Проводки в налоговом учете

Обновлено: 19.05.2024

Бухгалтерская проводка является инструментом бухучета и регистрирует хозяйственную операцию одновременно на двух разных счетах.

Что такое бухгалтерская проводка

В процессе хозяйственной деятельности организации сталкиваются с необходимостью осуществления различного рода операций, связанных с денежными средствами. Это закупка сырья, материалов, оборудования, оплата налогов, выдача заработной платы, продажа продукции и т. д. Бухгалтерские проводки необходимы для отражения стоимости этих операций на счетах бухучета.

Бухгалтерская проводка – это отражение в денежном эквиваленте хозяйственной операции по корреспондирующим между собой счетам бухгалтерского учета. При этом применяется правило двойной записи: дебет и кредит.

Историческая справка

Двойная запись в бухучете применяется с давних времен и является одной из старейших информационных технологий. Споры о ее возникновении ведутся до сих пор. До появления основных понятий бух проводок применялся табличный учет. Все операции отражались в двух столбцах: в левом приход, в правом расход. Для сохранения баланса, если в левом столбце что-то прибывало, в правом должно было быть что-то уменьшено.

Современная бухгалтерия

  • Синтетические – первого порядка.
  • Аналитические – второго порядка.

В плане счетов имеются забалансовые счета, к которым не применяются принципы двойной записи. На них отражаются внебалансовые обязательства или поступления, которые не задействуют балансовые счета организации. Например, в банке за балансом учитывается оприходованная сумма залога по выданному кредиту.

Нужно иметь в виду, что некоторые счета не поименованы, но на эти пропуски можно не обращать внимание, т. к. они просто не используются для проводок.

Виды проводок

Проводки бывают простые и сложные. Простые – это когда задействованы только 2 счета. При сложных в операции принимают участие более 2-х счетов. Причем по дебету может быть задействован одни счет, а по кредиту несколько или наоборот. При этом сумма операции должна оставаться в балансе.

  • Реальные. Отражающие фактическую операцию хозяйственной жизни, например, закуп материалов, выдача заработной платы, получение кредита.
  • Условные. Они применяются для переноса или уточнения показателей. В этом случае проводка составляется, несмотря на то, что по факту хозяйственной операции не было. Так отражается, например, финансовый результат деятельности компании.
  • Уточняющие. Это исправительные проводки, которые бывают дополнительными или сторнировочными.

Кто занимается ведением проводки

Вести бухучет обязаны все предприятия, компании, организации, независимо от юридического статуса и формы собственности, применяющие общую систему налогообложения. Ведением бухгалтерских проводок занимается бухгалтерская служба компаний. Назначается уполномоченное лицо, отвечающее за формирование операций. В небольших фирмах это главный бухгалтер.

При применении автоматизированных систем учета проводки формируются автоматически, сразу после проведения операции по счету.

Составление проводки

Для правильного составления проводки нужно соблюдать установленные правила и определенную последовательность действий.

Правила составления

Какие правила должны быть соблюдены:

  • Активные счета отражают средства, пассивные – источники средств, капиталы и обязательства, активно-пассивные могут выступать в и том и в другом качестве.
  • На активном счете остаток всегда дебетовый. На пассивном счете не может быть дебетового остатка, а активно-пассивный счет может иметь и кредитовый остаток.
  • Поступление на активный счет отражается по дебету, на пассивный – по кредиту.
  • Списание с активного счета отражается по кредиту, с пассивного – по дебету.
  • По дебету и кредиту должна быть отражена одна и та же сумма.

При сложных проводках, когда один счет корреспондируется с несколькими, сумма на одном счете должна быть равной сумме всех счетов, отраженных на другой стороне проводки.

Последовательность действий

Что нужно сделать, чтобы составить проводку:

  1. После проведения хозяйственной операции, фиксируем ее в первичных документах и определяем, какие объекты бухучета она затрагивает.
  2. Производим корреспонденцию счетов: определяем, какой счет по дебету, какой по кредиту.
  3. Делаем бухгалтерскую проводку, т. е. отражаем объект учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета по дебету и по кредиту.

Примеры бухгалтерской проводки

Пример простой проводки:

Выдача из кассы заработной платы работникам предприятия в размере 5000000 руб. будет отражена проводкой:

Пример сложной проводки:

Компания продала имеющееся у нее оборудование на 500000 руб., деньги были перечислены на счет. Одновременно на расчетный счет зачислена выручка 100000 руб. Операция отражается следующими проводками:

Сложная проводка может быть заменена двумя простыми, в нашем примере это будет так:

Кто несет ответственность за ошибки

За неверное отражение бухгалтерских проводок, особенно, если операция привела к снижению налогооблагаемой прибыли, компания может получить штраф от налоговых органов. Ответственность несет руководитель организации и главный бухгалтер. Материальная ответственность должностных лиц прописывается в их должностных обязанностях.

Если в контракте с главным бухгалтером нет меры ответственности, то максимально он может отвечать за понесенные убытки суммой своего среднемесячного заработка.

Все компании и организации применяют один план счетов?

Да, все организации руководствуются планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Исключением являются банки и бюджетные организации, у них свои планы счетов.

Какие штрафы могут повлечь нарушения при формировании бухгалтерских проводок?

Если при проверке выявлены грубые нарушения, может быть наложен штраф на организацию в размере до 5000 руб., на материально ответственных лиц до 10000 руб.

Как контролировать правильность отражения операций в бухучете?

Контроль проводок нужно производить путем сверки записей по счетам, сплошной проверки данных первичных документов, на основании которых они были сделаны, пересчета отраженных сумм.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

На какой счет отнести госпошлину бухгалтеру? Казалось бы, ответ прост: в ст. 13 НК РФ госпошлина отнесена к федеральным сборам, что позволяет учитывать ее на 68 счете. Однако некоторые практикующие бухгалтера настаивают на использовании счета 76. В разъяснениях чиновников фигурируют оба счета. В то же время, согласно ст. 120 НК РФ, за некорректное ведение бухгалтерского учета на организацию может быть наложен штраф. Как учитывать госпошлину в БУ и НУ без неприятных последствий, расскажем в публикации.

Вопрос: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?
Посмотреть ответ

Особенности налогового учета госпошлины

В налоговом учете госпошлины бухгалтеру наиболее важно определить момент признания в расходах. Согласно НУ это прочие расходы организации, которые нужно отражать в момент начисления (НК РФ, ст. 264-1-1), однако, каким образом определять конкретную учетную дату, законодатель не поясняет. Очевидно, что на момент признания должны соблюдаться следующие условия:

  • госпошлина соответствует законодательным нормам;
  • госпошлина экономически обоснована;
  • госпошлина уплачена, в том числе и через подотчетных лиц, и имеются подтверждающие этот факт документы.

Подтверждающими документами будут здесь квитанция (платежное поручение, иной документ, подтверждающий оплату) и расписка регистрирующего органа о приеме документов.

Госпошлина за лицензию отражается в НУ в момент начисления (документ №ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, ст. 272-7-1, 264-1-1 НК РФ). Контекст письма ФНС позволяет считать момент начисления идентичным моменту уплаты госпошлины.

Если в последующем по решению суда госпошлину обязан уплатить ответчик, у истца она отразится как прочий доход, а у ответчика – как прочий расход.

Существует также мнение, что до судебного решения следует отражать только уплату госпошлины и до окончания судебного процесса не отражать ее в расходах. Очевидно, что любой выбранный вариант учета госпошлины должен быть аргументирован ссылками на нормативные документы и отражен в ЛНА.

Пошлина, связанная с приобретением НМА и ОС, учитывается двояко (по тексту письма №03-03-06/1/295 от 8/06/12 г. Минфина и ст. 264-1-1,40 НК РФ):

  • если внесена до начала эксплуатации актива и постановки на учет, зачисляется в первоначальную стоимость;
  • если в период, когда первоначальная стоимость уже сформирована, – в прочих расходах.

Бухгалтерский учет госпошлины: проводки

В БУ расходы признаются в том учетном периоде, к которому они имеют отношение, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). Практически госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи пакета документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.

Судебные издержки истца (госпошлину) существует возможность начислить в периоде обращения в суд на основании второго экземпляра искового заявления со штампом суда о принятии (инструкция №27 ВАС от 25/03/04 г. п. 3.1).

Госпошлину, связанную с приобретением ОС и НМА, учитывают по факту включения в первоначальную стоимость либо в прочие расходы. Госпошлина, как сбор федерального значения, всегда учитывается на счете 68 с открытием одноименного субсчета. Этот платеж нередко отражают на 76 счете, что является методически неверным. Вместе с тем счет 76 с открытием субсчета в определенных случаях применяют для учета госпошлины.

Проводки по начислению госпошлины:

  1. Дт 08 Кт 68/госпошлина – при покупке, приобретении, создании имущественного объекта или прав (ПБУ14/2007, ПБУ 6/01, п.8). Проводка используется в отношении ОС и НМА, требующих госрегистрации.
  2. Дт 20, 25, 26, 44 Кт 68/госпошлина — за операции в рамках основного вида деятельности (ПБУ 10/99 р. 2). Проводка применяется в разных случаях, к примеру, если речь идет о государственной регистрации изменений устава.

Лицензирование относится к основному виду деятельности компании. Госпошлина за лицензию чаще всего списывается одной суммой в расходы, вне зависимости от того, срочная лицензия или выдана бессрочно (письмо ЕД-4-3/22400 от 28/12/1 г.1 ФНС, 03-03-06/1/12248 от 12/04/13 г. Минфина). Проводка приведена выше.

Для срочных лицензий существует еще несколько вариантов учета указанной госпошлины. Ранее Минфин высказывал мнение (документ №07-02-06/5 от 12/01/12 г.), что в таких случаях необходимо списывать затраты через расходы будущих периодов, частями:

Некоторые специалисты предлагают считать саму лицензию нематериальным активом на основании ПБУ 14/2007 п. 3. Тогда госпошлину нужно относить на стоимость лицензии
Дт 08 Кт 76 (или 60). Затем лицензия приходуется как НМА по Дт 04, и на нее начисляется амортизация Кт 05. Госпошлина, не относящаяся к основному виду деятельности, издержки по нетипичным для компании контрактам, как и судебные, отражаются в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68/госпошлина.

Следует иметь в виду, что услуги государственных нотариусов всегда учитываются с применением счета 68. Частные нотариальные услуги определяются не госпошлиной, а тарифом. Проводка на тариф формируется при участии счета 76: Дт 20, 91/2 и др. Кт 68 (76).

Счет 76 также используется при учете госпошлины в суд. Истец вначале отражает ее на счете 68 как прочий расход, затем уплачивает в бюджет. Далее по решению суда, если суд им выигран, госпошлина взыскивается с ответчика по судебному решению. У истца проводка будет Дт 76 Кт 91/1 (прочий доход), у ответчика — Дт 91/2 Кт 76 (прочий расход). Ответчик возмещает истцу госпошлину: Дт 51 Кт 76, а у себя отражает эту же операцию обратной проводкой.

Важно! И в доходах, и в расходах здесь госпошлина будет учитываться на дату вступления в силу судебного документа.

Пример. Компания А обратилась в суд с иском против компании Б на сумму 19000 рублей. Согласно ст. 333.19 НК РФ она обязана уплатить пошлину 4%, или 760 руб. В учете компании А отразится:

А выиграла суд, Б возмещает ей госпошлину:

В учете компании Б по итогам судебного решения отразится:

Отметим, что, если суд у компании был с госорганом (например, ИФНС) и он выигран, при возврате госпошлины счет 76 использовать нельзя.

Они отражаются в учете на дату принятия решения госоргана о возврате средств (по тексту ПБУ 9/99 п. 7, ст. 333.40-3 НК РФ).

Уплата госпошлины может осуществляться не только через расчетный счет, но и через расчеты с подотчетными лицами: Дт 20 и др. Кт 71, а полученная из кассы сумма отразится по Дт 71 (Минфин, письмо 03-05-04-03/43 от 01/06/12 г.). При этом требуется подтверждение, что подотчетное лицо действует от имени фирмы и деньги получены им для уплаты госпошлины (доверенность, учредительные документы, РКО на выданные под отчет средства, иные документы).

Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль

По кредиту счета 68.04.1 отражается начисление налога на прибыль. По дебету счета 68.04.1 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет (включая авансовые платежи по налогу).

Аналитический учет на счете 68.04.1 ведется:

  • по видам платежей (субконто Виды платежей в бюджет (фонды)). Для отражения операций по начислению и уплате налога (авансовых платежей) используется вид платежа Налог (взносы): начислено / уплачено (другие возможные виды платежей по налогу на прибыль рассмотрим далее);
  • по бюджетам, в которые подлежит уплате налог (субконто Уровни бюджетов). Для налога на прибыль это Федеральный бюджет и Региональный бюджет.

Проводки по начислению налога на прибыль в программе формируются автоматически при выполнении ежемесячной регламентной операции Расчет налога на прибыль, входящей в обработку Закрытие месяца.

Суммы проводок по начислению налога на прибыль рассчитываются следующим образом:

Таким образом, сумма исчисленного налога, указанная в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@) за отчетный (налоговый) период, должна совпадать с кредитовым оборотом счета 68.04.1 по виду платежа Налог (взносы): начислено / уплачено за соответствующий период.

Бухгалтерские проводки при начислении налога на прибыль

Если организация применяет ПБУ 18/02

Если в программе установлен затратный метод, то регламентная операция Расчет налога на прибыль выполняет сразу две функции: и начисление налога для уплаты в бюджет (по данным налогового учета), и расчеты по ПБУ 18/02 (по данным бухгалтерского учета).

Если же организация применяет балансовый метод, то в состав обработки Закрытие месяца включаются две отдельные регламентные операции:

  • Расчет налога на прибыль - выполняет только начисление налога по данным налогового учета для уплаты в бюджет;
  • Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 - выполняет только расчеты по ПБУ 18/02 по данным бухгалтерского учета (по новому алгоритму, то есть балансовым методом) для финансовой отчетности.

В любом случае рассчитанные суммы налога на прибыль начисляются проводкой:

Дебет 68.04.2 Кредит 68.04.1.

Одновременно суммы налога распределяются по бюджетам различных уровней.

Уменьшение сумм, причитающихся к уплате в бюджет, отражается сторнировочной записью с одновременным распределением по бюджетам:

СТОРНО Дебет 68.04.2 Кредит 68.04.1.

Расчеты по ПБУ 18/02 включают в себя следующие операции:

Проводки, относящиеся к расчетам по ПБУ 18/02 балансовым методом, представлены в таблице.

020-tabl.jpg

Дебет 99.09 Кредит 68.04.2 или
Дебет 68.04.2 Кредит 99.09.

Таким образом, после выполнения регламентных операций Расчет налога на прибыль и Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 счет 68.04.2 всегда закрывается.

Пример 1

В январе 2019 года в бухгалтерском учете организации отражены следующие финансовые показатели:

  • выручка от реализации - 1 000 000 руб. (без учета НДС);
  • управленческие расходы - 230 000 руб.;
  • прямые расходы производства - 72 000 руб.;
  • прочие доходы - 8 000 руб.

В регистрах налогового учета отражены следующие показатели:

  • доходы от реализации - 1 000 000 руб.;
  • прямые расходы на производство и реализацию - 72 000 руб.;
  • косвенные расходы на производство - 228 000 руб.
  • 112 000 руб. - на 01.01.2019;
  • 104 000 руб. - на 01.02.2019.
  • 118 000 руб. - на 01.01.2019;
  • 116 000 руб. - на 01.02.2019.

Рассчитаем налог на прибыль за январь 2019 года по данным налогового учета:

  1. 700 000 руб. - налоговая база (1 000 000 руб. - (72 000 руб. + 228 000 руб.)).
  2. 140 000 руб. - налог на прибыль (700 000 руб. х 20%), в т. ч. 21 000 руб. - в Федеральный бюджет (700 000 руб. х 3%); 119 000 руб. - в региональный бюджет (700 000 руб. х 17%).

При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см. рис. 1).

021.jpg

Рис. 1. Начисление налога на прибыль в корреспонденции со счетом 68.04.2

Выполним расчеты по ПБУ 18/02 за январь 2019 года по данным бухгалтерского учета:

  1. 1 600 руб. - погашение ОНА ((112 000 руб. - 104 000 руб.) х 20%).
  2. 400 руб. - погашение ОНО ((118 000 руб. - 116 000 руб.) х 20%).
  3. 706 000 руб. - прибыль по данным бухгалтерского учета ((1 000 000 руб. + 8 000 руб.) - (230 000 руб. + 72 000 руб.)).
  4. 141 200 руб. - условный расход по налогу на прибыль (706 000 х 20%).

При выполнении регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 автоматически сформируются следующие проводки (см. рис. 2).

022-01.jpg

Рис. 2. Расчеты с применением ПБУ 18/02

На рисунках 3 и 4 представлены Анализы счетов 68.04.1 и 68.04.2.

022-02.jpg

Рис. 3. Анализ счета 68.04.1

022-03.jpg

Рис. 4. Анализ счета 68.04.2

Если организация не применяет ПБУ 18/02

Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1.

Соответственно, уменьшение сумм, причитающихся к уплате, отражается записью с распределением по бюджетам:

СТОРНО Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1.

Пример 2

В данной ситуации при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см. рис. 5).

023.jpg

Рис. 5. Начисление налога на прибыль в корреспонденции со счетом 99.01.1

Независимо от порядка применения положений ПБУ 18/02 кредитовый оборот счета 68.04.1 по виду платежа Налог (взносы): начислено / уплачено за отчетный (налоговый) период совпадает:

  • с суммой исчисленного налога на прибыль, указанной в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль;
  • с суммой текущего налога на прибыль, указанной в отчете о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Если организация исполняет обязанности налогового агента

Организация, которая начисляет дивиденды участнику общества (акционеру) - юридическому лицу, должна исполнить обязанности налогового агента и удержать налог на прибыль при выплате дивидендов.

Для обществ с ограниченной ответственностью начисление дивидендов и удержание налога при выплате доходов от участия можно зарегистрировать в программе автоматически с помощью документа Начисление дивидендов (раздел Операции).

Для акционерных обществ начисление дивидендов по акциям и удержание налога следует отражать документом Операция (раздел Операции - Операции, введенные вручную).

В любом случае удержание налога на прибыль при исполнении обязанностей налогового агента при выплате дивидендов должно отражаться проводкой:

Дебет 75.02 Кредит 68.34.

1С:ИТС

Аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Теперь рассмотрим подробнее виды платежей, которые могут использоваться для аналитического учета расчетов с бюджетом. Вид платежа выбирается из предопределенного программой списка и для налога на прибыль может принимать значение:

  • Налог (взносы): начислено / уплачено;
  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно);
  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки);
  • Штраф: начислено / уплачено;
  • Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно);
  • Пени: начислено / уплачено (по акту проверки).

Вид платежа Налог (взносы): начислено / уплачено используется для отражения операций по начислению и уплате налога (авансовых платежей), причем проводки в программе формируются автоматически при выполнении ежемесячной регламентной операции Расчет налога на прибыль, входящей в обработку Закрытие месяца. Несмотря на это, некоторые пользователи пытаются вручную начислять ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в следующем квартале, чтобы оперативно контролировать состояние расчетов с бюджетом. Делать этого не следует - можно нарушить учет. К тому же такие действия бессмысленны: при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль налог рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, в том числе с учетом ручных проводок и корректировок налоговой базы текущего периода.

Иное дело, если организация обнаруживает ошибку в декларации прошлого налогового периода, которая привела к недоплате налога. В этом случае требуется не только скорректировать сальдо расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (то есть самостоятельно доначислить и доплатить налог за прошлые годы), но и обособленно отразить в учете и отчетности налог, не относящийся к текущему налоговому периоду. Напоминаем, что в отчете о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) сумма доначисленного налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок прошлых лет, не влияющая на текущий налог на прибыль отчетного периода, отражается по отдельной статье отчета после статьи текущего налога на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02). Для выполнения указанных требований следует использовать отдельный вид платежа - Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно).

В периоде обнаружения ошибки нужно ввести бухгалтерские записи, распределив налог к уплате по уровням бюджета:

Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1
- с видом платежа Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно), рис. 6.

024.jpg

Рис. 6. Доначисление налога на прибыль из-за ошибки прошлых лет

Если причитающиеся суммы налогов уплачиваются в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, то организация должна самостоятельно исчислить и уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли расходы в виде пеней за просрочку уплаты налогов не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

По поводу начисления пеней в бухгалтерском учете существует две точки зрения:

Руководствуясь профессиональным суждением, организация самостоятельно определяет порядок начисления пеней и утверждает его в своей учетной политике.

Для самостоятельного начисления и уплаты пеней в программе также следует использовать документ Операция и самостоятельный вид платежа Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно).

Если организация начисляет в программе пени по дебету счета 99.01.1, то в качестве аналитики необходимо выбрать значение Причитающиеся налоговые санкции (рис. 7).

025-01.jpg

Рис. 7. Начисление пеней

В этом случае пени не занизят налогооблагаемую базу, и программа рассчитает налог в соответствии с правилами главы 258 НК РФ. Отражать постоянную разницу в ресурсе Сумма Дт ПР: 99.01.1 не требуется.

1С:ИТС

Начислять налог на прибыль, а также штрафные санкции и пени по акту выездной или камеральной проверки следует вручную, используя соответствующие виды платежа:

  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки);
  • Штраф: начислено / уплачено;
  • Пени: начислено / уплачено (по акту проверки).

Таким образом, в оборотах счета 68.04.1 может отражаться не только начисление и уплата налога на прибыль текущего налогового периода, но и сумма налогов, относящихся к прошлым годам, а также штрафные санкции и пени по налогу. Однако благодаря аналитическому учету, который поддерживается в программе, указанные виды платежей учитываются обособленно (рис. 8).

025-02.jpg

Рис. 8. Аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Учет налогов

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Пункт Инструкции № 183н

Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

– налог на прибыль

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

image_pdf
image_print

Раньше весь учёт вёлся в табличной форме. При этом следовало учитывать несколько нюансов:

Тонкости и нюансы ведения современного бухучёта

Существует много счётов учёта (нумерация от 01 до 99), но при этом бывают:

Забалансовые счета, или их ещё называют записями, в формировании которых используется один счёт. Эти счета тоже есть в Плане счетов. Они отличаются тем, что для них нехарактерна двойная запись. Следует помнить, что при ведении забалансового счёта, проводка составляется исключительно по дебету или исключительно по кредиту.

Так называемая бухгалтерская проводка представляет собой своего рода способ регистрации различных хозяйственных операций. При чём регистрация проводится одновременно на двух абсолютно разных, но при этом экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта. При этом следует помнить, что суммы в проводке всегда равны, независимо от того выполняется проводка в бумажном журнале или в электронной базе данных.

Как не ошибиться при составлении бухгалтерской проводки?

Каждый сотрудник бухгалтерии, столкнувшийся с необходимостью составления бухгалтерской проводки, использует тот или иной метод: можно найти аналогичные или типовые проводки или получить консультацию специалиста, а можно строить проводки самостоятельно.

Составление бухгалтерской проводки проходит в несколько действий:

  1. Определение экономического содержания объекта — благодаря содержанию можно выявить хозяйственный факт, который был зафиксирован в первичных документах, а также объекты бухгалтерского учёта, затронутые им.
  2. Признание объект учёта — на этом этапе происходит выявление корреспонденции счетов, а также определяется какой именно счёт затрагивается по дебету, а какой — по кредиту.
  3. Техническое отражение объекта учёта на соответствующих счетах бухгалтерского учёта по дебету и по кредиту — это и есть составление бухгалтерской проводки.

Теоретически можно сказать, что бухгалтерская проводка представляет собой решение сотрудника бухгалтерии:

  • какие счета будут использованы в учёте
  • будет использован активный или пассивный счёт
  • каким именно будет направление движения, т.е. где будет дебет, т.е. увеличение активов компании, а где — кредит

Важное правило для самоконтроля:

  1. Остаток по кредиту никогда не может находиться на активном счёте, а остаток по дебету – на пассивном.
  2. Остатки по дебету или кредиту могут находиться только на активно-пассивных счетах которые:
    • находятся в активе баланса, при условии, что у них в этот момент имеется дебетовый остаток
    • находятся в пассиве баланса, когда на них находится кредитовый остаток

    Информация, которую сотрудник бухгалтерии может почерпнуть из бухгалтерской проводки

    Например, сотрудник бухгалтерии сможет понять по бухгалтерской проводке — на какую сумму поступили материалы от поставщика или какая сумма была оплачена покупателем.

    Абсолютно каждая бухгалтерская проводка заключает в себе информацию о свершившемся факте хозяйственной жизни фирмы.

    Ещё материалы по теме

    Что нужно успеть бухгалтеру до Нового Года 2022?

    Что нужно успеть бухгалтеру до Нового Года 2022?

    Бухучёт новогодних расходов

    Бухучёт новогодних расходов

    Раздельный бухгалтерский учёт

    Раздельный бухгалтерский учёт

    Leave a Reply Отменить ответ

    Отчетность

    Последнее

    Заполнение декларации по УСН при переходе на повышенную ставку налога

    Заполнение декларации по УСН при переходе на повышенную ставку налога

    Налогоплательщики на УСН должны отчитаться за 2021 год по новой форме. В бланке будет учитываться применение обычных и повышенных ставок. ФНС в письме от 24.11.2021 № СД-4-3/16342@ разъяснила, как правильно заполнить декларацию, если в течение года Вы перешли с обычной налоговой ставки на повышенную.

    Что нужно успеть бухгалтеру до Нового Года 2022?

    Что нужно успеть бухгалтеру до Нового Года 2022?

    У бухгалтера в конце года аврал: слишком многое нужно успеть. Предлагаем календарь бухгалтерских задач на конец декабря, чтобы Вы не забыли ни о чём необходимом.

    Льготы для общепита с 2022 года

    Льготы для общепита с 2022 года

    Законом установлено освобождение общепита от уплаты НДС с 01.01.2022. Для компаний с численностью работников до 1 500 человек начнут действовать сниженные ставки по страховым взносам. Льготы установлены ФЗ от 02.07.2021 № 305-ФЗ. Какие условия нужно соблюдать, чтобы пользоваться льготами?

    Читайте также: