Практика налогообложения альтернативных исламских финансов в странах запада

Обновлено: 18.05.2024


Исламские финансы — это этические финансы, конечной целью которых является достижение социального благополучия посредством служения обществу. Взаимное удовлетворение — это то, что определяет эту финансовую систему, которая предназначена не только для мусульман. Этические финансы являются важной составляющей моральной экономики, а не только предметом религии и убеждений. Тем не менее, мусульмане, для которых правильный образ жизни так же важны, как и вера, были первыми, кто институционализировал и утвердил такую финансовую систему [альтернативу процентному (долговому) финансированию], которая соответствует всем этическим и моральным нормам.

Исламская финансовая система уже неоднократно показывала свои возможности, и последний финансовый кризис 2008 года является тому наглядным примером. Из-за морфологической структуры финансовых инструментов и продуктов, исламские финансовые институты (ИФИ) более устойчивы к стрессу. За последние два десятилетия исламская финансовая индустрия является одной из самых быстрорастущих отраслей.

Цель этой статьи — подчеркнуть важность и необходимость создания Исламской Финансовой Экосистемы, как одной из дешевых и альтернативных путей развития ненефтяного сектора. В качестве методов исследования был проведен экстенсивный литературный обзор видных ученых и опытных специалистов в этой области на основе их трудов и исследований. Вывод таков, что рано или поздно Исламская финансовая экосистема в Азербайджане появиться, и для этого есть все необходимые поводы и причины.

Ключевые слова: исламская финансовая система, исламский банкинг, Такафуль, Микрофинансы, Азербайджан

Исламские финансы (Этические финансы), как отрасль, являются одной из самых быстрорастущих финансовых отраслей в мире в течение последних двух десятилетий. После мирового финансового кризиса в 2008 году, эта отрасль приобрела еще больший интерес, потому что исламские финансовые институты ИФИ (в частности, банки), благодаря своим характерным чертам, продемонстрировали большую устойчивость к стрессу и тем самым пострадали меньше, чем нам привычные традиционные банки. Последний финансовый кризис можно считать поворотным моментом для исламской финансовой индустрии, став более привлекательным для экономистов и инвесторов.

Текущая ситуация в Азербайджане.

К 2015 году в Азербайджане было 12 финансовых учреждений, окон при банках, которые предлагали исламские финансовые продукты. Однако, национальное законодательство не позволяет в полной мере реализовать все финансовые (исламские) продукты, ввиду их характерных особенностей и принципов работы. Таким образом, в 2016 году была принята Стратегическая дорожная карта развития национальной экономики и ее различных сфер, где говорится, что создание исламской финансовой экосистемы является одним из важнейших направлений в стране, поскольку эта экосистема способна улучшить реальную экономику. Следовательно, с 1 января 2017 года Министерство экономики Азербайджанской Республики начало определенную деятельность, связанную с изменениями и дополнениями в законодательстве, Законе о банках, Гражданском кодексе, Налоговом кодексе и т. д. с целью полноценного оперирования продуктов исламского банкинга. Для реализации этого Министерство экономики уже подписало соглашение с Исламским банком развития, который, в свою очередь, подготовил предложения по созданию надлежащей экосистемы, и эти предложения будут представлены вновь сформированному Национальному собранию. Кроме того, также были связи с другими государственными органами, и от них были получены положительные отзывы по этому поводу.

Исламская финансовая система

Исламская финансовая индустрия растет в среднем на 10–12 % в год после кризиса 2008 года, с активами около 2,5 триллионов долларов (из которых 72 % составляют исламские банки), тогда как десять лет назад активы составляли приблизительно 700 миллионов долларов. В 2019 году было 102 исламских финансовых института (или институтов, которые работают в соответствии с исламскими принципами), в то время как пару лет назад их было 74 — эти цифры говорят сами за себя. В настоящее время такая отрасль отвечает всем международным стандартам, тенденциям и способна ответить на все мировые вызовы.

Исламская финансовая система также имеет аналог обычного страхования, которое также основано на принципах распределения риска и распределения прибыли и убытков, действуя в соответствии с этическими нормами и шариатом. Обычное страхование признается лотереей или азартной игрой из-за выплат премий за предполагаемые события, вероятность возникновения которых слишком мала, [точнее], неопределенна. Следовательно, страховые платежи становятся выручкой страховых компаний, где последние продают вероятность события (случая) по заранее определенной цене. Исламская страховая компания или компания Такафуль, с другой стороны, выступает в качестве оператора, управляя средствами страхователей от имени участников в соответствии с согласованным взносом. Интересно, что, если событие не состоялось, страхователь не теряет свою плату за уплаченный страховой полис (Такафуль), даже может заработать на этом, например, на инвестициях, что создает беспроигрышную ситуацию для всех. Эти различия делают Такафуль очень привлекательным для всех заинтересованных сторон, тем самым все вовлеченные стороны заинтересованы в страховании своих активов.

Важность Исламской Финансовой Экосистемы

Iqbal и Mirakhor [3] в своей антологии хорошо описали исламскую финансовую индустрию и подчеркнули важность каждого сектора исламской финансовой экосистемы. Они подчеркнули сильную синергию между исламской экономикой и подходом к финансам и текущими мыслями в области экономики развития, где Askari [4], [5] высказал свои мысли относительно экономического развития в исламе, а Ahmed [6] рассматривает исламские финансы как инклюзивное финансирование, объясняя организационную структуру, форматы, продукты и устойчивость. Sharif and Wang Bao [7] подразумевают Такафуль в качестве социального страхования и подчеркивают его роль в обеспечении социальной безопасности. Рынки капитала и его развитие в глобальном контексте являются не менее важной частью исламской финансовой экосистемы и ее роста, и Sheng & Singh [8], Bacha & Mirakhor [9] предложили структуру распределения рисков, способную обеспечить стабильность. Othman and Mirakhor [10] добавили свое видение того, как справляться с проблемами законодательства в исламских финансах, и поделились рекомендациями относительно развития ИФИ. Наконец, Faye et.al [11] подчеркивает перспективы исламской финансовой индустрии.


Рис. 1. Исламская финансовая экосистема

Несмотря на наличие дополнительных рисков, Cihak и Hesse [21] в своем обширном исследовании, которое было оценено эмпирически, использовали различные эконометрические модели и Z-показатель, основанный на данных, охватывающих 18 банков (полноценный исламский и частичный), обнаружил, что маленький исламский банки намного сильнее в финансовом отношении и более стрессоустойчивые, чем небольшие обычные банки. Позже Asutay & Turkistani [22] в своей антологии ссылались на Farook, Hasan, Othman и других, проводившие обширные исследования и обнаружили значительное количество доказательств, которые оправдывают финансовую стабильность исламских банков. Наконец, Wilson [23] подчеркнул возможности исламских банков и их потенциал сосуществования в немусульманских странах. Sole [24 дал рекомендации по внедрению исламского банкинга в обычную банковскую систему.

Таким образом, стабильность банков является одним из основных показателей для оценки макроэкономики страны. Очевидно, что без каких-либо сомнений исламские банки могут принести много пользы азербайджанской экономике.


Исламское страхование (Такафуль)

Что касается микрофинансирования, то оно имеет свою нишу, собственную базу клиентов и играет решающую роль в поддержке малых частных предприятий, особенно в сельских районах Азербайджанской Республики. Более того, услуги микрофинансирования в Азербайджане предоставляются преимущественно небанковскими финансовыми компаниями (а не коммерческими банками), и для этого есть причины. В исламской финансовой индустрии микрофинансированию отводится особая роль, поэтому микрофинансирование рассматривается как отдельный блок финансовой индустрии, который следует оценивать и анализировать по-другому. Abdul Samad [36], Abdul Rahman [37], Wilson [38] утверждали, что исламское микрофинансирование может играть важную роль в экономической стабильности (в частности для бедного населения); будучи этическим альтернативным инструментом борьбы с бедностью, исламское микрофинансирование способно удовлетворить ожидания общества, а также его развития. Rahman & Dean [39], Obaidullah & Khan [40] оценили потенциал исламского микрофинансирования, его проблемы, предложив структуру, стратегии и решения для его развития. Ahmed [41], [42], [43] предпринял аналитическое исследование институтов исламского микрофинансирования, обсудил организационные модели микрофинансирования и подробно оценил модель на основе Вакфа, осознавая социальную роль. Кроме того, El-Komi & Croson [44] провел несколько экспериментов в исламских микро-финансовых организациях и обнаружил, что они имеют более высокий уровень соответствия, меньшую информационную асимметрию, тем самым повышая перспективы как для мусульман, так и для не мусульман. Seibel [45] предложил два варианта продвижения исламского микрофинансирования, один из которых — через Исламский Банк (ИБ). Abdul Rahman [46] называет исламское микрофинансирование недостающим компонентом ИБ, а Shahinpoor [47] подчеркивает связь между ИБ и микрофинансированием. Другой вариант — продвижение микрофинансирования через небанковские финансовые институты и кооперативы. Поскольку микро-предприятия не имеют доступа к средствам традиционных финансовых учреждений, таких как банки, главным образом потому, что последние требуют залога [48]. Поэтому, принимая во внимание эти факты, а также административные расходы по кредитам, предлагаемым банками, второй вариант более актуален для местного рынка Азербайджана.

Спрос на Fintech растет день ото дня, поскольку исламская финансовая индустрия, которая не отстает от мировых тенденций, правильно реагируя на глобальные вызовы, не может игнорировать быстрое внедрение новых технологий, высокий уровень использования мобильных телефонов, а также высокий уровень проникновения интернета. Хорошо развитый ФинТех является ключом к расширению доступа к исламской финансовой индустрии, может облегчить и ускорить транзакции, отследить их, улучшить управление и так далее. Например, Сукук и блокчейн идеально подходят, когда интеллектуальные протоколы облегчают автоматизацию процедур и решений [52].

Все вышеперечисленные блоки исламской финансовой системы дополняют друг друга, будучи взаимозависимыми и взаимосвязанными. Таким образом, отсутствие или недостаточное развитие одного из них означает, что исламская финансовая система не сможет полностью раскрыть свой потенциал; вот почему для создания надлежащей экосистемы необходимо заранее учитывать такие особенности, как законодательство, нормативно-правовая база, корпоративное управление, бухгалтерский учет, налогообложение и т. д., а также необходимые соответствующие процессы и процедуры, чтобы максимально использовать возможности. В общем, только всесторонняя институционализация должна быть рассмотрена и реализована.

Диверсификация экономики Азербайджана — процесс замены нефтяного сектора на ненефтяной, финансовые показатели роста и развития, показатели ведения бизнеса, создание необходимой экосистемы для инвесторов и т. д. подразумевают, что появление исламской финансовой системы с ее компонентами является возможной, правдоподобной и выполнимой.

Со стратегической точки зрения, если соседние страны, такие как Россия, Казахстан, Узбекистан, Турция и Иран, широко используют эти финансовые продукты, Азербайджан также должен идти в этом направлении (с точки зрения рынка); потому что крупные местные компании в Азербайджане экспортируют в Дубай и Турцию и делают большую работу. Есть факты, что они получают эти кредиты напрямую из Турции или Дубая, оставляя в стороне азербайджанскую экономику, где миллионы долларов находятся вне внутреннего оборота. Экономика Азербайджана просто упускает возможность предоставлять эти кредиты, но если местные банки предоставляют эти продукты, то эти определенные компании получат кредит на внутреннем рынке, в этом банки и другие финансовые институты могут извлечь выгоду, следовательно, дополнительный финансовый инструмент будет означать дополнительный доход.

[1] Не было ни спекулятивных операций, ни ростовщичества, ни деривативных финансовых инструментов ([кредитных] свопов, опционов, форвардов и фьючерсов), ни шорт-селлинга и т.д.

[2] PLS – Profit and Loss Sharing

Основные термины (генерируются автоматически): Азербайджан, исламская финансовая индустрия, банк, исламская финансовая система, исламская финансовая экосистема, Азербайджанская Республика, исламское микрофинансирование, Министерство экономики, надлежащая экосистема, национальная экономика.

Читайте также: