Расчет величин ндс для отдельных выпусков сточных вод в водотоки

Обновлено: 22.04.2024

Настоящий стандарт предназначен для водопользователей, а также проектно-конструкторских, наладочных и научно-исследовательских организаций, выполняющих расчеты нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующие права.

Настоящий стандарт устанавливает:

- состав исходных данных и материалов, используемых при разработке нормативов допустимых сбросов;

- методы расчета нормативов допустимого сброса;

- порядок расчета и утверждения нормативов допустимого сброса.

Область применения настоящего стандарта распространяется на установление нормативов допустимого сброса в поверхностные водные объекты: в водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, водохранилища) и прибрежные части морей.

Область применения настоящего стандарта не распространяется на нормирование сброса сточных вод в подземные водные объекты (артезианские бассейны, водоносные горизонты), болота, ледники, снежники, водосборные площади, емкости, гидравлически не связанные с поверхностными водными объектами и относящиеся к недвижимому имуществу (испарители, накопители). Действие настоящего стандарта не распространяется на установление условий приема производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых в системы канализации, и на разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ.

Нормативы допустимого сброса входят в состав обосновывающих документов для выдачи разрешения на право использования водных объектов, в том числе решения о праве использования водных объектов для сброса сточных вод; при определении лимитов и квот на сбросы сточных вод, а также применяются при осуществлении государственного надзора (контроля) за использованием водных ресурсов, установлении размеров платежей, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба в случае нарушения водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий и других задач, связанных с рациональным природопользованием.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы и стандарты:

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Основные термины и определения

ГОСТ 27065-86 Качество воды. Термины и определения

ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения

ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков

3.1 контрольный створ: Поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.

3.2 нормируемые загрязняющие вещества: Загрязняющие вещества, по которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы загрязняющих веществ.

НДВ - нормативы допустимого воздействия

НДС - нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты

ЛПВ - лимитирующий признак вредности

ОДУ - ориентировочно допустимый уровень

ОБУВ - ориентировочно безопасный уровень воздействия

ПДК - предельно допустимая концентрация

ПДКв - предельно допустимая концентрация вещества в воде водного объекта питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного использования

ПДКр - предельно допустимая концентрация вещества в воде водного объекта рыбохозяйственного использования

СКИОВО - схема комплексного использования и охраны водных объектов

5.1 НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод ТЭС и котельных, исходя из условия недопустимости превышения нормативов качества вод в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом ассимилирующей способности водного объекта. Нормативы качества воды водных объектов устанавливаются исходя из условий их целевого назначения.

5.3 Для ТЭС и котельных производится расчет НДС, выполняемый водопользователем или по его заказу специализированными научными, проектными и др. организациями, имеющими право на проведение подобных работ, на основании предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) данных о гидрологических и гидрохимических характеристиках водного объекта.

5.4 Условия сброса сточных вод с установленными НДС для отдельного выпуска должны учитывать общие ограничения и требования, установленные СанПиН 2.1.5.980-00 [1], к которым относятся:

- определение водных объектов или их участков, сброс на которые запрещен либо требует особых критериев;

- наличие или отсутствие возможности учета ассимилирующей способности водного объекта, включая степень смешения;

- определение возможности индивидуального расчета;

- установление контрольного створа;

5.5 Для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения, здравоохранения, рекреации, установлены гигиенические нормативы состава и свойств воды в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде водного объекта. Гигиенические нормативы регламентируются:

- Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 [1]

5.6 Для водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях (сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов), устанавливаются рыбохозяйственные нормативы состава и свойств воды, предусмотренные Приказом Росрыболовства [9].

5.7 Для поверхностных водных объектов, используемых в других целях, устанавливаются соответствующие нормативы состава и свойств воды, отвечающие условиям целевого использования данного поверхностного водного объекта или его части.

5.8 В случаях использования водного объекта в различных целях к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормативы качества воды из числа установленных.

5.9 Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам, являющимся компонентами природного состава воды (фоновым показателям), наблюдается превышение соответствующих нормативов качества воды, то НДС по этим показателям устанавливается исходя из условий соблюдения в контрольном створе сформировавшегося фонового качества воды.

В таком случае могут быть установлены региональные (для речной системы) и локальные (для участка поверхностного водного объекта) нормативы качества вод.

Региональные гигиенические нормативы качества вод должны быть согласованы и утверждены Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации по заключению Главного Государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации;

Региональные нормативы качества вод рыбохозяйственных водных объектов устанавливаются в соответствии с Приказом Росрыболовства [8] и должны быть согласованы и утверждены федеральным органом рыбоохраны по представлению территориального органа рыбоохраны.

5.10 При сбросе теплообменных вод ТЭС нормативы допустимых сбросов устанавливаются с учетом допустимых приращений к концентрациям нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом). Величина приращения при неизменной массе загрязнений определяется технологически обоснованными потерями воды на испарение. Если забор исходной и сброс охлаждающей воды производятся в разные водные объекты, то при расчете НДС следует учитывать природные региональные нормативы качества воды (фон).

При сбросе теплосодержащих теплообменных вод должен соблюдаться температурный режим водного объекта.

5.11 НДС устанавливаются только для веществ, которые были привнесены в водный объект водопользователем в процессе производственной и/или иной деятельности, и сброс которых в водные объекты оказывает или может оказать на них негативное воздействие.

5.12 По эпидемиологическому критерию сброс сточных вод в водные объекты разрешен только после очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 см 3 ≤ 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 см 3 ≤ 500 (для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест) и КОЕ/100 см 3 ≤ 1000 (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности), числа колифагов БОЕ/100 см 3 £ 10 [1].

Сброс сточных вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы, в водный объект не допускается [1].

5.13 Сброс веществ на уровне установленных НДС допускается на основании Разрешений, выданных территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [7].

5.14 Расчетные гидрологические характеристики для установления НДС в зависимости от типа водоприемника принимаются следующие:

- для незарегулированных водотоков - минимальный среднемесячный расход зимней и летней межени года 95 % обеспеченности;

- для зарегулированных водотоков - установленный гарантированный расход воды ниже створа регулирования;

- для водоемов - наименее благоприятный режим, определенный путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий сработки и наполнения водоемов.

5.15 Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности, при всех видах водопользования НДС устанавливаются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций указанных веществ к соответствующим ПДК не превышала 1 (единицу).

5.16 НДС устанавливается:

- на срок до 5 лет для постоянных источников загрязнения;

- на срок до 3 лет для периодических источников загрязнения.

Досрочному пересмотру НДС подлежат в случаях:

- изменения водохозяйственной обстановки;

- изменения гидрологических характеристик водного объекта;

- изменения вида и объема выпускаемой продукции, потребляемого сырья, технологии производства и связанного с этим изменения состава сточных вод;

- изменения объемов водоотведения, пересмотра норм водоотведения и связанных с этим изменений концентраций веществ в сточных водах;

- изменения нормативов качества воды в водном объекте;

- получения новых данных о степени опасности вещества, содержащегося в сточных водах;

- изменения иных параметров, используемых при расчете НДС.

5.17 При использовании ориентировочно допустимых уровней (ОДУ) химических веществ в качестве норм качества воды в водных объектах, НДС на эти вещества устанавливаются на срок не более трех лет - до установления ПДК, при использовании рыбохозяйственных ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) НДС устанавливаются на срок не более двух лет - до установления ПДК на эти вещества.

5.18 Вопрос о продлении срока действия НДС решается на основании информации, ежегодно представляемой водопользователем, о неизменности технологических процессов и состава сточных вод, достоверность которой подтверждается результатами государственного экологического контроля или результатами проведения очередной инвентаризации сброса, а также на основании информации о качественном изменении состава воды в водном объекте и других необходимых сведений.

5.19 При наличии утвержденных НДВ по водному объекту или его участку НДС разрабатывается на основании НДВ по химическому и тепловому воздействию в соответствии с Методическими указаниями [6].

В настоящей Методике приведены способы расчета НДС веществ и тепла в водный объект, для которого НДВ не разработаны.

6.2 Лимиты устанавливаются на текущий момент и ближайшую перспективу с учетом нормативных сроков реализации плана водоохранных мероприятий. При наличии установленных лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год со дня выдачи разрешения.

6.4 Лимиты на сбросы должны быть технологически достижимыми и экономически приемлемыми.

6.5 Предельные величины показателей загрязнения и концентраций загрязняющих веществ, регламентируемых лимитами на сбросы, не могут быть:

- больше фактически достигаемых с применением реализованных на момент установления лимитов технологии производства или очистки воды;

- меньше достигаемых с применением наилучшей существующей (доступной) технологии производства или очистки воды;

- меньше, чем рассчитанные при установлении НДС.

6.6 Для установления лимитов сточные воды должны быть очищены до уровней, соответствующих проектным параметрам очистки действующих очистных сооружений.

6.7 Для проектируемых предприятий, предполагающих сброс сточных вод в водные объекты, лимиты на сбросы не устанавливаются.

В Приложении А приведена классификация сточных вод ТЭС и мероприятия по сокращению поступления загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.

7.1 Исходные параметры

Исходные параметры для расчета НДС должны содержать:

- данные об использовании водного объекта (экологическое состояние, виды использования, баланс водопотребления и водоотведения, схема расположения водозаборов и выпусков сточных вод);

- фоновые (естественные) показатели качества воды в водном объекте;

- гидрологические характеристики водного объекта в год 95 % обеспеченности (расход, скорость течения, глубина);

- показатели качества исходной воды;

- расходы забираемой воды из водного объекта на производственные и другие нужды;

- расход сточных вод;

- данные о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

- информация о допустимости использования веществ и препаратов, применяемых в производственном цикле;

- перечень нормируемых и контролируемых веществ;

Фоновые показатели должны содержаться в государственном водном реестре и выдаваться территориальными органами Минприроды РФ по запросам водопользователей.

Объемы забираемой из водных объектов воды на хозяйственные нужды и расходы сточных вод принимаются по данным формы 2ТП-водхоз, разрешительной документации на забор воды и сброс стоков или по проектным данным.

7.2 Нормируемые и контролируемые показатели качества исходной и сточной воды

Перечень нормируемых и контролируемых показателей качества исходной и сточной воды формируется на основе информации об использовании реагентов, материалов, препаратов и других веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве воды, забранной из водного объекта; о качестве воды, поступающей из других источников и качестве собственно сточных вод. Если доказано, что источником сброса перечисленных веществ является указанное предприятие (водопользователь), вещества включаются в список нормируемых, даже если их содержание в сточной воде не превышает ПДК.

Для ТЭС и котельных обязательный перечень нормируемых и контролируемых показателей состава сточных вод приведен в таблицах 7.1 и 7.2.

Таблица 7.1 Обязательный перечень нормируемых и контролируемых показателей состава сточных вод ТЭС (Перечень показателей сточных вод из системы гидрозолоудаления согласуется дополнительно в зависимости от марки сжигаемого угля)

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

1. Нормативы допустимого воздействия (далее - НДВ) на водные объекты утверждаются Росводресурсами по согласованию с Росрыболовством, Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с Порядком утверждения НДВ на водные объекты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 (далее - Постановление N 881).

Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 10 Методики информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 Постановления N 881 НДВ на водные объекты размещается на официальном сайте Росводресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

2. При расчете НДС по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение условия представленного в формуле (1) пункта 19 Методики.

По вопросу наличия в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для соблюдения условий формулы (1) Методики отмечаем следующее.

Информацией о НДС, а также о технологических нормативах, утвержденных в составе комплексных экологических разрешений для объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, располагает Росприроднадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143 "Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них" (далее - Постановление N 143).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Постановления N 143 Росприроднадзор направляет заявку на получение КЭР и прилагаемые к ней материалы на согласование, также в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Пунктом 12 Постановления N 143 установлено, что территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов рассматривает КЭР и прилагаемые к ней материалы - в части непревышения НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических сведений об использовании воды в Российской Федерации.

В части информации о НДС для объектов II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду сообщаем, что в соответствии со статьей 31.2 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, с подачей которой представляются также расчеты НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В отношении данных о расчетах НДС, указанных в программе производственного экологического контроля (далее - ПЭК), разработанной в соответствии с требованиями к содержанию программы ПЭК, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 сообщаем, что согласно пункту 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Кроме того, программа ПЭК содержит сведения также о массе сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

При этом приказом Росстата от 27.12.2019 N 815 утверждена представленная Росводресурсами годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", заполнение, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росводресурсами.

В состав данных сведений также входит информация о массе фактического сброса каждого загрязняющего вещества с объектов водопользователей.

Вместе с тем Росприроднадзор располагает сведениями об утвержденных лимитах на сбросы и временно разрешенных сбросах по выпускам сточных вод согласно Административному регламенту Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденному приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2.

Таким образом, исходной информацией, указанной в формуле (1) Методики, обладают соответствующие ведомства.

3. Согласно подпункту "в" пункта 10 Методики в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения; исходная информация о нормативах качества, установленных на уровне значений показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте, для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем в Минприроды России.

Согласно пункту 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149 (далее - Положение), в случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

В соответствии с пунктом 16 Положения нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Минприроды России.

Нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) веществ с учетом природных особенностей водных объектов рыбохозяйственного значения (региональные нормативы) разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.

Одновременно сообщаем, что приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

4. Согласно подпункту "р" пункта 14 Методики расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Методики) данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ (веществ и микроорганизмов для случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ)) отдельно по каждому выпуску за предыдущие 7 лет (отдельно за каждый из семи лет) - в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду или за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет) в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Методики если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
О.Б.ЛАТОНОВА

Задайте вопрос юристу:

Стандарт предназначен для водопользователей, а также проектно-конструкторских, наладочных и научно-исследовательских организаций, выполняющих расчеты нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующие права.

Методика
расчета нормативов допустимых
сбросов (НДС) загрязняющих
веществ и тепла в поверхностные
водные объекты со сточными
водами тепловых электрических
станций и котельных

Дата введения 2010-07-20

Стандарт организации устанавливает способы и критерии расчета, согласования и утверждения нормативов допустимого сброса (НДС) и лимитов на сбросы загрязняющих веществ и тепла в поверхностные водные объекты тепловыми электростанциями и котельными.

Сведения о стандарте

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

Методика
расчета нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ и
тепла в поверхностные водные объекты со сточными водами тепловых
электрических станций и котельных

Дата введения 2010-07-20

Настоящий стандарт предназначен для водопользователей, а также проектно-конструкторских, наладочных и научно-исследовательских организаций, выполняющих расчеты нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс и имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации соответствующие права.

Настоящий стандарт устанавливает:

- состав исходных данных и материалов, используемых при разработке нормативов допустимых сбросов;

- методы расчета нормативов допустимого сброса;

- порядок расчета и утверждения нормативов допустимого сброса.

Область применения настоящего стандарта распространяется на установление нормативов допустимого сброса в поверхностные водные объекты: в водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, водохранилища) и прибрежные части морей.

Область применения настоящего стандарта не распространяется на нормирование сброса сточных вод в подземные водные объекты (артезианские бассейны, водоносные горизонты), болота, ледники, снежники, водосборные площади, емкости, гидравлически не связанные с поверхностными водными объектами и относящиеся к недвижимому имуществу (испарители, накопители). Действие настоящего стандарта не распространяется на установление условий приема производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых в системы канализации, и на разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ.

Нормативы допустимого сброса входят в состав обосновывающих документов для выдачи разрешения на право использования водных объектов, в том числе решения о праве использования водных объектов для сброса сточных вод; при определении лимитов и квот на сбросы сточных вод, а также применяются при осуществлении государственного надзора (контроля) за использованием водных ресурсов, установлении размеров платежей, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба в случае нарушения водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий и других задач, связанных с рациональным природопользованием.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы и стандарты:

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Основные термины и определения

ГОСТ 27065-86 Качество воды. Термины и определения

ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения

ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков

3.1 контрольный створ: Поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды.

3.2 нормируемые загрязняющие вещества: Загрязняющие вещества, по которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы загрязняющих веществ.

НДВ - нормативы допустимого воздействия

НДС - нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты

ЛПВ - лимитирующий признак вредности

ОДУ - ориентировочно допустимый уровень

ОБУВ - ориентировочно безопасный уровень воздействия

ПДК - предельно допустимая концентрация

ПДКв - предельно допустимая концентрация вещества в воде водного объекта питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного использования

ПДКр - предельно допустимая концентрация вещества в воде водного объекта рыбохозяйственного использования

СКИОВО - схема комплексного использования и охраны водных объектов

5.1 НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод ТЭС и котельных, исходя из условия недопустимости превышения нормативов качества вод в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом ассимилирующей способности водного объекта. Нормативы качества воды водных объектов устанавливаются исходя из условий их целевого назначения.

5.3 Для ТЭС и котельных производится расчет НДС, выполняемый водопользователем или по его заказу специализированными научными, проектными и др. организациями, имеющими право на проведение подобных работ, на основании предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) данных о гидрологических и гидрохимических характеристиках водного объекта.

5.4 Условия сброса сточных вод с установленными НДС для отдельного выпуска должны учитывать общие ограничения и требования, установленные СанПиН 2.1.5.980-00 [1], к которым относятся:

- определение водных объектов или их участков, сброс на которые запрещен либо требует особых критериев;

- наличие или отсутствие возможности учета ассимилирующей способности водного объекта, включая степень смешения;

- определение возможности индивидуального расчета;

- установление контрольного створа;

5.5 Для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения, здравоохранения, рекреации, установлены гигиенические нормативы состава и свойств воды в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде водного объекта. Гигиенические нормативы регламентируются:

- Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.5.980-00 [1]

- Гигиеническими нормативами ГН 2.1.5.1315-03 [2].

- Гигиеническими нормативами ГН 2.1.5.2307-07 [3].

5.6 Для водных объектов, используемых в рыбохозяйственных целях (сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов), устанавливаются рыбохозяйственные нормативы состава и свойств воды, предусмотренные Приказом Росрыболовства [9].

5.7 Для поверхностных водных объектов, используемых в других целях, устанавливаются соответствующие нормативы состава и свойств воды, отвечающие условиям целевого использования данного поверхностного водного объекта или его части.

5.8 В случаях использования водного объекта в различных целях к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормативы качества воды из числа установленных.

5.9 Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам, являющимся компонентами природного состава воды (фоновым показателям), наблюдается превышение соответствующих нормативов качества воды, то НДС по этим показателям устанавливается исходя из условий соблюдения в контрольном створе сформировавшегося фонового качества воды.

В таком случае могут быть установлены региональные (для речной системы) и локальные (для участка поверхностного водного объекта) нормативы качества вод.

Региональные гигиенические нормативы качества вод должны быть согласованы и утверждены Главным Государственным санитарным врачом Российской Федерации по заключению Главного Государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации;

Региональные нормативы качества вод рыбохозяйственных водных объектов устанавливаются в соответствии с Приказом Росрыболовства [8] и должны быть согласованы и утверждены федеральным органом рыбоохраны по представлению территориального органа рыбоохраны.

5.10 При сбросе теплообменных вод ТЭС нормативы допустимых сбросов устанавливаются с учетом допустимых приращений к концентрациям нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом). Величина приращения при неизменной массе загрязнений определяется технологически обоснованными потерями воды на испарение. Если забор исходной и сброс охлаждающей воды производятся в разные водные объекты, то при расчете НДС следует учитывать природные региональные нормативы качества воды (фон).

При сбросе теплосодержащих теплообменных вод должен соблюдаться температурный режим водного объекта.

5.11 НДС устанавливаются только для веществ, которые были привнесены в водный объект водопользователем в процессе производственной и/или иной деятельности, и сброс которых в водные объекты оказывает или может оказать на них негативное воздействие.

5.12 По эпидемиологическому критерию сброс сточных вод в водные объекты разрешен только после очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 см 3 ≤ 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 см 3 ≤ 500 (для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест) и КОЕ/100 см 3 ≤ 1000 (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности), числа колифагов БОЕ/100 см 3 £ 10 [1].

Сброс сточных вод, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы, в водный объект не допускается [1].

5.13 Сброс веществ на уровне установленных НДС допускается на основании Разрешений, выданных территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [7].

5.14 Расчетные гидрологические характеристики для установления НДС в зависимости от типа водоприемника принимаются следующие:

- для незарегулированных водотоков - минимальный среднемесячный расход зимней и летней межени года 95 % обеспеченности;

- для зарегулированных водотоков - установленный гарантированный расход воды ниже створа регулирования;

- для водоемов - наименее благоприятный режим, определенный путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий сработки и наполнения водоемов.

5.15 Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности, при всех видах водопользования НДС устанавливаются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций указанных веществ к соответствующим ПДК не превышала 1 (единицу).

5.16 НДС устанавливается:

- на срок до 5 лет для постоянных источников загрязнения;

- на срок до 3 лет для периодических источников загрязнения.

Досрочному пересмотру НДС подлежат в случаях:

- изменения водохозяйственной обстановки;

- изменения гидрологических характеристик водного объекта;

- изменения вида и объема выпускаемой продукции, потребляемого сырья, технологии производства и связанного с этим изменения состава сточных вод;

- изменения объемов водоотведения, пересмотра норм водоотведения и связанных с этим изменений концентраций веществ в сточных водах;

- изменения нормативов качества воды в водном объекте;

- получения новых данных о степени опасности вещества, содержащегося в сточных водах;

- изменения иных параметров, используемых при расчете НДС.

5.17 При использовании ориентировочно допустимых уровней (ОДУ) химических веществ в качестве норм качества воды в водных объектах, НДС на эти вещества устанавливаются на срок не более трех лет - до установления ПДК, при использовании рыбохозяйственных ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) НДС устанавливаются на срок не более двух лет - до установления ПДК на эти вещества.

5.18 Вопрос о продлении срока действия НДС решается на основании информации, ежегодно представляемой водопользователем, о неизменности технологических процессов и состава сточных вод, достоверность которой подтверждается результатами государственного экологического контроля или результатами проведения очередной инвентаризации сброса, а также на основании информации о качественном изменении состава воды в водном объекте и других необходимых сведений.

5.19 При наличии утвержденных НДВ по водному объекту или его участку НДС разрабатывается на основании НДВ по химическому и тепловому воздействию в соответствии с Методическими указаниями [6].

В настоящей Методике приведены способы расчета НДС веществ и тепла в водный объект, для которого НДВ не разработаны.

6.2 Лимиты устанавливаются на текущий момент и ближайшую перспективу с учетом нормативных сроков реализации плана водоохранных мероприятий. При наличии установленных лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год со дня выдачи разрешения.

6.4 Лимиты на сбросы должны быть технологически достижимыми и экономически приемлемыми.

6.5 Предельные величины показателей загрязнения и концентраций загрязняющих веществ, регламентируемых лимитами на сбросы, не могут быть:

- больше фактически достигаемых с применением реализованных на момент установления лимитов технологии производства или очистки воды;

- меньше достигаемых с применением наилучшей существующей (доступной) технологии производства или очистки воды;

- меньше, чем рассчитанные при установлении НДС.

6.6 Для установления лимитов сточные воды должны быть очищены до уровней, соответствующих проектным параметрам очистки действующих очистных сооружений.

6.7 Для проектируемых предприятий, предполагающих сброс сточных вод в водные объекты, лимиты на сбросы не устанавливаются.

В Приложении А приведена классификация сточных вод ТЭС и мероприятия по сокращению поступления загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.

7.1 Исходные параметры

Исходные параметры для расчета НДС должны содержать:

- данные об использовании водного объекта (экологическое состояние, виды использования, баланс водопотребления и водоотведения, схема расположения водозаборов и выпусков сточных вод);

- фоновые (естественные) показатели качества воды в водном объекте;

- гидрологические характеристики водного объекта в год 95 % обеспеченности (расход, скорость течения, глубина);

- показатели качества исходной воды;

- расходы забираемой воды из водного объекта на производственные и другие нужды;

- расход сточных вод;

- данные о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

- информация о допустимости использования веществ и препаратов, применяемых в производственном цикле;

- перечень нормируемых и контролируемых веществ;

Фоновые показатели должны содержаться в государственном водном реестре и выдаваться территориальными органами Минприроды РФ по запросам водопользователей.

Объемы забираемой из водных объектов воды на хозяйственные нужды и расходы сточных вод принимаются по данным формы 2ТП-водхоз, разрешительной документации на забор воды и сброс стоков или по проектным данным.

7.2 Нормируемые и контролируемые показатели качества исходной и сточной воды

Перечень нормируемых и контролируемых показателей качества исходной и сточной воды формируется на основе информации об использовании реагентов, материалов, препаратов и других веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве воды, забранной из водного объекта; о качестве воды, поступающей из других источников и качестве собственно сточных вод. Если доказано, что источником сброса перечисленных веществ является указанное предприятие (водопользователь), вещества включаются в список нормируемых, даже если их содержание в сточной воде не превышает ПДК.

Для ТЭС и котельных обязательный перечень нормируемых и контролируемых показателей состава сточных вод приведен в таблицах 7.1 и 7.2.

Таблица 7.1 Обязательный перечень нормируемых и контролируемых показателей состава сточных вод ТЭС (Перечень показателей сточных вод из системы гидрозолоудаления согласуется дополнительно в зависимости от марки сжигаемого угля)

25. Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод - на допустимую концентрацию загрязняющего вещества Сндс . При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение Сндс, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований Методики, а затем определяется НДС согласно формуле:

Необходимо подчеркнуть обязательность требования увязки сброса массы вещества, соответствующей НДС, с расходом сточной воды. Например, уменьшение расхода при сохранении величины НДС будет приводить к концентрации вещества в водном объекте, превышающей ПДК.

Если фоновая концентрация загрязняющего вещества в водном объекте превышает ПДК, то Сндс определяется в соответствии с п. 1 настоящей Методики. В противном случае для определения Сндс в зависимости от типа водного объекта используются расчетные формулы, приведенные в разд. III.

Фоновая концентрация химического вещества - расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так и антропогенными факторами воздействия.

26. Основная расчетная формула для определения Сндс без учета неконсервативности вещества имеет вид:


(4)

где: - предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водотока, ;

- фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке выше выпуска сточных вод, определяемая в соответствии с действующими методическими документами по проведению расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков;

n - кратность общего разбавления сточных вод в водотоке, равная произведению кратности начального разбавления на кратность основного разбавления (основное разбавление, возникающее при перемещении воды от места выпуска к расчетному створу)

С учетом неконсервативности загрязняющего вещества расчетная формула имеет вид:


(6)

где: k - коэффициент неконсервативности органических веществ, показывающий скорость потребления кислорода, зависящий от характера органических веществ, 1/сут;

t - время добегания от места выпуска сточных вод до расчетного створа, сутки.

Значения коэффициента неконсервативности принимаются по данным натурных наблюдений или по справочным данным и пересчитываются в зависимости от температуры и скорости течения воды реки.

При установлении НДС по БПК расчетная формула имеет вид:


(7)

где: - осредненное значение коэффициента неконсервативности органических веществ, обусловливающих фона и сточных вод, 1/сут.;

- обусловленная метаболитами и органическими веществами, смываемыми в водоток атмосферными осадками с площади водосбора на последнем участке пути перед контрольным створом длиной 0,5 суточного пробега.

Значение принимается равным: для горных рек - ; для равнинных рек, протекающих по территории, почва которой не слишком богата органическими веществами - , для рек болотного питания или протекающих по территории, с которой смывается повышенное количество органических веществ - . Если расстояние от выпуска сточных вод до контрольного створа меньше 0,5 суточного пробега, то принимается равной нулю.

Определение норматива допустимого сброса по концентрации взвешенных веществ. Допустимая концентрация взвешенных веществ m, в спускаемых в водоем сточных водах определяется по уравнению (в соответствии с санитарными правилами):

где - коэффициент смешения, определяемый по формуле (22);

b - содержание взвешенных веществ в воде водного объекта до спуска сточных вод, ; р - допустимое по санитарным правилам увеличение содержания взвешенных веществ в водном объекте после спуска сточных вод, ;

Q, q - расходы соответственно речных и сточных вод, .

При установлении НДС по БПК с учетом требований к содержанию растворенного кислорода рекомендуется использовать формулы, приведенные в справочнике проектировщика (Канализация населенных мест и промышленных предприятий).

Допустимое изменение температуры воды водного объекта после выпуска в них очищенных сточных вод.

Для водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового назначения летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна повышаться более чем на 3°С по сравнению со среднемесячной температурой воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет.

Для водных объектов рыбохозяйственного назначения температура воды не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта более чем на 5°С с общим повышением температуры не более чем до 20°С летом и 5°С зимой для водных объектов, где обитают холодноводные рыбы (лососевые и сиговые), и не более чем до 28°С летом и 8°С зимой. В местах нерестилищ налима запрещается повышать температуру воды зимой более чем до 2°С.

27. По методу Н.Н. Лапшева кратность начального разбавления учитывается при выпуске сточных вод в водотоки в следующих случаях:

- для напорных сосредоточенных и рассеивающих выпусков в водоток при соотношении скоростей и выпуска :




- при абсолютных скоростях истечения струи из выпуска, больших 2 м/с.

При меньших скоростях расчет начального разбавления не производится.

Для единичного напорного выпуска кратность начального разбавления рассчитывается следующим образом: вычисляются отношения


; (11)

где: - скорость на оси струи.

По рис. 1 находится отношение , где d - диаметр загрязненного пятна в граничном створе зоны начального разбавления, - диаметр выпуска. Затем по рис. 2 находится кратность начального разбавления по известным величинам.

Для рассеивающего напорного выпуска расчет осуществляется следующим образом. Задаваясь числом выпускных отверстий оголовка выпуска и скоростью истечения сточных вод из них , определяют диаметр отверстия или оголовка рассеивающего выпуска:


(12)

где: q - суммарный расход сточных вод, .

Затем (по рис. 1) определяется отношение и найденное значение d сравнивается с глубиной реки H. Если d H) соответствующая ему кратность разбавления находится умножением найденного значения на поправочный коэффициент , который определяется из рис. 3. Расстояние до пограничного сечения зоны начального разбавления определяется по формуле:


(13)

Расход смеси сточных вод и воды водотока в том же сечении находится по формуле:

где: q - расход сточных вод на выходе из отверстий или оголовков рассеивающего выпуска, .

Средняя концентрация вещества в граничной сечении определяется по формуле:


(15)

где: - концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, .

Максимальная концентрация в центре пятна примеси в этом сечении равна:


(16)

"Рис. 1. Номограмма для определения диаметра струи в расчетном сечении"

"Рис. 2. Номограмма для определения начального разбавления в потоке"

"Рис. 3 Номограмма для определения поправочного коэффициента"

28. Кратность основного разбавления определяется по методу В.А. Фролова - И.Д. Родзиллера:


(17)

где: Q - расчетный расход водотока, ;

- коэффициент смешения, показывающий, какая часть речного расхода смешивается со сточными водами в максимально загрязненной струе расчетного створа:


(18)

где: l - расстояние от выпуска до расчетного створа по фарватеру, м;

- коэффициент, учитывающий гидравлические условия в реке:


(19)

где: - коэффициент извилистости (отношение расстояния до контрольного створа по фарватеру к расстоянию по прямой);

- коэффициент, зависящий от места выпуска сточных вод (при выпуске у берега , при выпуске в стрежень реки ); D - коэффициент турбулентной диффузии, . Для летнего времени:


(20)

где: g - ускорение свободного падения, ;

- средняя скорость течения реки, м/с;

H - средняя глубина реки, м;

- коэффициент шероховатости ложа реки, определяемый по справочным данным (по таблице М.Ф. Срибного);

C - коэффициент Шези , определяемый по формуле Н.Н. Павловского (при ):

где: R - гидравлический радиус потока, м ( );


(22)

Для зимнего времени (периода ледостава):


(23)

где: - приведенные значения гидравлического радиуса, коэффициента шероховатости и коэффициента Шези;


(25)

где: - коэффициент шероховатости нижней поверхности льда по П.Н. Белоконю, определяемые по справочным данным.


(27)

Для повышения точности расчетов вместо средних значений и С рекомендуется брать их значения в зоне непосредственного смешения сточной жидкости с речной водой.

Рассмотренный метод может применяться при соблюдении следующего неравенства:


(28)

Если сточные воды и притоки могут поступать с обоих берегов реки, обеспечивая практически постоянную струйность речных вод вдоль каждого берега, то для расчетов концентраций веществ в максимально загрязненной струе рекомендуется использовать метод В.А. Фролова - И.Д. Родзиллера для случая впадения сточных вод с обоих берегов реки.

29. Если не соблюдаются условия применимости метода В.А. Фролова - И.Д. Родзиллера, или в расчете необходимо учесть данные о накоплении загрязняющих веществ в донных отложениях, то рекомендуется использовать методы, изложенные в книге Методические основы оценки и регламентирования антропогенного влияния на качество поверхностных вод под редакцией А.В. Караушева.

19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный Приказом Минприроды России 02.06.2014 № 246 (далее — Административный регламент).


Важное нововведение содержится в п. 2 Административного регламента, согласно которому круг получателей вышеуказанной государственной услуги теперь ограничивается юридическими и физическими лицами (в т.ч. индивидуальными предпринимателями), осуществляющими водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод , выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек.

Частью 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.06.2014) установлено, что для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод в водные объекты должно быть в обязательном порядке оформлено соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно ст. 8 данного кодекса большинство водных объектов находится в собственности Российской Федерации. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также физическим и юридическим лицам.

Пунктом 7 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 15.05.2014; далее — Правила), определено, что организации, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование, предварительно должны обратиться в территориальный орган Росводресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.

Полномочие по предоставлению в пользование водных объектов, принадлежащих Российской Федерации, передано на региональный уровень и осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения водоема.

Перечень соответствующих региональных природоохранных органов приведен в Приложении 1 к Административному регламенту по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденному Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763[1].

Таким образом, процесс разработки и согласования проектов нормативов допустимых сбросов в водные объекты (далее — НДС) для водопользователей с 19.10.2014 состоит из следующих основных этапов:

1) получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод;

2) разработка проекта НДС;

3) направление проекта НДС и сопроводительных документов к нему (в 5 экземплярах) в территориальный орган Росводресурсов (БВУ);

4) согласование НДС с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росприроднадзором (рассылка документов в согласующие органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно);

5) утверждение НДС территориальным органом Росводресурсов (БВУ) и получение заверенной копии приказа об утверждении НДС;

6) получение разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в Росприроднадзоре[2].


Для утверждения НДС получатель государственной услуги должен представить заявление , оформленное согласно Приложению № 2 к Административному регламенту, и документы на бумажном носителе и CD-дисках:

а) 5 экземпляров проекта НДС, содержащего:

  • ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;

В пункте 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333 (в ред. от 29.07.2014; далее — Методика), не содержится требования о наличии в проекте НДС сведений о местонахождении фонового створа, расстоянии от места сброса до фонового створа.

  • план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  • данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в т.ч. дренажные, воды;
  • данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  • данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  • водохозяйственный баланс водопользования;
  • гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, полученную в соответствии с п. 11 Методики;

В пункте 14.1 Методики не содержится требования о наличии в проекте НДС гидрохимической характеристики водного объекта.

  • данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с п. 11 Методики;
  • данные о расходе сточных, в т.ч. дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в т.ч. дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;
  • перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в т.ч. дренажных, вод;
  • расчет НДС в соответствии с Методикой;
  • результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пп. 1–8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;

б) пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 3 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет[3].

Таким образом, можно выделить следующие основные положения новых правил:

  • все документы Заявителя теперь представляются в один государственный орган — территориальный орган Росводресурсов (его структурное подразделение) по месту осуществления сбросов сточных, в т.ч. дренажных, вод в водный объект;
  • государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы;
  • территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителя.

Смогут ли Росводресурсы реализовать эти положения на практике в рамках утвержденной данному федеральному органу исполнительной власти штатной численности сотрудников? Время покажет.

[1] Если пруд или обводненный карьер находится в собственности муниципального образования (это достаточно редкий случай), право пользования им осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование соответствующего органа местного самоуправления.

[2] Копии приказов об утверждении НДС ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца направляются в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (Росприроднадзор).

[3] Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013), водопользователям предписано иметь схему систем водопотребления и водоотведения (п. 4 Порядка) и Программу проведения измерений качества сточных вод (п. 13 Порядка). По нашему опыту, эти документы также следует включать в проекты НДС, направляемые в территориальные органы Росводресурсов, с целью обоснования содержащейся в них информации.

Заявитель по собственной инициативе может представить сведения из ЕГРЮЛ — для юридических лиц / сведения из ЕГРИП — для индивидуальных предпринимателей.

Новые правила разработки и согласования НДС в водные объекты для водопользователей

19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный Приказом Минприроды России 02.06.2014 № 246 (далее — Административный регламент).


Важное нововведение содержится в п. 2 Административного регламента, согласно которому круг получателей вышеуказанной государственной услуги теперь ограничивается юридическими и физическими лицами (в т.ч. индивидуальными предпринимателями), осуществляющими водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод , выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек.

Частью 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (в ред. от 28.06.2014) установлено, что для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод в водные объекты должно быть в обязательном порядке оформлено соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно ст. 8 данного кодекса большинство водных объектов находится в собственности Российской Федерации. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также физическим и юридическим лицам.

Пунктом 7 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 15.05.2014; далее — Правила), определено, что организации, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование, предварительно должны обратиться в территориальный орган Росводресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.

Полномочие по предоставлению в пользование водных объектов, принадлежащих Российской Федерации, передано на региональный уровень и осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения водоема.

Перечень соответствующих региональных природоохранных органов приведен в Приложении 1 к Административному регламенту по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденному Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763[1].

Таким образом, процесс разработки и согласования проектов нормативов допустимых сбросов в водные объекты (далее — НДС) для водопользователей с 19.10.2014 состоит из следующих основных этапов:

1) получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод;

2) разработка проекта НДС;

3) направление проекта НДС и сопроводительных документов к нему (в 5 экземплярах) в территориальный орган Росводресурсов (БВУ);

4) согласование НДС с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росприроднадзором (рассылка документов в согласующие органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно);

5) утверждение НДС территориальным органом Росводресурсов (БВУ) и получение заверенной копии приказа об утверждении НДС;

6) получение разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в Росприроднадзоре[2].


Для утверждения НДС получатель государственной услуги должен представить заявление , оформленное согласно Приложению № 2 к Административному регламенту, и документы на бумажном носителе и CD-дисках:

а) 5 экземпляров проекта НДС, содержащего:

  • ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;

В пункте 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333 (в ред. от 29.07.2014; далее — Методика), не содержится требования о наличии в проекте НДС сведений о местонахождении фонового створа, расстоянии от места сброса до фонового створа.

  • план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  • данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в т.ч. дренажные, воды;
  • данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  • данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  • водохозяйственный баланс водопользования;
  • гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод, полученную в соответствии с п. 11 Методики;

В пункте 14.1 Методики не содержится требования о наличии в проекте НДС гидрохимической характеристики водного объекта.

  • данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с п. 11 Методики;
  • данные о расходе сточных, в т.ч. дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в т.ч. дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;
  • перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в т.ч. дренажных, вод;
  • расчет НДС в соответствии с Методикой;
  • результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пп. 1–8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в т.ч. дренажных, вод;

б) пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 3 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет[3].

Таким образом, можно выделить следующие основные положения новых правил:

  • все документы Заявителя теперь представляются в один государственный орган — территориальный орган Росводресурсов (его структурное подразделение) по месту осуществления сбросов сточных, в т.ч. дренажных, вод в водный объект;
  • государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы;
  • территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителя.

Смогут ли Росводресурсы реализовать эти положения на практике в рамках утвержденной данному федеральному органу исполнительной власти штатной численности сотрудников? Время покажет.

[1] Если пруд или обводненный карьер находится в собственности муниципального образования (это достаточно редкий случай), право пользования им осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование соответствующего органа местного самоуправления.

[2] Копии приказов об утверждении НДС ежемесячно не позднее 10 числа следующего месяца направляются в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (Росприроднадзор).

[3] Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013), водопользователям предписано иметь схему систем водопотребления и водоотведения (п. 4 Порядка) и Программу проведения измерений качества сточных вод (п. 13 Порядка). По нашему опыту, эти документы также следует включать в проекты НДС, направляемые в территориальные органы Росводресурсов, с целью обоснования содержащейся в них информации.

Заявитель по собственной инициативе может представить сведения из ЕГРЮЛ — для юридических лиц / сведения из ЕГРИП — для индивидуальных предпринимателей.

Читайте также: