При ранее уплаченного налога размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль

Обновлено: 02.07.2024

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

В 2022 году организации, у которых в течение предыдущих четырех кварталов доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал, должны уплачивать только квартальные платежи по итогам отчетного периода.

Какими бывают авансовые платежи по налогу на прибыль?

Увеличение лимита позволило большему числу организаций рассчитывать авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам квартала. Чем это хорошо для налогоплательщиков — рассмотрим на примере, но сначала вспомним, какими бывают авансовые платежи по налогу на прибыль.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют и уплачивают авансовые платежи одним из способов:

  • по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев, а также авансовыми платежами в каждом месяце следующего квартала, рассчитанными с учетом прибыли за предыдущий квартал ( п. 2 ст. 286 НК РФ ). Подходит компаниям, у которых за предыдущие четыре квартала средняя выручка превысила 15 млн рублей;
  • можно добровольно перейти на ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактической прибыли ( п.2 и 3 ст. 286 НК РФ ) . Подходит компаниям, у которых за предыдущие четыре квартала средняя выручка превысила 15 млн рублей;
  • по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот способ п. 3 ст. 286 НК РФ разрешено применять только организациям, у которых выручка за предыдущие четыре квартала не превысила в среднем 15 млн рублей за каждый квартал.

Автоматически рассчитывайте и платите налоги в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия!

О переходе на ежемесячные авансовые платежи с фактической прибыли нужно уведомить налоговый орган до 31 декабря предыдущего года. Уведомление можно подать в свободной форме или использовать бланк, рекомендованный в Письме ФНС от 22.04.2020 № СД-4-3/6802 . В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Период

2021 год

2022 год

Налоговая база по налогу на прибыль

Налоговая база по налогу на прибыль

1 квартал

160 тыс. руб.

(1 месяц: 50 тыс. руб.;

2 месяц: 100 тыс. руб.;

3 месяц: 160 тыс. руб.)

90 тыс. руб.

(1 месяц: 30 тыс. руб.;

2 месяц: 60 тыс. руб.;

3 месяц: 90 тыс. руб.)

2 квартал

350 тыс. руб.

(4 месяц: 230 тыс. руб.;

5 месяц: 300 тыс. руб.;

6 месяц: 350 тыс. руб.)

50 тыс. руб.

(4 месяц: 70 тыс. руб.;

5 месяц: 60 тыс. руб.;

6 месяц: 50 тыс. руб.)

3 квартал

620 тыс. руб.

(7 месяцев: 400 тыс. руб.;

8 месяцев: 500 тыс. руб.;

9 месяцев: 620 тыс. руб.)

150 тыс. руб.

(7 месяцев: 80 тыс. руб.;

8 месяцев: 120 тыс. руб.;

9 месяцев: 150 тыс. руб.)

4 квартал

900 тыс. руб.

(10 месяцев: 700 тыс. руб.;

11 месяцев: 800 тыс. руб.;

12 месяцев: 900 тыс. руб.)

370 тыс. руб.

(10 месяцев: 230 тыс. руб.;

11 месяцев: 300 тыс. руб.;

12 месяцев: 370 тыс. руб.)

Как рассчитать авансовые платежи по итогам квартала


Сумма квартального авансового платежа по итогам отчетного периода определяется по фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода — квартала, полугодия, девяти месяцев. При этом учитываются авансовые платежи, ранее уплаченные в налоговом периоде.

  • по итогам 1 квартала: 90 тысяч рублей × 20 % = 18 тысяч рублей.​
  • по итогам 2 квартала получен убыток 40 тысяч рублей. Значит, налоговая база за полугодие составит 50 тысяч рублей. То есть авансовый платеж за полугодие составит 50 тысяч рублей × 20 % – 18 тысяч рублей = – 8 тысяч рублей. По формуле мы понимаем, что у нас есть переплата по налогу, поэтомув бюджет за полугодие мы ничего платить не будем.
  • по итогам 9 месяцев: 150 тысяч рублей × 20 % = 30 тысяч рублей. Если переплата 8 тысяч рублей, образовавшаяся по итогам полугодия, не зачтена в счет уплаты других налогов и не возвращена организации, она зачитывается в счет уплаты квартального авансового платежа по итогам 9 месяцев ( п. 1 ст. 287 , п. 14 ст. 78 НК РФ). Следовательно, сумма к доплате в бюджет: 30 тысяч рублей – 18 тысяч рублей = 12 тысяч рублей.

Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи

В отличие от авансового платежа по итогам квартала, ежемесячный авансовый платеж определяется не из фактической, а из предполагаемой прибыли, которая определяется по итогам предыдущего квартала. Исключение — ежемесячные платежи I квартала текущего налогового периода: они равны платежам, которые уплачивались в IV квартале предыдущего налогового периода. Подробно расчет описан в п. 2 ст. 286 НК РФ.

  • платежи в январе, феврале и марте 2022 года равны ежемесячному авансовому платежу, который уплачивался в IV квартале предыдущего года:
  • Авансовый платеж по фактическим итогам I квартала составил 18 тысяч рублей. Образовалась переплата по налогу: (18 тысяч рублей × 3 − 18 тысяч рублей) = 36 тысяч рублей.
  • в июле, августе и сентябре организация не перечисляла платежи, поскольку разница между квартальным и авансовыми платежами за полугодие и 1 квартал 2022 года была отрицательной.
  • для этого варианта можно уже посчитать платежи, подлежащие уплате в октябре, ноябре и декабре 2022 года и 1 квартале следующего года:


Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли

АП = НБ × С – АП пр , где

  • АП — авансовый платеж за отчетный период;
  • НБ — налогооблагаемая база;
  • С — ставка по налогу на прибыль;
  • АП пр — авансовые платежи за предыдущие периоды.
  1. В январе получена прибыль 30 тысяч рублей, следовательно, в феврале компания уплатит 30 тысяч рублей × 20 % = 6 тысяч рублей ;

  2. В январе-феврале налогооблагаемая база 60 тысяч рублей , налог к уплате в марте составит 60 тысяч рублей × 20 % – 6 тысяч рублей = 6 тысяч рублей ;

  3. В январе — марте база равна 50 тысяч рублей , налог к уплате 90 тысяч рублей × 20 % – 6 тысяч рублей – 6 тысяч рублей = 6 тысяч рублей ;

  4. в январе — апреле налоговая база составит 70 тысяч рублей , следовательно, в мае нужно уплатить 70 тысяч рублей × 20 % – 6 тысяч рублей – 6 тысяч рублей – 6 тысяч рублей = – 4 000 рублей. Так как число получается с минусом, значит у компании образовалась переплата. Уплачивать налог за апрель не нужно. Точно также не будет налога к уплате в мае, июне, июле и августе;

  5. Каждый дальнейший месяц считается по формуле выше. Для удобства мы собрали все платежи в таблицу.

Период

Налогооблагаемая база

Налог за период к уплате

Авансовый платеж с учетом предыдущих платежей

Дата оплаты аванса

Январь

30000

6000

6000

28 февраля 2022 года

Январь — февраль

60000

12000

6000

28 марта 2022 года

Январь — март

90000

18000

6000

28 апреля 2022 года

Январь — апрель

70000

14000

0

30 мая 2022 года

Январь — май

60000

12000

0

28 июня 2022 года

Январь — июнь

50000

10000

0

28 июля 2022 года

Январь — июль

80000

16000

0

29 августа 2022 года

Январь — август

120000

24000

6000

28 сентября 2022 года

Январь — сентябрь

150000

30000

6000

28 октября 2022 года

Январь — октябрь

230000

46000

16000

28 ноября 2022 года

Январь — ноябрь

300000

60000

14000

28 декабря 2022 года

График платежей и выводы

Авансовые платежи только по итогам квартала

Авансовые платежи по итогам квартала с ежемесячными платежами

Авансовые платежи по фактически полученной прибыли с ежемесячными платежами

2 тысячи рублей доплаты за 2020 год + 18 тысяч рублей

20 тысяч рублей (за январь 2020 года)

18 тысяч рублей

56 тысяч рублей (по итогам IV квартала 2018 года: 900 тысяч рублей × 20% − 124 тысячи рублей)

Недавние поправки в первую часть НК РФ: новые правила взыскания недоимки, зачет переплаты и другие изменения

Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес большой пакет изменений в Налоговый кодекс. Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в первую часть НК РФ. Речь пойдет о скорректированных правилах взыскания задолженности с банковских счетов, о возможности зачесть переплату в счет недоимки по налогу другого вида, о новой обязанности организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов и других изменениях.

Новые правила взыскания задолженности

По действующему правилу на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится два месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). Причем срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

После вступления в силу комментируемых поправок для небольших сумм задолженности будет действовать особый порядок взыскания.

Налоговики не станут взыскивать долги до тех пор, пока их общая сумма не превысит 3 000 руб. Когда это случится, ИФНС сможет принять решение о взыскании в течение двух месяцев с даты превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным.

Из данного правила есть исключение. Как только пройдут три года с момента окончания срока, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, инспекторы получат право на взыскание, даже если общая сумма долга не превысила 3 000 руб. В этом случае на принятие решения о взыскании у налоговиков есть два месяца с момента истечения указанного трехлетнего срока (новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ).

Соответствующие изменения начнут действовать с 1 апреля 2020 года.

Зачет переплаты в счет налога другого вида

В действующей редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано, что зачесть переплату по налогу можно только в счет налога того же вида. Другими словами, федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные — по региональным, местные — по местным.

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Также есть норма, в которой говорится, как можно вернуть излишне уплаченные налоги, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам. Сначала налоговики зачтут переплату в счет недоимки по налогам того же вида, а также по соответствующим пеням и штрафам. И только после этого вернут оставшуюся часть излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Что касается излишне взысканной налоговой суммы, то ее возврат возможен только при отсутствии недоимки по налогам того же вида (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Начиная с 1 октября 2020 года, указанные правила перестанут действовать. Переплату разрешат зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога. Например, излишне перечисленный федеральный налог можно будет зачесть в счет недоимки по местному налогу и наоборот. Изменится и порядок возврата. Как и сейчас, налоговики сначала зачтут переплату в счет недоимки, и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернут налогоплательщику. Но при зачете инспекторы спишут переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. Возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Новая обязанность для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Как известно, начиная с отчетности за 2020 год, организации не будут сдавать декларации по транспортному и земельному налогам.

Тем, кто вопреки новым правилам не уведомит налоговиков о наличии транспортного средства или земельного участка, грозит штраф по статье 129.1 НК РФ. Размер санкции составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Постановка на учет иностранцев и лиц без гражданства

Законодатели добавили в первую часть НК РФ положения, посвященные иностранцам и лицам без гражданства, у которых нет ни статуса ИП, ни места жительства или места пребывания в России, ни транспорта или недвижимости в нашей стране. Если такое лицо до сих пор не состоит на российском налоговом учете, но получает доходы в РФ, его необходимо поставить на учет в ИФНС. Это сделает инспекция по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя, от которых иностранец (лицо без гражданства) получает доходы.

Поставить указанное лицо на учет должны сами налоговики. Основанием послужат сведения по форме 2-НДФЛ, представленные на иностранца его работодателем (новый п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Иностранец будет состоять на налоговом учете до тех пор, пока работодатель представляет в ИФНС информацию о доходах этого гражданина. Когда сведения перестанут поступать, налоговики подождут три года с момента последней подачи формы 2-НДФЛ. Если за этот период иностранец не задекларирует свои доходы самостоятельно, его снимут с российского налогового учета. Никаких уведомлений об этом инспекторы рассылать не станут (новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Указанный порядок впервые применят к сведениям о доходах, представленным после 1 января 2020 года.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о предоставлении льготы по транспортному налогу (новая редакция п. 3 ст. 361.1 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Другие новшества, внесенные в первую часть НК РФ комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Плательщики взносов будут обязаны сообщать в ИФНС о наделении полномочиями (о снятии полномочий) по начислению выплат физлицам только тех обособленных подразделений, у которых открыт счет в банке.

Новая редакция подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 7 ст. 31 НК РФ

1 апреля 2020 года

В состав единого налогового платежа физлиц будут включать, в том числе средства, добровольно перечисленные в бюджет на уплату НДФЛ, который не был удержан налоговым агентом.

Зачесть единый налоговый платеж в счет уплаты конкретного налога должны не позднее 10 дней с более поздней из двух дат: даты направления уведомления или даты поступления единого платежа в бюджет (прежде зачет производили в сроки, установленные для уплаты налога). При этом уточняется, что зачет производится не позднее срока уплаты налога.

Новые редакции п. 1 и п. 5 ст. 45.1 НК РФ

1 января 2020 года

Инспекторов обязали учитывать переплату физлица по НДФЛ, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании налогового уведомления. Указанные суммы не учитываются, если до даты составления уведомления получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты.

Новая редакция п. 2 ст. 52 НК РФ

1 января 2021 года

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Новая редакция п. 4 ст. 55 НК РФ

29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)

Установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет: для физлиц — менее 500 руб., для компаний и ИП — менее 3 000 руб. (сейчас 500 руб. для всех).

Новая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ

1 апреля 2020 года

Налогоплательщики смогут просить заменить арест имущества банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (сейчас арест можно заменить только залогом).

Новая редакция п. 12.1 ст. 77 НК РФ

1 апреля 2020 года

Новый п. 8.1 ст. 78 НК РФ

29 октября 2019 года

Пенсионный фонд будет сообщать в ИФНС о лицах, которым назначена пенсия или прекращена выплата пенсии, о лицах, соответствующих условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало до 2019 года, а также о лицах, внесенных в федеральный реестр инвалидов.

Новая редакция п. 9.4 ст. 85 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 1.2 ст. 88 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговикам дали право при взыскании недоимки на сумму свыше 1 млн. руб. один раз провести осмотр территорий, документов, предметов и помещений организации при ее согласии, а также истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника (организации и ИП). Указанные меры применяются, если должник не погасил недоимку в течение 10 дней с даты принятия решения о взыскании.

Новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, новый п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ

1 апреля 2020 года

Сведения о принятии обеспечительных мер по уплате налогов перестанут быть налоговой тайной.

Решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущество (о снятии запрета) будут публиковаться на сайте ФНС.

Новый п. 4 ст. 72 НК РФ, новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ

1 апреля 2020 года

Дополнено, что определение рыночной цены методом распределения прибыли применяется, в числе прочего, если стороны сделки контролируют НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 105.13 НК РФ

1 января 2020 года (применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2020 года независимо от даты заключения договора).


Возникают ситуации, когда у экономических субъектов имеется переплата по налогам или страховым взносам, выражаясь иными словами, заплатили в бюджет лишнего. Наш эксперт Надежда Четвергова рассмотрела в статье, как именно нужно зачесть имеющуюся переплату в счёт будущих платежей.

Переплату по налогу или страховым взносам (речь про ОПС, ОМС, ВНИМ) можно зачесть по правилам, установленным в ст. 78 НК РФ.

Также с этой даты с заявлением о зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога можно обратиться в любую ИФНС (ст. 78 НК РФ).

Правила зачёта страховых взносов изменения не затронули. Всё как прежде: зачесть переплату можно только по тому же виду взносов. Например, переплату по ОПС можно зачесть только на ОПС, переплату по ОМС в счёт ОМС.

Итак, что нужно сделать, чтобы произвести зачёт налога (все, кроме НДФЛ) и страхового взноса (речь о ОПС, ОМС, ВНИМ) в счёт будущих платежей.

1. Желательно, но необязательно. Провести сверку с налоговой инспекцией.

2. Заполните заявление.

2.1. Как заполнить форму заявления о зачёте переплаты по налогам в счёт предстоящих платежей.

Заявление о зачёте переплаты по налогу (пеням, штрафу) заполните следующим образом.

Далее укажите вид платежа, подлежащий зачёту:

Поле заполняется в следующем формате:

  • первые два знака — налоговый (расчётный) период:
  • следующие два знака после точки — порядковый номер периода:

Далее приведите код по ОКТМО по месту зачисления платежа, КБК платежа, в счёт которого направляется переплата, и код налогового органа, принимающего платёж.

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, организации не заполняют. Данный раздел заявления заполняют только физические лица (не ИП), которые не указали ИНН.

С образцами вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс:

2.2. Как заполнить заявление о зачёте суммы излишне уплаченных страховых взносов в счёт предстоящих платежей по тому же виду взноса.

Заявление о зачёте переплаты по страховым взносам (пеням, штрафу) заполните следующим образом.

Далее выберите вид платежа, подлежащий зачёту:

В полях и отразите соответственно код муниципального образования по месту постановки на учёт и код бюджетной классификации платежа.

Далее приведите код по ОКТМО по месту зачисления платежа, КБК платежа, в счёт которого направляется переплата, и код налогового органа, принимающего платёж.

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП, организации не заполняют. Данный раздел заявления заполняют только физические лица (не ИП), которые не указали ИНН.

3. Следующее, что нужно сделать после того, как заполнили заявление, это его подать, уложившись в отведённый срок.

По общему правилу, срок для обращения в инспекцию с заявлением о зачёте переплаты — три года со дня уплаты налога в излишнем размере ( п. 7 ст. 78 НК РФ).

Однако в этом правиле есть некоторое исключение. Если организация планирует произвести зачёт переплаты по прибыли в случае, когда налог по итогам года меньше уплаченных в течение года авансовых платежей, то срок подачи в налоговый орган заявления о зачёте переплаты в таком случае — три года с даты подачи декларации по итогам года, но не позднее установленного срока её представления ( Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2015 № 306-КГ15-6527, Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, Письмо Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309, Информация ФНС России).

Представить заявление в инспекцию можно одним из следующих способов ( п. п. 4 , 5 ст. 78 НК РФ):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) в налоговый орган или по почте;
  • по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

4. Ожидаем результат рассмотрения заявления о зачёте переплаты.

Решение о зачёте переплаты должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления о зачёте или со дня подписания совместного акта сверки, если такая сверка проводилась ( п. 6 ст. 6.1 , п. п. 4 , 5 ст. 78 НК РФ).

Если инспекция проводит камеральную проверку, срок принятия решения о зачёте начинается ( п. 8.1 ст. 78 НК РФ):

  • а) по истечении 10 рабочих дней со следующего дня после завершения проверки или со дня, когда она должна быть завершена по правилам п. 2 ст. 88 НК РФ;
  • б) со следующего дня после вступления в силу решения по результатам проверки (если в ходе её проведения были выявлены нарушения законодательства).

Инспекция также может отказать в зачёте переплаты. О принятом решении вам должны сообщить в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения ( п. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ). Отказ должен быть обоснованным. Причина отказа будет указана в решении.

Отказ в зачёте вы можете обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд ( ст. 137 , п. п. 1 , 2 ст. 138 НК РФ).

Также вы можете обратиться в суд с требованием обязать налоговый орган произвести зачёт ( п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Мы перечислили все необходимые действия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) для осуществления им зачёта переплаты в счёт будущих платежей.


Если у вас каким-то образом образовалась переплата по любому налогу, то ее можно вернуть или зачесть в счет погашения недоимки или будущих платежей. Общий механизм возврата закреплен в ст. 78 Налогового кодекса РФ, а особенности для некоторых видов налогов – во второй части НК РФ. В этой статье речь пойдет о налоге на прибыль, но поскольку условия возврата/зачета в целом одинаковые, можно изучать судебную практику по любым видам налогов.

Несмотря на то, что в НК РФ порядок возврата/зачета прописан достаточно подробно, на практике возникает много проблем. Некоторые принципиальные вопросы достаточно легко решаются в суде, но многие споры имеют индивидуальные особенности, и разрешение дела зависит от конкретных обстоятельств.

1. Срок для возврата налога.

Больше всего споров возникает при исчислении трехлетнего срока, установленного в п. 7 ст. 78 НК РФ. Точнее, не при исчислении, а при определении его начального момента.

Пункт 7 ст. 78 НК РФ этим моментом называет срок уплаты налога.

Однако, применив нормы гражданского права о сроке исковой давности, п. 3 ст. 79 НК РФ, а также определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О, можно попытаться убедить суд (инспекцию, скорее всего, не удастся – там все в этом вопросе предельно формализовано), что на самом деле срок нужно отсчитывать с другого момента.

Допустим, у вас образовалась переплата за 2012 год. А сейчас лето 2016 года, и трехлетний срок прошел. Причины пропуска срока могут быть объективными, а возможно, что бухгалтер наличие переплаты просто прохлопал ушами.

1.1.​ День перечисления налога.

Суд может решить просто: срок следует считать со дня уплаты, как прямо предусмотрено в законе.

Такие постановления можно даже не анализировать. Для примера: постановления ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС ЦО от 19.12.2013 по делу № А23-1227/2013.

1.2.​ День подачи основной декларации.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2016 № Ф05-7451/2016 по делу № А40-194341/2015

- у общества была переплата по налогу на прибыль за 2011 год;

- в июне 2015 года оно подало заявление о возврате;

- инспекция отказала, т.к. трехлетний срок пропущен.

- инспекция права, т.к. налог за 2011 год рассчитывается не позднее 28 марта 2012 года (п. 4 ст. 289 НК РФ);

- на день подачи декларации за 2011 год общество должно было знать о переплате;

- срок давности истек 28 марта 2015 года. Заявления и в суд, и в инспекцию поданы по истечении срока;

- общество не имеет права на возврат спорной суммы.

- такой подход представляется наиболее логичным, т.к. налогоплательщик считает, сколько он должен заплатить при составлении декларации, а не на день фактического перечисления налога;

1.3. День подачи уточненной декларации

Если вы обнаружили, что у вас есть переплата по налогу, то вы можете подать уточненку. Корректировка суммы налога в этом случае – ваше право. Обязанность подать уточненку возникает, если выявлена недоплата налога (неудивительно, налицо забота о бюджете).

Срок на возврат задекларированной переплаты может быть исчислен с даты подачи уточненки, но для этого нужно объяснить, почему налог не был верно исчислен раньше.

Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2014 N Ф09-3754/14 по делу N А60-42002/2013

- общество в 2010 году подало уточненку по налогу на прибыль за 2008 год, при этом получилась переплата;

- в ноябре 2012 года общество заявило в инспекцию о возврате налога и получило отказ.

- не доказано, что общество знало о переплате до подачи уточненки; переписка с инспекцией, акт сверки и другие документы таких сведений не содержат;

- срок на возврат может быть исчислен со дня представления уточненки.

- в этом деле обществу повезло: каких-либо обстоятельств, препятствующих верному расчету налога в первоначальной декларации, в судебном акте не отражено;

- схожие дела: постановления ФАС СКО от 08.05.2014 по делу № А53-13922/2013, ФАС МО от 17.02.2014 № Ф05-1251/2013 по делу № А41-19585/12, ФАС ПО от 18.04.2013 по делу № А65-18995/2012, ФАС ДО от 08.07.2014 № Ф03-2311/2014 по делу № А73-10256/2013, ФАС СЗО от 21.12.2012 по делу № А21-1751/2012.

Однако не всегда можно исчислить срок на возврат налога с даты подачи уточненки.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56

- общество в 2007 году обратилось за возвратом переплаты за 2003 год, подав уточненку;

- инспекция, конечно, отказала в возврате.

- инспекция права, т.к. общество должно было узнать о переплате при подаче основной декларации или при уплате налога;

- каких-либо обстоятельств, препятствующих правильному своевременному расчету налога, не выявлено.

- нельзя после истечения срока заявить о возврате налога, несмотря на то, что переплата принадлежит налогоплательщику. Поскольку трехлетний срок истек, переплата остается в бюджете;

- такие же дела: постановления ФАС ДО от 06.03.2013 № Ф03-668/2013 по делу № А51-16795/2012, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС СКО от 24.03.2014 по делу № А53-8964/2013, ФАС УО от 02.04.2013 № Ф09-2057/13 по делу № А47-9570/2012.

1.4.​ День составления акта сверки.

Часто для выявления переплаты или по другим причинам составляется акт сверки расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ). И день подписания (или направления) такого акта может быть признан моментом, когда налогоплательщик узнал о том, что у него есть переплата. Соответственно, трехлетний срок исчисляется с этого момента.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09 по делу № А55-3784/2009

- общество, полагая, что у него нет долга по пеням, при этом есть переплата по налогу на прибыль, предложило инспекции составить акт сверки;

- актом сверки зафиксирована переплата, но инспекция ее не вернула, т.к. срок пропущен.

- поскольку достоверно о переплате общество узнало после составления акта сверки, именно с этого момента исчисляется трехлетний срок.

- это и многие другие дела решены в пользу налогоплательщика, основное – чтобы до сверки существовала какая-либо неопределенность, т.е. точно было неизвестно, есть переплата или нет;

Однако суды не всегда соглашаются с налогоплательщиками.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2016 № Ф05-5097/2016 по делу № А40-156602/2015

- общество пропустило срок возврата налога, но настаивает, что он должен исчисляться с даты акта сверки, или, по крайней мере, подписание инспекцией акта прерывает срок исковой давности.

- общество самостоятельно рассчитывало налог и не доказало, что не могло сразу посчитать его правильно;

- подписание акта сверки срок исковой давности не прерывает, т.к. не свидетельствует о признании долга (обязанности вернуть переплату).

- как мы видим, общество не нашло обстоятельств, которые препятствовали бы ему своевременно подать заявление о возврате налога или подтвердили бы, что оно не знало о факте или сумме переплаты. Именно поэтому суд отказал в возврате налога;

- такие же дела: постановления ФАС СЗО от 15.04.2014 по делу № А56-77522/2012, ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, от 13.02.2014 по делу № А75-3152/2013, ФАС МО от 30.12.2013 № Ф05-16324/2013 по делу № А40-13030/13, от 14.11.2013 по делу № А40-161312/12-115-1159, ФАС УО от 16.08.2013 № Ф09-8107/13 по делу № А60-51936/2012, ФАС ВВО от 11.07.2013 по делу № А17-3138/2012.

2. Авансовые платежи

Налогоплательщик имеет право на возврат/зачет не только суммы налога на прибыль, рассчитанной по итогам года, но и авансовых платежей, перечисляемых в течение налогового периода (п. 1 ст. 287 НК РФ). Однако и здесь не все просто.

2.1. Срок подачи заявления о возврате.

Опять возникает вопрос об исчислении трехлетнего срока на подачу заявления о возврате авансовых платежей: со дня уплаты, подачи расчета или с другого момента?

Этот аспект урегулирован в судебной практике, хотя споры идут до сих пор.

Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2015 по делу № 306-КГ15-6527, А72-6526/2014

- переплата по авансовым платежам за 2010 и 2011 годы, последний платеж – 18.03.2011;

- заявление о возврате в инспекцию подано 24.03.2014, естественно, получен отказ.

- суды трех инстанций отказали обществу в возврате, определив, что трехлетний срок исчисляется с даты последнего платежа;

- ВС РФ направил дело на новое рассмотрение исходя из того, что окончательный финансовый и налоговый результат определяется по итогам налогового периода и отражается в годовой декларации. Соответственно, срок на возврат считается с даты подачи декларации, но не позднее 28 марта;

- позиция, изложенная ВС РФ, отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10.

- действительно, судебная практика по этому вопросу достаточно устойчива, непонятно почему нижестоящие суды по этому делу решили иначе;

- позиция высших судов логична, и неплохо бы закрепить ее законодательно, ее придерживаются даже государственные органы (письма Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21.02.2012 № СА-4-7/2807);

2.2. Возврат/зачет переплаты до окончания камеральной проверки.

Допустим, налогоплательщик имеет переплату за 2 квартал и хочет ее вернуть или зачесть в счет авансового платежа за 3 квартал, но полугодовой расчет инспекцией еще не проверен.

На первый взгляд, заявить переплату к возврату/зачету можно только после того, как инспекция подтвердит ее наличие, а сделать она это может только по итогам проверки (если проверка затянулась, то заявление можно подать после окончания трехмесячного срока на проверку, предоставленного инспекции ст. 88 НК РФ). Такое мнение появилось еще в 2005 году, оно выражено в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 и повторено в судебной практике, например, в постановлении ФАС УО от 20.07.2010 по делу № Ф09-5663/10-С3.

Однако, к удивлению, есть и противоположные судебные решения.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу № А56-48816/2010

- переплата образовалась по итогам первого полугодия 2009 года;

- заявление о возврате подано 01.09.2009, но оставлено инспекцией без исполнения, т.к. проводится камеральная проверка.

- отказ незаконен, поскольку приведенная инспекцией информация не предусмотрена в НК РФ в качестве основания для отказа в возврате переплаты.

- а если по итогам проверки выяснится, что переплата таковой не является, придется ее вернуть в бюджет, еще и с пенями;

- аналогичные дела: постановления ФАС ПО от 26.03.2009 по делу № А55-12407/2008, ФАС СЗО от 25.12.2008 по делу № А26-2386/2008, от 20.11.2008 по делу № А26-2387/2008.

3. Возврат налога налоговым агентом

Пункт 2 ст. 312 НК РФ содержит специальные правила для возврата налога на прибыль, удержанного при выплате дохода иностранной организации. В этой норме перечислены необходимые документы и дана ссылка на общий порядок возврата, установленный ст. 78 НК РФ. На перечне документов останавливаться не будем, поскольку в каждом случае нужно разбираться отдельно. Однако можно выделить некоторые общие моменты относительно срока подачи заявления о возврате налога.

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-14146 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2015 по делу № А40-143619/14

- налог удержан в 2010 году, за возвратом общество обратилось в июле 2011 года и получило отказ;

- в сентябре 2014 года общество подало заявление в суд и снова получило отказ.

- трехлетний срок должен быть исчислен с даты окончания года, в котором был выплачен доход. В этом случае – с 28.03.2011 [немного неожиданно, правда, но понятно, что суд имел в виду предельную дату подачи декларации];

- общество в 2010 году знало о переплате, поэтому срок обращения в суд пропущен.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 по делу № А40-105982/2014

- иностранной компании в 2010 году выплачены дивиденды по итогам 2009 года;

- в возврате удержанного налога отказано в связи с недостатками в документах.

- налоговым периодом для выплаченного дохода (дивидендов) является 2010 год, поэтому трехлетний срок для возврата налога истек 31.12.2013;

- поскольку этот срок обществом соблюден и документы в порядке, налог необходимо вернуть.

Суды называют разные сроки, с которых необходимо отсчитывать трехлетний срок на возврат переплаты, но, видимо, следует обратиться к практике применения ст. 78 НК РФ, раз на нее есть ссылка в п. 2 ст. 312 НК РФ. Поэтому мы возвращаемся к началу статьи и выбираем подходящий вариант исчисления срока.

26 августа 2016

Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Читайте также: