Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимают налоговые органы

Обновлено: 19.05.2024

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

44. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.




46. Нал пров-ка: 1) выезд-я – на тер-рии орг-и и предпр-я (2 мес) – охват : 3 календ года деят-ти плат-ка, непоср предш-х году провед-я пров-ки. Не допуск-ся провед-е пров-ки за 1-н и тот же пер-д по 1 и т-же н-гу, кроме сл-в, пред-х НК. а)комплексная – провер-ся прав-ть расч-в с бюд-том по всем н-гам б) выбор-ная – по 1-му/неск-м н-гам, тематич-я – пров-ка к-то отд-го вида дет-ти пл-ка( расч-ты с бюд-том, пост-ми, прим-е льгот и др); в) контр-я – пров-ка кач-ва выездн пров-ки вышестогящ но. НК доп-ет повторн пров-ку на усл-ях контр-ля деят-ти нижестоящ но. Пор-к оформл-я, назн-я и пров-я так же, как и выездн; г)пров-ка опер-й др с др 2-х и более плат-кав, наход-ся м/д собой в опр-х отн-ях. Инсп-я направ-ет запрос в др инсп-ю, где этот конраг-т сост-т на учете. Инсп-я, пол-я зап-с, напр-ет треб-е лицу, указ в зап-се, о предост-и необх-х док-в и свед-й. нал-пл-к обяз предост-ть в 5 дневн срок. Если не пред-т/нар-т срок – нал отв-ть. По рез-там встречн пров-ки – справка, указ выявл-е факты. Напр-ся нал орг-ну, напр-му запрос. 2) камер-я – бух и нал-й отч-ти, сданной в нал орган безвыезда к нал-пл-ку (3 мес)пров-ся НО в соотв со служ обяз-ми без разреш-я рук-ля.В ходе кам пров-ки может пров-ся встречн пров-ка контр-в провер-го плат-ка. НК – процесс-е дейст-я, возм-е к провед-ю в рамках нал-го контр-ля. Напр, истреб-е док-в, осмотр помещ-йц, изъятие (угроза уничтож-я – подл-ки), выемка (копии), привлеч-е спец-в, эксп-в, пер-ков, исчисл-е н-гов по анал-гу.

49. Реализация материалов проверок.По результатам рассмотрения материалов проверкивыносится ре­шение:

1)о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;

2)об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности или

3)о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

При этом если руководителем налогового органа принимается реше­ние о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности,то этот документ должен содержать обстоятельства совершенного налого­вого правонарушения, установленные проверкой, документы и иные сведе­ния, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые нало­гоплательщиком, и результаты проверки этих доводов, а также решение о привлечении к ответственности с указанием конкретных нарушений и при­меняемых мер ответственности.

На основании вынесенного решения в десятидневный срок с момента его вынесения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени (ст.101 НК РФ).

Согласно законодательству налогоплательщики обязаны исполнять свои налоговые обязательства в установленные для этого сроки.

При этом, ст.49 НК РК предусматривает для налогоплательщиков возможность изменить срок исполнения своих обязательств.

Для этого предусматривались такие варианты, как:

  • перенос срока уплаты на более поздний срок;ф
  • продление сроков погашения налоговой задолженности.

На практике изменением сроков исполнения налоговых обязательств налогоплательщика могут воспользоваться в форме:

  • отсрочки по уплате налогов или плат (сумма уплачивается единовременно);
  • рассрочки (сумма уплачивается несколькими платежами ежемесячно или ежеквартально).

При этом, изменить срок уплаты можно было как в отношении всей суммы налогового обязательства, так и его части (п.2 ст.49 НК РК).

Однако, существующий порядок был не слишком выгоден для налогоплательщиков.

Для того, чтобы получить отсрочку или рассрочку по налогам, необходимо было предоставить в залог имущество или банковскую гарантию (п.5 ст.49 НК РК).

При этом, изменение сроков не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременную уплату налогов и плат (п.7 ст.49 НК РК).

Сроки отсрочки, согласно п.1 ст.51 НК РК, не могут превышать 6 месяцев, срок рассрочки - не более 3 лет.

С целью поддержки предпринимателей внедрен новый для отечественной налоговой системы инструмент – инвестиционный налоговый кредит.

Под инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока уплаты налогов, при котором налогоплательщик может полностью уменьшить платежи по корпоративному налогу и налогу на имущество на 100 процентов, с последующей поэтапной оплатой, на срок не более трех лет.

Чем полезен инвестиционный налоговый кредит предпринимателям

В отличие ранее действовавших условий по изменению срока исполнения налогового обязательства инвестиционный налоговый кредит позволяет:

  • уменьшить платежи по налогу на 100%, с последующей поэтапной оплатой;
  • получить отсрочку по уплате на срок до 3 лет.

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит:

При этом можно воспользоваться кредитом одновременно по двум видам налогов.

Кто может претендовать на налоговый кредит и как его получить

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщикам на основе заключенного соглашения об инвестиционном налоговом кредите.

Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

  • применяющих применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса
  • осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;
  • осуществляющим деятельность на территории специальной экономической зоны или недропользователем, соблюдающим соответственно режимы налогообложения в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

В соглашении указывается:

  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • срок действия соглашения;
  • запрет на реализацию имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита;
  • ответственность сторон.

Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит не следует рассматривать как поблажку в уплате налогов.

Трехлетний период, в течение которого можно не уплачивать КПН и налог на имущество, следует использовать для стабилизации своего финансового положения и развитие организации за счет высвобожденных денежных средств.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение предусмотренных законом сроков уплаты налога.

Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита

Понятие инвестиционного налогового кредита устанавливает статья 66 НК РФ.

Организации, имеющие основания, предусмотренные законом, получают возможность уменьшить налоговые платежи на определенную сумму, при этом в последующем поэтапно выплачивается кредит и начисленные проценты.

Другими словами, инвестиционный налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки налоговых платежей и является наиболее близким к гражданско-правовому налоговым институтом.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ. Положения данной статьи предусматривают также и основания, которые позволяют организациями его получить.

В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи получить инвестиционный налоговый кредит может организация, которая является плательщиком налогов и отвечает хотя бы одному из перечисленных требований:

2. Организация проводит инновационную деятельность, создавая и внедряя новые или совершенствуя уже имеющиеся технологии, а также создает новые виды сырья и материалов.

3. Организация выполняет важный заказ, направленный на социально-экономическое развитие региона или предоставляет услуги, имеющие особую ценность для населения.

4. Организация выполняет государственный оборонный заказ.

5. Организация инвестирует в создание объектов наивысшего класса энергетической эффективности, включая многоквартирные дома. Или инвестирует в возобновляемые источники энергии, связанные с объектами, производящими тепловую или электрическую энергию, КПД которых превышает 57%. А также в случае инвестирования других объектов, высокая энергетическая эффективность которых соответствует перечню, утвержденному правительством РФ.

6. Организация внесена в реестр резидентов зоны территориального развития.

Все перечисленные основания должны подтверждаться документально организацией, которая заинтересована в выдаче кредита.

Предоставляемые суммы инвестиционного налогового кредита

Статья 67 НК РФ устанавливает также суммы, в которых предоставляется кредит:

  • для целей, указанных в пункте 1, 5 сумма кредита составляет 100% от стоимости приобретенного оборудования. Основное условие – такое оборудование должно использоваться только для целей, установленных данными пунктами;
  • для целей, указанных в пунктах 2 - 4, сумма кредита согласовывается между уполномоченным органом и организацией, заинтересованной в получении кредита;
  • для целей, указанных в пункте 6, кредит не может превышать 100% от суммы, израсходованной на капитальные вложения в имущество (создание, переоборудование, реконструкция, модернизация и т. д.), которая предназначается для использования в зонах территориального развития для осуществления инвестиционных проектов.

Получив инвестиционный налоговый кредит, организация вправе уменьшать свои налоговые платежи на протяжении срока действия договора. Срок, на который предоставляется кредит, может составлять от 1 года до 5 лет.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита

Предоставляется инвестиционный налоговый кредит по заявлению организации, которая заинтересована в его получении и оформляется договором, который заключается между такой организацией и органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении ей кредита.

Такое решение подлежит согласованию с соответствующими финансовыми органами в порядке статьи 63 НК РФ. Согласование осуществляется на протяжении 30 дней после того, как подано заявление.

Тот факт, что налогоплательщиком уже заключены другие договора об инвестиционном налоговом кредите, не может стать основанием для отказа в его очередном предоставлении.

Подавая заявление, организация, претендующая на кредит, указывает в нем, что она согласна взять на себя обязательства уплачивать проценты, за пользование кредитом в соответствии с порядком, которое устанавливает налоговое законодательство.

Для принятия положительного решения налогоплательщиком должны быть предоставлены следующие документы:

  • заявление;
  • копии учредительных документов, которые необходимо заверить нотариусом или регистрационным органом;
  • протокол, свидетельствующий о назначении директора;
  • финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах за период, который предшествует получения инвестиционного налогового кредита;
  • расчет налога, по которому планируется получение кредита; Данный расчет заверяется налоговой инспекцией;
  • бизнес-план инвестиционного проекта;
  • расчет бюджетной эффективности, которая планируется в ходе реализации данного проекта.

Договор об инвестиционном налоговом кредите

Органы, уполномоченные принимать решение о возможности предоставить той или иной организации инвестиционный налоговый кредит, устанавливают и форма договора, на основании которого он предоставляется.

Статья 67 НК РФ перечисляет положения, которые должен включать в себя договор об инвестиционном налоговом кредите.

Наличие данных положений в договоре указывает на его публично-правовой имущественный характер по аналогии с гражданским законодательством.

Существенными условиями такого договора являются следующие:

  • сумма предоставляемого кредита, соответствующая размеру определенного налога;
  • срок, в течение которого действует договор. Срок действия договора не может превышать срок, на который непосредственно предоставляется инвестиционный кредит;
  • проценты, которые должны начисляться на сумму кредита;
  • порядок, в котором производится погашение кредита и процентов. Закон не допускает установления процентов меньше чем ½ и больше чем ¾ ставки рефинансирования Центробанка РФ, если другое не предусматривает закон;
  • документы на имущество, предоставляемое в залог или данные об учителях;
  • ответственность, которую несут стороны;
  • другие условия, на которых предоставляется инвестиционный налоговый кредит.

В течение всего срока, на протяжении которого действует договор об инвестиционном налоговом кредите, реализовывать, пользоваться или передавать другим лицам во владение или распоряжение оборудование, или другое имущество, используемое в инвестиционной деятельности, нельзя. Данное положение должно быть в обязательном порядке прописано в договоре.

Если кредит предоставляется под залог имущества, дополнительно должен быть заключён договор о залоге в порядке статьи 73 НК РФ.

Копия договора должна быть предоставлена в налоговый орган, в котором организация состоит на учете на протяжении 5 дней после его заключения. Обязанность по предоставлению договора в органы ФНС лежит на налогоплательщике.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Особенности получения инвестиционного налогового кредита

Государство содействует развитию бизнеса не только при помощи общих субсидий или льгот. Финансирование иногда приобретает формы адресной поддержки. Инвестиционный характер носит, например, налоговый кредит. Нормативными документами предусмотрен специальный механизм, используя который фирмы могут сократить фискальную нагрузку в период становления или расширения коммерческого проекта.

Что такое инвестиционный налоговый кредит

Юридической основой являются статьи 66–68 НК РФ. Представителям бизнеса разрешают уменьшить отчисления в бюджет с условием последующего погашения задолженности с процентами. Недоимка в таком случае не формируется, а штрафные санкции не налагаются.

Тем не менее, дополнительно механизм разрешено применять в отношении региональных и местных налогов. Соответствующий нормативный акт должен быть принят в установленном порядке. На этом уровне претендовать на льготный период могут и ИП.

Снижение отчислений допускается в пределах заранее оговоренной суммы. Лимит един для всех обязательных сборов. Пользоваться им налогоплательщик вправе до тех пор, пока совокупный размер задолженности не превысит утвержденную договором планку.

Коммерсанты могут заключить несколько соглашений по статье 66 НК РФ. В этом случае накопление долга будет происходить по каждому из них отдельно.

Кто вправе претендовать на льготу

Обратиться в контролирующий орган с предложением о подписании договора могут далеко не все бизнесмены. Исчерпывающий перечень оснований закреплен в статье 67 НК РФ. Подать документы коммерсанты вправе в следующих случаях:

  • Реконструкция или модернизация. Компания должна проводить изыскательские, научные или технические работы, направленные на перевооружение производственного комплекса. Получателями поддержки могут стать организации, занявшиеся понижением энергозатрат, экологической безопасностью либо созданием новых рабочих мест;
  • Инновации. На помощь вправе рассчитывать фирмы, специализирующиеся на внедрении ноу-хау или иных перспективных и современных решений;
  • Значимые заказы. Предпринимателей, привлеченных к важным экономико-социальным проектам, отнесли к категории получателей поддержки. В группу включили исполнителей по контрактам оборонного направления;
  • Инвесторы энергетической сферы. Право на налоговый кредит дает направление капитала в развитие объектов с высокой степенью эффективности. Перечень таких отраслей утвержден Правительством РФ.

Заявители должны подтвердить наличие обстоятельств документально. Заключая договор, налогоплательщик принимает обязательство по оплате процентов.

Особенности получения инвестиционного налогового кредита

Особенности работы на льготных условиях

Назвать преференции, описанные в статьях 66–68 НК РФ, обычным кредитом нельзя. Фактически заемщик не получает денег на развитие. Он может претендовать лишь на изменение сроков уплаты налогов с коммерческой деятельности. При этом представителям бизнеса приходится неукоснительно соблюдать условия договора. Нарушение становится основанием расторжения сделки и предъявления требования о немедленном погашении задолженности перед бюджетом.

Сумма инвестиционного налогового кредита

Условия предоставления и объемы преференций устанавливают с учетом оснований обращения. Так, при приобретении нового оборудования максимальный размер санкционированной задолженности по налогам будет равен 100% затрат. Стоимость переоснащения рассчитают с опорой на расходные документы. В аналогичном порядке определят лимит инвестиционного кредита при капитальных вложениях фирмы. В остальных случаях сумму согласуют индивидуально.

Участнику предписывается соблюдать ограничение в 50%. Сократить обязательства перед бюджетом в отчетном периоде разрешено лишь вполовину.

Процентная ставка по соглашениям должна находиться в пределах ½–¾ ключевой ставки Центробанка РФ. Большое значение имеет то, кому предоставляется налоговый кредит. Так, не начисляют плату за отсрочку по договорам с резидентами территориальных зон развития.

Срок действия

Отсрочка уплаты налогов дается на период от 1 до 5 лет. Время пользования преференцией стороны устанавливают в процессе переговоров и закрепляют соглашением. Увеличение стандартного срока допускается в отношении лиц, включенных в список резидентов зон территориального развития. В этом случае договор подписывают на 10 лет.

Важно! Заявителям, обратившимся за инвестиционным кредитом на основании пункта 5 статьи 67 НК РФ, уполномоченный орган не может отказать. Однако обязанность документального подтверждения права на преференцию лежит на налогоплательщике. Соответствующие выводы сделала апелляционная коллегия 9 ААС при разрешении спора № А40-117434/12-115-837.

Продолжительность срока пониженных отчислений по региональным и местным налогам может быть дополнительно увеличена. Решение о целесообразности меры принимают власти субъектов РФ.

Содержание договора

Соглашение об инвестиционном кредите составляют с применением утвержденной формы. Бланк введен в действие приказом ФНС РФ № САЭ-3-19/622@.

№ п.п.Раздел договораКраткая характеристика
1ПредметОсновной пункт прописывается максимально подробно. В этой части соглашения надлежит закрепить право плательщика по снижению отчислений в бюджет. Стороны указывают налоги, по которым можно использовать преференцию. Здесь же закрепляется предельная сумма кредита и указывается тип гарантий. Обязательства бизнесменов разрешено обеспечивать залогами или поручительством. Налоговый орган принимает также банковские гарантии.
2Правила предоставления кредита и начисления процентовКонтроль соблюдения утвержденного лимита кредитования осуществляется территориальными инспекциями. По завершении отчетного периода стороны составляют протоколы о накоплении задолженности. На подписание таких документов налогоплательщикам отведено 5 дней. Все суммы фиксируют в специальной лицевой карте, а проценты рассчитывают со дня фактического пользования льготой.
3ОбязательстваЗаключение договора лишает права на некоторые юридические действия. Так, компаниям запрещено отчуждать оборудование, выступившее основанием предоставления кредита (например, модернизированные установки). Получатели, специализирующиеся на оказании услуг или выполнении стратегического заказа, не могут остановить деятельность до завершения сделки.
4Порядок возвратаЭти пункты соглашения регламентируют процесс расчетов с бюджетом. Контролирующие органы составляют специальный график, которого должен придерживаться бизнесмен. Проценты подлежат оплате после полного погашения задолженности. Подход выгоден налогоплательщикам.
5ОтветственностьВ случае нарушения условий соглашения задолженность по налогам потребуется погасить единовременно. Если причиной расторжения послужила продажа оборудования, на расчеты выделят 30 суток. Отказ от обслуживания населения или неисполнение заказа влечет обязанность перечислить все суммы в течение 3 месяцев. Дополнительную ответственность стороны вправе установить в ходе переговоров.
6СрокПрекращение льготного периода до установленной в договоре даты, возможно, в трех случаях: вступление в силу решения суда; досрочное исполнение налогоплательщиком;появление обстоятельств, оговоренных соглашением или законом. Юристы напоминают о четвертом основании – банкротство. Однако в типовой форме оно не указано.
7Урегулирование споровКонфликты между участниками отнесены к компетенции государственного арбитражного суда. Рассмотрение дел производится по месту нахождения налоговой службы.
8Реквизиты и подписи сторонЗаключительный пункт соглашения должен включать подробную информацию о получателе отсрочки.

Важно! Коммерсант вправе заключить несколько договоров на инвестиционное налоговое кредитование. Ограничений по количеству соглашений законодательно не установлено. Условием является лишь соблюдение правил пользования льготой и наличие соответствующих оснований. При этом ссылаться на одно обстоятельство при получении разных преференций по статье 66 НК РФ нельзя.

Особенности получения инвестиционного налогового кредита

Какие документы потребуются для оформления кредита

Решения о предоставлении длительных отсрочек принимают в центральном аппарате ФНС РФ. Обращение подается через территориальные управления. Изменение порядка уплаты налогов в пределах 1 года допускается на уровне региона.

Перечень приложений к заявлению содержится в статье 64 НК РФ. Приказом ФНС России № ММВ-7-8/683@ от 16.12.2016 утвержден рекомендованный бланк ходатайства. В список обязательных документов вошли:

  • банковские выписки об оборотах за 6 месяцев, предшествовавших заявке;
  • сведения о неисполненных поручениях, помещенных в картотеку кредитной организации (недоимки);
  • информация об остатках на счетах;
  • данные о дебиторах, сроках исполнения обязательств, реквизиты контрактов;
  • письменная гарантия исполнения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите;
  • документы, подтверждающие право на отсрочку.

Дополнительно уполномоченный орган запрашивает бизнес-план и расчет эффективности инвестиций. Обоснованием является подробная статистика и аналитические выкладки. Кроме того, к заявлению потребуется приложить полный пакет учредительных документов и бухгалтерской отчетности.

Расчет эффективности

Оценка целесообразности предоставления налогового кредита проводится, с точки зрения бюджетных выгод. Экономическая перспектива отражается в приросте поступлений от бизнеса по результатам проекта. В калькуляции следует опираться на доходы и расходы казны.

В качестве потерь необходимо рассматривать снижение отчислений в льготный период. Доходом станет прибавка налоговых платежей после расширения деятельности, увеличения объемов выпуска или выхода на новые рынки. Величина поступлений должна покрывать издержки государства. Заключение договора кредитования возможно лишь при положительном сальдо.

Наглядный пример

Молочный завод Пермского края обращается с заявлением на предоставление отсрочки по статье 66 НК РФ. Основанием выступает масштабное переоборудование производственного комплекса. Целью является расширение продуктовой линейки и наращивание объемов выпуска. Имеющихся технических мощностей не хватает для удовлетворения потребностей населения региона.

Специалисты завода провели исследование, согласно которому спрос на продукцию будет стабильно увеличиваться в течение нескольких лет. У компании имеется более сотни заявок на долгосрочную поставку в детские сады, школы, заведения общественного питания.

Руководство предприятия намерено приобрести новое оборудование и запустить дополнительный цех. Одновременно планируется увеличение численности персонала. Финансировать проект решено за счет собственного капитала в 2,2 и банковского кредита в 7,4 миллиона рублей. Коммерческий заем уже согласован на 2 года по ставке в 24% годовых. Погашать долг потребуется траншами каждые 6 месяцев.

В заявлении завод настаивает на предоставлении инвестиционного кредита по налогу на прибыль сроком 1 год. Расчет будет состоять из трех блоков. Первым станет сводная таблица базовых характеристик бизнеса.

№ п.п.Наименование позицииЦифры условные
1Инвестиционные расходы предприятия9 600 000, в том числе НДС 1 600 000 рублей
2Срок инвестиционной фазы6 месяцев
3Облагаемая прибыль в год2 800 000
4Период кредитования12 месяцев

Сумма налогового кредита будет рассчитываться по следующей формуле:

(Прибыль за весь срок пользования льготой ×Ставка налога) ×50 % или (2800 000 ×17 %) ×50 % =238 000 рублей.

Проценты за пользование денежными средствами УФНС по Пермскому краю согласилось удерживать в размере 50% от ключевой ставки Центробанка РФ. За год заводу потребуется заплатить: 238 000 × (7,25 ×0,5)/100=8627,5 рублей.

Следующим шагом будет сравнительный анализ (цифры абстрактные).

Динамика издержек и поступлений в рубляхТекущиеОжидаемые
Квартальная выручка7866 0009500 000
Квартальные затраты/ НДС7 027 000/ 500 0008300 000/617 000
Оценочная стоимость запасов108 000380 000

Завершающим блоком расчета эффективности станет калькуляция бюджетных выгод.

Дополнительные отчисления в пользу государства, региона, муниципалитетаДинамика облагаемой базыОжидаемая прибавка показателей (указываются на основе расчетов) в рублях
НДФЛ и страховые сборы по трудовым договорамУвеличение пропорционально наращиванию численности штата118 000 ежеквартально
НДСДополнительные отчисления за счет закупки оборудования, сырья и оплаты работ1 600 000 за год по основным активам и прирост по текущим издержкам в 82 000 ежеквартально
Налог на имуществоУвеличение отчислений за счет удорожания производственного базиса378 000

Важно! Примеры составлены с применением абстрактных значений. Реальная документация будет значительно сложнее, ведь во внимание придется принять сопутствующие издержки, косвенные платежи и прочие моменты. Заниматься подготовкой расчета должны профессиональные экономисты.

Каждую позицию в калькуляции налогоплательщику потребуется подтвердить бухгалтерскими выписками и подборками. Расчет эффективности является базовой частью бизнес-проекта. Работать над ней необходимо с предельным вниманием и ответственностью.

Заключение

Таким образом, инвестиционный налоговый кредит является инструментом адресной поддержки. Отсрочка не предоставляется на следующие цели:

  • выход из состояния финансовой нестабильности;
  • становление бизнеса с нуля;
  • развитие компаний, не имеющих отношения к экономически значимым проектам;
  • решение проблемы дефицита капитала.

Механизм вправе использовать коммерсанты, документально подтвердившие финансовую обоснованность поддержки. Получение кредита предполагает уплату процентов и предоставление гарантий. Сотрудничество строится на принципе взаимной выгоды. Грубое нарушение условий влечет расторжение соглашения и обязанность единовременного погашения задолженности.

Читайте также: