Проценты по кредиту налоги на собственность амортизация относятся к

Обновлено: 04.07.2024

1. В целях настоящей главы налогоплательщики вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой:

1) линейный метод;

2) нелинейный метод.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Установленные настоящим пунктом методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

2. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

3. Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, а также амортизируемых основных средств, используемых налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

4. Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

5. Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца, то амортизация начисляется с учетом следующих особенностей:

1) амортизация начисляется ликвидируемой организацией по месяц (включительно), в котором завершена ликвидация, а реорганизуемой организацией - по месяц (включительно), в котором в установленном порядке завершена реорганизация;

2) амортизация начисляется учреждаемой, образующейся в результате реорганизации организацией с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена ее государственная регистрация.

Положения настоящего пункта не распространяются на организации, изменяющие свою организационно-правовую форму.

6. Утратил силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ.

7. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Какие ошибки допускают бухгалтеры при начислении амортизации? В чем разница между бухгалтерским и налоговым учетом? Что такое ОНО и ОНА и как их рассчитать? Данные вопросы рассмотрим на практическом примере.

Итоги конкурса для читателей

Прежде всего, подведем итоги конкурса, который проходил в 32-м выпуске журнала.

Мы предлагали читателям решить задачу по бухучету, проверить себя и выиграть приз. Конкурсантам нужно было рассчитать амортизацию в налоговом учете, поставить приобретенный объект основных средств на бухгалтерский учет и ответить еще на ряд вопросов по теме. Задача была составлена по аналогии с той, которую Контур.Академия предлагала студентам на пятой Контур.Олимпиаде. Олимпиада проводится ежегодно среди студентов финансовых специальностей.

Учитесь бесплатно в Контур.Академии. Примите участие в шестой Контур.Олимпиаде и выиграйте денежные призы.

Работы читателей проверял аттестованный аудитор, автор нашего журнала Александр Лавров. Стоит отметить, что не все участники справились с заданием без ошибок.

Основные ошибки при расчете амортизации

Амортизация основных средств: инструкция для бухгалтера

Проанализировав типичные ошибки конкурсантов, Александр Лавров подготовил статью: составил пошаговую инструкцию по начислению амортизация основных средств и ПБУ 18/02, а также подробно разобрал решение конкурсной задачи.

Пять шагов помогут вам безошибочно рассчитать и отразить в учете амортизацию основных средств.

Шаг первый. Определяем первоначальную стоимость. Амортизационная премия

Шаг второй. Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования — это срок, в течение которого организация предполагает использовать объект (п. 1 ст. 258 НК РФ, п. 20 ПБУ 6/01). Однако в бухгалтерском учете этот срок может быть любым (более года) для любого объекта ОС, а в налоговом учете срок полезного использования необходимо установить в соответствии с Классификацией, в пределах сроков для соответствующей амортизационной группы.

Таким образом, сроки полезного использования объекта ОС в бухгалтерском и в налоговом учете могут различаться.

Например, если объект относится к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно), то минимальный срок полезного использования, который можно установить для целей налогообложения, составит 121 месяц. Тогда как в бухгалтерском учете можно установить и более короткий период — например 8 лет (96 месяцев).

Для целей налогообложения при применении линейного метода начисления амортизации у организации есть право уменьшить срок, исходя из которого определяется норма амортизации, на срок использования объекта предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ). В бухгалтерском учете такой возможности нет — однако она и не нужна, так как при установлении срока полезного использования организация не связана амортизационными группами и может сразу установить срок, учитывающий период эксплуатации у предыдущих владельцев.

Шаг третий. Определяем метод (способ) начисления амортизации

Метод начисления амортизации в налоговом учете определяется учетной политикой в отношении всех объектов амортизируемого имущества (п. 1 ст. 259 НК РФ). Иными словами, для всех таких объектов (кроме тех объектов, для которых НК РФ предусмотрено применение линейного метода) налогоплательщик может выбрать, применять ему линейный или нелинейный метод.

В бухгалтерском учете для различных групп ОС можно выбрать разные способы начисления амортизации (п. 18 ПБУ 6/01).

Иными словами, по одному и тому же объекту ОС амортизация может начисляться в бухгалтерском и налоговом учете в разном порядке. То есть разницы могут возникнуть даже при одинаковых первоначальной стоимости и сроке полезного использования и неприменении амортизационной премии.

Шаг четвертый. Рассчитываем суммы амортизации

Механизм расчета сумм амортизации в бухгалтерском и в налоговом учете отличается.

В бухгалтерском учете при применении любого из способов сначала определяется годовая сумма амортизации. А в течение года, вне зависимости от применяемого способа, ежемесячная сумма амортизации всегда составляет 1/12 годовой (п. 19 ПБУ 6/01).

В налоговом учете сначала определяется норма амортизации (при применении линейного метода в отношении каждого объекта исходя из срока его полезного использования, при применении нелинейного метода — нормы установлены Кодексом). Затем первоначальная стоимость основного средства (либо суммарный баланс соответствующей группы/подгруппы) умножается на норму амортизации для определения суммы амортизации.

Шаг пятый. Определяем разницы и отражаем их с учетом ПБУ 18/02

Таким образом, например, все акционерные общества не вправе отказаться от применения ПБУ 18/02, так как они подлежат обязательному аудиту и поэтому не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Как же отражаются разницы между бухгалтерским и налоговым учетом? Все зависит от того, какая это разница и за счет чего она возникла.

Наиболее распространенные случаи возникновения разниц описаны в таблице.

Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь

Практический пример

В завершение рассмотрим практический пример начисления амортизации и отражения возникающих разниц в соответствии с ПБУ 18/02. Именно при решении этой задачи некоторые конкурсанты допускали ошибки.

Ситуация

Задание

Решение

По вопросу 2. Стоимость, исходя из которой следует исчислять амортизацию в налоговом учете, составляет:

2 966 101,69 ₽ (3 500 000 — 533 898,31, где 533 898,31 — НДС).

Определяем срок полезного использования с учетом эксплуатации станка у предыдущего владельца:

121 — 21 = 100 месяцев.

Определяем месячную норму амортизации:

2 966 101,69 ₽ × 30 % = 889 830,51 ₽

Определяем, какая сумма будет списываться в расходы в течение 100 месяцев:

2 966 101,69 — 889 830,51 = 2 076 271,18 ₽

Определяем ежемесячную сумму амортизации в налоговом учете:

2 076 271,18 × 1 % = 20 762,71 ₽

Определяем сумму амортизации, которую в 2016 году можно включить в расходы по налогу на прибыль:

20 762,71 × 5 месяцев (август — декабрь 2016 года) + 889 830,51 ₽ (амортизационная премия) = 993 644,06 ₽

Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2017 году:

20 762,71 ₽ × 12 месяцев = 249 152,52 ₽

Аналогично в 2018–2023 годах.

Определяем, какую сумму амортизации можно включить в расходы в 2024 году:

20 762,71 × 11 месяцев (январь — ноябрь) + 0,18 ₽ (не списанный остаток первоначальной стоимости, который будет признан в расходах в декабре) = 228 389,99 ₽.

Таким образом, общая сумма расходов в налоговом учете за все время эксплуатации станка составит 2 966 101,69 ₽ (993 644,06 + (249 152,52 × 7) + 20 762,71 × 11 + 0,18).

По вопросу 3. Ставим на бухгалтерский учет приобретенный объект основных средств.

Проводки, которые следует сделать в июле 2016 года:

Дебет 08 Кредит 60 — 2 966 101,69₽ — отражены затраты на приобретение производственного станка.

Дебет 19 Кредит 60 — 533 898,31 ₽ — отражен НДС.

Дебет 01 Кредит 08 — 2 966 101,69 ₽ — производственный станок введен в состав основных средств.

Вычет НДС не связан напрямую с постановкой ОС на учет, поэтому его не рассматриваем в рамках этой ситуации. Аналогично не рассматриваем и оплату продавцу.

По вопросу 4. В бухгалтерском учете амортизационная премия не применяется, так как такая возможность не предусмотрена нормами ПБУ 6/01.

Рассчитываем амортизацию в бухгалтерском учете.

2 966 101,69 ₽ / 8 лет = 370 762,71 ₽ — годовая сумма амортизации.

370 762,71 ₽ / 12 мес. = 30 896,89 ₽ — ежемесячная сумма амортизации.

Бухгалтерские записи в связи с начислением амортизации и применением ПБУ 18/02 будут следующими.

Август 2016 года:

Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.

Определяем налогооблагаемую временную разницу (НВР) и отложенное налоговое обязательство (ОНО):

889 830,51 ₽ + 20 762,71 ₽ – 30 896,89 ₽ = 879 696,33 ₽ — сумма НВР.

879 696,33 × 20 % = 175 939,27 ₽ — сумма ОНО.

Дебет 68 Кредит 77 — 175 939,27 ₽ — отражается ОНО.

По мере начисления амортизации происходит уменьшение возникшей НВР и соответствующего ей ОНО (п. 18 ПБУ 18/02). То есть на последнее число каждого месяца ОНО уменьшается, что отражается записью по дебету счета 77 и кредиту счета 68.

С сентября 2016 по июль 2024 года ежемесячно будут делаться следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 02 — 30 896,89 ₽ — начислена амортизация в бухгалтерском учете.

С сентября 2016 по ноябрь 2023 года в бухгалтерском и налоговом учете будет уменьшаться НВР и ОНО до их полного погашения. В этом месяце НВР и соответствующее ОНО уменьшатся до нуля, дальше их уменьшать нельзя (уменьшать просто нечего). Поэтому в этом же месяце на остаток разницы будут признаны ВВР и ОНА, которые далее будут расти до момента прекращения начисления амортизации в бухучете (п. 11, 12, 14, 15 ПБУ 18/02).

Для периода с сентября 2016 по октябрь 2023:

30 896,89 ₽ – 20 762,71 ₽ = 10 134,18 ₽ — сумма уменьшения НВР.

10 134,18 × 20 % = 2 026,84 ₽ — сумма уменьшения ОНО.

Списание ОНО производится следующей проводкой:

Дебет 77 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается уменьшение ОНО.

В ноябре 2023 года:

Остаток ОНО на начало месяца — 1 631,03 ₽. По итогам месяца ОНО погашается полностью, остаток разницы (395,81 ₽) относится на увеличение ОНА.

Проводки ноября 2023 года:

Дебет 77 Кредит 68 — 1 631,03 ₽ — отражается уменьшение ОНО.

Дебет 09 Кредит 68 — 395,81 ₽ — отражается признание ОНА.

С декабря 2023 по июль 2024 года ОНА увеличивается на сумму 2 026,84 ₽ ежемесячно:

Дебет 09 Кредит 68 — 2 026,84 ₽ — отражается увеличение ОНА.

Так как с августа 2024 года амортизация будет начисляться только в налоговом учете, то возникает уменьшение ранее признанной ВВР и уменьшение ОНА (п. 11, 14 ПБУ 18/02).

Определяем ежемесячное уменьшение ОНА:

20 762,71 ₽ × 20 % = 4 152,54 ₽.

С августа 2024 по ноябрь 2024 года включительно следует сделать следующие проводки:

Дебет 68 Кредит 09 — 4 152,54 ₽ — отражается уменьшение ОНА.

В ноябре 2024 года начисление амортизации в НУ также прекращается, все разницы погашаются до нуля.

Александр Лавров, аттестованный аудитор

Елена Рогачева, эксперт справочно-правовой системы Контур.Норматив

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Амортизация — затратная статья в отчете о финансовых результатах, поэтому она влияет на показатели прибыли, а в некоторых случаях и существенно её снижает. В то же время через налог на прибыль амортизация влияет на зарабатываемый компанией денежный поток. Таким образом, на практике амортизация, в первую очередь, — инструмент снижения налога на прибыль. Чтобы избежать ошибок в расчётах важно понимать, как этот инструмент работает.

Традиционно амортизацию определяют как перенос по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Вроде всё просто, но есть нюансы. Неотъемлемое дополнение к определению — некоторые основные средства не амортизируются:

  • земельные участки,
  • объекты природопользования,
  • основные средства некоммерческих организаций,
  • другие основные средства, у которых с течением времени не меняются потребительские свойства.

Второй момент, который необходимо учитывать, — подход к определению амортизации. Их два:

  • линейным;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Компания имеет право переоценивать основные средства для отображения их по реальной рыночной стоимости (для повышения привлекательности отчетности компании, привлечения инвестиций и т. п.) Это можно делать не чаще одного раза в год. Переоцениваться должны все объекты основных средств, которые включены в группу однородных объектов основных средств. После переоценки компания может и дальше продолжать начислять бухгалтерскую амортизацию на основные средства.

Для расчёта линейного метода используют формулу:

null

  1. Убрать из суммы НДС — 20%, в нашем случае 20 000 руб. Таким образом, балансовая стоимость оборудования будет равна 100 000 руб.
  2. Далее балансовую стоимость делим на срок полезного использования. Допустим, он равен 5 годам, тогда:

null

Срок полезного использования определяют по амортизационным группам, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1.

Всего групп 10, они классифицируют основные средства со сроком использования от 1 до 30 лет.

  • в отношении основных средств, которые используют для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • для основных средств сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);
  • для основных средств предприятий со статусом резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны либо участника свободной экономической зоны;
  • для основных средств с высокой энергетической эффективностью или к объектам с высоким классом энергетической эффективности (за исключением зданий);
  • для основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, которое используют в случае применения наилучших доступных технологий;
  • для основных средств, произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта;
  • в отношении основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга);
  • для основных средств, которые используют только для научно-технической деятельности;
  • в отношении основных средств, которые используют исключительно для добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении;
  • для основных средств в сфере водоснабжения и водоотведения.

null

Или, если применяется специальный коэффициент 2:

null

Когда мы смотрим на перечень вариантов для ускоренного метода налоговой амортизации, то видим, что часть случаев связана с повышенным износом оборудования, а часть — нет.

Например, в отношении основных средств резидента ОЭЗ ускоренная амортизация разрешена как стимулирующая мера, она позволяет снизить налог на прибыль и никаким образом не участвует в ценообразовании.

Да и вообще, цена формируется по большей части за счет рыночных механизмов, а отдельное производство уже подстраивается под эту уже сформированную рынком цену. Поэтому классическое определение амортизации не всегда уместно, когда мы рассматриваем налоговый подход.

Пример к статье

В случае налоговой амортизации не учитывается и переоценка основных средств, т. е. мы не можем на переоцененную стоимость рассчитать новую амортизацию, тем самым снижая налог на прибыль.

Амортизационная премия

Отдельная история, не связанная с методами начисления амортизации, — амортизационная премия. В соответствии с п.9 статьи 258 налогоплательщик имеет право единовременно включать в расходы до 10% первоначальной стоимости основного средства (до 30% первоначальной стоимости основного средства, если оно входит в амортизационные группы 3-7).

Налоговая амортизация для упрощенной системы налогообложения

В данном случае понятия амортизации не существует.

Застройщик работает по Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, применяет эксроу-счета. Каким образом вести бухгалтерский учет начисленных процентов по полученным целевым кредитам, если в налоговом учете проценты признаются в момент уплаты?

Подход 1

Связанными с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам расходами (далее — расходы по займам) являются (п. 3 ПБУ 15/2008):

  • проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу (кредитору);
  • дополнительные расходы по займу (информационные и консультационные услуги, плата за экспертизу договора займа и аналогичные платежи, непосредственно связанные с получением займа (кредита).

Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008).

Проценты по займам (кредитам) признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно. Как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита).

Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), могут включаться в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита). Это происходит в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения (п. 6, п.7, п. 8 ПБУ 15/2008, п. п. 11, 14.1, 16, 18 ПБУ 10/99, Приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027).

Таким образом, в бухгалтерском учете проценты признаются равномерно (вне зависимости от даты их фактической оплаты) в том отчетном периоде, к которому они относятся, в сумме, определенной в соответствии с условиями договора.

При этом в стоимость инвестиционного актива включаются только проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).

В целях ПБУ 15/2008 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление.

К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов (п. 7 ПБУ 15/2008, письмо Минфина РФ от 24.03.2020 N 07-01-09/22675).

Применительно к строительству многоквартирных домов выполняются требования о длительном времени и существенных расходах на сооружения (изготовление). При этом для организации, реализующей жилье, квартиры являются запасами, а покупатели — физические лица (дольщики) бухгалтерский учет не ведут и внеоборотные активы к учету не принимают. То есть из буквального прочтения нормы ПБУ 15/2008 следует, что возводимый многоквартирный дом не относится к инвестиционным активам, а значит, начисленные проценты по кредиту относятся в составе прочих расходов (за каждый истекший отчетный период): Дебет 91-2 Кредит 66 (67).

Подход 2

ФСБУ 5/2019 относит к запасам активы потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

Обычный операционный цикл застройщика длится более 12 месяцев (квартиры создаются и продаются дольше 12 месяцев). Полагаем, что как незавершенные объекты, так и объекты, готовые к продаже соответствуют понятию запасы.

В фактическую себестоимость запасов, в частности, могут включаться связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива (подп. д п.11 ФСБУ 5/2019).

Согласно выводам, сделанным в Рекомендации Р-69/2016-КпР, процентные затраты по кредиту или займу, привлечённому для производства продукции, подготовка которой к предполагаемому использованию требует длительного времени (в том числе единицы продукции или партии продукции), могут включаться в стоимость такой продукции в порядке, предусмотренном ПБУ 15/01. Независимо от порядка учета этой продукции покупателем. Условие для включения процентных затрат в стоимость готовой продукции: непосредственная связь долговых затрат с производством конкретной продукции. Такая связь может идентифицироваться в случаях с производством единичной продукции (п. 3 Рекомендации Р-69/2016-КпР).

Полагаем, что данное условие выполняется для целевого кредита, полученного в рамках деятельности застройщика в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ. Организация имеет основания для включения процентов по целевому кредиту в стоимость строительства многоквартирного дома (т.е. вправе отражать на счетах учета себестоимости строительства).

Выбранный способ учета процентов по кредитам и займам организация раскрывает в учетной политике и пояснениях к отчетности.

Читайте также: