Пример расчета налога на воду

Обновлено: 16.06.2024

Декларация по водному налогу — это документ, в котором налогоплательщики показывают количество потребленного ресурса и сумму взноса к уплате. Отчет сдают в ИФНС 4 раза в год.

Кто отчитывается и в какие сроки

ИП и предприятия, которые заключили водопользовательский договор без оформления лицензии, не платят налог и не подают отчет.

Сроки отчетности совпадают со сроками уплаты взноса в бюджет. Смотрите предельные сроки сдачи декларации по водному налогу в 2022 году в таблице:

Квартал Уплата Подача декларации
1 20.04 20.04
2 20.07 20.07
3 20.10 20.10
4 20.01 следующего года 20.01 следующего года

По ст. 333.11 НК РФ , отчетный период по водному налогу — это квартал. За 4-й квартал 2021 года необходимо отчитаться и перечислить средства до 20.01.2022. Это среда, будний день, переносов не предусмотрено.

По какой форме и куда отчитываться

Бланк КНД 1151072 не обновлялся, других изменений по водному налогу в 2021 году для юридических лиц тоже не было. Форма декларации и порядок ее заполнения закреплены в Приказе ФНС № ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015 .

Формат сдачи определяется численностью сотрудников организации или ИП. Если, судя по налоговому отчету о среднесписочной численности за прошлый год, в организации работают 100 человек, направляйте декларацию в электронном виде ( п. 3 ст. 80 НК РФ ). Если в учреждении трудятся меньше 100 человек, есть возможность выбрать способ сдачи — на бумаге или в электронной форме.

В ст. 333.15 НК РФ указано, куда сдают декларации по водному налогу: в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются в ИФНС по месту постановки на учет в качестве крупнейших.


Как рассчитать

Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов ( ст. 333.19 НК РФ ):

  • забор воды;
  • пользование акваторией;
  • использование воды для гидроэнергетики;
  • сплав древесины по воде.

Нормативная технология расчета декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.

Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле:

Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.

Год Повышающий коэффициент Тариф за 1000 м³, руб.
2020 2,31 162
2021 2,66 186
2022 3,06 214
2023 3,52 246
2024 4,05 283
2025 4,65 326

Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при документальном оформлении водного налога, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования (п. 5.1.9 порядка № ММВ-7-3/497@).

Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов ( ст. 333.12 НК РФ ).

Забор воды из поверхности объектов и подземных вод в пределах лимитов:

Ставки водного налога

Забор из территориального моря и внутренних морских вод в пределах лимитов:


Использование акватории поверхности объектов:

Водный налог

Использование акватории территориального моря РФ:


Использование для целей гидроэнергетики без забора воды:


Актуальный пример расчета водного налога за 4 квартал 2021 г. для предприятий:

  1. В рамках лимита: 25 × 264 × 2,66 = 17 556 рублей.
  2. Превышение: 2 × 1320 × 2,66 = 7022,40 рубля.

Как заполнить декларацию

Порядок утвержден в Приказе № ММВ-7-3/497@. При заполнении декларации по водному налогу учитывайте такие правила:

  • нельзя выходить за границы граф, строк и ячеек;
  • бумажную декларацию заполняют шариковой или перьевой ручкой и только черными чернилами;
  • исправлять ошибки корректирующей жидкостью запрещено;
  • не допускается скрепление степлером или скобками, двухсторонняя печать;
  • в форме приводятся сведения об использовании ресурсов и уплате водного налога только за отчетный квартал, а не нарастающим итогом;
  • необходимо указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал;
  • на первичном отчете указывается номер 0, на корректирующем — 1 и следом по порядку корректировок. А вот как указывать страницы в налоговой декларации на воду — по порядку. Номера проставляются вверху страницы, рядом с кодами ИНН и КПП. Первый номер — у титульного листа, затем в отчете идет порядковая нумерация.

Разберем порядок, как делать отчет по воде, в таблице:

Отразите регистрационные сведения о налогоплательщике — ИНН, КПП, наименование, ОКВЭД, телефон, Ф.И.О. руководителя.

Обязательно укажите номер корректировки, отчетный период (квартал) и год, код местонахождения: 214 — для обычных налогоплательщиков, 215 — для крупнейших компаний.

В разъяснениях ФНС указано, как заполнять декларацию по водному налогу, если несколько КПП: необходимо поставить КПП по территориальному расположению водного объекта (письмо № СД-4-3/19785@ от 19.10.2016).

Следующий лист после титульного заполняют только те лица, которые используют ресурсы в некоммерческих целях, т. е. физлица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

В первом разделе указывают итоговую сумму взноса к уплате по каждому КБК и ОКТМО.

Расчет налога по типу водопользования.

Заполняют пользователи, которые осуществляют забор воды. Вот что необходимо указать:

  • название скважины;
  • номер лицензии;
  • установленный код водопользования в декларации по водному налогу на 2022 год по лицензии (перечень кодов — в приказе № ММВ-7-3/497@);
  • объем воды за квартал;
  • лимит водопользования;
  • норма по лимиту и объем превышения;
  • налоговая ставка по географическому расположению объекта по лимиту и сверх лимита;
  • коэффициент на отчетный год;
  • сумму взноса к уплате.

Здесь сведения фиксируют пользователи акваторий и ресурсов для гидроэнергетики и сплава древесины. Порядок заполнения раздела 2.2 аналогичен блоку 2.1.

При наличии лицензии и отсутствии фактического водопользования подается нулевая декларация по водному налогу в 2022 году. Налогоплательщик обязан отчитываться в ИФНС весь период действия лицензии на использование водных объектов.

Какова ответственность за нарушения

В НК РФ разъясняется, куда платить водный налог и сдавать декларацию, — в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения водного объекта или месту регистрации налогоплательщика. За каждый несвоевременно сданный или несданный документ придется заплатить 200 рублей ( п. 1 ст. 126 НК РФ ). В дополнение к этому ИФНС взыщет штраф в сумме от 5 до 30% от средств, которые налогоплательщик обязан перечислить в бюджет по расчетам ( п. 1 ст. 119 НК РФ ). Для нулевого отчета применяют минимальный штраф в размере 1000 рублей.

Водный налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

  • забора воды;
  • эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;
  • гидроэлектроэнергетики.

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды (налоговую базу), при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема и т. д.

То есть для расчета суммы налога кроме данных о базе (объеме забранной воды) нужны значения ставок. Они установлены дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ. Отдельно выделены ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения. Закон № 366-ФЗ установил их по годам вплоть до 2025 года.

Кроме того, эти ставки индексируются по годам. Повышение этих ставок введено Федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ. Размеры коэффициентов приведены в пункте 1.1 статьи 333.12 НК РФ.

В ряде случаев к установленным ставкам налога применяют обязательные повышающие коэффициенты:

  • при сверхлимитном заборе воды – в пятикратном размере (п. 2 ст. 333.12 НК РФ);
  • при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи – в десятикратном размере (п. 5 ст. 333.12 НК РФ);
  • при отсутствии средств измерения объемов забранной воды в размере 10% (п. 4 ст. 333.12).

Формула расчета водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов) за квартал на соответствующую ей ставку платы, применить повышающий коэффициент и все дополнительные, если есть основания для их применения:

Пункт 4 статьи 333.12 гласит, что налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 этой статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1. В кодексе этот коэффициент именован как дополнительный, так как применяется независимо от повышающих коэффициентов индексации, устанавливаемых по годам (письмо Минфина РФ от 28 декабря 2015 г. № 03-06-06-02/76582).

В ситуации, когда водный объект, из которого производится забор ресурсов, располагается на территории различных муниципальных образований, единый лимит водопользования установлен лицензионным соглашением к лицензии на право пользования недрами без распределения по конкретным образованиям. При таких условиях водный налог нужно рассчитывать в отношении каждого кода ОКТМО муниципальных образований, где находятся водозаборные участки. Лимиты водопользования следует определять отдельно на основании сведений об обоснованной потребности в подземных водах, представленных в территориальный орган Роснедр, в составе документов для получения лицензии (письмо ФНС России от 4 марта 2015 г. № ГД-4-3/3508@ вместе с письмом Минфина России от 2 октября 2014 г. № 03-06-05-02/49452).

Сумму налога платят по месту нахождения водного объекта и полностью зачисляют в федеральный бюджет.

Положения Налогового кодекса применяются в отношении водопользователей, имеющих лицензию, и являющихся плательщиками водного налога. В отношении водопользователей, признаваемых плательщиками платы за пользование водными объектам на основании Водного кодекса, применяются положения других нормативных актов. Это постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 876 и от 26.12.2014 г. № 1509. В них установлены ставки платы и коэффициенты (повышающие и дополнительные), которыми они обязаны пользоваться.

Положения главы 25.2 Кодекса в отношении указанных водопользователей не применяются.

Декларацию по водному налогу фирмы представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения водных объектов. Сделать это нужно не позднее 20 дней после окончания налогового периода.

Если компания признается плательщиком водного налога, и имеет разрешительную лицензию на забор воды, то она обязана представлять декларацию по водному налога, даже несмотря на то, что забора воды в налоговом периоде не было (письмо ФНС России от 29 апреля 2016 г. № СД-4-3/7821). Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком независимо от того, исчислена ли сумма налога к уплате.

Налоговым периодом по водному налогу является квартал.

Если вы задержите подачу декларации, вашу компанию оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме этого могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2015 года № MMB-7-3/497@. В этом приказе есть и инструкция по ее заполнению.

Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

В каждом поле указывается только один показатель.

В случае отсутствия какого-либо показателя, во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.

Титульный лист декларации по водному налогу

При заполнении титульного листа необходимо указать:

1) ИНН и КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация.

2) Номер корректировки.

3) Налоговый период (код), за который представлена декларация.

Коды, определяющие налоговый период, приведены в приложении № 1 к Порядку заполнения Декларации.

4) Код налогового органа, в который представляется декларация, код представления Декларации по месту нахождения (учета).

Коды представления налоговой декларации по водному налогу в налоговый орган приведены в приложении № 1 к Порядку заполнения Декларации.

Отражается полное наименование российской организации по учредительным документам, либо полное наименование иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ. В случае подачи декларации физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, отражается его фамилия, имя, отчество полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика, построчно. Для иностранных физических лиц допускается при написании фамилии, имени и отчества использование букв латинского алфавита.

6) Код вида экономической деятельности налогоплательщика отражается согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014, утвержденному приказом Росстандарта России от 31 января 2014 года № 14-ст.

7) Код формы реорганизации либо код ликвидации организации указывается в соответствии с приложением № 1 к Порядку заполнения Декларации.

8) ИНН/КПП реорганизованной организации.

9) Номер контактного телефона налогоплательщика.

10) Количество страниц, на которых составлена декларация.

11) Количество листов подтверждающих документов или их копий, включая документы или их копии, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, приложенных к декларации.

Здесь указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество налогоплательщика, в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

2) дата рождения (число, месяц, год) - в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика.

4) сведения о документе, удостоверяющем личность налогоплательщика:

  • код вида документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, в соответствии с приложением № 2 к Порядку заполнения Декларации;
  • серия и номер документа, кем выдан документ и дата его выдачи заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;

5) статус налогоплательщика: при наличии статуса налогового резидента РФ в соответствующем поле проставляется 1. При отсутствии такого статуса - 2.

6) адрес места жительства в Российской Федерации.

Элементы адреса (наименование района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома (владения), корпуса (строения), квартиры) места жительства в РФ указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность), с указанием реквизитов места жительства.

При отсутствии одного из элементов адреса в отведенном для этого элемента поле ставится прочерк.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства при отсутствии адреса места жительства в РФ указывается адрес ведения деятельности в РФ.

Этот подраздел заполняется налогоплательщиком, осуществляющим забор воды из водных объектов, отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии с учетом целевого использования забранной воды.

В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, подраздел 2.1 заполняется в количестве листов, соответствующем количеству расчетов водного налога применительно к каждой налоговой ставке.

По строке 010 указывается КБК, в соответствии с которым должно производиться зачисление сумм налога на счета органов федерального казначейства.

По строке 020 указывается код по ОКТМО по местонахождению объекта налогообложения.

По строке 030 указывается наименование водного объекта. При осуществлении забора воды из подземных водных объектов по данной строке указывается регистрационный номер артезианской скважины, например: артезианская скважина № ____.

По строке 050 указывается код водопользования с 11011 по 13140, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Порядку заполнения Декларации.

Обратите внимание: при заборе воды из водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, по строке 050 указываются коды водопользования 50091 или 50092 соответственно.

По строке 060 указывается общий фактический объем воды (в тыс. куб. м), забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования, независимо от того, производилось ли водопользование в пределах установленного лимита или осуществлялось сверхлимитное водопользование.

По строке 070 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения, на основании пункта 2 статьи 333.9 НК РФ.

По строке 080 указывается код цели забора воды, определяемый в соответствии с приложением № 5 к Порядку заполнения Декларации.

По строке 090 указывается лимит водопользования (в тыс. куб. м), установленный в лицензии для данного водного объекта и данной цели водопользования.

По строке 100 указывается общий объем воды, забранной из данного водного объекта за налоговый период, относящийся к конкретному коду водопользования и к конкретному коду цели забора воды, признаваемый объектом налогообложения водным налогом.

По строке 101 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, в пределах установленного лимита.

По строке 102 указывается фактический объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, сверх установленного лимита.

По строке 110 указывается налоговая ставка, установленная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ, для исчисления налога, за объем воды, забранной из водного объекта, в пределах установленного лимита.

По строке 120 указывается налоговая ставка, применяемая при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

При заборе воды для водоснабжения населения по строкам 110 и 120 отражается налоговая ставка, установленная пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ.

По строкам 130, 140 и 150 отражаются значения повышающих коэффициентов, применяемых к ставкам налога.

Так, по строке 130 указывается значение коэффициента, установленного пунктом 1.1 статьи 333.12 НК РФ. В 2016 году этот коэффициент равен 1,32.

По строке 140 указывается значение коэффициента, применяемого в случае отсутствия средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, в соответствии с пунктом 4 статьи 333.12 НК РФ. Этот коэффициент равен 1,1.

По строке 150 указывается значение коэффициента, установленного пунктом 5 статьи 333.12 Кодекса, при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных и термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару. Этот дополнительный коэффициент равен 10.

В случае неприменения дополнительных коэффициентов при определении ставки налога во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.

По строке 160 указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, значение которой определяется как сумма водного налога, исчисленная за забор воды в пределах установленного лимита, и сумма водного налога, исчисленная за забор воды в объеме, превышающем установленный лимит.

Ставка налога, определенная с учетом дополнительных коэффициентов, округляется до полного рубля.

В случае отсутствия показателей, участвующих в расчете суммы налога, значения данных (отсутствующих) показателей при расчете принимаются равными 1.

Этот подраздел заполняется налогоплательщиками, осуществляющими:

  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Подраздел 2.2 заполняется отдельно по каждому виду пользования водными объектами, водному объекту и каждой лицензии (договору).

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, подраздел 2.2 заполняется в количестве листов, соответствующем количеству расчетов водного налога применительно к каждой налоговой ставке.

По строке 010 указывается КБК, в соответствии с которым должно производиться зачисление сумм налога на счета органов федерального казначейства.

По строке 020 указывается код по ОКТМО по местонахождению объекта налогообложения.

По строке 030 указывается наименование водного объекта (река, озеро, водохранилище и так далее).

По строке 050 указываются сведения о договоре на водопользование (договоре пользования водными объектами), заключенном налогоплательщиком с органом (органами) исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ и определяющим площадь предоставленного в пользование водного пространства.

По строке 060 указывается код водопользования, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Порядку заполнения Декларации.

Например, при заполнении подраздела 2.2 налогоплательщик, осуществляющий использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, по строке 060 отражает код водопользования с 21010 по 22140 согласно приложению № 4. При этом по строкам 080 - 100 подраздела 2.2 декларации ставится прочерк. А по строке 070 указывается налоговая база, определяемая как площадь предоставленного водного пространства в квадратных километрах при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, по строке 060 отражается код водопользования с 30100 по 32100. В этом случае по строкам 070 и 090 - 100 подраздела 2.2 ставится прочерк. По строке 080 указывается количество произведенной за налоговый период электроэнергии в тысячах киловатт-час.

В случае использования водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях, по строке 060 отражается код водопользования с 40100 по 41200 согласно приложению № 4. При этом по строкам 070 - 080 подраздела 2.2 ставится прочерк. По строке 090 указывается объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период в тысячах кубических метров. По строке 100 указывается расстояние сплава леса в километрах на соответствующем водном объекте.

По строке 110 указывается налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ.

По строке 120 указывается значение коэффициента, установленного пунктом 1.1 статьи 333.12 НК РФ. В 2016 году он равен 1,32.

По строке 130 указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, по конкретному водному объекту и конкретной лицензии (договору).

При отражении по строке 060 кода водопользования с 30100 по 32100 согласно приложению № 4, сумма по строке 130 рассчитывается как произведение значений строк 080, 110 и 120.

После того как подразделы 2.1 и 2.2 готовы, оформляют раздел 1.

Раздел 1 заполняется налогоплательщиком в отношении сумм налога, подлежащих уплате по местонахождению объекта налогообложения.

По строке 010 указывается код бюджетной классификации РФ (КБК), в соответствии с которым должна осуществляться уплата соответствующих сумм налога.

По строке 020 указывается код муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав на территории которого осуществляется уплата водного налога.

По строке 030 отражается общая сумма налога по всем видам водопользования, подлежащая уплате в бюджет с кодом по ОКТМО, указанным в соответствующей строке 020 данного Раздела 1, по КБК, указанному по строке 010 данного Раздела 1.

Сумма налога, отражаемая по строке 030, определяется путем сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования в подразделах 2.1 и 2.2 раздела 2 Декларации с соответствующими КБК и кодом по ОКТМО.

В случае недостаточности строк Раздела 1 при заполнении декларации на бумажном носителе дополнительно заполняется необходимое количество листов Раздела 1.

Лимит забора воды равен 500 тыс. куб. м. Ставка водного налога за забор воды составляет 276 руб. за 1 тыс. куб. м воды. При сверхлимитном заборе она увеличивается в пять раз и составит 1380 руб./тыс. куб. м (276 руб./тыс. куб. м x 5).


Руководители организаций не только зарабатывают, но и платят. В том числе и в федеральный бюджет поступают и средства, предназначенные за воду. Как выглядит водный налог для юридических лиц в 2022 году, какие у него появились новшества, журналисты "Комсомольской правды" узнали у экспертов в этой теме.

Плательщики водного налога для юридических лиц

Все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своей деятельности водные объекты, подлежат лицензированию. Использование рек, озер, морей в личных целях - например, забор воды из водных объектов, использование последних для целей гидроэнергетики или сплава древесины - облагается определенной платой.

- Не признаются плательщиками налога организации и ИП, которые пользуются источниками воды на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие водного кодекса РФ, - рассказывает налоговый консультант компании "Маржу" Олеся Жукова.

Юрист Юридической компании "ЭЛКО профи" Кирилл Маркеев добавляет, что не предусмотрен водный налог за забор минеральной воды из подземных источников, за заборы воды для тушения пожаров, за использование водных объектов для выращивания рыб, за использование воды для полива сельскохозяйственных угодий. Некоторые другие виды деятельности, прописанные в статье 333.9 НК РФ, также водных налогом для юридических лиц не облагаются.

Сроки уплаты водного налога для юридических лиц

Сроки уплаты водного налога для юридических лиц такие же, как и у других видов налогов. Расчет ведется по итогам квартала. Налог следует выплатить в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки уплаты водного налога:

  • За 1 квартал-не позднее 20 апреля
  • За 2 квартал-не позднее 20 июля
  • За 3 квартал-не позднее 20 октября
  • За 4 квартал-не позднее 20 января

Ставка водного налога для юридических лиц

Как объясняет Олеся Жукова, ставки налога установлены за единицу налоговой базы. Последняя представляет собой виды водопользования, которые различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам, морям. В отношении каждого такого объекта отдельная ставка.

Расчеты водного налога для юридических лиц

Схема расчета водного налога для юридических лиц кажется простой. Налоговая база перемножается на соответствующую ей ставку, а та на специальный коэффициент, установленный статьей 333.12 НК РФ.

- Если имеются несколько видов водопользования, то общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленного по всем видам водопользования, - объясняет Жукова. - Если в отношении одного водного объекта установлены различные ставки, то налоговую базу необходимо определять применительно к каждой налоговой ставке.

Маркеев в свою очередь подчеркивает, что организация-налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно:

- К примеру, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной с объекта за налоговый период, а при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики – как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

Пени по водному налогу для юридических лиц

Опять же, как и в случае с другими налогами для юридических лиц, за просрочку уплаты водного налога начисляются пени.

- Они начисляются за каждый день просрочки платежа в размере - за каждый день в течение 1-го месяца просрочки 1/300 ставки рефинансирования, начиная со следующего дня по окончании 1-го месяца просрочки и далее - 1/150 ставки рефинансирования, - указывает Олеся Жукова.

Кроме того, если налог не уплачен в результате каких-либо нарушений - занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога - то они влекут за собой штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если установлено, что ошибка допущена умышленно, то речь идет о 40 %.

- Обращаю ваше внимание, что если превышается лимит потребления (указывается в лицензии или для расчета лимита берутся данные обоснованной потребности в водозаборе, указываемые в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии), то для расчета налога применяется повышенный коэффициент, - делится Олеся.

Что изменилось для физлиц

Налоговым кодексом РФ;

Постановлением Правительства России за № 94, которое было принято в феврале 2016 года и утверждает правила охраны подземных водных объектов.

Согласно закону, любые водные ресурсы — народное достояние, независимо от своего расположения (надземного или подземного). А это означает, что все, кто пользуется водой в целях получения дохода, должны уплачивать налоги.

Вступившие в действие изменения предполагают, что находящиеся в пользовании определенного объединения граждан скважины тоже подлежат лицензированию и уплате налогов, которое производится согласно учету водопотребления.

Чем обусловлены изменения

Закон должен был вступить в силу еще в 2016 году, но давление общественности вынудило правительство отложить его введение, объявить так называемую водную амнистию. За отведенное время владельцы стихийно пробуренных и не задокументированных скважин должны были оформить их в законном порядке.

Законодатели сочли три года достаточным сроком для оформления разрешительных документов и даже максимально облегчили расходы на проведение регистрации:

Каждый, у кого уже был источник добычи водных ресурсов, освобождался от уплаты госпошлины в размере 7,5 тыс. руб. Это касалось не только ранее прорытых и давно действующих источников артезианской воды, но и тех, кто занимался их оборудованием в период трехлетней упрощенной процедуры. Можно было не заказывать и не оплачивать экспертизу наличия запасов воды и геологоразведочные изыскания.

С 1 января 2020 года истек срок предоставленных государством преференций (кроме отмены уплаты госпошлины за оформление лицензии).

На физических лиц, осуществляющих водозабор вопреки установленным правилам, будут налагать штрафы или запрещать водопользование, если нарушение было зафиксировано неоднократно.

Разберемся, кто должен платить налог на воду из скважины.

Кто платит и кто не платит за потребляемую воду

Садоводы и огородники попадают в категорию налогоплательщиков при суточном заборе более 100 кубов, если это происходит из скважины, которая используется для подачи центрального водоснабжения или если вода берется с артезианского горизонта (с глубины 40 и более метров).

Решение вопроса о необходимости или необязательности уплаты налога решается на основании имеющихся документов (техпаспорт, лицензия). Если бурение только намечается, нужна будет проектная документация — разрешение на процесс бурения и проведение гидрогеологических изысканий.

Налог платить не нужно, если вода не артезианская. В остальных случаях придется озаботиться приобретением счетчика и подачей налоговой декларации каждый квартал.

Как определяется размер платежа

Он может варьироваться по объему использованной воды и по региону проживания налогоплательщика. Дифференциация базовых тарифов происходит в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 333.12). Они зависят от территориального расположения и подразделяются по видам, на которые используется вода.

В 2019 году базовая ставка была 141 рубль за тысячу кубометров, а коэффициент равнялся 2,01. Ежегодно тариф изменяется и закрепляется официальным документом.

Цифры, определяющие размер суммы для уплаты налога на воду из скважины для физических лиц, исчисляются по показаниям счетчика. Превышение установленного лимита означает пятикратную наценку на все количество дополнительных ресурсов.

Если лимит не превышен, расчет ведется по ставке. С 2020 года это положение вступило в действие и требует не только уплаты, но и подачи ежеквартальной декларации по установленной форме (приказ ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497).

Налог на воду из скважин вступил в силу с 1 января 2020 года.

Трехгодичная амнистия давала время для бесплатного оформления разрешительных документов.

Плательщикам налога необходимо установить счетчик забора воды.

Уплата регулируется по базовой ставке, количеству взятой воды и месту проживания налогоплательщика.

Читайте также: