Предварительные платежи по налогу

Обновлено: 18.05.2024

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

Новые поправки в НК РФ: как в 2020 году перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль

Кому разрешили отказаться от ежемесячных авансовых платежей по прибыли

Эта поправка касается тех плательщиков налога на прибыль, для которых отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев.

По общему правилу, они должны перечислять авансовые платежи по окончании каждого отчетного периода, и плюс к этому — ежемесячные платежи в рамках отчетных периодов (п. 2 ст. 286 НК РФ). Исключение сделано, в частности, для компаний, чья выручка от реализации (без НДС) не превышала в течение 4-х предыдущих кварталов в среднем 15 млн. руб. за квартал.

В 2020 году будут действовать особые условия. Величина выручки, которая дает возможность не делать ежемесячные платежи по налогу на прибыль, увеличена до 25 млн. руб. (п. 2 ст. 2 закона № 121-ФЗ). Как и раньше, считать ее нужно в среднем за квартал в течение 4-х предыдущих кварталов. Применять новшество можно, начиная с даты официального опубликования комментируемого закона (то есть с 22 апреля).

Пример 1

Выручка от реализации (без НДС) за период со II квартала 2019 года по I квартал 2020 года включительно составила в среднем 20 млн. руб. за каждый квартал (это более 15 млн. руб., но менее 25 млн. руб.). Налогооблагаемая прибыль, полученная в I квартале 2020 года, равна 4,5 млн. руб.; налог на прибыль составил 900 000 руб.(4 500 000 руб. × 20%).

По прежним правилам (до вступления в силу закона № 121-ФЗ)

По новым правилам (после вступления в силу закона № 121-ФЗ)

Авансовый платеж по итогам I квартала 2020 г.

не позднее 6 мая 2020 г. в сумме 900 000 руб.

(перенос срока с 28 апреля; основание — указ Президента РФ от 02.04.20 № 239 , п. 7 ст. 6.1 НК РФ и выходные дни с 1 по 5 мая).

Ежемесячный платеж за апрель 2020 г.

не позднее 6 мая 2020 г. в сумме 300 000 руб. (900 000 руб./3)

перенос срока с 28 апреля (основание — указ Президента РФ от 02.04.20 № 239, п. 7 ст. 6.1 НК РФ и выходные дни с 1 по 5 мая).

Ежемесячный платеж за май 2020 г.

не позднее 28 мая 2020 г. в сумме 300 000 руб.

Ежемесячный платеж за июнь 2020 г.

не позднее 29 июня 2020 г. (т.к. 28 июня — это выходной) в сумме 300 000 руб.

Авансовый платеж по итогам полугодия 2020 г.

не позднее 28 июля 2020 г. Сумма рассчитывается так:

налог на прибыль за полугодие за минусом авансового платежа по итогам I квартала (900 000 руб.) и ежемесячных платежей за апрель, май и июнь (300 000 руб. х 3)

налог на прибыль за полугодие за минусом авансового платежа по итогам I квартала (900 000 руб.)

Кто может в середине 2020 года перейти на авансовые платежи исходя из фактической прибыли

Напомним, что по умолчанию для всех организаций отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие и 9 месяцев. Но по своему желанию налогоплательщик может выбрать другой вариант — считать отчетными периодами месяц, два месяца, три месяца и так далее до конца года. В этом случае авансовые платежи нужно перечислять ежемесячно, исходя из прибыли, полученной в отчетном периоде.

По общему правилу, перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли можно с 1 января очередного года, уведомив об этом ИФНС не позднее 31 декабря предыдущего года (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Но комментируемый закон устанавливает на 2020 год особые правила. Применять их могут компании, которые в 2020 году делают ежемесячные платежи в рамках отчетных периодов (квартала, полугодия и 9 месяцев). Такие организации вправе перейти на авансовые платежи исходя из фактической прибыли в середине 2020 года. Первым отчетным периодом для них может стать январь-апрель, либо январь-май, январь-июнь и так далее до конца года. Авансовые платежи нужно делать с учетом сумм, ранее перечисленных в бюджет (новый подп. 2.1 ст. 286 НК РФ).

ВАЖНО. Налогоплательщик, который решил воспользоваться указанным правом, обязан отразить это в своей учетной политике. Также необходимо уведомить налоговую инспекцию. Если первым отчетным периодом станет январь-апрель, уведомление следует подать не позднее 8 мая 2020 года. В остальных случаях — не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание первого отчетного периода. Для первого отчетного периода январь-май — не позднее 20 мая; январь-июнь — не позднее 22 июня (т.к. 20 июня — выходной) и т.д.

Пример 2

  • в I квартале — 6 000 000 руб.;
  • в апреле — 1 000 000 руб.;
  • в мае — 1 500 000 руб.

Авансовый платеж по итогам I квартала 2020 г.

450 000 руб. ((6 000 000 руб. × 20%) – (250 000 руб. х 3))

не позднее 6 мая 2020 г. (перенос срока с 28 апреля; основание – указ Президента РФ от 02.04.20 № 239 , п. 7 ст. 6.1 НК РФ и выходные дни с 1 по 5 мая).

Авансовый платеж по итогам периода январь-апрель 2020 г.

200 000 руб. (((6 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) х 20%) – 450 000 руб. – (250 000 руб. × 3))

не позднее 28 мая 2020 г.

Авансовый платеж по итогам периода январь-май 2020 г.

300 000 руб. (((6 000 000 руб. + 1 000 000 руб. + 1 500 000 руб.) х 20%) – 200 000 руб. – 450 000 руб. – (250 000 руб. × 3))

не позднее 29 июня 2020 г. (т.к. 28 июня — выходной)

Заполнить и сдать через интернет актуальную на сегодня декларацию по налогу на прибыль Сдать бесплатно

Несмотря на то, что порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль прописан в НК РФ, тем не менее, на практике часто возникают проблемы с правильным исчислением и уплатой авансовых платежей.

Авансовые платежи по налогу на прибыль

Следует различать понятия налог на прибыль и авансовые платежи по налогу на прибыль. Сам налог на прибыль считается и уплачивается по итогам календарного года, а в течение года организации обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу.

Авансовые платежи бывают двух видов

В свою очередь, ежемесячные авансовые платежи могут быть двух видов. В данной статье пойдет речь о порядке исчисления и уплаты именно ежемесячных авансовых платежей.

01. Какие организации платят авансы по налогу на прибыль?

Для начала определим, какие же именно организации обязаны исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль уплачивают:

1.1 Добровольцы (добровольно перешедшие на уплату авансов)

Организация имеет право перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли (ст. 286 НК РФ). Никаких ограничений по доходам или иным критериям для данного перехода не существует. Следует помнить, что перейти на ежемесячные "авансы" можно только начиная с нового налогового периода. Для этого налогоплательщик до 31 декабря должен уведомить налоговый орган о смене порядка исчисления авансовых платежей;

1.2 Лимитчики (если выручка превысила лимиты)

  • для вновь созданных организаций обязанность уплаты ежемесячных авансовых платежей возникает, если выручка организации превысит 5 млн. руб. за месяц или 15 млн. руб. за квартал (ст. 287 НК РФ). При этом первый ежемесячный авансовый платеж она должна уплатить только по истечении полного квартала с даты государственной регистрации организации (ст. 286 НК РФ);
  • организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации превысила в среднем 15 млн. рублей за каждый квартал, обязаны перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей (ст. 286 НК РФ).

Важно! Для данной цели берутся только доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) без учета НДС.

Следует отметить, что за неверно рассчитанные, недоплаченные или вовсе не уплаченные авансовые платежи по налогу на прибыль организация понесет ответственность, а именно:

  • налоговый орган вправе принудительно взыскать с организации суммы начисленных и отраженных в декларации по налогу на прибыль ежемесячных авансовых платежей;
  • организацию, не вовремя оплатившую авансовые платежи, ждут пени (ст. 75 НК РФ).

02. Порядок расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

От того, по какому принципу организация попала на уплату ежемесячных авансовых платежей, зависит и порядок расчета авансовых платежей.

2.1. Расчёт у добровольцев

Отчетными периодами для данных организаций являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ). При этом сумма авансового платежа за отчетный период будет рассчитываться как налоговая база за отчетный период, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода, умноженная на ставку налога.

2.2 Расчёт у лимитчиков

При данном методе рассчитывать ежемесячные авансовые платежи нужно с учетом следующих особенностей.

Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые в I квартале текущего налогового периода, будут соответствовать ежемесячному авансовому платежу, подлежащему уплате в IV квартале предыдущего налогового периода (абз. 3 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячный авансовый платеж, уплачиваемый во II квартале текущего налогового периода, будет равен одной третьей от квартального авансового платежа, исчисленного по итогам I квартала текущего налогового периода (абз. 3 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячный авансовый платеж, уплачиваемый в III квартале текущего налогового периода, необходимо определять по следующей формуле:

А3 = (АК2 - АК1) / 3,

где А3 - ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в III квартале текущего налогового периода;

АК2 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам полугодия текущего налогового периода;

АК1 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам I квартала текущего налогового периода.

Ежемесячный авансовый платеж, уплачиваемый в IV квартале текущего налогового периода, рассчитывается по следующей формуле (абз. 5 п. 2 ст. 286 НК РФ):

А4 = (АК3 - АК2) / 3,

где А4 - ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в IV квартале текущего налогового периода;

АК3 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам девяти месяцев текущего налогового периода;

АК2 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам полугодия текущего налогового периода.

Необходимо отметить, что ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в течение каждого квартала текущего налогового периода, определяется не из фактически полученной, а из предполагаемой прибыли, размер которой определяется по итогам предыдущего квартала. Вместе с тем в течение текущего квартала организация может получить меньше прибыли, чем в предыдущем квартале, или получить убыток. Но данные обстоятельства не освобождают организацию от уплаты ежемесячных авансовых платежей в текущем квартале.

В подобных ситуациях сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в текущем квартале (либо ее часть), будет признаваться переплатой по налогу на прибыль. В свою очередь, переплата подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, на погашение недоимки и уплату пеней или подлежит возврату вашей организации в установленном порядке (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Если исчисленная сумма ежемесячного авансового платежа получится отрицательной или равной нулю, то ежемесячные авансовые платежи в соответствующем квартале не уплачиваются. Уплата ежемесячных авансовых платежей в соответствующий бюджет должна производиться не позднее 28 числа каждого месяца соответствующего отчетного периода. Налоговую декларацию в этом случае, необходимо представить не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Декларация за календарный год представляется в срок до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Итоги

Таким образом, законодательно предусмотрено два способа уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль: добровольный и обязательный. Однако, второй вариант исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль не удобен для организаций, размер прибыли которых не носит постоянный характер, а то и вовсе чередуется с убытком, так как в данном случае у них может возникать переплата по налогу на прибыль, возврат которой потребует времени. Таким организациям целесообразно перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли.

Фирммейкер, 2012 (ежегодно актуализируется)
Светлана Маркина (Митюхина), Ирина Базылева
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Читайте также: