Прекращение деятельности лица являющегося плательщиком ндс

Обновлено: 18.04.2024

Конституционный Суд РФ сегодня провозгласил постановление, признав неконституционной практику применения положений НК РФ по НДС (пп.15 п.2 ст.146 НК РФ), согласно которой налоговые органы требовали применения режима необложения данным налогом в отношении операций по реализации продукции, произведенной банкротом в конкурсном производстве.

Разрешен конфликт позиций разных коллегий ВС РФ: экономической и апелляционной. К моему удовлетворению, в своем существе победил подход СКЭС о необходимости применения режима обложения НДС по операциям, совершаемым в рамках хозяйственной деятельности банкрота.

2. Противоположное решение для должников означает увеличение себестоимости производимой ими продукции вследствие отсутствия права на вычет по суммам НДС, уплаченным поставщикам сырья, материалов, подрядчикам и т.п. В этом случае конструкция переноса НДС на конечного потребителя ломается с превращением данного налога из косвенного в прямой.

Немаловажен и круг потребителей производимой продукции. Простейшая бизнес-логика подсказывает, что на соответствующем рынке она может заинтересовать неплательщиков НДС (физических лиц, субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы, организации, осуществляющих деятельность, освобожденную от НДС), для которых выделение НДС в цене продажи не имеет значения. Если же покупателями являются плательщики НДС, то это обстоятельство будет влиять на цену.

Например, должник производит промышленное оборудование, цена которого составляет 12 млн.рублей, и круг покупателей преимущественно ограничен лицами, являющимися плательщиками НДС. У покупателя есть выбор, купить это оборудование у должника или у другого лица - не банкрота. Во втором случае в стоимости будет выделен НДС в сумме 2 млн.рублей, который покупатель вправе будет принять к вычету, и, как следствие, цена приобретения для него составит 10 млн.рублей.

Эти факторы влияют на цену. Покупатель при наличии у него выбора, не желая нести дополнительные потери, согласится купить оборудование, производимое банкротом, если цена будет снижена до цены конкурентов без НДС, т.е. до 10 млн.рублей. В результате теряют кредиторы.

3. После небольших рассуждений мы возвращаемся к постановлению.

Казалось бы, покупатели защищены.

Но стоит задуматься над тем, а насколько (если судить по аргументам, изложенным в пресс-релизе КС РФ на сайте) эта победа безоговорочна? В релизе указывается на весьма существенное ограничение позиции.

Право на вычет не признается, если будет установлено, что конкурсный управляющий и покупатель продукции знали, что сумма НДС, учтенная в цене продукции, при имеющемся объеме и структуре долгов организации НЕ МОЖЕТ быть уплачена в бюджет.

4. Как часто будет возникать это исключение? Думается, не редко.

Представим, что все имущество или его значительная часть находится в залоге. При этом не забываем, что имущество, которое было арестовано налоговым органов в обеспечение исполнения налоговой обязанности, также с 1 апреля следующего года будет признаваться находящимся в залоге в силу закона. Соответствующие положения внесены в НК РФ, синхронные изменения в Закон о банкротстве не заставят себя долго ждать.

Что это означает? Все просто.

По правилам ст.138 Закона о банкротстве на удовлетворение текущих требований денег не будет хватать. Текущие налоговые платежи (учитывая подход правоприменительной практики о текущем характере восстанавливаемого НДС при продаже имущества, составляющего конкурсную массу) будут составлять немалую сумму. Это означает, что преимущественно мы будем сталкиваться с ситуацией, которую КС РФ мыслит как исключительную, - объем и структура долгов не будут позволять уплачивать текущий НДС по операциям продажи производимой продукции.

И дело здесь вовсе не в злоупотреблениях и в сговоре управляющего и покупателей. Дело в другом.

В экономически необоснованных правилах налогообложения конкурсной массы, которые строятся на допущении возникновении обязанности по уплате налогов у должника в отношении операций, совершаемых на ликвидационной стадии.

Получается, на мой взгляд, что постановление КС РФ вовсе не победа, а изящно закамуфлированное поражение.


Налоговым кодексом предусмотрен ряд условий, при которых плательщик налога на добавленную стоимость может быть снят с учета по НДС.

В каких случаях происходит снятие с учета по НДС?

В соответствии со статьей 571 Налогового кодекса Республики Казахстан снятие с регистрационного учета по НДС производится:

по инициативе налогоплательщика в связи со снижением оборота по реализации ниже установленного минимума (пункт 1 статьи 571);

в случае прекращения деятельности юридического лица-резидента, юридического лица-нерезидента на территории Республики Казахстан через филиал, представительство, индивидуального предпринимателя (подпункт 1) пункта 7 статьи 571);

в случаях реорганизации юридических лиц путем слияния, присоединения (подпункт 2) пункта 7 статьи 571);

в случае реорганизации юридического лица путем разделения (подпункт 3) пункта 7 статьи 571);

в случае ликвидации плательщика НДС по причине банкротства (пункт 8 статьи 571).

Условия снятия с учета по НДС по инициативе налогоплательщика в случае недостижения минимума оборота по реализации

В соответствии с пунктом 1 статьи 571 Налогового кодекса для снятия с регистрационного учета по НДС плательщик НДС вправе подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость при одновременном соблюдении следующих условий:

за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации (минимум оборота составляет 30000-кратный размер МРП);

за период с начала текущего календарного года, в котором подано такое налоговое заявление, размер облагаемого оборота не превысил минимума оборота по реализации.

Документы предоставляемые для снятия с учета по НДС

К налоговому заявлению, представленному для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в соответствии с пунктом 2 статьи 571 Налогового кодекса прилагаются следующие документы:

оригинал свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, за исключением случаев утери свидетельства налогоплательщиком;

ликвидационная декларация по налогу на добавленную стоимость.

Срок снятия с учета по НДС

Согласно пункту 3 статьи 571 Налогового Кодекса, налоговые органы обязаны произвести снятие налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость в течение 5 рабочих дней с даты подачи налогоплательщиком налогового заявления. Датой снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость является дата подачи в налоговый орган налогового заявления налогоплательщиком.

Отказ в снятии с учета по НДС

В соответствии с пунктом 3 статьи 571 Налогового Кодекса налоговые органы вправе отказать налогоплательщику в снятии с регистрационного учета по НДС в течение 5 рабочих дней с даты подачи налогового заявления налогоплательщиком в следующих случаях:

за календарный год, предшествующий году подачи налогового заявления, размер облагаемого оборота налогоплательщика превысил минимум оборота по реализации (минимум оборота составляет 30000-кратный размер месячного расчетного показателя);

за период с 1 января текущего календарного года, в котором подано налоговое заявление, размер облагаемого оборота налогоплательщика превысил минимум оборота по реализации (минимум оборота составляет 30000-кратный размер месячного расчетного показателя).

Информация о снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость

Информация о снятии плательщика с регистрационного учета по НДС по решению налогового органа размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа в течение 1 рабочего дня, следующего за днем вынесения решения о снятии с регистрационного учета.

Читайте также: