Повышение налогов это хорошо или плохо

Обновлено: 04.07.2024

Во время пандемии экономическое неравенство в мире растет еще стремительнее чем раньше, трубят все эксперты. Пока состояния долларовых миллиардеров бьют рекорды, бедные слои населения теряют последнюю работу и без того мизерные доходы. Почему так происходит? Чем грозит? И что с этим делать?

ТОП-МЕНЕДЖЕР vs ПРОСТОЙ РАБОТНИК

Этой тенденции уже много лет. Гендиректора и владельцы крупных бизнесов получают все больше, а зарплаты простых работников стоят на месте. Так, если в 1980-х руководитель компании получал примерно в 30 раз больше, чем простой работник, то теперь это соотношение выросло в 10 раз - до 1 к 300. И чем больше компания, тем выше пропорция. К примеру, простой сотрудник Макдоналдса получает в 3000 раз меньше, чем глава компании. Об этом говорится в недавнем докладе Американского исследовательского центра Pew.

Писатель, политик, депутат Госдумы первого созыва Евгений Гусаров высказывается по этому же поводу совсем не дипломатично:

ПОЧЕМУ НЕРАВЕНСТВО - ЭТО ПЛОХО

По мнению либеральных экономистов, неравенство стимулирует людей лучше работать и стремиться больше зарабатывать. Увидел, что у соседа появилась хорошая машина - вот и захотелось его перещеголять. Но вопрос в справедливости распределения доходов. Одно дело - победить в равных условиях и при равных возможностях. И совсем другое - воспользоваться блатом или нелегальными методами. Тогда растущее неравенство становится тормозом для развития.

По мнению экспертов, слишком большая разница между богатыми и бедными провоцирует недовольство в обществе. В таких условиях сложно рассчитывать на высокий экономический рост. Поэтому, как и во всем, здесь нужна мера. А задача государства - найти нужный баланс.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Побочных последствий у растущего неравенства много. Бедные люди меньше живут, а у их детей меньше возможностей, чтобы получить хорошее образование. Уникумы есть везде, но это стандартные исключения из правила. Выпускники Гарварда (год обучения там стоит $40 - 60 тыс.), как правило, зарабатывают больше тех, кто учился в провинциальном российском вузе.

По ее словам, чтобы преодолеть неравенство, нужно обеспечить равные возможностей в получении образования и поддержания здоровья. При этом технологии могут как сгладить неравенство, так и наоборот - усилить его.

Наглядно.

МОДНО. СТИЛЬНО. ПРОГРЕССИВНО.

Главный способ борьбы с неравенством - увеличение налогов на богатых людей. То есть, введение прогрессивной шкалы. Тогда богатые будут платить больше, чем бедные.

Но здесь есть два важных правила. Первое - лестница должна быть многоступенчатой. То есть, с одной суммы платишь один налог, с превышения - другой. Чтобы не получилось так, что переходить на более высокий уровень было невыгодно.

Второе - плавность повышения. Вводить сразу 60 или 80% на доходы сверхбогатых людей (как это когда-то сделали во Франции) - значит, спровоцировать их бегство в другие юрисдикции. Вспомните Жерара Депардье с его пропиской в Саранске. Но если повышать планку постепенно, то большинству богатых людей будет проще смириться с более высоким платежом в пользу государства, чем придумывать кривые схемы получения дохода.

- Введение прогрессивной шкалы, вероятно, снизит социальное раздражение по отношению к богатым. Но, насколько это повлияет на доходы государства, зависит от способностей собрать такие налоги, не допустить серых, черных и прочих схем, - считает Любовь Храпылина.

НЕ ТОЛЬКО ДОХОДЫ, НО И ИМУЩЕСТВО

Примечательно, что лишь в 27 странах мира применяется плоская шкала подоходного налога, как в России. В свое время она помогла нам увеличить собираемость денег в бюджет. Но сейчас эта схема явно устарела, считают многие эксперты. С 1 января этого года в России после многолетних дебатов все-таки вернулась прогрессивная шкала налогообложения. Доходы свыше 5 млн рублей в год теперь облагаются не 13%, а 15-процентным налогом. Государство планирует собрать за счет этого дополнительно 60 млрд рублей. И пока никто из богатеев не убежал.

- Налоги на доходы физлиц сильнее других сокращают уровень неравенства, - говорится в недавнем докладе Международного валютного фонда (МВФ). - При этом в странах мира усиливаются дебаты о том, что нужно увеличивать не только подоходный налог, но и имущественные налоги. В первую очередь, налоги на роскошь, на недвижимость - особенно, если это не единственное жилье.

Речь, конечно, не идет о том, чтобы все отнять и поделить. Скорее, немного отщипнуть и перераспределить. Иначе мировая экономическая система может просто рухнуть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Три МРОТ в придачу: за трудоустройство россиян, стоящих на бирже труда, будут доплачивать

Правительство страны разработало новые меры поддержки занятости (подробности)

В Госдуме раскритиковали Счетную палату за преувеличение налоговых потерь от нового режима (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Пример

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

выручку нужно брать без НДС и акцизов;

в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ( можно скачать здесь >>> )

cells.jpg

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Пример

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации , которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Бухгалтер может не только учитывать факты хозяйственной жизни компании, но и помогать директору планировать работу. Кому как не бухгалтеру знать, с какими налоговыми рисками может столкнуться бизнес и где подстелить соломки? В помощь вам — мнение экономистов и налоговых юристов о том, как налоговое администрирование может измениться в ближайшие годы.

Эксперты:

Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ

Дмитрий Желнин, управляющий партнёр Mitsan Consulting

Михаил Кобрин, экономист, эксперт в области экономической безопасности

Налоговые ставки

Рост налоговых поступлений подкрепляет эту гипотезу. По данным ФНС, за 9 месяцев 2019 года в среднем по России за выездную проверку инспекторы доначисляют 36 млн рублей — против 22 млн за аналогичный период 2018 года. Параллельно, как отмечается в Проекте итогового доклада ФНС за 2019 год, растут поступления по результатам аналитической работы, без выездных проверок: в 2019 году бюджет получил таким образом в 1,7 раза больше, чем в 2018 году.


По отдельным налогам, впрочем, все не так однозначно.

НДС: ставка не вырастет, но льготы могут отменить

Ставка НДС увеличилась до 20 % в прошлом году и в ближайшее время вряд ли вырастет ещё. Как отмечает Марина Удалова, такая мера обеспечила значительное пополнение бюджета и помогла достичь поставленных целей, в том числе финансирования нацпроектов.

В дальнейшем нельзя исключать, что НДС частично заменят другим налогом, который будет проще администрировать, считает Михаил Кобрин. Сторонники этого сценария предлагают вернуть налог с продаж, который действовал в России в 1991 и 2002–2004 годах.

НДФЛ: прогрессивную шкалу пока не введут

Земельный налог: пока ставка не увеличится

Как полагает Дмитрий Желнин, тому есть две причины. Во-первых, пока власти заняты не изменением ставок, а инвентаризацией всего недвижимого имущества страны. Это должно увеличить налогооблагаемую базу за счёт неучтённых пока зданий, сооружений и земельных участков. Во-вторых, пока не завершён переход с уплаты имущественных налогов по балансовой стоимости на уплату по кадастровой стоимости, ставки, скорее всего, не повысят, — объяснил эксперт.

Страховые взносы могут снизить

Направления налогового администрирования

Итак, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы ФНС займётся не повышением налогов, а на взысканием существующих. Каким образом это будет сделано и кто рискует в первую очередь?

Виктор Иваницкий проанализировал арбитражную практику и определил, что становилось поводом для судебных разбирательств в последнее время. Не исключено, что в 2020–2022 годах эти векторы сохранятся.

Трендом 2018–2019 гг. стали споры по налогу на имущество. Значимый судебный акт — Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241.

Наконец, самый большой блок арбитражных дел касается взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Бизнесу приходится доказывать три обстоятельства:

Но иногда в такой ситуации суды позволяют учесть расходы по налогу на прибыль расчётным путём (Решение АС КО от 25.09.2019 по делу № А27-17275/2019, от 21.10.2019 по делу № А27-18448/2019, Постановление АС УО от 23.01.2020 по делу № А50-17644/2019).

Что ещё возьмут под контроль

Звонки и переписка

Не исключено, что скоро ФНС сможет запрашивать у сотовых операторов детализацию по счетам абонентов. Показательное разбирательство идёт сейчас, в начале 2020 года.

Скорее всего, полагает эксперт, сотовые операторы будут обжаловать решения суда первой инстанции. Войдёт ли истребование таких данных в практику, покажет время. Если это случится, ФНС сможет использовать эти данные, чтобы доказывать связь компании с проблемными контрагентами и подконтрольность лиц, которые формально не взаимозависимы, отмечает Виктор Иваницкий. Также эта информация поможет налоговым органам доказать, что физлицо занимается предпринимательской деятельностью и не платит налоги или что компания умышленно уходит от уплаты налогов, заключая сделки, не имеющие экономического смысла, добавляет Максим Марамыгин. Наконец, эти данные могут послужить доказательством сокрытия трудовых отношений, считает Михаил Кобрин.

Земельные участки

Дмитрий Желнин напомнил, что с 2020 года Росреестр обязан информировать ФНС о нарушениях в использовании земельных участков. Это напрямую связано с налогообложением.

Например, земли сельхозназначения облагаются налогом по ставке не более 0,3 % от стоимости. Если земельный надзор Росреестра выявит, что участок не используется или используется не по назначению, он сообщит об этом в налоговую, а она начислит налог по максимальной ставке — 1,5 %.

Такая же ситуация и с участками для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По НК РФ, они облагаются по льготной ставке. И если собственник участка ИЖС использует его в коммерческих целях, то есть построил на нём магазин, СТО или шиномонтаж, ФНС может пересчитать налог по максимальной ставке.

Не исключено, что в будущем ФНС и Росреестр объединятся, полагает Дмитрий Желнин. В пользу такого сценария, по мнению эксперта, говорят два факта. Во-первых, система кадастрового учёта и система работы фискальных органов строились при непосредственном участии нынешнего премьер-министра России Михаила Мишустина. Во-вторых, Росреестр выведен из-под ведения Министерства экономического развития и подчинен напрямую Правительству.

В этом случае, объясняет Дмитрий Желнин, налоговые органы смогут не только начислять земельный и имущественный налог, но и регистрировать права на недвижимое имущество. А это упростит инвентаризацию объектов недвижимости и сделает прозрачнее администрирование налогов.

У физлиц будет все меньше возможностей зарабатывать, не платя налоги. С одной стороны, расширяется эксперимент с самозанятыми. С другой стороны, ФНС всё жестче контролирует тех, кто получает регулярный доход, но не регистрируется как ИП или плательщик налога на профессиональный доход.

Виктор Иваницкий отмечает, что тренд на переквалификацию доходов физлиц в доходы от предпринимательской деятельности обозначился ещё в конце 2017 года. (обобщение судебной практики см. в письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614).

Контролировать доходы граждан налоговые органы теоретически могут через банки. Уже сейчас банки отслеживают операции физлиц, но в категорию сомнительных попадают только крупные и регулярные переводы (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Также банк может заблокировать счёт или расторгнуть договор, если посчитает, что человек использует личный счёт в бизнес-целях: это считается нарушением режима счёта (п. 2.2 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И). Однако пока это чревато только сложностями с банком, а не с ФНС. Как ситуация будет развиваться дальше?

Обрабатывать подобные сигналы от банков вручную налоговые органы вряд ли будут, полагает Михаил Кобрин. Вероятнее, что появится автоматизированная система, которая позволит банкам и ФНС отслеживать операции, выдающие в обычном физлице предпринимателя — по аналогии с алгоритмами, которые сейчас используют банки для выполнения требований 115-ФЗ.

В то же время ФНС даёт возможность легализоваться тем, кто получает регулярный доход не в найме, но не хочет регистрировать ИП из-за высоких налогов и отчётности. Это самозанятость, или налог на профессиональный доход.

Эксперимент запустили в 2019 году в 4 регионах России, с 1 января к ним присоединились ещё 19 регионов. А с 1 июля 2020 года эксперимент могут распространить на всю территорию страны: об этом говорится на сайте Минфина и в проекте итогового доклада ФНС за 2019 год.

Максим Марамыгин считает, что постепенно для тех, кто ведёт бизнес без привлечения наёмных работников, преимущества НПД станут очевидны, и они начнут выходить из тени. Пока по сравнению с другими налоговыми режимами самозанятость выгодно выделяется.

На уплату транспортного и земельного налогов, налога на имущество (квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства и проч.) физических лиц (НИФЛ) за 2018 г. у россиян остается чуть более недели. Последний день уплаты этих налогов в этом году приходится на 2 декабря. Тех, кто не уложится в этот срок, ждут штрафы.

В этом году налоговики разослали россиянам 69,1 млн уведомлений об имущественных налогах за 2018 г., сообщила Федеральная налоговая служба (ФНС). Почти 53 млн отправлены по почте, остальные в электронном виде в личные кабинеты на сайте ФНС. В этом году квитанции на оплату налога в письмах ФНС не направляла: реквизиты для совершения платежа с его уникальным идентификатором (QR-кодом) указаны в самом уведомлении. Это позволит защитить граждан от мошенников, которые в сезон оплаты начинают рассылать им фальшивые квитанции, говорится в материалах ФНС.

Почему растет налог

Ежегодные платежи населения по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам плавно росли с 178,2 млрд руб. в 2015 г. до 238,5 млрд руб. в 2018 г. Сборы этого года (налоги за 2018 г.), вероятно, будут еще выше. По крайней мере, промежуточные данные Федерального казначейства о поступлениях в бюджет на 1 октября 2019 г. указывают на рост сборов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: по налогу на имущество – на 27%, по транспортному налогу – почти на 20%, по земельному – почти на 17%. А ФНС разослала уведомлений по этим налогам за 2018 г. на общую сумму 279 млрд руб.

Дело, в частности, в том, что НИФЛ рассчитывается по формуле, которая учитывает площадь объекта, его тип и стоимость, а с 2016 г. регионы России постепенно переходят на новую базу расчета НИФЛа – по кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая максимально приближена к его рыночной цене. Раньше НИФЛ считался по инвентаризационной стоимости (ее определяли БТИ), она была ниже рынка. В первые три года перехода применяются понижающие коэффициенты – от 0,2 в первый до 0,6 в третий. С четвертого года налогооблагаемую базу по НИФЛ устанавливают местные органы власти. Например, в Москве сумма налога за 2018 г. рассчитывается исходя из полной кадастровой стоимости объекта. При этом она может превышать сумма налога за предыдущий год не более чем на 10%.

Предельные ставки налога на имущество установлены Налоговым кодексом. Конкретную ставку для каждой группы объектов устанавливает регион. Например, в Москве по самой низкой ставке – 0,1% – считается налог для объектов дешевле 10 млн руб. по кадастру, а также для гаражей и машино-мест. Квартиры стоимостью 10–20 млн руб. облагаются по ставке 0,15%, 20–50 млн руб. – 0,2%. Прочие объекты, к которым, кстати, относятся и апартаменты, облагаются налогом в 1,5%. Самая высокая ставка – 2% – действует в отношении объектов дороже 300 млн руб.

Однако драматического роста имущественного налога за 2018 г. в платежках не будет: с прошлого года его ежегодный предельный рост был законодательно ограничен 10% к предыдущему году.

Еще одна причина роста сбора налогов – увеличение объектов недвижимости и автомобилей в собственности у россиян.

Новые плюшки для дачников и автомобилистов

Ставка земельного налога составляет 0,3–1,5% от кадастровой стоимости участка, но ее конкретные значения для каждого вида земли определяют местные органы власти. Например, в подмосковном Красногорске самые низкие ставки – 0,3% – полагаются дачникам, 0,7% – владельцам гаражей, а 1,5% – тем, кто не использует сельхозземли по назначению.

Для владельцев земельных участков в 2019 г. произошло несколько приятных изменений. Во-первых, земельный налог за 2018 г. рассчитали с учетом того же ограничения, что и для НИФЛа (рост более чем на 10% к прошлому году). Во-вторых, если кадастровая стоимость земли была успешно оспорена или пересмотрена в течение года, то налог будет рассчитываться по ней с момента внесения изменений в ЕГРН.

Транспортным налогом облагаются владельцы машин, мотоциклов, мотороллеров, снегоходов, яхт, катеров, вертолетов, самолетов и т. д. Ставка рассчитывается исходя из мощности. Так, за автомобили с мощностью двигателя 100–125 лошадиных сил (л. с.) москвич заплатит 25 руб. за каждую лошадиную силу, за мотоцикл мощностью 20–35 л. с. – 15 руб.

Ряд автолюбителей от такого налога избавлены: речь идет, например, об инвалидах, а также о владельцах похищенных машин. Однако в отношении последних ранее в законодательстве был пробел: транспортные средства не облагались налогом, только пока они находились в розыске, а когда разыскные мероприятия прекращались, хозяевам ненайденных машин вновь приходили квитанции. С этого года налог (за 2018 г.) на ненайденные автомобили не начисляется.

Кто заплатит меньше

При расчете НИФЛа каждый налогоплательщик получает вычеты. Кадастровая стоимость комнаты сразу же уменьшается на 10 кв. м, квартиры – на 20 кв. м, жилого дома – на 50 кв. м, а единого недвижимого комплекса (земельный участок с домом и хозпостройками) – на 1 млн руб. Владельцы нескольких объектов недвижимости получают вычеты по каждому из них. Если у объекта несколько собственников, то вычет в рублях делится пропорционально их долям.

В этом году для многодетных семей ввели дополнительные вычеты по НИФЛу: по 5 кв. м на каждого несовершеннолетнего ребенка, если речь идет о квартире, и по 7 кв. м – для жилых домов. По земле многодетным семьям также полагается вычет в размере шести соток.

Для льготных категорий (например, пенсионеры, ветераны и инвалиды) вводится беззаявительный порядок предоставления льгот, напоминает юрист Forward Legal Федор Закабуня. То есть, если ранее налоговики уже получали сведения о льготниках, дополнительно обращаться к налоговикам не придется.


Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 - 2022 гг. намечено значительное количество мер налогового регулирования, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности налогоплательщиков.

Но в 2020 году условия реализации экономической и налоговой политики сильно изменились. Правительству пришлось принимать беспрецендентные в послевоенной истории меры, направленные на сдерживание быстрораспространяющейся по территории РФ пандемии новой коронавирусной инфекции. Предпринятые действия привели к сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках.

В связи с этим экономическая политика в 2020 году, в первую очередь, ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: