Постановка на учет филиала в налоговом органе

Обновлено: 14.05.2024

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом, организация, в состав которой входят филиалы (обособленные подразделения), расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого из них.

При многоуровневой системе организации, при которой деятельность обособленных подразделений на территории субъекта Российской Федерации координируется филиалом – ответственным обособленным подразделением, может применяться упрощенный порядок учета, предусмотренный п. 4 ст. 83 НК РФ.

Согласно вышеуказанной норме если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из обособленных подразделений, определяемого организацией самостоятельно.

Таким образом, если филиал (ответственное обособленное подразделение) и другое обособленное подразделение расположены на территории одного муниципального образования, то организация может быть поставлена на учет только по месту нахождения филиала.

Если организация не состоит по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 83 НК РФ, на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором оно создает это обособленное подразделение, то она в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения направляет в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет.

Форма заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № 1-2-Учет) утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@) (Приложение 4).

Таким образом, если филиал создается в муниципальном образовании, на территории которого организация не состоит на налоговом учете по одному из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 83 НК РФ, организация направляет в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту нахождения созданного ответственного обособленного подразделения (филиала).

Если налогоплательщик не представил налоговому органу соответствующую информацию, он будет привлечен к налоговой ответственности на основании ст. 118 НК РФ. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Согласно ст. 15.4 КоАП РФ на должностных лиц будет наложен штраф в размере от 1000 руб. до 2000 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса банками признаются банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России. Счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Лицевыми счетами признаются счета, открытые в органах Федерального казначейства на основании бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщик и его должностные лица могут быть привлечены к ответственности на основании ст. 118 НК РФ и ст. 15.4 КоАП РФ, если критерии открываемого (закрываемого) счета кредитной организации и заключаемого договора удовлетворяют соответствующим понятиям, приведенным в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Однако налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность за пределами территории Российской Федерации, может открыть счет в банке, расположенном на территории иностранного государства и не имеющем лицензию Банка России. В таком случае положения ст. 118 НК РФ и ст. 15.4 КоАП РФ неприменимы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6.6.1. Порядок формирования информации о постоянных и временных разницах, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах

6.6.1. Порядок формирования информации о постоянных и временных разницах, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах В соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимают доходы и расходы:а) формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток)

6.6.2. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств

6.6.2. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств В соответствии с п. 19 ПБУ 18/02 организации могут отражать суммы отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в бухгалтерском

Сроки уведомления налоговых органов о смене объекта налогообложения

Сроки уведомления налоговых органов о смене объекта налогообложения Чтобы изменить объект налогообложения, налогоплательщик должен подать в налоговый орган уведомление о переходе на иной объект налогообложения. Сделать это следует до 20 декабря года, предшествующего

Действия налоговых органов при смене объекта налогообложения

Действия налоговых органов при смене объекта налогообложения Должны ли налоговые органы выдавать новое уведомление о возможности применения УСН после получения от налогоплательщика уведомления об изменении объекта налогообложения?Прямого ответа на этот вопрос в

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

3. Права налоговых органов по проведению проверок

3. Права налоговых органов по проведению проверок Налоговый инспектор, направленный для проверки объектов торговли, обязан иметь постановление на проверку, подписанное руководителем налогового органа.В случае если налоговый инспектор не имеет постановления на

6. Требования налоговых органов к применению ККТ

6. Требования налоговых органов к применению ККТ Вы должны запомнить на всю свою сознательную жизнь, что все вопросы регулирования — приобретения и применения кассовых аппаратов рассмотрены в законе № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц Глава 5. Налоговые органы. Таможенные

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лицСтатья 137. Право на обжалованиеКаждое лицо имеет право обжаловать акты

41. Права налоговых органов (начало)

41. Права налоговых органов (начало) Налоговые органы вправе:– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты

42. Права налоговых органов (окончание)

42. Права налоговых органов (окончание) – вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой

43. Обязанности налоговых органов

43. Обязанности налоговых органов На налоговые органы возлагаются обязанности, исполнение которых служит гарантией реализации прав налогоплательщиков.Основные обязанности следующие:– соблюдать законодательство о налогах и сборах;– осуществлять контроль за

53. Обжалование актов налоговых органов, действия, бездействия их должностных лиц

53. Обжалование актов налоговых органов, действия, бездействия их должностных лиц Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Так, например,

59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля

59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля Истребование пояснений . Согласно п.1 и 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения, подтверждающие правильность исчисления и

1.6. Уведомление налоговых органов об изменении в учетной политике организации

1.6. Уведомление налоговых органов об изменении в учетной политике организации Ни НК РФ, ни ГК РФ не запрещают создавать обособленные подразделения филиалов.При этом читателям необходимо иметь в виду, что на основании ст. 313 НК РФ в целях формирования полной и достоверной

1.2. Порядок постановки на учет в налоговых органах

1.2. Порядок постановки на учет в налоговых органах В целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства.В соответствии с пунктом 3 статьи 83 НК РФ постановка на учет индивидуального предпринимателя в

С 6 апреля 2021 года действует новый порядок регистрации и снятия с учёта в ФСС юридических лиц. Рассказываем, какие есть изменения и на что обратить внимание.

Что изменилось

Приказ Фонда социального страхования России от 06.04.2021 № 119 утвердил новый Порядок организации работы территориальных органов ФСС по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – юридических лиц на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Одновременно утратил силу прежний аналогичный регламент – это приказ ФСС от 17.11.2016 № 459.

По сравнению со старыми правилами можно выделить следующие изменения:

  • уведомления о регистрации и страховом тарифе ФСС теперь отправляет в тот же срок, что и регистрирует компанию, – не позже 3-х рабочих дней со дня получения сведений из ЕГРЮЛ (ранее – 1 раб. день с даты регистрации);
  • дата постановки на учет нового или сменившего адрес страхователя теперь – день внесения сведений в ЕГРЮЛ (ранее в первом случае это была дата регистрации в ФСС, а во втором – следующий день после отражения записи в ЕГРЮЛ);
  • добавлен рекомендуемый образец решения ФСС о снятии с рег. учета.

Общие правила

ФСС регистрирует страхователей одновременно по двум видам обязательного соцстрахования – от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и материнства.

На основе имеющихся данных о страхователях ФСС ведёт их реестры.

Территориальный ФСС, ответственный за регистрацию страхователей, в течение 3-х рабочих дней со дня представления сведений ЕГРЮЛ:

  • код филиала территориального органа ФСС, зарегистрировавшего страхователя (осуществляющего взаимодействие с данным страхователем), либо код территориального органа ФСС (при отсутствии филиалов) – 4 знака;
  • уникальный порядковый номер страхователя в реестре страхователей – 6 знаков.
  • код филиала территориального органа ФСС, зарегистрировавшего страхователя (взаимодействие с ним), либо код территориального органа ФСС (при отсутствии филиалов) – 4 знака;
  • пятый знак – символ причины регистрации (“1” – регистрация юрлица в качестве страхователя).

Дата регистрации юрлица в качестве страхователя и дата постановки на рег. учет – это дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица.

В конце каждого рабочего дня инфосистема ФСС формирует файлы по всем изменениям регистрационно-учетных данных страхователей и направляет их в регистрирующий орган.

Уведомление о регистрации и Уведомление о страховом тарифе не позднее 3-х рабочих дней направляют страхователю с усиленной квалифицированной электронной подписью через Интернет, в том числе:

  • в личный кабинет на сайте Госуслуг;
  • по адресу электронной почты в ЕГРЮЛ.

Указанные уведомления могут выдать и на бумаге при личном обращении с запросом. Срок – 3 рабочих дня со дня получения соответствующего запроса.

При изменении места нахождения страхователя территориальный орган/филиал ФСС по новому месту в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления карточки страхователя в систему от прежнего места учета осуществляет постановку на регистрационный учет, оформляет уведомления и направляет их страхователю.

Дата постановки на регистрационный учет в территориальном органе/филиале ФСС по новому месту нахождения страхователя – это дата внесения записи в ЕГРЮЛ о новом адресе места его нахождения. При этом дата регистрации в качестве страхователя и рег. номер не меняются.

Снятие с регистрационного учета в ФСС

Это происходит в течение 5 рабочих дней со дня представления налоговой сведений ЕГРЮЛ в отношении юридического лица:

  • о ликвидации;
  • прекращении деятельности;
  • исключении из ЕГРЮЛ;
  • признании регистрации ошибочной по решению регистрирующего органа.

Дата снятия с регистрационного учета страхователя – это дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

При получении сведений из ЕГРЮЛ об изменении места нахождения страхователя территориальный орган/филиал ФСС по прежнему месту в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных сведений инициирует передачу карточки такого страхователя посредством электронных каналов по новому месту нахождения страхователя.

Дата снятия с регистрационного учета страхователя, изменившего место нахождения, – это дата, предшествующая дате внесения в ЕГРЮЛ записи о новом адресе места его нахождения.

Территориальный орган/филиал ФСС снимает с регистрационного учета на основании решения, которое направляют компании в течение 5 рабочих дней.

Разберемся в терминах

Ни представительства,ни филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами. Соответственно,разрабатывать для них собственные уставы нет необходимости. Действовать они будут на основании положения,которое должно быть утверждено органами управления головной организации. В нем требуется указать:

Алгоритм открытия

Рассмотрим порядок открытия филиалов и представительств применительно к самой распространенной организационно-правовой форме — обществам с ограниченной ответственностью(далее — ООО).

В решении/протоколе о создании филиала ООО следует:

  • указать сведения о филиале(наименование,если оно предусматривается,и адрес местонахождения),
  • утвердить Положение о филиале,
  • принять изменения,вносимые в устав,
  • утвердить устав в новой редакции.

Особое внимание обратите на последний пункт. Устав организации должен содержать сведения о его филиалах и представительствах,поэтому их появление,не предусмотренное ранее,потребует внесения изменений(пункт 5 статьи 5 указанного Закона).

Бухгалтерские нюансы

Налоговое законодательство не требует наличия у филиалов или представительств отдельного баланса и расчетного счета(в частности,об этом говорит Письмо Минфина России от 3 августа 2010 г. №?03?03?06/1/513). Стоит ли выделять подразделение на отдельный баланс — решают органы управления самого общества.

Какое финансовое бремя при этом ложится на вновь созданный объект?

Организация,в состав которой входят обособленные подразделения,имеющие отдельный баланс,уплачивает налог на имущество в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений(ст. 384 НК РФ). Налог выплачивается в отношении имущества,которое находится на отдельном балансе каждого из них.

У общества не возникнет необходимость платить налог на имущество по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в отношении движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 г. Если же обособленное подразделение будет иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться указанные основные средства, используемые таким обособленным подразделением, то налог на имущество будет уплачиваться.

При этом следует помнить,что вне зависимости от наличия или отсутствия отдельного баланса,НК РФ требует,чтобы организация,имеющая обособленные подразделения,обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по своему месту нахождения,так и по адресу каждого филиала или представительства(п. 7 ст. 226 НК). Сумма налога рассчитывается,исходя из суммы доходов работников каждого из подразделений.

Налогообложение филиалов и представительств аналогично налогообложению обособленных подразделений. Более подробно про налоги читайте в статье на Регфоруме Налогообложение обособленных подразделений.

Назначение руководителя

Для осуществления полномочий главе представительства должна быть выдана доверенность с подробным описанием предоставляемых прав. При составлении доверенности следует обратить внимание на серьезные изменения в положениях Гражданского кодекса об этих документах(ст. 185 ГК РФ) новые правила оформления доверенностей. В частности,стоит указать,что руководитель филиала или представительства уполномочен:

  • решать вопросы текущей хозяйственной деятельности подразделения,
  • совершать сделки того или иного рода,
  • подписывать,запрашивать и получать те или иные документы,
  • распоряжаться средствами расчетного счета подразделения и его имуществом.

Подаем документы в регистрирующий орган

Необходимо будет представить в налоговый орган по месту нахождения головного офиса:

В случае,если документы направлялись в инспекцию в электронной форме,экземпляр документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа будет выслан заявителю(его представителю,действующему на основании доверенности).

При внесении изменений в учредительные документы юридического лица налоговая инспекция в срок не более 5 дней с момента получения уведомления или заявления вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц,о чем уведомляет заявителя письменно.

Заключительные детали

Подразделение будет автоматически поставлено на налоговый учет в ИФНС по месту своего нахождения. После постановки на налоговый учет необходимо уведомить об открытии филиала или представительства Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и на этот раз — по месту нахождения филиала или представительства, причем сделать это нужно в тридцатидневный срок со дня его открытия (п. 3 ст. 28 212-ФЗ).

Для удобства проведения расчетов с контрагентами филиал компании может иметь отдельный расчетный счет в банке(при этом закон не обязывает выбирать для этих целей тот же банк,в котором обслуживается головная организация). Также для заключения сделок и оформления различной документации филиалу понадобится собственная печать.

Развивающиеся компании рано или поздно приходят к необходимости расширения географии бизнеса. В такой ситуации требуется регистрация филиала. Но далеко не все знают, как проводится эта процедура и что для нее требуется. В этой статье мы даем подробные ответы на распространенные вопросы. Также подготовлена пошаговая инструкция, с которой не должно возникнуть проблем.

Филиал или представительство

Сначала давайте определимся, что открывать: филиал или представительство. Нужно понимать, что представительство — обособленная от компании структура, которая представляет юридическое лицо в другом регионе или городе, а также защищает его интересы.

У филиала задач больше, чем у представительства. Во-первых, он также представляет и защищает интересы ООО в другом городе или регионе как представительство. Во-вторых, филиал частично или полностью выполняет функции фирмы. Такая норма закреплена статьей 55 ГК РФ и статьей 5 Федерального закона № 14-ФЗ.

Важно понимать, что ни представительство, ни филиал не являются юридическими лицами. Они владеют имуществом, которое передает ООО. Кроме этого, их работа осуществляется на основании указаний головной организации. Руководителей филиалов и представительств назначают учредители и директор регистрирующей компании.

На выбор между филиалом и представительством влияет то, что при открытии первого общество с ограниченной ответственностью не сможет работать на упрощенной системе налогообложения. Если вы не планируете разворачивать в другом регионе или городе крупную деятельность, открывайте представительство. Это позволит остаться на УСН и экономить на налоговых отчислениях.

Мы подготовили для читателей пошаговую инструкцию по регистрации филиала в другом городе. Внимательно ознакомьтесь с ней, чтобы не было проблем. А в комментариях задавайте интересующие вопросы, мы с радостью на них ответим!

Пошаговая инструкция

В процессе регистрации филиала необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ. Количество подразделений в других городах и регионах может быть любым, законодательством их число никак не ограничено. Но есть одно требование: точное количество филиалов и представительств должно быть указано в Уставе ООО.

  • цель открытия филиала;
  • правовой статус;
  • чем будет заниматься;
  • какое получает имущество от головной организации;
  • какие действия может осуществлять руководитель;
  • порядок прекращения работы.

В первую очередь учредители компании (или ее единственный владелец) должны выбрать город для расширения деятельности. После переходят к созданию структуры, начиная с решения учредителей. Для этого проводят собрание, — решение считается принятым, если за него проголосовало больше 2/3 всех учредителей.

  1. Разработка Положения о филиале. В этом документе указывают основную информацию о будущем подразделении: адрес регистрации, название, цели, вид и география деятельности, состав управления, источники финансирования, права и обязанности, форма отчетности, наличие собственного расчетного счета.
  2. Выбор директора. Назначают руководителя и указывают его полномочия через генеральную доверенность.
  3. Изменение устава. В соответствии с принятым решением вносятся правки в существующий документ (указывают информацию о новых филиалах/филиале).
  4. Подготовка заявления о внесении изменений : Р13001, Р13002 или Р14001.

Важный момент: вносить изменения в Устав ООО при создании нового подразделения в 2021 году не обязательно. В пункте 3 статьи 55 ГК РФ указано, что обязательно внесение изменений в ЕГРЮЛ, но не в устав. Правки в этот документ разрешается внести в будущем, когда его будут редактировать, например, при смене адреса, ОКВЭД, увеличении/уменьшении уставного капитала.

Требуемые документы

  • протокол собрания учредителей (или решение единственного участника ООО);
  • положение о филиале;
  • измененный устав в 2-х экземплярах (если решили внести правки сразу);
  • заявление по форме Р13001/Р14001 или уведомление по форме 13002 (последнее готовят в том случае, если изменения вступают в силу сразу после уведомления Федеральной налоговой службы);
  • приказ назначения директора, доверенность;
  • свидетельство ОГРН и ИНН.

Налоговая регистрация филиала

Если у филиала не будет полномочий по перечислению заработной платы сотрудникам со своего банковского счета, тогда не нужна регистрация в ПФР (которая и так проводится автоматически при выплатах зарплаты) и в Фонде социального страхования. Взносы в ФСС и ПФР нужно будет делать по месту нахождения головной компании. Туда же сдается отчетность.

В налоговой инспекции по месту расположения филиала ООО проходить регистрацию не требуется. ИФНС получит уведомление от другой инспекции в рамках обмена информацией между ведомствами.

Нюансы отчетности

Ранее мы уже сказали, что если организация открывает филиал, то лишается права применения упрощенной системы налогообложения. Компании придется переходить с УСН на ОСНО.

Изначально нужно определиться — выделять филиал на отдельный баланс или нет. Если выделить на отдельный баланс, тогда подразделение будет наделено полномочиями по начислению и выплатам работникам. Такой филиал должен будет отчитываться и платить страховые взносы по месту нахождения.

Если не выделять филиал на отдельный баланс, тогда всю отчетность по страховым взносам нужно сдавать в головную организацию .

Невыделенный учет используют в тех случаях, когда объем работы у филиала незначительный (маленькие обороты, несколько сотрудников). В таком случае головной офис самостоятельно занимается бухгалтерским учетом филиала на специально выделенных счетах.

Если же филиал ведет активную деятельность, в его составе числится много работников, тогда бухгалтерский учет лучше вести раздельно. Для этого потребуется образование отдельной бухгалтерской службы. Сформированная филиалом бухгалтерская отчетность должна передаваться в головной офис, где формируется единая отчетность и сдается в налоговую службу.

Итоги

Таким образом, открытие филиала лишь на первый взгляд кажется чем-то сложным и долгим. В действительности для открытия подразделения в другом городе или регионе требуется сбор минимального пакета документов. По времени в 2021 году это занимает не больше 5 дней.

Если вы хотите больше узнать про регистрацию филиала, предлагаем посмотреть видеоролик с подробной консультацией по открытию нового подразделения. В нем разобраны все этапы, описаны тонкости и многое другое.

Читайте также: