Пошлина на рапс в украине 2015

Обновлено: 25.06.2024

Верховная Рада Украины на текущей неделе была занята не сплошь евроинтеграционными законопроектами – у парламентариев нашлось время и для решения вопросов, касающихся аграрной политики государства.

К примеру, вчера, 21 ноября 2013 г., Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВР отклонил законопроект авторства члена фракции ПР Владислава Лукьянова, которым предполагалось внести в уставный капитал Госзембанка около 10 млн. га государственных земель. Согласно выводу Главного научно-экспертного управления аппарата ВРУ, деятельность, которую планирует вести Госзембанк, сродни сельхозкооперативу, и не имеет никакого отношения к предоставлению банковских услуг. Кроме того, Земельным Кодексом Украины определены ограничения относительно максимальной площади приобретения в собственность земель сельскохозяйственного назначения, однако упомянутым законопроектом Госзембанк в приобретении земли предлагалось ничем не ограничивать.

Характерно, что это уже второй законопроект на заданную тематику. Ранее, 30 мая 2013 г., нардеп Евгений Сигал своим законопроектом предоставлял Госзембанку эксклюзивное право на покупку-продажу земель сельхозназначения в обход действующего моратория и также отменял для него ограничения по максимальной площади земель в собственности/аренде. Попытки принятия этого законопроекта в Верховной Раде провалились.

При этом депутаты почему-то не приняли во внимание, что благодаря этой пошлине Украина стала ведущим производителем и мировым экспортером подсолнечного масла. Отечественная масложировая отрасль получила возможность нарастить мощности по переработке подсолнечника, в стране были созданы сотни новых рабочих мест, а вывоз продукта с добавленной стоимостью приносит большие поступления в бюджет, чем их мог бы принести экспорт сырья. В результате, за поддержку законопроекта в сессионном зале проголосовали всего 38 народных депутатов, в то время как для обретения статуса закона ему необходимо было набрать не менее 226 голосов, не говоря уже о подписи президента.

Как известно, практически весь рапс, выращиваемый в Украине, экспортируется из страны. Объемы внутренней переработки культуры минимальны – так, в минувшем 2012/13 маркетинговом году они составили около 30 тыс. т. В новом сезоне за счет увеличения перерабатывающих мощностей отечественная масложировая отрасль может потребить до 100 тыс. т рапса, что все равно составляет менее 5% от общего производства семян рапса в этом году (2,3 млн. т). В то же время, около 1,9 млн. т масличной уже вывезены на экспорт.

С одной стороны, если Украина не может переработать столько рапса, сколько она его выращивает, то семена, конечно же, нужно продавать. Однако с другой, неограниченный экспорт рапса никогда не позволит развиться отечественной переработке этой масличной. Хотя бы потому, что отечественные предприятия не могут конкурировать с экспортерами, которые скупают семена у производителей в течение первых двух-трех месяцев после сбора урожая, после чего рынок рапса по сути закрывается до следующего сезона. Чтобы обеспечить собственное производство, переработчикам также необходимо за эти 2-3 месяца закупить семена в объеме, достаточном для работы в течение всего года, а свободных средств для этого у предприятий нет.

Если вспомнить, то активный рост производства подсолнечного масла в стране начался именно после того, как была введена пошлина на вывоз семян подсолнечника. До этого практически весь украинский подсолнечник вывозился на экспорт, а ведушие его покупатели, такие, как, например, Турция, в дальнейшем перерабатывали наши семечки и продавали на внешнем рынке уже готовый продукт – подсолнечное масло, довольно неплохо на этом зарабатывая. Теперь на нашем подсолнечнике зарабатывают наши же переработчики, а добавленная стоимость остается в стране.

Точно так же мы можем зарабатывать и на собственном рапсе, правда, для этого потребуется время и инвестиции для наращивания производственных мощностей. В принципе, технология экстракции масла из рапса ненамного отличается от технологии его получения из подсолнечника и сои, и освоить его производство можно на существующих предприятиях, мощность которых сейчас даже превосходит текущие потребности в переработке подсолнечника. Одно существенное различие заключается в том, что оборудование для переработки рапса должно быть изготовлено из некоррозионных металлов, как правило, нержавеющей стали, поскольку рапсовое масло характеризуется повышенной кислотностью. А такое оборудование более дорогостоящее и сегодня имеется далеко не у всех производителей.

Однако все-таки с чего-то следует начинать, и введение вывозных пошлин способно стать тем самым необходимым стартовым условием для увеличения отечественной переработки рапса. О том, что такое увеличение нужно не только для перераспределения экспорта, свидетельствует и прозвучавшее на этой неделе обращение отечественных производителей автомобильного топлива к Кабинету министров с просьбой отсрочить на два года обязательное включение в горючее 5% (с 1 января 2014 г.) и 8% (с 1 января 2016 г.) биотоплива. Для выполнения данного требования в стране просто не производится достаточное количество биотоплива, сырьем для которого как раз и является рапсовое масло. Пока потребность в нем за счет отечественного производства не покрывается и на 60%, а импорт биотоплива приведет к подорожанию бензина на 2 грн./л, указывают производители. Кроме того, добавка к традиционному бензину и дизелю биокомпонентов считается производством нового продукта, которое облагается НДС, и за счет этого конечная цена для потребителей вырастет еще на 2 грн. за литр.

Подорожание – подорожанием, но и помимо него как-то неразумно экспортировать украинский рапс, чтобы потом ввозить биотопливо, изготовленное из рапсового масла, и расплачиваться за него в том числе и из кармана аграриев. При чем введение экспортных пошлин на вывоз рапса будет стимулировать не только рост производства масла, но и производство самого биодизеля в Украине, и сделает страну менее зависимой от его импорта.

Кроме того, сегодня обретает смысл и введение экспортных пошлин на соевые бобы, которые так же преимущественно вывозятся из страны, чем перерабатываются отечественными предприятиями. Вместе с тем, переработка сои в Украине развивается более ускоренными темпами, чем переработка рапса благодаря высокому спросу на соевый жмых и шрот – ценному компоненту в рационе кормов для животных.

Это уже привело к возникновению ощутимой конкуренции экспортеров и переработчиков за сырье на внутреннем рынке, причем последние, чтобы обеспечить потребности производства, сегодня платят за сою в среднем на 100 грн./т больше, чем трейдеры. Еще больше конкуренция возрастает к концу сезона, когда запасы масличной у производителей иссякают, а в связи с приплодом молодняка в хозяйствах спрос на соевый шрот и жмых увеличивается. В результате, в мае-июне этого года цена внутренняя цена сои в Украине в ряде случаев превышала 6 тыс. грн./т. Судя по тому, что уже сейчас, когда в стране завершается уборочная этой масличной и объем предложений на рынке является максимальным, переработчики платят за сою в среднем 4 тыс. грн./т, в новом сезоне ценовой рекорд текущего года может быть побит.

Вместе с тем, инструментом введения экспортных пошлин законодателям нужно пользоваться очень аккуратно. Пошлина должна защищать экономические интересы страны и отечественных производителей, служить стимулом, но вместе с тем и не заградительной мерой. Иначе те объемы рапса и сои, которые украинские масложировики не в состоянии переработать, могут оказаться обездвиженными внутри страны, что приведет к их профициту и обрушению внутренних цен. Тогда пострадают интересы аграриев, что также ни в коем случае нельзя допустить.

Читайте также: