Прогрессивное налогообложение предложил ввести

Обновлено: 27.04.2024

Прогрессивная шкала налогообложения: что это?

Прогрессивная шкала налогообложения — система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой. Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит. Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

Прогрессивная шкала налогообложения: история

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах. В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было. От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

налогообложение

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале регулярно вносились в парламент, однако правительство страны всегда давало на них отрицательные заключения.

Противники возврата к прогрессивной шкале:

Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

— Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

— Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

— Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

налогообложение

Прогрессивная шкала налогообложения: сторонники введения

Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:

  • наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;
  • стабилизируются региональные бюджеты;
  • установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;
  • появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

— Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, — сказала Голодец.

Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

— Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация. А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно. А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

За рубежом о действиях шкалы налогообложения

Плоская шкала налогообложения действует сегодня в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах.

В большинстве же европейских стран используется прогрессивная шкала. В Великобритании ставка варьируется от 14 до 45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции (75%).

В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!


ЧТО ЭТО?

Прогрессивная шкала налогообложения - система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой. Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит. Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

ИСТОРИЯ

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах. В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было. От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ПРОТИВНИКИ

Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:

- обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания;

- необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;

- увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

- Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

- Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

- Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

СТОРОННИКИ

Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:

- наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;

- стабилизируются региональные бюджеты;

- установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;

- появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

- Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, - сказала Голодец.

Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

- Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

- Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация. А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно. А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

ЗА РУБЕЖОМ

Плоская шкала налогообложения действует сегодня в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. В большинстве же европейских стран используется прогрессивная шкала. В Великобритании ставка варьируется от 14 до 45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции (75%). В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Заявление премьера Мишустина о необходимости положить конец агрессивному вывозу капитала из России получит законодательное оформление.

Агрессивному вывозу капитала — прогрессивный налог

Правительство рассматривает возможность обложения прогрессивным налогом средств, выводимых из России в зарубежные юрисдикции. Такой вариант развития событий обозначил глава правительства Михаил Мишустин, выступая в Госдуме на прошлой неделе.

Он подтвердил готовность правительства к выработке такого решения и пригласил законодателей присоединиться к этой работе.

Основными экспортерами капитала из России Мишустин назвал компании ТЭК (вывозят 27% всех дивидендов) и металлургии, а также банки, ритейл и логистику. Выводимые ими капиталы, по данным премьера, кратно превышают суммы налогов, уплачиваемых в российские бюджеты всех уровней. Основными офшорами, аккумулирующими до 90 процентов всей утечки капитала, являются для российских компаний Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Сингапур, Гонконг и Швейцария.

Нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает в этом направлении. Так, Россия расторгает с 2022 года соглашение с Нидерландами об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. Это делается из-за отказа голландского правительства повысить базовую ставку налога на дивиденды, роялти и проценты до 15% с нынешних 0—5%. Кипр, Люксембург и Мальта с инициативой правительства РФ о повышении ставки налога согласились.

Все миллиардеры делают это

Заявление Мишустина можно рассматривать как предупреждение тем предпринимателям, которых в России по привычке называют олигархами. Таковых, по подсчетам Financial Times, в РФ сегодня насчитывается около 120. Их совокупное состояние достигает 35 процентов всего национального ВВП — по этому показателю FT ставит Россию на первое место в мире. Более того: за 2020 год доля олигархов в ВВП выросла еще на 10 процентных пунктов, что вполне подтверждает заявления Мишустина об агрессивном выводе капиталов и жадности их обладателей.

Эксперты указывают, что экспортеры капитала делают это на совершенно законных основаниях. Поэтому призыв Мишустина к законодателям, создавшим налоговую систему, поощряющую подобное поведение (и зачастую являющимся через посредников ее бенефициарами), поучаствовать в прекращении подобной практики вполне правомерен.

Вопрос только в том, пойдут ли они на обложение повышенными налогами фактически самих себя, сомневается эксперт Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.

Жаворонков обосновывает свою уверенность тем, что вывод капиталов в офшоры вовсю эксплуатируют, по его словам, системообразующие государственные корпорации — Роснефть, Газпром и прочие. Сложно представить, чтобы государство инициировало меры, которые свяжут руки компаниям, где оно само владеет контрольными пакетами.

Он предлагает вспомнить встречу премьер-министра с руководителями думских фракций в прошлом году, когда спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести госрегулирование цен. Тогда Михаил Мишустин через пресс-службу отреагировал в том духе, что правительство будет думать над таким вариантом. И думать оно может годами и десятилетиями, предрекает Жаворонков.

Петух прокричал, а рассвет не торопится

Ожидать скорого принятия каких-то обязательных к исполнению решений после заявления Мишустина не следует, согласна руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.

По мнению Суслиной, в правительстве не торопятся с принятием решений по налоговым ужесточениям в том числе потому, что превосходно понимают тщетность подобных изменений. Заниматься же имитацией деятельности — не в характере нынешнего премьер-министра.

Впрочем, в силу колоссальной лоббистской мощи крупнейших корпораций сама возможность появления такого приказа маловероятна, полагает эксперт.

…А депутаты-то и не знают

Заметим, что всего за 2021 год повышение НДФЛ для хорошо зарабатывающих граждан принесет по плану в бюджет около 60 млрд рублей. По сравнению с триллионами, выводимыми в офшоры, это даже не капля в море.

Вывозить не запретят, но поделиться придется

Заявление Михаила Мишустина ни единым своим словом не является импровизацией, опровергает мнение других экспертов директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Камнем преткновения станут конкретные ставки налогообложения средств, вывозимых за границу, считает Делягин. Мишустину удалось продавить идеологию прогрессивной шкалы через ключевое ведомство — Минифин. Но вовсе не факт, что другие члены правительства не уйдут в глухую оппозицию.

Сергей Аксенов

После президентских выборов надежда россиян на справедливость может быть, наконец, реализована. В Госдуму РФ группой депутатов-коммунистов внесен законопроект о введении с 1 января 2018 года прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Документ опубликован на сайте российского парламента.

Если закон будет принят, единая налоговая ставка для живущих за чертой бедности и миллиардеров из списка Forbs останется в прошлом. Те, кто будет зарабатывать до 100 тысяч рублей в год, заплатят лишь 5%, от 100 тысяч до 3 млн. рублей — нынешние 13%, от 3 млн. до 10 млн. рублей — 18% и свыше 10 млн. — 25%.

Подобная мера позволит уже в следующем году увеличить доходы федерального бюджета с учетом выпадающих доходов субъектов РФ по НДФЛ с 3,2 трлн. до 4,4 трлн. рублей. При наблюдаемой турбулентности на нефтяном и газовом рынках это выглядит весьма привлекательно.

Авторы законопроекта отмечают, что для подавляющего большинства населения (86,08% или 58,02 млн. человек) налоговая ставка никак не изменится и останется на уровне 13%. Повышенные ставки до 18% и 25% коснутся ничтожного меньшинства — 0,72% от всех плательщиков. Остальные — бедные, получат облегчение в виде пониженной ставки в 5%.

Из-за растущего сопротивления финансирование проекта придется искать в неожиданных местах

В качестве аргументации депутаты ссылаются на зарубежный опыт стран БРИКС, где действует именно прогрессивная шкала. Отметим, что и на Западе работает тот же принцип: в Великобритании налог доходит до 50%, в Дании — до 52%, в Бельгии — 54%, в Швеции — до 57%, в США — до 40%. Во Франции планку и вовсе подняли до 75%.

Предложение коммунистов соответствует настроениям российского населения, 70% которого поддерживает введение прогрессивной шкалы, видя в этом реализацию принципа социальной справедливости. Против выступает лишь 14%, указывают авторы законопроекта. При этом они с иронией замечают, что плоская шкала позволила лишь довести число российских долларовых миллиардеров до 96 человек.

Депутаты пытаются заранее парировать доводы критиков, которые и ранее утверждали, что введение прогрессивной шкалы налогообложения приведет к уходу богатых в тень. Законодатели в этой связи напоминают, что за 15 лет, прошедших с момента установления плоской шкалы, резко вырос уровень оснащенности налоговых и силовых органов, профессионализм сотрудников, улучшилась нормативная база.

Хотя, я догадываюсь, конечно, что одна из причин того, что налог берут и с самых бедных, в том, что у нас таких регионов много. Люди там массово получают по 10−15 тысяч рублей. И если не брать, бюджеты останутся просто без средств.

Потом, возникает вопрос, как можно приравнять тех, кто получает 100 тысяч и 3 млн. рублей в год. Первые зарабатывают в месяц на уровне МРОТ, вторые чуть менее 300 тысяч рублей. И те и другие, будут платить по 13%?

Если же говорить о прогрессивной ставке для обеспеченных, то тут важны конкретные цифры. Насколько она прогрессивная. Зарабатывающие от 3 до 10 млн. отдадут всего 18%. Это немного. Раньше, до 2001 года, было 30%. А ставка в 25%… Наверное, кто-то заплатит, а кто-то попытается скрыть.

— Не совсем ясно, какая ставка будет применяться в случае, если человек работает в нескольких местах одновременно. Тут возможен простор для злоупотреблений. Работник может свой доход намеренно разбить по разным организациям и оставаться на низкой ставке. Или человек будет доплачивать по итогам года? Этот вопрос должен быть проработан.

Также вызывают озабоченность доходы региональных бюджетов. Если все будут платить по 5% в регионах денег останется еще меньше, а в столицах, напротив, будет перебор. Регионы и так обижаются на Москву, которая имеет деньги на реновацию нормальных домов, а регионы не могут решить проблемы аварийного жилья. То есть нужны механизмы перераспределения доходов.

По словам одного из разработчиков законопроекта — члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Веры Ганзи, авторы учли этот момент.

— Сейчас один процент налога забирают в федеральный бюджет независимо от финансового состояния региона. Мы же предлагаем, чтобы этот один процент регионы отдавали, только если их доходы от НДФЛ за год превысили показатели за прошлый год. Иначе, если все плохо, они оставят деньги себе. Кроме того, мы предлагаем 84% НДФЛ оставлять непосредственно регионам.

Руководитель департамента налоговой политики Финансового университета при правительстве РФ Любовь Гончаренко уверена, что в России стоит активнее использовать такой инструмент, как налоговые вычеты.

Спрашивается, а для чего нам тогда столько силовиков, которые не в состоянии добиться исполнения закона? По-моему, если государство проявит политическую волю, то все проблемы в социальной сфере будут решены очень быстро.

Юрий Болдырев о консолидации национально-ориентированных сил к выборам президента

По мнению доцента кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрея Песоцкого, шансов на одобрение законопроекта парламентским большинством немного.

Инициаторы закона, мне кажется, отлично понимают бесперспективность своего законопроекта. Права богатых у нас, увы, защищаются более надежно, чем права бедных, и Госдума бессильна скорректировать эту ситуацию. Закон требует экспертизы правительства, а министры экономического блока вряд ли согласятся с таким предложением. Разве что в 2018 году в правительстве будут уже другие люди.

С другой стороны, много ли аргументов в защиту плоской шкалы налогообложения, по которой рядовой работник бюджетной сферы, получающий 15 тысяч рублей в месяц, и глава крупного ФГУП равны с позиции налоговых органов? Отход от такой диспропорции политически выгоден. Да, сейчас президент имеет высокую поддержку, благодаря Крыму , но она же не будет вечна. Большинство россиян жаждет справедливости и они должны ее получить.

Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще

Заявление премьера Мишустина о необходимости положить конец агрессивному вывозу капитала из России получит законодательное оформление.

Агрессивному вывозу капитала — прогрессивный налог

Правительство рассматривает возможность обложения прогрессивным налогом средств, выводимых из России в зарубежные юрисдикции. Такой вариант развития событий обозначил глава правительства Михаил Мишустин, выступая в Госдуме на прошлой неделе.

Он подтвердил готовность правительства к выработке такого решения и пригласил законодателей присоединиться к этой работе.

Основными экспортерами капитала из России Мишустин назвал компании ТЭК (вывозят 27% всех дивидендов) и металлургии, а также банки, ритейл и логистику. Выводимые ими капиталы, по данным премьера, кратно превышают суммы налогов, уплачиваемых в российские бюджеты всех уровней. Основными офшорами, аккумулирующими до 90 процентов всей утечки капитала, являются для российских компаний Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Сингапур, Гонконг и Швейцария.

Нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает в этом направлении. Так, Россия расторгает с 2022 года соглашение с Нидерландами об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. Это делается из-за отказа голландского правительства повысить базовую ставку налога на дивиденды, роялти и проценты до 15% с нынешних 0—5%. Кипр, Люксембург и Мальта с инициативой правительства РФ о повышении ставки налога согласились.

Все миллиардеры делают это

Заявление Мишустина можно рассматривать как предупреждение тем предпринимателям, которых в России по привычке называют олигархами. Таковых, по подсчетам Financial Times, в РФ сегодня насчитывается около 120. Их совокупное состояние достигает 35 процентов всего национального ВВП — по этому показателю FT ставит Россию на первое место в мире. Более того: за 2020 год доля олигархов в ВВП выросла еще на 10 процентных пунктов, что вполне подтверждает заявления Мишустина об агрессивном выводе капиталов и жадности их обладателей.

Эксперты указывают, что экспортеры капитала делают это на совершенно законных основаниях. Поэтому призыв Мишустина к законодателям, создавшим налоговую систему, поощряющую подобное поведение (и зачастую являющимся через посредников ее бенефициарами), поучаствовать в прекращении подобной практики вполне правомерен.

Вопрос только в том, пойдут ли они на обложение повышенными налогами фактически самих себя, сомневается эксперт Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.

Жаворонков обосновывает свою уверенность тем, что вывод капиталов в офшоры вовсю эксплуатируют, по его словам, системообразующие государственные корпорации — Роснефть, Газпром и прочие. Сложно представить, чтобы государство инициировало меры, которые свяжут руки компаниям, где оно само владеет контрольными пакетами.

Он предлагает вспомнить встречу премьер-министра с руководителями думских фракций в прошлом году, когда спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести госрегулирование цен. Тогда Михаил Мишустин через пресс-службу отреагировал в том духе, что правительство будет думать над таким вариантом. И думать оно может годами и десятилетиями, предрекает Жаворонков.

Петух прокричал, а рассвет не торопится

Ожидать скорого принятия каких-то обязательных к исполнению решений после заявления Мишустина не следует, согласна руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.

По мнению Суслиной, в правительстве не торопятся с принятием решений по налоговым ужесточениям в том числе потому, что превосходно понимают тщетность подобных изменений. Заниматься же имитацией деятельности — не в характере нынешнего премьер-министра.

Впрочем, в силу колоссальной лоббистской мощи крупнейших корпораций сама возможность появления такого приказа маловероятна, полагает эксперт.

…А депутаты-то и не знают

Заметим, что всего за 2021 год повышение НДФЛ для хорошо зарабатывающих граждан принесет по плану в бюджет около 60 млрд рублей. По сравнению с триллионами, выводимыми в офшоры, это даже не капля в море.

Вывозить не запретят, но поделиться придется

Заявление Михаила Мишустина ни единым своим словом не является импровизацией, опровергает мнение других экспертов директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Камнем преткновения станут конкретные ставки налогообложения средств, вывозимых за границу, считает Делягин. Мишустину удалось продавить идеологию прогрессивной шкалы через ключевое ведомство — Минифин. Но вовсе не факт, что другие члены правительства не уйдут в глухую оппозицию.

Читайте также: