Публичная власть территория идеология суверенитет налоги

Обновлено: 03.05.2024

Признаки государства отличают его от догосударственной организации общества и негосударственных организаций существующих в нем (политических партий, различных объединений). К этим признакам можно отнести следующие:

- Наличие аппарата управления (публичная власть). Этот аппарат иногда называют публичной властью, но это неверно, поскольку аппарат не сам является такой властью, а лишь осуществляет ее. Он состоит из системы органов, осуществляющих различные функции государства. Люди, занятые в них, не производят материальных или духовных благ, но пользуются ими. Они призваны действовать в интересах государства и его народа. В зависимости от формы государства свои должности они получают по наследству, избранию, назначению или замещению.

В аппарате управления выделяются органы принуждения, к которым относятся входящие в систему современных органов исполнительной власти и подчиненные им вооруженные силы, полиция, уголовно - исполнительные учреждения, контрразведка и т.п. Их назначение - принуждение всего населения жить по законам государства.

-Четко определенная территория. Государство осуществляет свою власть на определенной территории, границы которой зафиксированы в правовых документах. Территория государства, за редкими исключениями, имеет административно - территориальное деление ( на округа, области, провинции, штаты, графства, кантоны, районы и т.п.), образуемое властью для облегчения управления. В образованных административно - территориальных единицах имеются свои органы власти, подчиненные верховной (центральной) власти.

-Постоянное население (территориальные подразделения граждан). На территории государства постоянно проживает определенное количество населения, что достигается не только невозможностью для большинства людей постоянного перемещения в пределах и за пределами территории государства, но и признанием их с рождения, а также в некоторых других случаях, гражданами определенного государства, наделением их состоянием гражданства.

Гражданство обычно определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане государства исполняют обязанности, предусмотренные его законами. Наличие на территории государства некоторого числа постоянно проживающих людей, не являющихся его гражданами, а также граждан, живущих за пределами территории государства, не означает порывание связи со своим государством, а свидетельствует о предоставлении человеку государством определенных прав и свобод. Устойчивость связи граждан с государством доказывается и тем, что случаи добровольного выхода из гражданства или лишения гражданства очень редки.

-Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определенной территории и в отношении проживающего на ней населения. При этом население не подчиняется власти других государств, которые обязаны воздержаться от действий, нарушающих власть данного государства. Кроме того, в самом государстве никто не может осуществлять власть государства или отдельные его полномочия без специального на то разрешения. В этом проявляется верховенство власти государства, являющегося неотъемлемой частью его суверенитета. Другой ее частью является независимость государства в межгосударственных отношениях , в решении вопросов международного и мирового значения.

Суверенитет государства может быть принудительно частично ограничен другими государствами в интересах международной безопасности, например для пресечения готовящейся им войны, а также добровольно - по договоренности с другими государствами. Если же власть государства на его территории, особенно в области экономики, ограничивается незаконно или в противоречие с нормами международного права, то такое государство утрачивает свой суверенитет и превращается в колонию (придаток) другого государства.

Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства. Формально такой суверенитет провозглашается признанием народа носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Но такой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы власти.

Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве может быть признан суверенитет нации. Нация в государстве - часть народа, обычно большая (например, русские в России). Под суверенитетом нации понимается ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет власти государства, народа или нации устанавливается конституцией государства.

- Собственная правовая система (связь с правом). Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных источниках, например, в нормативных правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции ( основном законе ) , принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты органы государства принимают на основе и во исполнение конституции.

- Налоги и денежная единица (налоги и сборы). Для содержания государственного аппарата и выполнения своих функций государство закрепляет в законах систему налогов. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета (казны). Получение государством значительных доходов от продажи природных ресурсов и полезных ископаемых, которые не нужно производить, можно рассматривать как временное явление, поскольку такие ресурсы исчерпаемы.

Налоги в государстве исчисляются и собираются в денежной единице, принятой в нем. Она нередко является единственным законным платежным средством в данном государстве, исключающим официальные расчеты в иностранной валюте. Собственная денежная единица не исключает использование наряду с ней межгосударственных денежных единиц, установленных нормами международного права.

- Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющимися его символами, в которых обобщенно отражаются его история, традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируются государством внутри страны и в международных отношениях.

Исходя из признаков государства, его можно определить как организацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управления, осуществляющую власть на определенной территории в отношении проживающего на ней населения.

Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытнообщинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определительный характер). Пути формирования правовых норм.

Деятельность людей, каждого человека в обществе регулируется различными нормами. Такие нормы называют социальными, так как соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:

-формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь исторически;

-являются правилами поведения, соответствующими требованиями времени и обстановки;

-представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.

Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и технические. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определения возможностей и пределов регулирования правом общественных отношений.

Все признаки права, несмотря на различие их содержания, обладают рядом общих признаков, позволяющих ограничить их от ненормативных правовых предписаний и других социальных норм. К числу этих признаков относятся:

-Властность (классово - волевой признак). Этот признак норм права стоит на первом месте, так как они устанавливаются властью государства. До возникновения государства не могли появиться и правовые нормы, посредством которых государство реализует свою власть. Поэтому любая правовая норма, исходящая от государственных органов, содержит властное веление государства.

Властность норм права является их неотъемлемым признаком не только потому, что они регламентируют определенные правила поведения, но и потому, что они устанавливают такие отношения, урегулированность которых правовыми нормами рассматривается руководителями государства как необходимое условие для самосохранения и стабильного развития обществ, нейтрализации хаоса в общественной жизни.

С течением времени отдельные правовые нормы могут утрачивать свою властность, их станет невозможно исполнять в связи с изменившейся социально - экономической обстановкой, стихийными действиями и другими обстоятельствами. В таких случаях государство, реализуя свою власть в новых условиях, обязано своевременно изменить их или признавать утратившими силу. Иначе устаревшие нормы права будут способны породить антиправовой хаос, от которого пострадают люди.

Формальная определенность (формально-определительный характер). По этому признаку правовые нормы отличаются от норм морали, существующих в устной форме. Правовым нормам необходима письменная форма для того, чтобы властное веление государства было выражено в ней четко и недвусмысленно, понято всеми людьми. Правовые нормы письменно закрепляются в нормативно - правовых актах.

Общеобязательность. Данный признак тесно связан с властностью правовых норм. Уклонение от общеобязательной правовой нормы рассматривается как правонарушение.

Общеобязательность позволяет норме права постоянно влиять на общественные отношения. Однако, чтобы норма права могла действовать реально, она сама должна отвечать определенным требованиям:

-не противоречить традициям и интересам большинства граждан государства;

-содержать такие правила поведения, чтобы в жизни не было существенных затруднений в их реализации;

-обстоятельства, предусмотренные нормой права, при которых она подлежит применению, должны быть легко узнаваемыми всеми правоприменителями.

Названные признаки правовой нормы тесно взаимосвязаны. Исходя из этого, нормы права можно определить как властные, письменно закрепленные, общеобязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством и охраняемые им от нарушений.

-Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей.

Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т.п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами, каждая из которых пыталась выработать свою мораль.

Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность.

-Право и обычаи. Обычаи - это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей.

Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им большей значимости и обязательности.

Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.

-Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно, но выражают волю только членов общественных объединений.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их сотрудников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

-Право и технические нормы. Технические нормы - это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Они часто закрепляются в актах органов государственной власти.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

-Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обуславливается его государственным строем, характером отношений классов и социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.

-Право в силу его общеобязательности ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства.

-Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду.

-Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов - отраслей, институтов и норм.

-Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемы государством нормы права не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны применяться только во взаимосвязи.

-Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан.

-Право не совпадает с нормативно - правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другими правовыми актами и отменены.

Таким образом, право - это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.

в) территория, нормативность, формальная определенность, системность.

г) формальная определенность, системность, население, власть, территория.

д) территория, власть.

20.Политический режим –это:

А) совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

б) способность и возможность осуществлять власть,

в) полная независимость государства от других государств,

г) совокупность учреждений, обслуживающих государственную отрасль управления,

д) тип господства)

21. Какие виды антидемократических режимов вы знаете:

А) диктатура, охлократия, авторитаризм.

б) авторитарный, тоталитарный, демократия.

в) авторитарный, демократия, охлократия, олигархия, диктатура)

г) диктатура, демократия, охлократия.

д) демократия, олигархия.

22. Кто является родоначальником такого тоталитарного режима государственного правления как фашизм:

А) Муссолини.

23. Какая из формулировок характеризует такое понятие как диктатура:

А) Неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей, во главе с лидером.

б) это суверенитет народа,

в) признание народа единственным источником политической власти,

г) это развитое гражданское общество.

д) устойчивый демократический режим.

А) Фашизм.

г) правовое общество.

25. Какие виды политических лидеров выделяет Макиавелли:

А) львы и лисы,

б) удавы и кролики,

г) слоны и крокодилы,

д) рыбы и свиньи

26. Кто является автором «классической типологии лидерства по способу легитимации власти, где лидеры различаются на традиционных, рационально-правовых и харизматических:

А) М. Вебер

27. Кто входит в деловую экономическую элиту:

А) Крупные собственники, предприниматели и финансисты.

б) принцы, князья,

в) государственные деятели,

г) представители искусства,

28. Кем назначается премьер–министр в Казахстане:

А) Президентом.

г) всеобщим голосованием,

д) верховным судом.

29. Когда возникли массовые политические партии:

А) В конце XIX века,

б) в начале XX века,

30. Какому политическому режиму присущ плюрализм партий:

А) Демократический.

г) демократический и тоталитарный.

д) авторитарный и тоталитарный.

Вариант № 2

1. Метод социологии, наиболее часто используемый прикладной политологией, называется:

а) опрос,

2. Наибольшее методологическое значение для прикладной политологии имеет:

А) социология,

г) социальная философия,

3. К функциям политологии не относится:

А) распределительная,

4. Принципом политической науки не является:

А) партийность,

5. Отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, называется:

А) политическая философия,

б) политическая экология.

в) политическая история.

г) политическая география,

д) сравнительная политология.

6. Политическая психология изучает:

А) мотивацию политического поведения,

б) влияние моральных принципов, норм и ценностей на политику,

в) международные организации и объединения,

г) взаимосвязь между общественными институтами и политикой,

д) политические институты.

А) наука о политике,

б) наука о власти,

в) наука об обществе,

г) наука о человеке,

д) наука о культуре.

8. Закономерности, особенности, специфику объекта политологии как науки включают в себя:

А) предмет политологии,

б) принципы политологии,

в) функции политологии,

г) методы политологии,

д) категории политологии.

9. Собственной (специфической) категории политологии не является:

А) партия

б) политическая власть

в) политический режим,

г) политическая культура,

д) политический процесс

10. Метод политологии, акцентирующий внимание на политическом поведении индивидов и социальных групп, называется:

А) бихевиористский,

11. Какой форме государства отдавал предпочтение Ф. Аквинский:

А) смешанной.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Читайте также: