Пункт 7 статьи 431 налогового кодекса российской федерации

Обновлено: 14.06.2024

Наступила пора подготовки отчетности за I квартал 2018 года. Напомним о порядке заполнения расчета по страховым взносам, а также обратим ваше внимание на самые распространенные ошибки, которые допускают организации – плательщики страховых взносов при оформлении данного расчета. Кроме того, расскажем об изменениях, вступивших в силу 01.01.2018, которые непосредственно касаются страховых взносов.

В начале напомним, что расчет по страховым взносам сдается не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). При этом отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 423 НК РФ). Таким образом, организации обязаны представить расчет по страховым взносам в следующие сроки:

– за I квартал 2018 года – не позднее 03.05.2018, поскольку 30 апреля – выходной день;

К сведению: если дата сдачи расчета выпадает на выходной день, окончание срока его представления переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

– за полугодие 2018 года – не позднее 30.07.2018;
– за девять месяцев 2018 года – не позднее 30.10.2018;
– за 2018 год – не позднее 30.01.2019.

Основные изменения с 01.01.2018

В Налоговый кодекс был внесен ряд поправок, касающихся страховых взносов. Рассмотрим основные изменения.

– в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
– по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
– по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, которые указаны в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, которые названы в данных подпунктах (в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями).

Таким образом, теперь для целей признания объекта обложения страховыми взносами принимаются во внимание договоры о передаче прав практически на все результаты интеллектуальной деятельности, а не только на произведения науки, литературы и искусства.

1) на обязательное пенсионное страхование:

– в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов – 22%;
– свыше такой величины – 10%;

2) на обязательное социальное страхование:

– на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 2,9%;
– на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ), в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

– предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ФСС, на 2018 год составляет 815 000 руб.;
– предельная величина базы для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, на 2018 год равна 1 021 000 руб.

К сведению: страховые взносы в ФФОМС начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов.

– в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;
– в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;
– в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
– в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельной величины;
– в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;
– в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.

Кроме того, расчет считается непредставленным, если в подаваемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

О вышеназванных ошибках плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета (уточненного расчета) в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

Обратите внимание: согласно п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование не является основанием для отказа в приеме расчета. Однако при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет. Об этом сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@.

Наиболее распространенные ошибки в расчете по страховым взносам

Следовательно, в случае если у физического лица изменились персональные данные после представления организацией расчета по страховым взносам в налоговый орган, уточненный расчет не подается. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/26889@.

Организация не отражает не облагаемые страховыми взносами выплаты. Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 422 НК РФ. Согласно п. 1, 2 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-работодателей (далее – плательщики) признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом в силу Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок), при расчете сумм страховых взносов плательщики в соответствующих строках и графах приложения 1 и приложения 2 к разд. 1 расчета отражают суммы выплат и иных вознаграждений, которые поименованы в п. 1 и 2 ст. 420 НК РФ. В случае если плательщик не показал не облагаемые взносами выплаты в ранее представленных расчетах, необходимо подать уточненные расчеты.

Организация не указывает в отчете выплаченные суточные. Суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ, в частности, суточные в пределах сумм, установленных Налоговым кодексом, также на основании Порядка подлежат отражению в расчете. Плательщики показывают в расчете базу для исчисления страховых взносов, рассчитанную по правилам ст. 421 НК РФ как разность между начисленными суммами выплат и иных вознаграждений, которые включаются в объект обложения страховыми взносами в соответствии с п. 1 и 2 ст. 420 НК РФ, и суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами согласно ст. 422 НК РФ. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 24.11.2017 № ГД-4-11/23829@.

Организация не отражает в расчете командировочные расходы и компенсацию за использование личного автотранспорта в служебных целях. Согласно ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами оплата организацией расходов на командировку работника (суточных, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ, и фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов на проезд до места назначения и обратно, расходов на наем жилого помещения и др.), а также установленная ст. 188 ТК РФ компенсация, выплачиваемая организацией работнику за использование им личного автотранспорта в служебных целях, в размере, определяемом соглашением между организацией и таким работником. База для исчисления страховых взносов определяется как сумма всех выплат и иных вознаграждений в пользу работника за вычетом сумм, перечисленных в ст. 422 НК РФ, в том числе суточных, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ, и фактически произведенных и документально подтвержденных командировочных расходов, а также вышеназванных компенсационных выплат в размере, установленном соглашением. Таким образом, с учетом положений п. 1 ст. 421 НК РФ предусмотренные в пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты, исчисленные в пользу работников, включая оплату командировочных расходов и упомянутые компенсационные выплаты, будут отражаться:

– по строкам 030 подразд. 1.1 (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) и подразд. 1.2 (по страховым взносам на обязательное медицинское страхование) приложения 1 к разд. 1 расчета;
– по строке 020 приложения 2 (по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) к разд. 1 расчета;
– по строке 210 подразд. 3.2.1 разд. 3 расчета.

Далее не облагаемые страховыми взносами суммы оплаты командировочных расходов и компенсационных выплат необходимо показать:

– по строкам 040 подразд. 1.1 и подразд. 1.2 приложения 1 к разд. 1 расчета;
– по строке 030 приложения 2 к разд. 1 расчета.

По строке 220 подразд. 3.2.1 разд. 3 расчета будет отражаться база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по работнику за вычетом упомянутых выплат по командировочным расходам и компенсационных выплат. Такие разъяснения представил Минфин в Письме от 23.10.2017 № 03-15-06/69146.

Организация неправильно отражает в расчете выплаты иностранным работникам. Напомним, что согласно Федеральному закону № 379-ФЗ застрахованными по обязательному пенсионному страхованию признаются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовые договоры на неопределенный срок либо срочные трудовые договоры на срок не менее шести месяцев.

Кроме того, в соответствии со ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию согласно федеральным законам о конкретных видах обязательного социального страхования. В настоящее время действует Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор). Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Исходя из положений п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом согласно п. 5 ст. 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относится обязательное медицинское страхование. Таким образом, граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики независимо от своего статуса являются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами Российской Федерации, соответственно, плательщики должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Об этом напомнили сотрудники контролирующего ведомства в Письме ФНС РФ от 14.02.2017 № БС-4-11/2686.

Что касается заполнения расчета в части указания персонифицированных сведений о застрахованных лицах – иностранных работниках, временно пребывающих на территории РФ гражданах государства – члена ЕАЭС, следует руководствоваться Порядком. В частности, при указании кода категории застрахованного лица применяется приложение 8 к данному порядку. При этом, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, являющиеся высококвалифицированными специалистами на основании Федерального закона № 115-ФЗ, не признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, с выплат в их пользу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачиваются и в разд. 3 расчета указанные сведения о таких работниках не вносятся. Об этом сказано в Письме Минфина РФ от 12.07.2017 № 03-15-06/44430.

Организация отражает в отчете выплаты, произведенные физическим лицам – ее работникам по договорам аренды. Пунктом 4 ст. 420 НК РФ установлено, что не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Статьей 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, с учетом положений п. 4 ст. 420 НК РФ выплаты по договорам аренды, заключенным с вышеназванными физическими лицами, не отражаются в расчете по страховым взносам. Данные разъяснения привел Минфин в Письме от 01.11.2017 № 03-15-06/71986.

В заключение еще раз отметим, что:

– расчет по страховым взносам за I квартал 2018 года необходимо представить не позднее 03.05.2018;
– плательщики отражают в расчете базу для исчисления страховых взносов, рассчитанную в соответствии со ст. 421 НК РФ как разность между начисленными суммами выплат и иных вознаграждений, которые включаются в объект обложения страховыми взносами в силу п. 1 и 2 ст. 420 НК РФ, и суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами согласно ст. 422 НК РФ. Это значит, что в объект обложения страховыми взносами включаются все суммы вознаграждений, которые были выплачены застрахованным лицам в рамках трудовых отношений;
– налоговым законодательством предусмотрено, что за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета применяется штраф в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ > Раздел XI > Глава 34 > Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

2. Действовал до 31 декабря 2020 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

7. Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным.

8 - 9. Действовали до 31 декабря 2020 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

10. Плательщики, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта.

11. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.

12. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса либо до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

16. Действовал до 31 декабря 2020 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Судебная практика по статье 431 НК РФ

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 419, 427, 431 Налогового кодекса, пришли к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для доначисления страховых взносов, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, поскольку в проверяемом периоде предприниматель соответствовал всем условиям, необходимым для применения пониженного тарифа.

Удовлетворяя жалобу уполномоченного органа, суды, основываясь на оценке представленных в дело доказательств в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 20.3, 60, 129, 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статей 226, 423 и 431 Налогового кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), исходили из доказанности наличия в оспариваемых действиях арбитражного управляющего Бойма И.С. вменяемых ему нарушений требований законодательства о банкротстве и налогового законодательства.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 23, 419, 420, 427, 431 Налогового кодекса, пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для начисления страховых взносов, пеней и штрафа по изложенному в решениях основанию, с чем согласился суд округа.

При этом, суды, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 419, 430, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, исходили из соблюдения налоговым органом процедуры принудительного взыскания задолженности и обоснованности начисления пени.
Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительными актов сверки, суды исходили из того, что оспариваемые акты сверки не являются ненормативными актами, не влекут никаких правовых последствий для заявителя, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 17, 19, 23, 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 346.28, 346.30, 423, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части признания результатов торгов недействительными.

Пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В рассматриваемом случае уведомлением инспекции генеральному директору общества Казанцеву И.С. предписывалось в срок до 26.03.2018 уплатить страховые взносы за февраль 2018 года, подлежащие оплате в соответствии с пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации до 15.03.2018. За неисполнение данного документа названное лицо обжалуемыми актами привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 23, 54.1, 75, 110, 112, 114, 122, 420, 421, 422, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для доначисления обществу страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа, с чем согласился суд округа.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 2.3, 3, 4.1, 4.6, 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статей 32, 84, 419, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, суды удовлетворили требование с учетом того, что заявленная сумма возмещения расходов фондом не оспаривается, а также при установленных обстоятельствах наличия в распоряжении фонда всех представленных расчетов по страховым взносам.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 76, 80, 419, 420, 431 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 16, 17 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспоренных решений инспекции, с чем согласился суд округа.

Отказывая в удовлетворении требования общества, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 119, 431 Налогового кодекса, пришли к выводу о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности за представление в инспекцию расчета по страховым взносам за 1 квартал 2017 года с нарушением установленного срока.

Руководствуясь положениями статей 50, 55, 80, 423, 431 Налогового кодекса, статей 57, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суды, делая вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа инспекции незаконным, исходили из того, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом по страховым взносам, включающим в себя выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, для вновь созданной организации является период со дня создания (то есть со дня ее государственной регистрации) до окончания календарного года, в котором создана организация.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (часть вторая). N 117-ФЗ от 05.03.2000 (Список изменяющих документов).

Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

2. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6844).

5. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.

6. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

7. Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6844).

В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7307).

В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6844).

Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом направляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения органом Фонда социального страхования Российской Федерации (вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом).

Порядок представления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации вступивших в силу решений по проведенным проверкам правильности расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также информации об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом в налоговые органы определяется соглашением взаимодействующих сторон.

10. Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 49, ст. 6844).

11. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье — обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.

12. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

15. В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны соответственно до составления промежуточного ликвидационного баланса либо до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

16. Данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом не позднее пяти дней со дня их получения в электронной форме и не позднее десяти дней со дня их получения на бумажном носителе в соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения.

(Статья 431 введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4176, пункты 2, 8, 9 и 16 действуют до 31 декабря 2020 года включительно)

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены в конце 2020 года. Часть поправок уже действует, некоторые только вступят в силу с 01.07.2021. Так, с этой даты будет действовать закрытый перечень оснований, при выявлении которых декларация (расчет) будет считаться не представленной в инспекцию. Для декларации по НДС вводится особое условие - несоответствие показателей отчета контрольным соотношениям. Также срок, по истечении которого ИФНС вправе заблокировать счет при непредставлении декларации, будет увеличен. Об этих и других нововведениях рассказывают эксперты 1С.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в его первую (общую) часть. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Последствия, если налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной

C 01.07.2021 в статье 80 НК РФ появится закрытый перечень обстоятельств, выявление которых при камеральной проверке налоговой декларации (расчета) будет означать непредставление этой декларации (расчета). В частности, если декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности организации до даты представления декларации (расчета) и др. Для декларации по НДС предусмотрено отдельное условие: она будет считаться непредставленной, если ее показатели не соответствуют контрольным соотношениям (КС) (направлены для использования в работе письмом ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

1С:ИТС
Подробнее о том, в каком случае декларация (расчет), в том числе декларация по НДС, будет считаться непредставленной, см. в разделе "Консультации по законодательству" .

Отметим, что в связи с вступлением в силу Закона № 374-ФЗ ФНС России разрабатывает новые КС .

В решениях "1С:Предприятие" возможность проверки показателей декларации по НДС на соответствие обновленным контрольным соотношениям будет поддержана после утверждения соответствующего приказа ФНС и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках реализации можно узнать в "Мониторинге законодательства" .

Соответствующие критерии будут действовать в отношении деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021 (пп. "б" п. 16 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

При установлении хотя бы одного из указанных обстоятельств (за исключением прекращения деятельности юрлица) налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании ранее поданной налоговой декларации (расчета) непредставленной. Для последнего это может повлечь неблагоприятные последствия, если установленный НК РФ срок представления декларации (расчета) окажется пропущенным.

Напомним, ИФНС вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления в налоговый орган (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п.п. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

налоговой декларации в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

расчета по форме 6-НДФЛ, расчета по страховым взносам в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Также за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) на плательщика может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ.

Кроме того, если непредставленной признают уточненную налоговую декларацию, то камеральная проверка первоначально представленной декларации возобновится. В этом случае в срок проведения камеральной проверки первоначально представленной декларации (расчета) не включается срок проверки уточненной декларации (расчета), прекращенной в связи с признанием ее непредставленной. Это правило также начнет действовать с 01.07.2021 (пп. "б" п. 20 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Сервис 1С-Отчетность, встроенный в программы 1С, проконтролирует все этапы прохождения регламентированного отчета и поможет своевременно обнаружить, что налоговый орган отказал в приеме налоговой декларации (расчета).

Срок направления требования об уплате пеней

Выявив недоимку по налогам (сборам, взносам), налоговый орган формирует требование о ее уплате. Также в требование включается сумма штрафов и пеней, относящихся к этой недоимке, которые начислены на день формирования указанного требования (п. 1 ст. 70 НК РФ). При этом требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

shutterstock_668809858.jpg

Таким образом, с момента формирования требования об уплате налога и до момента его исполнения в большинстве случаев есть временной промежуток, в течение которого также подлежат начислению пени (см. п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в статье 70 НК РФ не был установлен срок для направления требования об уплате этих пеней.

С 23.12.2020 такой срок определен. Соответствующее требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты недоимки, указанной в первоначальном требовании, либо со дня, когда сумма пеней, начисленных после формирования первоначального требования, превысила 3 000 руб. (пп. "б" п. 12 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Отметим, что нарушение налоговым органом сроков выставления требований об уплате недоимки и пеней не делает их недействительными. В то же время нарушение этих сроков не влечет увеличения сроков принятия мер по взысканию налога (пеней, штрафа) в принудительном порядке в соответствии со статьями 46-48 НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Электронная доверенность для представителя налогоплательщика-физлица (в т. ч. ИП)

До 23.12.2020 уполномоченный представитель налогоплательщика-гражданина (в т. ч. имеющего статус индивидуального предпринимателя (ИП)) осуществлял свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности либо доверенности, приравненной к нотариально заверенной в соответствии с пунктом 2 статьи 185.1 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

С 23.12.2020 доверенность уполномоченного представителя можно не заверять у нотариуса, если она оформлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Ограничение на перерасчет транспортного налога физлица (в т. ч. ИП)

Напомним, граждане (в т. ч. ИП) уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления от ИФНС.

Причем направление налогового уведомления (в т. ч. в связи с перерасчетом ранее исчисленной суммы налога) допускается не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году его направления (п. 2.1 ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ).

С 01.07.2021 налоговая инспекция не вправе пересчитывать гражданину транспортный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченной налогоплательщиком суммы налога (пп. "а" п. 10 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ). Соответственно, если на момент перерасчета налог еще не уплачен, налоговый орган вправе пересчитать налог в большую сторону. Аналогичное правило применяется в настоящее время по земельному налогу и налогу на имущество, которые уплачиваются физлицами.

Физлица (в т. ч. ИП) могут сообщить о наличии облагаемого имущества через МФЦ

Напомним, налогоплательщики-физлица (в т. ч. ИП) обязаны сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество, земельным или транспортным налогом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Делать это нужно, если гражданин не получил от инспекции налоговое уведомление об уплате налога.

на бумажных носителях в любой налоговый орган;

через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России , используя усиленную квалифицированную электронную подпись.

С 23.12.2020 в дополнение к указанным способам сделать это можно в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

От редакции. Самую полную информацию об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) можно узнать, ознакомившись с видеозаписью онлайн-лекции от 28.01.2021 на странице 1С:Лектория .

Читайте также: