Посредством налогового метода в бюджете аккумулируются

Обновлено: 28.06.2024

собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения средств из бюджета и межбюджетных отношений.

Таким образом, можно выделить три звена бюджетного механизма:

Методы аккумуляции средств в бюджете.

Методы и формы выделения средств из бюджета.

Методы и формы межбюджетных отношений.

Выделяют два метода аккумуляции средств в бюджет: налоговый и неналоговый. Налоговым методом в бюджете аккумулируются непосредственно налоги, а также налоговые платежи, к которым относятся государственная пошлина, таможенные тарифы, платежи за пользование природными ресурсами, лицензионные и другие сборы и т.п. Посредством неналогового метода в бюджет поступают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер и др.

Выделение средств из бюджета также осуществляется различными методами. Традиционно главным методом выделения средств из бюджета является бюджетное финансирование. Под бюджетным финансированием понимается выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности). Этот метод являлся единственным в условиях командно-административной экономики. При переходе страны к рыночным отношениям государство стало использовать ещё один метод предоставления бюджетных средств: бюджетное кредитование. Под бюджетным кредитованием понимается выделение средств из бюджета на принципах кредитования, то есть возвратности, срочности, платности.

Под бюджетным кредитом понимается форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возмездной и возвратной основах.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В настоящее время в соответствии с БК РФ бюджетные ссуды не предоставляются, возможно лишь предоставление бюджетных кредитов.

В начале 90-х годов в литературе рассматривался также такой метод предоставления бюджетных средств, как передача средств в управление. В этом случае рассматривалось выделение бюджетных средств не юридическим или физическим лицам, а органам власти и управления на принципах возвратности и срочности, как платно, так и безвозмездно.

В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти, по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

При переходе страны к рыночным отношениям возникли совершенно новые формы межбюджетных отношений, совершенствовались старые. В условиях командно-административной экономики главными формами межбюджетных отношений являлись дотации, а единственным методом распределения доходов между бюджетами - выделение закреплённых и регулирующих доходов.

В новых условиях появляются новые формы межбюджетных отношений.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Коренным образом изменились принципы распределения средств между бюджетами в связи с возникновением в 1994 году такой формы межбюджетных отношений, как трансферты. Трансферты представляли собой возвратные платежи из федерального бюджета бюджетам субъектов федерации, выделяемые из специально создаваемого для этих целей Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР). Главным критерием отнесения региона к группе регионов, нуждающихся или не нуждающихся в поддержке, являлся бюджетный доход на душу населения.

К новым формам межбюджетных отношений относятся субсидии и субвенции, сохранилась также такая форма выделения финансовой помощи из бюджетов другого уровня как дотация. В соответствии с

Бюджетным кодексом субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Основным источником финансирования деятельности бюджетных учреждений (БУ) являются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Объем субсидий определяется на основании показателей государственного (муниципального) задания. В отношении федеральных госучреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания установлен Положением № 640. Выясним, какие нормы указанного порядка и каким образом влияют на финансы БУ.

Формула расчета объема субсидии на выполнение государственного задания

Анализ финансовых последствий порядка формирования госзадания предлагаем провести на основе Положения № 640. Несмотря на то, что данный документ распространяется на учреждения федерального уровня, он определяет методологию формирования государственного (муниципального) задания в целом. Аналогичные региональные и муниципальные нормативные акты, как правило, не отступают от заложенных в Положении № 640 принципиальных позиций.

В соответствии с п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R) определяется по формуле:

R = ∑iNi х Vi + ∑wNw х Vw - ∑iPi х Vi+ NУН + NСИ, где:

Ni нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, установленной госзаданием;

Vi – объем i-й услуги, установленной госзаданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием;

Vw – объем w-й работы, установленной госзаданием;

Pi – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;

NУН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

NСИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.

Из приведенной формулы ясно, что, во-первых, объем госзадания рассчитывается на основе нормативного метода учета затрат; во-вторых, учредитель выступает как заказчик, покупая услуги и работы в установленном объеме (Vi, Vw) по установленной цене (Ni, Nw); в-третьих, часть затрат (NУН, NСИ) возмещается напрямую, вне увязки с объемом услуг или работ.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Переменные и постоянные затраты

Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (iNi х Vi+ ∑wNw х Vw - ∑iPi х Vi) и постоянная часть (NУН + NСИ).

Формула совокупных затрат имеет следующий вид:

Зсов = Зпер х Объем + Зпост, где:

Зсов – совокупные затраты;

Зпер – переменные затраты на единицу услуг;

Зпост – постоянные затраты.

Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).

Пример 2.

БУ оказывает платные услуги по дополнительному обучению, для чего арендует помещение, уплачивая за это 500 тыс. руб. в год. Цена курса обучения одного слушателя 6 тыс. руб., переменные затраты на курс обучения одного слушателя 4 тыс. руб. Каким должно быть минимальное количество слушателей, чтобы покрыть постоянные расходы в виде арендной платы?

Данный минимальный объем услуг принято называть точкой безубыточности (Тбез), ее величина составит: 500 000 / (6 000 - 4 000) = 250 (чел. в год).

Проверка: 4 000 х 250 + 500 = 6 000 х 250.

Поскольку арендная плата – величина постоянная, не зависящая от посещаемости курсов, то при числе обучающихся свыше 250 человек в год БУ будет получать прибыль, ниже 250 человек – соответственно убыток.

Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве. Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества. Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (NУН), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (NСИ).

Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?

Если обратиться к тексту Положения № 640, то в составе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:

Включая большую часть условно-постоянных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика. Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ. Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.

Софинансирование затрат на имущество

Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат. Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п. 34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:

а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная. Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.

Коэффициент платной деятельности

Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.

Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества. Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю. С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.

Пример 4.

Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.

Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:

а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);

б) за счет платной деятельности – (50 + 250) х (1 - 0,64915) = 105,255 (тыс. руб.). Или (50 + 250) - 194,745 = 105,255 (тыс. руб.).

Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности. Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ. Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ. Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.

Ответы по наиболее значимым для формирования проектов решений о бюджетах вопросам, прозвучавшим в ходе вебинара с представителями внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – ВМО).

В соответствии с нормами ст.26.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2021, в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования, в администрацию может быть внесен инициативный проект.

Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов будут являться предусмотренные решением о бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.

Согласно изменениям в Бюджетный кодекс Российский Федерации (далее – БК РФ), вступающим в силу с 01.01.2021, каждому инициативному проекту, сформированному с учетом ст.26.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, поддержанному органами местного самоуправления, присваиваются уникальные коды классификации расходов бюджетов.

Отражение расходов бюджетов на реализацию инициативных проектов, поддержанных органами местного самоуправления, осуществляется по кодам целевых статей расходов, содержащих направления расходов, соответствующие каждому инициативному проекту (Пункт.23.1. Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н).

При предоставлении из бюджета города Москвы межбюджетных трансфертов в целях финансового обеспечения (софинансирования) расходных обязательств муниципальных образований по реализации инициативных проектов Департамент финансов города Москвы устанавливает коды целевых статей расходов, содержащих направления расходов по каждому инициативному проекту.

2. По какому разделу/подразделу классификации расходов бюджетов при составлении проекта Решения отразить услуги сторонней организации по проведению конкурсов и аукционов?

3. Вопросы в части условно утверждаемых (утвержденных) расходов.

3.1. Какие расходы в приложениях к проекту Решения нужно предусмотреть нераспределенными?

3.2. С каких разделов правильно планировать на 2021 год и плановый период условно утверждаемые (утвержденные) расходы?

3.3. Условно утверждаемые (утвержденные) расходы следует отражать в сумме сверх установленного приложениями к закону города Москвы о бюджете города Москвы прогноза расходов муниципального округа или они входят в общую сумму прогнозируемых расходов?

3.4. Можно ли условно утверждаемые (утвержденные) расходы планировать из средств, предусмотренных на полномочия или на содержание служащих?

3.5. Как распределить по КБК условно утверждаемые (утвержденные) расходы в приложениях к бюджету?

Отмечается, что проектом Решения предусматривается к утверждению общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов только на плановый период 2022 и 2023 годов.

В соответствии с абз.8 п.3 ст.184.1. БК РФ решением о бюджете утверждается общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода – в объеме не менее 5,0 процента от общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).

При этом конкретные направления расходов местного бюджета для утверждения бюджетным законодательством не определены. Условно утверждаемые (утвержденные) расходы распределяются исходя из возможностей, определяемых ВМО при формировании бюджета при условии исполнения расходных статей бюджета в установленном законодательством порядке.

Также отмечается, что анализ и оценка расходов бюджета на содержание муниципальных служащих (подразделы классификации расходов бюджетов 01 02, 01 04, 10 01, 10 06), на содержание депутатов Совета депутатов (подраздел 01 03), на исполнение расходных обязательств в части иных полномочий по решению вопросов местного значения (подразделы 01 11, 01 13, 08 00, 12 00) в ходе проведения экспертизы проводятся на предмет соответствия нормативам обеспечения расходных обязательств, предусмотренных приложениями к Закону о бюджете города Москвы.

При этом норматив на исполнение расходных обязательств в части иных полномочий по решению вопросов местного значения (так называемый 3-й норматив) в ходе экспертизы проверяется на соответствие значению, устанавливаемому КСП Москвы расчетно, исходя из расходов, предусмотренных на осуществление иных полномочий, и численности населения по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Таким образом, соответствие расходов бюджета в части иных полномочий по решению вопросов местного значения (3-му нормативу, предусмотренному приложениями к Закону о бюджете города Москвы) в ходе проведения экспертизы проекта Решения определяется только на очередной финансовый год.

Ранее в заключениях КСП Москвы на проекты Решений о бюджетах в подобных случаях предлагалось предусматривать в проектах Решений межбюджетные трансферты в объеме 0,0 тыс. рублей, в последующем, после распределения объема межбюджетных трансфертов между муниципальными округами и заключения соглашений, вносить соответствующие изменения в доходную и расходную части местного бюджета.

5. Какие документы могут быть дополнительно предоставлены для подтверждения обоснованности планирования фонда оплаты труда?

Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой Департаментом финансов города Москвы, с учетом требований ст.174.2. БК РФ.

Расчет планируемых бюджетных ассигнований на оплату труда осуществляется на основе действующего штатного расписания.

6. С какими показателями доходов/расходов должен был быть составлен проект местного бюджета, если в проекте закона города Москвы о бюджете прогнозный объем доходов для муниципального образования превышает плановый объем расходов?

БК РФ установлен ряд требований, предъявляемых к проекту решения о местном бюджете в процессе его рассмотрения и утверждения, а также предусмотрен ряд ограничений в отношении размеров отдельных показателей, например: предельного размера резервного фонда – 3,0 процента (п.3 ст.81 БК РФ), общего объема условно утверждаемых (утвержденных) расходов – не менее 2,5 процента и не менее 5,0 процента (абз.8 п.3 ст.184.1. БК РФ).

Отмечается, что методическое руководство в области составления проекта бюджета и исполнения бюджета, а также методическое обеспечение ведения бухгалтерского учета и составления отчетности участниками бюджетного процесса, государственными и муниципальными учреждениями относится к полномочиям Департамента финансов города Москвы в соответствии с п.4.4.3. Положения о Департаменте финансов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-ПП.

7. Не является ли нарушением запланировать расходы на уровне доходов? За счет увеличения какого норматива указанное сделать правильно?

В ходе экспертизы проектов Решения показатели проекта Решения проверяются, в том числе на соответствие принципам, установленным ст.ст.33, 35 БК РФ, а именно:

- принципу сбалансированности бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов);

- принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете).

Также при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст.33 БК РФ).

При этом отмечается, что согласно п.2 ст.169 БК РФ проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с БК РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

8. Нормативы по 1-й и 3-й группе определены. Если решением Совета депутатов в бюджете перемещены расходы из 1-го в 3-й норматив, каковы должны быть действия администрации? Исполнять решение Совета депутатов?

9. По каким КБК планировать услуги по проведению экологического мониторинга, закупку масок и перчаток?

Отмечается, что методическое руководство в области составления проекта бюджета и исполнения бюджета, а также методическое обеспечение ведения бухгалтерского учета и составления отчетности участниками бюджетного процесса, государственными и муниципальными учреждениями относится к полномочиям Департамента финансов города Москвы в соответствии с п.4.4.3. Положения о Департаменте финансов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-ПП.

Об использовании остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, сложившихся на начало текущего финансового года

Об оплате расходов по оформлению инженерно-технической документации муниципалитетами внутригородских муниципальных образований в городе Москве

В случае отсутствия указанной инженерно-технической документации по нежилым помещениям, переданным органам местного самоуправления в безвозмездное пользование для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

Таким образом, правовые основания для осуществления муниципалитетами внутригородских муниципальных образований в городе Москве расходов по оформлению инженерно-технической документации отсутствуют.

Приложение: Протокол совещания в Департаменте территориальных органов исполнительной власти города Москвы от 05.08.2010 № 13-848/10 на 2 стр.

Практическая реализация бюджетных отношений осуществляется с помощью бюджетного механизма. Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения средств из бюджета и межбюджетных отношений.


1. Методы аккумуляции средств в бюджете.

Налоговым методом в бюджете аккумулируются непосредственно налоги, а также налоговые платежи, к которым относятся государственная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, лицензионные и другие сборы и т.п. Посредствомненалоговогометода в бюджет поступают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, таможенные пошлины, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер и др. Методомбезвозмездных поступленийв бюджет поступают субсидии, субвенции, дотации, а так же иные безв.пост-я.

2. Методы и формы выделения средств из бюджета.

Традиционно главным методом выделения средств из бюджета является бюджетное финансирование– это выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности). Этот метод являлся единственным в условиях командно-административной экономики. При переходе страны к рыночным отношениям государство стало использовать ещё один метод предоставления бюджетных средств: бюджетное кредитование.Бюджетный кредит- денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

3. Методы и формы межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения можно определить как совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения расходных обязательств, разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, а также перераспределения средств между бюджетами бюджетной системы РФ. Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций и субсидий

Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и/или условий их использования.

С 01.01.2008 г. в Бюджетном кодексе РФ отсутствуют определения субвенций и субсидий, которые рассматриваются не только как межбюджетные трансферты, но и как формы предоставления бюджетных средств юридическим и физическим лицам. Однако:

если рассматривать их с точки зрения форм межбюджетных трансфертов, то их можно определить следующим образом:

если рассматривать их с точки зрения форм выделения средств из бюджета,то их можно определить следующим образом:

Субсидии– это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для софинансирования расходных обязательств субъектов российской Федерации (муниципальных образований) .

Субсидии – это средства, выделяемые из бюджета бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого участия в финансировании целевых расходов методом бюджетного финансирования или бюджетного кредитования.

Субвенции – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования переданных органами государственной власти РФ (органами государственной власти субъектов РФ ).

Субвенции– это средства, выделяемые из бюджета бюджету другого уровня или юр.лицу на покрытие целевых расходов методом бюджетного финансирования.

Так, например, в 2009 году предоставлялись следующие виды субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ:

- на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам; - на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения; - на выплату ежемесячного пособия на ребенка; - на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

- на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла; - на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Гос. программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; - на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю; - на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения); - на поддержку сельскохозяйственного производства; - на предоставление дошкольного и общего образования и организацию отдыха детей в каникулярное время; - субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов; - и прочие.

Так, напр., в 2009 году предоставлялись следующие виды субвенций бюджетам субъектов РФ:

- на финансовое обеспечение делегированного полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; - на финансовое обеспечение делегированных полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений; - на финансовое обеспечение делегированных полномочий по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, - и прочие.

Так, например, в 2009 году предоставлялись следующие виды дотаций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ:


Определение понятия

Что же такое аккумуляция вообще? В переводе с латинского данное слово означает "накопление". В нашем случае речь идет о финансовой стороне вопроса, а, следовательно, аккумуляция денежных средств подразумевает собой накопление своих собственных либо привлеченных извне денежных средств с той целью, чтобы получить выгоду, предоставляя данные финансовые активы нуждающемуся лицу под определенные проценты.

Накопление денежных средств

Простыми словами, аккумуляция денежных средств – это хороший способ увеличить капитал. Со стороны все кажется довольно простым, однако в наше время имеется проблема объединения лиц, которые владеют свободными средствами в необходимом объеме и людей, нуждающихся в них.

Функции аккумуляции

Аккумуляция денежных средств – это важное явление в экономике любого государства. Среди основных функций, которые выполняются этим процессом, следует указать следующие:

  • Перераспределение финансовых активов, поддержка бизнесменов и предпринимателей. Так, зачастую заемщиками банков становятся представители среднего и малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели. Бывают ситуации, когда у инициативных людей возникают прекрасные идеи и разрабатываются перспективные проекты, но нет финансов для их реализации на практике. Здесь как нельзя кстати приходят на помощь аккумулированные средства, которые сосредоточились в одних руках и могут быть направлены тем лицам, которые знают, как заставить деньги не просто лежать в банке, а работать.

Понятие аккумуляции денежных средств

Примеры аккумуляции средств

Зачастую у обычных граждан и у владельцев малого или среднего бизнеса возникают ситуации, когда срочно необходима большая сумма, а на руках такой нет. Гражданин в таком случае может обратиться к нескольким заемщикам и насобирать необходимый объем денег (например, для покупки жилья или автомобиля). Гражданину придется в дальнейшем выплачивать проценты в оговоренные сроки каждому из заемщиков. Это, конечно, неудобно и занимает много времени. А если бы один из заемщиков объединил свои свободные средства и чужие у себя и занял их нуждающемуся гражданину, то это была бы уже аккумуляция денежных средств граждан. Банк сегодня в финансовом мире играет ведущую роль в плане концентрации своих и чужих денег и их последующего использования. Поэтому большая часть населения сейчас предпочитает за займом обращаться в банковскую организацию, нежели к частному лицу.

Функции аккумуляции

Аккумуляция банком

В современном обществе самый яркий представитель, для которого характерна аккумуляция денежных средств, – это кредитно-коммерческие структуры, в частности, банки. Именно они занимаются тем, что сосредотачивают свободные деньги населения с целью их дальнейшего перераспределения и получения прибыли.

Мало кому известно, но ранее в банках использовались исключительно собственные свободные средства. Однако со временем популярность этих организаций значительно выросла, и они начали брать деньги у граждан в долг. Таким образом появились различные виды депозитных вкладов. Для чего нужны такие вклады самим банкам? Аккумуляция денежных средств банком делается с целью привлечения свободных финансовых ресурсов населения и их перераспределения за более весомый процент. Вся суть заключается в том, что человек относит свои средства в банк и занимает ему определенную сумму под процент (соответствующий процент по вкладу). Банк же, получив эти деньги, занимает их нуждающимся людям под еще больший процент, т. е. предоставляет кредит.

Согласно статистическим данным, на сегодняшний день банки имеют в своем арсенале порядка 20 процентов собственных средств, в то время как привлеченные составляют 80%. Эта информация подтверждает тот факт, что банковская организация – это своеобразный посредник между лицами, владеющими свободными деньгами, и лицами, нуждающимися в них.

Примеры аккумуляции

Способы банковской аккумуляции

Одним из самых распространенных способ привлечения свободных средств населения и некоммерческих организаций являются вклады. Чтобы привлечь как можно больше денег, банковские структуры используют такие формы сбережений, как: премиальные, пенсионные, молодежные, выигрышные и пр. В некоторых странах в дополнение к процентам, полученным от вклада, населению предоставляются дополнительные услуги (бесплатные почтовые переводы, телеграфные, торговые услуги и др.). Например, в Соединенных Штатах среди срочных вкладов первое место занимают сберегательные вклады населения.

Аккумуляции денег гражданами

Особенности деятельности банков

Работа банковской организации по аккумулированию средств имеет ряд особенностей:

  • банк направляет накопленные средства на решение чужих проблем (нужд);
  • аккумулируемые средства по праву собственности все равно принадлежат тому, кто принес их в банк;
  • деятельность, предусматривающая накопление и перераспределение средств, обязательно должна быть подтверждена на бумаге – лицензии;
  • собственные свободные средства составляют лишь небольшую часть от общего капитала банка;
  • аккумуляция свободных денежных средств является важнейшей функцией кредитно-финансового учреждения.

Аккумуляция денежных средств банками

Плюсы аккумуляции

Рассмотрим, чем же хороши накопления для граждан и государства в целом. Аккумуляция денежных средств граждан позволяет самим держателям свободных денег получить от них прибыль. Кроме того, аккумуляция помогает развивать в стране малый и средний бизнес, пополнять государственную казну, а вместе с тем повышать уровень жизни населения. Что касается пополнения госбюджета, то здесь не последнюю роль играют государственные банки, которые выступают гарантами сохранения вкладов граждан. Нередко люди, выбирая между частными коммерческими организациями и государственными, останавливают свой выбор на последних, поскольку уровень доверия здесь значительно выше. Коммерческие структуры, в свою очередь, привлекают население более высокими процентными ставками по депозитным вкладам и более низкими – по кредитам.

Читайте также: