Приватизация предприятий создание аудиторской системы введение новой системы налогов
Обновлено: 18.05.2024
Экономические проекты – приватизация предприятий; создание аудиторской системы, введение новой системы налогов.
Особенности экономического проекта -главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
то же самое относится и к срокам;
ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного
расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по ходу дела.
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.
Социальные проекты – реформирование системы, социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений.
Особенности социальных проектов цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Организационные проекты - реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.
Особенности организационных проектов и их цели заранее определены, однако результаты количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы; . срок и продолжительность задаются предварительно; pecypcы предоставляются по мере возможности;
расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Наличие нескольких альтернатив и допущений (относительно выбора технологии; оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т.д.) осложняет инвестиционное проектирование.
Как правило, имеющиеся альтернативы следует рассмотреть уже на этапе предварительного технико-экономического обоснования.
Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что фирма и инвестор получат достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид;
КИ+ КФ=ОК, где КИ-капиталь инвестора, КФ- капитал фирмы, ОК- общий капитал
ПИ+ПФ=ОП, где ПИ-прибыль инвестора, ПФ-прибыль фирмы, ОП-общая прибыль, подлежащая распределению между участниками бизнес-проекта
ПИ/КИ › Nпи Nпи-норма прибыли капитала инвестора
ПФ/КФ › Nпф Nпф-норма прибыли капитала фирмы
С учетом этих формул можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:
Nпи*dки + Nпф*dкф › Nоп, отсюда доли инвестора и фирмы вычисляются так: dиоп= (Nпи* dки)/ Nон; dфоп = (Nпф* dкф)/ Nон
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей, тогда справедлива такая целевая функция:
Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора способен принести максимальную прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме.
1.5. Классификация бизнес-проектов
Бизнес-проекты могут классифицироваться по типам, по классам, по масштабу, по длительности, по виду и по сложности проекта.
- тип- посферам деятельности (технический, экономический, социальный, организационный, смешанный).
Класс - посоставу, структуре и предметной области (монопроект - отдельный проект, мультипроект - комплексный, состоящий из ряда монопроектов и требующий общего управления, мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей, других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов)
В соответствии с классификацией и подразделением проектов на виды можно выделить некоторые особенности и типичные условия, позволяющие отличать виды проектов друг от друга.
Инвестиционные проекты. Строительство жилого дома, реконструкция предприятия или возведение плотины – это проекты, для которых определены и фиксированы:
цель проекта (например, м жилой площади, объем производства продукции, размеры и профиль плотины);
срок завершения и продолжительность;
расходы на проект.
Требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта будут зависеть в первую очередь от хода выполнения работ и прогресса каждого проекта.
Для этого вида проектов требуемые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком и сроком готовности этапов и завершения проекта.
Проекты по исследованию и развитию. Разработка нового продукта, исследования в области технических систем или разработка нового пакета программного обеспечения характеризуется следующими особенностями:
главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;
срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;
планирование расходов на проект часто зависит от выделенных средств и ассигнований и меньше от действительного прогресса проекта;
основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
Как правило, здесь имеющиеся мощности определяют расходы на проект и срок его реализации.
Организационные проекты. Реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума как проекты характеризуются следующим:
цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, т. к. они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;
срок и продолжительность задаются предварительно;
ресурсы предоставляются по мере возможности;
расходы на проект фиксируются и подвергаются проверке на экономичность, однако требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Экономические проекты. Приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов – это все экономические проекты, обладающие своими особенностями:
целью проектов является улучшение экономических показателей функционирования системы, поэтому их оценить значительно труднее, чем в ранее рассмотренных случаях; главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
то же самое относится и к срокам проекта;
ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
расходы определяются предварительно, проверяется их экономичность, по мере прогресса проекта они уточняются.
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.
Социальные проекты. Реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения на предприятии, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений – все это социальные проекты, имеющие свою специфику:
цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднена;
сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
С точки зрения теории систем управления подразумевается, что проект как объект управления должен быть наблюдаемым и управляемым, то есть выделяются некоторые характеристики, по которым можно постоянно контролировать ход выполнения проекта и докладывать о них руководителю проекта и общему руководству (наблюдаемость) и которые имеют механизмы своевременного влияния на ход действия проекта (управляемость).
9.3. Принципы управления инновационными проектами
Важным понятием в управлении инновационным проектом является его жизненный цикл.
Жизненный цикл проекта – набор последовательных фаз проекта, определяемых для лучшего контроля и управления. Он определяется промежутком времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации.
Жизненный цикл делят на фазы, фазы на стадий, стадии на этапы. Общепринятого подхода, определяющего четкий регламент в терминологии, количестве фаз, стадии, этапов, не существует, поскольку они определяются особенностями конкретного проекта.
Однако общая логика и содержание любого проекта определяется набором общих правил.
В качестве примера может быть приведена концептуальная схема жизненного цикла проекта по созданию нового промышленного объекта (рис. 9.2.).
Рис. 9.2.Концептуальная схема жизненного цикла проекта [2]
Процесс осуществления проекта протекает во времени. Он имеет начало и окончание, требует в течение этого времени определенных затрат "усилий". На рис. 9.3. представлена типичная зависимость "время-усилия", характеризующая как динамику процесса развития проекта по фазам жизненного цикла.
На рисунке изображены четыре различные фазы проекта, которые предусматривают жизненный цикл правильно выполняемого проекта: концепцию, планирование, выполнение, окончание. Здесь же указаны типичные виды деятельности, необходимые на каждой фазе. Естественно, каждая фаза может иметь свои стадии и этапы, число которых зависит от особенностей проекта. Однако названные четыре фазы являются присущими всем типам проектов и имеют жизненно важное значение для прогрессивной концепции разработки и планирования успешной реализации проектов.
Рис. 9.3.Четыре фазы жизненного цикла проекта
Первые две фазы часто рассматриваются как предварительные разработки, когда есть возможность создать проект на бумаге. Третья и четвертая фазы содержат более детальные разработки, спецификации и физическое воплощение проекта. Заметим, в частности, что разрешение на продолжение требуется в конце двух первых фаз, а разрешение на производство и окончание – перед окончанием двух последних фаз. Таким образом, каждая фаза является мини-проектом со своими целями и ограничениями и соответственно рассматривается и управляется.
Необходимо учитывать определенный набор факторов:
1. Четко поставленные цели. Начиная уже с философии проекта приверженность проектной группы заявленным целям.
2. Компетентность руководителя проекта. Грамотный, коммуникабельный руководитель, имеющий необходимый технический и административный опыт.
3. Поддержка со стороны руководителей высшего звена. Все заинтересованные стороны должны знать об этой поддержке и видеть ее проявления.
4. Профессиональная подготовленность членов проектной группы. Успех проекту обеспечивает грамотная и подготовленная группа исполнителей.
5. Достаточное ресурсное обеспечение. Финансовые, кадровые, материальные и другие ресурсы в достаточном количестве.
6. Адекватное информационное сопровождение. Наличие необходимой для реализации проекта информации о его целях, статусе, изменениях, организационных условиях и потребностях клиентов.
7. Механизмы управления. Механизмы управления происходящими событиями и выявления отклонений от плана.
8. Обратная связь. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность изучать положение дел и вносить соответствующие предложения и коррективы.
9. Отзывчивость по отношению к клиентам. Все потенциальные пользователи проекта получают информацию о состоянии дел по проекту.
10. Механизмы поиска и коррекции отклонений. Система мер по поиску проблем и устранению их причин.
11. Неизменность состава участников проекта. Кадровая составляющая проекта на весь срок его реализации должна в максимально возможной степени оставаться постоянной. Частая смена кадров может привести к "распылению" накопленного группой опыта.
Для обоснования целесообразности и осуществимости проекта на этапах его разработки, для анализа основных аспектов проекта в период его реализации и для заключительной оценки степени достижения целей проекта и сравнения фактических результатов осуществления проекта с тем, что было запланировано, используется ряд характеристик проекта.
Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям: тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект; класс — по составу, структуре и его предметной области; масштаб — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; длительность — по продолжительности периода осуществления проекта; сложность — например, по степени финансовой, технической или другой сложности; вид — по характеру предметной области проекта.
Тип — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Класс — монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
Масштаб — мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Такое разделение проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Сложность — простые, сложные, очень сложные.
Вид — инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации (прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта).
К инвестиционным обычно относят проекты, в которых основной задачей является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.
Бизнес-планы разрабатываются для инновационных, организационных, экономических, социальных проектов, имеющих свои особенности как по типам проектов, так и по их видам.
Инновационные проекты исследования и развития — разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга, разработка нового проекта программного обеспечения. Характеризуются следующими особенностями: главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта; планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше — от действительного прогресса проекта; основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
Организационные проекты — реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума. Они характеризуются следующим: цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы; срок и продолжительность проекта задаются предварительно; ресурсы предоставляются по мере возможности; расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, но требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Экономические проекты — приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями: главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта; то же самое относится к срокам проекта; ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.
Социальные проекты — реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Социальные проекты имеют свою специфику: цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднены; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.
В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным. Происходит стандартизация основных требований, предъявляемых к бизнес-планам:
Не существует жестко, регламентированной структуры бизнес-плана. Наиболее употребимы варианты бизнес-плана:
- Резюме.
- Предприятие.
- Продукция.
- Рынок сбыта.
- Конкуренция.
- Маркетинг.
- Производство.
- Организация, управление, кадры.
- Финансы.
- Оценка риска и страхование.
- Концепция бизнеса (резюме).
- Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии.
- Характеристика объекта бизнеса.
- Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса).
- Организационный план, в том числе правовое обеспечение.
- Персонал и управление.
- План производства.
- План маркетинговых действий.
- Потенциальные риски.
- Финансовый план и финансовая стратегия.
- Краткое изложение.
- Анализ рынка.
- Описание предприятия.
- Маркетинг и сбыт.
- Продукты (услуги).
- Операции (система поставок, поставщики, преимущества производственной системы).
- Руководство и собственность.
- Источники и направления финансирования.
- Финансовый план.
- Резюме.
- Местонахождение фирмы.
- Цель деятельности (миссия) фирмы.
- Среда для бизнеса. Отрасль и создаваемая фирма (проект).
- Описание вида деятельности (бизнеса).
- Продукция (услуги).
- Анализ рынка сбыта.
- Конкуренция и конкурентное преимущество.
- Организация внешнеэкономической деятельности фирмы.
- Стратегия плана маркетинга.
- Прогнозирование продаж.
- План производства.
- Организационный план и менеджмент.
- Оценка риска.
- Финансовый план.
- Стратегия финансирования.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным.
Содержание и порядок подготовки основных разделов бизнес-плана будут подробно рассмотрены в последующих лекциях. Завершается же разработка плана подготовкой резюме, которое может включать следующую информацию:
- цели и задачи бизнес-плана;
- описание предприятия, его спецификацию и предыдущую историю его развития;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала;
- преимущества продукции или услуг на рынке и в отрасли;
- ресурсы предприятия;
- текущие финансовое состояние предприятия;
- долгосрочную и краткосрочную стратегии предприятия, возможности роста объемов деятельности и доходов;
- потребности в инвестициях на осуществление бизнес-плана, предполагаемые источники финансирования и порядок возврата заемных средств;
- описание рисков, которые могут ожидать предприятие;
- экономическое обоснование и эффективность бизнес-плана.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
- специфику вида предпринимательской деятельности;
- размеры предприятия;
- цель составления бизнес-плана;
- общую стратегию предприятия;
- перспективы роста создаваемого предприятия;
- размер предполагаемого рынка сбыта;
- наличие конкурентов.
Кроме того, бизнес-план может быть утвержденным и осуществленным в качестве внутреннего закона для фирмы, а в других случаях – иметь статус оценочного, информационного, вариантного, предварительного и т.д. По сфере охвата деятельности бизнес-план может быть общефирменным или планом филиала, дочернего предприятия или подразделения. Статус утверждаемого бизнес-плана выше статуса действующего традиционного годового плана и является основанием для внесения в последний необходимых изменений и уточнений вытекающих из содержания бизнес-плана.
Сущность бизнес-планирования – Существует множество видов планирования, но только один вид планирования обеспечивает максимальную эффективность в нынешних условиях экономики.
Бизнес-план как важнейший инструмент современного менеджмента – Бизнес-план стал способом делового общения, говорящий о состоянии и перспективах развития предприятия.
Бизнес планирование в общей системе планирования – Существует много разновидностей планирования и в них своё место занимает бизнес-планирование.
Организация бизнес-планирования – Организация бизнес-планирования включает в себя распределение ролей и систему разработки.
Проекты могут сильно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т.п. Множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Важно указать следующие классификационные признаки.
Класс проекта – по составу и структуре проекта: монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба ), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований и включающий в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
Тип проекта – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Вид проекта – по характеру предметной области проекта: инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанные.
Длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).
Масштаб проекта – по размерам бюджета, количеству участников и степени влияния на окружающий мир: мелкие, малые, средние, крупные (можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия).
Инвестиционные проекты. Это проекты, для которых:
– определены и фиксированы цель, расходы, срок завершения и продолжительность;
– требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта зависят в первую очередь от хода выполнения работ и прогресса каждого проекта;
– требуемые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком и сроком готовности этапов и завершения проекта.
Научно-исследовательские и инновационные проекты. Проекты по разработке нового продукта или услуг, проведению научных исследований характеризуются следующими особенностями:
– главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняется по мере достижения частных результатов;
– срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;
– планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигновании и меньше от прогресса проекта;
– основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
Организационные проекты. Реформирование предприятия, реализация концепции управления, создание новой организации или проведение форума, как проекты, характеризуются следующим:
– цели проекта заранее определены, однако, результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;
– срок и продолжительность задаются предварительно;
– ресурсы предоставляются по мере возможности;
– расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако, требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Экономические проекты. Такие проекты (приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов и т.п.) обладают следующими особенностями:
– целью проектов является улучшение экономических показателей функционирования системы, поэтому их оценить значительно труднее, чем в ранее рассмотренных случаях; главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
– то же самое относится и к срокам проекта;
– ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
– расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.
Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта образует жизненный цикл проекта, который принято разделять на фазы (стадии, этапы).
Имеются некоторые отличия в определении количества фаз и их содержания, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конкретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее, логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими.
Принято состав и содержание работ по реализации проекта делить на следующие фазы (рис. 3): формирование концепции; разработка коммерческого предложения; проектирование; изготовление; сдача объекта и завершения проекта.
Концептуальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
– формирование бизнес-идеи, постановка целей;
– назначение руководителя проекта и формирование ключевой команды проекта;
– установление деловых контактов и изучение рынка, мотивации и требований заказчика и других участников;
– сбор исходных данных и анализ существующего состояния;
– определение основных требований, ограничительных условий, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
– сравнительная оценка альтернатив;
– представление предложений, их экспертиза и утверждение.
Фаза разработки коммерческого предложения. Главным содержанием этой фазы является разработка предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
– разработка основного содержания проекта, конечные результаты и продукты, стандарты качества, базовая структура проекта, составление технического задания;
– планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, определение и распределение рисков, календарные планы и укрупненные графики работ;
– проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана;
– подписание контрактов, договоров с заказчиком, контрагентами и инвесторами;
– ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ;
– ввод в действие системы стимулирования команды проекта.
Фаза проектирования. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы:
– организация выполнения базовых проектных работ по проекту, разработка частных технических заданий;
– выполнение концептуального, эскизного и детального проектирования;
– составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций;
– представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.
Фаза изготовления. Производится координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание:
– организация выполнения опытно-конструкторских работ и их оперативное планирование;
– организация и управление материально-техническим обеспечением работ;
– выполнение подготовки производства, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;
– координация работ, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта.
Фаза сдачи объекта и завершения проекта. Производится комплексные пуско-наладка и испытания, опытная эксплуатация системы на площадях заказчика, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ:
– подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;
– подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию;
– сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
– оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
– разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
– реализация оставшихся ресурсов;
– накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития;
– расформирование команды проекта.
Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки: ошибки в определении интересов заказчика; концентрация на маловажных, сторонних интересах; неправильная интерпретации исходной постановки задачи; неправильное или недостаточное понимание деталей; неполнота функциональных спецификаций (системных требований); чрезмерная загруженность; ошибки в определении рыночной ниши и позиционирования; ошибки в переговорах; ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков; редкая проверка на согласованность этапов и контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика); слабость координации; ненаглядное представление результатов для оценки.
5.2. понятие бизнес-проекта. классификация его разновидностей: Бизнес-планирование, В. М. Попов, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматривается плановый характер деятельности предприятия, выбор и реализация бизнес-проекта, профессиональная поддержка и сопровождение бизнеса, разработка и мониторинг бизнес-плана, антикризисное планирование и управление компанией, механизм банкротств
5.2. понятие бизнес-проекта. классификация его разновидностей
В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требованиям и важнейшим тенденциям международного бизнеса.
На основе анализа приведенных определений и признаков бизнес-проекта можно сформулировать более общее определение понятия инвестиционного бизнес-проекта, которое удовлетворяет всем основным признакам и не противоречит ни одному из приведенных ранее определений. Инвестиционный бизнес-проект это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации.
Классификация бизнес-проектов. Многообразие бизнес-проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, длительностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т. д.
Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной.
Выделены следующие основания классификации бизнес-проектов:
тип проекта по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект;
класс проекта по составу и структуре проекта и его предметной области;
масштаб проекта по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
длительность проекта по продолжительности периода осуществления проекта;
сложность проекта например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
вид проекта по характеру предметной области проекта.
Рассмотрим основные разновидности проектов по предложенным основаниям:
тип проекта — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
класс проекта моно-, мультимегапроект.
Как следует из названия каждого из трех классов проектов:
монопроект это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
мультипроект это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
мегапроект целеые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно-и мультипроектов.
Масштабы проекта мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность проекта краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Сложность проекта простые, сложные и очень сложные.
Виды бизнес-проектов — инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли. В этой группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие компании.
Схема предлагаемой классификации проектов приведена на рис. 5.1. В качестве оснований классификации приняты четыре признака: класс, тип, вид и длительность проекта.
Особенности различных типов и видов бизнес-проектов. В соответствии с классификацией бизнес-проектов на виды можно выделить некоторые особенности и типичные условия, позволяющие отличать виды проектов друг от друга.
Инновационные проекты исследования и развития связаны с созданием нового продукта или услуги, способами их производства. К ним также относятся новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии1.
В составе инновационных бизнес-проектов можно выделить:
1 Инновационный менеджмент: Справ. пособие/Под. ред. П. Н. Зав-лина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, !997.
организационные проекты реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума;
экономические проекты приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов;
социальные проекты реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Эти проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Краткосрочный (1-2 года)
Среднесрочный (3-5 лет)
Долгосрочный (свыше 5 лет)
Рис. 5.1. Классификация бизнес-проектов
Цели и структура бизнес-проекта
Цели желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.
Задача желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.
Таким образом, цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого результата. Кроме того, очевидно, что цель более общая категория, чем задача. Она достигается в результате решения ряда задач. Отсюда следует, что задачи можно упорядочить по отношению к целям. В этом кроется свойство множественности целей каждая цель может быть декомпонирована на составляющие ее задачи или подцели.
Из анализа приведенных определений можно получить несколько полезных выводов относительно цели проекта:
определение (нахождение) цели проекта по своему значению и содержанию можно сравнить с постановкой задачи;
при нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя ограничиться формулировкой только абстрактно желаемого результата проекта, а необходимо найти ответы на вопросы:
Как в точности должен выглядеть результат проекта (характеристики результата проекта)?
Какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения)?
Нахождение цели проекта равнозначно определению проекта и является важным этапом в разработке концепции проекта. После нахождения цели проекта приступают к поиску и оценке альтернативных способов достижения цели проекта.
Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Цели проекта, структура проекта и организация участников проекта могут описываться взаимосвязанными иерархическими (древовидными) структурами, в которых могут быть установлены отношения между следующими компонентами: цели части проекта участники и т. д.
При управлении проектами обычно область допустимых решений для достижения целей проекта ограничивается временем, рамками бюджета, выделяемыми ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов. Могут быть и другие ограничения. Следует отметить также, что однажды сформулированные цели проекта не должны рассматриваться как нечто неизменное.
В ходе реализации проекта под воздействием изменений в его окружении или в зависимости от его прогресса и получаемых промежуточных результатов цели проектов могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируется сложившаяся ситуация, тенденции и при необходимости осуществляются корректировки целей.
Процесс определения целей бизнес-проекта. Определение цели рассматривается как творческий процесс, который можно разделить на последовательные процедуры:
определение указателей цели;
определение возможных целей проекта;
описание целей проекта.
Определение указателей цели требует изучения различных источников, которые могут содержать искомую информацию: требования к б из нес-проекту, заказ на бизнес-проект, цели предприятия, для которого осуществляется проект, и окружение предприятия.
Определение указателей можно рассматривать как предварительное обследование, после которого по найденным указателям может быть начат активный поиск цели и ее формулирование.
Для определения цели проекта используются различные как индивидуальные, так и групповые методы. Поскольку поиск цели процесс творческий, для него не существует строго регламентированных подходов. Можно только отметить некоторые закономерности и общие подходы.
В индивидуальной работе используются, в основном, логические методы. Здесь имеется опасность одностороннего рассмотрения направления поиска целей проекта.
В групповой работе больше используются интуитивные методы, которые ведут к получению широкого спектра целей проекта, в том числе: мозговой штурм, запись идей, творческая конфронтация, специфическое структурирование и др.
Описание целей проекта. Определенные достижимые цели проекта должны быть четко сформулированы и описаны. Описание этих целей по существу должно стать задокументированным соглашением основных сторон о целях проекта. В описании цели проекта должны найти отражение в четко и однозначно интерпретируемой форме: результат проекта, срок окончания, расходы, порядок изменения цели и иерархия зависимых целей.
Результат описывается как желаемое состояние системы в зависимости от типа и вида проекта. Дополняется отдельными эффектами.
Сроки задаются в виде временного интервала, в котором желательно завершение проекта. Как правило, это пока заявление о намерении, но в ряде случаев может быть и обязывающим.
Расходы в первом описании могут представлять бюджетные рамки, а в ряде случаев твердую верхнюю границу.
Порядок изменения цели проекта. В процессе жизненного цикла проекта может возникнуть необходимость корректировки целей проекта. В описании цели должен быть определен порядок таких изменений.
Иерархия зависимых целей. В описании целей проекта может быть в качестве дополнения показано, какая иерархия должна приниматься, если одна цель проекта больше не может быть достигнута.
Описание целей проекта включает:
результаты проекта описание предмета бизнес-проекта и экономических эффектов от реализации;
протекание бизнес-проекта сроки осуществления и используемые средства и расходы.
Описание целей проекта определяет сущность проекта, в котором учитываются и рисковые соображения. Поэтому в описание бизнес-проекта также входит:
соглашение о результате бизнес-проекта;
определение или заявление о намерениях по сроку осуществления бизнес-проекта и его бюджету;
соглашение о порядке разрешения возможного конфликта между результатом, сроками и расходами.
Готовое описание целей проекта является основой для дальнейшей работы над проектом.
Бизнес-планирование
Комментарии, рецензии и отзывы
5.2. понятие бизнес-проекта. классификация его разновидностей: Бизнес-планирование, В. М. Попов, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Рассматривается плановый характер деятельности предприятия, выбор и реализация бизнес-проекта, профессиональная поддержка и сопровождение бизнеса, разработка и мониторинг бизнес-плана, антикризисное планирование и управление компанией, механизм банкротств
Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]
Читайте также: