Разница между бухгалтерским и налоговым учетом основных средств при продаже

Обновлено: 18.05.2024

Правила учета ТМЦ, полученных при списании основного средства

Основные моменты, касаемые новшеств по данному стандарту, указаны в информации Минфина от 10.04.2020 г. № ИС-учет-27.

К примеру, новым стандартом изменили правила определения фактической себестоимости запасов, которые получены при выбытии ОС или при его текущем содержании, ремонте, модернизации. Затратами, включенными в фактическую себестоимость этих ТМЦ, считается наименьшее из таких значений:

  • стоимость, по которой учитываются аналогичные ТМЦ, приобретаемые или создаваемые компанией при стандартном операционном цикле. Иными словами — это рыночная цена;
  • величина балансовой стоимости списываемых ОС и расходов, которые были при демонтаже или разборке ОС, извлечении ТМЦ и приведении их в состояние, пригодное для использования или реализации в качестве запасов.

В соответствии с Рекомендациями Бухгалтерского методологического центра № Р-63/2015-КпР при извлечении ТМЦ от ликвидации основного средства в бухучете доход не появляется, так как:

  • нет поступления нового актива в компанию;
  • у компании нет экономической выгоды, поскольку выбывающее ОС уже было ее активом, и она уже осуществляла в прошлом периоде расходы при его получении и эксплуатации.

Соответственно, ТМЦ при ликвидации основного средства нужно ставить на учет за счет балансовой стоимости ОС в момент его списания с бухучета.

Когда основное средство списывается, долгосрочные активы к продаже нужно оценить по наименьшему из показателей:

  • величины балансовой стоимости списываемого основного средства и расходов на извлечение ТМЦ и доведение их до состояния, которое пригодно к реализации;
  • чистой стоимости продаж — предполагаемой цены реализации ТМЦ, уменьшенной на размер планируемых расходов, которые нужны для их извлечения из ОС, доведения до готовности к реализации и ее проведения.

В целях налогообложения прибыли рыночная стоимость ТМЦ включается во внереализационные доходы на дату заполнения акта о списании основного средства (ст. 250, 271 НК).

Как учитывать доходы и расходы при выбытии основного средства

Подробные комментарии по указанным стандартам имеются в информации Минфина от 03.11.2020 г. № ИС-учет-28, № ИС-учет-29.

К примеру, в стандарте 6/2020 уточняются правила отображения в бухучете операций по выбытию основного средства:

  • при списании ОС размеры накопленных амортизации и обесценения по нему переносятся в снижение его первоначальной стоимости;
  • расходы на демонтаж, утилизацию ОС и восстановление окружающей среды являются затратами того периода, в котором они были (если по ним до этого не признавалось оценочное обязательство);
  • разница между балансовой стоимостью списываемого ОС и расходов на его выбытие с одной стороны и поступлениями от его выбытия с другой стороны является доходом или расходом в составе прибыли (убытка) того периода, в котором производится списание ОС. Соответственно, финансовый результат при выбытии объекта указывается свернуто в отчете о финансовых результатах.

Что касается налогового учета, то остаточная стоимость ОС при ликвидации и использовании линейного метода расчета амортизационных отчислений единовременно учитывается как внереализационные расходы (ст. 265 НК). Убыток от продажи ОС учитывается по специальным правилам, указанным в п. 3 ст. 268 НК.

Разницы в порядке учета убытков в бухгалтерском и налоговом учете приводят к появлению временных разниц и необходимости признавать отложенный налог по ПБУ 18/02.

Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

Как отражать ликвидацию основного средства в 1С:Бухгалтерии 8

Компания работает на ОСНО и является плательщиком НДС. С 2022 года она переходит на использование ФСБУ 6/2020.

В феврале 2022 года она списывает ОС в связи с неэффективностью его использования.

В учете первоначальная стоимость объекта — 1 млн. руб., накоплено амортизационных отчислений — 325 тыс. руб., размер ежемесячной амортизации — 25 тыс. руб.

Демонтаж ОС осуществлялся сторонней фирмой, за что ей заплатили 120 тыс. руб. (в т.ч. НДС 20%).

Оценочное обязательство по демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды раньше по объекту не признавали, обесценение не учитывали. При демонтаже были извлечены ТМЦ, и компания приняла решение использовать их в своей деятельности.

В бухучете расходы на демонтаж и утилизацию основного средства относятся к затратам периода их осуществления. Также эти расходы нужно учитывать при расчете:

  • финансового результата от выбытия ОС;
  • стоимости ТМЦ, полученных при списании ОС.

Корреспонденция счетов при проведении этого документа:

Списание объекта отображается одноименным документом, а доходы и расходы от него должны учитываться на сч. 91.01 и 91.02.

Однако теперь в документе есть возможность учитывать ТМЦ, которые остаются после ликвидации основного средства.

В ней указывается такая информация по условиям примера:

  • балансовая стоимость основного средства (первоначальная стоимость — амортизация накопленная и по результатам текущего месяца) — 650 тыс. руб.;
  • расходы на демонтажную операцию — 100 тыс. руб.;
  • размер расходов на выбытие объекта (балансовая стоимость + демонтажные расходы) — 750 тыс. руб.;
  • рыночная цена оставшихся ТМЦ — 50 тыс. руб.;
  • фактическая цена оставшихся ТМЦ — 50 тыс. руб., т.к. эта сумма не превышает расходов на демонтаж (50 тыс. руб. меньше 750 тыс. руб.);
  • финансовый результат от ликвидации объекта (расход) определяется вычитанием фактической (рыночной) цены ТМЦ из расходов на выбытие объекта — 700 тыс. руб.

Корреспонденция счетов при проведении этого документа:

Что делать, если оставшиеся ТМЦ имеют высокую стоимость?

Допустим, по условиям примера рыночная цена ТМЦ — 1 млн. руб., т.е. она больше балансовой стоимости объекта и расходов на монтажную операцию (1 млн. руб. больше 750 тыс. руб.).

Расход в бухучете определяется как вычитание фактической цены ТМЦ из расходов на выбытие (балансовой стоимости и расходов на демонтаж). В примере получилось бы 750 тыс. руб. — 750 тыс. руб.

Аналогично программа будет поступать и в том случае, когда хозяйственные операции будут отражаться в 2021 году.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет в учете ПБУ 18/02 - балансовый метод с учетом постоянных и временных разниц. Организация получила основное средство в качестве вклада в уставный капитал, причем стоимость основного средства в бухгалтерском учете больше стоимости в налоговом учете. При этом возникают временные разницы. Основное средство принято к учету и введено в эксплуатацию в марте 2021 года, с апреля 2021 года начисляется амортизация. При принятии к учету был установлен срок полезного использования 600 месяцев. Организация определяет текущий налог на прибыль по данным декларации, формирует промежуточную бухгалтерскую отчетность ежемесячно.
Как и на какие счета закрываются данные временные разницы? Как величина временных разниц отразится на финансовом результате организации? Какие проводки оформить?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При применении балансового метода временные разницы определяются на отчетную дату. Поскольку показатели промежуточной бухгалтерской отчетности формируются по тем же правилам, что и при составлении годовой, временные разницы определяются ежемесячно и учитываются при формировании показателей отчета о финансовых результатах промежуточной отчетности.
Образующаяся при сравнении балансовой стоимости актива в БУ и НУ выявляемая налогооблагаемая временная разница (НВР) приводит к возникновению отложенного налогового обязательства (ОНО), которое уменьшает показатель чистой прибыли в отчете о финансовых результатах.
Формируемые проводки смотрите в обосновании.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет прибыли (убытка). ПБУ 18/02;
- Энциклопедия решений. Учет налога на прибыль;
- Энциклопедия решений. Отложенный налог на прибыль (строка 2412);
- Вопрос: Отражение в бухгалтерском учете и отчете о финансовых результатах временной разницы и отложенного налогового обязательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
- Вопрос: Бухгалтерские проводки при балансовом методе применения ПБУ 18/02 с 01.01.2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.);
- Вопрос: Организация планирует использовать балансовый метод с отражением постоянных и временных разниц, предусмотренный в бухгалтерской программе с 01.01.2020. Возможно ли для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения при балансовом методе при применении ПБУ 18/02 оформить проводки с использованием счета 68 применительно к отражению временных разниц, возникающих в результате разных правил оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)
- Варианты применения ПБУ 18/02 в "1С:Бухгалтерии 8" с 2020 года (журнал "БУХ.1С", N 1, январь 2020 г.);
- Вопрос: Общество формирует проводки по отложенным налоговым обязательствам (ОНО) и отложенным налоговым активам (ОНА) в корреспонденции со счетом 99. В связи с применением балансового метода расчета отложенного налога на прибыль каков порядок заполнения строк 2411, 2412 отчета о финансовых результатах? После закрытия отчетного периода (года) счет 99 субсчет "Отложенный налог" должен закрыться на счет 84? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

27 апреля 2021 г.

Разница в налоговом и бухгалтерском учете, возникающая из-за взноса имущества в уставный капитал

Остаточная стоимость имущества по бухгалтерскому и налоговому учету может совпадать,

если до этого момента не было причин для возникновения разрыва. Однако совпадение других значений стоимости имущества со стоимостью имущества по бухгалтерскому (налоговому) учету на практике – неслыханная редкость. Не в каждом случае внесение имущества в уставный капитал подлежит оценке независимым оценщиком. Однако в некоторых оно обязательно в силу требований императивных норм закона. Например, при внесении имущества в оплату акций. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями акционерного общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком (п. 3 ст. 34 Закона об АО) и пр.

Почему так важна оценка независимого оценщика?

Она влияет на определение стоимости имущества, согласованной учредителями? Дословно, закон об ООО требует, чтобы денежная оценка имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, произведенная учредителями, не превышала величину оценки, произведенной независимым оценщиком. То есть по закону она может быть сколь угодно ниже этой величины. Однако если на практике вы действительно решитесь установить стоимость имущества, согласованную учредителями ниже, чем она указана в заключении независимого оценщика – налоговых рисков не избежать. Дело в том, что существует письмо Министерства финансов РФ от 02.10.2006 № 03-06-01-04/184, в котором сделан достаточно спорный с точки зрения законодательства вывод о том, что не вправе ООО в данном случае отражать в бухгалтерском учете стоимость имущества ниже указанной в заключении независимого оценщика.

Пример 1 У нас есть некое основное средство, допустим, здание. В бухгалтерском и налоговом учете главбух, чтобы не добавлять себе работы начислял амортизацию (износ) одним способом, переоценка имущества никогда не делалась и т.д. В результате стоимость имущества у передающей стороны по бухгалтерскому и налоговому учету сформировалась одинаковая и составляет один миллион рублей. А вот рыночная стоимость имущества, как не старался независимый оценщик ее занизить составляет 10 миллионов рублей. Эта же стоимость имущества указана в качестве стоимости имущества, согласованной учредителями (с учетом рекомендаций письма Минфина РФ от 02.10.2006 № 03-06-01-04/184). Никакой доработки, доставки, дополнительных расходов для взноса в уставный капитал здание, естественно, не требует. Соответственно в бухгалтерском учете у получающей стороны стоимость здания будет составлять 10 миллионов рублей, а в налоговом всего один миллион. Как мы видим, от воли бухгалтера в данном случае и от того, что у передающей стороны стоимость имущества была одинаковой мало что зависело. Колоссальная разница в стоимости имущества, отраженной в бухгалтерском и налоговом учете у получающей стороны все равно возникла. Как можно сделать вывод из написанного выше, у бухгалтера была только одна возможность избежать расхождения в данном случае стоимостей имущества, если бы учредители не стали следовать рекомендациям Минфина, и вопреки оценке независимого оценщика установили согласованной стоимость имущества в 1 миллион рублей. Соответственно эта же стоимость была отражена в бухгалтерском учете.

Результаты переоценки в настоящее время влияют только на данные бухгалтерского (не налогового) учета, поэтому возможности для использования переоценки для оптимизации налогообложения существенно сужены. Переоценка имущества может происходить как в сторону понижения его цены, так и в сторону повышения. На самом деле, как правило, если организация проводит переоценку основных средств обусловлено это не целями оптимизации, а необходимостью повышения собственной инвестиционной привлекательности. Если компания планирует взять большой банковский кредит, ей нужно показать, что она имеет имущества, за счет реализации которого в случае неудач сможет его вернуть (в противном случае в предоставлении больших заемных средств могут отказать). Таким образом, как правило, переоценка проводится в сторону повышения стоимости основных средств, хотя на налогах это сказывается негативно: налог на имущество повышается, а налоговой экономии в целях исчисления налога на прибыль не получается никакой. Таким образом, переоценка имущества, как правило, носит вынужденный характер и ее проведение не зависит от воли бухгалтера. Однако иногда ее действительно можно использовать в целях оптимизации налогообложения. В частности в двух случаях: оптимизации налога на прибыль при продаже основных средств, используя реорганизацию (см. Пример 2); для оптимизации налога на имущества при уценке основных средств (см. Пример 3).

Пример 2 При продаже основного средства остаточная стоимость которого по данным налогового и бухгалтерского учета составляет 10 млн. р. за 110 млн. р. налоги можно минимизировать, организовав дочернюю компанию, в которой основная является единственным акционером и передать ей соответствующее здание. В момент реорганизации с помощью независимого оценщика имущество переоценивается до 100 млн.р. (Эта сумма будет указана в разделительном балансе и эта стоимость имущества будет отражена в бухгалтерском учете дочерней организации) Затем основной организации остается продать свои акции в дочерней, соответствующих недвижимому имуществу, конечному покупателю за 110 млн. рублей. Налогооблагаемая база будет определяться в данном случае по п.2.ст.280 НК РФ согласно которому, доходами от реализации ценных бумаг будет являться продажная цена акций (110 млн. руб.), а расходами – цена их приобретения. Расходами согласно п.5 ст.277 НК РФ в случае выделения, предусматривающего приобретение реорганизуемым предприятием акций выделенной организации, цена этих акций равна стоимости чистых активов выделенной компании на дату ее государственной регистрации. При этом стоимость чистых активов определяется по данным разделительного баланса на дату его утверждения. В этом случае они равняются 100 млн. рублей. Таким образом, налогооблагаемая база, с которой пришлось платить налог на прибыль, окажется минимальной (110 млн. рублей – 100 млн. рублей) = 10 млн. рублей.

• одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

• стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

• объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

• цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

• платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Определить и доказать достоверность рыночной цены без привлечения независимого оценщика организации будет более чем сложно.

Кроме того, если ваша организация решила проводить переоценку, важно учитывать еще ряд моментов.

Во-первых, согласно тому же п.15 (ПБУ 6/01), при принятии решения о переоценке основных средств, следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. То есть вы не сможете, например, один раз за историю существования вашей компании для демонстрации банку своего баланса переоценить все основные средства и больше этого никогда не делать. Между тем затраты компании на проведение переоценки, привлечение оценщика и т.д. зачастую бывают более чем ощутимы. Правда, в тем же ПБУ 6/01 не установлен максимальный временной интервал, который должен проходить между переоценками основных средств (Минимальный интервал составляет один год, переоценка основных средств проводится по состоянию на 1 января отчетного года). Таким образом, вопрос о периодичности проведения переоценки остается спорным. И вы можете зафиксировать в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета, через какой временной интервал регулярно проводятся повторные переоценки основных средств (например, через 1 , 2, 3 года и т.д.).

Кроме того, вы не вправе переоценить какой-то один объект. Переоцениваться должны группы однородных объектов основных средств. Таким образом, если вы, например, в целях налоговой оптимизации для последующей продажи имущества и минимизации налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль увеличите стоимость например одного продаваемого основного средства, учтите, что стоимость однородных основных средств, оставшихся на балансе вашей организации тоже автоматически возрастет и вы будете платить по ним больший налог на имущество.

Читайте также: