Расходы на поверку приборов в налоговом учете

Обновлено: 02.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 2510

порядок проведения поверки средств измерений согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

требования к знаку поверки согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

требования к содержанию свидетельства о поверке согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.С.Беспрозванных.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

20 ноября 2020 года,

регистрационный N 61033

Приложение N 1
к приказу Минпромторга России
от 31 июля 2020 года N 2510

Порядок проведения поверки средств измерений

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает правила проведения поверки средств измерений (далее - поверка) и распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, владеющих средствами измерений на праве собственности или на ином законном основании (далее - владелец средств измерений) и (или) непосредственно применяющих средства измерений и представляющих их на поверку, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на проведение поверки в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и на государственные региональные центры метрологии, которые проводят поверку.

2. Настоящий порядок применяется при подготовке средств измерений к представлению их на поверку, при проведении поверки, оформлении ее результатов и передаче сведений о результатах поверки в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

3. Поверке подлежат средства измерений утвержденного типа, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

Поверка средств измерений, применяемых в области обороны и безопасности государства, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 9 Положения об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 780 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст.4766; 2017, N 24, ст.3532).

4. Результатами поверки средств измерений в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ являются сведения о результатах поверки средств измерений, включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Результаты поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, действительны в течение установленных для средств измерений интервалов между поверками в соответствии с порядком установления и изменения интервала между поверками средств измерений, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ (далее - межповерочный интервал).

Срок действия межповерочного интервала исчисляется с даты поверки средства измерения. Датой поверки средства измерений считается день окончания работ по выполнению процедур, предусмотренных методикой поверки, установленной в соответствии с порядком установления, отмены методик поверки и внесения изменений в них, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ (далее - методика поверки).

II. Организация поверки средств измерений и представление средств измерений на поверку

5. Владелец средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, непосредственно их применяющие в указанной сфере, обязаны представлять их на поверку (далее - лицо, представляющее средство измерений на поверку).

Средства измерений, входящие в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 17, ст.2099; 2017, N 43, ст.6320) (далее - Перечень средств измерений), представляются на поверку аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений государственным региональным центрам метрологии (далее - государственные региональные центры метрологии).

Средства измерений, не входящие в Перечень средств измерений, представляются на поверку аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - аккредитованное на поверку юридическое лицо, аккредитованный на поверку индивидуальный предприниматель, аккредитованные на поверку юридические лица и индивидуальные предприниматели).

6. Средства измерений представляются на периодическую поверку по окончании межповерочного интервала.

Представление средств измерений на периодическую поверку до окончания установленного межповерочного интервала (далее - внеочередная поверка) осуществляется в случаях:

отсутствия подтверждения результатов поверки средств измерений в соответствии с действующим на дату ее проведения нормативным правовым актом, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

повреждения или отсутствия пломб, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к узлам настройки (регулировки) средств измерений, с вскрытием пломб, предотвращающих доступ к узлам настройки (регулировки) и (или) элементам конструкции средств измерений.

В добровольном порядке средства измерений на внеочередную поверку могут представляться без ограничений количества представлений и сроков представления в течение межповерочного интервала.

7. Средства измерений должны представляться на поверку:

очищенными от загрязнений и консервационных смазок;

с эксплуатационными документами, установленными при утверждении типа средств измерений в соответствии с порядком утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ, и входящими в комплект средства измерений;

с методикой поверки (при наличии методики поверки в комплекте средства измерений);

со свидетельством о последней поверке (для средств измерений, применяемых в качестве эталонов единиц величин и прошедших поверку до вступления в силу настоящего приказа);

с дополнительными устройствами, входящими в комплект средств измерений и необходимыми для проведения поверки в соответствии с методиками поверки.

При наличии у аккредитованных на поверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или государственных региональных центров метрологии (далее - аккредитованные на поверку лица), проводящих поверку, эксплуатационной документации на поверяемое средство измерений, а также методики поверки или наличии методики поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений представление эксплуатационного документа и (или) методики поверки вместе со средством измерений на поверку является необязательным. Необходимость представления на поверку вместе со средствами измерений эксплуатационных документов, методик поверки, дополнительных устройств, входящих в комплект средств измерений, согласуется с аккредитованным на поверку лицом, проводящим поверку, до представления средств измерений в поверку.

Представление свидетельства о поверке с протоколом поверки, содержащим сведения о метрологических характеристиках средства измерений, полученных при поверке в условиях поверки при значениях влияющих на метрологические характеристики факторов (далее - влияющие факторы), при которых метрологические характеристики получены (далее - протокол поверки), или протокола поверки, выданного по результатам последней поверки, при наличии указанного протокола поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений является необязательным.

8. Средства измерений, представляемые на поверку, должны иметь заводские (серийные) номера или буквенно-цифровые обозначения, нанесенные на средства измерений или, при невозможности нанесения на средство измерений, на эксплуатационный документ или упаковку средства измерений, которые должны идентифицировать каждый экземпляр средств измерений.

9. Средства измерений, эксплуатируемые в агрессивных (специальных) средах, должны представляться на поверку обеззараженными (нейтрализованными, дезактивированными) с документами, подтверждающими выполнение мероприятий по обеззараживанию (нейтрализации, дезактивации).

10. Аккредитованное на поверку лицо должно обеспечить лицо, представляющее средства измерений на поверку, информацией о требованиях, выполнение которых необходимо для представления средств измерений на поверку.

III. Поверка средств измерений

11. Поверка средств измерений выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.

Поверка средств измерений, включенных в Перечень средств измерений, осуществляется государственными региональными центрами метрологии в соответствии с их областью аккредитации.

Поверка средств измерений, не включенных в Перечень средств измерений, осуществляется аккредитованными на поверку юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с их областью аккредитации.

12. Поверка должна проводиться:

в местах осуществления деятельности аккредитованного на поверку лица (на объектах, в помещениях, зданиях, сооружениях, комплексах зданий и иных помещениях, расположенных по адресам, установленным при аккредитации на поверку, и принадлежащих на праве собственности, либо ином законном основании аккредитованному на поверку лицу),

в местах осуществления временных работ (разовые работы, выполняемые на объектах, в помещениях, зданиях, сооружениях, комплексах зданий и иных помещениях, находящихся вне мест осуществления деятельности аккредитованного на поверку лица).

Поверка в данных местах должна проводиться в условиях (при значениях влияющих факторов), предусмотренных установленными для поверки средств измерений методиками поверки.

Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

23 октября 2018, 16:34

О порядке оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки

Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.


Многие уже выучили, что фирмы, которые сами звонят по телефону и предлагают услуги по поверке и установке счетчиков, в большинстве случаев обманщики. А как тогда действовать? Тем более, что и правила самой поверки несколько изменились. Рассказываем в нашей инструкции.


Обычно сейчас с этим проблем не возникает. Сроки поверки как счетчика горячей, так и холодной воды (они могут не совпадать) чаще всего указываются в платежке за ЖКХ. Либо в вашем личном кабинете на сайте, через который вы подаете сведения о показаниях водосчетчиков (если вы это делаете онлайн).

Если это не ваш случай, придется искать паспорта счетчиков — вам их должны были выдать, когда устанавливали эти приборы. Там указывается межповерочный интервал.


В принципе — в любую специализированную организацию, имеющую аккредитацию на такого рода работы. И цены на услуги которой вам кажутся наиболее привлекательными.

Звучит хорошо, но на деле все не так просто. Не все фирмы, которые рекламируют себя в интернете, имеют действующую аккредитацию. А те, которые названивают по квартирам, ее не имеют, как правило.

Как проверить, ту ли фирму вы нашли? На сайте Росаккредитации есть специальный онлайн-сервис, где по названию компании можно выяснить, есть ли у нее аккредитация на поверку бытовых счетчиков воды.

Специалисты Росаккредитации также рекомендуют провести дополнительную проверку: сличить данные компании (адрес, ИНН) с теми, что указаны в реестре.

Вариант для тех, кто не дружит с интернетом или не хочет заниматься долгими поисками — позвонить в свою управляющую организацию. Там порекомендуют, куда обратиться.


На самом деле, после прихода специалиста вам лично больше ничего делать не надо. Раньше требовалось отнести в свою управляющую компанию акт поверки, которые выдавал поверяльщик. Но сейчас такое потребовать могут лишь мошенники. С сентября 2020 года порядок изменился. И теперь специалист, который проводил поверку, должен сам данные о ней внести в электронном виде в специальный реестр Росстандарта (ФГИС АРШИН).

Бумажный документ, если вы того пожелаете, вам могут выдать — но чисто в информационных целях. А юридическую силу имеет только та самая электронная запись о поверенном приборе учета во ФГИС АРШИН. И именно этими сведениями должны руководствоваться те, кто вам выставляет счета за воду.

Самый правильный вариант — если специалист при вас вносит данные поверки в реестр. Но вы также и сами можете убедиться, что он действительно это сделал. Реестр здесь, в строке поиска нужно вбить данные о вашем приборе — и смотрите результат.

Рассказываем, что представляет собой проверка газового оборудования в квартире, сколько на это нужно денег, и почему следует быть осторожным


Надо ли поверять или менять счетчики электричества?

С ними ничего самостоятельно делать не надо. Действительно, в прошлом году вступили в силу изменения законодательства, по которым предполагается постепенно заменить все обычные счетчики электроэнергии на умные. Но это будут делать компании-поставщики электричества. Название этой компании есть в вашей квитанции за свет. Всех остальных, кто пытается навязать какие-то услуги, связанные со счетчиками электроэнергии, можно смело игнорировать. Важно: замена обычных электросчетчиков на умные проводится за счет поставщиков электричества. Если предлагают заплатить за сами приборы или чьи-то услуги, вас обманывают.

Звонят приятные люди — они точно мошенники?

Также важно понимать, что никакие представители МФЦ, собеса, мэрии и прочих официальных органов по вопросам поверки счетчиков даже очень уважаемым льготникам-пенсионерам не звонят. Поверкой счетчиков занимаются частные компании. И это очень важно донести до пожилых родственников. Способ проверки: положить трубку, а потом набрать тот самый собес, на который ссылались звонившие.

Приобретение алкотестеров медицинской организацией

Алкотестер – это прибор, предназначенный для измерения концентрации алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе или в крови по выдыхаемому воздуху. В статье рассмотрены учетные и правовые решения, связанные с приобретением и использованием алкотестера в учреждении здравоохранения.

В сфере здравоохранения алкотестеры применяются при проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств или при диагностических мероприятиях в отношении иных лиц. Медицинское освидетельствование при этом может проводиться как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах.

Если учреждение решило приобрести алкотестер, ему прежде всего нужно определить источники финансирования при закупке данного прибора.

Шаг 1: определяем источник приобретения

Деятельность учреждений здравоохранения финансируется главных образом за счет средств, полученных в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС), средств бюджетов бюджетной системы РФ, приносящей доход деятельности.

Однако обращаем ваше внимание, что закупка алкотестеров за счет средств ОМС в случае проверки может быть признана их нецелевым использованием.

К сведению:

Медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пп. 5 п. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ [1] ).

В тариф на оплату медицинской помощи входят в том числе расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб. за единицу (ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ). Стоимость алкотестеров, как правило, меньше.

Согласно Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н, в расчет тарифов помимо затрат (расходов) медицинских организаций, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (услуги), включаются также расходы на обеспечение деятельности медицинской организации в целом.

Однако если речь идет о приобретении алкотестеров для иных целей (хотя они и могут использоваться при медосмотрах работников), как правило, высказывается другая позиция. Так, по материалам одного из дел, медицинское учреждение, проводившее предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей по лицензии, которая позволяла оказывать в том числе платные услуги, алкотестеры для учреждении приобретены за счет средств ОМС. Проверяющие из ТФОМС посчитали, что такая деятельность не была связана с реализацией территориальной программы ОМС.

Представители учреждения в свою защиту отметили, что алкотестеры могли использоваться не только для платных осмотров других лиц, но для осмотров собственных водителей. Поскольку работодатель не вправе допускать работников к трудовой деятельности без прохождения ими в установленном порядке обязательных осмотров (в том числе предрейсовых и послерейсовых), расходы на приобретение алкотестеров могли, как полагало учреждение, осуществляться за счет средств ОМС.

Суд не поддержал это мнение. В Постановлении АС ВСО от 23.01.2019 № Ф02-6145/2018 по делу № А74-5515/2018 был сделан следующий вывод: стандарты оказания медпомощи в рамках территориальной программы услугу по освидетельствованию водителей не включали, сами водители медицинскую помощь не оказывали, значит, закупка алкотестеров за счет средств ОМС – их нецелевое расходование.

Аналогичным образом другой суд признал нецелевым расходованием оплату за счет средств ОМС ремонта алкотестера, который использовался учреждением при оказании наркологической медицинской помощи (Постановление АС ПО от 24.01.2019 № Ф06-42205/2018 по делу № А55-1096/2018). Если территориальная программа не содержит положений, указывающих на возможность проведения исследований на наличие алкоголя в биологических средах пациентов, поступающих на лечение в учреждения здравоохранения, учреждение не имеет права осуществлять такие расходы за счет средств ОМС.

Шаг 2: принимаем к учету алкотестер.

В бухгалтерском учете алкотестер отражается в составе основных средств, поскольку удовлетворяет признакам данной категории активов.

  • выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг;
  • управленческих нужд субъекта учета.

Пример 1

Бюджетное медицинское учреждение закупило у иной нефинансовой организации 5 алкотестеров по 1 920 руб. (КВФО 2) на общую сумму 9 600 руб. Расходы оплачены с лицевого счета учреждения.

Читайте также: