Проект на тему мировая налоговая система

Обновлено: 13.05.2024

Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения, руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате. Для удобства оценки той или иной системы в PWC использовали экономическую модель некоей абстрактной компании, производящей и продающей цветочные горшки.

Тор 10

Отдельного внимания заслуживают, конечно же, лидеры рейтинга — страны, которые могут похвастаться самыми удобными налоговыми системами. Первое место принадлежит островному государству Мальдивы, где предпринимателям нужно заплатить всего один налог размером 9,1%, потратив на это всего полчаса в год. Также один налог платят предприниматели в Катаре, правда, у них на оформление документов уходит целых 36 часов. Третью строчку в Тор 10 занимает Гонконг с 3-мя основными видами налогов: на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату. Общая налоговая ставка составляет 24,2%. Огромная разница в системах налогообложения Гонконга и Китая объясняется тем фактом, что сами по себе законы первого создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Как показало исследование Price-waterhouseCoopers, самые простые налоговые режимы действуют в ближневосточных и азиатских государствах. Что же касается европейских государств, то среди них столь же необременительной и несложной системой налогообложения может похвастаться только Ирландия, где действует всего 9 налогов, на уплату которых необходимо затратить 76 часов в год, а полная налоговая ставка составляет 28,8%.

Заметим, что в ходе исследования не принималась во внимание зависимость между уровнем экономического развития страны и удобством налоговой системы. Лидером рейтинга оказалось государство, экономику которого при всем желании высокоразвитой не назовешь. А, к примеру, благополучная Швейцария находится только на 19-м месте. Также в середине рейтинга оказались, к примеру, Бельгия (64 место) и Франция (66 место). Тем не менее, тот факт, что наша страна занимает позицию лишь во второй сотне, конечно, не характеризует ее с лучшей стороны. Свидетельствует это в первую очередь о том, что отечественная система налогообложения нуждается в совершенствовании. Даже не вникая в другие подробности процесса оценки, согласитесь, 56 рабочих дней для заполнения документации — многовато будет.

Обобщаем

10 самых удобных налоговых систем мира
Страна Общее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
1 Мальдивы 1 0 9,1
2 Катар 1 36 11,3
3 Гонконг (КНР) 4 80 24,2
4 ОАЭ 14 12 14,4
5 Сингапур 5 84 27,9
6 Ирландия 9 76 28,8
7 Саудовская Аравия 14 79 14,5
8 Оман 14 62 21,6
9 Кувейт 14 118 14,4
10 Кирибати 7 120 31,8
10 самых сложных налоговых систем мира
Страна Общее
число
налогов
Время,
затрачи-
ваемое
на уплату налогов,
(часов в год)
Полная
налоговая
ставка, (%)
172 Панама 59 482 50,6
173 Ямайка 72 414 51,3
174 Мавритания 38 696 98.7
175 Гамбия 50 376 292.4
176 Боливия 41 1080 78.1
177 Венесуэла 70 864 56.6
178 Центрально-
Африканская
Республика
54 504 203,8
179 Республика Конго 61 606 65.5
180 Украина 99 848 58.4
181 Беларусь 112 1188 117.5

О налогах с экспертами

Налоговые системы зарубежных стран

Налоговые системы зарубежных стран

Общие сведения по дисциплине

Краткое описание дисциплины

Курс посвящен изучению: налогов по отдельным странам как целостной системы; особенностей формирования бюджетов на разных уровня; специфики конкретных налогов, механизма их действия.

Цели и задачи преподавания дисциплины

Основной целью дисциплины является рассмотрение теоретических и практических аспектов и особенностей налоговых систем зарубежных стран.

Место дисциплины среди смежных дисциплин

Начальные знания

Для успешного освоения курса требуется знание основ налогообложения в Российской Федерации.

Итоговые знания, умения и навыки

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представления о налоговых системах развитых зарубежных стран. В результате изучения дисциплины студенты должны: знать основные особенности построения налоговых систем зарубежных стран; уметь проводить сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран и правильно применять на практике полученные знания; дать оценку современной налоговой политике зарубежных государств, её влиянию на мировую экономику и интеграционные процессы.

Содержание лекционного курса

Тема 1. Общая характеристика налоговых систем. Тема 2. Международные налоговые отношения и проблема двойного налогообложения . Тема 3. Налоговая система Великобритании . Тема 4. Налоговая система Франции . Тема 5. Налоговая система Испании. Тема 6. Налоговая система Италии. Тема 7. Налоговая система Швеции. Тема 8. Налоговая система Китая. Тема 9. Налоговая система США. Тема 10. Налоговая система Германии.

Тема 1. Общая характеристика налоговых систем

В первой теме дается общее представление о налоговых системах, рассматриваются международные классификации налогов.

Тема 2. Международные налоговые отношения и проблема двойного

Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению проблемам двойного налогообложения.

Тема 3. Налоговая система Великобритании

В данной теме Вы познакомитесь с налоговой системой Великобритании.

Тема 4. Налоговая система Франции

В данной теме рассматривается налоговая система Франции.

Тема 5. Налоговая система Испании

В данной теме рассматривается налоговая система Испании.

Тема 6. Налоговая система Италии

В данной теме Вы познакомитесь с налоговой системой Италии.

Тема 7. Налоговая система Швеции

В данной теме рассматриваются вопросы налогообложения в Швеции.

Тема 8. Налоговая система Китая

В данной теме рассматривается налоговая система Китая.

Тема 9. Налоговая система США

В данной теме Вы познакомитесь с налоговой системой США.

Тема 10

Налоговая система Германии

В данной теме Вы познакомитесь с налоговой системой Германии.

Тема 11

Налоговая система Швейцарии

В данной теме Вы познакомитесь с налоговой системой Швейцарии.

Формы контроля

Итоговый контроль Написание и защита рефератов

Глоссарий

Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: Система налогов – совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством; Международные налоговые отношения – отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения; Международное двойное налогообложение – обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период времени ; Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .

Список литературы

Список литературы

Дополнительная Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: ИКФ Омега-Л, 2005. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2007. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2006. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Юрайт, 2005.

Самостоятельная работа

Темы рефератов Особенности налогообложения в развивающихся странах. Обложение прибыли за рубежом. Подоходное налогообложение в зарубежных странах. Налоговое планирование и уклонение от налогов в зарубежных странах. Сравнительная характеристика структуры налоговых систем зарубежных стран и РФ. Налоговые реформы 80-90-х годов в промышленно-развитых странах. Характеристика налоговой системы Канады. Характеристика налоговой системы Украины.


В статье автор пытается обобщить современный передовой мировой опыт по осуществлению налогового администрирования с акцентом на имеющиеся из ведущих стран мира.

Ключевые слова: администрирование, государство, налоги.

Налоговое администрирование выступает в качестве инструмента, благодаря применению которого оказывается прямое воздействие на процесс аккумулирования финансовых ресурсов государства, которые обеспечивают результативную и планомерную реализацию финансовой политики.

Перечень стран с передовым опытом развития системы налогового администрирования [5]

Рис. 1. Перечень стран с передовым опытом развития системы налогового администрирования [5]

В иностранных государствах имеются разные подходы к организации системы налогового администрирования (см. рис. 1). В этой связи стоит отметить, что заслуживает внимание имеющийся практический опыт налогового администрирования Соединенных Штатов Америки (США), как одной из самых прогрессивных систем стран западного мира. Это можно подтвердить одним из наиболее высоких уровней для мира соблюдения законов в США — 83 % всех налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет уплачиваются добровольно. Подобный результат был получен через развитие системы налогового администрирования на протяжении последних 15 лет.

Интересна практика налогового администрирования в США, связанная с передачей определенных функций налогового органа в частный сектор, допустим по вопросам сбора налогов через коммерческий банк и использования контроллинга благодаря привлечению независимых аудиторов.

Одновременно с этим на конкурсной основе имеется возможность по получению работы в налоговых органах для коммерческих компаний.

Функционирование системы налогового администрирования в Соединенных Штатах Америки на современном этапе является весьма эффективным.

Сегодня в медийном пространстве ведется активная PR-деятельность по поводу непринятия любой формы ухода от расчета и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Прежде всего, при осуществлении различных форм налогового администрирования и контроллинга в сфере уплаты налогов пристальное внимание нужно уделять процессу рождения института гражданской сознательности со стороны налогоплательщиков через формирование факторов, при которых те будут осознавать, что неуплата налога негативно влияет на социально-экономическое положение страны.

Достаточно позитивным является опыт использования телефона доверия, благодаря использованию которого имеется возможность для обращения со стороны любого налогоплательщика, подозревающего или владеющего достоверной информацией о фактах нарушения действующих норм налогового права. При этом подобные информаторы получают премии от размера обнаруженной недоимки в размере до 10 %, но не свыше $100 тыс.

Потом полученные общие налоговые суммы налоговики сами распределяют на соответствующие счета налогоплательщика [2, c. 388–394].

В качестве одной из причин, из-за которых плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет терпимо относятся к процедурным моментам налогового администрирования, выступает простота общения с местными налоговиками. На территории Швеции нет очередей, длительного ожидания и бюрократизма, а ее население, вместе с американцами, — это наиболее добросовестные налогоплательщики. Опросы общественного мнения говорят о том, что многие налогоплательщики согласны платить еще больше налогов при возникновении в том потребности из-за их высокого уровня доверия к государству и его налоговикам.

При несогласии со стороны налогоплательщика с решением налоговиков он имеет право на обращение в специализированный финансовый суд. Подобное обращение возможно исключительно в ситуации невозможности решения конкретной конфликтной ситуации во внесудебном порядке.

Серьезное внимание нужно уделять рассмотрению активно используемой в ФРГ системы балльной оценки деятельности немецких налоговых инспекторов, ведущих налоговый контроль и налоговые проверки. Балльные нормативы выступают в качестве инструмента по ведению особого или служебного надзора, прежде всего, с точки зрения руководителя соответствующего отдела.

Сущность использования балльных оценок заключается в зачислении конкретного числа баллов в размере 1–8 единиц в пользу определенного налогового инспектора согласно категориям подвергшихся проверке объектов. По итогам отчетного года любому инспектору требуется набирать не меньше 34 баллов. Это — базис для руководителя при подведении результатов о его служебном соответствии.

В завершение всего балльные нормативы выступают в качестве базиса для создания основы планов налоговых проверок на будущий отчетный период относительно наилучшего распределения должностной нагрузки между отдельно взятыми налоговыми инспекторами.

Исследуя практику Канады, большое число экспертов утверждает, что там сформирована близкая к идеальной система налогового администрирования. В данной стране налоговое администрирование обеспечено непосредственно структурой налога. Подобная структура обозначает стимул для его соблюдения, а административный расход носит обоснованный характер и обуславливается уровнем налогового поступления.

Основная характерная черта действующей в Канаде системы налогового администрирования заключается в том, что канадское государство может требовать уплаты налогов абсолютно с любых получаемых доходов, в т. ч. от продажи незаконной продукции.

Из-за этого в процессе проведения расследования определяется величина дохода, получаемого при ее осуществлении. Работающий специализированный Налоговый суд должен проводить независимый пересмотр решений Канадского агентства доходов. Апелляции со стороны плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет принимаются представительствами Налогового суда, которые имеются в более, чем 80 населенных пунктах страны [3, c. 8].

На современном этапе канадские налоговики продолжают работать в направлении практического внедрения новых подходов и методологии в системе налогового администрирования для обеспечения предельно высокого уровня результативности. Уже вносятся поправки в действующую систему в направлении использования IT-продуктов.

Со стороны налогового администрирования носит интересный характер имеющийся IT-опыт Австралии при выстраивании отношений с налогоплательщиками:

– персонал налогового органа тесно взаимодействует со следующими организациями — с Советом и с Ассоциацией налогоплательщиков;

Еще позитивным является состав персонала австралийских налоговых органов, где пятая часть приходится на IT-специалисты.

В ситуации ведущихся дискуссий во многих странах бывшего СССР о направлениях проведения налоговых реформ зачастую в качестве аргумента здесь выступает Грузия.

Начиная с 2011 г. ее правительство ведет серьезную деятельность, связанную с улучшением инвестиционного климата, благодаря e-инструментов местные налоговики оказывают высококачественные услуги, на что частный сектор реагирует позитивно. Помимо этого на территории Грузии активно совершенствуется система, в пределах которой учет подакцизной продукции осуществляется e-способом, а не благодаря использованию специальных акцизных марок (в виде наклеек).

В некоторых иностранных государствах формы ведения налогового администрирования носят достаточно эффективный характер при осуществлении контроллинга, во взаимоотношениях между налоговиками и налогоплательщиками, а также в части автоматизации оказываемых услуг. В некоторых странах совершенствование системы налогового администрирования и контроля происходит благодаря внесению корректировок во взаимоотношения между госорганами контроля и налогоплательщиками [1, c. 15–19].

Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, плательщик налогов, налоговик, платеж, США, уплата налогов, налоговый орган, современный этап, ФРГ, частный сектор.

Читайте также: