Проблемы налогообложения малого бизнеса в россии 2020

Обновлено: 27.03.2024

Рассказываем, как изменилось налоговое законодательство. Можно платить меньше, можно платить позже. Воспользуйтесь возможностями прямо сейчас – многие из них краткосрочные.

Поддержка, касающаяся всех организаций и ИП

Уменьшили страховые взносы

С 1 апреля 2020 года для всех субъектов малого и среднего предпринимательства снизили размер страховых взносов: с 30% до 15%.

Раньше такая ставка действовала только для той части годового вознаграждения сотрудника, что превышала сумму в 1 292 000 рублей. Теперь минимальный порог составляет 145 560 рублей. Это соответствует доходу за 12 месяцев при минимальном размере оплаты труда по федеральному показателю в 12 130 рублей. Всё, что выше — попадает под пониженный тариф.

Приостановили проверки

До 1 июня 2020 года Федеральная налоговая служба (ФНС) России приостанавливает почти все проверки. Это касается:

выездных налоговых проверок

уже начатых выездных проверок

составления и вручения актов решений

рассмотрения и подачи возражений по итогам проверки

проверки соблюдений валютного законодательства

проверки сделок между взаимозависимыми лицам

Важно ! Проверки останутся для ситуаций, где выявили нарушения в соблюдении валютного законодательства и если срок давности для привлечения к ответственности истекает 1 июня.

Приостановили меры взыскания

Остановили банкротства по инициативе ФНС

С 16 марта ФНС России временно прекратила подавать заявления на банкротства любых компаний. Срок, когда процесс возобновят, пока не называется. Впрочем, в картотеке арбитражного суда можно обнаружить около сотни дел о банкротстве компаний и ИП, инициированных ФНС после 16 марта, некоторые из них уже приняты к производству.

Продлили сроки сдачи отчетности

Нужно сдать до 15 мая 2020:

Налоговые декларации по НДС за 1 квартал

Расчёты по страховым взносам за 1 квартал (сроки подачи данных за первое полугодие и 9 месяцев 2020 не переносятся)

Можно сдать на 3 месяца позже:

Переносятся сроки отчетности, которую ранее нужно было сдать с марта по май. Это:

все налоговые декларации и отчеты по авансовым платежам (кроме НДС и страховых взносов),

расчеты сумм НДФЛ,

налоговые расчеты о суммах доходов и удержанных налогов, выплаченных иностранным организациям.

Также на три месяца переносится срок подачи заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год. Теперь компании могут подать заявления в налоговые органы по месту нахождения не до 1 июля, а до 1 октября 2020 года.

Не переносятся сроки подачи декларации по транспортному налогу, а также по отчетности по акцизам на табак, автомобили, нефть и т.д. начиная с мая (отчетность по ним за февраль, март и апрель перенесли на 3 месяца). Все изменения сроков представления деклараций и уплаты налогов ФНС собрала в этом документе .

Важно! Е сли для компании срок предоставления документов в налоговую попал на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, то компанию не оштрафуют за их непредставление. Срок подачи продлен на 10 рабочих дней по требованию ФНС, и на 20 дней – по другим требованиям.

Самозанятым дадут денег на налоги

11 мая президент России Владимир Путин поручил вернуть уплаченные в 2019 году налоги самозанятым.

Всем самозанятым президент пообещал выплатить компенсацию на оплату налогов в размере 1 МРОТ — сейчас эта сумма равна 12 130 рублям. Как будет реализована выплата, пока не ясно — мы обновим этот текст, когда будет подписан документ с порядком выплаты.

Основание: публикация дополняется.

Дополнительные меры для отраслей, которым временно запретили работать

Часть отраслей экономики, по которым ограничения, связанные с коронавирусом уже ударили сильнее всего, правительство РФ выделило в отдельную категорию. Считается, что это наиболее пострадавшие отрасли. Для них налоговая утвердила дополнительные меры поддержки. Сейчас таких отраслей 11:

В 2021 году в России произошли некоторые изменения в системе налогообложения. Представителям малого бизнеса в 2021 году необходимо знать, что существуют такие налоговые режимы:

В соответствии с выбранным режимом, определяется налоговая политика малого бизнеса. В каждой из представленных систем предусмотрен отдельный список статей расходов для налогоплательщика – на прибыль, на имущество, НДС и т.д.

Наша компания поможет вам быстро продать и купить бизнес в Казани.

Общая система налогообложения устанавливается автоматически при условии, что предприниматель не указал при регистрации предпочитаемый режим работы. Представители малого бизнеса не стремятся работать на этой системе налогообложения, так как у неспециалиста она вызывает много вопросов. Поэтому данный режим налогообложения требует привлечения бухгалтера.

Упрощенная система налогообложения считается наиболее востребованной среди представителей малого бизнеса. Она актуальна для компаний, в которых работает не больше 130 сотрудников. При этом доход компании не должен превышать 200 миллионов рублей.

УСН представлена в двух вариантах:

Размер ставки зависит от субъекта, в котором живет предприниматель.

малый бизнес налоги

Единый сельскохозяйственный налог актуален для представителей малого бизнеса, работающих в соответствующей сфере. Общепринятая ставка равна 6%. Однако регионы имеют право снижать ее даже до 0%.

Патентный режим актуален для компаний, в которых работает не больше 15 сотрудников. При этом ежегодный доход этих компаний не должен превышать 60 миллионов рублей. Такие ограничения не способствуют популярности этой системы уплаты налогов среди малого бизнеса.

Налог для самозанятых равен 4% при условии сотрудничества с физическим лицом и 6% – с юридическим.

Применение нескольких режимов

Взимание налогов для малого бизнеса в 2021 году может быть осуществлено и в том случае, если компания совмещает сразу несколько режимов налогообложения. Например, сегодня существует возможность совмещения патента с ОСНО и УСН. А вот между собой ОСНО и УСН совмещать категорически запрещено. Также нельзя совмещать с другими режимами налог для самозанятых.

Влияние коронавирусного кризиса на налогообложение для малого бизнеса

В связи с пандемией коронавируса в России были отменены налоговые проверки и введен мораторий на банкротство. К тому же были предусмотрены кредитные льготы для малого бизнеса. На период пандемии предприниматели могли оформить кредит всего под 2%. К тому же некоммерческие организации получили отсрочку по налогам для малого бизнеса во втором квартале 2020 года.

Сегодня также предусмотрены льготы по налогам для малого бизнеса, представляющего сферу IT-технологий. Если раньше IT-компании платили 20% налог на прибыль, то сегодня он снижен до вполне гуманных 3%.

Также стоит отметить, что до конца 2021 года были продлены налоговые каникулы. Однако такая поблажка доступна не всем. Чтобы воспользоваться налоговыми каникулами, нужно выполнить ряд условий:

  • открыть бизнес после введения закона о налоговых каникулах;
  • работать в сфере производства, бытовых услуг, науки, аренды жилья или социума.

К тому же доход от предпринимательской деятельности не должен превышать 70% от общего дохода.

Резюмируя, можно сказать, что в 2021 году представители малого бизнеса могут рассчитывать на некоторые меры государственной поддержки. При этом они все равно обязаны платить немалые налоги, вне зависимости от успешности своей деятельности. Специалисты БНК Инвест проводят консультации по открытию бизнеса.

Специалисты нашей Компании с 2015 года занимаются сопровождением сделок в сфере купли-продажи готового бизнеса в Казани. Наша цель — Безопасно, Надёжно и Качественно предоставлять услуги Продавцам и Покупателям готового бизнеса, тем самым создавая безопасную среду для выгодного инвестирования


В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4]. Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1]. Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства. При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса. Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, единый налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговое законодательство, Россия.

Цитировать:
Бухвальд Е.М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1319-1336. – doi: 10.18334/epp.10.5.110134.

Аннотация:
В статье рассматриваются основные негативные факторы, повлиявшие на ситуацию в российской экономике в начале 2020 г., и, прежде всего, в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП). Выявлены причины особой уязвимости российского МСП перед лицом новых кризисных явлений; оценивается адекватность чрезвычайных мер государственной под-держки МСП в создавшейся сложной социально-экономической ситуации. Акцентируется внимание на том, что трудности российского малого бизнеса, обнаружившиеся в 2020 году, во многом стали не следствием временных чрезвычайных обстоятельств, а продолжением негативных трендов его развития в предшествующие годы. В этой связи вносятся предложения, касающиеся разработки и реализации новых подходов в государственной политике в отношении МСП, в частности, в рамках стратегирования соци-ально-экономического развития, осуществления целевых национальных проектов и пр.

JEL-классификация: L26, M21, M29

Введение

Однако если более глубоко подойти к сути тех негативных явлений, с которыми мы столкнулись в последнее время, надо говорить все-таки не о коронавирусной экономике (вирусы приходят и уходят), а о формировании в последнее время, причем в глобальном масштабе, особого феномена экономики высоких рисков и факторов неустойчивости. Таковые могут быть связаны с причинами не только медико-биологического свойства, но также иметь сложную социально-экономическую, природно-экологическую, техногенную и иную природу. Если предположить, что формирование экономики высоких рисков – неизбежная реальность (а скорее всего, именно так и есть), то это диктует качественно новые требования ко всем институтам и инструментам государственного управления, к использованию методов стратегического планирования, а также форм и механизмов государственно-частного партнерства. В полной мере это относится и к тому, как дальше будет развиваться сфера МСП российской экономики.

Ситуация в сфере МСП: неожиданность или закономерный итог?

Социально-экономические последствия шоков 2020 года наверняка будут изучаться не один год, в том числе и с точки зрения уроков для всей практики государственного социально-экономического регулирования и стратегирования. Но есть несколько важных выводов, которые можно и нужно сделать уже сейчас. Так, по мере углубления негативной ситуации в экономике именно из сферы МСП стали поступать первые и наиболее тревожные сигналы, свидетельствующие об утрате жизнеспособности малых форм хозяйствования, невозможности уплаты ими налогов и арендных платежей, вынужденных увольнениях работников и пр. Соответственно, несложно заметить, что по мере нарастания масштабов антикризисных мер государственной экономической политики в России именно сфера МСП обозначилась как основной адресат реализуемых мер поддержки. Сути этих мер и их возможной результативности мы коснемся несколько позднее. А пока отметим следующее.

Стратегия, таким образом, оказалась оторванной от общего контекста экономической политики государства. Отсюда закономерно возникал вопрос: те значительные меры поддержки, которые обещаны Стратегией сфере МСП, и те позитивные эффекты, которые с этим связаны, возможны при всех обстоятельствах или они реальны только при определенных показателях экономического роста, наполняемости федерального бюджета и консолидированного бюджета в целом? Никакого сценарного варианта по макроэкономическим или финансовым показателям, равно как и анализа рисков реализации Стратегии данный документ не содержит.

Действительно, данные Росстата позитивных ожиданий Стратегии МСП и целевого национального проекта не подтверждают. Согласно этим данным, в последнее время доля МСП в ВВП не увеличивалась, а сокращалась. По мнению большинства экспертов, явная рецессия в сфере МСП России началась именно в 2018 г., когда наметился заметный тренд сокращения общего количества субъектов МСП и числа занятых в них работников. Это мотивировалось, в первую очередь, увеличением ставки НДС, низким уровнем покупательной способности населения, а также отсутствием общего устойчивого тренда на экономический рост в стране. В результате в 2018 г. показатель доли МСП в ВВП России составил 20,2% против 22% в 2017 г. [8] (плановый показатель национального проекта – 22,9% по итогам 2019 года).

Более того, в последние годы сложилась ситуация, при которой обращение к данным государственной статистики и иным информационным источникам органов государственной власти вообще представляет собой не самый лучший путь для того, чтобы получить достоверное представление о ситуации в сфере МСП российской экономики и происходящих здесь изменениях. Не устареет истина относительно того, что крайне сложно управлять чем-либо, не имея достоверных представлений об объекте управления, тем более тогда, когда речь идет о принятии мер экстренного характера, как это случилось в первом полугодии 2020 года.

Названная негативная ситуация связана с несколькими причинами. Во-первых, помимо Росстата, информацию по числу и деятельности субъектов МСП дают Министерство экономического развития и Федеральная налоговая служба, которая ведет Реестр субъектов МСП – наиболее полную базу данных, содержащую сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства. Есть оценки Счетной палаты РФ, а также альтернативные оценки, сделанные различными представителями экспертного сообщества.

Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире (Калинин А.В.) // Экономика, предпринимательство и право. № 4 / 2011

Данные Росстата по МСП заметно запаздывают, но зато они охватывают более широкий круг показателей деятельности субъектов МСП. Кроме того, и в самом Росстате данные по МСП представлены в двух видах: как показатели текущей статистики и как результаты периодических обследований [10], так как сфера МСП не является объектом постоянного статистического наблюдения. Это дает возможность не только определить долю МСП в ряде макроэкономических показателей, а также, что очень важно, разделить номинально числящиеся и фактически действующие МСП.

Таким образом, некоторое отличие в данных Росстата от данных Реестра ФНС есть, но в данном случае оно принципиального значения не имеет. Здесь более важен ряд других обстоятельств.

Второй важный момент – это долговременное сохранение уже названной выше ситуации заметного разрыва между количеством номинально числящихся и фактически действующих субъектов МСП. С известным приближением эту ситуацию описывают так называемые сплошные обследования МСП. По данным последнего по времени обследования (2015 г.), среди предприятий МСП фактически хозяйственную деятельность осуществляли 65,5% номинально числящихся субъектов МСП, в том числе 97,6% средних предприятий и 65,2% – микро- и малых предприятий. Здесь в целом заметна тенденция ухудшения ситуации: по итогам обследования 2010 г. эти показатели составляли, соответственно: 75,9%; 85,7% и 75,6%.

Характерен и такой итог обследования: в 2015 г. из числа фактически действующих субъектов МСП получателями поддержки в рамках государственной (муниципальной) поддержки малого и среднего предпринимательства являлись лишь 0,2 % этих субъектов. Правда, здесь, видимо, речь идет о прямых или адресных формах поддержки в рамках соответствующих программ, а не о тех ее видах, которые охватывают очень широкий круг субъектов МСП, например, в виде налоговых льгот, льготных ставок аренды и пр.

Помочь, чтобы выжить или чтобы обрести высокую живучесть?

Сказанное выше позволяет выделить несколько особенностей российского МСП как объекта целевого государственного регулирования и поддержки, в том числе и в условиях неких чрезвычайных ситуаций.

Возникает вопрос: почему эти характерные черты российского МСП остаются столь устойчивыми? Как мы полагаем, в действительности все три названные выше особенности российского МСП во многом определялись и определяются тем, что целеполагание в данном векторе государственной политики концентрировалось на росте числа МСП, количества занятых, увеличении доли МСП в ВВП и пр. Однако, как было отмечено выше, подобные целевые установки в разного рода программах, дорожных картах, стратегиях и пр. раз за разом проваливались. Прежде всего, это объяснялось тем, что в этих документах игнорировался очевидный факт: в каждой экономике в ее текущем состоянии количественные и качественные параметры развития сферы МСП достаточно жестко предопределены факторами объективного характера. Это структурные характеристики экономики; уровень концентрации производства, тенденции его пространственного размещения, уровень жизни населения и степень его экономической дифференциации и пр. В этих условиях, особенно учитывая мощную теневую составляющую, полагаться на число МСП, на количество занятых в этой сфере, на долю МСП в ВВП как на ключевые параметры целеполагания государственной поддержки этой сферы российской экономики не вполне резонно.

На федеральном уровне речь идет о таких мерах поддержки, как беспроцентные кредиты на выплату зарплат; покрытие 2/3 стоимости процентных платежей по новым кредитам субъектам МСП; гранты на решение других неотложных нужд, а также налоговые возвраты. Банки России реструктурировали кредиты малого бизнеса на сумму 343 млрд рублей. Можно также указать и на такие меры, как отсрочка платы за аренду объектов коммерческой недвижимости, а также перенос платы за аренду объектов государственного или муниципального имущества с 2020 г. на 2021 г. (22,5 тыс. объектов, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности). Предполагается, что эти меры поддержки затронут более миллиона предпринимательств.

Характерно, что, пожалуй, впервые в российской практике именно как форма экстренной помощи МСП используется такой инструмент, как снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования. Это касается продления действующих лицензий, а также получения новых лицензий без личного контакта бизнеса и органа власти. Правительством РФ также введен мораторий на проверки, связанные с налоговыми и таможенными процедурами. Так, в 2020 г. отменяются 100 тыс. плановых проверок МСП и 400 тыс. внеплановых проверок. Контроль будет проходить дистанционно – в формате аудио- и видеосвязи.

Свою лепту в поддержку предпринимательской деятельности стараются внести и субъекты Федерации. Однако далеко не все из них имеют возможность оказать такую поддержку в экономически значимых масштабах (для расширения этих возможностей федеральный центр выделил регионам дополнительные дотации и ввел мораторий на погашение бюджетных кредитов, то есть заимствований регионов из федерального бюджета).

Подробное описание всех принятых в последнее время мер поддержки МСП, разумеется, не входит в круг задач данной статьи – для этого есть специальные информационные источники. Однако ряд важных выводов необходимо все же сформулировать.

Во-первых, хорошо известно, что степень взаимозависимости малого и крупного бизнеса (в частности, кооперационного характера) у нас значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Тем не менее Правительство РФ в принципе правильно среагировало на ситуацию, полагая, что общая стабилизация всей предпринимательской среды в настоящее время не менее важна для поддержания жизнеспособности малого бизнеса, чем целевые меры поддержки непосредственно в его адрес.

Венчурный малый бизнес в Уральском федеральном округе (Берестова В.В., Мурыгина Л.С.) // Экономика, предпринимательство и право. № 4 / 2017

Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса (Боркова Е.А., Доронин М.В. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 5 / 2021

Наконец, третий вывод состоит в том, что не стоит удивляться характеру описанных выше мер, полагая, что это только средства выживания, а не развития: чрезвычайной ситуации должны соответствовать чрезвычайные меры поддержки. Все решения о поддержке МСП, которые предпринимаются в настоящее время, скорее всего, действительно относятся к мерам тактического характера. Надо надеяться, что в целом они позволят компенсировать ущерб и вернуть бизнес на докризисные позиции. Но должны быть в итоге и меры долговременного, стратегического характера, которые, может быть, уже не удастся разработать и реализовать сегодня-завтра, но в перспективе именно они должны стать основой антикризисной устойчивости и дальнейшего подъема всего сектора МСП российской экономики.

Другими словами, те уроки, которые должна извлечь государственная политика в отношении МСП, не могут сводиться только к тому, чтобы поднакопить финансовые резервы и получить опыт оказания экстренной помощи малым формам хозяйствования при наступлении чрезвычайных ситуаций. Да, резервы необходимы, и заранее просчитанный алгоритм действий в подобных условиях действительно может оказаться очень полезным в дальнейшем.

Как мы видим, целеполагание в ходе последующих этапов государственной политики в отношении МСП должно в меньшей степени ориентироваться на рост числа субъектов МСП, на общее количество занятых работников в этой сфере, на долю МСП в ВВП страны. Акцент должен быть сделан на индикаторах, характеризующих степень зрелости и хозяйственной устойчивости субъектов МСП. Соответственно, государственная политика в отношении МСП должна быть в преимущественной мере ориентирована на инструменты, обеспечивающие эту устойчивость.

Прежде всего, это такие показатели, как доля субъектов МСП, осуществляющих хозяйственную деятельность более 10 лет; инвестиционная активность МСП и капитальные ресурсы в расчете на 1 субъекта МСП; количество постоянно занятых работников на 1 субъекта МСП; расходы на НИОКР в расчете на 1 субъекта МСП; ареал хозяйственной деятельности субъектов МСП и объем их кооперационных взаимодействий с крупным бизнесом; доля субъектов МСП, действующих в пределах территорий с особым режимом хозяйствования и пр. [4] (Vilenskiy, 2020). По мнению зарубежных экспертов, уроки кризиса 2008–2009 гг. показали, что к числу предпосылок стабильного развития сектора МСП относятся такие факторы, как устойчивый доступ к источникам финансирования [18] (Arzeni, Cusmano, Robano, 2015) и постоянное внимание к качеству человеческого капитала, задействованного в сфере МСП, к уровню образования и накопления профессиональных знаний работников [19, 20] (Delener, Farooq, Bakhadirov, 2017; Perret, 2014).

Заключение

Для реализации востребуемых новаций в государственной политике развития и поддержки МСП требуется их стратегическое развертывание. По нашему мнению, такую роль должен сыграть полностью обновленный вариант Стратегии МСП до 2030 г. (более глубокий горизонт сейчас едва ли был бы оправдан). Однако сегодня, как и 6 лет назад, мы вновь сталкиваемся с дилеммой: разрабатывать Стратегию МСП в обновленном виде или ждать принятия базовой Стратегии социально-экономического развития страны; как интегрировать Стратегию с системой государственных программ и национальных проектов? Эти принципиально важные вопросы требуют широкого научного обсуждения, экономической и правовой экспертизы. Одновременно необходимо существенно пересмотреть и модернизировать представления о методах обучения началам предпринимательства, включив в них ключевые вопросы устойчивости бизнеса, его выживания и развития в различных критических ситуациях.

[10]Последний раз такое обследование проводилось в Российской Федерации в 2016 году по итогам 2015 года. Следующее сплошное обследование МСП намечено на 2021 год по итогам 2020 года.

Подробнее об авторе:

Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса (Гурьянов П.А.) // Экономика, предпринимательство и право. № 10 / 2011

Правительство РФ приняло ряд законодательных актов, которые вступили в силу 1 января 2021 года. Они повлияют на налоговую нагрузку бизнеса.

Отмена ЕНВД

С 1 января 2021 года перестал действовать единый налог на вменённый доход. ИП, которые до этого применяли вменёнку, могли перейти на другой спецрежим или на общий режим налогообложения. Для тех, кто применял ЕНВД в последнем квартале 2020 года и хочет перейти на УСН, продлён срок перехода. Заявление можно подать до 31 марта 2021 года.

НДФЛ 15%

Вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Те, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Для тех, чьи доходы ниже этой суммы, сохраняется ставка 13%.

Повышенный МРОТ и страховые взносы

С 1 января 2021 года федеральный и региональный МРОТ составляет 12 792 рубля. Зарплаты работникам должны быть повышены в соответствии с новой суммой, а значит, вырастет налоговая нагрузка на работодателя.

Также с начала года увеличилась предельная база для расчёта по страховым взносам:

в ПФР — 1 465 000 рублей — с суммы превышения нужно платить взносы по ставке 10%;

в ФСС — 966 000 рублей — с суммы превышения взносы не уплачиваются.

Лимит для расчёта взносов на обязательное медицинское страхование не установлен.

Повышенные лимиты для УСН

Стандартные ограничения на применение упрощёнки — доход до 150 млн рублей и до 100 работников в штате. Налоговая ставка может отличаться в регионах, но её средний размер составляет:

по доходам — от 4 до 6 %;

по доходам за вычетом расходов — от 7 до 15 %.

Если налогоплательщик на упрощёнке выходит за пределы этих ограничений, его переводят на ОСНО.

Но с 2021 года вводится переходный период для упрощенцев с новыми ограничениями:

доход — до 200 миллионов рублей;

число сотрудников — до 130.

8 % — для доходов;

20 % — для доходов за вычетом расходов.

Новые ставки действуют весь квартал, в котором произошло превышение.

на ОПС — 32448 руб;

на ОМС — 8426 руб;

дополнительный взнос в ПФР — 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода.

Рост акцизов

Ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты выросли на 20% по сравнению с 2020 годом. Ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году составляет 2359 рублей за 1 тысячу штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку.

Также не следует забывать о ежегодной индексации ставок акцизов на другую продукцию. План повышения ставок до 2023 года содержится в статье 193 НК РФ.

Налоговые каникулы

Налоговые каникулы для ИП на УСН и ПСН продлены до конца 2021 года. Предприниматели могут рассчитывать на нулевую ставку налога, если соблюдены следующие условия:

в регионе регистрации ИП принят соответствующий закон;

ИП работает в производственной, научной, социальной сфере, оказывает бытовые услуги населению или сдаёт жильё в аренду;

доходы от этой деятельности составляют не менее 70% от общего дохода ИП.

Помимо налоговых каникул, введены новые льготы для ИП на ПСН.

Расширен перечень видов деятельности, при котором можно применять ПСН. Теперь в него входят преподаватели, фотографы, повара и фермеры. Последние смогут получить единый патент на животноводство и растениеводство.

ИП на ПСН смогут уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов. Если у предпринимателя нет работников, то можно вычесть из стоимости всю сумму взносов, а если работники есть — только половину.

Также увеличена до 150 м² площадь торгового зала, при которой можно применять ПСН в сфере торговли и общепита.

Отмена декларации по земельному и транспортному налогу

Начиная с налогового периода 2020 года, налогоплательщики больше не сдают декларации по земельному и транспортному налогам. Теперь ФНС сама рассчитывает сумму налогов и высылает квитанции. Уплатить эти налоги нужно до 1 марта 2021 года.

Освобождение от аудита

С 2021 года от обязательных аудиторских проверок освобождены субъекты малого предпринимательства, которые отвечают следующим условиям:

доход за предыдущий год не превышает 800 млн рублей;

сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец прошлого года не превышает 400 млн рублей.

Также не будут проверять НКО, соответствующие хотя бы одному из условий:

доход от предпринимательской деятельности за прошлый год до 800 млн, активы до 400 млн;

является фондом, поступление имущества (в том числе денег) в который за предыдущий год не превышает 3 млн рублей;

является организацией потребительской кооперации.

С 1 января 2021 года эти налогоплательщики могут применять упрощённые способы ведения бухучёта и составлять упрощённую бухотчётность начиная с отчётности за 2021 год.

Льготы для IT-сферы

Для разработчиков программного обеспечения снижены налоги и страховые взносы. Налог на прибыль касается только налогоплательщиков на ОСНО. Его ставка теперь составляет 3% вместо 20%, как было раньше.

Пониженные страховые взносы действуют для налогоплательщиков на любой системе налогообложения. Общая ставка снижена с 14 до 7,6%, а по отдельным видам взносов проценты распределены так:

пенсионное страхование — до 6 %;

социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5 %;

медицинское страхование — до 0,1 %.

Право на льготы по налогам и страховым взносам имеют компании, которые включены в реестр аккредитованных организаций в IT-области. Кроме того, в штате должно быть не менее 7 человек.

Также изменились правила применения льготы по освобождению реализации от НДС. Теперь для того, чтобы воспользоваться льготой, разработчикам необходимо включать своё ПО в реестр российских программ для ЭВМ.

Читайте также: