Портовые сборы это налог или нет

Обновлено: 17.05.2024

e) harbour due (f) taxe portuaire, droit de port (d) Hafengebuhr — Установленная денежная сумма, которую судовладелец уплачивает портовой администрации за право стоянки его судна в порту.

платежи, взимаемые властями порта с заходящих в него судов с целью поддержания в надлежащем состоянии портового хозяйства. Обычно портовые сборы производятся непосредственно с капитана судна, но в ряде случаев могут быть переадресованы грузоотправителю в виде надбавки к фрахту.

обязательные платежи: 1) корабельный сбор раз в год с прибывающих в порт судов, исходя из их регистровой вместимости; 2) грузовой сбор исчисляется по весу брутто погружаемых (выгружаемых) судов; 3) лоцманский сбор за проводку судов лоцманом по форватеру; 4) маячный сбор за использование маяка на подступах к порту.

сбор, взимаемый в портах с судов и грузов по твердым ставкам, расчет которых связан с основными размерами судна, количеством груза, числом пассажиров. К числу С.п. относятся сборы: маячный, тоннажный, корабельный, навигационный, якорный, причальный, доковый, канальный, ледовый, речной, шлюзовый, таможенный, грузовой, санитарный, больничный и др.


Портовые сборы - платежи, взимаемые в портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам.
По принципу начисления сборы делятся на сборы, устанавливаемые в зависимости от вместимости судна, от его длины и времени стоянки в порту, от осадки судна, от количества принятого или выгруженного груза.
Все расчеты по портовым сборам производит портовый агент, который направляет судовладельцу дисбурсментский счет.

платежи, взимаемые в морских торговых портах с судов и грузов, исчисляемые по установленным и официально публикуемым тарифам. Перечень С.п. определяется в каждой стране, а иногда и в отдельном порту. По принадлежности С.п. делятся на государственные и местные. По условиям взимания С.п. подразделяются на обязательные и необязательные. Под обязательными понимаются такие сборы, которые взимаются независимо от того, воспользовался клиент какими-либо услугами порта или нет. В большинстве портов мира начисление таких сборов происходит по твердым ставкам, установленным с основного размерения судна, количества принятого или выгруженного груза, числа перевозимых пассажиров. Необязательные сборы взимаются только при оказании судну заказанных им конкретных услуг.

(port dues) —денежные суммы, взимаемые с судовладельцев и грузовладельцев в торговых портах мира портовыми властями, муниципалитетами, таможенными и другими органами для покрытия затрат на строительство и содержание портов, подходных путей к ним, маяков, надзорных органов и т. п. К основным сборам, взимаемым с судов,в портах мира, могут быть отнесены: маячный (Light Dues), портовый (Port Dues), тоннажный (Tonnage Dues) или корабельный (Ship Dues), навигационный (Navigation Dues), якорный (Anchorage Dues), причальный (Berthiage, Wharfage, Quay, Pier Dues), доковый (Dock Dues), канальный (Canal Dues), ледовый (Ice Dues). речной (River Dues); шлюзовой (Lock Dues), таможенный (Customs Dues), грузовой (Cargo Dues). Кроме перечисленных выше основных сборов, в портах взимается целый ряд мелких, целевых сборов (санитарный, городской, больничный, швартовный, сбор за зачистку причалов, сбор в пользу миссии моряков, в пользу спасательных обществ и др.). П.с. могут быть классифицированы по их принадлежности, условиям взимания и принципам начисления. По принадлежности сборы подразделяются на государственные (Commonwealth Dues) и местные (Local Dues). Государственные сборы направляются на покрытие расходов государства по содержанию принадлежащих ему портов либо отдельных их хозяйств (маячной, лоцманской службы и др.), а также на содержание органов таможенного и санитарного контроля. Они устанавливаются на единых условиях и, как правило, взимаются по единым тарифам во всех портах страны. Местные сборы устанавливаются в каждом порту муниципалитетами, портовой администрацией, торговыми палатами, палатами судоходства и другими органами, владеющими или управляющими портами сообразно местным условиям. Тем не менее местные сборы не всегда носят индивидуальный характер. Нередко они, будучи различными по уровню ставок, взимаются во всех портах страны по единым правилам. По условиям взимания П.с. подразделяются на обязательные и необязательные. Под обязательными понимаются такие сборы, которые взимаются независимо от того, воспользовался клиент теми или иными услугами порта или нет. В большинстве портов мира начисление этих сборов производится по твердым ставкам, установленным с основных размерений судов, количества принятого или выгруженного груза, количества перевозимых пассажиров. Необязательные сборы (платы) взимаются только при оказании судну заказанных им конкретных услуг. Ставки этих сборов могут быть твердыми, устанавливаемыми за судозаход, либо дифференцированными с учетом фактических затрат на обслуживание. Примером может служить буксирный сбор, уровень которого обычно зависит от мощности буксира и продолжительности обслуживания. По принципам начисления судовые П.с. делятся на сборы, устанавливаемые с вместимости судна, линейных его размерений, коммерческой загрузки и др. Начисление сборов производится: с вместимости судна, выраженной в тоннах либо кубических метрах; с длины судна (в погонных метрах либо футах) и времени стоянки в порту; с осадки судна (в метрах, дециметрах. футах); с количества доставленного либо принятого груза и пассажиров. Уровень П.с. зависит также от вида плавания судна (заграничное, каботажное), формы судоходства (линейное, трамповое), флага судна (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования), классификации флота (торговый, промысловый, военный и т. п.), рода груза и количества судозаходов. Все расчеты по П.с., как правило, производятся судовым агентом (см.).


Статья посвящена анализу портовых сборов, взимаемых с судов в морских портах Российской Федерации. Автором использован системный подход. Определены и проанализированы элементы, составляющие современную систему портовых сборов. Проведен анализ действующих нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. На основании результатов анализа предложены меры по совершенствованию государственного регулирования отдельных элементов, составляющих систему портовых сборов.

Ключевые слова: морские порты, портовые сборы, система портовых сборов, виды портовых сборов, закон о морских портах

The article is devoted to the analysis of port charges levied on vessels in the Russian Federation seaports. The author has used a systematic approach. There are identified and analyzed elements forming a modern system of port charges. It is given the analysis of the current normative legal acts regulating corresponding legal relationship. Based on the analysis results the author proposes measures to improve state regulation of the separate elements consisting the port charges system.

Keywords: seaports, port charges, the system of port charges, kinds of port charges, the Statute on seaports

Понятие портовых сборов существует с момента появления первых портов и развития мореплавания. На сегодняшний день практика взимания портовых сборов с судов, заходящих в порт, существует во всем мире.

Совершенствование государственного регулирования деятельности морских портов, принятие в последнее время целого ряда нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере установления и уплаты портовых сборов, заставляют вновь обратиться к анализу системы портовых сборов, сложившейся в Российской Федерации в настоящее время.

Итак, современную систему портовых сборов Российской Федерации, можно представить следующим образом:

1) Понятие портовых сборов;

2) Виды портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, и перечень морских портов, в которых установлена обязанность по уплате портовых сборов;

3) Получатель портовых сборов;

4) Плательщик портовых сборов;

5) Объект обложения портовыми сборами и основания возникновения обязанности по уплате портовых сборов;

6) Ставки портовых сборов;

7) Расчетная база для начисления портовых сборов и порядок расчета портовых сборов.

8) Льготы и преференции по уплате портовых сборов.

9) Денежная единица, в которой осуществляется оплата портовых сборов;

10) Порядок исполнения и контроль исполнения обязанности по уплате портовых сборов.

Данные элементы системы портовых сборов выделены по принципу достаточности для регулирования правоотношений по определению и уплате портовых сборов. Изменение любого из указанных элементов способно оказать существенное влияние на сумму портовых сборов, собираемых в морских портах Российской Федерации.

Таким образом портовые сборы определяются как плата за оказываемые в морских портах услуги по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему. Следовательно, Законом о морских портах установлена гражданско-правовая природа портовых сборов, как платы за оказываемые услуги.

В Законе о морских портах определены виды портовых сборов. Закон содержит закрытый перечень портовых сборов, которые могут быть установлены в морских портах Российской Федерации, а именно:

9) транспортной безопасности акватории морского порта [9, статья 19 пункт 3].

При этом Закон о морских портах не раскрывает содержание и состав оказываемых услуг в рамках каждого сбора, но определяет естественно монопольный характер данных услуг. Так, Законом определено, что ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях [9, статья 19 пункт 5].

Указанное постановление Правительства РФ не ссылается на Закон о морских портах. Ряд услуг, указанных в перечне [11, пункт 1–8], может быть соотнесен с портовыми сборами, как платой за услуги в соответствии с Законом о морских портах. Однако, следует обратить внимание, что указанный перечень не содержит услуги по обеспечению транспортной безопасности морского порта, сбор за которую предусмотрен Законом о морских портах [9, статья 19 пункт 3 подпункт 9].

Согласно данному перечню портовые сборы установлены в 64 из 67 морских портов Российской Федерации. Виды сборов, взимаемые в каждом порту, установлены в зависимости от имеющихся в порту объектов инфраструктуры в соответствии с обязательными постановлениями по порту.

Следует отметить, что Приказом Минтранса России в каждом порту установлен сбор транспортной безопасности акватории морского порта, а причальный сбор не установлен ни в одном морском порту.

Получатель портовых сборов в общем случае установлен Законом о морских портах, согласно которому портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, а также хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту [9, статья 19 пункт 2]. Следовательно, получателями портовых сборов могут выступать администрации морских портов, либо иные хозяйствующие субъекты.

Приказ Минтранса России от 31.10.2012 № 387 определяет соответствие морских потов, портовых сборов и хозяйствующих субъектов, наделяемых правом взимания данных видов портовых сборов в конкретном порту.

Приказ наделяет правом взимания корабельного сбора администрации морских портов [10, пункт 2].

В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 8 бассейновых администраций морских портов, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Росморречфлоту [13]. Администрации взимают корабельный сбор в тех портах, которые отнесены к предмету ведения конкретной администрации.

Согласно указанному Приказу ФАС России плательщиками портовых сборов являются российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица [12, пункт 1.2].

Объектом обложения портовыми сборами являются суда, осуществляющие плавание под государственным флагом Российской Федерации (российские суда), и суда, осуществляющие плавание под флагами иностранных государств (иностранные суда) [12, пункт 1.3].

Основанием возникновения обязанности по уплате портовых сборов вобщем случаеявляются заход судна в порт, выход судна из порта и проход акватории порта транзитом [12, пункт 1.2].

Ставки портовых сборов устанавливаются Приказами ФАС России для конкретных хозяйствующих субъектов, наделенных правом взимать портовые сборы. Размер ставок портовых сборов дифференцирован по нескольким основаниям:

  • наливные суда;
  • накатные, наплавные суда и контейнеровозы;
  • все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных.

– вид плавания: загранплавание, плавание в каботаже.

– флаг судна: судно под флагом Российской Федерации, судно под флагом иностранного государства [12, пункт 1.3].

В ряде портов установлена плата за предоставление причалов в отсутствии установленного Приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 причального сбора [6, 7].

Приказами ФАС России устанавливаются льготы по уплате портовых сборов. В целом подход к установлению льгот соответствует международной практике и зависит от:

Так, от уплаты портовых сборов освобождаются суда, используемые в некоммерческих целях: учебные суда, аварийно-спасательные суда, военные корабли, суда, используемые для осуществления государственных контрольных и надзорных функций и т. п. [12, пункт 1.11].

От всех сборов, кроме лоцманского сбора, освобождаются суда, проходящие в порту ходовые испытания; суда, обслуживающие деятельность морского порта (ледоколы, суда портофлота); а также суда, эффективность коммерческой работы которых невелика (научно-исследовательские суда, маломерные и прогулочные суда, спортивные парусные суда и т. п.) [12, пункт 1.12].

Отдельные льготы и преференции по уплате портовых сборов предоставляются пассажирским судам и судам рыбопромыслового флота.

В зависимости от назначения судозахода льготы по уплате портовых сборов предоставляются:

1) судам, заходящим с моря на внешний рейд на подходах к порту и выходящих с него в море, без выполнения на рейде каких-либо операций;

2) судам, заходящим в порт вынужденно, в связи с угрозой безопасности судна, жизни или здоровью экипажа и пассажиров, без осуществления в порту операций с грузами и обслуживания пассажиров;

3) судам, заходящим в порт для аварийного ремонта без осуществления в порту операций с грузами и обслуживания пассажиров [12, пункт 1.14].

Расчетная база для начисления портовых сборов ипорядок расчета портовых сборов в морских портах Российской Федерации следующий.

Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в его мерительном свидетельстве [12, пункт 1.7]. Мерительное свидетельство входит в состав судовых документов [3, статья 25].

В общем случае для расчета портового сбора, ставка портового сбора умножается на показатель валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве. Расчет лоцманского и экологического сбора имеет свои особенности [12, раздел V, раздел VIII].

Ставки портовых сборов устанавливаются внациональной валюте Российской Федерации [12, пункт 1.7]. Оплата портовых сборов осуществляется также в российских рублях.

Порядок исполнения обязанности по уплате портовых сборов определяется в рамках гражданско-правовых отношений на основании договора, заключаемого между получателем портовых сборов — хозяйствующим субъектом, оказывающим соответствующие услуги, и плательщиком портовых сборов — судовладельцем или иным уполномоченным им лицом. Договор оказания услуг, в данном случае, является договором присоединения, положения которого определяются Гражданским кодексом Российской Федерации [1, статья 428].

Непосредственными исполнителями обязанности по уплате портовых сборов в соответствии со сложившейся морской практикой являются судовые агенты, действующим по поручению судовладельца [3, статья 232].

Контроль исполнения обязанности по уплате портовых сборов осуществляется сторонами договора. Также контроль по уплате портовых сборов вправе осуществлять капитан порта. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации капитан порта осуществляет функции по контролю за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта [3, статья 76]. Капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае неуплаты установленных портовых сборов [3, статья 80].

В заключении следует отметить, что современная система портовых сборов имеет все необходимые элементы для установления и исполнения обязанности по взиманию и уплате портовых сборов в морских портах Российской Федерации.

Однако представляется целесообразным на законодательном уровне установить соответствие между принятыми Законом о морских портах портовыми сборами как платой за услуги естественно монопольного характера и непосредственно услугами, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях.

Следует дать отдельную правовую оценку установлению органом государственного регулирования платы за предоставление причалов в отсутствии установленного причального сбора и летней ставки ледокольного сбора, как платы за услугу, фактически не оказываемую судну.

Основные термины (генерируются автоматически): сбор, Российская Федерация, морской порт, порт, суд, ФАС России, пункт, Россия, транспортная безопасность акватории, уплата.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557), на основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; 2006, N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145), обращений Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" и протокола Правления ФСТ России от 20 декабря 2007 г. N 59-т приказываю:

1. Утвердить ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению 1.

2. Установить, что ФГУ "Администрация морского порта Новороссийск", ФГУ "Администрация морского порта Таганрог", ФГУ "Администрация морского порта Туапсе", ФГУ "Администрация морских портов Тамани", ФГУ "Администрация морского порта Ейск", ФГУ "Администрация морских портов Выборг и Высоцк", ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург", ФГУ "Администрация морского порта Калининград", ФГУ "Администрация морского порта Астрахань", ФГУ "Администрация морского порта Архангельск", ФГУ "Администрация морского порта Мурманск", ФГУ "Администрация морского порта Восточный", ФГУ "Администрация морского порта Ванино", ФГУ "Администрация морского порта Владивосток", ФГУ "Администрация морского порта Магадан", ФГУ "Администрация морского порта Находка", ФГУ "Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский", ФГУ "Администрация морских портов Чукотки", ФГУ "Администрация морских портов Сахалина" взимают ставки корабельного сбора в морских портах Российской Федерации согласно приложению 1.

3. Установить, что ФГУП "Росморпорт" взимает ставки канального, лоцманского, маячного, навигационного, экологического и ледокольного сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению 1.

4. Утвердить Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению 2.

5. Установить, что ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации являются предельно максимальными.

6. Предоставить администрациям морских портов и ФГУП "Росморпорт" право применять ставки портовых сборов на уровне или ниже предельного максимального уровня.

7. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С. Новиков

Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Ставки портовых сборов (сборов с судов) применяются для расчетов за услуги по использованию инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах (перегрузочных комплексах) Российской Федерации.

1.2.Портовые сборы оплачивают российские и иностранные суда, заходящие в порт, выходящие из порта, а также суда, проходящие акваторию порта транзитом.

1.3. Ставки сборов с судов в морских портах Российской Федерации установлены для российских и иностранных судов в загранплавании, для российских и иностранных судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов:

1.3.1. все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных;

1.3.2. накатные, наплавные суда и контейнеровозы;

1.3.3. наливные суда.

1.4. Тип судна и его специализация определяются судовыми документами.

1.5. Национальная принадлежность судна при оплате портовых сборов определяется флагом, под которым оно плавает, независимо от того, в чьей собственности или управлении оно находится. Национальная принадлежность барже-буксирного состава определяется флагом самоходной части состава.

1.6. Ставки портовых сборов установлены в рублях.

1.7. Ставки портовых сборов с судов установлены за единицу валовой вместимости судна (GT), указанной в Международном Мерительном (классификационном) свидетельстве судна, в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (Лондон, 23 июня 1969 года).

Расчет портовых сборов для танкеров с изолированными балластными танками производится без учета валовой вместимости изолированных балластных танков, указанной в Мерительном свидетельстве.

При отсутствии сведений в Мерительном свидетельстве о валовой вместимости изолированных балластных танков и, соответственно, об уменьшенной валовой вместимости танкера расчет портовых сборов производится с коэффициентом 0,9.

Для расчета портовых сборов пассажирское судно валовой вместимостью более 40000 GT считается равным валовой вместимости 40000 GT.

Начисление портовых сборов по судам, не имеющим мерительных свидетельств, производится по условному объему судна, исчисляемому в кубических метрах путем произведения трех величин судна - наибольшей длины, наибольшей ширины и наибольшей высоты борта судна, указанных в судовых документах, с применением коэффициента 0,35.

1.8. Портовые сборы при входе судна в порт оплачиваются по рейсу, каким судно вошло в порт. При выходе судна из порта сборы с судов оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта. Экологический сбор оплачивается по рейсу (каботажному или заграничному), каким судно вошло в порт.

Судно, поданное в порт в балласте, оплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно подано. Судно, выходящее из порта в балласте, оплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно вошло в порт.

Судно, заходящее в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию порта транзитом, оплачивает портовые сборы по ставкам рейса (каботажного или заграничного), исходя из последнего порта (российского или иностранного) захода судна.

Сборы с судов, заходящих в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, проходящих акваторию порта транзитом (кроме навигационного сбора для транзитных судов), за исключением случаев, оговоренных в п.п. 1.12, 1.14, оплачиваются с применением коэффициента 0,5.

1.9. Валовая вместимость барже-буксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов при расчете сборов (кроме экологического сбора) определяется как сумма валовых вместимостей всех элементов составных плавучих объектов. При расчете экологического сбора учитывается только валовая вместимость самоходной части составного объекта.

1.10. Портовые сборы с лихтеровоза, производящего грузовые операции с лихтерами на внешнем и внутреннем рейде, рассчитываются с суммарной валовой вместимости лихтеров, сданных лихтеровозом при входе в порт и принятых им при выходе из порта.

1.11. От оплаты всех портовых сборов освобождаются:

1) учебные и учебно-тренажерные суда;

2) учебно-производственные суда, находящиеся на балансе учебных заведений морского и речного транспорта;

3) суда, предназначенные для выполнения государственных надзорных и контрольных функций;

4) служебно-вспомогательные и технические суда, суда портофлота, работающие в пределах акватории и оборудованных якорных стоянок одного порта или смежных акваторий нескольких портов;

5) российские военные корабли и военно-вспомогательные суда;

6) госпитальные суда;

7) аварийно-спасательные суда, в том числе суда, предназначенные для ликвидации разливов нефти;

9) гидрографические суда;

10) экскурсионные и прогулочные суда прибрежного плавания.

1.12.От оплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского сбора, освобождаются:

1) научные и исследовательские суда;

2) спортивные, прогулочные и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 кВт;

3) иностранные военные корабли;

4) суда, проходящие ходовые испытания;

5) суда, осуществляющие перевозки пассажиров между рейдом и причалами порта.

1.13. Суда, перечисленные в пунктах 1.11 и 1.12 (кроме подпункта 5), не освобождаются от оплаты портовых сборов, если они производят грузовые и пассажирские операции, а также буксировку между портами, не имеющими смежных акваторий.

1.14. От оплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского и навигационного (СУДС) сборов, освобождаются:

1) суда, приходящие с моря на внешний рейд порта и уходящие с него в море, без выполнения на рейде каких-либо операций;

2) суда, заходящие в порт вынужденно, в связи с угрозой безопасности продолжения плавания, жизни или здоровью команды и пассажиров, без производства в порту грузовых и пассажирских операций;

3) суда, заходящие в порт для аварийного ремонта без производства в порту грузовых и пассажирских операций.

1.15. Суда, выходящие из порта по решению портовых властей и для производства девиационных работ, с последующим возвращением в порт, освобождаются от повторной оплаты портовых сборов, кроме лоцманского сбора.

1.16. Приведенные ставки сборов с судов являются базовыми, к которым применяются коэффициенты, указанные в настоящих Правилах и особенностях применения ставок портовых сборов. При применении к судну нескольких коэффициентов производится их последовательное умножение.

II. Канальный сбор

2.1. Канальный сбор взимается за прохождение судна по каналу при входе в порт и выходе из порта, или проходе акватории порта транзитом.

2.2. Пассажирские суда канальный сбор оплачивают полностью в каждом порту захода один раз в течение календарного года при первом входе в порт и выходе из порта.

Начиная со второго захода в порт, пассажирские суда (кроме судов каботажных рейсов) оплачивают канальный сбор с коэффициентом 0,25 к установленным ставкам за каждый вход в порт и выход судна из порта.

III. Корабельный сбор

3.1. Корабельный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта.

3.2. Грузовые суда при погрузке или выгрузке в нескольких морских портах России в течение одного рейса корабельный сбор оплачивают в первом порту захода полностью, в последующих портах - с коэффициентом 0,5 к установленным ставкам.

3.3. Пассажирские суда корабельный сбор оплачивают в каждом порту захода один раз в течение календарного года при первом входе в порт и выходе из порта.

3.4. Для грузовых судов, работающих на линиях, открытых в установленном порядке, к ставкам корабельного сбора применяется коэффициент 0,8.

3.5. Транзитные суда освобождаются от оплаты корабельного сбора.

IV. Ледокольный сбор

4.1. Ледокольный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом.

4.2. Для грузовых судов, работающих на линиях, открытых в установленном порядке, к ставкам ледокольного сбора применяется коэффициент 0,8.

4.3. От оплаты ледокольного сбора освобождаются:

а) суда с ледовым классом ЛУ7 (по классификации Российского морского Регистра судоходства или соответствующим ему классам других классификационных обществ);

б) пассажирские суда.

4.4. При объявлении капитаном порта зимней (летней) навигации ранее установленного срока, а также при продлении ее срока, ледокольный сбор оплачивается по соответствующей ставке с даты объявления до даты окончания (включительно) соответствующего периода навигации.

V. Лоцманский сбор

5.1. Лоцманский сбор взимается за лоцманскую проводку судна по подходным каналам и фарватерам (внепортовая проводка) и лоцманскую проводку на внутренней акватории порта (внутрипортовая проводка).

5.2. Лоцманский сбор включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

5.3. При внепортовой проводке судов (кроме спортивных и маломерных судов) лоцманский сбор оплачивается за каждую милю проводки. Неполная миля считается за полную.

5.4.При внутрипортовой проводке лоцманский сбор оплачивается за каждую операцию внутрипортовой проводки судна. Самостоятельной операцией внутрипортовой проводки является:

1) проводка судна по внутренней акватории порта с последующей постановкой на якорь, швартовные бочки или швартовкой к причалу при входе судна в порт;

2) отшвартовка судна от причала с последующей его проводкой по внутренней акватории порта при выходе судна из порта;

3) отшвартовка судна от причала или швартовка судна к причалу при его перестановке между причалами, внутренними рейдами, причалами и внутренним рейдом;

4) ввод или вывод судна из дока.

При внутрипортовой проводке с выходом судна на канал или фарватер дополнительно взимается лоцманский сбор по ставке внепортовой проводки за каждую милю проводки.

5.5. Для грузовых судов, работающих на линиях, открытых в установленном порядке, к ставкам лоцманского сбора применяется коэффициент 0,8.

5.6. Для расчета величины лоцманского сбора судно валовой вместимостью меньше 1400 GT (кроме спортивных и маломерных судов) считается равным судну валовой вместимостью 1400GT.

5.7. При перетяжке судна вдоль причала с лоцманом на борту на расстояние менее длины судна лоцманский сбор оплачивается по ставкам внутрипортовой проводки с коэффициентом 0,5.

5.8. При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно, оплачивается 50% лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

VI. Маячный сбор

6.1. Маячный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом.

VII. Навигационный сбор

7.1. Навигационный сбор взимается за вход в порт и выход судна из порта или проход акватории порта транзитом. Для судов, проходящих акваторию порта транзитом, установлена ставка - навигационный сбор (СУДС).

7.2. Грузовые суда при погрузке или выгрузке в нескольких морских портах России в течение одного рейса навигационный сбор оплачивают в первом порту захода полностью, в последующих портах - с применением коэффициента 0,5 к установленным ставкам.

7.3. Пассажирские суда навигационный сбор оплачивают в каждом порту захода один раз в течение календарного года по ставке навигационного сбора при первом входе в порт и выходе из порта.

Начиная со второго захода в порт, пассажирские суда навигационный сбор оплачивают по ставке навигационного сбора (СУДС) за каждый вход в порт и выход судна из порта.

7.4. Для грузовых судов, работающих на линиях, открытых в установленном порядке, к ставкам навигационного сбора применяется коэффициент 0,8.

VIII. Экологический сбор

8.1.Экологический сбор взимается в портах, располагающих техническими средствами для приема с судов всех видов предъявляемых судовых отходов без каких-либо ограничений (за исключением балластных вод) за все время нахождения в порту.

Экологический сбор включает оплату всех операций, связанных с приемом судовых отходов (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции, шланговка, отшланговка и др.).

Судно, не сдавшее судовые отходы, от оплаты экологического сбора не освобождается.

8.2. Для судов, оснащенных природоохранным оборудованием и использующих его для утилизации всех видов судовых отходов и загрязнений, и имеющих соответствующие свидетельства о предотвращении загрязнения моря нефтью, сточными водами и мусором, к ставкам экологического сбора применяется коэффициент 0,5.

8.3. От оплаты экологического сбора освобождаются:

1) суда, заходящие в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций;

2) суда, осуществляющие грузовые или другие операции только на внешнем рейде порта;

1.1. Настоящие ставки портовых сборов с судов в морских рыбных портах Российской Федерации установлены Федеральной службой по тарифам по представлению федеральными государственными учреждениями - Государственными администрациями морских рыбных портов (далее - Госадминистрации) для судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс и используемых для промысла водных биологических ресурсов, приемотранспортных судов, вспомогательных судов и судов специального назначения.

1.2. Применение портовых сборов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.3. Портовые сборы в морских рыбных портах взимаются Госадминистрациями в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 487 "Об учреждении государственных администраций морских рыбных портов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 238) с российских и иностранных судов, указанных в Таблице приложения 2, заходящих в морской рыбный порт для обслуживания, независимо от их организационно-правовой формы собственности, назначения и ведомственной принадлежности.

1.4. Взимание портовых сборов производится, как правило, с условного объема судна, исчисляемого в кубических метрах и определяемого произведением трех величин, указанных в судовых документах: наибольшей длины, наибольшей ширины и наибольшей высоты борта судна. Условный объем судна менее 1000 кубических метров принимается за 1000 кубических метров. Применительно к транспортным судам, имеющим две и более палуб, а также перевозящих груз на верхней палубе, высота борта, используемая в расчетах, не должна быть менее полуширины судна.

1.5. Взимание портовых сборов может производиться и с валовой вместимости судна, исчисляемой в брутто регистровых тоннах, указанной в мерительном свидетельстве судна. Выбор критериев (объем или вместимость) в каждом порту производится Госадминистрацией и утверждается Федеральной службой по тарифам одновременно со ставками портовых сборов. Вместимость судна менее 1000 брутто регистровых тонн принимается за 1000 брутто регистровых тонн, кроме судов, не выходящих за пределы портовых вод, плата с которых взимается за фактическую вместимость.

1.6. Условный объем барже-буксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов для исчисления всех видов портовых сборов, кроме экологического сбора, определяется как сумма объемов отдельных элементов.

1.7. Для расчета всех видов портовых сборов условный объем судов Ро - Ро, Ло - Ро, Ро - Флоу, ОБО и контейнеровозов умножается на коэффициент 0,7. Для расчета всех видов сборов условный объем танкеров с двойным дном, двойными бортами или танками изолированного балласта умножаются на коэффициент 0,85.

1.8. Настоящие ставки портовых сборов установлены в рублях, являются базовыми, индексируются при необходимости в установленном порядке.

1.10. От оплаты всех видов сборов освобождаются учебные, учебно-производственные, учебно-тренажерные суда, если они не производят в порту грузовые и пассажирские операции коммерческого характера.

1.11. Госадминистрации могут предоставлять скидки со ставок портовых сборов судам, обслуживающим рыбопромысловый комплекс и используемым для промысла водных биологических ресурсов, приемотранспортным судам, вспомогательным судам и судам специального назначения в размере не более 20%.

1.12. Скидки со ставок портовых сборов применяются по отношению к базовой ставке (таблицы 1 - 8 приложения 1). При предоставлении судну нескольких скидок применятся только наибольшая из них.

1.13. Портовые сборы должны быть оплачены судном до выхода из порта. В соответствии со статьей 80 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (1 ч.), ст. 5581) капитан морского рыбного порта имеет право отказать судну в выдаче разрешения на выход из порта в случае неуплаты установленных портовых сборов.

2.3. С судов групп "А", "Б", "В", "Г" и "З" сбор взимается за один кубический метр условного объема судна отдельно за каждый вход в порт и выход из порта.

От оплаты корабельного сбора освобождаются суда групп "Д", "Е" и "Ж", если они не производят в порту операций коммерческого характера.

2.4. С судов групп "А" и "Б" при погрузке и выгрузке в нескольких морских портах России в течение одного рейса корабельный сбор взимается в первом порту захода полностью (100%), в последующих портах - со скидкой 50%.

2.6. Грузовым судам, работающим на линиях заграничного плавания, открытых в установленном порядке, предоставляется скидка 20%.

3.2. С судов групп "А", "Б", "В", "Е" и "З" маячный сбор взимается за 1 куб. метр условного объема судна при каждом входе в порт либо проходе его транзитом.

3.3. От оплаты маячного сбора освобождаются суда, заходящие в морской рыбный порт вынужденно, для аварийного ремонта, и суда группы "Г". Суда групп "Д" и "Ж" от оплаты маячного сбора освобождаются, если они не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

4.2. С судов групп "А", "Б" и "З" канальный сбор взимается за 1 куб. метр условного объема судна при каждом прохождении канала в один конец.

В случае выхода судна на рейд по не зависящим от него причинам с последующим возвращением канальный сбор повторно не взимается.

5.2. Причальный сбор взимается с судов, стоящих у причала, за один погонный метр причальной линии, занятой судном, за каждый час стоянки судна при производстве грузовых операций и отстой судна у причала в остальных случаях.

При производстве расчетов стоянка судна менее 30 мин. приравнивается к 0,5 часа, более 30 мин. - принимается за один час.

Причальный сбор за простой судна у причала после окончания грузовых операций взимается начиная с момента окончания выгрузки/погрузки и крепления груза. Неполный час простоя считается за полный.

Причальный сбор может включать неучтенные расходы, связанные с гидротехническими работами у кордонов причалов порта.

5.3. С судов, стоящих лагом к другому судну, ошвартованному у причала, либо ошвартованных у причала носом или кормой, взимается 50% причального сбора.

5.4. Суда группы "Е" (кроме судов, заходящих для оформления таможенных и пограничных формальностей) от оплаты причального сбора освобождаются. Суда групп "Д" и "Ж" и суда, заходящие в порт вынужденно, от причального сбора освобождаются, если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера и не находятся в отстое.

6.2. Якорный сбор взимается за 1 куб. метр условного объема судна с судов всех групп за каждый час стоянки на якоре на внутреннем и внешнем рейде порта свыше 12 часов. Плата за первые 12 часов стоянки на якоре не взимается. Неполный час стоянки на якоре считается за полный.

7.2. Экологический сбор взимается за 1 куб. метр условного объема судна с судов групп "А" (кроме несамоходных), "Б" (кроме несамоходных), "В" (кроме пассажирских), "Г" (кроме пассажирских) и "З" за 1 куб. метр объема судна и самоходной части составного объекта за прием без каких-либо ограничений всех видов предъявляемых отходов (за исключением балластных вод) за все время стоянки судна в порту. Ставки сбора включают оплату всех операций, связанных с приемом судовых отходов (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, шланговка, отшланговка и др.).

7.3. Судам, оснащенным природоохранительным оборудованием для полной утилизации всех видов судовых отходов и загрязнений и имеющим международные свидетельства о предотвращении загрязнения моря нефтью, сточными водами и мусором (экологически чистым), с экологического сбора предоставляется скидка в размере 50%.

7.4. Пассажирские и несамоходные суда от оплаты экологического сбора освобождаются. Суда групп "Д", "Е" и "Ж" от оплаты сбора освобождаются, если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера. Прием портом отходов с судов, освобожденных от оплаты экологического сбора, производится по заявкам капитана судна по тарифам, утвержденным портом в установленном порядке.

7.5. В портах, не располагающих техническими средствами для приема всех видов судовых отходов, экологический сбор не взимается. В этих портах прием отходов, включая балластные воды, осуществляется по тарифам, утвержденным организацией, осуществляющей эксплуатацию причалов в установленном порядке.

8.2. Лоцманский сбор взимается за 1 куб. метр условного объема судна при внепортовой и внутрипортовой лоцманской проводки судна.

8.3. При внутрипортовой проводке лоцманский сбор взимается за каждую операцию. При внепортовой проводке лоцманский сбор взимается за каждую милю проводки по фарватеру или каналу. Неполная миля проводки считается за полную. Судно с условным объемом менее 5000 кубических метров считается равным 5000 кубических метров.

8.4. Лоцманский сбор не включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

8.5. Суда группы "Д" (кроме спортивных судов и частных яхт) от оплаты лоцманского сбора освобождаются, если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

8.6. Грузовым судам, работающим на линиях заграничного плавания, открытых в установленном порядке, и пассажирским судам в каботажном плавании предоставляется скидка в размере 20%.

8.7. При лоцманской проводке иностранных и российских спортивных судов и частных яхт в загранплавании лоцманский сбор взимается за судно:

8.8. Лоцманская проводка при вводе/выводе судна из дока, судов с неработающим главным двигателем, неисправным винто-рулевым комплексом, специальных плавучих объектов (буровых установок, модулей, доков, гостиниц и т.п.) оплачивается по ставкам Таблицы 7 Приложения 1, увеличенным на 50%.

8.9. Лоцманская проводка при девиационных работах оплачивается по ставкам внутрипортовой проводки независимо от района производства этих работ.

8.10. При одновременной проводке нескольких судов лоцманский сбор взимается с каждого из них по полной ставке.

8.11. Основанием для взимания лоцманского сбора является лоцманская квитанция, выписанная лоцманом и заверенная капитаном судна, или радиотелеграфное подтверждение судна.

8.12. При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно, оплачивается 100% лоцманского сбора, причитающегося за проводку, для которой был вызван лоцман.

9.2. Навигационный сбор взимается за 1 куб. метр условного объема судна в портах, оборудованных береговыми радиолокационными системами управления движения судов, при каждом входе в порт, выходе из порта, проходе его транзитом.

9.10. От оплаты навигационного сбора освобождаются суда служебные и гидрографические, суда, заходящие в порт вынужденно и для аварийного ремонта, а также группы "Д", если не производят в порту грузовых и пассажирских операций коммерческого характера.

Суда местного портового флота и судоремонтных заводов, выполняющие коммерческие рейсы в загранплавании, относятся к группе "А" или "В".

Читайте также: