принимается лизингополучателем к бухгалтерскому учету в состав основных средств (ОС) по первоначальной стоимости, которая включает всю сумму платежей, причитающихся по договору лизинга, включая выкупную цену (без НДС) (п.8 Указаний N 15, п. 7, п. 8 ПБУ 6/01). Для организаций, которые не являются плательщиками НДС, например, применяющие УСН, НДС является невозмещаемым налогом и включается в первоначальную стоимость предмета лизинга (п. 8 ПБУ 6/01).

При признании в учете предмета лизинга следует исходить из срока полезного использования (СПИ) автомобиля, так как организация намерена выкупить автомобиль в собственность и эксплуатировать его как основное средство (извлекать экономические выгоды в течение СПИ ОС, п. 20 ПБУ 6/01). Амортизация предмета лизинга начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга к бухгалтерскому учету в составе основных средств, до момента возврата лизингодателю либо до полного погашения его стоимости. Амортизация начисляется способом, установленным в учетной политике организации-лизингополучателя (пункты 17, 19, 21, 22 ПБУ 6/01).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в феврале 2021 г. Срок лизинга — до декабря 2022 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за декабрь 2022 года) считается уплатой выкупной цены. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю.

Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т.ч. НДС 20%, уплачиваются с февраля 2021 по декабрь 2022 ежемесячно равными частями (289 565 руб. х 23 платежа). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев (для БУ и НУ).

Лизинговый автомобиль бухгалтерский учет у лизингополучателя в соответствии с Указаниями N 15 по отражению расчетов по договору лизинга с учетом на балансе лизингополучателя:

Февраль 2021

Получен предмет лизинга:

Дебет 08 Кредит 76-арендные обязательства — 5 550 000 руб.

Выделен НДС по лизинговому имуществу

Дебет 19 Кредит 76-арендные обязательства —1 110 000 руб.

Предмет лизинга включен с состав ОС:

Дебет 01- лизинг Кредит 08 — 5 550 000 руб.

Февраль 2021 и далее ежемесячно до выкупа предмета лизинга (декабрь 2022)

Начислен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-лизинговые платежи — 289 565 руб.

Принят к вычету НДС по текущему лизинговому платежу (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 48 260 руб.

Уплачен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-лизинговые платежи Кредит 51 — 289 565 руб.

Март 2021 и далее ежемесячно

Начислена амортизация по предмету лизинга:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02-лизинг — 150 000 руб.

На дату выкупа предмета лизинга — декабрь 2022

Начислен платеж в виде выкупной стоимости:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-выкупная стоимость — 289 565 руб.

Уплачена выкупная стоимость:

Дебет 76-выкупная стоимость Кредит 51 — 289 565 руб.

Перевод выкупленного предмета лизинга в состав собственных ОС

Дебет 01-собственные ОС Кредит 01-лизинг (первоначальная стоимость) — 5 550 000 руб.

Дебет 02-лизинг Кредит 02-собственные ОС (амортизация) — 3 600 000 руб. (150 000 руб. х 24 мес.)

Принят к вычету НДС по выкупной стоимости ОС (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 48 260 руб.

Как видим, в бухгалтерском учете нет расхода в виде лизингового платежа, в расходы относится только амортизация предмета лизинга. Начисление лизингового платежа уменьшают задолженность арендодателя по арендным обязательствам и не признаются расходом для целей бухгалтерского учета.

Обратите внимание! При учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя для целей налогового учета лизинговый платеж признается расходом за минусом суммы начисленной амортизации (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Первоначальной стоимостью предмета лизинга всегда признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ, письма Минфина РФ от 17.05.2021 N 07-01-09/37253, от 20.04.2016 N 03-03-06/1/22656).

Получается, что в налоговом учете расходом признается амортизация плюс лизинговый платеж в части, превышающей сумму амортизации, а в бухгалтерском учете только сумма амортизации. При этом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на расходы в течение СПИ предмета лизинга переносится вся сумма договора лизинга (без НДС). Возникает временная разница (НВР), в учете отражается ОНО (Кредит 77), которое списывается (погашается) после выкупа лизингового имущества ежемесячно в течение всего оставшегося СПИ (п. 11, п. 15, п. 18 ПБУ 18/02).

Если применять ФСБУ 25

Основное отличие при отражении финансовой аренды по ФСБУ 25 в том, что стороны договора аренды отражают аренду на балансе по приведенной стоимости. То есть, при признании в учете арендатор отражает ППА и обязательство по аренде не в полной сумме лизинговых платежей (как это прописано в Указаниях N 15), а по первоначальной оценке обязательства по аренде (как приведенная стоимость будущих арендных платежей) (п. 14 ФСБУ 25/2018).

Таким образом, при лизинге на рыночных условиях допустимо отражать ППА и признавать обязательство по аренде в размере стоимости предмета лизинга, которую уплатил за него лизингодатель (без НДС). Разница между общей суммой договора лизинга (включая выкупную цену) и затратами лизингодателя на приобретение лизингового имущества (суммой, которую уплатил лизингодатель за предмет лизинга) признается у лизингополучателя процентами и распределяется во времени по сроку договора лизинга.

В течение срока лизинга по ППА начисляется амортизация, а первоначально признанное обязательство по аренде увеличивается за счет начисления процентов. Проценты признаются в составе прочих расходов организации. Уплаченные лизинговые платежи уменьшают обязательство по аренде (п. 18 ФСБУ 25/2018).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в октябре 2021 года (принят к учету).

Срок лизинга до марта 2024 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за март 2024 года) признается выкупной стоимостью. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю. Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т. ч. НДС 20%, уплачиваются с октября 2021 по март 2024 ежемесячно равными частями (222 000 руб. х 30 платежей). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев. Сумма, уплаченная за предмет лизинга лизингодателем 5 270 000 руб. (без НДС).

Начисление процентов по периодам отражено в таблице. Остаток обязательства на конец периода рассчитан как Остаток обязательства на начало периода плюс сумма процентов минус лизинговый платеж. Проценты рассчитаны как произведение остатка обязательства на начало периода и ставки за месяц 0,337%.

В чем суть лизинга? Лизинговая компания приобретает в собственность имущество и передает его в пользование третьему лицу на длительный срок. При этом продавца выбирает именно третье лицо – потребитель финансовой услуги. В течение срока действия лизингового договора потребитель выплачивает стоимость приобретенного имущества плюс вознаграждение за лизинг. По истечении означенного времени и выплаты оговоренной суммы, имущество переходит в собственность арендатора. Залог в отличие от кредита при лизинговой сделке не требуется, а длительная рассрочка ощутимо снижает размеры выплат и позволяет оптимально распоряжаться активами фирмы.

Уникальность данного финансового инструмента состоит в том, что лизинг органично сочетает в себе характеристики долгосрочной аренды и финансового кредита.
Преимущества этого вида инвестиционной деятельности для потребителя:

Лизинг позволяет снизить налогооблагаемую базу предприятия, поскольку все выплаты по лизинговому договору включаются в себестоимость, в результате чего снижается налог на прибыль.

Вся сумма НДС по договору ставится к зачету.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам в натуральной форме (продукцией), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.

Если иное не предусмотрено договором лизинга:

размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца;

В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Срок действия договора лизинга: 5 месяцев

Предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя

Сумма лизинговых платежей: 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС 180 000 руб.)

По истечении срока действия договора предмет лизинга:

    • Выкупается лизингополучателем
    • Выкупная стоимость составляет: 330 400 руб. (в т. ч. НДС 50 400 руб.)
    • Оплачивается единовременно по окончании срока договора лизинга
    • Предмет лизинга приобретен лизингодателем:
      • за 743 400 руб. (в т. ч. НДС 113 400 руб.)

      Дополнительных затрат, включаемых в первоначальную стоимость, нет

      Срок полезного использования предмета лизинга: 8 месяцев

      Исходя из данного примера, прежде чем непосредственно перейти к отражению его в программе, попробуем сначала рассчитать все необходимые значения сумм, которые должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете.

      Бухгалтерский учет:

      Первоначальной стоимостью основного средства в бухгалтерском учете признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Особых правил по формированию первоначальной стоимости основного средства, являющегося предметом лизинга, ПБУ 6/01 не предусматривает.

      Поэтому, исходя из общих принципов определения первоначальной стоимости объектов основных средств, определить первоначальную стоимость предмета лизинга в бухгалтерском учете необходимо как общую сумму задолженности перед лизингодателем по договору лизинга за вычетом НДС.

      Таким образом, первоначальной стоимостью предмета лизинга, исходя из которой начисляется амортизация, для целей бухгалтерского учета является договорная стоимость, которая включает лизинговые платежи и выкупную стоимость за минусом НДС.

      Выкупная стоимость предмета лизинга (без учета НДС) составляет 280 000 руб. (330 400 – 50 400)

      Сумма лизинговых платежей (без учета НДС) составляет 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000).

      Общая сумма задолженности за вычетом НДС - 1 280 000 рублей.

      Таким образом, мы определили сумму, которая должна быть отражена в качестве первоначальной стоимости по бухгалтерскому учету, с которой будет рассчитываться амортизация – 1 280 000 руб.

      Исходя из срока полезного использования 8 месяцев, сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском учете составит 160 000 рублей. (1 280 000 : 8 = 160 000)

      Налоговый учет:

      Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) предусматривает особый порядок формирования первоначальной стоимости предмета лизинга в налоговом учете. Так, согласно абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
      Данную норму следует применять независимо от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество, поскольку абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ не делает специальной оговорки в отношении балансодержателя (Письмо Минфина РФ от 20.01.2011 № 03-03-01/19).

      При этом для целей формирования первоначальной стоимости в налоговом учете лизингополучателю необходимо иметь данные о первоначальной стоимости объекта лизинга, предоставленные лизингодателем (п. 2 Письма Минфина РФ от 30.07.2004 № 03-03-08/117). Таким образом, возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом уже на этапе формирования первоначальной стоимости предмета лизинга в случае, если балансодержателем является лизингополучатель. Следовательно, суммы амортизационных отчислений будут различны в виду различной первоначальной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете: в бухгалтерском учете - на основании расходов самого лизингополучателя (лизинговые платежи плюс выкупная стоимость), для целей налогообложения – на основании документально подтвержденных расходов лизингодателя на приобретение лизингового имущества.

      Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом приводят к необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н (далее – ПБУ 18/02).

      Итак, определим первоначальную стоимость по налоговому учету за вычетом НДС. Исходя из нашего примера, она составит 630 000 руб. (743 400 – 113 400).

      Исходя из срока полезного использования 8 месяцев, сумма ежемесячной амортизации в налоговом учете составит 78 750 рублей. (630 000 : 8 = 78 750).

      В план счетов добавлены специализированные субсчета 76 счета, на которых отражаются расчеты по лизингу, лизинговым платежам, НДС по лизингу. (Рис.1).

      В группах 01 и 02 счета также выделены новые субсчета, помогающие вести учет не только имущества, приобретенного в лизинг, но и его амортизации, а также корректировки его стоимости при отклонении в бухгалтерском и налоговом учете. (Рис.2).

      Итак, будем рассматривать наш пример с января 2015 года по организации, которая применяет общую систему налогообложения и ПБУ 18/02.

      При проведении документа формируются проводки (Рис.4):

      В нашем примере будем использовать счет затрат один и тот же - 26, а статьи затрат разные.

      При проведении документа формируются проводки по бухгалтерскому и налоговому учету с учетом временных разниц. Обратите внимание, разница между бухгалтерским и налоговым учетом отражается на специальном счете 01.К – Корректировка стоимости арендованного имущества. (Рис.8)

      Таким образом, мы отразили поступление предмета лизинга и приняли его к учету.

      В текущем месяце также необходимо отразить начисление и оплату первого лизингового платежа.

      Прежде чем перейти к отражению в программе, рассчитаем вручную сумму ежемесячного лизингового платежа. (На практике обычно мы имеем график таких платежей).

      Сумма лизинговых платежей по условиям нашего примера составляет 1 180 000 рублей. Разделим данную сумму на срок договора лизинга – 5 месяцев.

      1 180 000 : 5 = 236 000 рублей (в т. ч. НДС 36 000 рублей).

      При выборе такой операции для документа в документе также по умолчанию заполняются соответствующие счета учета: 76.07.1 – Арендные обязательства, 76.07.2 – Задолженность по лизинговым платежам. (Рис.10)

      При проведении документа формируются проводки: (Рис.11)

      При проведении документа формируются проводки: (Рис.13)

      При проведении документа формируются проводки (Рис.16):

      Все рассмотренные операции мы ввели в январе 2015 года. Теперь необходимо закрыть месяц и посмотреть, каким образом программа отразила в бухгалтерском и налоговом учете определенные регламентные операции и рассчитала налог на прибыль с учетом ПБУ 18/02 (Рис.17).

      Обратите внимание, что в январе 2015 года у нас не происходит начисление амортизации, так как основное средство принято к учету в этом месяце. А вот признание расходов по НУ в результате перечисления лизингового платежа за январь должно быть выполнено.

      Проводки операции по признанию расходов по НУ следующие: (Рис.18)

      Обратите внимание, за счет какого счета идет отражение расходов по лизинговому платежу в налоговом учете в дебет счета 26. Именно за счет счета – 01.К, на котором в самом начале отражались отклонения между бухгалтерским и налоговым учетом при принятии предмета лизинга к учету.

      Для операции признания в налоговом учете лизинговых платежей можно посмотреть печатную форму справки-расчета. (Рис.19).

      Пользователю будет выведена печатная форма отчета (Рис.21).

      При расчете по налогу на прибыль программа отразит признание отложенного налогового обязательства (Рис.22).

      Проверить расчет начисленного ОНО можно с помощью вывода печатной формы (Рис.23).

      Рассмотрим одинаковое поведение программы для трех последующих месяцев на примере февраля 2015 года.

      Пусть в данном месяце также была отражена операция по выручке (1 062 000 рублей в т. ч. НДС 162 000 рублей).

      Отражены начисления и оплата лизингового платежа в размере 236 000 рублей.

      Проведем закрытие месяца.

      Обратите внимание, что в этом месяце начинает производиться начисление амортизации как по бухгалтерскому, так и по налоговому учету (Рис.24).

      При начислении амортизации по бухгалтерскому и налоговому учету получились суммы, рассчитанные нами вручную. Обратите внимание, что признание расходов по амортизации происходит в корреспонденции со счетом 02.03 – Амортизация арендованного имущества (Рис.25).

      Картина по признанию лизинговых платежей в налоговом учете с появлением амортизации изменилась. В качестве признанного расхода в налоговом учете отражена сумма лизингового платежа (без НДС) за вычетом амортизации в налоговом учете (Рис.26).

      Это можно увидеть в отчете. Расчет признанных расходов по лизинговым платежам отражен в столбце 9 за минусом амортизации (Рис.27).

      При расчете по налогу на прибыль программа снова отразит признание отложенного налогового обязательства (Рис.28).

      Проверить расчет начисленного ОНО можно с помощью вывода печатной формы (Рис.29).

      Такие же операции и такой же расчет налога будет в марте и апреле 2015.

      Месяц май 2015 года – месяц завершения договора лизинга (месяц последнего лизингового платежа и отражения выкупа предмета лизинга).

      Пусть в данном месяце также была отражена операция по выручке (1 062 000 рублей в т. ч. НДС 162 000 рублей).

      Отражены начисления и оплата лизингового платежа в размере 236 000 рублей.

      Необходимо внести отражение начисления выкупной стоимости и оплату выкупной стоимости, перевод предмета лизинга в состав собственного имущества.

      Данный документ выполняет все необходимые функции для перевода предмета лизинга в состав собственного имущества, отражает задолженность для погашения выкупа, корректирует данные по НДС, а также формирует множество регистров для последующего корректного отражения предмета лизинга и его амортизации в составе собственного имущества (Рис.30).

      Внизу стандартным способом необходимо ввести для данного документа счет-фактуру полученный, в котором сразу же отразить вычет НДС по 19.01 счету.

      В следующем блоке проводок формируются проводки, которые ранее формировались в бизнес-процессе закрытия месяца. Это проводки по начислению амортизации по бухгалтерскому и налоговому учету и отражение в расходах по налоговому учету лизинговых платежей (Рис.34).

      В следующем блоке формируются проводки по переносу первоначальной стоимости и амортизации на счета учета собственных основных средств (Рис.35).

      Первой проводкой данного блока первоначальная стоимость по бухгалтерскому и налоговому счету переносится со счета 01.03 на счет 01.01.

      Второй проводкой отражен перенос амортизации по бухгалтерскому учету со счета 02.03 на счет 02.01. Третьей проводкой происходит закрытие счета 02.03 и уменьшение по налоговому учету первоначальной стоимости на 01.01.

      Последней проводкой происходит корректировка счета 01.01 со счетом 01.К.

      Таким образом, если посмотреть итоговый отчет, видно, что счета 01.03, 01.К и 02.03 закрыты полностью, поскольку предмет лизинга перешел теперь в собственность организации. Амортизация, накопленная по бухгалтерскому учету, полностью перенесена на счет 02.01 (Рис.36).

      Счета учета в данном документе будут проставлены автоматически, проводки документа будут следующими (Рис.38):

      Если посмотреть итоговый отчет за период с января по март, то видно, что задолженности по счетам 76 и 60 нет, а также полностью закрыт счет 19 (Рис.39).

      Рассмотрим теперь операцию закрытия месяца в мае 2015 года, в месяце окончания договора лизинга (Рис.40).

      При расчете по налогу на прибыль программа снова отразит признание отложенного налогового обязательства (Рис.42).

      Проверить расчет начисленного ОНО можно с помощью вывода печатной формы (Рис.43).

      Месяц июнь 2015 года – первый месяц после завершения договора лизинга.

      • Пусть в данном месяце также была отражена операция по выручке (1 062 000 рублей в т. ч. НДС 162 000 рублей).

      Рассмотрим операцию закрытия месяца в июне 2015 года (Рис.44).

      С этого месяца отсутствует операция по признанию в НУ лизинговых платежей, так как срок договора лизинга закончен прошлым месяцем. Амортизация по бухгалтерскому учету продолжает начисляться, по налоговому учету должна начать начисляться новая амортизация.

      Рассмотрим проводки по амортизации (Рис.45).

      При расчете по налогу на прибыль начинается погашение отложенного налогового обязательства (Рис.46).

      Проверить расчет списания ОНО можно с помощью вывода печатной формы (Рис.47)

      Начисление амортизация по бухгалтерскому учету будет продолжаться по сентябрь 2015 года включительно, а по налоговому учету соответственно по август 2015 года.

      Рассмотрим проводки по начислению амортизации в сентябре 2015 года (Рис.48).

      При расчете по налогу на прибыль завершится погашение отложенного налогового обязательства (Рис.49).

      Проверить расчет списания ОНО можно с помощью вывода печатной формы (Рис.50).

      Проанализировав итоговую оборотно-сальдовую ведомость за период с января по сентябрь 2015 года, увидим, что счет 77 закрыт (осталась одна копейка, возникшая в результате округления) (Рис.51).

      Сумма 01 счета по бухгалтерскому и налоговому учету полностью перенесена на счет 02 (Рис.52).

      Таким образом, пример отражения в программе предмета лизинга произведен полностью с периода его приобретения и принятия к учета до полного погашения по нему отложенного налогового обязательства.


      Лизинг – страшный сон почти любого бухгалтера. Почему "почти"? Потому что говорят, что новые возможности программы 1С:Бухгалтерия, ред. 3 позволяют с помощью документов отражать следующие операции: поступления ОС в лизинг и принятие его к учету, отражение лизинговых платежей и списание по ним НДС, последующий выкуп этого имущества.

      Наиболее сложным считается учет имущества на балансе у лизингополучателя. В своей статье я попробую разобраться с этим хитроумным учетом в программе и возможно это станет еще одним поводам к переходу на 3 редакцию бухгалтерии.
      Начнем с того, что 3 версии программы в план счетов добавлены субсчета 76 счета, для учета арендных операций и НДС по ним. Уже хорошо! В предыдущей редакции этого нет, и подозреваю что вряд ли будет.

      План счетов 1С:Бухгалтерия ред.3

      Итак, первый факт хозяйственной деятельности – это поступление объекта лизинга, и для ее отражения есть документ, который так и называется "Поступление в лизинг" и находится в разделе ОС и НМА:

      Вкладка

      Создаем новый документ, в котором надо указать полную стоимость основного средства по договору. Счет расчетов, счет учета и счет НДС подставляются в документ автоматически:

      Документ

      Кстати, обратите внимание на счет 08.04.1. В плане счетов появились два новых субсчета:

      Новые субсчета в счете 08.04

      Счастливые обладатели подписки ИТС ПРОФ прочитав на портале ИТС описание этих субсчетов вряд ли что то поймут, так же как и я. Почему? Да потому что оказывается оба счета предназначены для учета затрат по приобретению объектов основных средств, требующих монтажа.
      Возможно, в описание этих счетов вкралась ошибочка, надежду на это вселяют названия счетов. А заодно у меня возник вопрос: а как же быть со счетом 07? Вроде как он всегда использовался для отражения поступления оборудования, требующего монтажа. Ну да ладно. Наша задача рассмотреть что и как делает программа. Если вас не устраивает то, что при выборе номенклатуры из группы "Оборудование (объекты основных средств)" в документ подставился счет 08.04.1, то вы можете изменить счет учета для номенклатуры из этой папки. Как это сделать, можно прочитать здесь
      Извиняюсь за лирическое отступление от темы нашего разговора. Итак, мы создали документ "Поступление в лизинг". Так как мы имеем дело с арендованным имуществом, значит, право собственности на него к нам не переходит и счета-фактуры по этой операции нет.
      Давайте проанализируем проводки, которые делает этот документ:

      Проводки документа

      Ммм, ну что сказать. Вроде все верно. Отражена на 08 счете цена поступившего имущества и сформирован отложенный НДС. Правда меня смущает в дебете счета 08.04.1 пустое второе субконто. Если в документе выбрать счет 08.04 (по старинке) то в проводках все три субконто заполнены. Что-то опять какая то халтурочка. Ну, или может так и надо, а мне пока не ясен тайный смысл происходящего.
      Давайте продолжим. Следующий этап – это ввод в эксплуатацию арендованного имущества. Здесь надо воспользоваться уже давно знакомым нам документом "Принятие к учету ОС", но с некоторыми уточнениями по его заполнению.
      Итак, в заполнении шапки документа ничего нового и необычного, а вот на первой закладке "Внеоборотный актив" надо правильно выбрать способ поступления: По договору лизинга.

      Принятие к учету ОС

      Закладка "Основные средства" тоже не таит в себе ничего неожиданного. Сюда мы подставляем наше основное средство.

      Документ

      Переходим на закладку "Бухгалтерский учет". Здесь все привычно, кроме счета учета и счета начисления амортизации. Они проставляются автоматически, в зависимости от способа поступления на закладке "Внеоборотный актив":

      Документ

      Это кстати счастливая возможность узнать о новых счетах в плане счетов:

      План счетов Бухгалтерского учета

      Переходим на закладку "Налоговый учет". Здесь ВАЖНО правильно указать первоначальную стоимость арендованного имущества. Для целей налогового учета мы должны указать сумму расходов лизингодателя.

      Документ

      Проанализируем проводки, сделанные этим документом:

      Движения документа

      Вот такие интересные записи сделал этот документ. На счете 01.03 по бухгалтерскому учету стоимость объекта лизинга отражена полностью, а по налоговому учету – только расходы лизингодателя. Неамортизируемая в налоговом учете часть стоимости ОС учтена на счете 01.К.
      Теперь перейдем к начислению ежемесячных лизинговых платежей. Начисляются они в программе с помощью документа "Поступление (акт, накладная)", вид операции "Услуги лизинга"

      Поступление (акты, накладные)

      При формировании документа в программе автоматически проставляются счета расчетов и счета учета. При расчетах в валюте или в у.е. их можно поменять на 76.27.2, 76.37.2, 76.27.1 или 76.37.1 соответственно.
      Также не забываем в этом документе зарегистрировать счет-фактуру для принятия к вычету НДС.

      Поступление: Услуги лизинга

      В результате проведения документ сделал следующие записи: начислен лизинговый платеж, отражена сумма входящего НДС и списана сумма отложенного НДС:

      Движение документа

      Начисление амортизации и принятие к НУ лизинговых платежей – это регламентные операции, которые выполняются автоматически при закрытии месяца:

      Закрытие месца

      Эти регламентные операции делают следующие проводки:
      - принимаются к расходам суммы амортизации

      Проводка 1

      - принимаются к расходам в НУ лизинговые платежи на сумму разницы между поступлением арендных платежей и начисленной в НУ амортизацией:

      Проводка 2

      Также можно сформировать справку-расчет о признании расходов по арендованным основным средствам:

      Справка расчет о признании расходов по арендованным ОС

      Справку можно сформировать как бухгалтерскому, так и по налоговому учету. Для этого воспользуемся кнопкой "Показать настройки":

      19

      И поставим переключатель в нужное нам положение:

      20

      По окончании срока договора необходимо отразить в программе переход права собственности на арендуемое имущество. Для этого воспользуемся специальным документом: "Выкуп предмета лизинга"

      Вкладка

      В этом документе заполняем сведения о предмете лизинга и его выкупной стоимости:

      Документ

      На закладке "Бухгалтерский учет" автоматически проставлены счета по арендным обязательствам и собственным основным средствам:

      Вкладка бухгалтерский учет в документа

      На закладке "Налоговый учет" указываем варианты включения выкупной стоимости в состав расходов. По умолчанию всегда устанавливается вариант "Начислять амортизацию". При установке соответствующего флажка программа автоматически рассчитывает оставшийся срок полезного использования ОС:

      Вкладка Налоговый учет в документа

      Этот документ делаем несколько проводок: переводит предмет лизинга в состав собственных ОС, переносит накопленную амортизацию на счет 02.01 и закрывает оставшиеся арендные обязательства и НДС по ним, отражает предъявленный НДС:

      Движение документа Выкуп предметов лизинга

      Читайте также: