Пв в налоговом учете что это

Обновлено: 19.05.2024

Балансовый метод с отражением постоянных и временных разниц в 1С — допустимый вариант учета отложенных налоговых активов и обязательств. В большинстве случаев он отвечает требованиям обновленной с 2020 года редакции ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ от 20.11.2018 N 236н). Но при этом надо разработать свою методику ведения учета, чтобы полностью соответствовать стандарту.


Текущий налог на прибыль при данном способе учета определяется на основе данных БУ (п. 22 ПБУ 18/02). То есть в течение отчетного периода происходит пооперационное признание постоянных и временных разниц.

Существенный минус этого способа учета в 1С в том, что не всегда происходит автоматическая квалификация разниц (например, определяется ПР вместо ВР). В результате чего могут понадобиться ручные исправительные проводки. При наличии большого количества операций, когда невозможно отследить каждую, это может стать настоящей проблемой.

Как найти расхождения и не допустить ошибок по окончании месяца, читайте в нашей инструкции.

Шаг. 1 Сверка ОНА и ОНО

Проведите сверку ОНА и ОНО, начисленных программой и рассчитанных вами вне программы по методике, разработанной самостоятельно и закрепленной в Учетной политике. Для этого на последнюю дату месяца вне программы в разработанной вами таблице:

  • Определите, по каким активам и обязательствам есть разницы в стоимости БУ и НУ. Для этого удобно сформировать ОСВ за месяц с показателями БУ и НУ.

Расшифровка активов и обязательств по статьям баланса для сверки здесь.

  • Сформируйте суммы ОНА и ОНО по найденным разницам.
  • Рассчитайте разницу между ОНА и ОНО, начисленными ранее.
  • Сравните с ОНА и ОНО, начисленными в программе ( Операции — Закрытие месяца — Расчет отложенного налога по ПБУ 18 — Отложенный налог на прибыль ).
  • Если есть расхождения, определите, по каким Активам и Обязательствам программа сформировала постоянную разницу. Для этого воспользуйтесь отчетом Оборотно-сальдовая ведомость ( Отчеты — Оборотно-сальдовая ведомость ) с отражением показателей ПР. поменяйте ПР на ВР по тем активам и обязательствам, где ПР ошибочно сформированы. По активам и обязательствам не может быть ПР: это всегда ВР.

Шаг 2. Сверка ПНР (ПНД)

Рассчитайте ПНР (ПНД) в соответствии с п. 7 Приложения к ПБУ 18/02 (Практический пример):


Расход по налогу на прибыль (РНП) и условный расход по налогу на прибыль (УР) вам будут известны. Расход по налогу на прибыль считайте уже с правильными ОНА И ОНО:


  • Сравните полученный ПНР (ПНД) с начисленным в программе.
  • Проанализируйте расхождения. Может быть так, что разница одновременно и постоянная, и временная, тогда потребуется внести дополнительные проводки по отражению суммы на ресурсе ПР:
    • Дт 99.01.1 Кт 000 — при ПНР;
    • Дт 000 Кт 99.01.1 — при ПНД.

    Все проводки следует выполнять только по ресурсам ВР и ПР документом Операция, введенная вручную. Проводки по начислению ОНА и ОНО, ПНР (ПНД) напрямую недопустимы.

    Шаг 3. Контроль округления налога на прибыль

    После проведения всех регламентных операций в документе Расчет отложенного налога по ПБУ 18 ( Операции — Закрытие месяца — Расчет отложенного налога по ПБУ 18 — Показать проводки ) проверьте проводку по списанию округления суммы налога на прибыль.


    Сумма проводки должна быть меньше 1 руб. Если больше — ищите ошибку.

    Ведение ПБУ 18/02 в 1С балансовым методом с отражением ПР и ВР не гарантирует отсутствия ошибок в учете. Ежемесячная проверка правильности начисления ОНА и ОНО фактически означает ручное ведение учета расчетов по налогу на прибыль по ПБУ 18/02.

    Рекомендуем с 2020 года вести учет ПБУ 18/02 балансовым методом без ПР и ВР. Он не только полностью автоматизирован в 1С, но именно на применении балансового метода без ПР и ВР настаивает Минфин и БМЦ. По нему нас будут аудировать. И он максимально приближен к МСФО.

    Подробнее ПБУ 18/02. Переход на балансовый метод

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

    Карточка публикации

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

    Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

    Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

    Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

    Как всегда у Марины Аркадьевны, четко, понятно, с юмором. Вынесла много полезного. Спасибо за Вашу работу.


    Учет временных разниц по налогу на прибыль подразумевает отражение различий в подходах, которые используются в бухгалтерском и налоговом учетах при оформлении хозяйственных операций. Если положения НК РФ призывают отразить в учете какой-либо факт хозяйственной деятельности в одном временном отрезке, а нормы бухгалтерского учета — в другом, то возникает разница.

    Нормативная база об учете временных разниц

    Правила начисления доходов и расходов в бухучете прописаны в ПБУ 9/99 и 10/99 соответственно. А требования налогового учета этих операций озвучены в главе 25 НК РФ. К сожалению, правила, предъявляемые к отражению поступлений и затрат для целей налогообложения прибыли часто отличаются от требований бухучета. В связи с этим возникают отличия, которые в 2002 году законодатели прописали в ПБУ 18/02. В этом документе раскрываются понятия постоянных и временных разниц.

    Положения этого нормативного акта касаются только тех организаций, которые применяют ОСНО, но не являются кредитными учреждениями или государственными организациями.

    Малые предприятия, некоммерческие организации, в случае если они приняли решение применять упрощенные способы ведения учета, вправе не использовать нормы ПБУ 18/02. Но следует зафиксировать это право в учетной политике.

    П. 3 ПБУ 18/02 говорит о том, что юридическое лицо должно самостоятельно определить, в каком порядке учитывать постоянные и временные разницы. Как один из вариантов законодатель предусматривает возможность на основании первичной документации отражать данные на бухгалтерских счетах. Выбранный порядок следует описать в учетной политике.

    Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

    Вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы: в чем различие

    В зависимости от того, что потом произойдет с декларируемым налогом на прибыль, различают вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы. Из названия понятно, что вычитаемые в дальнейшем уменьшат налог, а налогооблагаемые — наоборот.

    Вычитаемые разницы могут быть в случаях:

    • различий в начислении амортизации;
    • различий в признании отдельных видов расходов;
    • перенесенного на будущее убытка;
    • иных ситуаций.

    Налогооблагаемые разницы встречаются в случаях:

    • различий в подходах к списанию стоимости амортизируемого имущества;
    • работы по методу начисления и по оплате в разных учетах;
    • разницы в отнесении на затраты процентов по заемным средствам;
    • иных ситуаций.

    Вычитаемые разницы приводят к появлению отложенного налогового дохода, а налогооблагаемые — к образованию отложенного налогового расхода.

    Вычитаемые временные разницы и их отражение в учете

    Когда прибыль, рассчитанная по данным бухучета, оказывается меньше налогооблагаемой, появляется вычитаемая временная разница. Отложенный доход в этом случае отражается бухгалтерской проводкой Дт 09 Кт 68.

    В январе 2021 года организация продала производственное оборудование за 826 000 рублей. Остаточная стоимость на момент продажи составила 790 000 рублей. При сроке полезного использования 120 месяцев фактически в эксплуатации оборудование находилось 84 месяца.

    Налоговый кодекс обязывает распределить убыток от такой операции на оставшиеся 36 месяцев (п. 3 ст. 268 НК РФ). В учете это будет выглядеть так:

    Дт 62 Кт 91.1 — 826 000 рублей

    Дт 91.2 Кт 01 — 790 000 рублей

    Дт 91.2 Кт 68 — 126 000 рублей

    Дт 09 Кт 68 — 18 000 рублей

    Зафиксирован убыток от продажи амортизируемого имущества в размере 90 000 рублей

    Одновременно с оформлением операции по продаже имущества начисляется отложенный налоговый актив в размере произведения убытка и действующей ставки налога (в примере — 20%)

    Февраль 2021 — январь 2024

    Дт 68 Кт 09 — 500 рублей

    Ежемесячно в течение указанного периода для целей уменьшения налогооблагаемой прибыли списывается убыток в составе прочих расходов в сумме 2 500 рублей (90 000 / 36)

    Отложенный налоговый актив уменьшается ежемесячно на сумму, равную произведению списанного убытка и ставки налога

    Если необходимо списать отложенный налоговый актив единовременно, делается проводка Дт 99 Кт 09.

    Налогооблагаемые временные разницы и их отражение в учете

    В случае когда расходы для целей налогообложения превышают затраты в бухгалтерском учете в текущем периоде, но в последующих периодах сумма превышения будет скомпенсирована, возникают налогооблагаемые временные разницы, которые отражаются операцией Дт 68 Кт 77.

    Предприятие в январе 2021 года приобрело стол руководителя за 53 985 рублей. Согласно ПБУ 6/01 мебель относится к основным средствам (ОС). Но Налоговым кодексом установлена минимальная стоимость амортизируемого имущества — 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). Это значит, что для целей исчисления налога на прибыль стоимость стола будет списана единовременно, а в бухгалтерском учете расходы будут увеличиваться по мере начисления амортизации. В результате появится налогооблагаемая временная разница и, как следствие, отложенное налоговое обязательство.

    Как организации перейти на учет основных средств и капитальных вложений по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

    В учете это будет выглядеть так:

    Дт 08 Кт 60 — 45 750 рублей

    Дт 19 Кт 60 — 8 235 рублей

    Дт 01 Кт 08 — 45 750 рублей

    Дт 68 Кт 77 — 9 150 рублей

    Единовременно списана в расходы сумма покупки за минусом НДС — 45 750 рублей

    Срок полезного использования при вводе в эксплуатацию был установлен 61 месяц.

    Одновременно с отнесением на расходы в налоговом учете стоимости имущества в бухгалтерском начисляется отложенный расход в сумме, равной произведению стоимости стола и ставки налога (в 2021 году — 20%)

    Ежемесячные операции начиная с февраля 2021 и до окончания срока полезного использования стола или выбытия ОС по причине продажи, утраты и пр.

    Дт 26 (44 или иной счет для учета расходов) Кт 02 — 750 рублей

    Дт 77 Кт 68 — 150 рублей

    Одновременно с начислением амортизации ежемесячно уменьшается отложенный налоговый расход на сумму, равную произведению начисленной амортизации и ставки налога

    В случае выбытия основного средства до истечения срока его полезного использования остаток отложенного обязательства считается прибылью, которая начисляется проводкой Дт 77 Кт 99.

    Что происходит с временной разницей, когда меняется ставка налога на прибыль

    В случае изменения ставки налога отложенные налоговые активы и обязательства придется пересчитать. Причем сделать это необходимо накануне даты начала действия новой ставки налога. Такое разъяснение было дано в письме Минфина от 29.04.2016 № 03-03-03/1/25192. Полученную разницу следует отразить как прибыль или убыток и отнести на счет 99.

    В декабре 2021 года в учете предприятия, расположенного в одном из субъектов РФ, возникла налогооблагаемая временная разница в размере 20 000 рублей, что повлекло начисление отложенного налогового расхода в сумме 4 000 рублей проводкой Дт 68 Кт 77.

    Предположим, что с 1 января 2022 года региональным законом изменилась ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ. Если ранее общая ставка составляла 20%, то теперь она снизилась до 15,5%. Отложенное обязательство в связи с этим уменьшилось.

    Необходимо списать разницу 900 рублей (20 000 × 4,5%) проводкой Дт 77 Кт 99. Но сделать это нужно уже после формирования отчетности за 2021 год.

    То есть при сдаче отчетности за 2022 год входящие остатки в балансе и обороты за предыдущий год в отчете о финансовых результатах не совпадут с поданными ранее формами.

    Изменение чистой прибыли скажется и на вступительных показателях строк отчета об изменении капитала.

    Согласно п. 10 ПБУ № 4/99 необходимо отразить в пояснениях к отчетам данные расхождения, указав также и причину их возникновения.

    Итоги

    В эпоху существования закона о налоге на прибыль — в далеких 90-х — жизнь бухгалтера была гораздо проще. С появлением главы 25 в Налоговом кодексе полностью изменился подход к формированию налогооблагаемой базы для целей исчисления налога на прибыль. Но требования к ведению бухгалтерского учета менялись не настолько существенно.

    Законодатели постарались навести некоторый порядок в расхождениях бухгалтерского и налогового учетов, однако в течение 20 лет вопросов об отражениях в учете постоянных и временных разниц меньше не становится. Это один из самых непростых участков работы бухгалтера. Но грамотный подход к постановке учета, выбору программных средств для расчета и учета отложенных доходов и расходов может существенно облегчить задачу.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Ведение налоговой отчетности - сложный процесс, который нуждается в подробном изучении. Именно этим мы сейчас займемся.

    Ведение налоговой отчетности - сложный процесс, который нуждается в подробном изучении. Именно этим мы сейчас займемся.


    Что такое налоговый учет?

    Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.

    Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.

    Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.

    Налоговый учет: какие принципы имеет?

    Налоговый учет (НУ) имеет несколько важных принципов, которые необходимо знать:

    Согласно текущему Налоговому кодексу можно самостоятельно определить, какой выбор сделать в плане ведения налоговой отчетности. В том числе это касается того, какой системой налогообложения пользоваться.


    Как ведется налоговый учет в ИП

    Налоговый учет доходовпроводится согласно определенным принципам, что определяются зависимо от выбранной системы налогообложения, которую подобрал предприниматель на момент регистрации своей деятельности. Обычно предприниматели предпочитают выбирать УСН, поскольку эта система предусматривает упрощенный формат налогообложения. Хотя прежде чем остановиться на рассматриваемом варианте следует помнить, что такой формат не всегда предусматривает возможность его использовать. Например, некоторые виды деятельности не смогут воспользоваться простой схемой. В частности, это касается следующих направлений:

    • Банковской области;
    • Области страхования;
    • При открытии ломбардов;
    • При создании компаний, область деятельности которых находится в игорном бизнесе.

    Если ИП не может остановиться на УСН, он может использовать другую популярную систему – ЕНВД или ОСНО. Кроме того может использоваться патентная система. В любом случае, чтобы можно было вести налоговый учет (НУ)? необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Если этого не сделать, ИП изначально будет работать на ОСНО – одной из самых сложных и невыгодных систем. А если захотите перейти на альтернативный вариант, придется подождать до следующего года.

    Как вести налоговый учет для ООО

    Налоговый учет в 2022 году для ООО, как правило, ведут специалисты. Это связано с тем, что деятельность ООО намного сложнее и многограннее, чем у ИП. Соответственно, намного больше налогов, за уплатой которых приходится следить. Не говоря уже о ведении документации, в том числе отчетности, что будет передана в ФНС.

    Система, по которой будет вестись налоговый учет, также выбирается в начале деятельности компании. Сделать это может директор. Выбор, как и в предыдущем случае, заключается в том, чтобы остановиться на одной из предложенных государством систем. Для того, чтобы разобраться, какой же вариант выбрать, рассмотрим каждый отдельно.

    ОСНО. Учет налогов ведется в нескольких направлениях. В частности, каждый квартал нужно сдавать отчет НДС и платить 18% в рамках этого же налога. Также платите налог на прибыль (20% каждый месяц или квартал), на имущество компании (действует местный тариф, который не должен быть выше 2,2% и оплачивается раз в год), транспортный и земельный налог (если компания выступает владелицей земли и транспорта). Кроме того, налоговый учет ведется и с зарплаты работников (от 13% до 30% каждую зарплату, а также придется каждый год передавать справку 2-НДФЛ, а 6-НДФЛ каждый квартал). Помимо этого, нужно платить страховые взносы за работников.

    УСН. Если выбрать эту систему, не придется платить НДС и налоги на прибыль. Зато актуальным является земельный/транспортный, а также единый налог 6%. Декларацию нужно передавать каждый год. Платится налог с зарплаты работников, а также страховые взносы на них (передается форма 4-ФСС в ФСС - Фонда социального страхования).

    ЕНВД. Как и в предыдущем случае, нужно заплатить единый налог по индивидуальной ставке, зато освободитесь от некоторых других. Хотя все ещё придется вести налоговый учет доходов, это освобождает от лишней бумажной волокиты. Будете платить только взносы за страховку, налог на зарплату сотрудников, а также на имущество, транспорт и землю.

    Чтобы правильно вести налоговый учет в 2022 году, нужно учитывать особенности каждого рассмотренного варианта.

    В Российском бухгалтерском учете присутствуют такие понятия, как план счетов и двойная запись, в Российском налоговом законодательстве таких понятий, разумеется, нет. Но для расчета налога на прибыль есть необходимость учитывать доходы и расходы компании, это можно делать параллельно с ведением бухгалтерского учета или раз в месяц/квартал перед заполнением бухгалтерской отчетности, в которой отражаются временные и постоянные разницы согласно ПБУ 18 и декларации по налогу на прибыль. Для удобства работы пользователя компанией 1С предложен вариант ведения параллельного учета доходов/расходов компании, а также временных и постоянных разниц, возникающих в учете доходов/расходов на плане счетов бухгалтерского учета.


    Итак, на Рис 1 видно, что у счетов БУ(бухгалтерского учета) стоит галочка НУ(налоговый учет). Если просмотреть весь план счетов, то пользователь увидит, что не у всех счетов установлена данная галочка. Она ставится только если по счету ведется налоговый учет, соответственно и считаются постоянные и временные разницы.

    Где БУ – бухгалтерский учет, НУ – налоговый учет, ВР – временные разницы, ПР – постоянные разницы. Если на счете предусмотрено ведение налогового учета данное равенство обязательно должно выполняться. То есть если сумма БУ в проводке 100, а сумма НУ должна быть 50, обязательно возникнет положительная постоянная или временная разница на 50. И если сумма БУ 100, а сумма НУ 150, возникнет отрицательная временная или постоянная разница.

    Временная разница – Это разница, которая рано или поздно закроется и БУ будет равен НУ.

    Постоянная разница в учете – это разница условно постоянна и никогда не закроется, то есть по данной операции БУ никогда не будет равен НУ. Что с ними происходит при закрытии периода расскажу немного позднее.

    Всегда необходимо помнить, что на счетах по которым ведется налоговый учет должно выполняться равенство БУ=НУ+ВР+ПР.

    В НУ(для налога на прибыль) нет понятия НДС соответственно на счете 90 учет будет вестись следующим образом:

    Кт 90.01.1 59 000 руб. Выручка отражается, включая НДС

    Минус Дт 90.03 9 000 руб. НДС

    Итого Кт 90.09 50 000 руб.

    Кт 90.01.1 50 000 руб. Выручка отражается без НДС

    Итого Кт 90.09 50 000 руб.

    Также по-разному будут отражаться и показатель себестоимости на счете 90.02, а так же на счетах 90.07,90.08. Ввиду того, что в Бухгалтерском учете:

    90.02

    Себестоимость продаж

    90.07

    Расходы на продажу

    90.08

    Управленческие расходы

    А в налоговом Прямые и косвенные расходы, то есть при определении финансовых результатов программа автоматически закроет БУ по одной методологии, а НУ по другой и уровняет БУ=НУ +ВР+ПР временными разницами, так как на данных счетах установлен флаг НУ.


    Теорию почитать можно тут:

    Тут все просто! Галочка НУ ставится, если доходы/расходы отраженные бухгалтером по данной статье учитываются в налоговом учете. У таких статей как например: материальная помощь в связи со смертью, переоценка внеоборотных активов, проценты за пользование кредитом сверх норм и т.п. галочку НУ ставить не стоит, тогда программа, при выборе данной статьи автоматически сделает следующие записи в учете. Напирмер:

    ПР – 100 соответственно и равенство выполняется и при расчете финансово результата автоматически программа произведет расчет ПНО(постоянного налогового обязательства).

    С видом прочих доходов и расходов немного сложнее:


    Пользователю, при вводе новой статьи прочих доходов и расходов, необходимо максимально корректно определить вид прочих доходов и расходов. Например:


    Сформируется автоматически, если у соответствующей статьи прочих доходов и расходов поставить другой вид для НУ, то регистр сформируется пустым.

    Так же при правильном выборе вида прочих доходов и расходов автоматически программа заполнит соответствующие разделы декларации по налогу на прибыль. В данном случае, это Приложение 3 к листу 2

    Читайте также: