Проблемы ндфл в россии

Обновлено: 28.06.2024

Ябурова Динара Владимировна
аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательства
Россия, Санкт-Петербургский государственный университет
[email protected]

В данной статье будут рассмотрены особенности и недостатки налогообложения доходов физических лиц, а также предложены пути его перспективного развития. Налоговая нагрузка на заработную плату в России сопоставляется с нагрузкой в США. Сравнение происходит по таким параметрам, как тип шкалы – линейный и прогрессивный, размер отчислений в социальные фонды, а также размер вычетов. В результате выявлено, что НДФЛ в России нуждается в реформировании, в результате чего можно добиться улучшения положения как социальной, так и демографической обстановки.

налог на доходы физических лиц, линейная шкала, прогрессивная шкала, социальные фонды, налоговые вычеты, нагрузка на заработную плату.

Категории статьи:

Статья также доступна (this article also available):

На протяжении многих лет налоговая система России претерпевает различные изменения. Эти изменения касаются как общего количества налогов, так и их элементов в виде изменяющихся ставок. Одним из таких налогов является налог на доход физических лиц (НДФЛ). Сама его ставка в РФ стабильна уже более 10 лет, начиная с 2001 г., когда были введены три пропорциональные ставки – 13%, 30%, 35% (а затем дополнительно 9% и 15%), а вот общая налоговая нагрузка на физических лиц постоянно колеблется.

Для рассмотрения величины налоговой нагрузки на физических лиц в РФ следует провести сравнительный анализ с другой страной, – к примеру, США.

Линейная и прогрессивная шкалы НДФЛ: преимущества и недостатки

В России ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) имеет плоскую шкалу, то есть все физические лица платят один и тот же процент с дохода независимо от величины дохода.

Изначально до 2001 г. была прогрессивная шкала (см. табл.1) [1], которая часто подвергалась изменениям и корректировкам: изменялись ставки, изменялись шкалы ставок для разных категорий граждан, вводились ставки отдельно для перечисления средств в Федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, а затем они заменялись общими ставками для перечисления в Федеральное казначейство (см. табл.2) и т.д.

Таблица 1 — НДФЛ в России 1999

Ставка в Федеральный бюджет

Ставка в бюджеты субъектов РФ

Таблица 2 — НДФЛ в России в 2000 г.

Затем в 2001 г. была введена плоская шкала [2]. Введение пропорциональной ставки снизило налоговое бремя для тех физлиц, доходу которых соответствовала более высокая ставка. Установленная в 2001 г. ставка на заработную плату в размере 13% действует по настоящее время.

В США же федеральный налог на доход физических лиц имеет прогрессивную шкалу: в 1913 году госорганом по сбору налогов – Internal Revenue Service (IRS) – были введены диапазоны суммы заработной платы (bracket) [3], на каждый из которых устанавливается своя ставка. Чем больше сумма дохода, тем выше ставка. Причем итоговая сумма налога высчитывается как сумма величин налога на соответствующий диапазон. Эти диапазоны были созданы с целью создания гибкого налога на доход, способного увеличивать бюджет государства, не перегружая налогами физических лиц, которые в силу своих маленьких доходов не способны их платить. Границы диапазона варьируются в зависимости от семейного положения (табл.3).

Таблица 3 — Ставки НДФЛ в США по шкалам на 2013 год

Нижняя граница диапазона, $

Сравнивая размер ставок на заработную плату можно сделать вывод, что ставки в России выше, чем в США (рис.1). Для США использовалась средняя ставка НДФЛ, рассчитанная как процент от AGI (adjusted gross income – рассчитывается как общий доход минус налоговые вычеты [4]).

Рис.1 Изменение ставки НДФЛ в США и России, %

В США, в отличие от единого НДФЛ в России, налог имеет несколько уровней по территориальному признаку. Так, в некоторых штатах уплачивается налог штата, но он незначителен в общей массе [5].

1. С введением в РФ в 2001 году плоской шкалы НДФЛ, все физические лица независимо от материального положения платят одинаковый процент с суммы дохода.

2. Введение прогрессивной ставки в РФ может снизить социальное неравенство за счет перераспределения доходов лиц с высоким достатком.

Улучшение демографической ситуации с помощью политики НДФЛ

Обложение налогом физических лиц является важным элементом экономической политики государства. Изменяя ставки налога в зависимости от разных социальных параметров, государство может управлять демографической ситуацией, занятостью и прочими важнейшими экономическими аспектами. Так, в США люди, состоящие в официальном браке, имеют налоговые преимущества по отношению к тем, кто живёт один.

Как можно заметить в табл.3, в США шкалы ставок налога на доходы физлиц зависят от семейного статуса налогоплательщика. Выделяют следующие статусы [6]:

  1. одинокий (холост, разведен, официально оформленное раздельное проживание);
  2. семейные пары (могут подавать декларации вместе или раздельно);
  3. глава семьи (холост, имеет хотя бы оного иждивенца, более чем на половину обеспечивает хозяйство).

Так, например, сравнивая сопоставимые 2003 и 2013 гг. с одинаковыми ставками, можно отметить, что как для физлиц в браке (рис.2), так и вне брака (рис.3), нижние границы диапазона увеличиваются, а значит, уменьшается налоговая нагрузка на физлиц [7].


Рис.2. Динамика границ суммы заработной платы при налогообложении физлиц, состоящих в браке в США, $


Рис. 3. Динамика границ суммы заработной платы при налогообложении физлиц, не состоящих в браке в США, $

Если же сравнивать отдельно нижние границы физлиц в и вне брака, то лица в браке более близки к следующему бракету с более высокой ставкой НДФЛ (рис.4)


Рис.4 Нижние границы бракета для лиц с разных семейным положением

Несмотря на это, ставка для семейных пар в США может быть меньше, т.к. им дана возможность подавать налоговые декларации совместно. За счет этого слишком высокий доход одного супруга может в сумме с более низким доходом сместиться на бракет уровнем ниже, и налоговая ставка снизится. Результаты применения этого механизма наглядно показаны на рисунке 5, показывающем среднюю ставку НДФЛ в зависимости от семейного положения. Средняя ставка рассчитана как доля налога в общей сумме дохода.


Рис. 5. Изменение средней ставки НДФЛ в зависимости от семейного положения

Более того, при совместной подаче деклараций супругами их персональные скидки (exemptions) и скидки с доходов (deductions) суммируются. И в отличие от раздельной подачи деклараций, при совместной подаче деклараций супруги могут использовать кредит по налогам на доходы (Earned Income Credit). Таким образом, при совместной подаче деклараций – налоговый тариф на общий доход ниже и стандартные скидки больше. Это является своего рода управлением демографической ситуации в стране и стимулированием к заключению и сохранению браков.

В России подобного механизма суммирования доходов членов семьи нет. Как нет и самостоятельной подачи деклараций в налоговые органы. В России физлица не видят тех конкретных цифр сумм налога, которые они уплачивают, т.к. удерживает и уплачивает их налоговый агент – работодатель, а также не могут ими маневрировать, т.к. ставка фиксированная для каждого лица и не зависит ни от статуса, ни от размера дохода.

1. В России, в отличие от США, НДФЛ удерживается и уплачивается с каждого отдельного физического лица работодателем независимо от семейного статуса. В США же физические лица в браке имеют права выбрать, как они будут подавать декларации – совместно или раздельно. При совместной подаче деклараций возможно управление налоговой нагрузкой с целью занижения сумм налога к уплате: тариф на общий доход ниже и стандартные скидки больше.

2. В России при расчете НДФЛ не учитывается семейное положение физических лиц, следовательно, упускается возможность влиять на демографическую ситуацию.

3. Политику в области налоговой нагрузки физических лиц можно рассматривать как инструмент в стимулировании вступать в брак, заводить детей, снижать количество разводов.

Отчисления в социальные фонды как нагрузка на заработную плату

Помимо налога на сам доход, нагрузка на заработную плату включает в себя отчисления в социальные фонды.

В России это страховые взносы в Пенсионный фонды (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) (ранее – ЕСН [1]). Несмотря на то, что фактически эти отчисления уплачивает работодатель, это – именно нагрузка на доход физлиц, т.к. удерживается он с их дохода. Эти отчисления являются своего рода финансированием будущих расходов, например, в случае с ФОМС — это получение бесплатного медицинского обслуживания, ПФ – получение пенсии пропорциональной ее накопительной части, ФСС – получение средств при уходе в декрет, на больничный и т.д.

В США взносы с заработной платы – налог социального обеспечения – (the FICA tax, он же Payroll Tax и Self-Employment Tax [8]), уплачиваются не только работодателем, как в России, а также и физлицом, на которого возложена обязанность по самостоятельному предоставлению в налоговые органы налоговых деклараций. Начиная с 1990 г., средняя ставка на заработную плату FICA – 15,3%, из которых работодателем и работником уплачиваются каждым по 1,45% в Medicare (Medicare’s Hospital Insurance) и 6,2% в Social Security (OASDI — contribution to the Old-Age, Survivors, and Disability Insurance). Только на 2011 и 2012 гг. взносы р6ботодателя были уменьшены на 2%: с 6,2% до 4,2%[9].


Рис.6 Динамика изменений ставки FICA, %

Взносы в Social Security платятся как процент с определенной суммы заработной платы. На 2013 год эта сумма составляет $113700.


Рис.7 Сумма дохода для Social Security, $

А начиная с 2013 года для самых богатых введен дополнительный Medicare tax в размере 0,9%, и уплачивается он в зависимости от семейного статуса (табл. 4).

Таблица 4 — Зависимость налоговой базы на дополнительный Medicare tax в зависимости от семейного положения

Статус Доход свыше, $
Холост/не замужем 200000
Семейные пары, подающие декларации вместе 250000
Семейные пары, подающие декларации раздельно 125000

Если сравнивать взносы в социальные фонды в России и США (рис.8), то можно сделать вывод, что в США ставки меньше, а значит и налоговая нагрузка ниже.


Рис.8 Ставки взносов в социальные фонды в США и России, %

1. Отчисления в социальные фонды относятся к нагрузке на заработную плату и финансируют будущие расходы.

2. Общая нагрузка на заработную плату в части отчислений в России выше, чем в США в 1,5-2 раза.

Размер налогового вычета и средняя заработная плата

Еще одним подтверждением высокой налоговой нагрузки на заработную плату в России является маленький размер вычетов при исчислении налоговой базы.

В России размер стандартного вычета на 2013 год составляет 500 руб. [1] для участников ВОВ, инвалидов I и II групп и т.д., 1400 руб. на первого и второго ребенка, и 3000 руб. для третьего и далее детей и инвалидов ВОВ и т.д. что составляет на 2013 год от 2 до 12% от средней заработной платы [10].

В США стандартный вычет формируется в зависимости от семейного положения: 6100 евро для незамужних и раздельно подающих декларации супругов, 8950 евро для глав семей и 12200 для пар, подающих совместные декларации. Это составляет около 15-20% от средней заработной платы. Более того, стандартный вычет может быть и выше, если, например, для лиц старше 70 лет, для слепых лиц старше 40 лет, для пожилых пар, где один из супругов слепой и т.д.

1. Налоговые вычеты в России низкие, значит, они не способны существенно снизить налоговую базу.

2. Стандартные налоговые вычеты в России устанавливаются в зависимости от положения – дети, инвалид, ВОВ и т.д. В США – снова семейные пары получают преимущества.

Выводы и рекомендации

Библиографический список

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта: 6+


ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью и противоречивостью законов. Высокие налоги – это, безусловно, негативное явление, которое порождает спад производства в целом, а также массовое стремление населения к сокрытию своих доходов, что приводит к нарушению целостности системы налогообложения. В это же время высокий дефицит государственного бюджета требует постоянного пополнения доходной части бюджета путем увеличения налоговых поступлений. Данная ситуация присуща современной действительности в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений.

Среди всех налогов, которые уплачивают физические лица, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Рассмотрим его более подробно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4].

В общем можно констатировать, что методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в России до сих пор этот налог является предметом острых дискуссий и споров.

Также как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет следующие основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога – это формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Её основное предназначение – это обеспечение и защита конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счёт сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферы.

С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего, это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции – это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью этого должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы, предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) Принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода;

Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству.

2) принципа определенности – уплачиваемый налог, должен быть, прежде всего, точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

Несмотря на богатую историю данного налога, он далёк от совершенства, поэтому крайне необходимо его реформирование, с целью улучшения системы обложения в целом.

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утверждённая 1-го января 2001 года, составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [5].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете, по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2011-2013гг:

Таблица 1.Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2011-2013гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным данным в таблице, можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, которые существуют на сегодняшний день:

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать, либо минимизировать. Данная проблема наиболее осложнена, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны, по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция – регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ую собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13-ти процентная плоская ставка, введённая ещё в 2001 году. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 года. Прогрессивная ставка налогообложения – это налоговая ставка, которая возрастает, прежде всего, по мере роста дохода.

Несмотря на то, что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, всё же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмём в пример Японию. НДФЛ уплачивается по прогрессивной шкале, которая, в свою очередь, имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 иен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всём при этом, есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает, прежде всего, семейное положение человека, также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [6].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:

- введение прогрессивной ставки налога;

- введение необлагаемого минимума (доход не подлежит обложению до 10 000 рублей);

- увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;

- ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

- применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);

- совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;

- применение всевозможных льгот.

Подводя итог, можно сказать, что система подоходного налогообложения не совершенна в качественном преобразовании. От неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. - № 5. - С. 9-16.

3. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2014. - № 5 (38). - С. 63-65.

5. Законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения // Правовая система консультант плюс.

6. Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом // М.,2003г.- С. 140.

Василевская Галина Николаевна


Оскольский политехнический колледж

Налог на доходы физических лиц, взимаемый в России, условно можно разделить по следующим блокам:

- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 13% у резидентов и нерезидентов;

- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 30% у нерезидентов;

- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 35% с отдельных доходов, установленных налоговым законодательством, в частности доходов в виде процентов по вкладам в банках, в части превышения действующей ставки рефинансирования Центрального банка по рублевым вкладам, и по вкладам в иностранной валюте в размере, превышающем доходность 9% годовых, в отношении выигрышей и призов, выплачиваемых организациями при проведении различных рекламных акций связанных с розыгрышем призов;

- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми резидентами по ставкам 9% в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями российским гражданам 15% в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным гражданам;

- налог на доходы физических лиц, взимаемый по ставке 13% с индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения.

При выплате доходов нанятым сотрудникам, обязательство по перечислению налога в госбюджет возлагается в налоговых агентов. Налоговыми агентами в соответствии с положениями статьи 24 Налогового Кодекса РФ сознаются личности, в которых в соответствии с истинным Кодексом возложены прямые обязанности согласно исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в экономную концепцию Российский Федерации [1].

Налог на доходы физических лиц считается главным госбюджет образующим налогом, таким образом, важным считается целостность и оперативность поступления НДФЛ в госбюджет республик, присутствие одновременном повышении свойства налогового администрирования и исполнении комплекса событий нацеленных в разрешение последующих важных трудностей:

Легализация оттеняющих прибыли, никак не отражаемых в налоговой основе.

Заключение трудовых договоров с нанятыми сотрудниками.

Контроль за оперативной и абсолютной уплатой начисленного налога в госбюджет в целях минимизации недоимок согласно НДФЛ [2].

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием, имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.

Весьма непростой считается вопрос неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, содействовавших вескому увеличению недоимки, стало повышение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием, обладающим долг согласно платежам в госбюджет, с целью бронирования прибывающих в их расчётные счета денег с целью выплаты заработной платы.

Другие причины неплатежей – недостаток денег в счетах плательщиков, а кроме того невысокая платёжная дисциплина налогоплательщиков в данной взаимосвязи в основе постановления правительства, а кроме того нормативных действий субъектов Федерации ведется реструктуризация задолженности компаний. Согласно речам министра МНС Российской федерации А. Починка, в данном г. следует формировать налоговую концепцию, дружественную налогоплательщику, и безжалостно подвергать наказанию тех, кто именно никак не желает оплачивать. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а формировать условия, чтобы у него деньги были, и он никак не уводил их в офшор, а сохранял здесь. Совместно с этим пришло время увеличивать доходы самых бедных кругов жителей государства, поляризация индивидуальных доходов которых в нынешнем г. только лишь увеличилась. Официальная статистика говорит, то что 38% жителей государства либо 57 миллионов. человек, обладают на сегодняшний день доходы ниже прожиточного уровня.

Концентрирует на себя внимание вопрос неэффективности отдельных составляющих налогового механизма. Имеется значительный устройство налоговой инспекции, налоговой работников полиции, отделов УВД согласно борьбе с финансовыми правонарушениями. А итог деятельность оставляет желать наилучшего. Из-за неподготовленности сотрудников данных организаций, неумения правильно осуществить помощь, проверку, нередко почти все и адвокатские и физические личности просто отходят от ответственности из-за скрытия налогов.

Не поддаются разъяснению подобные, к примеру, данные, если в наблюдениях у абсолютно всех компаний, фирмы согласно бумагам практически бесприбыльные, а их главы обретают дорогие иностранные автомобили, строят в малые сроки дворцы – коттеджи.

Россию заполнила волна разоблачений, соединенных с противозаконными экономическими операциями. Теневая экономическая наука – это более скрытый тип финансовой работы, высококачественно выделяющийся с абсолютно всех других нарушений и "сокрытий" вызывающий большего числа сил и денег с целью борьбы с ним, в частности использования незамедлительно-сыскных способов и вследствие того отображающий собою более серьезный тип общественно небезопасных разделений в налоговой области [3].

По типу и объёму скрытие настоящих финансово-домашних операций изнутри теневой экономики возможно отметить 3 образующие действия, которые целиком выводятся из б/у (неучтённые процедуры, присутствие которых совершается скрытие самого факта ее выполнения), процедуры, нацеленные на скрытие доли приобретенной от процедуры выручки, а кроме того процедуры, проведённые под типом иных действий (псевдооперации).

Не обретает представления и тот факт, то что весьма долго вводится хороший опыт по сбору налогов, существующий в единичных ареалах государства. К примеру, еще несколько лет назад в Башкортостане налоги собирались в несколько раз более, нежели в среднем по стране.

Наравне с упомянутыми выше трудностями следует выделить и проблему воспитания налоговой культуры, законопослушание относительно "молодых" налогоплательщиков. На сегодняшний день степень налоговой культуры остаётся невысокой. Об этом говорят сведения о увеличении преступлений и правонарушений, связанных с сокрытием, прибыли от налогообложения, в большом количестве, в крупных и особенно больших объемах. Почти все нарушения налогового законодательства носят особенно опасный для российской экономики вид, таким образом, как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых незаконным путём, утечкой валютных денег за границу, сращиванием преступных текстур с рыночными. Преломление отрицательных направленностей в экономике, появившихся в нашем мире в больших объемах, в то же время с построением и формированием новейшей модификации хозяйствования – цель нынешнего и предстоящего завтра дня. Немаловажной ролью при этом обладает усовершенствование консультативной деятельность с жителями.

От заключения отмеченных выше трудностей зависит результативность развития прибыли бюджетов абсолютно всех степеней, увеличение предпринимательской деятельный, формирование производства и в окончательном результате регулирование экономики нашей государства. [2]

Список использованных источников:

Налоговый кодекс РФ часть II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. -175 c .

Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.


ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью и противоречивостью законов. Высокие налоги – это, безусловно, негативное явление, которое порождает спад производства в целом, а также массовое стремление населения к сокрытию своих доходов, что приводит к нарушению целостности системы налогообложения. В это же время высокий дефицит государственного бюджета требует постоянного пополнения доходной части бюджета путем увеличения налоговых поступлений. Данная ситуация присуща современной действительности в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений.

Среди всех налогов, которые уплачивают физические лица, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Рассмотрим его более подробно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4].

В общем можно констатировать, что методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в России до сих пор этот налог является предметом острых дискуссий и споров.

Также как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет следующие основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога – это формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Её основное предназначение – это обеспечение и защита конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счёт сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферы.

С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего, это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции – это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью этого должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы, предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) Принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода;

Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству.

2) принципа определенности – уплачиваемый налог, должен быть, прежде всего, точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

Несмотря на богатую историю данного налога, он далёк от совершенства, поэтому крайне необходимо его реформирование, с целью улучшения системы обложения в целом.

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утверждённая 1-го января 2001 года, составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [5].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете, по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2011-2013гг:

Таблица 1.Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2011-2013гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным данным в таблице, можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, которые существуют на сегодняшний день:

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать, либо минимизировать. Данная проблема наиболее осложнена, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны, по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция – регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ую собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13-ти процентная плоская ставка, введённая ещё в 2001 году. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 года. Прогрессивная ставка налогообложения – это налоговая ставка, которая возрастает, прежде всего, по мере роста дохода.

Несмотря на то, что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, всё же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмём в пример Японию. НДФЛ уплачивается по прогрессивной шкале, которая, в свою очередь, имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 иен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всём при этом, есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает, прежде всего, семейное положение человека, также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [6].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:

- введение прогрессивной ставки налога;

- введение необлагаемого минимума (доход не подлежит обложению до 10 000 рублей);

- увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;

- ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

- применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);

- совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;

- применение всевозможных льгот.

Подводя итог, можно сказать, что система подоходного налогообложения не совершенна в качественном преобразовании. От неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. - № 5. - С. 9-16.

3. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2014. - № 5 (38). - С. 63-65.

5. Законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения // Правовая система консультант плюс.

6. Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом // М.,2003г.- С. 140.

Читайте также: