Сальдо налоговых санкций это

Обновлено: 17.05.2024

Цель любого коммерческого предприятия — получить максимум прибыли. Это достигается через увеличение доходов и снижение расходов. Снизить расходы можно, уменьшая налоговые платежи, поэтому практически все коммерческие предприятия стараются использовать данный способ.

Снижая налоговую нагрузку, важно не перейти допустимую черту. Иначе компания понесет финансовые потери, которые сведут на нет предполагаемую экономию на налогах. Как уменьшить налоги с минимальными рисками, расскажем в данной статье.

МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Доходы государства формируются в основном за счет налогов (включая пошлины, сборы и акцизы), уплачиваемых коммерческими предприятиями, поэтому законодательство в сфере налогообложения призвано обеспечить их полное и своевременное поступление в бюджет. Для нарушителей законодательства о налогах предусмотрены существенные наказания.

В то же время государство предоставляет предприятиям некоторые возможности для минимизации уплачиваемых налогов. Если использовать их грамотно, можно уменьшить расходы и повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Большинство собственников коммерческих компаний наряду с законными методами минимизации налоговых платежей готовы использовать методы, не предусмотренные законом. Они ставят перед руководителями финансово-экономических служб задачу разработать и применить налоговые схемы, которые позволят дополнительно уменьшить расходы на налоги и повысить рентабельность бизнеса.

В результате многие компании работают с налогообложением по так называемым серым схемам, когда с помощью различных способов минимизации налогов результаты хозяйственной деятельности подстраиваются под методы, разрешенные законом.

Главным критерием возможности использовать такие схемы выступает соотношение величины экономии расходов на уплату налогов и размера штрафных санкций со стороны государства в случае, если используемые компанией методы налоговой минимизации будут признаны фиктивными.

В общем виде процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия можно разделить на два основных направления:

Каждое из направлений можно детализировать до более низких уровней (см. рисунок).


Процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия

Санкции за нарушение налогового законодательства

Размеры наиболее существенной ответственности за различные нарушения налогового законодательства представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ответственность за нарушение законодательства о налогах

Виды налоговых нарушений

Санкции за нарушение

Степень последствий

Величина

Основание

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Штраф в размере 10 % от полученного дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

Штраф в размере до 300 тыс. руб., или обязательные работы на срок до 480 ч, или арест на срок до 6 месяцев

Статья 171 УК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, при наличии организованной группы или особо крупного размера незаконного дохода

Штраф от 100 до 500 тыс. руб., или принудительные работы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет

Статья 171 УК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога

Занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ

Штраф налогоплательщика — 20 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Занижение налоговой базы, умышленное неправильное исчисление налога

Штраф налогоплательщика — 40 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению

Статья 123 НК РФ

Сокрытие денежных средств или имущества организации/индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации

Штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности

Статья 199.2 УК РФ

Непредставление в ИФНС налоговой декларации

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период до 180 дней включительно

Штраф в размере 5 % суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Пункт 1 ст. 119 НК РФ

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период свыше 180 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога по декларации и 10 % от этой же суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня

Пункт 2 ст. 119 НК РФ

Предоставление недостоверных данных, приведших к неуплате или неполной уплате налога на прибыль

Штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 1 ст. 122.1 НК РФ

Штраф — 40 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 2 ст. 122.1 НК РФ

Поскольку нас интересует уменьшение налоговых расходов с минимальными для компании рисками, то направление уклонения от уплаты налогов мы во внимание не принимаем. Риски там явно большие, поэтому рассмотрим законные методы оптимизации налогов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА НАЛОГИ

Чтобы проводить минимизацию налогов на систематической основе, нужно утвердить перечень мероприятий, а также ответственных за их проведение и контрольные сроки реализации.

Для каждой конкретной компании такие мероприятия будут индивидуальны, но все их можно классифицировать следующим образом:

1) мероприятия, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы;

2) мероприятия по оптимизации налогов, уплачиваемых компанией.

По первому направлению реализуют мероприятия, позволяющие уменьшить величину налогов в существующей структуре бизнеса.

По второму направлению разрабатывают мероприятия с использованием различных налоговых режимов и юридических схем, которые должны привести к изменениям в структуре бизнеса, направленным на дополнительное снижение общей величины налогов компании.

Основной перечень таких мероприятий показан в табл. 2.

Таблица 2. Перечень мероприятий по снижению расходов на налоги

Цель мероприятий

Характер мероприятий

Содержание мероприятий

Уменьшение налоговой базы

Мониторинг изменений законодательства о налогах

Регламентация взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета

Разработка учетной политики

Оценка налоговой нагрузки на бизнес

Анализ возможности использования налоговых льгот

Анализ возможности использования условий договорных отношений

Разработка схем минимизации налоговых платежей

Контроль арифметических и логических ошибок в налоговых декларациях

Внедрение внутреннего аудита налоговых расчетов

Разработка налогового бюджета

Разработка стратегических целей управления налогами

Юридическое моделирование различных вариантов и схем налогообложения

Расчет эффективности использования различных схем налогообложения

Оценка налоговых рисков и санкций, связанных с оптимизацией налогообложения

Важный момент: реализуя мероприятия по минимизации налоговых платежей, оценивайте их эффективность для бизнеса компании балансовым методом. В данном случае в актив относят все виды экономии расходов на налоги, в пассив — расходы, связанные с оптимизацией налогообложения, и различные санкции за нарушение налогового законодательства.

В таблице 3 представлен вариант такого налогового баланса.

Таблица 3. Баланс налоговой оптимизации

Доходы от оптимизации

Сумма, руб.

Расходы по оптимизации

Сумма, руб.

Экономия от применения методов оптимизации налогооблагаемой базы

Расходы, связанные с планированием и осуществлением оптимизации налогов (включая оплату труда сотрудников, занятых оптимизацией)

Экономия от уменьшения объектов и баз налогообложения

Экономия от использования налоговых льгот и вычетов

Санкции и штрафы в случае признания налоговых льгот и юридических схем неправомерными

Экономия от применения юридических схем оптимизации налогов

Экономия от внедрения внутреннего контроля над налогообложением

Расходы на осуществление внутреннего налогового контроля

Прочие виды экономии налогов

Прочие виды расходов по оптимизации налогов

Прибыль от оптимизации налогов

1 920 000

Убыток от оптимизации налогов

620 000

Сальдо доходов и расходов налоговой оптимизации: прибыль — 1 300 000 руб.

Управленческие решения по итогам оптимизации в зависимости от сальдо доходов и расходов

Признать недостаточную эффективность налоговой оптимизации и модернизировать работу над ней

Признать налоговую оптимизацию очень рискованной и отказаться от нее в дальнейшем

Как видно из табл. 3, в балансе выводят сальдо доходов и расходов по итогам реализации утвержденных мероприятий. На основе его прибыльности или убыточности принимают решения о применении оптимизации налогообложения в дальнейшем.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: