Роль и значение транспортного налога в бюджетной системе рф

Обновлено: 18.04.2024

Введение транспортного налога как очередной этап налоговой реформы, проводимой в России. Основные элементы налогообложения. Объекты налогового транспорта, его налоговые ставки. Налоговая декларация по транспортному налогу, зарубежный опыт его исчисления.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.05.2016
Размер файла 42,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Сущность и роль транспортного налога в налоговой системе РФ

транспортный налог реформа россия

Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Транспортный налог является региональным налогом, то есть устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Это постоянный и ежегодно увеличивающий источник пополнения бюджета. Ведь в последние годы в десятки раз выросли не только количество собственных автомобилей, но также обладателей водных и воздушных транспорта.

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства РФ. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте "б" пункта 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1 % от фонда оплаты труда.

Средства взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды до 15.11.1997 г. и был отменен в связи с приведением Указа Президента РФ в соответствии с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.1997 г. № 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента РФ").

Глава 28 НК РФ "Транспортный налог" включена в часть вторую кодекса Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ". В соответствии со статьей 21 указанного Федерального закона глава 28 НК РФ введена в действие с 31.08.2002 г.

В отношении транспортного налога устанавливает следующие элементы налогообложения: перечень налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, место уплаты налога.

Не признаются налогоплательщиками лица, которые являются организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

В соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств определяется как единица транспортного средства.

1.1 Налоговые ставки транспортного налога

С 2011 г. внесены поправки в главу 28 "Транспортный налог" Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ и от 27.11.2010 г. № 307-ФЗ.

Закон № 307-ФЗ снизил в два раза ставки транспортного налога на 2011 г. При этом конкретные ставки определяют законодательные органы субъектов РФ, с учетом того, что ставки могут быть увеличены (уменьшены) не более чем в 10 раз (статья 356 НК РФ). С 01.01.2011 г. эта норма не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 лошадиных сил включительно (пункт 2 статья 361 НК РФ). Следовательно, на данные транспортные средства региональные власти при желании смогут уменьшить ставку вплоть до нуля.

Законом № 229-ФЗ внесены изменения в статью 363.1 НК РФ. Начиная с 01.01.2011 г., организациям следует предоставлять декларацию по транспортному налогу один раз в год - непозднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подавать в инспекцию расчет по истечении каждого отчетного периода организациям будет не нужно.

Читайте также: