Рабочий день налоговой полиции

Обновлено: 28.05.2024

Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ и МНС РФ
от 22 ноября 2000 г. N 455/БГ-3-09/414
"О Порядке согласования сведений федеральных органов налоговой полиции и налоговых органов при подготовке ведомственной статистической отчетности"

С изменениями и дополнениями от:

12 марта 2002 г.

Во исполнение пункта 2.9 решения совместного совещания МНС России и ФСНП России от 12 июля 2000 года "О мерах по совершенствованию взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", объявленного совместным приказом МНС России и ФСНП России от 4 августа 2000 г. N БГ-3-24/279/300, приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования сведений федеральных органов налоговой полиции и налоговых органов при подготовке ведомственной статистической отчетности (далее - Порядок).

2. Начальникам территориальных органов налоговой полиции и руководителям территориальных налоговых органов при подготовке ведомственной статистической отчетности строго руководствоваться требованиями утвержденного настоящим приказом Порядка.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации Ворожцова В.П. и заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Садыгова Ф.К.

Директор Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации

Министр Российской
Федерации по налогам
и сборам

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ и МНС РФ от 12 марта 2002 г. N 92/БГ-3-06/125 в настоящий Порядок внесены изменения

к приказу Федеральной службы

налоговой полиции РФ и МНС РФ

от 22 ноября 2000 г. N 455/БГ-3-09/414

Порядок
согласования сведений федеральных органов налоговой полиции и налоговых органов при подготовке ведомственной статистической отчетности

С изменениями и дополнениями от:

12 марта 2002 г.

Настоящий Порядок разработан в целях исключения расхождений в значениях соответствующих показателей ведомственных форм статистической отчетности федеральных органов налоговой полиции и налоговых органов:

- форма N 1-НПМ (месячная) "Отчет об основных показателях деятельности федеральных органов налоговой полиции" со сроком представления 10 числа после отчетного периода (за год - 15 числа после отчетного периода);

- форма N 2-НМ (месячная) "Отчет о результатах выездных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами и федеральными органами налоговой полиции" со сроком представления 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- форма N 5-Ю (полугодовая) "Сведения о материалах, переданных в федеральные органы налоговой полиции для принятия процессуального решения" со сроком представления 15 июля и 20 января.

1. Федеральная службы налоговой полиции Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ежегодно согласовывают проекты форм статистической отчетности на предстоящий год в части показателей, отражающих результаты совместной деятельности, а также указания о порядке формирования этих показателей и изменения к ним.

2. Ежемесячно 7-го числа после окончания отчетного периода (по итогам за год - 12-го января) местные органы налоговой полиции и инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекции МНС России межрайонного уровня (далее - местные налоговые органы) проводят сверку данных по показателям, характеризующим результаты выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами с участием органов налоговой полиции, и составляют протокол согласования сведений по результатам выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами с участием органов налоговой полиции (приложение 1).

3. Один раз в полугодие 7-го числа после окончания отчетного периода (по итогам за год - 12-го января) местные органы налоговой полиции и местные налоговые органы проводят сверку данных по материалам, переданным налоговыми органами для принятия процессуального решения в федеральные органы налоговой полиции для дальнейшего включения этих сведений в отчет налоговых органов по форме N 5-Ю. Результаты сверки оформляются протоколом согласования сведений по материалам, переданным налоговыми органами в федеральные органы налоговой полиции для принятия процессуального решения (приложение 2).

4. Указанные в пунктах 2 и 3 протоколы согласования составляются в четырех экземплярах и подписываются начальниками местных органов налоговой полиции и руководителями местных налоговых органов; один экземпляр остается в органе налоговой полиции, второй - в налоговом органе, третий и четвертый экземпляры протоколов в этот же день направляются в соответствующие территориальные органы налоговой полиции и управления МНС России по субъектам Российской Федерации.

6. Местные и территориальные органы налоговой полиции ежемесячно в первый рабочий день после отчетного периода передают в соответствующие налоговые органы список налогоплательщиков - юридических и физических лиц, проверенных в ходе выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами с участием органов налоговой полиции в отчетном периоде (приложение 3, графы 1 - 2).

Территориальные налоговые органы после сверки списка налогоплательщиков, проверенных в ходе выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами с участием органов налоговой полиции, не позднее 10 числа после окончания отчетного периода направляют в местные и территориальные органы налоговой полиции данные о поступлении средств в бюджет по состоянию на 1 число каждого месяца по каждому налогоплательщику согласно приложению 3.

7. Соответствующие органы налоговой полиции и налоговые органы в ходе проведения сверки отчетных данных при необходимости дают пояснения по порядку подсчета и обоснованности полученных значений учитываемых показателей.

8. В случае изменения ранее согласованных в соответствии с настоящим Порядком данных по показателям, характеризующим результаты совместной деятельности органов налоговой полиции и налоговых органов, инициатор изменений обязан в трехдневный срок сообщить об этом другой стороне, после чего в установленном порядке внести соответствующие изменения в отчетность.

9. При изменении нумерации или смыслового значения показателей отчетности по формам N 2-НМ и N 5-Ю МНС России или формы N 1-НПМ ФСНП России, подлежащих сверке, инициатор изменений обязан своевременно проинформировать об этом другую сторону, после чего внести соответствующие изменения в прилагаемые к настоящему Порядку формы.

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ и МНС РФ от 12 марта 2002 г. N 92/БГ-3-06/125 приложение 1 к настоящему Порядку изложено в новой редакции

утвержденному приказом ФСНП РФ и МНС РФ

от 22 ноября 2000 г.

Код строки
формы N 2-НМ
Код строки
формы N
1-НПМ
(раздел 2)
Значение
показателей
Количество проверок - всего,
единиц
1010
(графа 3)
14 + 23
(графа 1)
из них выявивших нарушения 1020
(графа 3)
19 + 24
(графа 1)
Из общего количества проверок -
проверки юридических лиц
1030
(графа 3)
14 + 23
(графа 2)
из них выявивших нарушения 1040
(графа 3)
19 + 24
(графа 2)
Доначислено налогов (сборов)
без пени и налоговых санкций -
всего, тыс. рублей
1150
(графа 3)
20 + 26
(графа 1)
в том числе по юридическим
лицам
1160
(графа 3)
20 + 26
(графа 2)

Информация об изменениях:

Приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ и МНС РФ от 12 марта 2002 г. N 92/БГ-3-06/125 приложение 2 к настоящему Порядку изложено в новой редакции


В гостях у журнала Reconomica — налоговый инспектор с 20-летним стажем из Владивостока, Оксана. Она рассказала о своей профессии, трудностях работы и ее преимуществах, а также, как получить эту важную специальность.

Профессия налогового инспектора

Меня зовут Оксана, мне 42 года, уже почти 20 лет я работаю в налоговой инспекции в городе Владивостоке.

Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.

Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.

Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.

Плюсы и минусы работы в налоговой

Основным плюсом моей профессии считаю ее важность для общества.

Налоговики выполняют очень важную роль для государства, помогают контролировать налогообложение и контролируют наполнение бюджета страны. Это способствует стабильности и налаженной работе государства. Еще один плюс — достаточно высокая заработная плата, особенно по сравнению с зарплатами других бюджетников. Считаю, что это оправдано, ведь ежедневно нам приходится выполнять большой объем работы, при этом быть сконцентрированными и внимательными к деталям. Также, мне нравится, что это достаточно стабильная работа, то есть работник налоговой сферы в течение своей рабочей деятельности накапливает стаж и повышается в звании. Это престижно, а в будущем дает возможность больше зарабатывать и надеяться на хорошие пенсионные выплаты.

Минусов в этой работе тоже немало:

1. Часто работа распределяется неравномерно. В обычные дни обязанностей много, но до конца рабочего дня можно успеть, а в периоды сдачи налоговой отчетности начинается коллапс, потому что работы просто очень много и ты ничего не успеваешь.

2. Никто не любит платить налоги, поэтому люди, приезжающие в налоговую, часто бывают не в духе и грубят. Это оставляет осадок на весь день.

3. От такой работы сложно абстрагироваться и дома. В голове постоянно крутятся отчеты и документация, а со временем работа становится большей частью твоей жизни.

4. Большой минус для здоровья приносит работа в офисе. Ты постоянно сидишь перед компьютером, мало двигаешься, напрягаешь глаза, смотря на экран. У меня уже испортилось зрение и фигура. Часто времени нет даже на обеденный перерыв, желудок тоже не в восторге.

Что касается заработной платы, то с ней все в порядке. Конечно, всегда хочется больше, но все-таки я довольна тем, что есть. На данный момент я зарабатываю 25 тысяч рублей.

Зарплата работника налоговой зависит от города размещения, отдела и должности и формируется из фиксированной ставки, премий, надбавок и выплат, стандартных для работников государственных служб.

Обязанности налогового инспектора

Чаще всего работник налоговой сталкивается с одними и теми же налогоплательщиками. Это, в какой то степени, облегчает процесс работы, помогает подстроиться под специфических людей, найти к ним подход. С другой стороны, всегда есть процент людей, не сильно желающих платить налоги, а работать с ними приходится из года в год.

В мои обязанности входит множество различных задач:

1. Нужно следить за соблюдением налогового законодательства, проводить разъяснительные работы.

2. Необходимо проверять всю финансовую документацию предприятий, дела которых я веду, и консультировать всех обратившихся ко мне граждан по вопросам налогов.

3. Больше всего рабочего времени занимает ведение налоговой отчетности — приходится анализировать и собирать гигантский объем информации.

4. Редко, но все же приходится выезжать на проверки. Такие проверки проводятся в случае подозрений о махинациях или если мы уже знаем, что предприятие не выплачивает налоги и нам необходимо определить сумму штрафов.

В общем, я считаю, что налоговый инспектор должен хорошо разбираться в законах, знать Конституцию и другие государственные важные документы. Очень важно быть юридически и финансово подкованным, быть уверенным даже в самых мелких деталях и знать ответы на все вопросы, касающиеся налогообложения.

Уникальность профессии

Уникальность профессии заключается в том, что человек, ее выбравший, должен сочетать в себе и способность работать со знаковыми системами (а такими являются все документы), и способность работать с людьми.

Поэтому любой налоговый инспектор, в первую очередь, должен обладать такими личностными качествами, как: аналитические способности, кропотливость, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, дотошность, педантичность.

Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одна часть из которых честно платит налоги, понимая свою ответственность перед государством, а другие — не очень, пытаясь государство обмануть, специалист должен знать тонкости психологии, и в соответствии с психологическими особенностями налогоплательщика выбирать тактику общения с ним.

Вообще, очень многое в работе налоговика автоматизировано. К примеру, есть АСК НДС. Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами. Иными словами, мы можем увидеть, как деньги с 1 счета попадают на пятый. Как правило, отмывание денег ловят именно таким образом. Раньше эту систему использовали как инструмент для работы, однако сейчас одних подозрений от программы достаточно, чтобы возбудить дело.

Человек, занимающийся сбором налогов, может помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов — одно из самых востребованных в жизни любого современного человека.

Недостатков профессии налогового инспектора не так много, как может показаться с первого взгляда. Поскольку работник налоговой инспекции всегда должен быть в курсе последних изменений налогового законодательства и применять это на практике, следовательно, тезис о том, что учиться больше не надо, можно забыть. Налоговый инспектор учится всегда.

Если вспомнить этимологию названия профессии, то можно убедиться в том, что мудрый язык просто выделил важнейшую проблему в профессии: налоговых инспекторов по определению не любят. Надо быть готовым к тому, что встретят человека, который пришел изъять кровно заработанное, хотя бы и его часть, неласково. Быть готовым к таким ситуациям нужно всегда, а это предполагает определенное психологическое напряжение.

И еще одно: профессия достаточно монотонна, поэтому говорить о каком-либо разнообразии не приходится.

Как стать налоговым инспектором

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Фото: Наталья Селиверстова/ТАСС

При совместных проверках бизнеса налоговиками и полицией средний размер доначислений по налогам резко возрастает: самостоятельно налоговики доначисляют в среднем по 7,5 млн руб. за одну проверку, а при участии полиции — в два-три раза больше, выяснили ученые Финансового университета при правительстве. Вывод сделан на основе данных Федеральной налоговой службы (ФНС) и Министерства внутренних дел (МВД), пояснил РБК руководитель исследования, профессор Финансового университета Иван Соловьев. Пресс-служба ФНС подтвердила РБК актуальность данных. МВД на запрос РБК не ответило.

Цель исследования — сформулировать предложения по совершенствованию законодательства для улучшения взаимодействия между налоговиками и правоохранителями при выявлении налоговых преступлений, следует из пояснений Соловьева для РБК. По его словам, ученые выполняют государственное задание, полученное от правительства. Завершить исследование планируется к началу ноября. По итогам исследования ученые могут предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений — по образцу итальянской Guardia di Finanza и по аналогии с налоговой полицией, которая существовала в России до 2003 года.

В 2013 году при самостоятельных проверках ФНС доначисляла бизнесу в среднем 6,9 млн руб. налогов за одну проверку, а при инспекциях с участием полиции втрое больше — 21,6 млн руб., свидетельствует статистика, которую анализировали исследователи. В 2014 году совместные проверки оказались в 2,5 раза эффективнее (20,6 млн против 8,2 млн руб.), а в 2015 году — вдвое эффективнее (19,1 млн против 8,9 млн руб.).

Не только эффективность

Лучше сами

Несмотря на показатели статистики, налоговики все же предпочитают проверять бизнес самостоятельно, свидетельствуют данные Финансового университета. В 2013 году полицейские участвовали в 6531 выездной налоговой проверке из 41331 (16%), в 2014 году — в 7123 из 35758 (20%), в 2015 году — в 6460 из 30663 (21%). Сейчас каждая пятая выездная проверка проводится с участием полицейских, подтверждает пресс-служба ФНС. Служба не ставит цели все проверки проводить совместно с органами МВД, это нецелесообразно, сказано в ответе ФНС на запрос РБК. Существенное количество проверок с суммой доначислений выше среднего проводится налоговыми органами самостоятельно, отмечают налоговики.

Совместные проверки проводятся по инициативе налоговых органов. Налоговики просят участия полиции, в частности, когда нужны конкретные действия по осуществлению налогового контроля (выемка документов, исследование, опрос, осмотр помещений), содействие сотрудникам ФНС, если их деятельности препятствуют или требуется защита их жизни и здоровья при проверках, следует из разъяснений пресс-службы ФНС.

Процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов невысока, отмечают исследователи, уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9–11% случаев. Методы, которыми пользуются налоговики, не позволяют документировать налоговые преступления — налоговики не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение — все, что для документирования преступлений использует полиция, объясняет Соловьев. При этом немедленный результат дал возврат к прежнему порядку возбуждения уголовных дел по налогам, согласно которому Следственный комитет получил право использовать материалы полицейских оперативно-разыскных действий, констатируют исследователи. В течение 2015 года количество таких дел увеличилось почти на полторы тысячи — с 3102 до 4568.

Итальянский рецепт

В качестве удачного примера ученые приводят Финансовую гвардию в Италии (Guardia di Finanza). Согласно ее годовому отчету, в 2015 году сумма выявленных сокрытых налогов превысила €1 млрд. В пересчете на рубли это примерно 84,7 млрд — против 14,9 млрд руб. в целом по России, отмечают они. То есть гораздо меньшими человеческими ресурсами с вдвое меньшего количества налогоплательщиков устанавливается ущерб больше в 5,7 раза, подсчитали ученые.

Показатели Налоговой полиции по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось по 40–50 тыс. дел, напоминает Соловьев. При этом, как и сейчас, существовал институт освобождения от уголовной ответственности при уплате сокрытых налогов — и поступления в бюджет были огромными, отмечает собеседник РБК.

Никаких действий для реализации идеи создания единого органа по борьбе с экономическими преступлениями не предпринималось, сказал РБК источник, близкий к Титову. Ученые свою идею с чиновниками не обсуждали, уточнил участник исследования Финансового университета. В ФНС об участии ведомства в подобных обсуждениях сообщили, что вопрос не входит в компетенции ведомства.

Вот уже десять лет прошло с приказа Президента Российской Федерации В.Путина № 306 от 11 марта 2003 года об упразднении Федеральной службы налоговой полиции России. А профессиональный праздник — День налоговой полиции 18 марта в календаре остался.
Предлагаю по этому поводу вспомнить историю создания одной из недолго просуществовших спецслужб новой России.

18 марта 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил генерал КГБ В. Б. Ямпольский.

В 1993 году принят Закон "О федеральных органах налоговой полиции", в соответствии с которым учрежден Департамент налоговой полиции РФ как правопреемник Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ.

Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 г. - 21500 единиц; на 1 января 1995 г. - 43800 единиц. Директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.

Установлена штатная численность центрального аппарата Департамента налоговой полиции Российской Федерации 500 единиц (без учета персонала по обслуживанию зданий). Утверждена структурная схема Департамента налоговой полиции РФ.

В декабре 1995 года ДНП обрел новый статус и название - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации. Тогда же самому молодому правоохранительному ведомству страны было предоставлено право создать свой следственный аппарат.

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 года ФСНП разрешено иметь восемь заместителей директора, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 17 человек.

22 марта 1999 г. Указом Президента РФ директором Федеральной службы налоговой полиции был назначен бывший милиционер Вячеслав Солтаганов, а Сергей Алмазов был отправлен в отставку. С этого момента в ФСНП началась первая в ее истории кадровая чистка - замена бывших сотрудников госбезопасности на сотрудников МВД.

12 мая 1999 г. Указом Президента РФ было установлено, что ФСНП имеет 7 заместителей директора, в т.ч. двух первых, статс-секретаря-заместителя и заместителя-начальника УФСН по Москве.

25 сентября 1999 г. было утверждено новое Положение о ФСНП России. Одновременно штатная численность федеральных органов налоговой полиции была установлена в количестве 53300 единиц.

2 января 2000 года и.о. Президента РФ В. В. Путин подписал указ "О внесении изменений и дополнений в налоговый кодекс", согласно которому налоговые полицейские получили право самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне. Кроме того, были приняты поправки в закон "Об оперативно-розыскной деятельности", позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные возможности для негласного съема информации.

18 марта - День налоговой полиции. Установлен Указом и.о.Президента РФ В.В. Путиным от 16 марта 2000 г. в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности РФ.

Налоговая полиция стала единственным правоохранительным органом, который возмещал расходы на свое содержание, а главное – возвращал в государственную казну огромные суммы неуплаченных налогов. Например, в 2001 г. сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 млрд. рублей. Всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей

В ряде других стран СНГ и Литве были созданы аналогичные ведомства. Впоследствии казахстанская налоговая полиция была преобразована в финансовую полицию, на которую возложена функция борьбы с коррупцией.

1 июля 2003 года, указом президента Российской федерации N306 от 11 марта 2003 года, Федеральная служба налоговой полиции упразднена.
Большинство функций ФСНП и 16 тыс. штатных работников переданы Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений, созданному в структуре МВД РФ.
Основная материальная база и 49 тыс. сотрудников были переданы в Госнаркоконтроль.

"Правоохранительный монстр": зачем возрождать фискальную полицию – мнение юристов

В России может появиться новый фискально-силовой орган по аналогии с действовавшим до 2003 года. С инициативой готовится выступить Финансовый университет при Правительстве, проанализировавший данные ФНС и МВД. Ученые пришли к выводу, что участие полиции в налоговых проверках бизнеса резко увеличивает сборы. Тем временем юристы рассказали "Право.ru", чего следует ожидать в случае реализации идеи.

Исследование Финансового университета при правительстве, которое необходимо завершить к началу ноября, является госзаданием, полученным от Белого дома, пишет РБК. Цель – формулировка предложения по совершенствованию законодательства для улучшение взаимодействия между налоговиками и правоохранителями при выявлении налоговых преступлений, а потому не исключается создание специализированного органа по их расследованию. Ученые выяснили: при совместных проверках бизнеса сотрудниками ФНС и МВД средний размер доначислений по налогам резко возрастает. Самостоятельно налоговики доначисляют в среднем по 7,5 млн рублей за одну проверку, а при участии полиции – вдвое, а то и втрое больше.

Разница объясняется тем, что совместные проверки проводятся в более сложных случаях уклонения от уплаты налогов. Например, если есть свидетельства необоснованного возмещения НДС или акциза, или при выявлении преступных схем уклонения от уплаты налогов, когда налогоплательщик использует в работе фирмы-однодневки. Кроме того, полномочия МВД при сборе доказательств о налоговых правонарушениях шире – в том числе за счет права проводить оперативно-разыскную деятельность, материалы которой считаются надлежащими доказательствами по делам о налоговых правонарушениях.

Обратная сторона совместных проверок

Совместные налоговые проверки более эффективны еще и потому, что в присутствии полицейских у проверяющих и налогоплательщиков меньше возможностей "договориться", говорит профессор Иван Соловьев. Действительно, совместные проверки налоговой и полиции дают синергетический эффект – их права объединяются, и благодаря этому они могут гораздо глубже и тщательнее проверить бизнес, соглашается управляющий партнер бюро "Деловой фарватер" Роман Терехин.

Есть, однако, и обратная сторона: при совместных проверках возрастает и агрессивность. "Чем больше силы мы даем проверяющим, тем больше риска, что эта сила будет использована не только во благо, но и во вред", – отмечает юрист. В отличие от налоговиков, которые говорят с бизнесом на понятном языке и изучают бухгалтерские документы, полиция – орган, отвечающий за "закошмаривание" бизнеса.

Когда налоговики прибегают к помощи полицейских

Несмотря на показатели статистики, налоговики все же предпочитают проверять бизнес самостоятельно: так, в 2013 году полицейские участвовали в 6531 выездной налоговой проверке из 41 331 (16%), в 2014 году – в 7123 из 35 758 (20%), в 2015 году – в 6460 из 30 663 (21%). Сейчас каждая пятая выездная проверка проводится с участием полицейских.

Совместные проверки проводятся по инициативе налоговых органов. Те просят участия полиции, когда, в частности, нужны конкретные действия по осуществлению налогового контроля – выемка документов, исследование, опрос, осмотр помещений, либо когда при проверке требуется защита жизни и здоровья сотрудников ФНС.

Процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов невысока – уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9–11% случаев. Это объясняется тем, что используемые сотрудниками ФНС методы не позволяют документировать налоговые преступления: в отличие от полиции, они не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение. При этом немедленный результат дал возврат к прежнему порядку возбуждения дел по налогам, в соответствии с которым СКР получил право использовать материалы полицейских оперативно-разыскных действий – в течение прошлого года количество таких дел увеличилось почти на полторы тысячи.

Зарубежный опыт

Основываясь на этих показателях, ученые приходят к выводу о необходимости "значительного укрепления государственной системы противодействия налоговой преступности". Идеальным вариантом они считают введение "единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений", который можно реализовать путем создания специализированного правоохранительного органа – финансовой полиции. В качестве удачного примера приводится Финансовая гвардия в Италии (Guardia di Finanza).

В России специальный орган по борьбе с налоговой преступностью уже был – Налоговая полиция, созданная в 1992 году и ликвидированная спустя девять лет. Ее показатели по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось до полусотни тысяч дел, напоминает Соловьев. Официальных объяснений необходимости ликвидации не было, но решению предшествовал конфликт ведомства с "Газпромом", который налоговые полицейские обвинили в уклонении от уплаты налогов на десятки миллиардов рублей.

Ученые могут предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений, но не в качестве "императива", а лишь как возможность. "Но, если абсолютно объективно, не отстаивая позиции государственников или, наоборот, либеральную, предпринимательскую, если мы хотим, чтобы эффективно выявлялись налоговые преступления, нужно собрать все государственные полномочия в единый цикл, от выявления до пресечения и расследования, чтобы это делалось "на одном дыхании", – аргументирует Соловьев.

Чего стоит ожидать: перегиб в оправдании полезности

Сейчас ФНС ведет активную и плодотворную работу с налогоплательщиками, поэтому возникший открытый диалог с добросовестными из них нельзя прерывать, уверен адвокат "Делькредере" Максим Степанчук. По его словам, создание новой службы может стать причиной разрушения уже наработанной продуктивно работающей системы, которую нужно совершенствовать.

С ним солидарен и Станислав Вивчарь, руководитель филиала "Хренов и партнеры" в Краснодаре: вряд ли бизнес-сообщество с энтузиазмом воспримет появление нового единого фискального органа, ведь никто не сможет гарантировать отсутствие различного рода злоупотреблений с его стороны, говорит эксперт. Целесообразнее законодательно закрепить нормы, предусматривающие прозрачный и эффективный механизм взаимодействия налоговых органов и структур полиции, специализирующихся на налоговых преступлениях, а также закрытый перечень оснований, при наличии которых такие совместные проверки будут осуществляться, и признаков, свидетельствующих о злонамеренных действиях налогоплательщиков с целью сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов.

"В таком случае будет иметь место "естественный отбор", когда предприниматели и иные хозяйствующие субъекты, имея четкое представление об основаниях и критериях проведения совместных налоговых проверок, в своей экономической деятельности смогут делать сознательный выбор в пользу недопущения ситуаций, могущих повлечь проведение таких совместных налоговых проверок, в отличие от тех, кто придерживается "иной" экономической политики, направленной на создание налоговых схем и уклонение от уплаты налогов, и кто сразу попадет в зону риска, осознавая неизбежность совместной налоговой проверки и всех связанных с этим негативных последствий", – говорит он.

Мысль, с точки зрения государства, возможно, и благая, рассуждает заместитель председателя коллегии адвокатов "ДЕ-ЮРЕ" Антон Пуляев, однако и сейчас ФНС плотно сотрудничает в области выявления преступлений налоговой направленности с подразделениями ГУЭБиПК МВД: "Не секрет, что в системе МВД до настоящего времени существует "палочная" система и создание подобного "правоохранительного монстра", с большой долей вероятности, может привести к повышенным требованиям по выявлению преступлений".

При оценке эффекта от взаимодействия силовых структур с бизнесом нельзя опираться только на статистику доначислений по результатам совместных (ФНС и МВД) проверок, замечает руководитель практики налогового и таможенного права "ЮСТ" Максим Ровинский: "Совершенно очевидно, что такие проверки проводятся, когда изначально есть подозрения о крупных налоговых нарушениях. Отсюда автоматически следуют более высокие ожидания и результаты проверок. Гораздо важнее, хотя и труднее, проанализировать то, как использование силовых методов при проведении налогового контроля влияют на готовность активной части населения вообще заниматься предпринимательством либо, осуществляя предпринимательскую деятельность, не уходить полностью в тень или "под крыло" тех же силовых структур, когда никакая проверка не страшна даже при минимально уплачиваемых налогах".

Минусы тоже есть, и их немало: любая нестабильность, любые нововведения в налоговой сфере – дополнительная нагрузка на бизнес. Корректировка законодательства, новые процедуры, новый аппарат, все это в конечном счете потребует дополнительного внимания, усилий и расходов. "Кроме того, сотрудники налоговой полиции особенно в первые годы, наверняка, будут проявлять повышенную активность, чтобы оправдать свою полезность, – добавляет он. – Пока все не "утрясется", перегибов будет немало".

Считает инициативу неоднозначной и старший юрист BGP Litigation Денис Савин, отмечая, что сравнение эффективности проверок при участии органов МВД и без них вряд ли верно и объективно: "Во-первых, в силу силовой составляющей. Во-вторых, положения, при которых возможно привлечение органов МВД, и ситуации, при которых они обычно не задействуются (ИП, физлица), неравнозначны. Речь в этих случаях идет о совершенно различных суммах налогов. Именно это и объясняет такие "высокие" показатели проверок с участием полиции".

Читайте также: