Проблемы налогового процесса эссе

Обновлено: 17.05.2024

Введение 3 1. Проблема экономической эффективности и социальной справедливости 6 1.1. Проблема эффективности распределения экономических благ 6 1.2. Четыре взгляда на социальную справедливость 8 1.3. Налоговая политика и проблемы эффективности и справедливости, коэффициент Джини 9 2. Налоговая система и налоговая политика в РФ 15 2.1. Система налоговых органов в России 15 2.2. Понятие и виды налоговой политики в РФ 20 3.3. Проблема распределения налогового бремени в РФ и других странах мира 25 Заключение 32 Список литературы 34

Можно сказать, что в последние годы налоговая система нашей страны снова проходит этап реформирования. Данный этап ставит совершенно другие цели, а также задачи по сравнению с различными предыдущими. Если же, в первые годы функционирования, а также становления налоговой системы в России ключевыми целями являлись уменьшение налоговой нагрузки, а также становление упорядоченного налогового законодательства, то сегодня происходят существенные изменения в целевых ориентирах в сторону именно качественного улучшения, а также роста эффективности налоговой системы в целом.

Многих интересует цена дипломной работы по логистике. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.

. Первоочередной целью в 2004 году было сохранение определенной стабильности налоговой системы именно как фактора легализации бизнеса, а также роста налоговых платежей. Все усилия по проведению реформ налоговой системы в нашей стране должны быть направлены именно на рост ясности и прозрачности законодательства. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Вообще система налоговых органов определяется именно как единая структура органов, осуществляющих контроль за исполнением различного законодательства страны о налогах, а также сборах, поступлением определенных финансовых средств в бюджет страны. Налоги являются ключевым источником доходов государства. Именно поэтому постоянное совершенствование системы налоговых органов страны является особенно важным вопросом. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Можно говорить о том, что система налоговых органов в Российской Федерации имеет определенную иерархическую структуру. Самым высшим звеном является Федеральная налоговая служба или же ФНС. Именно данному звену и подчиняются все территориальные налоговые органы государства, которые являются именно нижестоящими звеньями. Можно сказать, что социальная справедливость именно в области экономики является соответствием определенной системы экономических отношений потребностям и интересам человека, господствующим в современном обществе. То есть, под социальной справедливостью принято понимать обеспечение работой любого трудоспособного, а также получение достойной зарплаты, социальное обеспечение детей и инвалидов, свободный доступ всех граждан государства к спорту и образованию, а также здравоохранению и культуре. Вообще рыночная система на сегодняшний день не обеспечивает определенного уровня социальной справедливости. Наоборот, многие ее векторы направлены именно в противоположную сторону. Определенная экономическая эффективность вообще противоречит социальной справедливости в различных сферах таких, как перераспределение ресурсов именно в пользу малоимущих, а также поддержание всеобщей занятости, разрешение определенных экономических проблем и прочее. Некоторое противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью является отражением противоречия между потреблением и производством. Целью курсовой работы является рассмотрение налоговой системы и налоговой политики, а также изучение проблемы социальной справедливости. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: ? изучить проблему эффективности распределения экономических благ; ? рассмотреть четыре взгляда на социальную справедливость; ? изучить налоговую политику и проблемы эффективности и справедливости; ? рассмотреть систему налоговых органов в России; ? определить проблему распределения налогового бремени в РФ и других странах мира.

Можно сказать, что налоговыми органами в стране являются Федеральная налоговая служба, а также ее структурные подразделения. ФНС возглавляется руководителем, который назначается на свою должность, а также освобождается от данной должности именно Правительством России по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель ФНС несет определенную персональную ответственность за выполнение всех задач, которые возложены на Службу. Основными проблемами налоговой системы в России являются ее нестабильность, а также сложность. На сегодняшний день в стране существует около 40 видов различных налогов, а также сборов. Сегодня постоянно вносятся различные изменения в налоговое законодательство, что порождает путаницу в данной системе. Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств. Проблема распределения налогового бремени на протяжении всей истории экономической теории была для нее ключевой. Современные экономисты под распределением налогового бремени понимают структуру налогообложения, то есть соотношение налогового бремени граждан и предприятий, которое является результатом процесса конечного разложения бремени налогов между экономическими субъектами, включающего и процесс переложения этого бремени. Самые высокие налоговые ставки в мире присущи странам Западной Европы. Бельгия возглавляет этот список, так как предельная ставка на средний доход достигает 54%. Штаты до сих пор относятся к категории стран с самыми низкими налогами (27% составляет предельная ставка налога на средний заработок работника). Страна может похвастаться самой большой экономикой в мире, которая не раз доказывала свою живучесть. Хотелось бы отметить, что для проведения оценки и измерения именно фактического распределения доходов применяется кривая Лоренца, а также коэффициент Джини. Они показывают, какая же доля всего совокупного дохода приходится на определенную группу населения. Один из способов искоренения неравенства доходов предполагает поддержку со стороны государства систем здравоохранения, социального обеспечения и образования. В этом случае люди с меньшими доходами могут получить удовлетворительное физическое состояние, уверенность в завтрашнем дне и образование. Такой подход предоставляет необходимые условия для жизни всем. Хотелось бы отметить, что в современной экономической литературе есть различные определения такого понятия, как налоговая политика. Особенно емко данное понятие раскрыто в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре. Там налоговая политика определяется как некоторая система мероприятий, которые проводятся государством именно в области налогов, то есть это определенная составная часть всей фискальной политики. Основным в реализации любой налоговой политики, в не зависимости от ее вида, являются определенные показатели развития экономики. Некоторое стимулирующее значение так называемой фискальной составляющей всей налоговой политики выражается в уменьшении общего налогового бремени, а также существенном расширении возможностей экономического роста. Проведение некоторой налоговой политики требует определенной дифференциации обложения именно через налоговое регулирование. Налоговое регулирование же в свою очередь подразумевает использование налоговых льгот.


К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики [7, c. 197].

В то же время, отечественная налоговая система еще достаточно противоречива и страдает рядом принципиальных недостатков, которые препятствуют ее нормальному функционированию.

Остановимся на некоторых проблемах налоговой системы страны.

1. Система создает два различных налоговых режима. Первый — финансовый прессинг — для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй — сравнительно льготный — для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

2. Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.

3. Необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными стабильными и значительными источниками финансирования при значительной доли федеральных трансфертов, дотаций. Сложившаяся в России ситуация, при которой на долю собственных доходов муниципальных образований приходится около 20 %, а остальное — это средства вышестоящих бюджетов, свидетельствует о значительном отклонении от состояния, характеризующем бюджетную самостоятельность региональных и местных образований. Считается, что бюджетная самостоятельность имеет место при условии, когда соотношение собственных доходов и безвозмездных перечислений близко к пропорции 50:50.

4. Несовершенство налогового законодательства. Действительно, многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

Несовершенство правового механизма регулирования налоговых отношений в Российской Федерации обусловлено отсутствием целостного (системного) взгляда на многие проблемы функционирования системы налогообложения, ее правовую основу, а главное — отсутствием серьезных разработок налоговых проблем как в юридической, так и в экономической науках [5, c. 77].

Налоговое ведомство непрерывно латает дыры в юридических конструкциях налогов, вводит и меняет критерии добросовестности компаний — налогоплательщиков, выступает ответчиком по тысячам судебных исков — и все это с единственной целью: пополнить государственную казну. Однако собираемость налогов, несмотря на принимаемые меры, растет весьма скромными темпами. Неудачи нововведений объясняются, вероятно, тем, что Правительство — в лице налоговой службы — действует исходя из ведомственной экономической эффективности, не пытаясь найти эффективный баланс фискальной и стимулирующей функций налогов.

5. Недостаточное качество налогового администрирования.

К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию.

Система налогового администрирования в России нуждается в совершенствовании. Одним из основных вопросов для обсуждения является упрощение требований к составлению подтверждающей документации.

6. Отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала приоритетам экономического развития.

Если задача — модернизация и диверсификация экономики, а принимаемые меры, в том числе в налоговой сфере, стимулируют только один сектор экономики, говорить об эффекте трудно.

Кроме того, при снижении нагрузки на высокодоходные сектора возникает необходимость компенсировать снижающиеся бюджетные доходы другими мерами. В результате налоговая нагрузка на те сектора, которые действительно нужно стимулировать, не снижается либо, наоборот, повышается.

7. Одной их главных проблем налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, главной причиной чего является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации сегодня представляет большую опасность для бюджета страны и граждан и угрожает экономической безопасности государства.

Общественная опасность данного преступления заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) [1], что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства [8, c. 91].

8. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения.

Система национальных счетов показывает свершение экономических сделок, отраженных в отчетной документации, но наряду с этим существует теневая деятельность − различные виды экономических потоков, не отраженных официальной статистикой [6, c. 27].

Доля теневой экономики по данным экспертов Forbes в 2013 году составил 46 % ВВП. Занято в теневом бизнесе примерно 13 млн. человек или 18 % экономически активного населения. По словам главы Росстата Александра Суринова, примерно пятая часть экономики сейчас находится в тени.

Таким образом, отечественная налоговая система, действительно, имеет ряд серьезных недостатков. Среди них превалирование фискальной функции налогов; неравномерное распределение фактической нагрузки по различным видам экономической деятельности; необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными источниками финансирования. По-прежнему остро стоят проблемы уклонения от уплаты налогов, неплатежей налогов, слабой налоговой дисциплины и низкой налоговой культуры населения, проблема взаимной социальной ответственности и сотрудничества гражданина, бизнеса и государства.

Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

То есть, трудность и, в то же время, важность решения проблемы, связанной с совершенствованием налоговой системы России, очевидна.

1. Абдуллаева Ш. Г., Магомедова З. А. Предпосылки и направления реформирования современной налоговой системы России / Ш. Г. Абдуллаева, З. А. Магомедова // Экономика и предпринимательство. — 2013. -№ 11. — С.62–65.

2. Ахунова Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д. С. Ахунова // Юридический вестник Российского государственного экономического университета. -2013. -№ 37. — С.268–278.

3. Василенко А. А. Модернизация налоговой системы. Эпоха налоговой конкуренции / А. А. Василенко // Экономические исследования. — 2014. -№ 2. — С.34–39.

4. Кирина Л. С. Оценка направлений совершенствования налоговой политики в Российской Федерации // Налоги и налогообложение.-2014.-5.-C. 476–489.

5. Красноглазов А.Ю Подходы к определению эффективности современной налоговой системы / А. Ю. Красноглазов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. -№ 3. — С.76–82.

6. Мороз В. В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития / В. В. Мороз // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 24–32.

7. Морозова Г. В., Жарова Е. Н. Влияние налоговой политики на повышение инновационной активности региона // Теория и практика общественного развития. — 2014. -№ 4. — С.196–198.

8. Садков В. Г. Налоговая система России (состояние, проблемы, направления модернизации) / В. Г. Садков // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. -№ 12. — С.88–96.

Основные термины (генерируются автоматически): теневая экономика, уплата налогов, Российская Федерация, россия, бюджетная самостоятельность, Налоговая система, налоговая сфера, налоговое администрирование, налоговое законодательство, отечественная налоговая система.

Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

Проблемы и перспективы налогового администрирования.

налоговое администрирование, налоговая система, налогоплательщик, орган, проблема, налоговое законодательство, Российская Федерация, налоговый орган, уплата налогов, сокрытие доходов.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование, кадастровая стоимость, Российская Федерация.

Развитие системы налогового администрирования.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое администрирование, налоговое бремя. Становление в России рыночной экономики предопределило формирование нового подхода к организации налогового процесса.

Основные направления увеличения налогового потенциала.

В настоящее время субъектам Российской Федерации предоставлены широкие права и возможности по повышению как производственного потенциала, так и качества жизни населения региона.

Совершенствование налогообложения в регионах в условиях.

налогообложение, региональные налоги, налоговое администрирования, налоговые доходы, бюджетный дефицит, налоговая система.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке [6].

Роль системы налогообложения в экономике государства

налог, налоговая нагрузка, рост цен, бюджетно-налоговая политика, экономическая категория, фискальная функция, налоговая политика, внутренний валовый продукт, вид деятельности, эффективный инструмент борьбы.

Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

Проблемы и перспективы налогового администрирования.

налоговое администрирование, налоговая система, налогоплательщик, орган, проблема, налоговое законодательство, Российская Федерация, налоговый орган, уплата налогов, сокрытие доходов.

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование, кадастровая стоимость, Российская Федерация.

Развитие системы налогового администрирования.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый процесс, налоговое администрирование, налоговое бремя. Становление в России рыночной экономики предопределило формирование нового подхода к организации налогового процесса.

Основные направления увеличения налогового потенциала.

В настоящее время субъектам Российской Федерации предоставлены широкие права и возможности по повышению как производственного потенциала, так и качества жизни населения региона.

Совершенствование налогообложения в регионах в условиях.

налогообложение, региональные налоги, налоговое администрирования, налоговые доходы, бюджетный дефицит, налоговая система.

Основные недостатки действующей системы налогообложения

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в определенном порядке [6].

Роль системы налогообложения в экономике государства

налог, налоговая нагрузка, рост цен, бюджетно-налоговая политика, экономическая категория, фискальная функция, налоговая политика, внутренний валовый продукт, вид деятельности, эффективный инструмент борьбы.

В статье представлены основные направления системы подоходного налогообложения физических лиц, которые на сегодняшний день имеют некую значимость по причине не совсем качественного преобразования системы. Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его значение можно оценить, определив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства. Для решения основных проблем налога на доходы физических лиц, обозначенных в данной работе, необходимо принятие мер по совершенствованию системы налогообложения в целом. Для этого были проанализированы проблемы и пути их решения в налоговой системе РФ. Также были рассмотрены принципы налогообложения, основные функции налога на доходы физических лиц и их назначение.


1. Артемьева Ю.А. К вопросу о способах толкования налоговых норм // Глобальный научный потенциал. 2013. — № 8. — С. 128–132.

2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. — № 5. — С. 9–16.

3. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2014. — № 5 (38). — С. 63–65.

5. Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом // М., 2003. — С. 140.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции - это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;

2) принципа определенности - уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей - 35%, а от 200 млн рублей - 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).

6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.

Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема очень актуальна в современной жизни. Люди, не интересуясь экономической стороной жизни, все чаще сетуют на власть за то, что на селе не ведется строительство детский садов, закрываются школы, не хватает средств не то, что на ремонт дороги, а даже на ее содержание в зимний период времени. А ведь в этом есть вина и каждого из нас! Стоит ли платить налоги? И откуда берутся деньги на содержание школ, садов, больниц и других бюджетных учреждений?Данная тема очень актуальна в современной жизни. Люди, не интересуясь экономической стороной жизни, все чаще сетуют на власть за то, что на селе не ведется строительство детский садов, закрываются школы, не хватает средств не то, что на ремонт дороги, а даже на ее содержание в зимний период времени. А ведь в этом есть вина и каждого из нас! Стоит ли платить налоги? И откуда берутся деньги на содержание школ, садов, больниц и других бюджетных учреждений?


636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36

в рамках II тура всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг

Студент 3 курса

Борзунов Юрий Олегович

Морозова Любовь Владимировна

с. Кожевниково - 2019 г.

Многие люди задаются вопросом, зачем собственно платить налоги? Что это дает? Насколько реально общее благо, которое реализуется на средства налогоплательщиков?

Действительно, за что мы платим налоги (прежде всего НДФЛ)? Куда тратятся эти деньги и не воруют ли их? Почему часто российский налогоплательщик не чувствует угрызений совести, если утаивает от государства некоторую сумму?

Данная тема очень актуальна в современной жизни. Люди, не интересуясь экономической стороной жизни, все чаще сетуют на власть за то, что на селе не ведется строительство детский садов, закрываются школы, не хватает средств не то, что на ремонт дороги, а даже на ее содержание в зимний период времени. А ведь в этом есть вина и каждого из нас! Стоит ли платить налоги? И откуда берутся деньги на содержание школ, садов, больниц и других бюджетных учреждений?

Основная цель данной работы заключается в том, чтобы понять, платить налоги – это неприятная обязанность, или же финансовая сознательность?

Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:

Изучить существующие налоги

Ознакомиться с порядком формирования бюджета МО Кожевниковский район

Определить приоритетные направления расходования бюджетных средств в МО Кожевниковский район

Изучить Стратегию социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025.

В идеале, налоги нужны, чтобы государство смогло реализовывать социальные цели, в достижении которых заключается смысл существования всех демократических обществ. Речь идет о качестве жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния нации. Кроме того, отдавая часть своих доходов в бюджет, мы по сути выступаем соучастниками создания благоприятной для жизни среды. Мы инвестируем в национальную безопасность, строительство дорог, программы борьбы с бедностью, образование.

Обязанность каждого гражданина!

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Налог – как обязательный и безвозмездный платеж.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина;

10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Таким образом, формируются бюджеты разного уровня: федеральный, региональный и местный.

Своевременная уплата налогов, не смотря на то, являются ли они федеральными, региональными или местными, дает возможность на развитие территорий Российской Федерации. Если рассматривать в частности Кожевниковский район, то можно обозначить определённые приоритетные направления развития данной территории. Они прописаны в Стратегии по социально-экономическомуо развитию Кожевниковского района до 2025.

Система целей и приоритетов задают приоритетные направления социально-экономического развития Кожевниковского района:

1. Развитие экономической базы Кожевниковского района;

2. повышение качества жизни и развитие социальной сферы

3. Развитие инфраструктуры района

4. Совершенствование муниципального управления.

Согласно этому документу в районе прогнозируется рост объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район на 10 млн. руб. (на 83 % в 2025 году по отношению к 2013г). Динамика роста объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика роста объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район (млн. руб.)

Заданное развитие сельской территории возможно только при полном выполнении заданного плана поступлений налоговых сборов.

Именно поэтому развитие Российской Федерации находится в руках каждого гражданина страны! Поэтому платить налоги – это все же финансовая сознательность, это уровень жизни населения и степень развития региона и страны в целом.

Подведя итог, хочется отметить, что без налогов не может существовать ни одно государство. Для повышения уровня жизни в стране очень важно, чтобы государственный бюджет своевременно пополнялся. Налоги являются основным источником доходов. С древних времен люди понимали, зачем их платить и как это важно. Налоги всегда были составляющей общественной жизни человечества. Государство не могло существовать без денежных средств, ни одна казна не могла бы обеспечить его всем необходимым без постоянного пополнения.

Это лишь некоторые направления расходования налоговых поступлений. Однако, уже на основании этого можно сделать вывод, что платить налоги необходимо для обеспечения финансовой независимости страны, улучшения жизни граждан и общества в целом, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне!

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации

2. Налоговый Кодекс российской Федерации

3. Устав Муниципального образования Кожевниковский район

5. Стратегия социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025


-75%

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.

Читайте также: