Правовое регулирование проведения налоговых проверок курсовая работа

Обновлено: 28.06.2024

Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление налогового контроля имеет три стадии:

2) оценка информации;

3) реагирование на собранную информацию.

В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получит сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования. Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён: финансово-правовой, административно-правовой или уголовной. [2]

Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

НК РФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, устанавливаются давностные ограничения при определении периода деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговой проверкой. При этом не запрещается проводить проверки налоговых периодов текущего календарного года. Суды связывают отсчет трехлетнего срока с годом начала проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении или же с годом окончания проверки. При этом началом проведения проверки является момент вручения налогоплательщику решения на проведение выездной налоговой проверки.

Трехлетний срок для проведения налоговых проверок выбран не случайно; он корреспондирует трехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности. С трехлетним сроком налоговой проверки связан и подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, предусматривающий обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. [18]

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо НК РФ выделяет также встречные налоговые проверки - истребование и проверку у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Она проводится в случаях, когда налоговому органу необходимо получить информацию о налогоплательщике, имеющуюся у третьих лиц. Кроме того, в ходе встречных проверок сличается налоговая и иная документация проверяемого налогоплательщика и его контрагентов. В рамках встречной проверки налоговый орган вправе истребовать у контрагентов налогоплательщика только те документы, которые относятся непосредственно к налогоплательщику, но не к финансово-хозяйственной деятельности самого контрагента. К сожалению, налоговое законодательство не устанавливает форму документа, оформляемого по результатам встречных проверок. Должностное лицо налогового органа вправе оформить результаты проведенной встречной проверки в произвольной форме, в противном случае проведение встречной проверки было бы беспредметным.

Налоговый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление налогового контроля имеет три стадии:

2) оценка информации;

3) реагирование на собранную информацию.

В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получит сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования. Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён: финансово-правовой, административно-правовой или уголовной. [2]

Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

НК РФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, устанавливаются давностные ограничения при определении периода деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговой проверкой. При этом не запрещается проводить проверки налоговых периодов текущего календарного года. Суды связывают отсчет трехлетнего срока с годом начала проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении или же с годом окончания проверки. При этом началом проведения проверки является момент вручения налогоплательщику решения на проведение выездной налоговой проверки.

Трехлетний срок для проведения налоговых проверок выбран не случайно; он корреспондирует трехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности. С трехлетним сроком налоговой проверки связан и подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, предусматривающий обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. [18]

По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо НК РФ выделяет также встречные налоговые проверки - истребование и проверку у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Она проводится в случаях, когда налоговому органу необходимо получить информацию о налогоплательщике, имеющуюся у третьих лиц. Кроме того, в ходе встречных проверок сличается налоговая и иная документация проверяемого налогоплательщика и его контрагентов. В рамках встречной проверки налоговый орган вправе истребовать у контрагентов налогоплательщика только те документы, которые относятся непосредственно к налогоплательщику, но не к финансово-хозяйственной деятельности самого контрагента. К сожалению, налоговое законодательство не устанавливает форму документа, оформляемого по результатам встречных проверок. Должностное лицо налогового органа вправе оформить результаты проведенной встречной проверки в произвольной форме, в противном случае проведение встречной проверки было бы беспредметным.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства. Основное назначение налога – это обеспечение государства необходимыми ему денежными средствами. Именно в этом заключается сущность налога. Выражением данной сущности является фискальная функция налога. Отметим попутно, что сама по себе фискальная функция, безусловно, несет в себе и определенное регулирующее значение.

Реализация функций налогов, как и само их установление, проводится государством посредством издания соответствующих правовых норм, которые в своей совокупности и образуют налоговое право. Нормами налогового права обеспечиваются также контроль за полной и своевременной уплатой налогов, принудительное их взимание в случае уклонения от уплаты, привлечение лиц, нарушающих налоговое законодательство к юридической ответственности.

Происходящие серьёзные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы всё больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

Результаты налоговых и аудиторских проверок приводят к неутешительному для налогоплательщиков выводу: практически нет ни одного предприятия, в учёте хозяйственной деятельности которого полностью отсутствуют ошибки. Причин этому достаточно много. Одна из них – постоянные изменения отечественного законодательства в области налогообложения. В данной курсовой работе я и хотела бы раскрыть сущность налогового контроля, организацию проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством, а также рассмотреть, как законодатель освещает этот вопрос в проекте Налогового кодекса.

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства является финансовый контроль. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством. Что можно заметить в налоговом законодательстве. Но здесь нужно отметить, что государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля в целом отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов и налоговые правоотношения в целом.

Для того чтобы обеспечить себя необходимыми денежными средствами в виде уплаченных налогов, государство осуществляет налоговую деятельность, которая является составной частью его финансовой деятельности.

«Налоговая деятельность – это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по установлению налогов и обеспечению их поступления в доход государства.

Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому вполне объяснима его заинтересованность в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Это же касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов государства, банков и др.), и конечно же собственных органов (в первую очередь налоговых). Поэтому было бы ошибочным сводить налоговый контроль к контролю за полной и своевременной уплатой налогов. Это понятие как мы видим намного шире. В своём широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением налогового законодательства. Контроль за соблюдением налогового законодательства – это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Через данный контроль государство обеспечивает режим законности и правопорядка. А следовательно, контроль за соблюдением налогового законодательства не представляет собой какого-либо исключения по сравнению с любыми другими отраслями законодательства. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство выступает в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними. В то же время нельзя не заметить и того, что контроль за соблюдением налогового законодательства является средством обеспечения сбора налогов, которые являются имущественным доходом государства. То есть в этом контроле заложен материальный интерес государства, которое одновременно является и стороной налогового правоотношения (в целом или в лице своего уполномоченного органа), и субъектом, осуществляющим правовое регулирование этого отношения, осуществляя деятельность по изданию актов налогового законодательства. Таким образом, если в обычной ситуации государство, регулируя общественные отношения, находится вне его, то в налоговом правоотношении государство находится как бы и одновременно и внутри его (как властвующий субъект этого отношения и одновременно как управомоченная сторона налогового обязательства), и как бы вне его, осуществляя правовое регулирование данного отношения. В итоге налоговый контроль, как правило, является одним из наиболее хорошо организованных видов государственного контроля. Теперь из всего вышесказанного я бы хотела подчеркнуть характерные особенности налогового контроля как вида налоговой деятельности государства и института общей части налогового права.

1) является разновидностью государственного контроля, то есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделён этим государством определёнными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.

2) Налоговый контроль является видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля осуществляется реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав этого государства.

Под методами налогового контроля понимаются способы, приёмы его осуществления. Так как налоговый контроль это разновидность финансового контроля, то логично, что и методы у них общие. Поэтому я не буду их освещать в данной работе, а остановлюсь на характерных чертах, присущих лишь налоговому контролю. «По форме своего осуществления налоговый контроль подразделяется на: 1)непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль. Непосредственный контроль – это налоговый контроль, проверка на котором ведется на самом объекте контроля, а проверяющие лица изучают и анализируют первичную документацию, относящуюся к налоговому учёту. Опосредованный налоговый контроль характеризуется, во-первых, тем, что субъект контроля и его объект не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица, (т.е. работники органов налоговой службы), имеют дело главным образом с отчётной документацией.

«В связи с этим следует различать налоговый контроль как разновидность финансовой деятельности государства и всякого рода налоговые проверки (проверки ведения налоговых дел на проверяемом объекте), которые производятся на гражданско-правовой основе. С позиции разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, взаимодействующие между собой с использованием системы сдержек и противовесов, финансовый контроль подразделяется на: контроль, осуществляемый органами представительной власти, контроль, осуществляемый органами исполнительной власти; судебный контроль. Переводя данные положения на собственно налоговый контроль, можно отметить, что в силу специфических особенностей нашей республики, где Парламент не обладает какими-либо значительными контрольными полномочиями, налоговый контроль представительных органов не получил достаточно широкого распространения и реально он может иметь место разве что при утверждении отчёта Правительства и Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, где Парламент может коснуться вопроса о сборе налогов в связи с анализом исполнения доходной части бюджета.

В основном же налоговый контроль реализуется через деятельность органов исполнительной власти, а конкретный – через деятельность налоговой службы государства. Отрицать существование судебного налогового контроля также нельзя. Суд выступает в качестве органа налогового контроля при рассмотрении следующих дел: а) о взимании налоговой задолженности с неисправных налогоплательщиков по заявлениям налоговых органов; б) при рассмотрении жалоб налогоплательщиков на действия налоговых органов; в) при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о возмещении убытков, причинённых в результате неправомерных действий работников налоговой службы; г) при обжаловании налогоплательщиком решений налоговой службы о привлечении этих налогоплательщиков к финансово–правовой или административно–правовой ответственности; д) при рассмотрении уголовных дел, связанных с нарушением налогоплательщиками налогового законодательства либо с неправомерными действиями работников органов налоговой службы, образующими состав преступления. Во всех указанных случаях суд даёт оценку поведения лиц (ответчиков, правонарушителей и т.д.) с точки зрения соответствия этого поведения налоговому законодательству чем и осуществляет косвенно налоговый контроль.

В зависимости от характера налогового отношения, в рамках которого осуществляется налоговый контроль, его можно подразделить на материальный и организационный. Предметом материального налогового контроля является исполнение налогового обязательства, т.е. полнота и своевременность уплаты налога, а также сопутствующих этому исполнению элементов (ведение учёта объекта налогообложения, правильное исчисление налогооблагаемой базы и. т.п.). Предметом организационного налогового контроля, который осуществляется в рамках организационного налогового правоотношения, выступает исполнение налоговых обязанностей организационного порядка. Наиболее типичным видом организационного налогового контроля, выступает проверка, производимая органом налоговой службы (субъект контроля), правильности исчисления, удержания и перечисления источником выплаты дохода (налоговым агентом государства) подоходного налога (объект контроля), а также проверка деятельности банков по исполнению распоряжений налогоплательщиков по перечислению суммы налога в бюджет.

Подводя итоги рассмотрению этого вопроса, мне хотелось бы провести различие между такими понятиями как надзор и контроль. Эти два термина очень похожи друг на друга. Под контролем обычно понимают проверку, а также наблюдение с целью проверки. Под надзором - наблюдение с целью присмотра, проверки. Однако, изучая наше законодательство и следуя законам логики, можно заметить, что разница между этими двумя терминами всё же есть. Контроль – понятие шире, чем надзор. Контроль предполагает также изучение рациональности и эффективности объекта, надзор – только законность.

Налоговый контроль – это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1)сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию. В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получит сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля – законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования. Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён: финансово-правовой, административно-правовой или уголовной.

- последовательно, объективно, чётко и подробно описывать выявленные факты нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные и иные правовые нормативные акты;

- текст акта проверки не должен загромождаться различными таблицами, справочными данными, второстепенными фактами, перечислением повторяющихся однородных нарушений, которые должен найти отражение в приложениях к акту;

- в акте необходимо указывать только конкретные, обоснованные, документально подтверждённые данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование законодательного либо иного НПА, его статья или пункт, содержание, фамилия и инициалы должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога).

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Выездная налоговая проверка

План курсовой работы

  • 1.1. Содержание, формы и методы налогового контроля.
  • 1.2. Выездная налоговая проверка: планирование и организация.
  • 1.3. Оценка результативности проверочных действий налоговых органов при выездных налоговых проверках.
  • 2.1. Общая характеристика Межрайонной ИФНС РФ по РСО – Алания.
  • 2.2. Анализ деятельности контрольных органов по осуществлению выездных налоговых проверок.
  • 2.3. Оценка результатов выездных налоговых проверок.
  • 3.1. Проблемы проведения выездных налоговых проверок.
  • 3.2. Пути совершенствования механизма проведения выездных налоговых проверок.

Список использованной литературы.

Введение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному развитию. В ряду государственных доходов налогам и сбором принадлежит важнейшее место и само существование государства неразрывно связано с ними. За счет налогов в настоящее время формируется до 90% государственных доходов.

Пока в массовом сознании добросовестное соблюдение налогового законодательства не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и как следствие - с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения в сложившейся ситуации в области налогообложения.

Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства. Эффективная экономика страны требует наличие развитой системы государственного налогового контроля, представляющего собой систему организационно правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей. Налоговый контроль - это сложный и комплексный процесс, который регулируется нормами не только Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), но и других нормативных правовых актов как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что налоговая политика должна формироваться для того, чтобы в целом стимулировать изменения в экономике, а также для снижения налоговой нагрузки на предприятие.

Налоговый контроль – это специальный финансовый контроль, исполняемый только в отношении налогов и сборов, в процессе которого изучаются все нормы соблюдения налогового законодательства.

Целью курсовой работы является изучение необходимости и сущности выездной налоговой проверки.

  • - раскрыть порядок проведения, планирования и организации выездных налоговых проверок;
  • - проанализировать деятельность контрольных органов по осуществлению выездных налоговых проверок;
  • - рассмотреть и раскрыть пути совершенствования выездных налоговых проверок.

Предметом курсовой работы выступает совокупность теоретические и практических аспектов механизма проведения выездных налоговых проверок.

Объектом курсовой работы являются выездные налоговые проверки, проводимые налоговыми инспекциями РСО - Алания.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды по вопросу сущности и функций налогов, теории и практики налогового контроля РФ, в той или иной степени получившие освещение в работах С.В., Брызгалина, Овчинникова Н.О., Крохина Ю.А., Князева В.Г., Малис Н.И., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Шаталова С.Д. и других.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные правовые акты РФ по вопросам налогообложения, статистические материалы и налоговая отчетность Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Владикавказ РСО - Алания.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В связи с этим важнейшее значение приобретает налоговый контроль как система мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, который является базовым условием эффективного функционирования налоговой системы в государстве. Его приоритетность обусловлена значимостью объемов налогов и сборов как источников доходов бюджета, с помощью которых государством реализуются конституционно закрепленные права человека и гражданина (право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Правовые основы налогового контроля в РФ. Источники правового регулирования налогового контроля ……………………………………..4
Основные элементы налогового контроля: субъект и объект. Предмет, формы и методы осуществления налогового контроля…………………8
Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………11
Виды налоговых правонарушений, выявленных в ходе проведения налогового контроля и ответственность за их совершение……………21

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая богер.docx

1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;

2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;
3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

По форме своего осуществления налоговый контроль подразделяется на:

2) опосредованный контроль.

Непосредственный контроль – это налоговый контроль, проверка на котором ведется на самом объекте контроля, а проверяющие лица изучают и анализируют первичную документацию, относящуюся к налоговому учёту. Опосредованный налоговый контроль характеризуется, во-первых, тем, что субъект контроля и его объект не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица, (т.е. работники органов налоговой службы), имеют дело главным образом с отчётной документацией.

По времени своего осуществления налоговый контроль подразделяется на:

Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным. Задача предварительного налогового контроля – не допустить нарушений налоговой дисциплины, поэтому иногда этот вид налогового контроля называют превентивным (предупредительным).

Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, является ли производимая операция законной. Задача текущего налогового контроля состоит в том, чтобы пресечь нарушения налоговой дисциплины. Иногда это вид контроля называют оперативным.

Последующий налоговый контроль осуществляется после истечения срока, предоставленного для исполнения той или иной налоговой обязанности. В ходе его выясняется вопрос, была ли эта обязанность выполнена.

Налоговый контроль может носить внутренний и внешний характер. Внутренний контроль - это когда субъекты объект контроля являются звеньями одной организационной системы. Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчинённых субъектов.

В настоящее время в ст. 82 Налогового кодекса устанавливаются следующие формы проведения налогового контроля:

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

    1. Налоговая проверка как форма налогового контроля. Понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок

    Налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля, т.е. деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Такой контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в рамках их компетенции в форме различных мероприятий, круг которых определен законом. Право налоговых органов на проведение которых закреплено в ст. 31 НК РФ.

    В некоторых работах помимо выездных и камеральных проверок выделяют как самостоятельный вид налоговых проверок, определённых НК РФ, встречные проверки. На мой взгляд, встречная проверка в ст. 87 НК РФ употребляется лишь для обозначения определённого процессуального действия: истребования у третьих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Ведь данное действие не имеет своего самостоятельного значения и является лишь одним из методов налогового контроля, который может использоваться в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки. Поэтому, я считаю некорректным квалифицировать встречные проверки как отдельный вид налоговой проверки, а считаю необходимым отнести встречные проверки к методам налогового контроля, которые используются при проведении налоговых проверок .

    Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы могут осуществлять два вида налоговых проверок, имеющих фундаментальное различие: камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки.

    Выездные налоговые проверки отличаются от камеральных по основаниям, срокам, месту и порядку проведения, объему круга полномочий проверяющих и т. д. Причем при выездной налоговой проверке налоговым органам предоставляется значительно больше полномочий по проведению мероприятий налогового контроля, они располагают более значительными временными сроками и задействуют более серьезные людские и информационные ресурсы. Именно за счет этого и достигается результативность выездной налоговой проверки по сравнению со всеми другими мероприятиями налогового контроля, в том числе и с камеральной налоговой проверкой.

    Таблица №1 Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок

    Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
    Субъект Территориальные налоговые органы Налоговые органы всех уровней
    Объект Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трех лет, предшествующих году проведения проверки
    Основание для проведения Специального решения не требуется Решения руководителя налогового органа
    Периодичность Регулярно с периодичностью представления отчетности Выборочно по мере необходимости
    Место проведения Место нахождения налогового органа Место нахождения налогоплательщика
    Категория проверяемых налогоплательщиков Все налогоплательщики Юридические лица и ИП
    Используемые мероприятия Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика Любые, установленные НК РФ мероприятия

    Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. Но можно представить и другую классификацию: по месту проведения и объёму проверяемой документации, а также и по другим признакам. Результат можно представить в виде схемы №1.

    Схема №1 Способы квалификации налоговых проверок

    Камеральная налоговая проверка - «это проверка представленных

    Сущность камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

    · контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

    · выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

    · взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов

    ·привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;

    ·подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

    Установленные НК РФ, правила проведения камеральных налоговых проверок, рассмотрим в виде схемы:

    Читайте также: