Порядок оформления налоговой отчетности по налогу

Обновлено: 19.05.2024

В ИФНС по месту учёта сдают бухгалтерскую и налоговую отчётность. В чём различия между ними? Есть ли ещё какая-то связь между этими двумя формами отчётности? Давайте разбираться.

Налоговая отчётность

Под сдачей налоговой отчётности подразумеваются подготовка и передача в налоговый орган документов, содержащих сведения об уплате и исчислении налогов. Налоговую отчётность сдают организации и индивидуальные предприниматели. К ней принято относить налоговую декларацию и расчёт авансового платежа.

Состав налоговой отчётности зависит от системы налогообложения, которую применяет ИП или ООО, а также от конкретных видов деятельности. Например, плательщики транспортного налога обязаны отчитываться по нему в соответствующей декларации.

Рассмотрим перечень отчётной документации, которую сдают налогоплательщики, в зависимости от применяемого спецрежима.

На общей системе налогообложения (ОСНО) предприятия и ИП платят подоходный налог (ООО — налог на прибыль, ИП — налог на доход физических лиц) и НДС, поэтому приходится сдавать несколько деклараций.

Отчётность по налогу на доход физических лиц сдаётся по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Срок сдачи декларации по налогу на прибыль зависит от того, с какой периодичностью ООО платит налог. Если это происходит ежеквартально, организация сдаёт промежуточные декларации. Срок сдачи — не позднее 28 числа месяца, который следует за отчётным кварталом (п. 3 ст. 289 НК РФ). Если налог рассчитывается по результатам фактической прибыли, декларацию сдают ежемесячно, не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным.

Годовую отчётность юридические лица обязаны сдавать не позднее 28 марта года, который наступил после отчётного (п. 4 ст. 289 НК РФ). При этом нет разницы, с какой периодичностью уплачивается налог.

Декларация по НДС сдаётся ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (ст. 5 174 НК РФ)

ИП и ООО, которые применяют УСН, сдают только один вид декларации — по единому налогу, который они платят в соответствии со своей системой налогообложения. Срок, установленный для сдачи отчётности по УСН — не позднее 31 марта года (для юрлиц) или до 30 апреля (для ИП) года, который наступает за отчётным. Сроки для ИП и ООО на УСН установлены в п. 1 ст. 346.23 НК РФ.

До 31 марта ежегодно должны также отчитываться и плательщики ЕСХН. Если предприятие больше не работает сфере сельского хозяйства, сдать декларацию нужно не позднее 25 числа месяца, следующего после прекращения сельскохозяйственной деятельностью.

Если налогоплательщик применяет ПСН, отчитываться в налоговый орган не нужно. Налоговая декларация на патентной системе не сдаётся, поскольку сумма налога к уплате известна заранее. Расходы тоже не учитываются.

Отчётность по сотрудникам

Кроме отчётной документации, состав которой зависит от применяемого спецрежима, есть ещё один вид отчётности, которую юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать в налоговую. Это отчётность по сотрудникам.

В число отчётных документов по сотрудникам входят:

  1. Расчёт по страховым взносам (РСВ) — отчёт по страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, сдаётся всеми организациями и ИП с работниками. Срок сдачи — не позднее 30 числа месяца, наступающего за отчётным. Если у предприятия или ИП более 25 человек в штате, сдавать отчёт нужно только в электронном виде.
  2. Ежегодные данные о среднесписочной численности сотрудников. Этот документ необходимо представлять в налоговый орган раз в год не позднее 20 января следующего года.
  3. Расчёт по форме 6-НДФЛ. В отчёте отражаются данные о выплатах работникам и сумме НДФЛ, исчисленной из этих выплат. Сдаётся поквартально. Срок — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отражение данных о доходах физлиц, которое ранее осуществлялось в отчёте по форме 2-НДФЛ, с 1 января 2021 года перенесено в приложение 1 к расчёту 6-НДФЛ. Это приложение работодатели должны заполнять только в годовом отчёте 6-НДФЛ, который сдаётся до 1 апреля следующего года.

Специализированная налоговая отчётность

Помимо декларации по доходу, в ФНС сдают отчёты по:

  • налогу на имущество;
  • земельному налогу;
  • налогу на транспорт;
  • водному налогу;
  • налогу на добычу ископаемых;
  • налогу на игорный бизнес;
  • подакцизному налогу.

Отчитываться в налоговый орган необходимо также при работе с биоресурсами и объектами животного и водного мира.

Бухгалтерская отчётность

Бухгалтерская отчётность — документы, в которых содержится информация об итогах хозяйственной деятельности предприятия за отчётный период. Отражение этих сведений осуществляется в рамках бухгалтерского (финансового) учёта.

Вести бухгалтерский (финансовый) обязаны все предприятия, вне зависимости от того, какую систему налогообложения они применяют и есть ли у них штат наёмных работников. В соответствии со ст. 23 НК РФ и Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, организации должны сдавать бухгалтерскую отчётность.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский (финансовый) учёт. Однако есть условие — бухучёт можно не вести лишь в том случае, если ИП ведёт учёт доходов, расходов и иных объектов налогообложения. Таким образом, несмотря на то, что ИП не обязаны вести бухучёт, им нужно вести Книгу Учёта доходов и расходов. Сдавать в налоговую её не нужно. Но инспектор может запросить КУДиР при проверке.

Бухгалтерская отчётность организаций может отличаться, но в общем порядке все ООО подают бухгалтерский баланс и следующие отчётные документы:

  • о финансовых результатах,
  • о движении денежных средств,
  • об изменении капитала,
  • о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, в форме таблиц или в текстовом виде сдаются пояснения.

Предприятия, принадлежащие к категории малых, могут сдавать бухгалтерскую отчётность в упрощённой форме. К таким организациям относятся ООО с ежегодной выручкой, не превышающей 800 млн рублей, и штатом сотрудников менее 100 человек. Упрощённый вид бухгалтерской отчётности включает в себя лишь бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах.

Ранее бухгалтерская отчётность сдавалась в два ведомства: в ФНС и Росстат. Теперь компании отчитываются только в налоговую. Статистический отчёт сдавать больше не нужно. Однако есть исключения. В число организаций, которые обязаны сдавать статистическую отчётность, входят:

  • компании, отчётность которых содержит государственную тайну;
  • другие предприятия в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Срок, установленный для ежегодной сдачи бухотчётности — до 31 марта года, который наступает за отчётным.

Заключение

Как видно, ключевым отличием двух видов отчётности является разница в объекте отчёта: если в налоговой отчётности отражены сведения об уплате и исчислении налогов, то в бухгалтерской — о финансовых и имущественных показателях хозяйствующего субъекта.

Однако при всех отличиях оба вида отчётности одинаково сдают в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде.

Любой экономический субъект, который ведет деятельность на территории Российской Федерации, обязан периодически сдавать налоговую отчетность, то есть сообщать ФНС о результатах своей деятельности. Периодичность таких отчетов, их состав и порядок представления в контролирующие инстанции различен.

Основные факторы, определяющие порядок сдачи отчетности – это организационно-правовая форма организации, выбранная система налогообложения, наличие или отсутствие экономической деятельности в отчетный период.

Основные особенности, определяющие порядок сдачи отчетности

Согласно Статье 313 НК РФ, режим представления налоговой отчетности определяется каждым субъектом экономической деятельности, исходя из удобной налоговой политики, целей и специфики ведения экономической деятельности. Однако это не значит, что каждая организация может отчитываться в ФНС так, как удобно именно ей. Необходимо соблюдать определенные требования, а именно обеспечить контролирующим инстанциям возможность:

  • Хронологического отображения бухгалтерских сведений, беспрерывного и полного;
  • Определения всех существенных фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • Систематизации и анализа данных бухгалтерской отчетности;
  • Адекватной оценки доходов и расходов субъекта экономической деятельности;
  • Рассчитать сумму налога на прибыль хозяйствующего субъекта.

Организация системы налогового учета изначально является независимой, так как не подчиняется таким же жестким правилам и требованиям, как система бухгалтерского учета. Так, контролирующие инстанции не требуют от предприятий представления налоговой отчетности по каким-либо унифицированным формам и стандартам.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут организовать налоговый учет следующими способами:

    Автономный метод налогового учета.

Эта система никак не связана с бухгалтерским учетом. Все существенные хозяйственные операции отображаются в регистрах налогового учета.

Для многих предприятий такой метод является более целесообразным, поскольку полностью соответствует требованиям Статьи 313 НК РФ, а также занимает существенно меньшее время со стороны бухгалтеров.

Статья 313 определяет налогооблагаемую базу именно на основе данных налогового учета. При этом Глава 25 НК четко разделяет понятие бухгалтерского и налогового учета, определяя для последнего особый порядок систематизации данных и хозяйственных операций.

Если правила ведения налогового и бухгалтерского учета в пределах одного хозяйствующего субъекта совпадают, налогооблагаемая база определяется именно на основе данных БУ. При этом необходимо:

  • Четко определить объекты налогового учета по данным НУ и БУ. Разграничить объекты, по которым правила учета по обеим системам различаются;
  • Определить порядок использования информации для расчета налогооблагаемой базы из данных БУ;
  • Определить формы аналитических регистров для каждого из объектов налогового учета;
  • Определить объекты раздельного НУ при применении каких-либо специальных систем налогообложения.

Если бухгалтер или иной специалист организации смог правильно организовать систему налогового учета, это на порядок упростит процесс формирования и сдачи налоговой отчетности в ФНС.

Не нашли что искали?

Уверенны что сможет Вам помочь, заполните данные ниже и получите ответы на все ваши вопросы.

Что такое налоговая отчетность?

По существу, это комплект документов, который каждое предприятие периодически представляет в ФНС по месту регистрации. В подобный комплект входит информация о налоговой базе предприятия, а также данные, необходимые доя расчета и оплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов.

По периодичности представления:

  • Годовая. Представляется в ФНС по окончании отчетного года;
  • Текущая (внутригодовая). Может быть ежемесячной, квартальной, полугодовой, за 9 месяцев.

По способу подачи:

  • На физических бумажных носителях;
  • В электронно-цифровом формате.

По этапам экономической деятельности хозяйствующего субъекта:

  • Первоначальная. Это первая отчетность юридического лица или ИП, которая сдается после регистрации;
  • Очередная. Подается за каждый отчетный период, определяемый выбранной системой налогообложения;
  • Дополнительная. Подается, если ранее в ФНС была предоставлена недостоверная или неполная информация о деятельности хозяйствующего субъекта;
  • Ликвидационная. Сдается, если деятельность налогового агента прекращается добровольно или принудительно.

По характеру обобщения информации:

  • Индивидуальная;
  • Консолидированная. Применяется в случае, если несколько субъектов экономической деятельности имеют сходные факторы налогообложения, поэтому объединяются в единую группу. Отчетность при этом представляется в ФНС субъектом, который владеет не менее чем 90% уставного капитала в каждой организации.

В состав налоговой отчетности входит:

  • Декларации по налогам, предусмотренным режимом налогообложения;
  • Отчеты по налогам и сборам;
  • Расчеты по налогам и сборам;
  • Среднесписочная численность работников предприятия;
  • Другие обязательные документы, предусмотренные выбранным режимом налогообложения.

Вся суть налоговой отчетности состоит в том, что любое предприятие должно проинформировать контролирующие органы о том, какие доходы оно получило в отчетный период, какие расходы понесло, какие у него имеются налоговые льготы, а также основные источники получения прибыли.

Эта информация представляется в ФНС в формате установленных форм деклараций. Она необходима для того, чтобы корректно рассчитать сумму обязательных налогов и сборов, подлежащую выплате юридическим лицом или ИП. Согласно Статье 80 НК, декларация представляет собой форму заявления экономического субъекта, по которой контролирующие органы могут определить налогооблагаемую базу и сумму сборов к оплате. Для каждого из видов налогов организации необходимо формировать и подавать в ФНС отдельную декларацию по установленной форме.

Кто должен представлять декларации?

Налоговую отчетность сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экономическую деятельность, предполагающую оборот денежных средств.

Перечень подлежащих уплате налогов и, соответственно, подготавливаемых деклараций, разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и выбранного режима налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели могут выбрать 3 режима: основной, упрощенный, единый налог на вмененный доход.

Обратите внимание: индивидуальные предприниматели должны подавать отчетность не только в ФНС, но также во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. В последние инстанции декларации необходимо сдавать ежеквартально, в налоговую службу (по упрощенной системе налогообложения) – ежегодно. Каждый год также необходимо подавать сведения о работниках ИП.

Юридические лица, использующие для расчетов с бюджетом ОСНО, каждый квартал должны представлять расширенный пакет отчетных документов:

  • Бухгалтерская отчетность по 6 установленным формам;
  • Пояснительная записка к БО;
  • Декларации по НДС, налогу на доход физических лиц и другие;
  • Отчеты в ФСС, ПФР, Росстат.

При использовании организацией упрощенной системы налогообложения 6 форм БО подавать не нужно. Вместо деклараций по НДС и другим налогам ежегодно подается только одна – по УСН.

Микропредприятия, среднесписочная численность сотрудников которых не превышает 15 человек, не обязаны вносить авансовые платежи по налогу на прибыль. Также подобные организации планируется освободить от обязанности подавать в контролирующие органы бухгалтерскую отчетность.

Налоговый Кодекс

Глава 6.13 НК регламентирует порядок представления и утверждает формы налоговой отчетности для субъектов экономической деятельности РФ.

В Статье 53 НК приводится определение налоговой базы как прибыли экономического субъекта, полученной по результатам его хозяйственной деятельности.

Министерство финансов РФ разрабатывает и утверждает формы деклараций по каждому налогу, а также инструкции по их заполнению и подаче.

Часть 2 НК определяет сроки представления отчетности и уплаты соответствующих налогов.

Как можно сдавать отчетность?

Статьей 80 НК определяются 4 способа подачи деклараций и других отчетных документов:

  • Лично представителем организации;
  • Через уполномоченное лицо;
  • По почте на бумажных носителях;
  • По электронным каналам связи.

При этом предприятия, среднесписочная численность сотрудников которых превышает 100 человек, могут отчитываться только в электронном виде. При применении УСН организация может сдавать декларации любым удобным способом.

Личное посещение ФНС

Сдать налоговую отчетность может руководитель организации, главный бухгалтер, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель, имеющий соответствующую доверенность. Этот способ отнимает достаточно много времени, но его преимуществом можно считать то, что специалист ФНС может сразу проверить документы и указать на возможные ошибки.

Лично налоговую службу посещать не нужно, благодаря чему бухгалтер может сэкономить немало времени, особенно в период сдачи годовых отчетов. К письму обязательно нужно приложить опись вложенных документов, а также сохранить чек о приеме отправления. Он может понадобиться при возникновении споров о соблюдении сроков подачи деклараций. Датой представления отчетности считается дата приема письма почтовым отделением.

В электронном виде

Это самый удобный, быстрый и надежный способ. Организации необходимо иметь специальное программное обеспечение, которое позволит формировать декларации и направлять их в ФНС по защищенным каналам связи. При этом статус отчетности можно отследить на любом этапе, вплоть до ее регистрации специалистом ФНС.

Возможные ошибки

Даже малейшие ошибки при заполнении утвержденных форм налоговой отчетности недопустимы. При их большом количестве или несвоевременном исправлении на организацию или конкретное должностное лицо будет наложен штраф.

Бухгалтерская отчетность – это структурированная информация о результатах экономической деятельности организации в отчетный период. Она представляет собой свод таблиц с данными финансового и оперативного учета экономического субъекта. А именно — отчета о прибыли убытках, об изменении капитала, для некоторых организаций — о целевом использовании средств, о движении средств.

Будучи итогом экономической деятельности, налоговая отчетность должна отвечать ряду критериев:

  • Содержать достоверную и полную информацию о финансовом положении налогового агента;
  • Все существенные показатели, которые оказывают прямое влияние на оценку финансовых результатов деятельности организации, должны быть отражены в отчетности отдельными строками;
  • Данные, содержащиеся в отчетности, не должны касаться каких-либо интересов третьих лиц и организаций;
  • Вся информация должна быть приведена в соответствии с утвержденными стандартами, а также быть сопоставимой по времени.

Коды налоговых периодов

Любая декларация обязательно содержит коды, которые указывают на отчетный период и вид налогов. Например, для 2019 года установлены следующие коды:

  • При расчете налогов с нарастающим итогом: 21 – квартал, 31 – 1 полугодие, 33 – 9 месяцев, 34 – календарный год;
  • Для ежемесячных деклараций: коды с 35 по 46 с января по декабрь соответственно;
  • Для консолидированных групп налоговых агентов: с 13 по 16, ежемесячная отчетность начинается кодом 57 и заканчивается 68;
  • При ликвидации организации: 50;
  • Для имущественного налога: 21 – первый квартал, 17 – полугодие, 18 – 9 месяцев, 51 – первый квартал при реорганизации предприятия, 47 – полугодие при реорганизации предприятия, 48 – 9 месяцев при реорганизации предприятия;
  • При упрощенной системе налогообложения: 34 – календарный год, 95 – последний отчетный период при смене системы налогообложения;
  • При едином налоге на вмененный доход: 21 или 51 – первый квартал (и первый квартал при ликвидации), 22 и 54 – второй квартал, 23 и 55 – третий квартал, 24 и 56 – четвертый квартал;

Как упростить процесс сдачи отчетов?

Наиболее простой способ представить отчетность – сдать ее в электронном виде. Сделать это можно несколькими способами:

  • Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Основной минус этого способа в том, что все данные в декларации придется вносить вручную. Это не только занимает много времени, но и увеличивает риск допущения технических ошибок;
  • Через программное обеспечение, предоставляемое спецоператорами. К примеру, Контур Экстерн. Этот сервис позволяет выгружать данные бухгалтерского учета непосредственно из 1С, быстро формировать декларации в соответствии с используемой системой налогообложения и организационно-правовой формой, отправлять их в инспекцию и отслеживать статус. Немаловажным плюсом является автоматическая проверка отчетных документов на предмет ошибок, поэтому бухгалтер может быть уверен в их приеме ФНС с первого раза.

Все субъекты экономической деятельности должны строго соблюдать установленные сроки сдачи налоговой отчетности, вне зависимости от способа ее представления.

Елена Космакова

Ответственность за ведение бухучета и подготовку отчетности лежит на руководителе организации, согласно закону. Директор организует хранение документов, ставит организацию на учет, без его подписи отчеты не будут считаться действительными. И хотя бухгалтер также несет ответственность за правильность ведения документации и составления отчетности, вплоть до административной и уголовной, но именно директор должен позаботиться о порядке в учете и отчетах.

Состав отчетности организации во многом зависит от выбранной формы налогообложения: общей, упрощенной, вмененки или совмещения режимов. Мы уже писали о том, какие отчеты необходимо сдавать организации в течение года. Теперь расскажем о принципах правильной подготовки отчетности.

Первичные документы

Ведение бухгалтерии и формирование отчетности начинается с грамотного сбора и обработки первичных документов бухучета — счетов, актов, накладных. Эти документы юридически подтверждают факт хозяйственных операций. На основании первички впоследствии формируется отчетность. Важно правильно и вовремя заполнять все реквизиты, иметь копии первичных документов на бумаге, заверенные подписью и печатью, чтобы предоставлять их по требованию контролирующим органам.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Отражение операций по счетам бухучета

Все хозяйственно-экономические операции должны своевременно отражаться на счетах бухучета в четком соответствии с данными первичных документов. В таблицах дебета и кредита в течение месяца должны строго вноситься суммы поступления и выбытия в денежном выражении. Ошибки в ведении счетов могут привести к тому, что налоговая при проверке может не признать часть расходов и доначислить налоги.

Зарплата на предприятии

Расчет и начисление зарплаты должны оформляться документально в срок. Вместе с тем бухгалтер оформляет документы по начислению налога на доходы физических лиц с зарплаты и страховых взносов в фонды (а с 2017 года — в налоговую, которая будет администрировать страховые взносы, и в ФСС, в ведении которого останутся взносы на травматизм и профзаболевания).

Расчет и начисление налогов

Бухгалтер должен рассчитать налоги и вовремя их начислить — то есть, отразить в учете. Сумма каждого налога относится в расходы предприятия, и одновременно у предприятия появляется долг перед государством. После начисления налога происходит его уплата.

Составление и сдача отчетности

Для составления отчетности организации важно использовать актуальные формы документов. Налоговый орган не примет отчет в форме недействующей редакции. Использование бухгалтерских программ или онлайн-сервисов значительно упрощает формирование отчетности, потому что отчеты по всем видам налогов и формы баланса формируются автоматически на основе первичных документов и регистров учета. Если же учет ведется вручную, будьте бдительны при заполнении отчетов и деклараций, чтобы избежать ошибок. Соблюдайте сроки сдачи отчетности: в этом может помочь календарь бухгалтера из любой справочной налоговой системы. Пользователям бухгалтерских программ или онлайн-сервисов напоминания о сдаче отчетов поступят автоматически.

При этом декларации и другие отчеты нужно хранить и на бумажных носителях, как первичные документы. Поэтому распечатывайте их и храните вместе с пометками контролирующих органов о приеме или электронными протоколами, если отчеты отправляются через интернет.

Результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации отражаются в ее отчетах и декларациях. Правильное и своевременное ведение отчетности помогает руководству принимать верные управленческие решения и избавляет от санкций со стороны контролирующих органов. В этой статье мы расскажем, что важно соблюдать для грамотного ведения отчетности.

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4.1. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 5.3 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.

4.2. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 4.1 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;

7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика, которое может иметь письменную или электронную форму, и должно содержать сведения обо всех аспектах, способных быть основанием для определения и уплаты налога.

Читайте также: