Раскройте понятие налога классификации налогов

Обновлено: 30.06.2024

Понятия "налог" и "сбор" - одни из важнейших в налоговом законодательстве.

Понятие налога, его признаки

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате. Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал. В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств. Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ. Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Системе налогообложения России свойственна некоторая громоздкость: существует большое количество различных направлений и видов налогов и сборов. При этом каждая разновидность имеет собственную правовую конструкцию, является полноценным элементом всей финансовой системы.

Место каждого налогового сбора в этой системе строго определено и задает механику его введения, бюджет, в который налог зачисляется, список объектов, подлежащих налогообложению, и перечень лиц, несущих обязательство по его уплате. Сущность налогов с юридической точки зрения подробно проясняется объединением этих обязательных платежей в группы по неким признакам. Также определение точного местонахождения налога в системе способствует корректному распределению налоговых компетенций по субъектам РФ.

Безусловно, признаки и критерии, задающие место налога в финансовой системе, важны в правоприменительной практике, оказывают влияние на величину налоговой обязанности налогоплательщика.

Рассмотрим виды налогов и основания их классификации.

Классификация налогов

Как уже было сказано, все виды налоговых сборов объединены в группы по конкретным критериям.

Классификация по виду налогоплательщика

  1. Налоги с организаций – платежи, взимаемые в обязательном порядке только с организаций. К этой группе относятся: налог на имущество, налог с продаж и т.д.

убъектом налогового права является организация, независимо от того, имеет ли она статус юридического лица или нет. Хотя, конечно, подавляющее большинство организаций данный статус имеют.

  1. Налоги с физических лиц – платежи, которые взыскиваются с индивидуальных плательщиков (налог на доход физического лица, налог на имущество, переданное по наследству и пр.
  2. Общие налоги – платежи обязательного характера и для физических лиц, и для организаций, т.е. не имеющие прямой зависимости от организационно-правового статуса субъекта. Основой для взимания общих налогов является наличие в собственности некого объекта/объектов (налог на землю, налог на недвижимость и пр.

Классификация по способу налогообложения

  1. Прямой налог – изыскивается с плательщика в момент получения некого материального блага. Размер прямого налога зависит от размера объекта налогообложения; субъектом является производитель или собственник (налог на недвижимость (имущество) физического лица, налог на прибыль и пр.) Прямые налоги также называют подоходно-имущественными. Прямые налоги, в свою очередь, бывают:
    1. личными – такими налогами, размер которых зависит от полученного дохода и финансового состояния плательщика (налог на прибыль, налог на доход физического лица и пр.)
    2. реальными – такими налогами, размер которых зависит от рассчитанных средних показателей (ставок). Сюда можно отнести: налог на землю, налог на вмененный доход и пр.

    Классификация по территориальному признаку

    1. Налоги федерального уровня – их правовые основы разрабатываются и вводятся Государственной Думой. Налоги данного вида едины для всех субъектов страны, не подлежат редактуре на уровне субъектов РФ и закрепляются непосредственно в Налоговом кодексе. К федеральным налогам относятся (ст.13 НК): налог на добавленную стоимость, водный налог и пр.
    2. Налоги регионального уровня – их перечень присутствует в Налоговом кодексе, но вводятся они в действие законодательными органами государственной власти самих субъектов страны. Соответственно, обязательными к уплате такие налоги являются лишь на территории определенного субъекта (налог на недвижимость, на имущество организаций и пр.
    3. Налоги местного уровня – их перечень также устанавливается Налоговым кодексом, но вводятся они в действие органами местного самоуправления. Соответственно, обязательными к уплате такие налоги являются лишь на территории определенного муниципального образования (земельный налог и пр.

    Классификация по источнику поступления

    1. Государственные налоги – в полном размере поступаемые в государственный бюджет
    2. Местные налоги – в полном размере поступаемые в муниципальные бюджеты
    3. Пропорциональные – в установленном законом соотношении такие налоги поступают в бюджеты разных уровней
    4. Внебюджетные – в полном размере поступаемые в некоторые внебюджетные фонды

    Классификация по цели использования

    1. Целевые налоги – данный вид налогов расходуется на финансирование конкретных мероприятий, для чего эти мероприятия обозначаются в бюджете отдельно, либо денежные средства зачисляются в запланированном объеме во внебюджетные фонды (к примеру, земельный налог)
    2. Налоговые сборы общего назначения – сюда относится основная часть налогов, используемых на территории РФ. Такие налоги не имеют конкретной статьи затрат, расходуются на общие цели

    Классификация по регулярности взимания

    1. Регулярные налоги – налоги, изыскиваемые с заданной периодичностью и на протяжении всего времени существования объекта налогообложения (налог на недвижимость, транспортный налог и пр.
    2. Разовые налоги – налоги, изыскиваемые единожды в полном размере в момент совершения определенных действий (к примеру, налог на имущество, переданное по наследству)

    Приведенная классификация (виды налогов) не является единственно возможной, но достаточна для общего понимания многообразия налогов и сборов, используемых на территории Российской Федерации.

    В научной литературе и учебных пособиях возможно изучить виды налогов и их классификацию по другим признакам, что позволит более углубленно исследовать юридическую сущность обязательных платежей.

    Читайте также: