Посессионные крестьяне платили налоги

Обновлено: 17.05.2024

В 17 веке Россия вступила на новый путь своего развития. Еще в правление отца Петра - Алексея Михайловича были заложены основные тенденции, которые укрепятся при его потомках.

17 век - это начало Нового времени - периода, названного так из за существенных изменений, коснувшихся всех стран. Были совершены многочисленные г еографические открытия, позволившие человеку значительно расширить реал своего обитания. Стали появляться так называемые колонии - территории, попавшие в зависимость от сильных европейских государств. Стала меняться роль церкви - в Европе проходили Реформации, в России - реформы Никона. Все это раскалывало католическую и православную церкви на различные внутренние течения. Сама же церковь все более отдалялась от мира политики.

Все эти изменения коснулись и России. Предшественники Петра проводили различные реформы:

  • сфере военного управления (полки нового строя),
  • в сфере государственного (затухание деятельности земских соборов, формирование абсолютизма),
  • правовые (выработка единого законодательства - Судебник) ,
  • формирование всероссийского рынка (Новоторговый, таможенный уставы),
  • развитие мануфактур,
  • Формирование сословной структуры общества (прикрепление к посаду) И так далее.
  • Снижение роли церкви в общественно-политической жизни после реформ Никона

Причины проведения реформ:

Отставание России от Европы.

В ряде европейских стран начался промышленный подьем, росло количество мануфактур. Россия же была отрезана от мировой торговли и наработала на внешний рынок, так как не имела полноценного выхода к морям (Азов и Архангельск). А в это время торговля велась только морскими путями (так как не было дорог и было опасно).

Неудачи в начале Северной войны.

Нарвская трагедия, которая поставила Россию в тяжелое положения и показала ее неспособность противостоять странам Европы (Швеции в первую очередь), стала толком к проведению крупномасштабно реформ.

Поездка в Великое посольство.

Петр, после своего европейского посольства в значительной степени проникся европейским укладом, его заинтересовало не только кораблестроительство и военное дело, но и особенности быта европейцев. Поэтому приехав из Европы, Петр начал вводить эти инновации на родине.

Личные качества царя.

Петр, был по своей сущности энергичным человеком - рефоматором, поэтому , загоревшись в юности своими идеями, он активно, не взирая ни на какие трудности, начал претворять их в жизнь. В своей деятельности он не обращал внимание ни на какое сопротивление, каждый раз подавляя его самым жестоким образом.

Особенности петровских реформ:

А) Непоследовательность и бессистемность: в первой половине своего царствования, когда только началась Северная вона, Петр проводил спонтанно различные реформы, основной целью которых были работа всего государства на нужды армии и флота. Эти реформы не были до конца проданными и многие из них в дальнем были пересмотрены самим Петром (Например, сначала введен Монастырский приказ - потому Синод, сначала введены множественные налоги - оптом подушная подать)

В) Затронули все сферы жизни общества.

Г) Опирались на предыдущий опыт реформирования: реформы Михаила, Алексея и Федора Алексеевича.

1) В сфере государственного управления

А) 1699 год - создание ближней канцелярии.

Этот орган был создан из числа друзей Петра Первого для осуществления контроля над органами управления, а также письменно фиксировала все указы царя, по сути Ближняя канцелярия заменила собой Боярскую Думу, и предшествовала появлению Сената. Этот орган просуществовала до 1719 года.

Б) 1702 - упразднение Бяорской Думы.

Указа о роспуске Думы не было: просто её перестали созывать. Так как изначально созыв Боярской думы проходил не регулярно и регулировался только традициями, а не на законодательном уровне.

В) 1711 - создание Сената

Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 22 февраля (5 марта) 1711 г. эти полномочия были возложены на новое учреждение, названное Правительствующим Сенатом. С возвращением Петра I из Прутского похода, Сенат не был упразднен, а, наоборот, стал постоянным учреждением. Сенат не стал учреждением, хоть в чем-то ограничивающим или стесняющим власть царя: он действовал только по поручению царя и перед ним отчитывался.

Члены Сената (первоначально 9 человек) назначались царем. Функции Сената не были четко определены. Членами сената не могли быть члены коллегий, так как Петр понял, что это будет вести к коррупции.

В ведении Сената был контроль над администрацией в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий. По характеру своих функций Сенат создавался одновременно как высшее судебное и управленческое учреждение. Также он был законосовещательным учреждением с правом законодательной инициативы. В апреле 1714 г. было запрещено подавать государю жалобы на несправедливые решения Сената. Это запрещение было повторено в указе от 22 декабря 1718 г. Причем за принесение жалобы на Сенат устанавливалась смертная казнь.

Возглавлял Сенат генерал-прокурор, первым генерал прокурором стал П. Ягужинский. В Сенате были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Во главе фискалов стоял обер-фискал, который подчинялся непосредственно генерал-прокурору.

Когда по окончании Северной войны царь стал больше внимания уделять вопросам внутреннего управления, чрезвычайные полномочия Сената потеряли смысл. Сенат стал превращаться в высшую судебную инстанцию, однако с различными изменениями Сенат просуществовал до 1917 года.

С 1719 г. коллегии начали свою деятельность, и каждая сама для себя составляла устав, определявший ее ведомство и делопроизводство (эти уставы подучили название регламентов). Было учреждено двенадцать коллегий :

1) Коллегия иностранных дел,

2) Коллегия военная,

3) Коллегия адмиралтейская (морская),

4) Штатс-коллегия (ведомство расходов),

5) Камер-коллегия (ведомство доходов),

6) Юстиц-коллегия (судебная),

7) Ревизион-коллегия (финансовый контроль),

8) Коммерц-коллегия (торговая),

9) Мануфактур-коллегия (промышленность),

10) Берг-коллегия (горное дело),

11) Вотчинная коллегия (промышленность),

12) Главный Магистрат (городское управление).

Последние три коллегии образованы были позже остальных. Вновь основанные учреждения не заменили, однако, всех старых приказов. Приказы продолжали существовать или под именем канцелярий, или под прежним именем приказов (Медицинская канцелярия, Сибирский приказ). Некоторые из коллегий были просто скопированы со Шведских коллегий, и их создание не было насущным для России, например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий.

Коллегии были подчинены Сенату, который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы управления были ниже коллегий и повиновались им.

Но, с одной стороны, не все коллегии одинаково подчинялись Сенату (военная и морская были самостоятельнее прочих); с другой стороны, не все коллегии имели отношение к областным органам управления. Таким образом, и центральные, и местные органы управления не представляли строгой и стройной иерархии.

Каждая коллегия состояла, как и приказ XVII в., из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из президента, вице-президента, советников, асессоров и 2 секретарей, которые были начальниками канцелярии. Всего в присутствии было не более 13 человек, и дела решались большинством голосов.

Система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления, на деле же председатели заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной.

Отличие от приказов:

  • ведомственным распределением дел (в некоторые коллеги было включено до 7 старых приказов) ,
  • пространством действия учреждений (деяельность распространялась на всю территорию России)
  • порядком ведения дел (было законодательно закреплено коллегиальное решение дел. А в приказах дела могли решать как коллегиально, так и единолично, так как законодательно это не было обозначено).

Д) 1720 - Генеральный регламент

Это первый в России государственный правовой акт, регулирующий юридически (письменно) деятельность институтов власти.

Цель создания: улучшить работу государственных учреждений, чтобы их работа выполнялась в строгом соответствие с написанными правилами

Генеральный регламент состоял из введения, 56 глав.

Содержание:

  • принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений,
  • определял единообразие организационного устройства коллегий,
  • порядок деятельности органов власти ,
  • правила приёма и отправления деловой корреспонденции,
  • хранения денежных сумм,
  • архивов
  • регулировал порядок службы во всех государственных учреждениях;
  • регламентировал обязанности президента, вице-президента, членов коллегий, а также секретаря, нотариуса, переводчика и др.
  • основания для поощрения и наказания чиновников.
  • были также определены взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Е) Указ о престолонаследии 1722 год.

Петр был женат два раза. Первая его жена, которую ему нашла мать - Евдокия Лопухина, не сошлась с ним характером, и Петр быстро к ней охладел и сошла ее в монастырь насильно. У супругов остался старш сын Алексей. Сам Петр стал сожительствовать, с пленной крестьянкой, которую забрал из дома своего друга Меньшикова - Мартой Скавронской (В крещении - Екатерина Алексеевна) . Екатерина обладала огромным влиянием на Петра, когда царя мучали головные боли, она брала его голову и клала себе на грудь, боли у Петра сразу проходили и он мог поспать несколько часов. Все это время Екатерина сидела и ждала, пока Петр проснется.

Это стало причиной многочисленных дворцовых переворотов, в которых потомки Петра будут бороться за власть и назначать себе преемников, многие из которых будут младенцами и марионетками.

2)Реформы местного самоуправления: Губернская и городская реформы

А)Губернская реформа: 31 декабря 1707 - 31 декабря 1709

Причины проведения:

  • Старое административное деление не было способно вести борьбу с многочисленными восстаниями. Необходимо усиление полицейского надзора на местах — поиск беглых крестьян и солдат, отправка не пристроенных к работе на фабрики итд.
  • В стране росли налоговые недоимки, местная администрация не могла обеспечить их сбор. А для строительства флота и оснащения армии необходимо было увеличить количество и эффективность собираемых налогов.
  • Центр страны переместился на окраину империи - в Санкт Петербург и царю было необходимо ввести новую систему, позволявшую контролировать всю страну не из Москвы, как это было принято раньше, а из Петребурга и из многочисленных походов.
  • Утверждение абсолютизма предполагало усиление вертикали власти опирающейся на местное самоуправление.
  • Во время великого посольства Петр I увидел европейскую организацию административных органов и взял её за основу

Первый этап:

У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:

  • обер-комендант - военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и другие сборы;
  • ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов.

Промежуточный итог:

Второй этап:

7 декабря 1718 года Пётр I утвердил решение Сената о дальнейшем преобразовании губерний. Губернии стали делиться на провинции (числом - 50). Провинция становится основной единицей областного управления. 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на дистрикты в каждом из которых теперь должно было быть 2 тыс. дворов, дистрикты управлялись земскими комиссарами. До 1724 года комиссары назначались камер-коллегией, а после начали избираться дистриктами самостоятельно из числа землевладельцев.

Было введено деление России на губернии, которые просуществовало до 1917 года. Число губерний росло и изменялось, но сама система показала свою востребованность.

Усилилась власть на местах, что позволяло более эффективно управлять государством в условиях увеличения территории. Губернии- Провинции - дистрикты стали территориальными единицами налогообложения. Местные землевладельцы - дворяне стали приниматьктивное участие в местном самоуправлении, что усиливало их позиции на местах.

Ключевский: Губернские учреждения получили отталкивающий характер пресса для выжимания денег из плательщиков; всего меньше думали о благосостоянии населения.

Б) Городская реформа

Первый этап.

По указу 1699 года в городах устраивались бурмистерские палаты (они же земские избы, они же с осени 1699 - ратуши), которые должны были заниматься сбором податей с население и заменить воевод. Состав бурмистерских палат должен был быть выборным.

Реформа была факультативной - бурмистерские палаты города могли создавать – или не создавать по своему желанию, однако в случае создания объём налогов, которые города должны были отдавать в центр возрастал в два раза. Мотивацией для такого значительного увеличения налогового бремени было избавление от злоупотреблений воевод и приказных людей.

Из 70 городов только 11 безусловно приняли правительственное предложение, 33 отказались от него и 26 пошли некоторым средним путем, избрав бурмистров и умолчав о двойном платеже. Власть сделала соответствующие выводы и 20 октября 1699 года появился указ, по которому двойной платеж как условие реформы отпадал, а выборы бурмистров стали обязательными для всех городов.

Предварительный итог:

Начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Губернаторы стали заведовать всеми налоговыми сборами и организацией военных поставок, заменив собой ратушу.

Второй этап:

13 февраля 1720 года - указ о создании Главного магистрата, который стал главным органом городского управления. Магистрат был создан на правах коллегии. Он подчинялся Сенату. Главный магистрат должен был организовать магистраты в городах и руководить ими. Магистрат был главной судебной инстанцией для жителей городов. Городовые магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями.

16 января 1721 года - регламент Главного магистрата, который определял функции и состав нового органа городского управления.

Городское население

Граждане городов (посадские люди) были разделены на две группы:

1) Не податные — т.е. не платящие налогов. Сюда относились иностранные гости, духовенство и дворяне.

2) Податные которые платили налоги ( несли тягло)

А) Регулярные горожане - участвовали в городском самоуправлении

были разделены на две гильдии

1 гильдия — банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты.

2 гильдия — мелкие торговцы, ремесленники и прочие небогатые, но специализированные по труду граждане.

Б) Подлые - чернорабочие, наемные и прочие. Они не примани участие в решение вопросов города.

Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.

Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.

Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
  2. Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
  3. Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
  4. Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
  5. Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.

Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:

  • рекрутскую;
  • дорожную;
  • постойную;
  • подводную и др.

Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.

Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства

Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.

Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).

Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.

Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.

В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.

Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:

  • мельницы;
  • мыловарни;
  • кузницы;
  • кожевенные мастерские;
  • рыбные промыслы.

Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.

В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.

Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.

В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.

Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке

За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.

В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.

Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.

У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.

Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.

Половая вседозволенность со стороны помещика была распространена повсеместно, причем закон никогда не вставал на сторону пострадавших крепостных. Всегда в любых спорах победу одерживал помещик, а подневольный человек, посмевший пожаловаться на господина, карался еще больше.

К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.

Барщина

Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.

Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.

Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.

В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.

После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.

Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.

Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.

Оброк

Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.

Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.

Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.

Церковная десятина

Рекрутская повинность

Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.

Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.

  1. Н. А. Благовещенский. Четвертное право. М. 1899.

1. Государственное крестьянство и его категории

Казённые крестьяне назывались еще и государственными крестьянами. Это было большое сообщество, которые, как и помещичьи крестьяне, работали на земле, но не были отданы помещикам, а сохранили прямые отношения с государством. Государственные крестьяне находились в существенно лучшем положении, чем крестьяне помещичьи, хотя мы не раз встретим утверждения, что их положение тоже было тяжёлым, и оно, безусловно, было таковым, но характерно, что частновладельческие крестьяне постоянно стремились перейти в положение государственных.


Собственно говоря, желание свободы, которое имели крепостные, и о котором не раз писал Николаю Павловичу граф Бенкендорф в 1820-1830 годы, было не желанием свободы вообще, и тем более не желанием свободы политической, о которой неграмотные крестьяне имели самое скромное представление, а именно стремлением перейти в категорию государственных крестьян.

Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле. Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству.


Особенно много черносошных крестьян было на Русском Севере и в Сибири. Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии (ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область), называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь.

Карта Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний,
Подробный атлас Российской империи, Н. И. Зуев., 1860 г.

Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов. У храмов были свои населённые имения.


К концу XVII — началу XVIII века положение церковных крестьян ничем не отличалось от положения частновладельческих помещичьих крепостных. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века.


Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного.


Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности (строительство дорог, строительство пристаней и так далее). К концу XVIII века экономические крестьяне слились с государственными крестьянами.

Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать.


Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи,
Н. И. Зуев., 1860 г.

В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Кроме того, существовала десятинная государева пашня — 1/10 часть своей земли была государственной пашней, которую надо было обработать. Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии (1719 года, то есть в царствование Петра I) им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями.


Для того, чтобы защищать эти оборонные линии, необходимы были военные поселения. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами.

Но постепенно границы государства раздвигались (Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту), и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу.


Территориальный рост Российской империи. От Иоанна Грозного до Николая II,
изда
ние А.А. Ильина, 1898 г.

Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев (а их был именно миллион) владел только одиннадцатью тысячами крепостных.

Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская.


Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. И уже в конце XVII века они имели фамилии, тогда как фамилии большинства крестьян появились только во второй половине XVIII века. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями.


Поскольку детей рождалось много и однодворческие деревни переполнялись, то с согласия однодворцев, и только с их согласия, их переселяли на новые земли в Поволжье, Сибирь, где они сохраняли свой статус. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам.

Сами однодворцы не просто считали себя дворянами, но часто даже аристократами, но обедневшими и разорившимися. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы.

Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим.

Вы видите, однодворцы — это особое сословие, о котором, кстати, не так много известно, хотя сейчас уже появились специальные работы, посвящённые этим людям. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества.

Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты (как правило, конечно, медные).



Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам.

Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Относительная численность государственных крестьян на момент переписи 1724 года составляла 19% населения, а к переписи в 1858 году государственные крестьяне составляли уже 45% населения на территории, охваченной той самой первой ревизией 1724 года. Одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63% в 1724 году до 35% в 1858 году.

Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам.

Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль.


2. Самоуправление крестьян

Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам.

Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении (в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян).

Читайте также: