Регистрация ип через приложение налоговой

Обновлено: 17.05.2024

Как зарегистрировать ИП, не выходя из дома

Вы решили зарегистрировать ИП, чтобы официально платить налоги, увеличивать пенсионные накопления и спать спокойно, не опасаясь штрафа за незаконную предпринимательскую деятельность. Но сама мысль о поездках в ФНС и очередях, скажем так — не мотивирует. Можно ли обойтись без этого?

Не только можно, но и довольно просто. Мы расскажем о четырех способах зарегистрировать ИП, не выходя из дома, покажем их плюсы и минусы, дадим пошаговую инструкцию — на что обратить внимание, чтобы регистрация прошла как по маслу.

Из этой статьи вы узнаете:

Что нужно для регистрации ИП

Чтобы зарегистрировать ИП, вы должны соответствовать определенным требованиям:

  • возраст не менее 16 лет. До достижения совершеннолетия для регистрации ИП нужно заверенное нотариусом разрешение обоих родителей или опекунов, решение суда об эмансипации или брак. Если вам уже есть 18 — все проще;
  • гражданство РФ. Иностранные граждане оформить ИП тоже могут — но это тема для отдельной статьи, здесь мы подробно ее рассматривать не будем;
  • дееспособность;
  • отсутствие судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления — изнасилование, убийство и пр.

В этой статье мы разберем варианты с регистрацией ИП только для граждан РФ. Им можно пройти процедуру онлайн:

  • через сайт Госуслуг;
  • официальный сайт налоговой инспекции;
  • через сайты посредников;
  • у нотариуса.

С 1 января 2019 года те, кто регистрируется онлайн, не платят госпошлину. А те, кто приходит в ФНС с пакетом бумажных документов, по-прежнему должны платить 800 рублей.

Если вас больше интересует регистрация ИП офлайн, читайте наш материал о том, как это сделать.

Что понадобится для регистрации ИП

Какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся:

  1. Паспорт;
  2. Свидетельство о присвоении ИНН;
  3. Заявление о регистрации ИП по форме № Р21001. Заполняется онлайн на сайтах;

В особых случаях — для регистрации ИП гражданами с временной пропиской или подростками с 16 до лет — понадобятся дополнительные документы.


Что такое электронная подпись и где ее получить

Электронная подпись — это информация в электронной форме, которая используется для определения лица, подписывающего другую информацию в электронной форме. Другими словами ЭП — это электронная замена рукописной подписи, имеет такую же юридическую силу.

Есть три вида ЭП, которые отличаются уровнем прав и возможностей: простая, неквалифицированная и квалифицированная.

Для регистрации ИП подходит только квалифицированная ЭП. Она дает возможность определить автора информации и гарантию, что с момента подписания документ не изменится. В подпись заложены криптографические алгоритмы, которые полностью защищают содержимое документа. С ней вы сможете экономить свое время: удаленно сдать документы в таможенную службу, налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, органы статистики и т.д.

Получить квалифицированную ЭП можно только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России, например, на Едином портале электронной подписи, в МФЦ или через компанию-посредника. Чтобы это сделать, понадобятся паспорт и СНИЛС.


Процедура получения доступно объясняется на Едином портале электронной подписи

Для регистрации ИП через сайт ФНС и через сайт Госуслуг подойдет базовая квалифицированная электронная подпись. Ее стоимость порядка 2 000 рублей. (Расценки по данным порталов, которые предлагают оформление электронных подписей — Контур. электронная подпись, Альта-софт, podpis.su и пр.)

Выдается ЭП на специальном носителе, токене. Выглядит как USB-флешка. Чтобы работать с ЭП, нужно вставить токен в компьютер и ввести пароль.

Важно! Перед регистрацией определите, какую систему налогообложения вы будете использовать. Ее нужно указать, когда подаете пакет документов — и процедура пройдет заметно проще.

Почитайте наши статьи о налогообложении:

Как зарегистрировать ИП через сайт Госуслуг

Шаг 1. Получить подтвержденную учетную запись

После этого идет этап получения подтвержденной учетной записи. Сайт Госуслуг предлагает несколько способов:


После регистрации стандартной учетной записи сайт подскажет адрес центра обслуживания, где можно подтвердить личные данные


После подтверждения личности нужно выйти из учетной записи и зайти снова — аккаунт начнет работать с новым уровнем доступа

Шаг 2. Собрать документы

С этим возникают трудности. Чтобы сделать все быстро, соберите в одну папку сканы документов в формате tif. Файлы принимаются только в этом формате.

Фотографируете на телефон паспорт, разворот и страницу с пропиской (некоторые для страховки фотографируют все страницы, в том числе и пустые. Автор статьи обошелся разворотом и пропиской).

Дальше открываете любой графический редактор. Подойдет программа Paint — и в нем фото документов переводите в формат tif. Для ускорения процесса — чтобы загрузить на сайт все сразу, а не по одному документу — можно заархивировать в zip.

Если у вас нет времени, можно воспользоваться бесплатным онлайн конвертером документов.

Шаг 3. Заполнить заявление онлайн

После подтверждения записи на Госуслугах нужно заполнить заявление на регистрацию ИП.


Разделы сайта Госуслуг. Вам нужен первый слева — Бизнес, предпринимательство, НКО

Сайт предлагает выбрать вид заявления — выбираете Р21001. Заполняете его, вносите данные паспорта и ИНН. Здесь все понятно и просто.


Пример заполнения раздела про виды деятельности ИП

Как только вы заполняете эту строку, разворачивается список дополнительных видов деятельности.

Лучше подстраховаться — выбрать по максимуму. Дополнительных налогов за каждый вид деятельности платить не придется. Если вы решите расширить предприятие, у вас уже будет документ на эту деятельность.

В конце выбираете удобный способ получения документов:

Проверка займет 5 — 7 минут. После загружайте сканы документов, которые заранее подготовлены и заархивированы в zip.


Кликайте по ссылке, на которую указывает стрелка

Шаг 4. Получить документы в ФНС

В течение дней после подачи заявления на электронную почту придет приглашение из ФНС для получения выписки из ЕГРИП. Документ нужно забрать, иначе через 3 дня после даты, указанной в приглашении, заявку аннулируют.

Для визита в ФНС возьмите с собой два документа:

В отделении налоговой службы вы получаете документы о регистрации ИП. На этом этапе проблем не возникнет, все проверки пройдены.

Как зарегистрировать ИП на сайте ФНС

Существует два способа регистрации через сайт ФНС: без электронной подписи и с ней. Первый предполагает только подачу заявления онлайн. Второй — полную процедуру регистрации и получение электронных документов.

Способ № 1. Зарегистрировать ИП на сайте налоговой без ЭП

Выбрав этот способ, вы подаете онлайн только заявку. Дальше нужно два раза прийти в ФНС. Первый раз — чтобы подтвердить заявку, второй — чтобы получить свидетельство.

Такой способ сэкономит вам время, по сравнению с обычной подачей заявления в обычном порядке. В отделении придется сидеть в очереди, заполнять вручную заявление, специалист будет долго проверять документы в вашем присутствии. Вы потеряете минимум 40 минут — только на процедуре.

Если подадите заявку онлайн, то в ФНС нужно будет только подтвердить за несколько минут.

Шаг 1. Создать аккаунт на сайте ФНС


Раздел с регистрацией ИП на сайте ФНС

Шаг 2. Заполнить электронное заявление

В форме № Р21001 введите фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, данные о бизнесе. Пишите русскими буквами и арабскими цифрами. Поля, которые заполняются латинскими буквами, предназначены для иностранных граждан. Россияне их пропускают.


Электронный вариант заявления формы № Р21001

Укажите адрес прописки или временной регистрации (при ее наличии).


Пример заполнения формы № Р21001

Если у вас нетрадиционный адрес: нет улицы или сложный номер дома: дом 1, корпус А (а не 1 или 2) — сайт может выдать ошибку. В этом случае лучше не терять времени и воспользоваться другим способом регистрации.

Сложность может вызвать и страница № 3 — коды по классификатору видов экономической деятельности. Сайт вариантов (как портал Госуслуг) не предлагает. Коды нужно найти самостоятельно.

На странице № 4 выбирайте способ получения документов. Можно забрать лично или получить по почте. Важное поле на этой странице — электронная почта. На нее придет письмо о том, что документы готовы, где и когда их нужно получить.

Шаг 3. Получить документы в ФНС

Дальше вас ждут два коротких визита в налоговую.

Первый — через три дня после заполнения заявления. Приходите в ФНС с паспортом и в течение 5 — 7 минут подтверждаете заявку. Если вы все заполнили правильно, то на этом этапе никаких проблем возникнуть не должно.

Дальше — специалист назначит время повторного визита либо налоговая отправит приглашение на электронную почту. Зависит от того, как поставлена работа в конкретном отделении.

Срок регистрации ИП — 3 рабочих дня. Через 3 дня вы снова приходите в ФНС, берете талон, стоите в очереди — и получаете пакет документов.

Способ № 2. Зарегистрировать ИП на сайте налоговой с ЭП


Формирование транспортного контейнера для отправки документов на сайте ФНС

Программа по формированию транспортного контейнера иногда некорректно работает с ЭП и выдает ошибку, если у вас необычный адрес: нет улицы или нетипичный номер дома.

Как нам пояснили — это конфликт программного обеспечения сайта ФНС и программы по формированию транспортного контейнера, установленной в нескольких отделениях. Вопрос в стадии решения.

Если у вас традиционный адрес: улица, дом, квартира — должно сработать. Электронные версии документов сможете скачать через Личный Кабинет. Они полностью заменяют бумажные, ехать в отделение ФНС не надо.

Если при попытке регистрации произошел сбой, отправьте в налоговую только заявление, а документы принесите в отделение — по схеме способа № 1.

Как зарегистрировать ИП через посредника


Предложение на одном из сайтов компаний-посредников

Из документов посредники просят только паспорт и СНИЛС (данные или скан). Занимает регистрация от 15 минут до нескольких дней.

Обязательно выясните, что именно предлагают. Возможно — только заполнение заявления и подбор кодов ОКВЭД — и за это просят от 1 000 до 2 000 рублей. При этом вы будете сканировать и отправлять документы в налоговую самостоятельно и оплатите госпошлину.

Как зарегистрировать ИП через нотариуса

Чтобы воспользоваться этим способом, достаточно прийти к специалисту и передать пакет документов. Нотариус оформит заявление в электронном виде и удостоверит вашу подпись. После — передаст все в налоговую инспекцию.

Через три рабочих дня из ИФНС на электронную почту нотариуса придут документы, подтверждающие, что вы получили статус ИП. Их можно получить как в электронной, так и в бумажной форме — все зависит от вашего желания и возможностей нотариуса.

Такой способ полностью избавляет от визитов в налоговую инспекцию. Он подходит тем, кто проживает далеко от места регистрации — в другом городе или областном центре (как правило, одно отделение ФНС обслуживает сразу несколько городов) и тем, кто не может сам приехать в отделение налоговой.

Госпошлина в этом случае отсутствует, вы оплачиваете только услуги нотариуса. Они обойдутся примерно в 4 000 – 6 000 рублей.

Какие документы выдают после регистрации ИП

Если вы подавали заявление онлайн через Госуслуги, сайт ФНС или сайт фирмы-посредника, получать документы будете в отделении налоговой. Адрес и режим работы отделения укажут в приглашении, которое придет на электронную почту.

Нотариус получит по электронной почте документ, который будет подписан электронной подписью сотрудника ФНС. Он либо распечатает и отдаст в руки или отправит его на электронную почту новоиспеченного ИП.

С 1 января 2017 года вместо свидетельства о регистрации ИП выдают Лист записи из ЕГРИП — Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей формы Р60009.


Вместе с ним вам выдадут уведомление формы 2-3-Учет.


Уведомление формы 2-3-Учет

Весь документооборот ведется в электронном виде, поэтому сам лист не так важен — важен факт записи в реестре. Доступ к нему открытый — достаточно предоставить номер ИНН и любой заинтересованный найдет информацию о ИП на сайте налоговой службы.

После регистрации ФНС автоматически передает данные в Пенсионный фонд. Вам никуда ходить не надо. Со дня регистрации ИП вы автоматически становитесь плательщиком страховых взносов в ПФР.

Когда откажут в выдаче документов о регистрации ИП

Есть три ситуации, когда могут отказать в регистрации:

  1. Заявление не прошло по техническим причинам. Например, произошел сбой в программе. В этой ситуации заявление можно послать повторно;
  2. Вы уже были индивидуальным предпринимателем, но не завершили ликвидацию статуса. В этом случае придется завершить процедуру, а потом начинать новое дело;
  3. Суд признал вас банкротом меньше года назад. В этой ситуации можно будет подать заявление на регистрацию ИП спустя год с момента банкротства.

Комментарий эксперта

Елена Тарасова, юрист практики налогообложения и эффективного ведения бизнеса:

За последние несколько лет государство максимально упростило взаимодействие между предпринимателями и контролирующими органами. Электронная подпись и возможность удаленной подачи заявлений позволяют экономить время на визитах в налоговую. Подача документов на регистрацию в электронном виде освобождает от уплаты госпошлины.

Сайт налоговой инспекции очень удобен в использовании и содержит подробную информацию, пошаговые инструкции, бланки необходимых документов.

Заключение

Документы и сведения, которые понадобятся для регистрации ИП онлайн:

  1. Паспорт;
  2. ИНН;
  3. Заявление о регистрации ИП по форме № Р21001. Заполняется онлайн на сайтах;
  4. Электронная подпись.


Способы удаленной регистрации

Стереотипные мысли о регистрации бизнеса часто такие: нужно ходить по инстанциям — в налоговую, в пенсионный фонд — заполнять и подписывать бесконечные заявления, собирать документы, платить пошлины. Прибавляем к этому списку неопределенность и отсутствие знаний, какие ОКВЭДЫ и систему налогообложения выбрать, и получаем головную боль.

По сравнению с другими более важными задачами, которые приходится решать при запуске бизнеса, регистрация кажется обременительной процедурой и бумажной волокитой.

Но сегодня регистрация бизнеса может быть простой и занимать всего 40 минут. При этом не нужно специально никуда ехать — ни в налоговую, ни в банк, ни в любое другое учреждение.

Бесплатно зарегистрироваться как ИП прямо из дома можно с помощью сервиса от Деловой среды.

Начать процесс регистрации ИП с помощью сервиса

Ниже подробно и наглядно описываем процесс регистрации.

1. Оформление заявки на сервисе Деловой среды


Важно!

Приступить к регистрации с помощью сервиса

Авторизация через Сбербанк Онлайн

Важно!


Для удаленной регистрации ИП с помощью сервиса Деловой среды обязательно быть клиентом Сбербанка.

Проверка технической возможности для удаленной регистрации ИП


Далее предстоит ответить на несколько технических вопросов, чтобы выяснить, сможете ли вы пройти удаленную идентификацию и зарегистрировать ИП не приходя в банк и налоговую.

  1. Отметить наличие логина и пароля от Сбербанк Онлайн
  2. Отметить наличие биометрического заграничного паспорта, выпущенного после 2009 г.
  3. Указать информацию о своем смартфоне

Дело в том, что удаленно зарегистрировать ИП можно только в случае, если у вас есть биометрический заграничный паспорт и смартфон iPhone7 и новее с операционной системой 13.0 и выше или Android с операционной системой 5.0 и выше с технологией NFC.

Для вашего удобства вы можете навести камеру на куар-код и узнать, какая операционная система у вас на смартфоне.

Как узнать версию Андроид

Как узнать есть ли в телефоне NFC?

Как узнать, подходит ли заграничный паспорт?

Если по техническим параметрам вам не доступна удаленная идентификация, вам предложат пройти ее очно в одном из офисов ПАО Сбербанк или у партнеров Деловой среды. При этом, заполнить все данные можно с помощью сервиса самостоятельно, а в офисе пройти лишь очную идентификацию. Эта процедура занимает всего 5-10 минут. С собой нужно иметь паспорт и скачанное приложение ID Point (доступно для Android и iOS).

Ввод персональных данных


В открывшемся окне введите ваши персональные данные.

Важно!

При вводе адреса регистрации (прописки), обязательно выберите адрес из выпадающего списка (подсказке сразу после строки).

После ввода паспортных данных, обязательно перепроверьте их. Любая ошибка не позволит пройти дальше.

Аутентификация через Сбербанк Онлайн


Пройти аутентификацию можно двумя способами: с помощью логина и пароля, если вы их помните, и с помощью приложения на смартфоне. Следуйте инструкциям на странице.

Оформление ИП и выбор кодов ОКВЭД


  1. На открывшейся странице укажите номер телефона для бизнеса и отметьте привязку телефона к Сбербанк Бизнес Онлайн (при необходимости).
  2. Далее приготовьте паспорт, сфотографируйте страницы с фотографией и с пропиской, загрузите в сервис в соответствующих полях.

Далее необходимо определить систему налогообложения. Выбрать можно из трех вариантов:

— общая система налогообложения (ОСНО).

Варианты систем налогообложения ЕНВД, ЕСХН и патентной системы при регистрации ИП выбрать нельзя. Но вы всегда можете перейти на одну из этих систем налогообложения, написав заявление в ФНС.

Когда пакет документов сформировался, его можно сказать в электронном формате. В него входят:

— заявление на регистрацию ИП;

— заявление о переходе на определенную систему налогообложения;

— фото разворотов паспорта.

Зарегистрируйте ИП быстро и бесплатно

Открытие счета ИП

Согласно законодательству ИП не обязан открывать счет. Но при регистрации ИП через сервис Деловой среды нужно открыть расчетный счет в Сбербанке. Но вы можете выбрать бесплатный тариф. Подробности ниже.


Сначала укажите примерные размер, количество и особенности планируемых операций. Если у вас есть бизнес-план или финмодель, указывайте реалистичные цифры.

Также по умолчанию вы не являетесь публичным должностным лицом, налогоплательщиком любой другой страны, кроме РФ, или гражданином РФ, родившемся в США. В обратном случае, нужно переключить слайдер (ползунок) в этом пункте.


Следующим шагом вам предложат выбрать отделение банка, который будет обслуживать и вести расчетный счет бизнеса. Выбирайте наиболее удобный по расположению с помощью карты или списка адресов.



Это был последний шаг регистрации на платформе Деловой среды, дальше процесс регистрации будет проходить с помощью мобильного приложения IDPoint.

Установка приложения IDPoint


Итак, вы скачали приложение IDPoint по ссылке из СМС, из Google Play или App Store.



В приложении вам сначала нужно будет ввести свой мобильный номер и код из СМС или автоинформатора.



Нужно разрешить приложению отправлять уведомления, ознакомиться и принять лицензионное соглашение об использовании приложения и с пользовательским соглашением IDPoint.


Следующий шаг — сгенерировать пароль. Вам нужно водить пальцем по экрану пока не наберется 100%.

Важно!

Запомните и запишите полученный код. Данный пароль нельзя восстановить. Запоминайте автоматически сгенерированный пароль или используйте свой пароль, который вы точно запомните.


Введите и подтвердите пароль.

Удаленная идентификация



При выборе удаленного способа идентификации, нужно будет ввести данные загранпаспорта, а затем приложить телефон к странице паспорта с фотографией.



В открывшемся окне появятся все необходимые документы на подписание. Не обращайте внимание на странный формат документов.

Важно!

Не удаляйте IDPoint после отправки документов в ФНС и/или после получения от ФНС документов об успешной регистрации бизнеса, так как данный шаг не является конечным, IDPoint потребуется для:

— выпуска сертификата юридического лица;

— отправки в банк документов на дистанционное открытие счета юридическому лицу, подписанных с помощью выпущенного сертификата юридического лица.

Ответ от ФНС


С этого момента начинает работу ФНС. На почту, которую вы указали при регистрации, придет письмо-подтверждение о поступление электронных документов в ФНС России для государственной регистрации с присвоенным номером заявки.


От ФНС придет письмо с распиской в получении документов. Во вложении письма будет файл в формате zip.


На телефон также придет СМС от DASREDA, подтверждающая, что документы успешно приняты ФНС.

Зарегистрировать бизнес из дома и без пошлины

Срок выдачи документов


ФНС регистрирует ИП в течение 3-5 рабочих дней. В расписке, которую вы получите на email, будет указана дата, не позднее которой ФНС пришлет документы о регистрации. О том, почему ФНС может отказать в регистрации, читайте здесь.

Дистанционное открытие счета

Чтобы открыть счет для бизнеса тоже удаленно, в приложении IDPoint нужно получить сертификат индивидуального предпринимателя и подписать документы для открытия счета с его помощью.


Процесс дистанционного открытия счета происходит в 4 шага.


Внимание!

Важно!

В течение 2-х суток после открытия счета электронные документы с реквизитами придут на адрес электронной почты, также на e-mail поступит логин для доступа в Сбербанк Бизнес Онлайн (СББОЛ), пароль в СББОЛ поступит в виде СМС с номера 900 на мобильный телефон.

Что делать дальше?

При первом входе в систему СББОЛ необходимо сменить пароль и заполнить профиль клиента. Скачайте мобильную версию СББОЛ в App Store или Google Play. Для совершения очных операций по банку (взнос, снятие наличных денежных средств) вам потребуется карточка подписей. Необходимо обратиться в ВСП, где открыт счет для ее оформления (отделение банка, которое выбирается на этапе регистрации бизнеса). Взять талон в электронной очереди.

  1. с помощью самоинкассации (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет);
  2. с помощью бизнес-карты (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет);
  3. в офисе банка.

Снятие наличных денежных средств происходит: + с помощью бизнес-карты (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + через зарплатный проект (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + в офисе банка.

Вы также можете подключить дополнительные услуги: + прием карт к оплате через торговый эквайринг, QR-код (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + онлайн-касса (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + СМС-уведомление (подключается в СББОЛ).

Вместо заключения

Но даже если по техническим характеристикам вам не доступна полностью удаленная регистрация ИП, вы можете всегда воспользоваться услугами партнеров Деловой среды и завершить регистрацию не заходя в налоговую.

Приступайте к регистрации в том случае, если вы уверены, что хотите открыть ИП. Отправив подписанные документы в налоговую с помощью сервиса Деловой среды и передумав, вам придется проходить очную отмену заявки на регистрацию, обзванивать все отделы налоговой по очереди, дозваниваться с 5 попытки и получать диаметрально противоположные инструкции от разных специалистов. Но если вы решили для себя точно и бесповоротно, что открываете ИП, Деловая среда сделала все, чтобы вам было комфортно проходить обязательный этап регистрации.

Если у вас есть вопросы, пожелания или комментарии о регистрации бизнеса с помощью сервиса от Деловой среды, пишите в комментариях ниже. Обещаем отвечать!

Читайте также: