Сборщики налогов и сборов

Обновлено: 18.05.2024

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее – иностранные организации).

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

1) законные – представители, которые наделены соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;

2) уполномоченные – представители, которые наделены соответственными полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.

В соответствии со ст. 27 НК РФ законное представительство предприятий осуществляется в двух формах:

– путем закрепления полномочий представителя в учредительных документах;

– представительство на основании закона.

В первом случае сведения о представителе должны быть включены в учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор). Тогда представительство этого предприятия сможет осуществлять только указанный в ее учредительных документах представитель.

Во втором случае представительство возможно на государственных и муниципальных предприятиях, где собственником является государство. Налоговый представитель таких предприятий должен быть указан в качестве такового в акте соответствующего государственного органа (представительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления и т. п.).

Законный представитель организации имеет право осуществлять все те действия, которые может производить в связи с уплатой налогов и сборов и сам налогоплательщик. Законный представитель обладает, в том числе и правом уплаты налога за предприятие.

А потому в соответствии со ст. 28 НК РФ, как действие, так и бездействие законных налоговых представителей организации признаются действиями (бездействием) самой организации.

В соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченными представителями налогоплательщиков могут быть как юридические, так и физические лица, как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных органов власти и служащие контролирующих и правоохранительных органов – работники налоговых инспекций и таможенных служб, налоговые полицейские, судьи, следователи, прокуроры. Все эти лица могут представлять интересы государства и вправе заниматься только профессиональной, а также преподавательской, научной, литературной и другой творческой деятельностью. Также не могут быть уполномоченными представителями граждане, признанные судом недееспособными. Ограниченно дееспособные могут выступать представителями только с согласия попечителя.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, заверенной руководителем представляемого предприятия или другим лицом, наделенным учредительными документами правом подписи. Нотариально заверять такую доверенность не нужно.

Представительство прекращается по следующим причинам:

– если истек срок действия доверенности;

– если доверенность отменена выдавшим ее доверителем;

– если прекращена деятельность юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

– в случае смерти физического лица, которому выдана доверенность, или в случае признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Сборщики налогов и сборов. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые в предусмотренных НК РФ случаях могут принимать от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц средства в уплату налогов и сборов, называются сборщиками налогов и сборов. Сборщиками, в частности, могут выступать филиалы Сбербанка России, организации связи, сельсоветы. К сборщикам налогов также относятся нотариусы, органы Федеральной пограничной службы, органы записи актов гражданского состояния, домоуправления и др. В НК РФ закреплена обязанность банка исполнить поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджеты (внебюджетные фонды). Эта обязанность, по сути, является приемом сумм налогов у плательщика сборщиком.

В отличие от налоговых агентов, удерживающих налог у налогоплательщика независимо от его волеизъявления, сборщик принимает у обязанных лиц производимый ими по собственному волеизъявлению платеж. Помимо приема сумм налогов и сборов сборщики перечисляют эти суммы в бюджет .

Если отношения налоговых агентов и плательщиков регулируются нормами гражданского и трудового законодательства, то отношения между сборщиками налогов и сборов и налогоплательщиками базируются на нормах налогового и административного права. Агентские функции сборщиков налогов заключаются в том, что сборщики принимают от плательщиков суммы налогов и сборов и перечисляют эти суммы в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды.

Уплата налога третьими лицами возможна только в случаях, установленных НК РФ. К таким случаям относятся:

· удержание и перечисление в бюджет налога агентами (ст. 24);

· уплата налога учредителями (участниками) в случае недостаточности средств у ликвидируемой организации (п. 2 ст. 49);

· уплата налога правопреемником в случае реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 50);

· уплата налога за счет стоимости заложенного имущества третьего лица (п. 3 ст. 73);

· уплата налога поручителем (ст. 74);

· уплата налога законным или уполномоченным представителем плательщика (гл. 4).

Исполнение налоговой обязанности третьим лицом по соглашению с плательщиком в иных случаях неправомерно.

Налогоплательщику предоставлено право участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя.

Для юридических лиц законными представителями признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов. Перечень лиц, уполномоченных представлять организацию на основании закона или учредительных документов без доверенности, определяется гражданским законодательством:

· единоличные исполнительные органы юридических лиц;

· руководитель другой коммерческой организации или предприниматель, которому по решению общего собрания акционеров (участников) переданы по договору полномочия исполнительного органа хозяйственного общества.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) этой организации. Субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, участвует он в этом правоотношении лично либо через законного или уполномоченного представителя. Поэтому при совершении представителем юридического лица правонарушения ответственность будет нести юридическое лицо, а не представитель. Последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для этого лица правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Уполномоченные представители. Налогоплательщики (налоговые агенты) вправе предоставить полномочия на участие в налоговых правоотношениях любому лицу (и юридическому, и физическому). Такая передача обязательно должна оформляться доверенностью, в которой может быть указано как общее поручение ¾ осуществление предусмотренных налоговым законодательством прав и обязанностей налогоплательщика, так и конкретный перечень действий в интересах плательщика, например, получение требования об уплате налога, участие в налоговых проверках, обжалование актов налоговых проверок.

Поскольку специальных требований к лицам, которых выбирают в качестве уполномоченных представителей, нет, ими могут быть:

· любые физические лица, обладающие дееспособностью;

· юридические лица любой организационно-правовой формы.

Вместе с тем в законе перечислены лица, которые не вправе представлять интересы налогоплательщика:

· должностные лица налоговых органов;

· должностные лица таможенных органов;

· должностные лица органов государственных внебюджетных фондов;

· судьи, следователи и прокуроры.

Представитель организации осуществляет полномочия только на основании доверенности , оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Уполномоченный представитель физического лица реализует полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности. Как правило, срок действия доверенности составляет три года. Если срок не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна.

Лицо, выдавшее доверенность, может в любое время ее отменить или передоверить, а лицо, которому выдана доверенность, вправе от нее отказаться. Доверитель, выдавший доверенность и впоследствии отменивший ее, обязан известить об отмене представителя и известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми была дана доверенность.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете.

Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя. Распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета клиента банка может давать и третье лицо, полномочия которого должны быть удостоверены клиентом.

НК РФ не предусмотрена возможность уплаты налога за налогоплательщика за счет собственных средств представителя. Это означает, что представитель вправе исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога только в части предъявления представителем соответствующего поручения в банк. Платежное поручение на уплату налога должно быть предъявлено в банк, в котором открыт счет налогоплательщика и с которого будет перечислена сумма налога.

Частным случаем представительства является доверительное управление . Договор доверительного управления имуществом заключается между налогоплательщиком и уполномоченным представителем. Например, доверительный управляющий может представлять в налоговый орган декларации налогоплательщика ¾ учредителя управления.

Отношения между налогоплательщиком и его уполномоченным представителем регулируются гражданским законодательством. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в управление не влечет перехода права собственности на это имущество к управляющему.

Доверительным управляющим может быть предприниматель или организация (за исключением унитарного предприятия). Управляющий действует в предусмотренных законодательством и договором пределах правомочий собственника в отношении имущества, переданного в управление. Имущество, переданное в управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества управляющего.

Договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления управляющим интересов учредителя в сфере налогообложения. Если учредитель и управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью.

Однако в любом случае уплачивать налог налогоплательщик должен самостоятельно, если иное не установлено налоговым законодательством. В частности, если физическое лицо как учредитель управления передало в управление специализированной организации как доверительному управляющему ценные бумаги , то управляющий будет являться налоговым агентом по отношению к учредителю (физическому лицу) и должен будет исчислить и удержать налог с полученного дохода в его пользу.

Исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налогов может обеспечиваться поручительством третьего лица в случае принятия решения уполномоченным органом об изменении налогоплательщику сроков исполнения обязанностей по уплате налогов.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней . Поручителем вправе выступать как юридическое, так и физическое лицо. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между налоговым органом и поручителем.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности поручитель и плательщик несут солидарную ответственность: кредитор (налоговый орган) вправе требовать исполнения как от всех должников (плательщика и поручителя) совместно, так и от любого из них в отдельности полностью или частично.

Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

Следовательно, исполнение поручителем обязанности налогоплательщика по уплате налогов возможно при наличии следующих условий:

· имеется решение уполномоченного органа об изменении срока уплаты налога плательщику;

· заключен договор поручительства между налоговым органом и поручителем;

· плательщик не исполнил в срок обязанность по уплате причитающейся суммы налога и пеней.

Кредитные организации. Коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации, принимают активное участие в налоговом администрировании, представляют интерес государства и муниципальных образований в полном и своевременном поступлении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды . Приказом МНС России от 4 марта 2004 г. № БГ-3-24/179 утверждены формы документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .

Банки исполняют решения о бесспорном взыскании сумм налогов и пеней со счетов налогоплательщиков и решения о приостановлении операций по счетам. Государство использует банки и в целях налогового контроля. Банки открывают счета организациям и предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе . Банки обязаны сообщить об открытии или закрытии счета организации (предпринимателя) в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня открытия или закрытия счета. В обязанности банков входит также выдача налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение пяти дней с момента получения запроса. Таким образом, банки осуществляют агентские функции и реализуют чужой интерес посредством исполнения поручений налогоплательщика на списание с его расчетного счета сумм налога, а также исполнения решений государственных органов. То есть банки можно отнести и к группе лиц, содействующих уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет, и к группе лиц, содействующих налоговому администрированию.

Читайте также: