Пришло письмо из налоговой требование о предоставлении декларации 3 ндфл

Обновлено: 01.05.2024

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Первая ситуация, ставшая предметом рассмотрения КС РФ, связана с необоснованным привлечением к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) М.А. Литвинова, который органами предварительного следствия обвинялся в мошенничестве, а именно в хищении чужого имущества путем обмана в крупном размере. Ему инкриминировалось, что, приобретя квартиру за счет средств федерального бюджета, он представил в инспекцию ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области три налоговых декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2011, 2012 и 2013 годы с заявлением о предоставлении имущественных налоговых вычетов, на получение которых он не имел права, будучи участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Первоначальным приговором М.А. Литвинов по предъявленному обвинению оправдан, поскольку, по мнению суда, ошибочное решение налогового органа о предоставлении вычета не было обусловлено подложными документами либо документами, скрывающими факт приобретения квартиры за счет средств федерального бюджета. При этом суд пришел к выводу, что обращение М.А. Литвинова за вычетом не свидетельствовало об обмане, а явилось следствием добросовестного заблуждения о законных основаниях к его получению.

В последующем оправдательный приговор был отменен, поскольку, по мнению рассматривающих данное дело иных судебных инстанций (вплоть до Верховного Суда Российской Федерации), неоднократное получение подсудимым, не имеющим на то права, соответствующего вычета после подачи им налоговой декларации говорит о наличии у него умысла на обман должностных лиц налогового органа с целью хищения денежных средств.

При этом, признав М.А. Литвинова виновным в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 159 УК Российской Федерации, один из судов указал, что ошибочные действия сотрудников налоговой инспекции не находятся в причинно-следственной связи с содеянным, не свидетельствуют о невиновности подсудимого, а лишь указывают на обстоятельства, способствовавшие преступлению.

Вопросы взыскания с физических лиц задолженности по налогу на доходы физических лиц, образовавшейся вследствие необоснованного предоставления имущественных налоговых вычетов, уже становились предметом рассмотрения КС РФ [3], который не исключил возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства. Указанная позиция СК РФ вызвала справедливые нарекания специалистов в сфере финансового и налогового права, а также общественности [4].

Вместе с тем, как свидетельствуют акты КС РФ за 2020 – 2021 гг., вопрос юридических последствий необоснованно предоставленного налогового вычета приобрел еще большую остроту в текущем периоде.

Имущественный налоговый вычет, в размере фактически понесенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением соответствующего жилого помещения устанавливается ст. 220 НК РФ, предусматривающей: особенности предоставления вычета, его предельный размер и порядок исчисления фактических расходов ( пп.1,3 и 4 п. 3 ст. 220 НК РФ), перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения права на вычет (пп.6 и 7 п. 3 ст. 220 НК РФ), обстоятельства, при которых вычет не предоставляется (п. 5 и 11 ст. 220 НК РФ), а также порядок его предоставления (п.7 – 10 ст.220 НК РФ).

Таким образом, НК РФ осуществляет детальную правовую регламентацию процедуры предоставления данного имущественного налогового вычета, поскольку одним из принципов налогового планирования, направленного на минимизацию налогового обязательства, является установленная законодательством о налогах и сборах обязанность налогоплательщика подтвердить свое право на льготы. Указанное, как подчеркнул КС РФ, является закрепленной законом формой реализации налогоплательщиком своих правомочий.

При надлежащем исполнении данной обязанности вопрос о предоставлении налоговой льготы решается налоговым органом путем реализации контрольных функций, закрепленных ст. 31, 32, 88 НК РФ, в том числе в порядке текущего контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов [5].

В этой связи само по себе даже необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на имущественный налоговый вычет не может считаться представляющим достаточную для криминализации общественную опасность, поскольку предоставление вычета должно быть в такой ситуации исключено действиями сотрудников налогового органа, которыми принимается решение – по результатам камеральной налоговой проверки – о действительном размере налоговой обязанности лица за конкретный налоговый период (абз.2 п.4 анализируемого постановления).

Таким образом, надлежащее реализация данного налогового правоотношения зависит не столько от правомерности и добросовестности действий налогоплательщика, сколько от правомерности и добросовестности действий властного субъекта правоотношения – налогового органа.

Вместе с тем позиция КС РФ по данному вопросу не была столь категоричной.

Осуществляя конституционный контроль, КС РФ акцентировал внимание на произвольном применении ст.159 УК РФ органами следствия и суда, что имело результатом нарушение принципов законности, вины и справедливости, установленных уголовным законодательством (особенно с учетом того обстоятельства, что необоснованно полученный налоговый вычет в полном объеме был возвращен налогоплательщиком казне).

Результат такой лояльности КС РФ в оценке незаконных/злоупотребительных (то есть антиконституционных) действий налоговых органов не заставил себя долго ждать.

Предметом конституционного контроля в начале 2021 года стали доводы жалобы В.В. Калугарова, также обвиненного в мошенничестве в связи с необоснованным использованием имущественного налогового вычета, вначале подтвержденного налоговым органом, но в дальнейшем им же и опровергнутого [6].

Анализируя данную ситуацию, КС РФ подчеркнул следующее: поскольку регулирование налоговых правоотношений осуществляется с использованием юридических средств межотраслевого характера и основано на властном методе, предполагающем подчинение налогоплательщика требованиям государства, его органов и должностных лиц [7], установление преступности и наказуемости посягательств на собственность, сопряженных с получением налогового вычета при реализации права на жилище, и привлечение к ответственности конкретных лиц невозможны без учета нормативных положений, определяющих основания и порядок предоставления налогового вычета, полномочия органов и должностных лиц, которые разрешают вопрос о возможности применения этого механизма государственной поддержки граждан при улучшении ими жилищных условий.

При этом КС вторично указал, что само по себе такое обращение гражданина хотя и может быть необоснованным (например, если налогоплательщик ошибается в оценке наличия права на вычет и полагается на компетентность сотрудников налогового органа, чтобы подачей обращения разрешить вопрос о наличии или отсутствии этого права), но не образует объективных признаков мошенничества, поскольку при обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа может быть принято решение об отказе в предоставлении налогового вычета, а также поскольку обращение налогоплательщика является лишь предпосылкой для выполнения налоговым органом своей обязанности по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, как представляется, КС РФ в Постановлении от 04.03.2021 № 5-П обозначил принципиальное условие оценки действий налогоплательщиков при получении налоговых вычетов как законных и добросовестных, а именно: надлежащее выполнение налоговым органом своей обязанности по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на позиции КС РФ, сформулированной в одном из постановлений 2020 года [8]: отсутствие публично-властных злоупотреблений со стороны уполномоченных органов предполагает, по мнению КС РФ, не только надлежащее выполнение ими своих обязанностей, но и отсутствие ошибок, проявление разумности и осмотрительности с их стороны в реализации властных полномочий; только при таком условии можно обеспечить незыблемость соблюдения принципа поддержания доверия к закону и действиям государства.

Выводы

  1. Анализируемые постановления обладают безусловной значимостью не только с точки зрения борьбы с необоснованной криминализацией действий/бездействия налогоплательщиков, но и с точки зрения пресечения незаконности/злоупотребительности (неконституционности) при реализации полномочий государственно-властными субъектами (налоговыми органами, органами следствия и суда).
  2. Частота рассмотрения КС РФ вопроса об уголовной ответственности при необоснованном заявлении налогового вычета при приобретении жилья, стабильность позиции КС РФ в отношении данной проблемы свидетельствуют о необходимости внесения изменений в пп.6 п. 3 ст. 220 НК РФ либо о необходимости корректировки соответствующей налоговой отчетности (в частности, бланка декларации 3-НДФЛ и т.п.), поскольку, как представляется, нецелесообразно конституционным контролем пресекать недобросовестность/неконституционность деятельности субъектов налоговых правоотношений; в этих целях должны использоваться более простые и действенные механизмы, доступные как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

В этой связи предлагается:

1) дополнить пп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ абз. 9 следующего содержания:

[2] Примечательно, что сам заявитель обозначил суть проблемы, с которой впоследствии в целом согласился КС РФ.

[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2017 № 9-П.

[5] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. № 595-О.

6] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2021 № 5-П.

[7] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 10-П, от 24 марта 2017 г. № 9-П, от 6 июня 2019 г. № 22-П и др.

Если в 2020 г. вы продали недвижимость раньше минимального срока владения (3 года или 5 лет) либо получили ее в подарок не от близкого родственника и при этом не сдали декларацию 3-НДФЛ, не надейтесь, что удастся избежать уплаты налога. С 2021 г. налоговики могут провести проверку и доначислить НДФЛ и без вашей декларации. Только вот услуга по расчету НДФЛ инспекцией может вам дорого обойтись.

Откуда налоговики узнают о продаже/получении в дар недвижимости

Информацию о сделках с недвижимостью (о покупке или продаже квартиры, дома, земли или о получении этих объектов в подарок) налоговики узнают от регистрирующего органа.

Территориальные управления Росреестра, которые регистрируют все сделки с недвижимостью, в 10-дневный срок со дня перехода права собственности на недвижимость обязаны сообщить о сделке в налоговую инспекцию.

Кроме того, сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на подведомственной территории, и об их владельцах по состоянию на 1 января управления Росреестра должны сообщать в ИФНС до 15 февраля текущего года .

Поэтому у налоговиков будет информация :

  • о продавце (о вас) и покупателе либо о дарителе и одаряемом (о вас).

А именно: Ф.И.О., ИНН (при наличии), СНИЛС (при наличии), место регистрации, паспортные данные, дата регистрации права;

  • об объекте недвижимости (квартире, доме, земле), в частности его адрес, кадастровый (условный) номер, доля в праве собственности (например, 100%, 50%), дата прекращения или возникновения права собственности и т.д.;
  • о цене сделки, которая указана в договоре. Это если речь идет о продаже недвижимости. А в договорах дарения, как правило, стоимость передаваемого в дар имущества не указывается.

Как ИФНС посчитает налог к уплате

Новые правила расчета НДФЛ налоговиками действуют только в отношении доходов, полученных вами начиная с 1 января 2020 г.

Если в срок до 30 апреля 2021 г. включительно вы не задекларируете доход от продажи или получения в дар недвижимости, то ИФНС будет ждать от вас декларацию 3-НДФЛ вплоть до срока уплаты налога по ней - до 15 июля 2021 г. включительно.

Если этого не произойдет, то с 16.07.2021 ИФНС начнет проводить камеральную проверку на основании имеющихся у нее документов (информации) о вас и о полученных вами доходах. Срок этой проверки такой же, как и при обычной камералке по декларации, - 3 месяца .

Порядок исчисления НДФЛ будет зависеть от вида сделки и ее цены.

Ситуация 1. Расчет НДФЛ при продаже недвижимости.

ИФНС будет действовать так .

Шаг 1. Определит сумму дохода. Для этого инспекция выберет бОльшую из двух сумм:

  • или цену сделки, если она равна либо больше кадастровой стоимости объекта недвижимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7;
  • или кадастровую стоимость объекта, умноженную на 0,7, если цена сделки меньше этого показателя.

Справка. Не нужно декларировать доход и уплачивать НДФЛ, если недвижимость получена в подарок от близкого родственника: супруга/супруги, родителя (мамы или папы) или усыновителя, ребенка (дочери, сына), в том числе усыновленного, дедушки, бабушки, внука/внучки, брата/сестры (как полнородных, так и неполнородных - имеющих общего отца или мать) .

При получении недвижимости в дар от других физлиц или от организаций одаряемый обязан подать в ИФНС декларацию 3-НДФЛ и уплатить налог со стоимости подарка.

Для расчета дохода инспекция возьмет кадастровую стоимость, указанную в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на 1 января года, в котором произошла госрегистрация перехода права собственности на проданную недвижимость. Если же это вновь созданный объект (например, квартира в доме, который построен в год продажи), то берется кадастровая стоимость, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

Например, в 2020 г. вы продали квартиру за 3 000 000 руб. А ее кадастровая стоимость на 01.01.2020 - 4 500 000 руб. В этом случае в целях расчета НДФЛ доход от продажи квартиры будет равен 3 150 000 руб. (4 500 000 руб. х 0,7), а не фактической цене сделки.

Если квартира принадлежала вам в долях с кем-то, то ИФНС рассчитает доход пропорционально вашей доле в праве собственности на эту квартиру.

Если же проданная квартира была в совместной собственности, доход разделят между супругами поровну.

Если окажется, что кадастровой стоимости у недвижимости нет, то доходом будет цена продажи, указанная в договоре.

Шаг 2. Предоставит фиксированный вычет и рассчитает налог. Документов, подтверждающих фактические расходы на покупку проданной вами квартиры, у ИФНС нет. Поэтому она посчитает сумму налога к уплате с учетом имущественного вычета, положенного при продаже недвижимости, в фиксированном размере - 1 000 000 руб.

Исходя из данных нашего примера рассчитанная ИФНС сумма НДФЛ к уплате составит 279 500 руб. ((3 150 000 руб. - 1 000 000 руб.) х 13%).

Ситуация 2. Расчет НДФЛ с подаренной квартиры. В этом случае ИФНС будет действовать так .

Шаг 1. Определит сумму дохода. Доходом будет признаваться кадастровая стоимость недвижимости на 1 января года, в котором произошла госрегистрация перехода права собственности на нее к одаряемому. Если вам подарили долю в недвижимости, то доходом признают соответствующую процентную долю кадастровой стоимости объекта. Имейте в виду, что для определения налогооблагаемого дохода понижающий коэффициент к кадастровой стоимости подаренной недвижимости не применяется.

Шаг 2. Рассчитает сумму НДФЛ. Она будет равна кадастровой стоимости (или доле кадастровой стоимости), умноженной на 13%.

Никакие вычеты здесь не предоставляются.

Заметим, что разницы в сумме НДФЛ никакой нет, независимо от того, подаст одаряемый декларацию сам или налог рассчитает инспекция без декларации. Ведь у сторон договора дарения нет права определять стоимость подарка - она все равно будет равна кадастровой стоимости объекта или соответствующей процентной части кадастровой стоимости, если в дар получена доля в квартире. Но за расчет НДФЛ налоговиками придется заплатить штрафы и пени.

ИФНС может запросить у вас пояснения

В рамках камералки без декларации ИФНС может потребовать, чтобы вы в течение 5 рабочих дней представили необходимые пояснения . Например, почему вы, получив доход от продажи или дарения квартиры, не задекларировали его, по какой стоимости вы продали квартиру, за сколько ее купили, является ли подаривший вам недвижимость близким родственником и т.д.

Если до окончания этой камералки (то есть до 15 октября 2021 г.) вы все же подадите 3-НДФЛ, то инспекция прекратит "бездекларационную" проверку и начнет новую камеральную проверку уже представленной вами декларации. Причем при проверке вашей 3-НДФЛ инспекция будет использовать и документы (информацию), полученные ею в рамках прекращенной камералки, в том числе данные из Росреестра.

О доначисленном НДФЛ вы узнаете из акта

Если вы ничего пояснять не будете, это все равно не спасет от уплаты налога. По итогам "бездекларационной" камеральной проверки ИФНС в обычном порядке составит акт, в котором укажет сумму доначисленного НДФЛ и приведет ее расчет. Этот акт она направит вам .

Получив акт, вы можете представить в инспекцию документы, подтверждающие ваши расходы на приобретение проданной недвижимости: договор, документы об оплате (расписки, платежные поручения, выписки с вашего счета в банке о списании денег при покупке и др.) . В этом случае инспекция предоставит вам вычет не 1 000 000 руб., а в сумме документально подтвержденных расходов на покупку. И после вычета этих расходов из дохода от продажи в решении ИФНС по проверке доначисленный к уплате НДФЛ будет меньше, чем в акте. Разумеется, при условии, что инспекция примет к вычету суммы, указанные в документах на покупку, которые вы представите вместе с разногласиями по акту.

Придется платить штрафы и пени

Поскольку проводить проверку и рассчитывать НДФЛ налоговики будут по прошествии и срока сдачи декларации, и срока уплаты налога по ней, то этот расчет обернется для вас штрафами двух видов :

  • за непредставление декларации 3-НДФЛ в установленный срок - штраф в размере 5% от суммы НДФЛ, подлежащей уплате (доплате) по этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (30.04.2021). Причем сумма штрафа не может быть больше 30% суммы НДФЛ к уплате и меньше 1000 руб.;
  • за неуплату НДФЛ по сроку 15.07.2021 - штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога.

Кроме того, за нарушение срока уплаты НДФЛ придется заплатить еще и пени с 16.07.2021 по день уплаты налога в бюджет включительно .

Как видите, скрыть от налоговиков продажу недвижимости или ее получение в качестве подарка не получится. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, лучше подайте декларацию сами.

п. 4 ст. 85 НК РФ

приложение N 1 к Приказу ФНС от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@

пп. 7, 12 ст. 3 Закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ

п. 1.2 ст. 88, п. 3 ст. 214.10 НК РФ

п. 6 ст. 210, пп. 3-6 ст. 214.10 НК РФ

п. 18.1 ст. 217 НК РФ

п. 6 ст. 214.10 НК РФ

п. 6 ст. 6.1, п. 1.2 ст. 88 НК РФ

пп. 1, 3, 3.1, 5 ст. 100 НК РФ

п. 6 ст. 100 НК РФ

п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ; Письма УФНС по Новгородской области от 03.03.2021 N 9-18/02221@, от 27.01.2021 N 9-15/00857@

Неправильно поданные документы на налоговый вычет могут привести к отказу в выплате или даже более серьёзным проблемам. Мы попросили финансовых экспертов рассказать о типичных ошибках при получении вычетов и том, как их не допустить.

1. Не контролировать процесс принятия документов

2. Не прикладывать документы, подтверждающие право на вычет

В НДФЛке рассказывают, что часть людей забывают приложить некоторые документы, необходимые для получения налоговых вычетов, или совсем не прикладывают ничего, отправляя только одну налоговую декларацию. Специалисты напоминают, что декларация — это, по сути, просто заявление о намерении получить вычет. Но подтверждать заявление нужно именно документами.

налоговую декларацию (3-НДФЛ);

справку о доходе 2-НДФЛ (дают на работе);

копию договора купли-продажи жилья или выписку о праве собственности;

копию акта приёмки-передачи жилья;

кредитный договор (если есть ипотека);

копии квитанций об оплате полной стоимости недвижимости;

копию свидетельства о браке (если покупали супруги);

письменное заявление о распределении имущественного вычета между супругами (если муж и жена хотят получить вычет);

банковские реквизиты для получения денег.


Помните, что для разных ситуаций предусмотрен разный набор документов. Например, если вы хотите получить вычет по ИИС, то вместо документов по квартире нужно прикладывать договор об открытии счёта, договор о брокерском обслуживании, документы о переводе денег, справки 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. Воспользуйтесь подсказками на сайте налоговой инспекции.

3. Не учитывать право вычета при уплате налогов

Если вам необходимо заплатить налог с продажи имущества, то проверьте, есть ли у вас право на получение вычетов. Можно обратиться за консультацией к специалистам, которые изучат вашу ситуацию и позволят получить все положенные деньги, не переплатив свои. Стоимость таких услуг может составлять от 499 до 10 000 ₽.

4. Повторно получать вычет

Независимый финансовый советник Ирина Иванова напоминает, что в 2014 году вступили изменения в Налоговый кодекс, позволяющие получить вычет по нескольким объектам недвижимости. Это привело к тому, что некоторые люди, получившие вычет до 2014 года, вновь стали просить вычет или его остаток. В итоге одни получили отказ, а другим налоговый вычет был предоставлен повторно. Во втором случае это происходило по ошибке — из-за смены места жительства, когда менялась налоговая инспекция, рассматривающая вопрос о возврате.

Если вы получали повторный налоговый вычет, хотя не имели на него права, то тогда деньги нужно вернуть государству. Этого требует письмо Федеральной налоговой службы. В случае сомнения нужно просто написать запрос в налоговую инспекцию. Вот ссылка .

Помните, что при повторном получении имущественного вычета вас могут обвинить в необоснованном обогащении. Если вычет предоставлен по ошибке налогового органа, то требование о взыскании может быть заявлено в течение трёх лет с момента принятия ошибочного решения.

5. Запрашивать вычет в неправильной последовательности

У покупателей недвижимости есть возможность получить два вида вычетов:

имущественный вычет при покупке недвижимости (до 260 тысяч ₽);

имущественный вычет по процентам, уплаченным по ипотечному кредиту (до 390 тысяч ₽).

Важно, что имущественный налоговый вычет с процентов, уплаченных по ипотечному договору, предоставляется только на один объект, напоминает Ирина Иванова. Если вы получили вычет на проценты по ипотеке на одну квартиру, то по другой недвижимости уже не сможете его получить.

По опыту Ивановой, люди часто в декларации сразу указывают имущественный вычет и проценты по ипотеке. Получают имущественный вычет полностью со стоимости квартиры и часть уплаченных процентов. Ипотечный кредит закрывают досрочно и покупают другую квартиру в ипотеку. Потом снова пытаются получить вычет с процентов. В этом случае лучше сначала получить имущественный налоговый вычет на квартиру, а только потом на все уплаченные по второй ипотеке проценты .

Также некоторые путают время подачи документов на вычет. Имущественный вычет по новостройкам предоставляется с момента получения акта приёма-передачи или даты регистрации в собственность. А не с момента заключения договора долевого строительства, как многие считают.

Нужно подавать документы на вычет в такой последовательности:

Если купили новостройку, то сначала нужно дождаться сдачи дома в эксплуатацию и получить акт приёмки-передачи квартиры.

Если вы хотите получить два вычета, то сначала нужно запросить вычет за покупку недвижимости, а после его выплаты — вычет с процентов по ипотеке (если было две ипотеки, то уже со второй или с той, где вы больше заплатили процентов по кредиту) .

6. Запрашивать остаток социального вычета

Перенести на другие налоговые периоды можно только имущественный налоговый вычет. В 2020 году можно подать декларации за 2019, 2018 и 2017 годы. При этом социальный налоговый вычет можно получить только за тот год, когда были расходы. Оплатили лечение в 2018 году, за 2018 год и можно получить этот вычет, поясняет Ирина Иванова. Остаток социального налогового вычета на другие налоговые периоды не переносится. Не смогли получить полностью вычет за год — остаток пропадает.

Следить за сроками получения вычета. Стараться получить сразу все вычеты за прошлый год. Если не получается, то можно сначала запросить социальные вычеты (образование или лечение), а потом за имущественные (при покупке квартиры).

7. Подавать документы не в ту инспекцию

Документы для получения налогового вычета нужно подавать по адресу регистрации, а не фактического проживания, напоминает эксперт Национального центра финансовой грамотности Евгения Баранова. Люди часто путаются в адресах. По словам эксперта, инспектор просто откажется принимать документы, если адрес регистрации не совпадает с инспекцией, которая его обслуживает.

8. Получать вычет с материнского капитала

В каких ещё случаях можно столкнуться с проблемами

Военнослужащий М.А. Литвинов купил квартиру в Ленинградской области за счёт денег из федерального бюджета (по военной ипотеке). После этого он запросил налоговый вычет. Налоговая инспекция вернула ему 258 908 ₽. Потом против военного возбудили уголовное дело за мошенничество, поскольку тот получил вычет незаконно, и признали его виновным. К счастью, Конституционный суд оправдал Литвинова, но деньги ему пришлось вернуть.

Евгения Баранова утверждает, что пугаться подобных ситуаций не стоит, ведь ошибочные обращения в налоговую и ошибки в заполнении декларации не являются преступлением. Таково постановление Конституционного суда от 22 июля 2020 года (по итогам рассмотрения дела военного М.А. Литвинова, о котором шла речь выше) . Налогоплательщики имеют право безнаказанно обращаться в налоговую инспекцию для получения налогового вычета, даже если не хватает подтверждающих документов или есть ошибки в их заполнении. Знание тонкостей и некоторых правил просто избавит от проблем и потери времени на их исправление.

Не запрашивать налоговый вычет с суммы материнского капитала.

9. Просить больше, чем заплатили налогов

Самостоятельно подсчитать сумму уплаченных налогов по формуле: размер зарплаты*12*0,13 = уплаченный налог. Ещё сумма налога написана в справке 2-НДФЛ. Запрашивать вычет нужно на сумму не более уплаченных налогов. Если вы хотите получить вычет по недвижимости, то оставшуюся часть можно запросить в следующие годы.

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
  • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
  • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

  • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
  • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

Требование о представлении пояснений

Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

Случай 3. Убыточная декларация.

В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

Иные документы

Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Читайте также: