Роль налогов в формировании государственного бюджета рк

Обновлено: 18.04.2024

Блеутаева К.Б., магистр экономики Бурнашева В.Р.

Местные налоги, их значимость и совершенствование в Республике Казахстан

Местные налоги, их значимость и совершенствование в Республике Казахстан

Местные налоги являются основным методом мобилизации финансовых ресурсов в местные бюджеты, поскольку на их долю в доходах местных органов развитых государств приходится высокий процент всех налоговых поступлений. За счет их поступлений финансируются затраты на развитие транспорта, строительство школ, больниц, прочих объектов инфраструктуры, расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и т.п., что свидетельствует об их важной роли в социально-экономическом развитии местных территорий.

Местное обложение отличает регрессивность, поскольку недостаточно учитывает доходность различных социальных групп, не имеет необлагаемого минимума. Как правило, у местных органов чаще отсутствует право налоговой инициативы. Введение местных налогов санкционируется или одобряется центральной властью.

В Республике Казахстан местные налоги являются основой формирования местных бюджетов, в условиях рыночной экономики актуальным является создание совершенной и эффективной системы местного обложения, способствующей устойчивому развитию и эффективному аккумулированию средств государственного бюджета.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

К местным налогам в Республике Казахстан относятся:

- налог на транспортные средства;

- налог на имущество;

- единый земельный налог

Для наглядного рассмотрения значимости местных налогов в формировании местного бюджета, используем статистические данные Министерства финансов Республики Казахстан за последние 5 лет. Определим динамику налогов и других обязательных платежей в бюджет за исследуемый период с 2008 по 2012гг. на основе данных таблицы 1.

Показатели местных налогов в формировании местного бюджета, млн.тенге

В соответствии с данными таблицы 1 наблюдается ежегодное увеличение поступлений местных налогов в формировании местных бюджетов. В 2009 году процент поступления составил 106,5%, в 2010 году составил 101,1% налоговых поступлений, в 2011 году составил 101,2%, в 2012 году процент составил 101,9% местных налогов в формировании местных бюджетов соответствующих уровней[2].

Как показал анализ, показатели местных налогов играют ключевую роль в формировании местных бюджетов соответствующих уровней и в рамках пополнения государственного бюджета РК в целом.

Падение в мировом рейтинге заставило фискальные органы Республики Казахстан задуматься о том, чтобы сохранить лидерские позиции в этом направлении, не уступая другим странам мира, проводящим реформы в этом направлении.

В 2011 году в Казахстане было проведено сокращение налоговой отчетности на 30 процентов, в 2012 году – еще на 30 процентов, в том числе по местным налогам.

На сегодняшний день в Республике Казахстан насущной проблемой является декларирование доходов физических лиц, в том числе и местных налогов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2010 года № 975 утверждена - Концепция перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Республики Казахстан и лицами, имеющими вид на жительство.

Всеобщее декларирование доходов в Казахстане началось в Республике Казахстан в 2013 году. Вопрос всеобщего декларирования сейчас актуален, данный процесс поэтапно будет внедряться на протяжении 7 последующих лет [3].

На сегодняшний день в условиях имеющихся сложностей и недостатков в системе формирования и пополнения бюджетов, назревает необходимость изыскания иных путей и подходов к проблеме дефицитности в частности местных бюджетов. Прежде всего, следует обеспечить повышение финансовой самостоятельности органов региональной и местной власти путем повышения доли собственных налоговых источников в соответствующих бюджетах. При этом собственными их надо считать только при условии, что они на постоянной основе закреплены за конкретным бюджетом, а соответствующие органы власти имеют достаточные полномочия по управлению элементами указанных доходных источников.

Также Президентом РК Н.А.Назарбаевым поставлена цель вхождения Казахстана к 2050 году в тридцатку самых развитых государств мира. Для достижения указанных целей, устанавливая оптимальные рамки административных процедур и повышая прозрачность их осуществления, государство проводит активные меры, направленные на снижение расходов по ведению бизнеса, сокращению бюрократических проволочек и коррупции, как для отечественных предпринимателей, так и для международных инвесторов [4,4с.].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что имеющиеся проблемы взимания местных налогов напрямую влияют на динамику статистических данных в формировании налоговых поступлений. На сегодняшний день вопросам налогообложения в Казахстане уделяется должное внимание. В этой связи разработан комплекс мероприятий по совершенствованию налоговой системы и местных налогов в частности. В итоге, планируется, что механизм совершенствования будет нацелен на эффективность взимания местных налогов в Республике Казахстан.

1. Налоговый кодекс Республики Казахстан с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.01.2013 г.- 684с.

Читайте также: