Постановление о назначении административного наказания в виде штрафа

Обновлено: 12.05.2024

Государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством, обеспечение мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы.

В связи с ужесточением административной ответственности за совершение ряда административных правонарушений в области охраны собственности и в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных главами 7 и 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), минимальный размер административных штрафов, предусмотренных санкциями отдельных статей, увеличен для граждан до пяти тысяч. Административные штрафы в таком размере были внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 08 марта 2015 года №46-ФЗ. Штрафы в таких размерах назначаются физическим лицам за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе за использование земельного участка лицом не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок (ст.7.1. КоАП РФ), за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствие с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ст. 8.8. КоАП РФ).

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 данного Кодекса.

Следовательно, если постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу, гражданин обязан в течение шестидесяти дней оплатить назначенный ему штраф.

Несвоевременная оплата административного штрафа образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, санкцией которой предусмотрено наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Иными словами, если гражданин своевременно, до истечения установленного шестидесятидневного срока, не заплатил пять тысяч, он рискует заплатить, соответственно, пятнадцать (5000 + 10000 = 15000) тысяч рублей, или быть подвергнутым административному аресту на срок до пятнадцати суток или подвергнутым наказанию в виде обязательных работ до пятидесяти часов.

Указанная сумма штрафа (5000, тем более - 15000 рублей) для физического лица, с учётом минимального размера заработной платы в настоящее время (5965 рублей) является значительной и зачастую непосильной для месячного семейного бюджета.

КоАП РФ предусмотрено, что в случае невозможности в установленные сроки исполнить постановление о назначении наказания в виде штрафа, он может быть рассрочен или отсрочен.

В соответствии со ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, а в соответствии с частью 2 данной статьи, с учётом материального положения лица, привлечённого к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления (решения) по делу допускаются только при вынесении постановления о назначении административного наказания.

По смыслу части 2 статьи 31.5 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление (решение) о назначении административного штрафа, при решении вопроса об отсрочке его исполнения должны учитывать материальное положение нарушителя - (см. части 2, 3 статьи 4.1 КоАП). Для этого необходимо приобщать к заявлению об отсрочке или рассрочке уплаты штрафа документы или их копии, надлежащим образом заверенные, о материальном положении заявителя (справку о заработной плате, о пенсии, об инвалидности, о состоянии на учёте в центре занятости населения, по трудоустройству, об отсутствии доходов, о наличии иждивенцев и тому подобное).

По смыслу ст.31.5 КоАП РФ заявление об отсрочке или рассрочке исполнения штрафа может быть рассмотрено только по постановлению, вступившему в законную силу, то есть заявление о рассрочке либо отсрочке может быть подано по истечении срока на обжалование постановления.

Следует отметить, что обращение привлечённого к штрафу лица с заявлением об отсрочке, о рассрочке после истечения шестидесятидневного срока уплаты штрафа теряет всякий смысл, так как уже возникнут основания для привлечения данного лица к ответственности за несвоевременную уплату штрафа. Таким образом, решение об обращении в суд, в орган, к должностному лицу, вынесшим постановление (решение) о назначении административного штрафа, с заявлением об отсрочке либо рассрочке его исполнения необходимо принимать своевременно — до истечения установленного законом срока уплаты административного штрафа.

Паньшин Денис Леонидович, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Набережные Челны).

Дресвянникова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры специальных дисциплин филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (г. Набережные Челны).

В современной административной правоприменительной практике исполнения постановлений о штрафах принято считать, что существует шестьдесят дней для добровольной уплаты. Однако это не так. При рассмотрении сроков исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, в статье нами обращается внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо приводит его в исполнение. По общему правилу на основании ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрен шестидесятидневный срок, в течение которого постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа должно быть исполнено. То есть необходимо наличие документа, подтверждающего уплату штрафа, а также информация о его уплате должна содержаться в информационных базах данных. При этом никто не принимает во внимание гл. 31 КоАП РФ, где прямо предусмотрено, что постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления в законную силу. Реализовать это должен судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, которое обязано обратить его к исполнению в течение трех дней путем направления уполномоченному должностному лицу, что не в полной мере выполняется. Тем самым не реализуется принцип неотвратимости наказания.

Ключевые слова: исполнение, производство, отсрочка, рассрочка, сроки, административное правонарушение, постановление, орган, управомоченный.

Period and order of implementation of the decision on imposing a fine as an administrative punishment

D.L. Panshin, E.A. Dresvyannikova

In the modern administrative practice on payment of fines imposed as administrative punishment it is recognized that the term for voluntary payment lasts 60 days. However, this is not correct. The authors of this article pay attention to the period of time, when, firstly, a person voluntarily pays a fine, and, secondly, when an official enforces payment. As a general rule, Art. 32.2 p.1 of the Administrative Offences Code provides for a 60 days period during which a decision on an administrative fine should be voluntarily implemented. Therefore, there is need for a document proving payment of a fine and information on its payment should be in the relevant information databases. However, no one seems to take into account Chapter 31 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation, where it is directly provided that the decision is object to obligatory performance from the moment, when it comes into force. It therefore should be implemented by a judge, body or official, who has made the decision, and in three days period it should be provided to the law enforcement officers, which is not always fully adhered to. Therefore, the principle of inevitability of punishment is not duly implemented.

Key words: implementation, procedure, extension of payment, suspension of payment, period, administrative, offence, decision, body, competent.

Сложившийся порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях не соответствует современным тенденциям развития исполнительской дисциплины и правовой культуры населения, поскольку не обеспечивает в полной мере реализацию принципа неотвратимости наказания. При рассмотрении сроков исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях хотелось бы в данной статье обратить внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо обращает его к исполнению.

Правоприменительная практика государственных органов сводится к тому, что для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях применяется специальная норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно ст. 32.2 КоАП РФ. При этом в полной мере не реализуются положения, установленные общими нормами, регламентирующими исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31 КоАП РФ).

Полагаем, что сроки и порядок обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению и приведение в исполнение, предусмотренные ст. 32.2 КоАП РФ, должны осуществляться через призму норм гл. 31 КоАП РФ, то есть при реализации обязанностей по исполнению постановлений, как должностными лицами, так и лицами, привлеченными к административной ответственности; приоритет должен отдаваться в первую очередь применению норм гл. 31 КоАП РФ, регламентирующих общие положения исполнения постановлений, а уж затем применению специальных норм исполнения отдельных видов наказаний, предусмотренных гл. 32 КоАП РФ.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, установлен двухлетний срок, в течение которого постановление по делу об административном правонарушении может быть приведено в исполнение .

Отмечаемые в средствах массовой информации данные о том, что срок и порядок добровольного исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа лицом, в отношении которого оно вынесено, определены в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ: срок составляет шестьдесят дней .

Однако проведенный анализ ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ не дает нам возможности прийти к выводу о шестидесятидневном сроке добровольного исполнения постановления лицом, в отношении которого оно вынесено. Поскольку, как указано в вышеприведенной норме, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Законодатель прямо указывает на обязанность не только лица, подвергнутого наказанию, исполнить постановление о наложении административного наказания, но и на обязанность должностного лица, вынесшего постановление, обратить его к исполнению не позднее шестидесяти дней.

Таким образом, авторами статьи усматривается иной порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Данный порядок коренным образом отличается от сложившейся правоприменительной практики, но является наиболее эффективным, так как в достаточной мере реализует принцип неотвратимости наказания.

При рассмотрении сроков и порядка исполнения постановлений необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами, и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Установленная обязательность исполнения постановления с момента вступления его в законную силу предполагает, что постановление должно быть исполнено всеми, в том числе и лицом, в отношении которого оно вынесено, с момента вступления в законную силу вне зависимости от сроков обращения к исполнению или приведения в исполнение.

В свою очередь, в силу ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ, у судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление о назначении административного наказания, существует обязанность обратить постановление к исполнению.

Таким образом, постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления его в законную силу как лицом, в отношении которого оно вынесено, так и судьей, органом, должностным лицом, его вынесшими.

Судья, орган и должностное лицо, вынесшие постановление о назначении наказания в виде административного штрафа, должны стремиться к реализации принципа неотвратимости наказания и обязательности исполнения постановления в установленные сроки.

Так, на основании ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в случае если постановление не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ), направляют его в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

Статьей 31.4 КоАП РФ установлено, что приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении производится уполномоченным органом или должностным лицом в порядке, предусмотренном КоАП РФ и другими федеральными законами.

В силу ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы .

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в течение двух лет со дня вступления в законную силу судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению должностными лицами, уполномоченными обращать постановление к исполнению.

Таким образом, у лица, привлеченного к административной ответственности и в отношении которого вступило в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, есть трехдневный срок для добровольного исполнения постановления, а судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в течение трех дней направляют его уполномоченному лицу приводить его в исполнение.

Совершенно очевидно, что при наличии определенных обстоятельств, а также с учетом материального положения лицу, привлеченному к административной ответственности и которому назначено наказание в виде штрафа, исполнение постановления может быть отсрочено или рассрочено (ст. 31.5 КоАП РФ).

Для реализации права лица, привлеченного к административной ответственности, на отсрочку или рассрочку исполнения постановления необходимо заявление лица, в отношении которого оно вынесено, и правоустанавливающий документ должностного лица, вынесшего постановление. В противном случае отсрочка или рассрочка исполнения постановления не предоставляется, а постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению в течение трех дней, так как оно обязательно для исполнения (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ).

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что ч. ч. 2 - 4 ст. 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается, либо приостанавливается.

Прерывание срока исполнения постановления предусмотрено ч. 2 ст. 31.9 КоАП РФ, в случае если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания в течение двух лет со дня вступления постановления в законную силу.

Приостановление срока исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ возможно в случае принесения протеста прокурором, либо в силу ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ, когда исполнение постановления по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде штрафа, отсрочено на срок до одного месяца.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления невозможно в установленные сроки с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).

Таким образом, обязанность лица, подвергнутого наказанию, исполнить постановление по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа, возникает со дня вступления его в законную силу, и действует в течение шестидесяти дней, а в случае отсрочки или рассрочки - со дня их истечения. В случае отсутствия доказательства об уплате штрафа, а именно документа, свидетельствующего о его уплате, а также информации об этом в информационных базах данных, по истечении вышеуказанного шестидесятидневного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют его, как мы уже убедились выше, повторно в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). При этом судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в течение шестидесяти дней обращают его к исполнению, исходя из предоставленных им полномочий (гл. 31 КоАП РФ).

Библиографический список

References (transliteration)

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: