Роль федерального казначейства в налоговых отношениях

Обновлено: 04.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 февраля 2020 года N 153

О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений

(с изменениями на 2 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Установить, что Федеральное казначейство (далее - уполномоченный орган) непосредственно и через свои территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - уполномоченные организации) осуществляет следующие полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений согласно приложению N 1 (далее - субъекты централизованного учета):

а) начисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению;

б) ведение бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности (за исключением ведения бюджетного учета операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, составления и представления отчетности по операциям системы казначейских платежей), консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.

2. Уполномоченный орган и уполномоченные организации осуществляют полномочия, указанные в пункте 1 настоящего постановления (далее - централизуемые полномочия), в отношении субъектов централизованного учета в соответствии со следующим распределением:

а) в отношении федеральных органов исполнительной власти, за исключением Федерального казначейства, централизуемые полномочия осуществляет межрегиональный территориальный орган Федерального казначейства - Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства;

б) в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (за исключением территориальных органов Федерального казначейства) и федеральных казенных учреждений, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, централизуемые полномочия осуществляют федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" и территориальные органы Федерального казначейства, обслуживающие соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

г) в отношении Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства централизуемые полномочия осуществляет федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России".

3. Исполнение Межрегиональным бухгалтерским управлением Федерального казначейства централизуемых полномочий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации осуществляется с 1 января 2024 г.

3_1. В случае если централизуемые полномочия субъекта централизованного учета на дату передачи централизуемых полномочий в соответствии с настоящим постановлением осуществлялись иной организацией, выполнение указанных полномочий такой организацией прекращается (завершается) не позднее даты, предусмотренной пунктом 3 настоящего постановления, с обеспечением в течение месяца с даты осуществления централизуемых полномочий передачи документов (сведений), необходимых для осуществления уполномоченной организацией централизуемых полномочий.

3_2. Передача централизуемых полномочий вновь созданных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению, подведомственных указанным федеральным органам исполнительной власти федеральных казенных учреждений осуществляется в течение месяца со дня их создания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Выполнение уполномоченным органом и уполномоченными организациями централизуемых полномочий обеспечивается с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").

При этом взаимодействие уполномоченного органа, уполномоченных организаций и субъектов централизованного учета в рамках осуществления централизуемых полномочий обеспечивается в том числе путем информационного взаимодействия системы "Электронный бюджет" с единой информационной системой в сфере закупок, федеральной государственной информационной системой "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" и иными государственными информационными системами.

5. Субъекты централизованного учета, а также операторы информационных систем, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящего постановления, обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на осуществление информационного взаимодействия соответствующих информационных систем с системой "Электронный бюджет" в соответствии с Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".

6. Порядок организации осуществления уполномоченными организациями централизуемых полномочий определяется документами единой учетной политики при централизации учета уполномоченного органа.

Взаимодействие между уполномоченным органом, уполномоченными организациями и субъектами централизованного учета по обеспечению документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления (получения) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, а также по представлению субъектам централизованного учета документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий, организуется в соответствии с правилами документооборота (графиком документооборота при централизации учета), установленными уполномоченным органом в рамках единой учетной политики при централизации учета.

Указанное взаимодействие осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите обрабатываемых персональных данных, а также информации, составляющей государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

7. При осуществлении централизуемых полномочий уполномоченная организация осуществляет от имени соответствующего субъекта централизованного учета взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и иными государственными органами, а также Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации.

8. Федеральные органы исполнительной власти - субъекты централизованного учета по согласованию с уполномоченным органом устанавливают сроки представления в уполномоченные организации бюджетной отчетности подведомственными им получателями бюджетных средств, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых указанные органы выполняют функции и полномочия учредителя.

9. Уполномоченные организации, должностные лица уполномоченных организаций обеспечивают исполнение централизуемых полномочий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с учетом следующих особенностей по разграничению ответственности между уполномоченным органом, уполномоченными организациями и субъектами централизованного учета:

а) должностные лица уполномоченных организаций, на которых возложено выполнение централизуемых полномочий, не несут ответственности за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных субъектами централизованного учета первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;

б) в случае возникновения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем субъекта централизованного учета и уполномоченной организацией:

данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) уполномоченной организацией к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя субъекта централизованного учета, который единолично несет ответственность за внесенную в результате этого информацию;

объект бюджетного учета отражается (не отражается) уполномоченной организацией в бюджетной отчетности на основании письменного распоряжения руководителя субъекта централизованного учета, который единолично несет ответственность за недостоверность представленной информации о финансовом положении субъекта централизованного учета на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении средств за отчетный период.

10. В целях исполнения централизуемых полномочий уполномоченный орган, уполномоченные организации осуществляют обработку персональных данных субъекта централизованного учета и обеспечивают их защиту в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

11. Уполномоченные организации обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации при работе с документами, содержащими информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В целях организации взаимодействия уполномоченных организаций и субъектов централизованного учета в части работы с информацией, составляющей государственную тайну, и иной информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, субъект централизованного учета обеспечивает:

а) возможность ознакомления уполномоченных должностных лиц уполномоченных организаций с их внутренними актами, регламентирующими работу с информацией, составляющей государственную тайну, и иной информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;

б) представление документов, содержащих информацию, составляющую государственную тайну, и иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащую сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с правилами документооборота (графиком документооборота при централизации учета), установленными в рамках формирования единой учетной политики при централизации учета в целях исполнения уполномоченными организациями централизуемых полномочий;

в) направление по адресам рассылки документов, содержащих информацию, составляющую государственную тайну, и иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащую сведений, составляющих государственную тайну, подготовленных уполномоченными должностными лицами уполномоченной организации.

12_1. В целях организации взаимодействия уполномоченных организаций и субъектов централизованного учета в части работы с информацией, составляющей государственную тайну, и иной информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченная организация обеспечивает:

а) осуществление централизуемых полномочий на объектах информатизации уполномоченного органа (уполномоченной организации), предназначенных для обработки информации, составляющей государственную тайну, и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и аттестованных на соответствие требованиям по безопасности информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны;

б) представление документов, содержащих информацию, составляющую государственную тайну, и иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, не содержащую сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с правилами документооборота (графиком документооборота при централизации учета), установленными в рамках формирования единой учетной политики при централизации учета в целях исполнения уполномоченными организациями централизуемых полномочий на объектах информатизации, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящего постановления.

13. Реализация централизуемых полномочий осуществляется уполномоченным органом, уполномоченными организациями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансовое обеспечение деятельности Федерального казначейства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 15 февраля 2020 года N 153
(В редакции, введенной в действие
с 15 декабря 2021 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2021 года N 2184. -
См. предыдущую редакцию)

Перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений, в отношении которых Федеральное казначейство осуществляет полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы

1. Минфин России, федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации", федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации"

2. Росалкогольрегулирование, территориальные органы

3. Минэкономразвития России, федеральное казенное учреждение "Центр поддержки"

4. Росимущество, территориальные органы

5. Роструд, территориальные органы

6. Минпромторг России

7. Росстандарт, территориальные органы

8. Минобрнауки России

9. Минпросвещения России

10. Минвостокразвития России, федеральное казенное учреждение "Объект N 5066"

11. Минстрой России, федеральное казенное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

12. Минцифры России, федеральное казенное учреждение "Государственные технологии"

13. Росаккредитация, территориальные органы

14. Казначейство России, территориальные органы

15. Росстат, территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Объект N 5068А" Федеральной службы государственной статистики

16. Минтруд России, федеральные казенные учреждения

17. Минкультуры России, территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Цифровая культура"

19. Минприроды России, федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона "Красный Бор"

Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и на уровень общественного благосостояния. Именно этим фактом объясняется столь серьезное внимание, которое в последнее время стало уделяться вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса. И очень важную роль играет в этом Федеральное казначейство.

Похожие материалы

Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.

На счетах казначейства собирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневно информирует о суммах, поступивших на счета казначейства. Министерства и ведомства, в пределах назначений, определенных Законом о бюджете, должны знать, сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметь возможность прогнозировать, сколько доходов они получат; знать, когда эти доходы станут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависит от поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является Федеральное казначейство.

Основное предназначение казначейской системы - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить с отменой системы отсрочек, различных форм зачетов, а также с введением единой классификации доходов всеми участниками бюджетного процесса и с повышением качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства.[1]

Ещё одно немаловажное предназначение казначейства как государственного института - это обеспечение точного учета государственных финансов, что очень важно для регулирования денежных потоков в стране.

Одна из основных задач Федерального казначейства - обеспечить нормальное функционирование единого счета бюджета, лицевых счетов бюджетополучателей, нормальную транспортную систему для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряжений главного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования - это всего лишь административные решения, административные ограничения на деятельность тех или иных учреждений). И, в конечном счете, это позволяет через систему регистраций операций представлять информацию об исполнении бюджета.

Федеральное казначейство представляет политикам достоверную информацию о состоянии дел с исполнением бюджета, подталкивает их к движению в направлении бюджетных реформ.

Казначейская система по всей территории Российской Федерации в настоящее время определяет следующие основные методы исполнения бюджетов:

  • финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете) - принцип единства кассы;
  • учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителям кредитов и бюджетным учреждениям;
  • планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации - принцип прозрачности бюджета;
  • принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.[2]

Таким образом, в настоящее время федеральное казначейство МФ РФ находится на такой стадии развития, когда в основном завершено формирование вертикальной организационной структуры, исходя из требований законодательных и нормативных документов, в соответствии с которыми для него были определены основные цели и задачи. На сегодняшний день создан достаточный потенциал для его интенсивного развития на основе накопленного опыта работы по исполнению федерального бюджета. В то же время, существующие цели и задачи развития федерального казначейства не в полной мере соответствуют его стратегическим намерениям, определенным Президентом и Правительством РФ, т.е. в настоящее время решены не все проблемы по завершению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

К одному из самых серьезных недостатков, препятствующих в настоящее время бесперебойному функционированию казначейской системы, относится несогласованность законодательной и нормативно-правовой баз, касающаяся всех направлений взаимодействия федерального казначейства с внешними системами.[3]

Во-первых, с банковской системой: нет централизации средств на счетах федерального казначейства МФ РФ; органы федерального казначейства реально не включены в систему электронных расчетов; федеральное казначейство МФ РФ не является лицензированной кредитной организацией, а потому не имеет статуса участника прямых расчетов. Есть проблемы и в порядке осуществления казначейством операций по обеспечению наличными деньгами бюджетополучателей.

Отмечу также, что выполняемые системой органов федерального казначейства функции во многом воспроизводят банковские, что с учетом проблем обеспечения условий полной аккумуляции на едином счете доходов и средств федерального бюджета в целях осуществления их эффективного и управляемого использования представляется крайне недостаточным: в стране не должно быть одновременно казначейской и банковской систем исполнения бюджета.

Кроме того, процесс перехода от банковского к казначейскому методу исполнения бюджета в РФ осуществлялся и продолжает осуществляться без учета последствий такого перехода для находящейся не в лучшем состоянии расчетно-банковской системы страны.

Во-вторых, с государственными налоговыми и таможенными органами: существует дублирование функций по учету доходов федерального бюджета между органами казначейства и налоговой службы; не начались прямые зачисления таможенных платежей в доход федерального бюджета на соответствующем территориальном уровне; требуют улучшения методология и технология информационного обмена органов указанных служб с органами федерального казначейства.

Для полного внедрения точного и автоматического распределения доходов по разным уровням бюджетной системы необходимо внести изменения в классификацию доходов бюджетов с присвоением индивидуальных кодов тем налогам и сборам, которые имеют различные нормативы распределения по уровням бюджетной системы (например, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль). Без такого решения невозможно реализовать требование концепции Единого счета федерального казначейства, устанавливающее положение о зачислении всех налогов на один счет Федерального казначейства для последующего распределения доходов по уровням бюджетов.[2]

В-третьих, с распорядителями и получателями бюджетных средств, а также их контрагентами: нет единого реестра распорядителей и получателей бюджетных средств; отсутствует правовая основа единства осуществления расходов через лицевые счета по всем распорядителям и получателям средств федерального бюджета; не разграничена сфера ответственности за принятие, подтверждение и оплату бюджетных обязательств; не при-меняется единая классификация доходов всеми участниками бюджетного процесса; не урегулирован вопрос порядка финансирования через лицевые счета получателей средств федерального бюджета, не являющихся юридическими лицами, учитывающий специфику отдельных министерств и ведомств.

В связи с тем, что казначейская система предполагает обязательный учет различных видов государственных финансов в целях регулирования межбюджетных пропорций, очень актуальной является постановка вопроса об исполнении через органы казначейства бюджетов государственных целевых фондов - пенсионного, социального и медицинского страхования.

Перспективы управления средствами, сосредоточенными во внебюджетных социальных фондах, неразрывно связаны с мобилизацией финансовых ресурсов на социальные цели в рамках общегосударственной структуры формирования бюджетных ресурсов и жестким контролем за целевым характером их расходования. Обеспечить решение этой задачи вполне по силам органам федерального казначейства, которым по своему статусу положено концентрировать на своих счетах все виды доходов и расходов государственного бюджета.

Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а так же осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.

Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности органов Федерального казначейства. Казначейство призвано выполнять важную функцию по осуществлению бюджетной политики. От состояния данной системы во многом зависит эффективность функционирования финансовой системы как страны, так и отдельно взятой территории.

Список литературы

  1. Сираева, Р.Р. Финансовый контроль на современном этапе развития [Текст] / Р.Р. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
  2. Сираева, Р.Р. Аграрный сектор нуждается в государственнойподдержке [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Уфа, 2013. - С. 116-117.
  3. Сираева, Р.Р. Финансирование сельского хозяйства: зарубежный опыт [Текст] / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Научные исследования в современном мире: проблемы, перспективы, вызовы: материалы Второй Международной молодежной научной конференции (форума) молодых ученых России и Германии в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы. – Уфа, 2012. - С. 250-256.


В статье раскрывается роль Федерального казначейства как одного из важнейших участников бюджетного процесса, функционирующего в финансовой системе России.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, финансовая система, бюджетная система.

Финансовая система является важнейшим элементом экономической структуры любого современного государства. Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области использования государственных и муниципальных финансов для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Бюджетная система, в свою очередь, является одним из наиболее важных институтов экономической системы любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и на уровень общественного благосостояния.

Мировые финансовые и экономические кризисы последних десятилетий способствовали переосмыслению роли и функционала бюджетной политики в финансовой и экономической политике государства, как в России, так и за рубежом. В острый кризисный период бюджетная политика Российской Федерации была важнейшим инструментом стабилизации экономической и финансовой системы, а также социальной ситуации в стране. В посткризисный период, в условиях низких темпов роста как отечественной, так и глобальной экономики все большее количество различных стран мира уже столкнулось или сталкивается с бюджетным дефицитом. Российский бюджет не является исключением, что вызывает необходимость экономии бюджетных средств при важности достижения максимального мультипликативного экономического и социального эффекта от используемых финансовых ресурсов государства. На этом фоне значительно усилилась задача повышения эффективности управления финансовыми ресурсами бюджета государства.

Правительству Российской Федерации необходимо иметь актуальную отчетную информацию об объемах поступивших доходов, объеме и целевом характере осуществления расходов. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации являются органы Федерального казначейства.

Консолидированная и обработанная Казначейством информация позволяет Правительству Российской Федерации эффективно оценивать работу органов государственного управления и получать четкое представление об экономических последствиях проводимой бюджетной политики.

Таким образом, именно от деятельности казначейских органов зависит своевременное и полное получение информации, необходимой Правительству Российской Федерации для принятия соответствующих управленческих решений.

Федеральное Казначейство относится к бюджетной системе, которая входит в финансовую систему страны. Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Основной задачей деятельности Федерального казначейства является укрепление устойчивости, надежности, прозрачности финансовой системы РФ, обеспечение сохранности финансовых средств публично-правовых образований. Выполняя эту задачу, Федеральное казначейство выступает как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований. Вместе с тем развитие современной казначейской системы невозможно без применения новых современных инструментов и оказания дополнительных услуг клиентам. Это позволяет эволюционно двигаться вперед, опираясь на накопленный опыт.

Подводя итоги, можно сделать ряд выводов.

Органам Федерального казначейства отводится важная роль в ведении лицевых счетов распорядителей, получателей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета; возложены задачи по организации, осуществлению и контролю использования средств федерального бюджета, управлению расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках.

Основные термины (генерируются автоматически): Федеральное казначейство, Российская Федерация, бюджетная система, федеральный бюджет, финансовая система, бюджетная политика, орган, Россия, экономическая политика государства.

Федеральное казначейство РФ (ФК РФ) – это один из важнейших органов государственной исполнительной власти, который наделен функциями по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов федерального, регионального и местного уровня, предварительному и операционному контролю за осуществлением операций с финансовыми ресурсами федерального бюджета.

На сегодняшний день данный орган власти находится в ведении Министерства финансов РФ. ФК РФ может реализовывать свою деятельность напрямую или через филиалы и территориальные отделения во взаимодействии с прочими государственными учреждениями.

ФК РФ входит в состав единой централизованной системы в рамках Министерства финансов РФ, организованной для осуществления государственной бюджетной политики, обеспечения наиболее эффективного управления доходами и расходами бюджета, увеличения уровня оперативности в финансировании целевых программ государств, значительного усилия контроля не только за формированием, но расходованием финансов федерального бюджета страны.

Роль Федерального казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами

Роль ФК РФ в управлении государственными финансами на государственном и муниципальном уровне проявляется через его функции, к числу которых относятся:

  • организация, непосредственно реализация и осуществление контроля за исполнением принятого на очередной финансовый год бюджета РФ;
  • регулирование возникающих финансовых отношений между бюджетом федерального уровня и государственными внебюджетными фондами, исполнение бюджетов таких фондов, контроль за формированием и расходованием финансовых ресурсов внебюджетных фондов;
  • реализация краткосрочного планирования объемов финансовых ресурсов, текущее управление денежными средствами в рамках государственных расходов;
  • консолидация, обработка, анализ сведений о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и представительным органам государственной власти и управления РФ отчетности об операциях Правительства по федеральному бюджету;
  • управление и обслуживание текущего государственного долга РФ в тесном взаимодействии с Банком России и прочими уполномоченными на это банковскими структурами и финансовыми учреждениями, функционирующих на территории РФ;
  • формирование и внедрение методологических и инструктивных материалов, которые регламентируют порядок осуществления учетных операций по вопросам, которые относятся непосредственно к компетенции казначейства.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенность функций, которые возложены на ФК РФ связана тем, что оно осуществляет руководство и контролирует деятельность всех органов власти, которые задействованы в исполнении бюджета, и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов.

ФК РФ также подготавливает проекты законодательных и правовых документов, разрабатывает и внедряет принятые методические и инструктивные материалы, регламентирует порядок осуществления учета и формирования отчетности по вопросам, которые относятся к компетенции казначейства.

В настоящее время в соответствии с действующими законодательными и правовыми актива ФК РФ получает, обобщает и проводит анализ отчетности, которая была предоставлена обособленными территориальных органов, о выполненной работе и также предоставляет по запросу высшим органам государственной власти отчетность о промежуточных и конечных результатов исполнения бюджета и в целом состоянии отечественной бюджетной системы.

Из основных задач, которые выполняет Федеральное Казначейство РФ в рамках управления государственными финансами, можно выделить осуществление управления доходной и расходной частью федерального бюджета и прочими государственными финансовыми ресурсами, которые согласно действующих и нормативных документов находятся в непосредственном ведении Правительства, распоряжение финансовыми ресурсами, которые находятся на соответствующих счетах в банковских структурах, кроме финансовых ресурсов, принадлежащих внебюджетным фондов, а также выполняет различного рода операции такими финансовыми ресурсами.

Специфика функций, которые возложены на территориальные подразделения ФК РФ, в значительной мере определена тем, что они выступают одним из элементов единой казначейской системы. С одной стороны, территориальные управления организуют деятельность подчиненных им подразделений федерального казначейства на локальном уровне и выполняют некоторые функции свойственные Главному управлению ФК РФ, а с другой стороны сами находятся в подчинении у Главного управления ФК РФ и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета, которые возложены на территориальные отделения ФК РФ.

На современном этапе развития в рамках контроля исполнение бюджета федерального уровня региональные и федеральные органы ФК РФ выполняют следующие функции:

Читайте также: