Решение о проведении в организации налогового мониторинга принимается добровольно

Обновлено: 28.03.2024

Налоговый мониторинг (НМ) - форма налогового контроля за состоянием крупных отечественных компаний, заменяющая проверки ИФНС и основанная на критериях прозрачности учета и доверия между плательщиками и контролирующими органами.

Режим НМ организации применяют с 2016 года, а выражается он в том, что предприятие предоставляет ИФНС удаленный доступ к собственной системе учета и отчетности, что дает ей некоторые преимущества. При этом за ИФНС сохраняется возможность проведения полноценной проверки (письмо ФНС № ЕД-4-2/26194 от 17.12.2014), а также необходимого консультирования и представление мотивированных мнений по различным, зачастую сложным вопросам. Впрочем, в ходе контрольных процессов ИФНС вправе затребовать от фирмы необходимые документы и пояснения в любое время или привлечь при необходимости эксперта (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).

Предприятия, в которых налоговый мониторинг проводится, имеют ряд преимуществ перед компаниями с традиционными формами налогового контроля. Это:

  • освобождение от камеральных, выездных проверок (кроме предусмотренных НК РФ ситуаций) и, как следствие, снижение затрат, связанных с ними;
  • сокращение объема требуемых налоговиками документов;
  • получение мотивированных мнений ИФНС по различным вопросам;
  • отсутствие штрафов и пени;
  • подтверждение положительной деловой репутации компании и привлечение потенциальных партнеров.

О том, каковы условия участия компании в режиме НМ и какие изменения планирует законодатель в плане ослабления установленных ранее критериев, пойдет речь в этой публикации.

Система налогового мониторинга: для каких компаний доступна

Сегодня налоговая проверка – мониторинг касается лишь крупнейших предприятий, поскольку требования к возможному их участию в подобном режиме довольно жестко ограничены. Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ, подать заявление на проведение НМ пока вправе лишь компании, которые в году, предшествующем подаче заявки:

  • уплатили налогов (НДС, на прибыль, НДПИ, акцизов) не менее 300 млн. руб.;
  • получили суммарный доход от всех видов деятельности по данным финансовой отчетности не менее 3 млрд. руб.;
  • имеют стоимость активов по состоянию на 31 декабря не менее 3 млрд. руб.

Присоединиться к программе НМ вправе компания, соблюдающая указанные условия. Ей необходимо заявить о своих намерениях, подав заявление о применении НМ.

Как изменится налоговый мониторинг с 2021 года

Департаментом финансов РФ подготовлен и направлен на рассмотрение в Госдуму законопроект № 1025470-7, направленный на совершенствование системы НМ. В нем предложено смягчить условия, при соблюдении которых предприятие вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга.

Потенциальным заявителям наиболее интересна мера, предусмотренная концепцией и будущими поправками в НК РФ — это поэтапное уменьшение величин показателей, при соблюдении которых решение о проведении налогового мониторинга принимается в пользу компании. Так, согласно законопроекту, с 2022 года компания сможет обратиться в ИФНС с заявлением о проведении НМ, если:

  • сумма налогов, исчисленных к уплате за предшествующий 2021 год, составляет 100 млн. руб., причем в суммарном объеме налогов будут учтены не только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ, предусмотренные ранее, но и НДФЛ, а также страховые взносы;
  • объем полученных за 2021 год доходов, отраженный в бухгалтерской отчетности, составляет 1 млрд. руб.;
  • стоимость активов компании по отчетными данным на конец года - 1 млрд. руб.

Концепция развития мониторинга (правительственное распоряжение № 381-р) предполагает отмену обязанности компании-заявителя соответствовать одновременно всем трем условиям. Для подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг будет достаточно выполнения только одного из трех критериев. Перечисленные условия позволят существенно увеличить перечень предприятий, рассматривающих для себя возможность перехода на НМ и превратить подобную форму контроля в широко распространенную модель взаимодействия компаний-налогоплательщиков с налоговыми органами.

Помимо этого, в отношении налогового мониторинга НК РФ ожидают поправки, приведенные в законопроекте:

  • исключают использование суммовых критериев для применения НМ участникам консолидированных групп плательщиков;
  • корректируют правила проведения камеральных и выездных проверок и оснований для их проведения. В частности, планируют осуществлять камеральные проверки только в случаях досрочного прекращения НМ в срок менее чем через 3 месяца со дня представления налоговой отчетности, и рассматривают вопрос об установлении срока, в течение которого инспекторы смогут назначить выездную проверку, если компанией не выполняется представленное ими мотивированное мнение;
  • в рамках НМ устанавливают новый порядок проведения проверок деклараций по НДС и акцизам, в которых декларантами заявлены суммы к вычету.

Меняются формы документов, которыми сопровождается переход на НМ с 2021 года. Они приведены в письме ФНС от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (ред. от 30.09.2020), размещенном на официальном сайте ведомства. Приложения к письму – рекомендуемые формы и форматы:

  • заявления о применении НМ;
  • уведомления об отзыве заявления о проведении НМ;
  • заявления об отказе в проведении НМ;
  • регламента информационного взаимодействия;
  • информации о взаимозависимых лицах;
  • учетной политики по налоговому учету компании;
  • информации об организации внутреннего аудита.

Согласно письму № БВ-4-23/13939@, прием перечисленных документов, созданных в рекомендуемом ФНС электронном формате, осуществляется с 01.09.2020. Компании, планирующие переход на налоговый мониторинг с 2021 года, могут представить пакет перечисленных документов в электронной форме в срок до 01.10.2020, а плательщики, уже применяющие режим НМ – до 01.12.2020.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.


Закон во многом развивает положения принятой в начале 2020 г. Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга[2].


Закон содержит большое число поправок. В рамках настоящего алёрта мы рассказываем об изменениях, которые посчитали наиболее важными[3].

1. Снижение суммовых порогов для вступления в мониторинг

  • НДФЛ и страховые взносы включены в перечень платежей, учитываемых в целях перехода на мониторинг (сейчас в качестве таковых принимаются только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ);
  • уменьшены в 3 раза требования, предъявляемые к сумме уплачиваемых налогов, объёму выручки и стоимости активов. Для вступления в мониторинг за год, предшествующий году подачи заявления на мониторинг, будет достаточно уплаты налогов в размере не менее 100 млн руб., объёма доходов и стоимости активов в размере не менее 1 млрд руб.;
  • отменена обязательность соблюдения суммовых требований для перехода на мониторинг участниками КГН.

2. Продление срока подачи заявления о проведении мониторинга

Уменьшение времени проверки документов налогоплательщиков, с одной стороны, и планируемый существенный рост участников мониторинга, с другой, позволяют предположить, что ФНС России рассчитывает на автоматизированную проверку поданных для вступления в мониторинг документов[5].

3. Новые требования к регламенту информационного взаимодействия (РИВ) и учётной политике для целей налогообложения


В частности, если компания на мониторинге предоставляет налоговому органу доступ к своим информационным системам, то в РИВ должно быть отражено время доступа к документам (информации), связанным с уплатой налогов (сборов, взносов) за период проведения мониторинга[7], в течение срока проведения мониторинга за этот период[8] и следующих трех лет со дня окончания данного срока.


В учётной политике компании, переходящей на налоговый мониторинг, дополнительно должны быть указаны информация о порядке отражения компанией в регистрах бухгалтерского (налогового) учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.

4. Отмена информационного взаимодействия по ТКС

Закон определяет, что такой способ информационного взаимодействия между налогоплательщиком на мониторинге и налоговым органом как взаимодействие по ТКС может применяться только до 2023 г. (включительно).


О планах по отмене обмена документами и информацией по ТКС в рамках мониторинга было известно уже достаточно давно. Тем самым в соответствии с Законом с 2024 г. останется два вида информационного взаимодействия: через витрину данных или посредством предоставления удалённого доступа к информационным системам компании. При этом на уровне НК РФ такие способы взаимодействия не разделяются и обозначаются как предоставление доступа к информационным системам организации.

5. Предоставление и получение документов

На уровне НК РФ закрепляется новый способ обмена документами (информацией) между компанией и налоговым органом: через информационные системы компании на мониторинге, к которым инспекции предоставлен доступ.


Эти поправки означают, что компании на мониторинге не нужно будет дублировать по ТКС, например, направленные через свои информационные системы ответы на требования налогового органа о предоставлении документов (информации, пояснений). Также Закон предоставляет возможность направлять через информационные системы компании запросы о предоставлении мотивированных мнений.

6. Приостановление операций по счетам

7. Встречная проверка

Закон дополняет ст. 93.1 НК РФ нормой о том, что налоговый орган, проводящий мониторинг, имеет право запрашивать у контрагентов компании на мониторинге документы (информацию), касающиеся её деятельности. Фактически в целях ст. 93.1 НК РФ Закон приравнивает компании на мониторинге к компаниям, в отношении которых проводится налоговая проверка.

Первоначальная версия проекта Закона предоставляла возможность налоговым органам, проводящим мониторинг, при получении в рамках встречной проверки поручения об истребовании документов (информации) у компании на мониторинге самостоятельно выгружать запрошенные сведения из её информационной системы (без направления компании соответствующего требования). Принятая редакция Закона таких положений не содержит.

8. Проведение КНП и ВНП компании на мониторинге

Сокращаются до одного предусмотренные ранее четыре основания для проведения КНП участников мониторинга: остается лишь досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления декларации (расчёта) за период, за который проводится (проведён) налоговый мониторинг.

  • для проведения ВНП по причине невыполнения компанией мотивированного мнения оно должно быть не исполнено до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга[9]. ВНП в таком случае назначается в течение двух месяцев со дня истечения указанного срока. До принятия поправок НК РФ не содержал подобных ограничительных сроков;
  • представление уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате, увеличен налог к возмещению или размер убытка[10] за период проведения мониторинга, является причиной для проведения ВНП, только если она представлена в календарном году, за который мониторинг не проводится. До принятия Закона основанием для проведения ВНП являлось само по себе представление уточнённой декларации (расчёта) за период мониторинга с уменьшенной суммой налога к уплате (или увеличенным убытком – для участников КГН).

9. Продление периода налогового мониторинга

Закон предусматривает, что для продления периода мониторинга компании, являющиеся участниками КГН, а также организации, уже находящиеся на мониторинге, не обязаны соблюдать суммовые пороги, установленные для вступления в мониторинг.


Кроме того, периоды проведения мониторинга теперь продлеваются автоматически без необходимости подачи заявления о проведении мониторинга за год, следующий после трёх лет проведения мониторинга (как это было до утверждения Закона).

10. Продление срока налогового мониторинга

  • при предоставлении такой декларации (расчёта) менее чем за три месяца до окончания срока проведения мониторинга;
  • при предоставлении такой декларации с суммой НДС (акциза) к возмещению менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения мониторинга.

Если же компания продолжает находиться на мониторинге и представляет уточнённую декларацию (расчёт) за период, за который срок проведения мониторинга истёк, то такая декларация (расчёт) будет проверена в рамках текущего периода мониторинга.

В ситуации, когда уменьшается количество оснований для проверок компаний на мониторинге, закрепление за налоговым органом возможности продления срока проведения мониторинга выглядит логичным и обоснованным.

11. Мотивированное мнение налогового органа

Также Закон закрепляет за налоговыми органами право составлять мотивированные мнения по собственной инициативе в течение всего срока проведения мониторинга (а не до 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга, как было до поправок).

12. Заявительный порядок возмещения НДС (акциза)

Компаниям на мониторинге предоставлено право возмещать НДС (акциз) в заявительном порядке. Правомерность возмещения налога будет проверяться в рамках мониторинга без назначения КНП.


При этом в случае излишнего возмещения налога проценты на соответствующую сумму будут начисляться по процентной ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ (а не по двукратной ставке ЦБ РФ, как для других налогоплательщиков – п. 17 ст. 176.1 НК РФ, п. 14 ст. 203.1 НК РФ).

13. Досрочное прекращение мониторинга


С одной стороны, регулирование в этой части ужесточается: добавляется новое основание для досрочного прекращения мониторинга – систематическое (два и более раза) несвоевременное представление налоговому органу документов (информации, пояснений).


С другой стороны, вместо применявшегося одномоментного прекращения мониторинга так же, как и в отношении мотивированных мнений, установлена двухэтапная процедура. Сначала налоговый орган должен уведомить компанию о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга. Налогоплательщик в ответ на это уведомление может либо устранить обстоятельства, являющиеся основанием для досрочного прекращения мониторинга (о чём направляет уведомление), либо представить пояснения с обоснованием позиции, что в действительности таких оснований нет. Инспекция досрочно прекращает мониторинг только по результатам рассмотрения полученного от организации уведомления или пояснений (либо по истечении срока на представление таких документов).

14. Вступление в силу Закона

Закон предусматривает различные сроки вступления в силу содержащихся в нём норм. При этом большая часть положений Закона, посвящённых налоговому мониторингу, применяется с 01.07.2021 г.


Нормы, касающиеся сокращения оснований для проведения КНП, продления срока проведения мониторинга, заявительного порядка возмещения НДС и акциза, а также ряд других норм, которыми вносятся поправки в часть вторую НК РФ, применяются в отношении деклараций (расчётов), представленных за периоды после 01.07.2021 г.

О чём подумать, что сделать

В настоящий момент происходит одно из самых значительных изменений в правовом регулировании режима налогового мониторинга с момента появления этого института.


Компаниям, как уже находящимся на налоговом мониторинге, так и только планирующим переходить на данную форму налогового контроля, необходимо внимательно следить за происходящими трансформациями: компаниям на мониторинге – для того, чтобы вовремя внести необходимые изменения в принятые документы и действующие процессы; компаниям, переходящим на мониторинг – чтобы отталкиваться от актуальных требований при подготовке ко вступлению в мониторинг.

Помощь консультанта


[5] Напомним, что Письмом от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ ФНС России направила новые рекомендуемые электронные формы и форматы представления документов, используемых при вступлении в налоговый мониторинг и проведении налогового мониторинга.


[6] Обозначенный выше проект Приказа ФНС России об утверждении электронных форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним. Сейчас форма дорожной карты предложена в Письме ФНС России от 07.05.2019 № ЕД-4-15/8599@.


[8] Начинается с 1 января года – периода проведения мониторинга и заканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
То есть до момента направления организации уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, полученных в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

[9] То есть до момента направления организации уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, полученных в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).


[10] Для участников КГН – представление уточнённой декларации по налогу на прибыль с суммой налога к уменьшению (увеличением убытка).

Налоговый кодекс РФ. Статья 105.27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга. Терминологический комментарий

Пункт 1 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

1) Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией , в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Организация , в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков , представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждается федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Пункт 1 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

1)1. В ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи.

Пункт 2 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

2) С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

1) регламент информационного взаимодействия;

2) информация об организациях , о физических лицах , которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации , представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации , действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;

4) внутренние документы , регламентирующие систему внутреннего контроля организации .

Пункт 3 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

3) Организация , представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга может отозвать его на основании письменного заявления .

В случае отзыва заявления о проведении налогового мониторинга такое заявление не считается поданным.

Пункт 3 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

3)1. Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана информация , предусмотренная пунктом 6 статьи 105.26 настоящего Кодекса, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы , информацию ) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.

Пункт 4 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

4) По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов ( информации ), представленных организацией в соответствии с пунктами 2 и 3.1 настоящей статьи, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений:

1) решение о проведении налогового мониторинга;

2) решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Пункт 5 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

5) Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:

1) непредставление или представление не в полном объеме организацией документов ( информации ) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

2) несоблюдение организацией условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.26 настоящего Кодекса;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия;

4) несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.

Пункт 6 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

6) Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Пункт 7 Статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.

7) В течение двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Такое решение принимается налоговым органом в случае , если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга.

Решение о проведении налогового мониторинга за следующий период направляется организации до начала указанного периода.

Статья 105.27 НК РФ. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга. Терминологический комментарий

Терминологический комментарий к статье 105.27 Налогового кодекса РФ.

Видеоописание. Налоговый кодекс РФ. Статья 105.27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится в 2021 году

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2021 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. В статье расскажем, в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

  • Что такое налоговый мониторинг
  • Участники налогового мониторинга
  • Плюсы и минусы налогового мониторинга
  • Как стать участником мониторинга
  • Период мониторинга
  • Как проходит мониторинг
  • Выводы

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2021 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Критерии участия Действующие критерии Планируемые изменения
Общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, начисленных в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление не менее 300 миллионов рублей не менее 100 миллионов рублей
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой отчётности за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление не менее 3 миллиардов рублей не менее 1 миллиардов рублей
Совокупная стоимость активов по данным отчётности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление не менее 3 миллиардов рублей не менее 1 миллиардов рублей
Обязательное условие для участия соответствие всем трём критериям одновременно соответствие хотя бы одному критерию

Условия участия в налоговом мониторинге

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года.

То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции.

Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Выводы

Налоговый мониторинг — новая форма контроля, которая пока доступна только крупному бизнесу, но в скором времени может распространиться и на средний. Налоговики имеют доступ к базе организации, практически в режиме онлайн отслеживают правильность учёта в компании и сообщают о недочётах. Так у организации есть возможность сразу внести корректировки и избежать дальнейших штрафов, споров и судебных разбирательств. Выездные и камеральные проверки участников мониторинга за некоторыми исключениями не проводят. Участие в мониторинге добровольное.

Читайте также: