Расследование налоговых преступлений входит в компетенцию подследственность

Обновлено: 16.05.2024

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации:

Статья 151. Подследственность

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 - 110.2, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 - 149, 151.2, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 172.3, 185 - 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 - 199.4, 200.4, 200.5, 200.6, 200.7, 201, 201.1, 204, 204.1, 205 - 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 207.1, 207.2, 208 - 212.1, 215, 215.1, 215.3 частями второй - пятой, 216 - 217.2, 227, 235.1, 236 частью третьей, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.1, 242.2, 243.4, 246 - 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255 частью первой, 258.1 частями второй, второй.1, третьей и третьей.1, 263, 263.1, 270, 271, 271.1, 279, 282 - 282.3, 284.1, 285 - 291.1, 292 - 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 - 305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 - 354.1 и 356 - 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом "б", 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 - 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой - третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 124.1, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй - четвертой, 159 частями второй - седьмой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй - четвертой, 167 частью второй, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 171.3, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частями третьей и четвертой, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 - 197, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 200.3 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частями второй, третьей и четвертой, 208 - 210.1, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 - 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй, третьей и четвертой, 230.1 частью третьей, 230.2 частью второй, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей, 234.1 частями второй и третьей, 235, 236 частями первой и второй, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242 частью третьей, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 245 частью второй, 255 частями второй и третьей, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 267.1, 268 частями второй и третьей, 272 - 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью четвертой, 327.1 частями второй - шестой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 - 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.1, частью первой статьи 200.2, статьей 256, частями первой и первой.1 статьи 258.1, частью первой статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 253, частями первой и второй статьи 322, частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов принудительного исполнения Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 200.2 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом "б", 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте "в" пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

4.1. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом 2 части второй и частью пятой настоящей статьи, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации, предварительное следствие может производиться следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй - седьмой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191 частями четвертой и пятой, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 - 197, 200.1 частью первой, 200.2, 201, 201.1, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частями третьей и четвертой, 208 - 210.1, 215.4 частью второй пунктом "а", 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй - четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234.1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 - 274.1, 282.1 - 282.3, 284.1, 285, 285.4, 286, 308, 310, 327 частью четвертой и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 - 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовно-процессуальный кодекс РФ в действующей редакции

Новая редакция Уголовно-процессуального кодекса РФ вступила в силу 04.04.2021. Законодатели уточнили термины и понятия и полномочия сотрудников ФССП. Установлена подследственность преступлений с участием сотрудников органов принудительного исполнения в роли виновной или пострадавшей стороны.

Редакцию Уголовно-процессуального кодекса РФ с 04.04.2021 изменили два новых закона:

Терминология в УПК РФ приведена в соответствие с Федеральным законом от 02.08.2019 № 315-ФЗ . Внесены поправки о подследственности уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками органов принудительного исполнения или в отношении сотрудников ФССП в связи с их служебной деятельностью, а также о процессуальных полномочиях сотрудников органов принудительного исполнения

Функции сотрудников органов принудительного исполнения

В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.

В статье 113 УПК РФ теперь указано, что привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения РФ на основании постановления суда.

В новой редакции статьи 230 УПК РФ установлено, что меры по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа, по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества по постановлению суда исполняются органами принудительного исполнения РФ.

Сотрудник органов принудительного исполнения РФ обеспечивает порядок судебного заседания, выполняет распоряжения председательствующего. Требования сотрудника органов принудительного исполнения РФ обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

В новой редакции статьи 258 УПК РФ указано, что меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании обеспечивают сотрудники органов принудительного исполнения. Определено, что:

Сотрудник органов принудительного исполнения РФ принимает меры к тому, чтобы не допрошенные судом свидетели и лица, в отношении которых уголовные дела выделены в отдельное производство в связи с заключением с ними досудебного соглашения о сотрудничестве, не общались с допрошенными свидетелями, а также с иными лицами, находящимися в зале судебного заседания.

Термины и понятия

Предметы и документы, включая электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 201 УК РФ , признаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам уголовного дела. В статье 81.1 УПК РФ уточнен порядок признания вещественными доказательствами орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, при совершении преступления:

  • индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
  • членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подследственность преступлений, совершенных сотрудниками ФССП

Статьей 151 УПК РФ в новой редакции установлено, что предварительное расследование производится следователями Следственного комитета РФ по уголовным делам, в том числе совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ. Дознание по уголовным делам, совершенным сотрудниками органов принудительного исполнения, проводят дознаватели органов принудительного исполнения РФ, если речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 157 УК РФ и 177 УК РФ , частью первой статьи 294 УК РФ , статьей 297 УК РФ , частью первой статьи 311 УК РФ , статьями 312 УК РФ и 315 УК РФ .

По уголовным делам о преступлениях, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения, предварительное следствие может производится также следователями органов федеральной службы безопасности.

Перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного комитета РФ, дополнен преступлениями, совершенными должностными лицами органов принудительного исполнения, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В статье анализируется изменение компетенции и состава органов исполнительной власти в сфере борьбы с налоговыми преступлениями с 1992 по 2011 г. в России. По мнению автора, необходимость проведения оперативно-разыскных мероприятий, также выездных и камеральных проверок обусловливается высокой латентностью отечественной налоговой преступности. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике и научной деятельности.

Подследственность представляет собой совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которой закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству.

В России вопрос подследственности нарушений законодательства о налогах и сборах на различных исторических отрезках времени решался неоднозначно. С 1921 до 1992 г. расследование налоговых преступлений производили органы милиции. В 1922 г. по РСФСР из общего числа 101 704 осужденных за преступления против порядка управления 20 572 человека были осуждены за уклонение от государственных повинностей, т.е. за неуплату налогов .

21 ноября 1991 г. Указом Президента РФ от 21.11.1991 N 229 была образована Государственная налоговая служба, представляющая собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В 1992 г. при Государственной налоговой службе РФ было учреждено Главное управление налоговых расследований (ГУНР), которое было включено в число органов дознания и наделено полномочиями субъекта оперативно-разыскной деятельности.

Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 229 "О Государственной налоговой службе РСФСР" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 47. Ст. 1641.

В 1993 г. был принят Закон "О федеральных органах налоговой полиции" , в соответствии с которым органы налоговых расследований при Государственной налоговой службе были реорганизованы в Департамент налоговой полиции, впоследствии переименованный в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП).

В декабре 1998 г. ФСНП была переведена в непосредственное ведение Президента Российской Федерации. С 1 января 1999 г. с вступлением в силу Налогового кодекса Российской Федерации ФСНП утратила право самостоятельно проводить налоговые проверки. В конце 1999 г. налоговая полиция снова получила право проводить проверки, а также прослушивать телефонные переговоры и принимать решения о возбуждении уголовного дела. В 2000 г. ФСНП получила право проводить предварительное следствие не только по уголовным делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, но и еще по 25 статьям Уголовного кодекса России.

В 2003 г. Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 была проведена реорганизация ФСНП в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФСЭНП МВД России). В состав ФСЭНП МВД России вошли два основных подразделения - Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступлениям. Руководитель Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России С. Веревкин-Рахальский по этому поводу отметил: "Реорганизация Федеральной службы налоговой полиции и передача ее функций Министерству внутренних дел - процесс закономерный. Преступления экономические почти всегда связаны с преступлениями налоговыми. И сложение сил по их выявлению, расследованию и пресечению направлено на то, чтобы не оставить шанса у тех, кто путает государственную казну с собственным карманом" .

Указ Президента РФ от 11.03.2003 N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 12. Ст. 1099.
Козлова Н., Мироненко Т. Ни одно уголовное дело не сдано в архив. Спецслужба по налогам и коррупции начала работу // Российская газета. 2003. N 3269.

С 1 июля 2003 г. на основании Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ сотрудники ФСЭНП МВД России утратили право самостоятельно проводить налоговые проверки и приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщика.

Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700.

Александров И.В. Налоговые преступления: Криминалистические проблемы расследования. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 122.
Лежнин Р.А. Уголовно-правовая криминологическая характеристика налоговых преступлений: Автореф. дис. . к. ю. н. М., 2009. С. 26.
Карякин В.В., Маков В.Н. Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 5.

В 2005 г. после ликвидации ФСЭНП МВД России был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России), который является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства. В состав ДЭБ МВД России вошли: Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) и Управление по налоговым преступлениям (УНП), структурно входящие в региональные органы внутренних дел.

С 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" . Согласно п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" полиция обязана направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" в структуре центрального аппарата МВД России организовано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). В Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России создано семь специализированных управлений: по борьбе с коррупцией ("К"), с экономическими преступлениями в сферах машиностроения и металлургии ("М"), с оргпреступностью экономической направленности ("О"), с экономическими преступлениями в бюджетной сфере ("Б"), с экономической преступностью в сферах финансовой деятельности и банкротства ("Ф"), с экономической преступностью в сфере топливно-энергетического комплекса и химии ("Е"), с экономической преступностью в сферах сельского хозяйства, водных биоресурсов, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительстве и ЖКХ ("П").

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900; 2011. N 27. Ст. 3880.
Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 19.09.2011 N 1204) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. Ст. 1334; 2011. N 39. Ст. 5453.

До 1 января 2011 г. предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, производилось следователями органов внутренних дел РФ. На основании Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ предварительное следствие по указанным уголовным делам было передано следователям Следственного комитета Российской Федерации (далее - СКП). В связи с этим в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 г. в соответствии со ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 4.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что с 1992 по 2011 г. подследственность налоговых преступлений изменялась следующим образом:

  1. 1992 г. - создание Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе;
  2. 1993 г. - создание Федеральной службы налоговой полиции;
  3. 2003 г. - создание Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям при Министерстве внутренних дел;
  4. 2005 г. - создание Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел;
  5. 2011 г. - создание Следственного комитета РФ.

В мировой практике выделяются четыре основных варианта организации системы налоговых расследований. Первый вариант предполагает наделение отдельных подразделений налоговых органов правом расследования дел об уклонении от уплаты налогов (Болгария, Израиль, Швейцария, Южная Корея, Япония). Второй - создание специальных правоохранительных органов - налоговой полиции или милиции (Германия, США, Таджикистан, Украина). Третий вариант заключается в наделении полномочиями по расследованию налоговых преступлений органов финансовых расследований - финансовой гвардии, полиции или милиции (Беларусь, Грузия, Италия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Румыния, Хорватия). Четвертый вариант - иных правоохранительных органов, например экономической или криминальной полиции (Греция, Молдова, Франция, Финляндия, Швеция) .

Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. С. 267.

В России были апробированы все четыре вышеперечисленных варианта. Сначала при Государственной налоговой службе РФ было учреждено Главное управление налоговых расследований, которое было включено в число органов дознания и наделено полномочиями субъекта оперативно-разыскной деятельности. Затем произошла реорганизация Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе, был создан специальный правоохранительный орган - Федеральная служба налоговой полиции. После реорганизации налоговой полиции полномочиями по расследованию налоговых преступлений были наделены органы милиции. В настоящее время создан Следственный комитет РФ, который наделен полномочиями предварительного следствия уголовных дел, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ.

Представляется необходимым принятие нормативного акта о взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов по обмену информацией, оперативного сопровождения, документирования противоправной деятельности и легализации полученных материалов. В настоящее время отношения Министерства внутренних дел и Федеральной налоговой службы урегулированы Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" . Согласно которому органы внутренних дел и налоговые органы информируют друг друга: об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства о налогах и сборах, а также о принятых мерах по их пресечению и о проводимых ими налоговых проверках.

Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" // Российская газета. 2009. N 173.

В связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете" целесообразно, чтобы Следственный комитет, Министерство внутренних дел и Федеральная налоговая служба определили порядок их взаимодействия и утвердили совместный Приказ по вопросам предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах (в том числе налоговых правонарушений, административных правонарушений в области налогов и сборов и налоговых преступлений), что будет способствовать успешному раскрытию налоговых преступлений, их пресечению и предупреждению средствами и методами уголовного и налогового процесса, укреплению законности и налоговой дисциплины.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

д) о преступлениях, предусмотренных статьями 125, 151 и 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае их выявления следователями Следственного комитета Российской Федерации в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае их выявления следователями Следственного комитета Российской Федерации в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в порядке, предусмотренном пунктом 12 части второй статьи 37 настоящего Кодекса;

2) следователями органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом "б", 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 - 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 - 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.1, частью первой статьи 200.2, статьей 256, частями первой и первой.1 статьи 258.1, частью первой статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 253, частями первой и второй статьи 322, частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов принудительного исполнения Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлениях, предусмотренных статьей 200.2 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом "б", 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте "в" пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

4.1. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом 2 части второй и частью пятой настоящей статьи, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации, предварительное следствие может производиться следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 - 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 151. Подследственность

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.

По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.

Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.

Проанализировав положения подпункта "б" пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ, устанавливающей правила подследственности уголовных дел, а также пункта 2 части первой статьи 447 УПК РФ во взаимосвязи с нормами Федеральных конституционных законов от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", суд сделал правильный вывод о том, что проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями военного суда, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Нарушены органами предварительного следствия и требования п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности дела, которое подлежало расследованию следователями органов внутренних дел РФ.

Полагает, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

9. В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:

а) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 204, 204.1, 285, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ, - предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации;

39. Уполномоченными подразделениями Следственного комитета, кроме указанных в пункте 38 настоящих Правил, также считаются подразделения следственных органов и учреждений Следственного комитета, установленные организационно-распорядительными документами должностных лиц, указанных в подпункте 1 пункта 32 настоящих Правил, в том числе в связи с осуществлением служебных проверок и (или) предварительного расследования в отношении субъектов персональных данных на основании статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), а также проведением организационно-штатных или иных организационных мероприятий, при которых указанным подразделениям предоставляются, в том числе передаются, полномочия по обработке персональных данных.

Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК РФ в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

В Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженных Сил), других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (кроме подразделений дознания пограничных органов федеральной службы безопасности при производстве дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, воинских подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России) , по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.

Совокупность определенных признаков совершенного деяния, позволяющая определить, каким органом будет расследоваться данное преступление, называется подследственностью. Кодекс об уголовном процессе раскрывает ее сущность в статье 151, где четко прописано о том, что злодеяния раскрываются процессуальными лицами в рамках их компетенции.

Признаки

Для того чтобы узнать, каким органом будет расследоваться совершенное деяние, нужно выделить соответствующие признаки преступления, после чего можно будет определить подследственность. УПК гласит о том, что в зависимости от категории дела его раскрытие поручается процессуальным лицам.

подследственность УПК

Признаки для определения подследственности существуют следующие:

  • предметный или родовой (характер злодеяния);
  • территориальный (в зависимости от места совершения деяния);
  • персональный (особенности субъекта преступления);
  • альтернативный (кем выявлено, тот орган и расследует).

Органы

Возбуждение и ведение дела может осуществляться дознавателем или следователем. В том случае, если прокурор дает письменное указание на то, чтобы преступление расследовалось тем или иным органом, значит, необходимо соблюдать его требования, об этом гласит статья 150 УПК РФ. Подследственность дела при таком обстоятельстве может быть отнесена к дознанию, которое производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

Преступления небольшой и средней тяжести могут быть распределены между данными государственными органами. Ведение дела дознавателем обязательно по всем злодеяниям, которые указаны в части третьей ст. 150 УПК РФ. Подследственность при этом определяется по родовому признаку.

Лицо совершило кражу сотового телефона, через некоторое время указанный человек был задержан полицией, в отношении него было заведено дело, которое подпадало под подследственность органов дознания, потому что на данный факт указывает статья 150 Кодекса об уголовном процессе.

Основные виды

Компетенция различных органов по раскрытию дел носит название "подследственность". УПК различает ее следующие виды:

  • родовая или предметная - определяется по составу деяния, наиболее тяжкие преступления подлежат раскрытию следственным комитетом, ФСБ;
  • территориальная - производится по месту совершения злодеяния;
  • персональная - зависит от субъекта, который претворил в жизнь свой умысел;
  • альтернативная - позволяет производить расследование тем, кто его выявил.

Здесь необходимо отметить тот факт, что весь уголовный процесс и его ведение полностью зависят от тех лиц, которые его осуществляют. Потому что стадия предварительного расследования - одна из наиболее важных во всем уголовном производстве, так как именно в данный период времени производится сбор всех доказательств и опрос свидетелей, которые помогают быстрее раскрыть совершенное преступление.

Предметная

В данном случае по составу совершенного деяния и его тяжести можно определить подследственность. УПК РФ, ст. 151, гласит о том, что дела об умышленном лишении жизни другого человека, похищении, доведении до самоубийства, а также связанные с нарушением конституционных прав и свобод граждан, против мира и безопасности всего человечества относятся к ведению служащих Следственного комитета.

ФСБ занимается раскрытием злодеяний, которые относятся к особо тяжким и представляют наибольшую опасность для общества, например: организация террористической деятельности, незаконного вооруженного формирования, угон воздушного транспорта, утрата документов, содержащих тайны государства.

150 УПК РФ подследственность

Предметным признаком определяется и служебная деятельность сотрудников ФСКН, когда речь идет о незаконном обороте наркотических и психотропных средств. Кроме того, родовая подследственность УПК имеет наибольшее значение в том случае, когда необходимо отнести расследование дела к ведению определенного процессуального лица, например, дознавателя. Они занимаются преступлениями только небольшой тяжести. Также к их компетенции по родовому признаку относятся те деяния, на которые указывает подследственность УПК РФ, ст. 150.

Районный отдел полиции, как правило, расследует злодеяния, которые относятся к тяжким и предусмотрены статьей 151 Кодекса об уголовном процессе.

Персональная

Данная подследственность относится к конкретному субъекту, совершившему злодеяние. Например, преступления, совершенные сотрудниками МВД и ФСБ, будут раскрывать служащие следственного комитета. То же самое правило относится и к другим должностным лицам, таким как судьи и военнослужащие.

Законодательные нормы не позволяют в некоторых случаях точно определить подследственность. УПК также не может однозначно решить данный вопрос. Например: следователь ФСБ совершил злодеяние, которое предусмотрено ст. 276 Кодекса о преступлениях, - так как специальные нормы закрепляют за данным лицом иммунитет, то ведением данного дела будет заниматься следователь СК РФ.

Альтернативная или смешанная

Территориальная

В данном случае уголовные дела должны быть раскрыты по месту совершения злодеяния, что соответствует ст. 152 УПК РФ. Подследственность при этом распространяется даже на органы дознания. Поэтому на практике нередко встречались такие случаи, когда оперативные сотрудники могли перенести обнаруженный труп в другое место, чтобы раскрытием данного деяния занимался соседний отдел полиции.

УПК территориальная подследственность

По общему правилу, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то в этом случае оно должно быть расследовано тем ОВД, где оно было завершено, так и определяется его подследственность. УПК РФ закрепляет данную норму в ст. 152.

Кроме того, в законе существуют некоторые исключения. Они позволяют заниматься расследованием дела по месту нахождения наибольшего количества свидетелей, пострадавших. Такое возможно только в той ситуации, когда потерпевший проживает за границей и злодеяние было совершено за пределами России.

В данном случае вопрос о том, как будет проводиться раскрытие дела и его передача по подследственности, УПК РФ позволяет решать руководителю следственного органа или прокурору.

Если необходимо произвести розыскные мероприятия вне места обнаружения признаков совершенного злодеяния, то дознаватель может совершить такие действия самостоятельно либо поручить это другому процессуальному лицу. Данное правило предусмотрено ст. 152 УПК. Территориальная подследственность при этом не нарушается, расследованием дела занимается тот же государственный орган.

Нарушения

Совокупность признаков совершенного злодеяния позволяет поручить его раскрытие тем государственным органам, которые уполномочены на это законом. Данное правило носит название "подследственность". УПК РФ (ст. 151) предусматривает, что ведением дела занимается то процессуальное лицо, в чью компетенцию входит раскрытие деяния в зависимости от степени его тяжести. Именно поэтому все доказательства, которые будут собраны ненадлежащим органом, а соответственно с нарушением закона, являются недопустимыми. Они не могут быть положены в основу вынесения приговора судом. Дело при этом подлежит прекращению, а все доказательства должны быть уничтожены.

подследственность УПК РФ

Необходимые действия

В том случае, если процессуальное лицо установило факт того, что ведение уголовного дела относится не к его компетенции, дознаватель должен передать его прокурору, чтобы последний вынес решение о его подследственности. Споры при этом недопустимы.

Кроме того, прокурор должен распределить уголовные дела так, чтобы каждое было отнесено к ведению конкретного должностного лица. Данное правило действует только при соединении в одном производстве нескольких материалов, которые имеют разную подследственность, ст. УПК 151 напрямую указывает на данный факт.

Образец постановления

подследственность УПК РФ ст 150

На основании ст. 145 Кодекса об уголовном процессе

Руководитель дознания подполковник ______________________

Особенности

Предварительное расследование совершенных злодеяний вправе осуществлять должностные лица в пределах вверенных им полномочий, так гласит 151 статья, подследственность УПК РФ определяется в зависимости от совокупности признаков и квалификации содеянного.

В данном случае существуют некоторые особенности, которые позволяют начать расследование одним государственным органом, после чего передать его через прокурора в ведение других.

Есть несколько преступных деяний, связанных с пожарами. Так, по части 2 ст. 167 УК, дознаватель ГПН проводит все необходимые действия после возбуждения дела, затем передает его со всеми материалами прокурору для определения его подследственности, потому что в данном случае оно должно быть раскрыто процессуальными лицами ОВД. В том случае, если на пожаре присутствовал следователь, значит, он имеет право сразу принять данное дело к своему производству, а дознаватель ГПН просто передать ему все наработанные материалы.

СК РФ и полномочия

Все совершенные злодеяния находятся в компетенции конкретных должностных лиц, так гласит 151 статья УПК. Подследственность уголовных дел определяется в зависимости от состава деяния и его тяжести.

подследственность УПК РФ ст 151

Служащими СК РФ раскрываются следующие виды злодеяний:

  • умышленное лишение жизни человека;
  • доведение до самоубийства;
  • изготовление поддельных денежных средств;
  • особо тяжкие деяния в отношении лиц, которым нет 18 лет, а также совершенные такими гражданами;
  • касающиеся половой неприкосновенности женщин, мужчин и детей;
  • сотрудниками правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказаний, военнослужащих.

Все указанные преступления, а также те, которые предусмотрены ст. 447 Кодекса об уголовном процессе, входят в подследственность ст. (УПК РФ) 151 и возлагаются на аппарат сотрудников комитета.

Органы дознания

В соответствии с УПК РФ, подследственность уголовных дел небольшой и средней тяжести может быть возложена на данных процессуальных лиц только с письменного разрешения прокурора.

К органам дознания относятся:

  • ОВД;
  • судебные приставы;
  • государственная пожарная служба;
  • командиры и начальники военной части.

Обладают следующими функциями:

Как правило, органы дознания занимаются раскрытием менее тяжких преступлений, в основном они указаны в ст. 150 УПК. Подследственность уголовных дел в данном случае осуществляется ими в пределах их компетенции и по согласованию с прокуратурой.

Дознаватели из службы приставов-исполнителей возбуждают уголовные дела против тех граждан, которые не платят по кредитам, взятым в банках, а также не исполняют свои обязанности по алиментным обязательствам на своих детей. При этом в настоящее время практика показывает, что многие из таких должников оказываются на скамье подсудимых, после чего отбывают наказание в местах лишения свободы или отрабатывают их в обязательном порядке.

Дознаватели, работающие в пожарной службе, расследуют дела по различным возгораниям домов, после чего передают указанные материалы в прокуратуру, а последняя определяет, какой орган в дальнейшем будет проводить розыскные мероприятия.

Формы

Законодательно их существует только две. Дознание по делам, где необходимо проводить процессуальные действия, должно быть произведено только после незамедлительного уведомления прокурора. После чего осуществляются все необходимые следственные мероприятия: допрос подозреваемого, пострадавшего, выемка и обыск.

По тем делам, где не требуется досудебное производство, составляется обвинительный акт и направляется прокурору для его утверждения. С составленными материалами может быть ознакомлен только сам обвиняемый.

Следователи данных органов занимаются делами, которые нарушают интересы государства и его безопасность. Поэтому, согласно ст. 151 Кодекса об уголовном процессе, они расследуют следующие преступные деяния:

  • о незаконном экспорте сырья, который поступает за пределы России;
  • контрабанде денежных средств;
  • террористической деятельности и обо всех действиях, связанных с ней;
  • об угонах подвижных составов, воздушного транспорта и судов;
  • о разглашении государственной тайны.

Период времени

Определенные условия

В том случае, когда процессуальные лица не имеют достаточных оснований для того, чтобы доказать вину подозреваемого в содеянном, расследование дела должно быть завершено по соответствующим основаниям Кодекса об уголовном процессе. В то же время дознаватель и следователь объясняют гражданину порядок восстановления его прав, которые были нарушены из-за незаконного привлечения к ответственности. Лицо может обратиться в суд за возмещением морального вреда.

Не распространяется

Ни один из видов подследственности не применяется в том случае, когда речь идет о расследовании дела в порядке статьи 10 Кодекса об уголовном процессе. При этом вынести постановление без ведения дела вправе органы дознания и следствия. Также здесь не будет иметь решающего значения, на какой территории произошло злодеяние.

Значение

В большинстве случаев рассмотрение дела в суде было бы невозможным без проведения предварительного расследования, так как за недостаточным количеством доказательств нельзя предъявить гражданину обвинение. Кроме того, предварительное расследование способно полностью изменить судьбу человека, если его виновность окажется доказанной, или наоборот. Также это очень важная деятельность органов дознания, несмотря на то что она осуществляется только в течение одного месяца. От того, насколько тщательно будет проведено предварительное, досудебное расследование, будет зависеть исход всего дела и даже постановление приговора. Все проводимые действия дознания и следствия фиксируются в обвинительном заключении и акте, после чего направляются для утверждения в прокуратуру.

Суд при рассмотрении дела по существу исследует все представленные доказательства, добытые при проведении предварительных процессуальных действий, которые, как правило, являются подтверждением вины обвиняемого.

ст 152 УПК РФ подследственность

Несоблюдение

В соответствии со ст. 151 УПК, должностные лица уполномочены для расследования и раскрытия преступлений в пределах своей компетенции. Это приводит к более правильному и быстрому результату. В том случае, если данные нормы подследственности нарушаются, доказательства, собранные по делу, будут признаны несостоятельными и недопустимыми. Кроме того, расследование злодеяния может быть прекращено.

Сотрудник полиции совершил ДТП, в котором погиб человек, органы внутренних дел взяли данное дело под свой контроль, чем существенно нарушили нормы подследственности. При этом доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, впоследствии были признаны недопустимыми. Суд их не принял и прекратил дело. При этом должностные лица существенно нарушили права пострадавших. Сотрудник полиции в данном случае - это лицо с особым статусом, он госслужащий, а не простой гражданин, и его делом должен был заниматься следственный комитет, а не местный ОВД.

При подаче апелляционной жалобы защитник гражданина, который был осужден по статье 159 за мошенничество в особо крупных размерах, в обосновании доводов ссылался на то, что должностными лицами были нарушены правила определения подследственности, и хотел, чтобы суд отменил приговор.

При этом адвокат не учел положений статьи 151 Кодекса об уголовном процессе, где четко прописано о том, что раскрыть злодеяние может тот орган, который выявил его совершение. Поэтому доводы защиты были несостоятельными.

Из приведенных примеров видно, что не все должностные лица соблюдают правила определения подследственности, чем существенно нарушают уголовное законодательство. При этом нарушаются права самих граждан, которые являются участниками процесса. Для всестороннего и полного изучения всех материалов дела, а также для сбора доказательств просто необходимо соблюдать правила подследственности. Потому что каждый государственный орган обладает своими полномочиями и компетенцией.

Если злодеяние было совершено военным человеком, прокурором, судьей, то данное дело может быть полностью раскрыто только следователями комитета РФ. Потому что они призваны предотвращать распространение преступности среди государственных служащих. Также в их компетенцию входит ведение дел по особо тяжким деяниям, которые были совершены лицами, не достигшими совершеннолетия.

Читайте также: