Проверка объемов выполненных работ налоговый контроль

Обновлено: 17.05.2024

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Критерии для вступления
в налоговый мониторинг

С 1 июля 2021 года критерии вступления в налоговый мониторинг смягчили в три раза (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Теперь не только крупный, но и средний бизнес попал в список тех, кто может стать участниками налогового мониторинга.

Сумма налогов от 100 млн

Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей

Сумма дохода от 1 млрд

Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Активы
от 1 млрд

Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Для перехода организации на налоговый мониторинг нужно, чтобы по итогам года, предшествующего подаче заявления, выполнялось одновременно три условия.

В таблице представлены требования, действовавшие до 1 июля 2021 года, и новые критерии.

Критерий Было Стало
Сумма налогов, подлежащих уплате 300 млн рублей * 100 млн рублей **
Доходы по данным бухотчетности 3 млрд рублей 1 млрд рублей
Балансовая стоимость активов на 31 декабря 3 млрд рублей 1 млрд рублей

* — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ

** — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, страховые взносы

Для организаций, которые уже участвуют в мониторинге, выполнение этих требований необязательно. Аналогично для участников КГН.

Правительство рекомендовало подумать о переходе на налоговый мониторинг ряду акционерных обществ и их дочерних компаний из специального перечня госкомпаний (распоряжение Правительства от 23.01.2003 № 91-р). Туда вошли компании из сферы авиаперевозок, нефтегазовой промышленности, добычи полезных ископаемых, финансово-кредитные организации и другие.

Преимущества
для участников

Снижение
нагрузки

За период мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки.

Уменьшается количество требований и запросов от органов.

Компания, проходящая мониторинг, получает репутацию добросовестного и надежного плательщика налогов.

Ускорение
процессов

Срок налоговой проверки календарного года сокращается с 4 лет 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

НДС и акцизы можно возмещать быстрее в заявительном порядке.

Удобное взаимодействие с ФНС

Налоговые органы предупреждают, если находят нарушения и ошибки, которые могут привести к штрафам и доначислениям в будущем.

Обмениваться документами и информацией с налоговой можно в режиме реального времени.

В любой момент можно обратиться к инспекторам за мотивированным мнением по сложным вопросам.

Сделайте работу
по новым правилам проще

Работа с данными

Через систему можно загружать и раскрывать регламентные документы и данные СВК, проводить анализ данных и показателей отчетности, сравнивать первичные версии деклараций и корректировки.

Информационное взаимодействие с ФНС

Система поможет настроить структуру раскрытия информации: от самой декларации до учетных регистров. Передавайте в налоговую документы и пояснения по требованиям.

Визуализация

Все данные и информация отображаются в удобной форме с возможностью поиска, сортировки и группировки. Действия пользователей логируются. Каждый показатель отчетности можно проследить до уровня проводки или формулы.

Хранение данных

Все документы хранятся в течение требуемого периода времени.

Контур.Налоговый мониторинг — удобное решение для перехода на налоговый мониторинг

Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.

Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.

Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.

Переход на налоговый мониторинг — это просто


Вопросы и ответы

Налоговый мониторинг — это одна из форм налогового контроля. Проверяющие следят, чтобы организация правильно рассчитывала, полностью и вовремя платила налоги, сборы и взносы. Его главное отличие от других контрольных мероприятий — участие в мониторинге добровольное.

В процессе налогового мониторинга организация взаимодействует с проверяющими в режиме реального времени:

  • предоставляет отчетность, регистры и учетные данные для анализа;
  • дает пояснения, документы и информацию по запросам от налогового органа;
  • исправляет ошибки по замечаниям контроллеров;
  • запрашивает разъяснения по своим вопросам.

Особенность налогового мониторинга в том, что все взаимодействие происходит онлайн — организация дает проверяющим удаленный доступ к своей информации и отчетности. Это можно сделать, предоставив им полный доступ к информационной системе, витрине данных или направляя отдельные сведения и документы по ТКС через оператора ЭДО. Такая схема работы уменьшает количество запрашиваемых документов и помогает предвидеть риски и некорректные действия компании, что поможет избежать нарушений.

Так как налоговый мониторинг идет непрерывно, обычных камеральных и выездных проверок за его период не будет. Проверки возможны только в исключительных случаях, например, при досрочном прекращении налогового мониторинга или при проверке работы ваших инспекторов вышестоящим налоговым органом (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ).

Он поможет получить освобождение от стандартных выездных и камеральных проверок. Во время мониторинга вы сможете получать от налоговой мотивированное мнение по возникающим вопросам, которое защитит от штрафов и пеней в случае ошибки. А за счет постоянного контроля можно будет предотвратить возможные нарушения.

В мировой практике основная цель налогового мониторинга — укрепить взаимное доверие между бизнесом и государством и сделать так, чтобы обе стороны лучше понимали свои обязательства и права.

Подход и цели ФНС России сформулированы в Концепции налогового мониторинга. Его основная задача — обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату налогов, сборов и взносов, повысить эффективность налогового контроля и снизить затраты на налоговое администрирование, уменьшить налоговые риски для организаций.

Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?

В стандартном случае за период налогового мониторинга проверки не проводят. Они возможны только при следующих обстоятельствах:

  • мониторинг прекращен досрочно;
  • вышестоящий налоговый орган проверяет работу ваших инспекторов;
  • мотивированное мнение налоговой не исполнено в срок;
  • подана уточненная декларация за период мониторинга, в которой уменьшена сумма к уплате, увеличена сумма возмещаемого НДС (акциза) или увеличена сумму убытка.

Период налогового мониторинга — один календарный год. Срок его проведения — 1 год и 9 месяцев (ст. 105.26 НК РФ).

Пример. Организация подала заявление о переходе на мониторинг до 1 сентября 2022 года. В этом случае проверять будут период с 1 января по 31 декабря 2023 года. Сам мониторинг начнется 1 января 2023 года и закончится 1 октября 2024 года.

Если не отказаться от проведения налогового мониторинга, инспекция будет его автоматически продлевать на следующий год (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Срок мониторинга может быть увеличен по инициативе руководителя или заместителя руководителя ИФНС. Такое возможно, если налогоплательщик подает уточненную декларацию или расчет за периоды мониторинга, наступившие после 1 июля 2021 года. Максимальное продление — шесть месяцев для уточненок по НДС и акцизам к возмещению и три месяца для других деклараций и расчетов.

Стандартный срок мониторинга одного календарного года — 1 год и 9 месяцев. Он может быть продлен при подаче уточненных деклараций или прекращен досрочно за нарушения.

Чтобы стать участником налогового мониторинга со следующего года, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Это делается только один раз, повторно подавать заявление для продления мониторинга на следующий год не требуется.

Документы для вступления в налоговый мониторинг

Вместе заявлением подайте следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 %;
  • учетная политика;
  • документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля (далее — СВК).

Формы заявления и других документов утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. Документы по СВК должны соответствовать требованиям, утвержденными в приложении к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.

Порядок подачи заявления и документов

Заявление и документы направьте в ИФНС по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики подают их в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших. Сделать это всем следует до 1 сентября.

Отказать в мониторинге могут в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

  • поданы не все документы;
  • выполнены не все условия для вступления;
  • регламент информационного взаимодействия не соответствует форме и требованиям;
  • СВК не соответствует требованиям.

Налоговая рассмотрит документы до 1 ноября и примет решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. В течение пяти рабочих дней после принятия ИФНС направит свое решение организации. Если оно положительное, то с 1 января следующего года начнется мониторинг.

Чтобы пройти мониторинг в следующем году, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Их примет ИФНС по месту нахождения, проверит, а затем вынесет решение о проведении либо об отказе в проведении мониторинга.

Процесс проведения налогового мониторинга регламентируется статьей 105.29 НК РФ. Инспекторы анализируют риски организации, проверяют эффективность работы системы внутреннего контроля. Это дает возможность перейти от сплошной проверки к оценке налоговых рисков совместно с проверяемой организацией.

Совместная оценка рисков

Налогоплательщики раскрывают налоговой финансово-хозяйственную информацию и ежеквартально представляют информацию (приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@):

  • о рисках организации, идентифицированных СВК, с указанием их описания и источника, вероятности, возможных последствий и группы;
  • о рисках по отдельным сделкам и операциям с указанием вида и суммы сделки, сведений о контрагенте, реквизитов договора.

В свою очередь инспекторы оценивают отраслевые риски, анализируют контрольные процедуры и риски организации, а затем формируют план проведения мониторинга и объем мероприятий контроля.

Если во время мониторинга проверяющие находят противоречия и несоответствия в документах налогоплательщика, они направляют требование о представлении пояснений или внесении исправлений. Дополнительно для оценки рисков налоговый орган может привлекать специалистов и экспертов, проводить осмотры.

Если проверяющие найдут факты, которые свидетельствуют о том, что налоги, сборы, страховые взносы исчислены неправильно, уплачены не полностью или несвоевременно, то уведомят о наличии оснований для подготовки мотивированного мнения по ст. 105.30 НК РФ. В течение 15 дней организация вправе представить пояснения или внести исправления, сообщив об этом налоговой. Если с учетом этого выявленные нарушения не будут опровергнуты, инспекторы составят мотивированное мнение.

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение — это позиция проверяющих по вопросам расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Также в мотивированном мнении налоговики могут оценить, насколько вы соблюдаете налоговое законодательство при отражении сделок и их результатов.

Мотивированное мнение может быть составлено:

  • по запросу организации — при возникновении у вас сомнений в правильности расчетов и уплаты налогов, учета операций и по другим фактам;
  • по инициативе инспекции — при выявлении нарушений законодательства.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в течение срока проведения мониторинга. Его направляют организации в течение пяти рабочих дней после составления. Мотивированное мнение не является основанием для штрафа. На него можно отреагировать двумя способами:

При невыполнении мнения до 1 декабря года, следующего за периодом мониторинга, инспекция проводит в организации выездную проверку, по итогам которой может оштрафовать, доначислить налоги или привлечь к другим видам ответственности.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент составляется по форме, утвержденной в приложении № 7, и в соответствии с требованиями, перечисленными в приложении № 8 к приказу ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@.

В нем должно быть прописано:

  • способ взаимодействия с налоговым органом: с помощью доступа к информационной системе, доступа к аналитической витрине данных, по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • порядок раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • данные о СВК с описанием, применяемых методиках, контрольных процедурах, порядке документирования.

Этот документ важно тщательно проработать, чтобы налоговая не отказала во вступлении в мониторинг. В будущем нарушение организацией регламента может стать причиной досрочного прекращения мониторинга.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

Читайте также: