Презентация на тему налоговая тайна

Обновлено: 02.07.2024

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

– разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

– об идентификационном номере налогоплательщика;

– о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

– предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Таким образом, содержание субъективного права лица на налоговую тайну составляют два основных правомочия: во-первых, право требования как возможность управомоченного лица требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения его права; во-вторых, право на защиту как возможности прибегнуть в случае нарушения его права к установленным законом мерам защиты (притязание).

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющимналоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

34. Банковская тайна

34. Банковская тайна Сложность правового регулирования банковской и коммерческой тайны состоит в том, что конфиденциальность как общее понятие, объединяющее и банковскую, и коммерческую тайны, должна иметь четкие границы и точно обозначенную ими сферу своего применения

32. Налоговая тайна и ее содержание

32. Налоговая тайна и ее содержание Налоговая тайна – это право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК.Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного

42. Банковская тайна

21. Налоговая база. Налоговая ставка

21. Налоговая база. Налоговая ставка Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр,

29. Банковская тайна

29. Банковская тайна В соответствии со ст. 25 Закона о банковской деятельности, банк, включая Банк России, гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов.Справки по операциям и счетам юридических лиц и иных организаций могут выдаваться

Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна

Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна 13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.Налоговый учет – система обобщения информации

Тема 72. Налоговая система и её структура. Налоговая политика

Тема 72. Налоговая система и её структура. Налоговая политика Налоговая система– это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система является одним из

Глава 18 Налоговая тайна и зарплатный контроль. Известно всем

Глава 18 Налоговая тайна и зарплатный контроль. Известно всем Мы должны вывести из тени значительную часть оплаты труда Владимир Путин, май 2004 г. 18.1. Что есть тайна Налоговой тайной считаются все сведения о налогоплательщике, кроме разглашенных им самим или с его

18.1. Что есть тайна

18.1. Что есть тайна Налоговой тайной считаются все сведения о налогоплательщике, кроме разглашенных им самим или с его согласия, его ИНН или о его нарушениях. Еще не тайна – информация, передаваемая налоговым, таможенным и правоохранительным ведомствам других стран (на

1.4.8.1. Коммерческая тайна

1.4.8.1. Коммерческая тайна В условиях рынка большую роль играет охота за чужими тайнами (экономический шпионаж). Каждое предприятие имеет свои секреты – производственные, экономические, коммерческие, разглашение которых может привести не только к большим финансовым

6.1. Государственная тайна

6.1. Государственная тайна Государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести

6.2. Коммерческая тайна

6.2. Коммерческая тайна В ГК РФ установлено понятие коммерческой тайна, ТК РФ ввел нормативное регулирование режима коммерческой тайны, Закон о коммерческой тайне определяет административные меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну, регулирует

6.3. Служебная тайна

6.3. Служебная тайна Четкого определения служебной тайны в действующем законодательстве нет. Но ссылки на нее во многих нормативных правовых акта дают возможность выделить некоторые признаки отнесения информации к служебной тайне. Например, в Указе Президента РФ от 06.03.97

Часть 7. ВРЕМЯ ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ? (наша налоговая система и налоговая политика)

Часть 7. ВРЕМЯ ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ? (наша налоговая система и налоговая политика) Может быть, уважаемый читатель замечал, как многие политики, когда говорят о несовершенстве нашего экономического механизма и о вытекающих из этого проблемах экономического развития, прежде

Тайна, секрет.

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Первый слайд презентации: Налоговая отчетность Налоговый контроль

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Слайд 2: ПЛАН

2 ПЛАН 1. Налоговая отчетность. Налоговая декларация 2. Общие положения о налоговом контроле: понятие, принципы, виды, формы 3. Камеральная проверка 4. Выездная проверка. Участие ОВД в проведении ВНП 5. Производство по учету плательщиков

ПЛАН

Слайд 3: Рекомендуемая литература

Слайд 4

Налоговая отчетность. Налоговый контроль 4 Налоговая отчетность - деятельность налогоплательщиков и налоговых агентов по предоставлению в налоговый орган по месту учета указанных лиц сведений об объектах налогообложения, о доходах и их источниках, о расходах, исчисленных суммах налогов, льготах, которыми пользуются указанные лица, а также иной информации необходимой для организации взимания налогов и сборов.

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Слайд 5: Налоговая декларация (ст. 80 НК РФ) представляется:

5 Налоговая декларация (ст. 80 НК РФ) представляется: по каждому налогу по месту учета налогоплательщика в установленные сроки; на бумажном носителе или в электронном виде. Формы НД утверждаются Минфином (формат ФНС); лично, через представителя, по почте (с описью), по электронным каналам связи. При отправке по почте датой представления считается дата отправки

Налоговая декларация (ст. 80 НК РФ) представляется:

Слайд 6

Налоговая отчетность. Налоговый контроль 6

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Слайд 7

7 Обязанность представить уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ) возникает в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок, влекущих занижение суммы налога До истечения срока подачи Д. После срока подачи Д, но до срока уплаты Н. После срока подачи Д и срока упл.Н. Считается поданной в день подачи УД Выявил ошибку раньше НО 1.выявил ошибку раньше НО и заплатил до подачи УД налог 2.после ВНП при необнаружении ошибок Освобождается от ответственности, если:

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Слайд 8: Налоговый контроль - деятельность по установлению правильности и своевременности уплаты установленных действующим зак-вом налогов и сборов

2. Общие положения НК 8 Налоговый контроль - деятельность по установлению правильности и своевременности уплаты установленных действующим зак-вом налогов и сборов производство по учету налогоплательщиков Контрольное налоговое производство

Налоговый контроль - деятельность по установлению правильности и своевременности уплаты установленных действующим зак-вом налогов и сборов

Слайд 9: Общеправовые принципы налогового контроля

2. Общие положения о НК 9 Общеправовые принципы налогового контроля Законности Юридического равенства Соблюдения прав человека и гражданина Гласности

Общеправовые принципы налогового контроля

Слайд 10: Специальные принципы налогового контроля

10 Специальные принципы налогового контроля Всеобщности налогового контроля Единства налогового контроля Территориальности налогового контроля Презумпция добросовестности налогоплательщика (в соотв. со ст. 3 НК РФ все сомнения в пользу налогоплательщика) Принцип соблюдения налоговой тайны Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля.(убытки возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду – ст.35 и 103 НК

Специальные принципы налогового контроля

Слайд 11

2. Общие положения о НК 11 налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов ; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), другие формы, предусмотренные НК РФ (выемка;истреб.документов) Форма налогового контроля совершение конкретных действий по применению тех или иных приемов и способов для установления фактов

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Слайд 12: Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ)

3. Камеральная проверка 12 Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения НО на основе НД (расчетов) и представленных документов, а также др.документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у НО; без специального решения руководителя НО в течение 3 месяцев со дня представления НД; если КНП выявлены ошибки в НД и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления;

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ)

Слайд 13

3. Камеральная проверка 13 Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика НО установит факт совершения налогового правонарушения, д/л НО обязаны составить акт проверки в течение 10 раб.дней после окончания КП.

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Слайд 14: Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ)

4. Выездная налоговая проверка 14 Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) Проводится на территории (в помещении) нал-ка на основании решения руководителя (зам.) НО. Если у нал-ка отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП, она проводится по месту нахождения НО Решение о проведении ВНП выносит НО по месту нахождения юр/л или по месту жительства ф/л.Форма решения о проведении ВНП утверждается ФНС. В рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ)

Слайд 15

4. Выездная налоговая проверка 15 НО не вправе проводить 2 и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период. НО, по общему правилу, не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 ВНП в течение календарного года. Срок ВНП – не более 2 месяцев (со дня вынесения решения о назначении ВНП и до дня составления справки). Он может быть продлен до 4 месяцев, а в искл. сл. - до 6 месяцев. Справка о проведенной ВНП вручается нал-ку. Если он уклоняется от получения – заказным письмом по почте. В течение 2 мес. со дня составления справки - акт Возражения нал-ка по акту – 15 дней со дня получения.

Налоговая отчетность Налоговый контроль

Слайд 16: Приостановление ВНП - по решению руководителя НО для:

16 1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ не более 1 раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. 2) получения информации от иностранных гос. органов в рамках международных договоров РФ; 3) проведения экспертиз ; 4) перевода на русский язык документов Приостановление ВНП - по решению руководителя НО для: 6 мес + 3 мес

Приостановление ВНП - по решению руководителя НО для:

Слайд 17: Учет налогоплательщиков ст.83-84 НК РФ

5. Производство по учету налогоплательщиков 17 Учет налогоплательщиков ст.83-84 НК РФ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений по месту жительства ф/л, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из частых причин отказа в вычетах по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль необоснованными является то, что контрагент не исполняет своих налоговых обязательств. Это подразумевает, что организацию обвиняют в том, что она не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера. Чтобы обезопасить свою компанию, многие бухгалтеры обращаются в налоговые органы, где состоит на учете их контрагент, за дополнительной информацией, чтобы узнать, не нарушает ли тот налоговое законодательство. В частности, своевременно ли контрагент уплачивает налоги, не привлекался ли он к налоговой ответственности, сдает ли отчетность.

При таком запросе налоговые органы не спешат делиться имеющейся у них информацией, ссылаясь на налоговую тайну. Какие же сведения считаются налоговой тайной?

Что является налоговой тайной?

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ. В нем урегулированы правоотношения в области налоговой тайны.

Налоговая тайна - это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

К налоговой тайне относится коммерческая тайна. Например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговые органы могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

Не являются налоговой тайной, в частности (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Ваш поставщик просит, чтобы вы подали в налоговую инспекцию согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными? Обязаны ли вы это делать, и какие последствия влечет представление такого согласия?

Обязательно ли предоставление согласия о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ, представление согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – согласия) осуществляется налогоплательщиком на добровольной основе.

Вы вправе отказаться от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений. Для этого оформите согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Представление согласия обычно связано с необходимостью получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией и др.) для оказания налогоплательщику услуг, предоставления сервисов или выполнения этим третьим лицом функций, возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации (проверка сведений, выдача лицензий и т.д.).

После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым третьим лица на основании письменного запроса по форме по КНД 1110070.

При выданном согласии с кодом 1400 общедоступной будет информация, указанная самим налогоплательщиком, в том числе информация о поставщиках и покупателях.

Согласие на признание налоговой тайны общедоступной подайте в инспекцию по месту своего нахождения или жительства (п. 3 Порядка представления согласия).

Представить форму в инспекцию можно одним из следующих способов (п. п. 2, 4, 7 Порядка представления согласия):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) или по почте;
  • в электронной форме: по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной электронной подписи (квалифицированной или неквалифицированной).

Разглашение налоговой тайны: как доказать и что грозит виновным?

Знайте, разглашением налоговой тайны считается не только результат каких-либо действий, но также бездействие и утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ). Если из-за этого организация получит убыток, то можно потребовать возмещение ущерба за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35). Хотя доказать разглашение практически нереально.

Кроме того, для виновных лиц предусмотрена дисциплинарная (ст. 12 Закона от 21.03.91 N 943-1;
статьи 57, 58 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ) и даже уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны (ч. 2—4 ст. 183 УК РФ). Правда, рассчитывать, что это кого-то остановит, не стоит.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

В силу статьи 64 Конституции Российской Федерации, статья 57 является значимой для установления правового статуса личности в государстве. Так как обязанности лица, в том числе и по уплате налогов, входят в правовой статус личности, исследуемая правовая норма занимает одно из главных мест в законодательном урегулировании налогового пространства [3].

Таким образом, главным нормативным правовым актом закрепляется право граждан на использование информации и на ее доступ на государственном уровне. Исключением такого доступа является информация, содержащая государственную тайну, доступ к которой можно получить только в связи с работой или службой гражданина.

  • По установлению, введению в действие и отмене налогов;
  • По налоговым обязательствам;
  • По налоговому администрированию;
  • Налогово-юрисдикционные отношения [7].

Таким образом, предмет налогового права достаточно обширен и имеет объемное правовое регулирование. Это связано с необходимостью осуществления соответствующими налоговыми органами должного контроля за движением налоговой базы в государстве. Именно налог составляет большую часть бюджета страны. Данное положение и обуславливает столь чуткое внимание законодателя к исследуемой сфере [1].

Уровень экономики в развитых странах ежедневно растет именно благодаря развитию информационных технологий. Данный процесс происходит не только из-за появления инноваций, но и из-за развития права интеллектуальной собственности, что также оказывает огромное влияние на уровень жизни страны в целом. Уровень производства в значительной мере поднимается именно благодаря развитию информационных технологий. Несомненно, сфера информационных технологий играет важную роль в развитии каждого государства. Данная сфера влияет на каждую область общественной жизни, затрагивая такую деятельность, которую можно было бы назвать деятельностью в сфере информационного пространства [5].

Нельзя не согласиться с мнением данного автора. Изучение налоговой тайны на сегодняшний день выступает важным правовым аспектом, а выявление основных факторов защиты налоговой тайны посредством использования соответствующих правовых механизмов – главная обязанность налоговых органов в государстве. Налоговая тайна имеет достаточно противоречивые основания, которые заключаются в изучении процесса получения и использования налоговой информации о налогоплательщиках в Российской Федерации [6].

Налоговый кодекс Российской Федерации выступает как основной правовой акт, регулирующий движение налоговой информации и деятельности налоговых органов на территории Российской Федерации, а также за ее пределами. Исследуемый правовой акт в своих положениях содержит достаточно широкий перечень правовых средств, посредством которых регулируется все налоговое пространства в России. Так, статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает основные понятия о налогах и сборах, а также о страховых взносах [8]. Данная правовая норма содержит также в себе указания и о необходимости определения соответствующих положений в действующих правовых нормах, регулирующих налогово-правовое пространство в государстве.

Изучение данных сведений в свете настоящего исследования выступают как значимые положения для дальнейшего формирования понимания налоговой информации и ее правового регулирования в свете действующего законодательства Российской Федерации. Налоговая база на сегодняшний день формируется посредством сбора, получения, хранения и использования соответствующей информации о налогоплательщиках [1]. Должный контроль за формированием налоговой базы осуществляют соответствующие государственные органы, имеющие значимость для настоящей сферы исследования в целом.

Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.02.2021 № ЕД-7-2/137, содержит в себе указания на обязательные требования контроля (надзора), осуществляемого Федеральной налоговой службой в государстве. К таким требованиям относится и проверка информационной базы налогового законодательства, содержащей сведения о налогоплательщиках [11].

Современное исследование информационного пространства и информационной базы, влияющей на деятельность соответствующих налоговых органов в Российской Федерации имеет достаточно важное значение для определения всех сущностных характеристик и факторов, способствующих построению такой базы в целом. Примером исследуемой области можно назвать соответствующие правоотношения, которые регулируются налоговой базой в России.

  • Информация, содержащая государственную тайну. Данная информация подлежит применению особых мер безопасности ее сохранения и не доступна для всех субъектов, используемых каким-либо образом налоговую информацию;
  • Информация, содержащая налоговую тайну. Она отличается от информации, содержащей государственную тайну, такая информация определяется своей специфической направленностью – налогами;
  • Информация, содержащая персональные данные, в том числе и данные о налогоплательщике;
  • Информация, содержащая коммерческую и банковскую тайны;
  • Информация, содержащая служебную тайну Федеральной налоговой службы Российской Федерации и других органов государственной власти;
  • Сведения, относящиеся к финансово-кредитной и банковской деятельности, а также сведения, отнесенные к информационным структурам. Такие сведения определяются посредством внесения соответствующих пометок налоговым органом;
  • Открытые сведения, подмена которых выступает как угроза нанесения ущерба субъектам налогового права [10].

Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что информационное пространство в рамках настоящего исследования имеет достаточно важное значение. Именно поэтому получение, хранение и использование информации о налогоплательщике нуждается в должном законодательном урегулировании. На сегодняшний день получение, хранение и использование информации о налогоплательщике недостаточно защищено со стороны законодателя. Не только налоговый орган может получить и использовать налоговую информацию, но и иное заинтересованное лицо, что нарушает установленную статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

Читайте также: