Приемы защиты от манипуляций при взаимодействии налогового инспектора с налогоплательщиками

Обновлено: 02.07.2024

Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье приводится подробный анализ таких разъяснений.

О статусе представителя свидетеля

В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/3920@ и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/23706@ ФНС России разъясняла, что:

– при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;

– Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;

– законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;

– поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;

– полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;

– допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок

Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.

О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля

В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.

ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст. 92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст. 90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.

Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.

То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.

Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7). Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.

Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п. 1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д. Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.

Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:

– представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;

– свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;

– проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).

Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.

Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины. Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.

Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД[3], допускающего тайный сбор информации и доказательств.

Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки[4]. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.

В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).

В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.

Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.

Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2020 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым[5], то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст. 90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.

[1] Документ утратил силу.

[5] Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.

Прием и обслуживание налогоплательщиков будет осуществляться с 15.06.2020 в большинстве налоговых инспекций с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора исключительно по предварительной записи.

Записаться на примем можно с 01.06.2020 посредством интерактивного сервиса "Онлайн-запись на прием в инспекцию" на сайте ФНС России или через Единый контакт-центр по единому номеру телефона 8 (800) 222-22-22.

Решение о личном приеме граждан должностными лицами будет приниматься руководителем ТНО исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе по предварительной записи с направлением обращения и изложением сути вопроса.

В целях профилактики новой коронавирусной инфекции на рабочих местах в налоговых инспекциях рекомендовано обеспечить влажную уборку дезинфицирующими средствами и проветривание помещений каждые 2 часа. Также, в частности, при ведении приема сотрудники инспекций должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки) и средствами дезинфекции.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 мая 2020 г. N БС-4-19/8895@

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ПОСЛЕ 01.06.2020

Федеральная налоговая служба, в целях организации работы с налогоплательщиками в территориальных налоговых органах (далее - ТНО), поручает следующее:

1) с 01.06.2020 по 11.06.2020 включительно приостановить личный прием и обслуживание налогоплательщиков в ТНО;

2) с 15.06.2020 организовать прием и обслуживание налогоплательщиков в ТНО исключительно по предварительной записи посредством интерактивного сервиса ФНС России "Онлайн-запись на прием в инспекцию" (далее - сервис) с учетом рекомендаций Роспотребнадзора.

Исключение составляют следующие ТНО:

  • УФНС России по Республике Дагестан;
  • УФНС России по Республике Ингушетия;
  • УФНС России по Республике Северная Осетия - Алания;
  • УФНС России по Забайкальскому краю;
  • ТНО, в которых введен режим карантина в связи с выявленными случаями заболевания среди сотрудников (до снятия режима карантина).

Обслуживание налогоплательщиков в ТОРМах возобновляется (приостанавливается) по решению руководителя УФНС России по субъекту Российской Федерации;

3) решение о возобновлении личного приема граждан должностными лицами, проводимого в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", принимается руководителем ТНО исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе. При этом личный прием заявителей осуществляется только по предварительной записи путем направления обращения с изложением сути вопроса в адрес ТНО посредством интернет-сервиса "Обратиться ФНС России", почтовым отправлением либо с использованием бокса для приема корреспонденции, установленного непосредственно в ТНО.

Работу общественных приемных возобновить после полной отмены ограничений, установленных в регионе;

4) осуществлять ежедневный мониторинг эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации.

При ухудшении эпидемиологической обстановки или возникновении новых подтвержденных случаев заражения среди сотрудников ТНО и введения режима карантина руководитель УФНС России по субъекту Российской Федерации (и.о. руководителя) обязан организовать:

  • незамедлительное исполнение предписаний Роспотребнадзора, касающихся организации деятельности и обеспечении безопасности сотрудников в данной ситуации;
  • приостановление личного приема и обслуживания налогоплательщиков и возможности осуществления записи на личный прием посредством сервиса в ТНО;
  • информирование налогоплательщиков, записавшихся на прием и обслуживание, о невозможности осуществления приема в выбранный интервал времени, с предложением воспользоваться электронными сервисами ФНС России и услугами Единого Контакт-центра ФНС России для получения интересующей информации;
  • доведение указанной информации до Оперативного штаба ФНС России, Управления интерактивных сервисов ФНС России, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России;

5) соблюдать рекомендации Роспотребнадзора для работодателей по профилактике новой коронавирусной инфекции на рабочих местах;

  • влажную уборку дезинфицирующими средствами, включая обработку столов, стульев, стендов, а также пишущих принадлежностей, в местах проведения личного приема налогоплательщиков каждые 2 часа;
  • размещение в местах приема налогоплательщиков стендов/памяток по мерам профилактики распространения новой коронавирусной инфекции;
  • ежедневную обработку дезинфицирующими средствами в служебных помещениях налогового органа, в т.ч. дезинфекцию дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования (с кратностью обработки каждые 2 часа) - лифтов, комнат приема пищи, отдыха, санузлов и т.п.;
  • регулярное (каждые 2 часа) проветривание помещений, принятие мер при наличии возможности по обеспечению помещений, где может одновременно находиться значительное число сотрудников налогового органа (холлы, служебные залы, столовые и другие), оборудованием для обеззараживания воздуха;
  • обеспечение сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков (при ведении указанного приема), средствами индивидуальной защиты (маски, перчатки) и дезинфекции.

Интервал для проведения указанных мероприятий (каждые 2 часа) установлен централизованно в административной зоне сервиса.

В дополнение к изложенному ФНС России рекомендует прием всей корреспонденции, поступившей в ТНО на бумажном носителе от налогоплательщиков лично, вести через бокс для приема входящей корреспонденции (письмо ФНС России от 20.03.2020 N БС-4-19/4884@), разместив возле указанных боксов рекомендации налогоплательщикам в части указания на документах (на конвертах в случае представления документов большого объема) номера контактного телефона для дистанционного решения возможных вопросов. В случае записи налогоплательщика на личный прием для сдачи документов на бумажном носителе посредством сервиса, необходимо осуществить прием документов в установленном порядке сотрудником ТНО.

Вместе с тем ФНС России сообщает о необходимости размещения при входе в ТНО информации об осуществлении приема и обслуживания налогоплательщиков исключительно по предварительной записи, а также о необходимости соблюдения налогоплательщиками правил ношения средств индивидуальной защиты, предписанных решением высшего должностного лица (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и указаний органа Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации.

На основании изложенного ФНС России поручает незамедлительно организовать информирование налогоплательщиков об изменениях в работе территориальных налоговых органов всеми доступными способами, а также довести настоящее письмо до подведомственных ТНО для обеспечения его исполнения.

ФНС напомнила о правилах проведения допроса свидетеля с участием представителя. Руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP рассказал, кого могут допросить, как вести себя свидетелю и кого лучше взять в сопровождающие, а также что поможет налогоплательщику пережить проверку

С какой целью налоговые органы проводят допросы?

Налоговые органы проводят допросы для получения информации о предполагаемых нарушениях законодательства о налогах и сборах. Ответы свидетелей фиксируются в протоколах, которые становятся доказательствами по делу.

Кого могут вызвать на допрос?

ФНС: налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Статья 90 НК РФ содержит информацию о том, кто может быть допрошен и кого допрашивать нельзя. Так, при проведении налоговых проверок адвокат не может допрашиваться налоговыми органами в качестве свидетеля, если он получил информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей и эти сведения относятся к профессиональной тайне адвоката.

При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС

Кому разрешено присутствовать на допросе?

ФНС: вопросы участия лица, сопровождающего свидетеля, разъясняют письма ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@. В них указано, что в НК РФ не установлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут присутствовать при допросе. Получается, что круг таких лиц не ограничен. К тому же при проведении допроса должно строго соблюдаться право свидетеля на получение квалифицированной юридической помощи.

Налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган.

Налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только спустя месяц после выявления недоимки по налогам, когда вступит в силу решение о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм, но и сразу после проверки

Как вести себя свидетелю и чем ему поможет адвокат?

ФНС: в случае допроса свидетеля, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ). При этом отвечает на вопросы свидетель самостоятельно.

Налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи теперь на всей территории страны

Как рассказал Евгений Тимофеев, инспекторы нередко настаивают на фиксации неудачной, но устраивающей их формулировки, ссылаясь на то, что свидетель сказал именно так. Однако цель допроса – выявить и зафиксировать обстоятельства, а не оговорки. Поэтому до подписания протокола свидетелю следует убедиться, что его ответы точно отражают смысл сказанного им, и в этом ему должен помочь адвокат. Свидетель должен понимать, что, поскольку именно его речь фиксируется, окончательную форму показаний может определить только он. И нужно помнить, что всегда есть возможность подписать протокол с замечанием о том, что все со слов свидетеля записано неверно.

Как пережить налоговую проверку?

До проверки.

  • проанализировать основные зоны риска;
  • повысить требования к прозрачности операций и документооборота;
  • усовершенствовать процедуры контроля (особенно при взаимодействии с контрагентами, поскольку их недобросовестность может стать причиной проведения проверки в вашей организации);
  • провести инструктаж для персонала;
  • отслеживать активность налоговых органов в отношении вашей компании (требования, письма, комиссии и т.д.);
  • заранее подумать о доказательствах (ни в коем случае нельзя ограничиваться формальными аргументами). Помните: налоговая проверка – это этап, на котором вы можете предоставить доказательства вашей правоты.

Во время подготовки к проверке следует соблюдать четыре основных правила.

2. Поддерживайте рабочие отношения с налоговым инспектором, который проводит проверку (в том числе и через привлеченных специалистов-консультантов) – это помогает.

3. Будьте готовы: к выемке и изъятию большого объема данных, представлению оригиналов документов, проведению большого количества допросов, истребованию документов и информации у иностранных организаций.

4. Сотрудники должны быть предупреждены о возможных вызовах на допросы и осведомлены о своих правах и обязанностях. Им нужно объяснить, что допрос не связан с грубым нарушением закона со стороны компании. Вызванному на допрос работнику нужно предоставить адвоката, чтобы: защитить его права и законные интересы, выстроить рабочие отношения между ним и инспектором, не дать возможности задавать работнику некорректные вопросы, зафиксировать в протоколе все факты, которые он сообщил, и отразить допущенные нарушения.

После проверки.

Оноприенко Оксана


Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов - основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: