Порядок расчета штрафов пеней в соответствии с налоговым кодексом рф

Обновлено: 17.05.2024

Порядок расчета пени установлен ст. 75 НК РФ. Размер пени зависит от следующих показателей:

  • суммы недоимки;
  • процентной ставки пени;
  • ставки рефинансирования ЦБ РФ в периоды просрочки уплаты налога (взноса);
  • количества дней просрочки.

Процентная ставка пени

С 01.10.2017 процентная ставка зависит от количества дней просрочки уплаты налога (п. 4 ст. 75 НК РФ):

  • до 30 дней (включительно) — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • с 31 дня — 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Правило действует в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017 (Письмо Минфина РФ от 10.07.2017 N 03-02-07/1/43489). Процентная ставка по задолженностям, образовавшимся до 01.10.2017, составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для физических лиц, в том числе ИП, расчет пени производится, независимо от длительности просрочки уплаты налога (взносов), исходя из 1/300 ставки рефинансирования, действующей в периоде задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Что такое ставка рефинансирования и откуда ее брать?

Ставка рефинансирования — процентный показатель, определяющий размер пеней и штрафов. С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

В 2019 – 2020 годах ключевая ставка ЦБ РФ:

  • с 09.01.2019 — 7,75%;
  • с 17.06.2019 — 7,5%;
  • с 29.07.2019 — 7,25%;
  • с 09.09.2019 — 7%;
  • с 28.10.2019 — 6,5%;
  • с 16.12.2019 — 6,25%;
  • с 10.02.2020 — 6%

За изменением ключевой ставки ЦБ РФ можно следить на сайте Центрального Банка России.

Период задолженности

До 27.12.2018 период задолженности для расчета пеней считался со дня, следующего за сроком уплаты налога по день, предшествующий уплате недоимки в бюджет (Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 N 03-02-07/39318). Такое правило сохранилось и применяется по сей день для недоимки, образовавшейся до 27.12.2018 (Письмо Минфина РФ от 17.01.2019 N 03-02-07/1/1861).

C 27.12.2018 пени по налогам и взносам, администрируемым в соответствии с Налоговым кодексом, рассчитываются со дня, следующего за установленным днем для уплаты налога по день, фактической уплаты налога включительно (п. 3 ст. 75 НК РФ). Данное правило применяется в отношении недоимки, образовавшейся с 28.12.2018.

Для пени по недоимкам в ФСС период задолженности уже давно определяется со дня, следующего за днем уплаты страховых взносов, по день уплаты недоимки включительно (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

  • процентная ставка – 1/300 ставки рефинансирования;
  • период задолженности – по день уплаты недоимки включительно.

Формула расчета

Для пеней по долгам до 01.10.2017 и с 01.10.2017 сроком до 30 дней (включительно):


Для пеней по долгам с 01.10.2017 сроком с 31 дня:


  • Кд — количество дней задолженности;
  • СР — ставка рефинансирования.

С 27.12.2018 сумма пеней не должна превышать размер недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ). Данное ограничение применяется к задолженности по налогам и взносам, образовавшейся с 28.12.2018.

Учет пеней

В БУ начисленные пени по налогам и страховым взносам могут учитываться:

Порядок учета пеней организация определяет в учетной политике самостоятельно.

В зависимости от принятого порядка, пени отражаются в Отчете о финансовых результатах:

В НУ пени по налогам и взносам не учитываются в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) и единому налогу при УСН (ст. 346.16 НК РФ).

Освобождение от уплаты пеней

Пени не начисляются в случаях:

  • Невозможности уплатить недоимку по причине наложения ареста на имущество налогоплательщика или приостановления операций по его счетам по решению налогового органа или суда (п. 3 ст. 75 НК РФ). Правило применяется в периоде, в течение которого действовали данные ограничения.
  • Если недоимка образовалась в результате исполнения налогоплательщиком письменных разъяснений налогового органа, данных ему лично или неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75 НК РФ).
  • Если возможность принудительного взыскания по задолженности утрачена (п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
  • Когда имеется переплата по другому налогу в тот же бюджет (п. 5 ст. 78 НК РФ).

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Исчисление пеней по налогу на прибыль имеет ряд особенностей, связанных.В данной статье мы расскажем о том, как осуществить расчет.К такому выводу пришли судьи по делу, в котором компания..

Карточка публикации

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Все комментарии (1)

Благодарю за полезную информацию

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

Как всегда у Марины Аркадьевны, четко, понятно, с юмором. Вынесла много полезного. Спасибо за Вашу работу.

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

. авансовых платежей? Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ нарушение порядка исчисления и . . 75 НК РФ (п. 3 ст. 58 НК РФ). Как рассчитываются пени? Пеней . внесенных авансовых платежей (п. 3 ст. 58 НК РФ). Поэтому в случае частичного .

. налогов, акцентируют внимание на положениях ст. 58 НК РФ, в п. 4 которой . налогов, акцентируют внимание на положениях ст. 58 НК РФ, в п. 4 которой . нормы с учетом п. 4 ст. 58 НК РФ можно было сделать вывод . ), являющихся физическими лицами, п. 4 ст. 58 НК РФ предусматривает возможность уплаты налогов . . 4) без упоминания п. 4 ст. 58 НК РФ. По мнению автора, использовать .

. системной связи с п. 3 ст. 58 НК РФ , а также в соответствии . кассу местной администрации. Пункт 3 ст. 58 НК РФ предусматривает возможность уплаты налогов .

. налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). Это правило относится в . уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ). Поскольку общество было привлечено .

. течение налогового периода (п. 3 ст. 58 НК РФ), и формально не являются . тем абзацем 2 п. 3 ст. 58 НК РФ прямо установлено, что в .

. неполной уплате налога (п. 3 ст. 58 НК РФ) – в размере 1/300 . ), к налоговой ответственности не приводят (ст. 58 НК РФ). Квартальная проверка Попробуем разобраться .

Читайте также: