Предоставлены налоговые льготы компаниям работающим в сфере добычи сырьевых ресурсов

Обновлено: 04.05.2024

В 2021 году части индивидуальных предпринимателей правительство предоставляет налоговые льготы. Это значит, что у ИП будет возможность не платить налоги. Рассмотрим, кому полагаются льготы, в каких регионах местные власти ввели для ИП ограничения на право воспользоваться каникулами. Не менее важный вопрос — уплата страховых взносов в льготных условиях работы.

Кто имеет право на льготы?

Налоговые каникулы не являются новинкой для России. Впервые подобной льготой налогоплательщики могли воспользоваться еще в 2015 году. Ее вводили в качестве меры поддержки для отечественных предпринимателей. Изначально планировалось, что программа будет действовать не более трех лет. Но за прошедшее время она доказала свою эффективность. Сейчас ее продлили уже до конца 2023 года.

В 2020 году пандемия привела к закрытию множества небольших предприятий. Меньше стало желающих открыть ИП из-за неуверенности в том, что в ближайшие годы будет возможность работать без ограничений. И налоговые каникулы в такой ситуации стали необходимой мерой поддержки для отечественной экономики.

Условия предоставления налоговых каникул

  • регион, в котором предприниматель ведет бизнес, подключился к программе;
  • гражданин впервые зарегистрировался в качестве ИП;
  • предприниматель оказывает бытовые услуги населению, работает в производственной, социальной или научной сферах. Здесь важно отметить, что регионы имеют право самостоятельно определять, в каких отраслях предоставлять налоговые льготы;
  • в качестве системы налогообложения выбрана УСН или ПСН. Но не теряют свое право на каникулы и те, кто работает на ОСНО или ЕСХН. Если такой предприниматель в течение ближайших 2-х лет сменит систему налогообложения на УСН или ПСН, льгота сохранится.

Отдельное условие предусмотрено для тех, кто работает в нескольких отраслях, например, открыл магазин одежды и занимается ремонтом бытовой техники. Доход от вида деятельности, дающего права на льготу, должен составлять не менее 70% в общем объеме.

Регионам предоставлено право корректировать федеральную программу налоговых льгот.

  • доход ИП;
  • срок предоставления каникул. Программу можно свернуть до 2024 года;
  • продолжительность каникул, предоставляемых конкретным ИП.

Помимо этого ограничения могут касаться наличия и численности наемного персонала у индивидуального предпринимателя.

Важный момент! Налоговая льгота не распространяется на налоги, не связанные непосредственно с системой налогообложения. Транспортный, земельный налоги, акцизы платить придется в любом случае.

Как воспользоваться налоговой льготой?

Важно понимать, что льготы не предоставляются в автоматическом режиме. Предприниматель должен сам заявить о своем праве на каникулы. Для этого необходимо:

1. Удостовериться, что соблюдены все условия предоставления льготы.

Начинать придется с посещения сайта Минфина. Здесь собрана информация обо всех видах льгот, предоставляемых на федеральном и региональном уровнях. Остается найти свою область или республику и уточнить данные.

Следующий этап — просмотр перечня ОКВЭД, дающих право на пользование льготой. Важно убедиться, что вы работаете в нужной отрасли. Дополнительно ИП проверяет, нет ли ограничений по объему доходов.

Если есть желание и свободное время, можно записаться на прием в ИФНС. Инспектор проверит данные и объяснит, положена ли льгота, как ее получить.

2. Перейти на УСН или ПСН

Если ИП только создано и собирается перейти на ПСН, следует заполнить заявление установленной формы. В нем обозначается не только желание воспользоваться льготным режимом, но и название регионального закона, регламентирующего предоставление каникул (без сокращений) и ставку по налогу 0%.

Если патент уже куплен, то льгота переносится на следующий налоговый период. ИП также подает заявление с указанием наименования закона и нулевой налоговой ставки.

Если ИП создано менее года назад, работает на ОСНО, но по всем параметрам подходит под условия предоставления налоговых каникул, в конце года предприниматель может подать заявление о переходе на УСН. Только после этого можно претендовать на получение льготы.

Важно отметить, что закон не имеет обратной силы. Если начинающий предприниматель не заявил о своем праве на льготу, сдал декларацию по УСН за первый год работы, заплатил налоги в полном объеме, вернуть их из бюджета не получится. Остается только подать заявление и воспользоваться каникулами в следующем периоде.

Как определить долю дохода от льготной сферы деятельности?

Значительная часть предпринимателей не ограничивается работой в одной отрасли. Если ОКВЭД несколько, бывает проблематично рассчитать долю от льготного. Рассмотрим на примере следующей ситуации.

  • в отрасли, дающей право на льготу, получено 650 тыс. рублей;
  • в двух оставшихся сферах деятельности заработано 350 тыс. рублей.

Для вычисления льготной части воспользуемся формулой:

650 000 / 1 115 000 * 100% = 56,52%

А в законе отдельно сказано, что минимально льготный вид деятельности должен приносить не менее 70% от всего дохода. Соответственно, ИП придется перечислить в бюджет налог в полном размере по ставке 6% от дохода или 15% от разницы между доходами и расходами (если на региональном уровне не установлены иные ставки).

Полагаются ли налоговые льготы тем, кто открыл ИП повторно?

Многие открывают ИП, через некоторое время закрывают. Потом опять решают попробовать себя в бизнесе. В таком случае можно претендовать на получение льготы по налогам, но при соблюдении одного условия. Предыдущее ИП должно быть закрыто до того, как в регионе принят закон о каникулах. Если это требование выполнено, с точки зрения закона предприниматель будет считаться новичком в бизнесе. Значит, он может два налоговых периода не платить налоги.

Какие регионы предоставляют льготы по налогам?

Областные, республиканские, краевые правительства могут самостоятельно решать, предоставлять ли налоговые каникулы и кому. В части регионов подобные программы не действуют вообще.

Актуальная информация размещена на сайте федерального Минфина и региональных правительств. Можно посетить подразделение ФНС и получить необходимые данные у инспекторов.

Как заполнять декларацию по УСН и КУДиР при наличии льготы?

Предприниматели на УСН не освобождаются от сдачи отчетности даже при наличии льготы. В декларации меняется только ставка налога — 0%. Данные в остальных полях не меняются. Наличие каникул не освобождает от необходимости заполнять КУДиР. На основании книги доходов и расходов определяется право предпринимателя на использование льготного режима в следующем налоговом периоде. Если в определенный момент времени будет превышен установленный лимит, ИП обязан сразу перейти на ОСНО и оплатить НДС и налог на прибыль.

Штраф за отсутствие КУДиР, неполное ее заполнение составляет 10 тыс. рублей.

Распространяется ли льгота на взносы в ПФР и ФСС?

Нет. Предприниматель получает право не платить только налоги в бюджет. Взносы в ПФР и ФСС (при наличии наемных работников) никто не отменял. В Министерстве финансов полагают, что льгот по налогам вполне достаточно. К тому же взносы во внебюджетные фонды являются целевыми. За счет этих денег выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам, оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и т. д. Перенести подобные выплаты на будущее невозможно. Значит, взносы в ПФР и ФСС нужно перечислять своевременно.

Подчеркнем еще раз: до 01.01.2024 года начинающие предприниматели, выбравшие УСН или ПСН, могут воспользоваться налоговыми каникулами. Регионы самостоятельно устанавливают условия предоставления льгот.

Начислять налоги по ставке 0% могут и те, кто только зарегистрировался, и те, кто работает не более 1-го года. Если гражданин ранее открывал ИП, он также имеет право на льготу, но при условии, что снялся с учета в качестве налогоплательщика до принятия закона о каникулах в конкретном регионе. все статьи

Зачем нужен НДД

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. и группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов и групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены и группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Адаптационный период

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Первые результаты

Если перейти к результатам 2019 года в цифрах, то суммарно дополнительные инвестиции компаний в освоение пилотных месторождений составили свыше 100 млрд рублей. Большая часть этой суммы относится к активизации разработки гринфилдов в новых регионах добычи, работа которых ранее стимулировалась за счет льгот по экспортной пошлине.

Налоговая нагрузка оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности компаний нефтяной отрасли. А значит, от уровня ее сбалансированности, стабильности и дифференциации для различных категорий проектов зависят дальнейшие перспективы развития отрасли. Режим НДД, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве целевого образа налоговой системы нефтяной отрасли, основанного на налогообложении прибыли. Мы надеемся, что в рамках доработки налогового режима и его дальнейшего тиражирования отрасль и правительство придут к компромиссному решению, которое окажется эффективным как для бизнеса, так и для бюджета.

Таким образом, приведенные результаты прошедшего года демонстрируют первые позитивные итоги применения НДД. Новые налоговые условия послужили толчком для наращивания инвестиционной активности на проектах и обеспечили прирост добычи нефти на них относительно 2018 года. То есть дополнительная ценность от изменения налогового законодательства как для бизнеса, так и для государства приобретает вполне ощутимые финансовые перспективы.



Итоги мониторинга

Результаты первого года применения НДД оценили не только сами нефтяные компании, но и ключевые министерства. Минэнерго России посчитало итоги работы отрасли в новом режиме положительными. По оценкам ведомства, в 2019 году общий объем добычи нефти на пилотных участках увеличился примерно на 2,9 млн т. На ряде месторождений Западной Сибири добыча нефти увеличилась более чем на 10%. Оценки Минфина России касались подсчета бюджетного эффекта от изменений законодательства. Результат оценен в 213 млрд руб. выпадающих доходов, большая часть которых относится к пилотам и групп. Сама методика оценки основана на сравнении разницы в ключевых налоговых поступлениях (НДПИ, НДД, ЭП) без учета роста добычи до и после введения режима НДД, что, безусловно, вызывает вопросы у бизнеса и экспертов.

Стоит понимать, что итоги одного года не могут служить достоверной оценкой и не отражают действительного эффекта от перехода на НДД. Для более корректной оценки эффективности налога с позиции его влияния на бюджет и развитие нефтяной и смежных отраслей экономики требуется гораздо больше времени, учитывая длительность инвестиционного цикла в нефтедобыче. На стадии разработки концепции НДД обсуждался вопрос мониторинга его эффективности по истечении пятилетнего эксперимента и при условии стабильности параметров налогового режима. Этот же срок наиболее приемлем и для оценки бюджетной эффективности НДД.

В процессе тестирования нового налогового режима важно выработать совместно с бизнес-сообществом критерии бюджетной оценки эксперимента. Во-первых, определиться с базисом для сравнения налоговых поступлений. Сравнение должно осуществляться на основании фактической добычи нефти за периоды до введения НДД или с учетом прогнозных данных развития проектов в общей налоговой системе. То есть важно понимать, будут ли учтены фискальные поступления от дополнительно добытой нефти в связи с переводом месторождения на НДД. Во-вторых, необходимо определить источники доходов бюджета. Должны учитываться только нефтегазовые доходы (НДПИ и ЭП) или все федеральные и региональные налоги и платежи (НДПИ, ЭП, НДД, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы), а также возврат доходности через дивиденды государственных компаний. В-третьих, оценка выпадающих доходов бюджета должна учитывать эффект от ранее действовавших льгот, которые были заменены НДД. Главным образом речь идет о применении льготы по ЭП на нефть, которая бы действовала для проектов и групп в общем налоговом режиме.

По мнению нефтяных компаний, при сохранении действующих параметров НДД и комплексной оценке бюджетного эффекта дополнительные фискальные поступления составят порядка 180 млрд руб. в первые пять лет функционирования нового налогового режима. Данный эффект может быть также увеличен, если расширить периметр применения для проектов и групп.

Первые шаги в направлении расширения периметра НДД уже сделаны в начале 2020 года. В рамках стимулирования освоения месторождений Арктической зоны РФ была добавлена группа — участки севера Красноярского края, ЧАО и Республики Саха. Видятся целесообразными продолжение налогового эксперимента и планомерное расширение сферы применения НДД на новые категории запасов и регионы нефтедобычи.

Сейчас ведется активный диалог бизнеса и профильных министерств касательно пересмотра периметра и методологии НДД. Так, с 2021 года запланировано дальнейшее расширение перечня пилотных проектов и групп за счет включения выработанных месторождений и месторождений Северного Кавказа, Оренбургской, Самарской и Сахалинской областей. Дополнительно Минфином России предложена корректировка механизма расчета НДД. В частности, уточнен порядок использования убытков и коэффициент его индексации, понижен уровень предельных учитываемых расходов (с 9520 до 7140 руб./т на года и 8600 руб./т с 2024 года). Кроме того, анонсировано повышение ставки НДПИ на нефть для ряда проектов группы.

Хочется надеяться, что НДД оправдает возложенные на него ожидания по обеспечению стабильных налоговых условий для устойчивого функционирования отрасли, а также дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме того, нефтяные компании ожидают, что результаты мониторинга налогового эксперимента подтвердят необходимость закрепления НДД основным целевым налоговым инструментом для отрасли и дальнейшего его тиражирования. Это возможно только при взаимном учете интересов государства и бизнеса и объединении усилий в направлении совершенствования налогового законодательства.

Механизм расчета НДД


НДД взимается по ставке 50% с операционного денежного потока от добычи углеводородов на участке недр — с дохода за вычетом экспортной пошлины, расходов на транспортировку, фактических капитальных и операционных расходов.

С целью недопущения раздувания затрат предусмотрен расчет минимального НДД исходя из лимита фактических расходов (за исключением налогов): 7140 руб./т до 2020 года и 9520 руб./т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога. В режиме НДД сохранен НДПИ, но в пониженном размере: в среднем на 60% ниже общеустановленных значений.

Для гринфилдов дополнительно предусмотрены льготы по НДПИ (коэффициент Кг) и ЭП (нулевая ставка), а также отсутствие минимального НДД, то есть отсутствие лимитирования фактических расходов в течение льготного периода.

Читайте также: