Погашение задолженности по ндфл

Обновлено: 02.05.2024

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.

Из этого правила есть некоторые исключения. Например, при продаже имущества и имущественных прав налог уплачивается физическими лицами самостоятельно. Особенности удержания налога при операциях с ценными бумагами предусмотрены в отдельных статьях НК РФ.

Вопросам исполнения обязанностей налогового агента посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие сроки установлены для исполнения налоговым агентом обязанностей по уплате НДФЛ?

С 2016 года исчисление налога производится на дату фактического получения дохода (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Удержание налога осуществляется при фактической выплате дохода в денежной форме (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

Перечислять суммы исчисленного и удержанного налога налоговые агенты обязаны не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

Исключения из общего правила о сроке перечисления налога предусмотрены для выплат пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков.

Как определяется дата получения дохода в виде зарплаты?

Согласно статье 136 Трудового кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

С 3 октября 2016 года дата выплаты заработной платы не может быть установлена правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть 6 статьи 136 Трудового кодекса).

До истечения месяца нельзя определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить НДФЛ при выплате зарплаты за первую половину месяца.

Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения работником такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Исчисление налога с доходов по оплате труда производится в последний день месяца. Именно эту дату – последнее число каждого месяца — следует отражать в регистрах налогового учета по НДФЛ как дату получения дохода в виде оплаты труда.

Когда налоговый агент должен перечислять налог с заработной платы?

Дата получения дохода в виде оплаты труда и момент удержания налога могут не совпадать.

Налоговый агент производит удержание и перечисление в бюджет налога с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход.

С 2016 года удержанный НДФЛ должен перечисляться не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода в денежной форме.

Это значит, что при выплате организацией заработной платы 15-го числа текущего месяца за вторую половину предшествующего месяца, а именно при перечислении денежных средств с расчетного счета организации на счета работников необходимо в этот же день удержать исчисленный налог и перечислить его в бюджет не позднее следующего дня.

Удержать налог в день выплаты и перечислить его в бюджет не позднее следующего дня нужно и в случае, если, например, зарплата выплачивается до последнего дня месяца.

В ситуации, когда в организации аванс выплачивается в последний день месяца, НДФЛ при выплате такого аванса подлежит исчислению, удержанию и перечислению в бюджет (определение Верховного Суда от 10.05.2016 № 309-КГ16-1806). Иными словами, НДФЛ с выплачиваемого дохода в виде оплаты труда подлежит уплате по истечении месяца.

При выдаче заработной платы из выручки организации, полученной в виде наличных денежных средств, налог также должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Если часть зарплаты выплачивается в натуральной форме, НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога из доходов, выплачиваемых в денежной форме.

Как отражается удержание и перечисление зарплаты в справке 2- НДФЛ?

В том случае, если сумма НДФЛ удержана после завершения налогового периода и представления в налоговый орган справки 2-НДФЛ, необходимо представить скорректированную справку (письмо ФНС от 02.03.2015 № БС-4-11/3283).

Если удержание суммы НДФЛ с заработной платы, начисленной за декабрь 2016 года, произведено налоговым агентом в январе 2017 года непосредственно при выплате заработной платы, данная сумма налога отражается только по строке 040 и не отражается по строкам 070, 080 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за 2016 год. При этом данная сумма налога должна быть отражена по строке 070 в разделе 1, а непосредственно сама операция — в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2017 года (письмо ФНС от 29.11.2016 № БС-4-11/22677@).

На мой взгляд, если зарплата за декабрь 2016 года начислена и фактически выплачена в декабре, скажем, 30 числа, то указанная операция может быть отражена в расчете по форме 6-НДФЛ за 2016 год. Это соответствует срокам, указанным в пунктах 4, 6 статьи 226 НК РФ.

Вместе с тем, в отношении другой похожей ситуации ФНС заявляет, что независимо от даты непосредственного перечисления налога в бюджет операция должна отражаться в разделе 2 расчета 6-НДФЛ следующего периода (письмо от 15.12.2016 № БС-4-11/24063@). Успокаивает лишь то, что, по мнению же ФНС, если отражение операции в форме 6-НДФЛ не привело к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, то представление уточненного расчета не требуется (письмо от 15.12.2016 № БС-4-11/24065@).

Какой день признавать датой получения дохода для премий, начисляемых одновременно с зарплатой?

На основании статьи 129 Трудового кодекса заработная плата(оплата труда работника) включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты(доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Стимулирующие выплаты могут производиться в сроки, установленные локальными актами работодателя.

Если речь идет о премии, связанной с выполнением работником трудовых обязанностей, предусмотренной коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами работодателя, то датой получения дохода в виде такой ежемесячной премии может признаваться последний день месяца, за который работнику начислена премия (та же дата, что и для зарплаты). Этот вывод подтверждает определение Верховного суда от 16.04.2015 № 307-КГ15-2718.

Тогда датой получения квартальных, годовых премий будет считаться последний день месяца, которым датирован приказ о выплате премии по итогам работы за квартал или за год (письмо ФНС от 24.01.2017 № БС-4-11/1139).

Вместе с тем, указание в расчете 6-НДФЛ даты фактического получения дохода в виде премии как дня выплаты работнику дохода в виде премии, не должно рассматриваться как недостоверность сведений, влекущих привлечение налогового агента к ответственности по статье 126.1 НК РФ.

Как определяется дата получения дохода для отпускных?

Удержание налога с сумм оплаты отпуска происходит исходя из даты выплаты отпускных (подпункт 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ).

До 2016 года какой-либо отсрочки в перечислении налога не было, так как НК РФ не предусматривал особенности определения даты получения данного вида дохода (постановление Президиума ВАС от 07.02.2012 № 11709/11).

Но с 2016 года удержанный с отпускных НДФЛ можно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

Такой же срок уплаты установлен в отношении НДФЛ, удержанного с пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).

В период со дня удержания налога и до последнего дня соответствующего месяца удержанные суммы находятся в распоряжении налогового агента.

Перечисление удержанного НДФЛ ранее указанного срока нарушением не является.

Налоговым агентом при исчислении НДФЛ допущена ошибка, приведшая к возникновению задолженности физического лица - работника организации. В каком объеме должен быть удержан НДФЛ в погашение такой задолженности при последующих выплатах дохода физическому лицу в этом же году?

В редакции пункта 4 статьи 226 НК РФ, действовавшей до 1 января 2016 года, начисленная сумма НДФЛ должна была удерживаться налоговым агентом из любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при фактической выплате указанных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не должна была превышать 50% суммы выплаты.

С 2016 года удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме только в случаях выплаты налогоплательщику дохода в натуральной форме или получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды.

Согласно статье 138 Трудового кодекса общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику.

Предельные размеры удержаний из заработной платы работника, предусмотренные статьей 138 ТК РФ, исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Таким образом, получается, что при выплате дохода в денежной форме непосредственно налогоплательщику налоговый агент может удерживать задолженность по НДФЛ за счет полной суммы выплачиваемого дохода.

  • с ограничениями, установленными статьей 138 Трудового кодекса, с дохода в виде оплаты труда;
  • с ограничениями, установленными пунктом 4 статьи 226 НК РФ, с дохода в натуральной форме или в виде материальной выгоды;
  • без ограничений с иных доходов, отличных от дохода в натуральной форме, в виде материальной выгоды, а также оплаты труда.

Указанная позиция, отраженная в письме от 26.10.2016 № БС-4-11/20405@, выгодна налогоплательщику. Если налоговый агент будет руководствоваться данным разъяснением, то оно на основании пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ освободит его от риска уплаты пени и штрафа.

Влечет ли перечисление налога до выплаты дохода негативные последствия для налогового агента?

Строго говоря, НК РФ не предусматривает досрочное перечисление НДФЛ, более того, запрещает, поскольку в данном случае налог уплачивается за счет налогового агента в нарушение пункта 9 статьи 226 НК РФ.

Но следует отметить, что по конкретным делам есть судебная практика, согласно которой, если налог исчислен правильно, удержан и поступил в бюджет, то уплата НДФЛ до выплаты дохода не признается нарушением, влекущим для налогового агента штраф по статье 123 НК РФ и пени по статье 75 НК РФ. Подобные выводы сделаны, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 по делу № А56-16143/2013. Поддерживается указанный подход и в письме ФНС от 29.09.2014 № БС-4-11/19716.

Предположим, налоговый агент обнаруживает, что удержанная сумма налога, своевременно не перечислена, но при этом срок сдачи отчетности еще не наступил…

Действия налогового агента, который до представления первичного расчета обнаружил ошибку и произвел уплату налога и пени, свидетельствуют о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений и отсутствии оснований для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ (Постановление Президиума ВАС от 18.03.2014 № 18290/13).

Вместе с тем, отсутствие задолженности по НДФЛ на дату составления акта проверки не является основанием для неприменения штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ и начисления пени (Определение Верховного Суда от 31.03.2016 № 307-КГ16-1594).

В чем специфика перечисления НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения?

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Если организация, которая имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, то НДФЛ по всем обособленным подразделениям перечисляется в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. При этом платежное поручение оформляется на каждое обособленное подразделение с соответствующим ему КПП (письмо Минфина от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174).

Согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ уплата налога по месту нахождения обособленного подразделения должна осуществляться исходя из сумм доходов физических лиц по всем договорам, заключенным с ними этим обособленным подразделением (а не только по трудовым договорам).

В какой налоговый орган следует производить перечисление удержанного налога при заключении договора аренды с физическим лицом?

Если договор был заключен головной организацией, то удержанный налог следует перечислять в налоговый орган по месту учета организации в налоговом органе (письмо Минфина от 01.06.2011 № 03-04-06/3-127).

Если договор заключен организацией в лице обособленного подразделения, то налог должен быть направлен в налоговый орган по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (письмо Минфина от 22.11.2012 № 03-04-06/3-327).

Данный порядок применяется независимо от места жительства физических лиц и места нахождения имущества, сдаваемого ими в аренду. В тот же налоговый орган следует направлять и сведения о выплаченном физическому лицу доходе.

Насколько значимо место заключения трудового договора с физическим лицом?

Более важно место работы, указанное в трудовом договоре в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса. Но если работа носит разъездной характер, налог следует перечислять по месту нахождения того подразделения, в котором заключен договор.

Налоговый агент уплатил всю сумму удержанного налога в налоговый орган по месту учета головного подразделения. Взыскивается ли штраф по статье 123 Кодекса на ту часть налога, которая подлежала перечислению по месту нахождения обособленного подразделения?

Правоприменительная практика исходит из того, что статьи 45, 75, 123 НК РФ не предусматривают взыскания не только штрафа, но и пени за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Это означает, что если налог организацией был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме по месту нахождения организации или по месту нахождения обособленного подразделения, то основания для уплаты пени и штрафа отсутствуют.

Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС от 24.03.2009 № 14519/08, письме ФНС от 02.08.2013 № БС-4-11/14009.

А если в результате неправильного указания ОКТМО суммы налога на доходы физических лиц были перечислены в бюджет образования, в котором не расположены ни головное, ни обособленное подразделение организации?

Неправильное указание кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) не предусмотрено в пункте 4 статьи 45 НК РФ в качестве случая, в котором обязанность по уплате налога признается неисполненной.

Если в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога поступила в бюджетную систему Российской Федерации, то налог считается уплаченным.

Такое толкование содержит Постановление Президиума ВАС от 23.07.2013 № 784/13. И хотя такое решение было принято в отношении кода ОКАТО, оно вполне применимо и в отношении кодов ОКТМО.

image_pdf
image_print

блокировки счетов и взыскания имущества. НК РФ предусмотрена рассрочка или отсрочка по уплате налогов и взносов. В статье рассмотрим, как их получить.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов

Если есть достаточные основания, юрлица, ИП и физлица могут уплатить налоги, сборы и страховые взносы позже установленного законом срока, воспользовавшись рассрочкой или отсрочкой.

  1. Рассрочка предполагает погашение задолженности путём разработки графика платежей с конкретными суммами, сроками уплаты налогов и процентами по ним.
  2. Отсрочка предполагает изменение срока уплаты налогов на более поздний. При его наступлении нужно полностью погасить сумму отсроченных платежей и начисленных процентов.

Срок предоставления рассрочки или отсрочки зависит от вида налога, а также от бюджета, в который он уплачивается.

  1. Рассрочка и отсрочка по налогам и сборам в региональные и местные бюджеты предоставляется на срок до года.
  2. Рассрочка и отсрочка по федеральным налогам и взносам предоставляется на срок, не превышающий 3-х лет.

Кому предоставляется рассрочка и отсрочка

Рассрочка или отсрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов предоставляется заинтересованным лицам, финансовое положение которых не позволяет произвести оплату в установленный срок. При этом учитывается возможность произвести оплату в течение вновь установленного срока.

По п. 2 ст. 64 НК РФ юрлица и ИП могут получить рассрочку или отсрочку, если:

  1. Бизнесу нанесён ущерб в результате стихийных бедствий, технологических катастроф или других обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Государственный или муниципальный заказ выполнен, но оплата не получена. не предоставлено или задерживается.
  3. Возникает угроза банкротства при единовременной уплате налогов.
  4. Деятельность носит сезонный характер (см. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382)
  5. Импортёр желает получить рассрочку или отсрочку налогов в соответствии с таможенным законодательством (ст. 59 ТК ЕАЭС)
  6. В ходе налоговой проверки доначисляются налоги, сборы, страховые взносы, пени и штрафы при отсутствии возможности их погасить единовременным платежом.

По п. 2.1 ст. 64 НК РФ рассрочка по уплате налогов предоставляется лишь на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации.

По п. 12 ст. 64 НК РФ субъекты РФ и муниципальные образования вправе устанавливать дополнительные основания и иные условия предоставления рассрочки или отсрочки по налогам.

Обратите внимание: основание для рассрочки или отсрочки требует документального подтверждения. Например, чтобы подтвердить угрозу банкротства при единовременной уплате налогов, нужно провести финансовый анализ. Для этого используется методика, утверждённая приказом Минэкономразвития от 26.06.2019 № 382. При этом налогоплательщику следует самостоятельно провести финансовый анализ, после чего подать заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки платежей.

По п. 5.1 ст. 64 НК РФ, чтобы получить рассрочку по доначисленным в результате налоговой проверки платежам, юрлица и ИП должны соответствовать дополнительным критериям:

  • осуществлять деятельность не менее одного года с момента регистрации
  • нет возбужденной процедуры банкротства
  • не находятся в процессе реорганизации или ликвидации
  • могут погасить доначисленное в течение срока, на который предоставляется рассрочка
  • не обжалуют решение налоговой проверки по доначисленным платежам.

Дополнительные ограничения срока, на который предоставляется рассрочка, при условии доначисления налогов при проверке по требованию зависит от размера доначисленных платежей:

  • на период до одного года, если сумма доначисленного составила менее 30% от суммы выручки, полученной за год, предшествующий вступлению в силу решения налоговиков
  • на период до трёх лет, если сумма доначисленного 30% и более от суммы выручки, полученной за год, предшествующий вступлению в силу решения о доначислении

Ст. 62 НК РФ устанавливает, что рассрочка и отсрочка не предоставляются, если:

  1. В отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело за совершение налогового преступления.
  2. В отношении налогоплательщика возбуждено производство по делу об административном или налоговом правонарушении.
  3. Есть подозрения, что налогоплательщик совершил незаконные платежи, чтобы обналичить денежные средства, укрыть имущество и т.п.
  4. Налогоплательщик нарушил условия, на которых ранее предоставлялась рассрочка, отсрочка или инвестиционный кредит (если с момента их нарушения до подачи нового заявления не прошло три года).
  5. Срок уплаты налога на прибыль компанией, входящей в консолидированную группу налогоплательщиков, переносится.
  6. По п. 9 ст. 61 НК РФ заинтересованное лицо является налоговым агентом.

Сумма, на которую предоставляется рассрочка и отсрочка

Рассрочка и отсрочка могут быть предоставлены как на всю сумму налога, так и на её часть. При этом размер перенесённого платежа не может превышать стоимость чистых активов компании. Однако указанное ограничение не распространяется на следующие случаи:

  • когда налогоплательщик не получил финансирование из бюджета
  • когда государство или муниципалитет не оплатили выполненный заказ
  • на другие ситуации, связанные с ограничениями из-за коронавируса

Правила, по которым производится оценка чистых активов компании, утверждены приказом Минфина РФ от 28.08.2014 № 84н. Их стоимость определяют как разницу между активами и обязательствами. При этом из активов вычитают дебиторскую задолженность учредителей, а из обязательств – доходы будущих периодов.

Процент, взимаемый при рассрочке и отсрочке

При предоставлении рассрочки или отсрочки по налогам практически всегда начисляются проценты. Для разных оснований свои процентные ставки.

  • задержка финансирования
  • неоплата выполненного госзаказа
  • форс-мажорные обстоятельства
  • обстоятельства, вызванные коронавирусом
  • возникновение банкротства при единовременной уплате налога
  • сезонная деятельность
  • таможенные пошлины
  • доначисления по решению налоговой проверки

Обратите внимание: проценты включаются в состав внереализационных расходов в конце каждого месяца на протяжении всего периода предоставления рассрочки или отсрочки.

Пошаговая инструкция, как получить рассрочку или отсрочку

Чтобы перенести срок уплаты налогов и иных платежей, нужно собрать необходимые документы, заручиться обеспечением обязательств и получить одобрение компетентных органов.

Подготовка документов

Прежде всего нужно составить заявление и указать причины, по которым невозможно своевременно уплатить налоги. Форма заявления утверждена приложением № 1 к Приказу ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

По п. 5 и 5.1 ст. 64 НК РФ к заявлению нужно приложить:

  • банковские справки о ежемесячных оборотах по счетам за 6 месяцев до подачи заявления
  • банковские справки о наличии или отсутствии расчётных документов, помещённых в соответствующую картотеку
  • банковские справки об остатках денежных средств и драгметаллов на счетах компании
  • список дебиторов с указанием сроков договоров и денежных сумм (с предоставлением копий указанных договоров и других документов, подтверждающих дебиторскую задолженность)
  • обязательство, которое предусматривает соблюдение условий для предоставления рассрочки или отсрочки
  • график погашения задолженности по налогам
  • документы, предусмотренные п. 5.1 ст. 64 НК РФ, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налогов.

Рекомендуемые формы перечисленных документов представлены в приложениях к Порядку, утверждённому Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@, среди которых форма самого заявления и форма обязательства, предусматривающего соблюдение условий для получения рассрочки или отсрочки.

Порой у налогоплательщиков возникает вопрос, какие документы нужно представить, чтобы подтвердить право на рассрочку или отсрочку.

При задержке финансирования следует предоставить гарантийные письма распорядителей бюджетных денежных средств, в которых должно быть сказано о задержке финансирования, а также о сумме недофинансирования на дату подготовки налогоплательщиком заявления о рассрочке или отсрочке.

При получении рассрочки или отсрочки в связи с сезонным характером деятельности нужно предоставить документ, подтверждающий, что сумма сезонных доходов составляет не меньше 50% от общей суммы доходов. Кроме того, отрасль деятельности налогоплательщика должна входить в Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382).

Подготовка обеспечения обязательств

Перенос сроков уплаты налогов возможен лишь в том случае, когда имеются гарантии платёжеспособности заинтересованного лица. Обеспечить обязательство можно:

  • залогом имущества
  • поручительством третьих лиц
  • банковской гарантией

При подаче заявления о рассрочке доначисленных в ходе проверки сумм обеспечить обязательства можно только банковской гарантией. В других случаях обеспечение возможно любым из указанных способов.

Подача документов в компетентный орган

В какой орган подать заявление, зависит от налога.

    , НДС и другие налоги в федеральный бюджет , уплачиваемый ИП, в части доходов, с которых налог не удерживается налоговыми агентами
  • подп. 1 п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 63 НК РФ
  • п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
  • подп. 6 п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 63 НК РФ
  • п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
  • подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ
  • п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@
  • налоги субъектов РФ
  • местные налоги
  • подп. 2 п. 1 ст. 63 и п. 3 ст. 63 НК РФ
  • п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@

Решение о предоставлении рассрочки или отсрочки (отказ в их предоставлении) принимается в течение 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом налогоплательщик вправе ходатайствовать о приостановке уплаты налогов на период рассмотрения заявления.

Положительное решение вступает в законную силу с указанной в нём даты. Пени, начисленные в период просрочки уплаты налога, включаются в сумму задолженности. Если срок переносится под залог имущества, решение вступает в законную силу после подписания договора о залоге.

Если рассрочка или отсрочка не предоставлены, налоговый орган обязан сообщить причину, по которой принял такое решение. По п. 9 ст. 64 НК РФ отказ может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или суд.

Инвестиционный кредит как способ изменения срока уплаты налогов

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) позволяет организациям уплачивать лишь часть налогов в течение определённого срока (от 1 года до 10 лет). Получить ИНК можно для уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов.

Рассмотрим, как работает ИНК.

Компания получает ИНК, чтобы уплатить определённую сумму налога. В конце каждого отчётного или налогового периода она рассчитывает сумму налога в общем порядке. Уменьшенная сумма налога перечисляется в бюджет до тех пор, пока сумма долга не станет равна сумме ИНК. Со всей суммы долга компания начисляет и уплачивает проценты. Сумму ИНК нужно погасить в сроки, установленные графиком платежей.

По договору предоставления ИНК платежи по налогу постепенно уменьшаются. Однако в каждом отчётном периоде платёж может быть уменьшен не более чем в 2 раза. Также по ст. 66 НК РФ кредит за весь налоговый период не может превышать 50% от суммы налога, подлежащего уплате.

Ст. 67 НК РФ устанавливает: размер ИНК зависит от основания, по которому организация его берёт. Перечень оснований закрытый. Они связаны не с финансовой ситуацией организации, а с видом её деятельности. Например, ИНК предоставляется компаниям, создающим новые технологи, выполняющим гособоронзаказ, инвестирующим в возобновляемые источники энергии, занимающимся научными исследованиями.

Недавние поправки в первую часть НК РФ: новые правила взыскания недоимки, зачет переплаты и другие изменения

Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес большой пакет изменений в Налоговый кодекс. Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в первую часть НК РФ. Речь пойдет о скорректированных правилах взыскания задолженности с банковских счетов, о возможности зачесть переплату в счет недоимки по налогу другого вида, о новой обязанности организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов и других изменениях.

Новые правила взыскания задолженности

По действующему правилу на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится два месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). Причем срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

После вступления в силу комментируемых поправок для небольших сумм задолженности будет действовать особый порядок взыскания.

Налоговики не станут взыскивать долги до тех пор, пока их общая сумма не превысит 3 000 руб. Когда это случится, ИФНС сможет принять решение о взыскании в течение двух месяцев с даты превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным.

Из данного правила есть исключение. Как только пройдут три года с момента окончания срока, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, инспекторы получат право на взыскание, даже если общая сумма долга не превысила 3 000 руб. В этом случае на принятие решения о взыскании у налоговиков есть два месяца с момента истечения указанного трехлетнего срока (новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ).

Соответствующие изменения начнут действовать с 1 апреля 2020 года.

Зачет переплаты в счет налога другого вида

В действующей редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано, что зачесть переплату по налогу можно только в счет налога того же вида. Другими словами, федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные — по региональным, местные — по местным.

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Также есть норма, в которой говорится, как можно вернуть излишне уплаченные налоги, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам. Сначала налоговики зачтут переплату в счет недоимки по налогам того же вида, а также по соответствующим пеням и штрафам. И только после этого вернут оставшуюся часть излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Что касается излишне взысканной налоговой суммы, то ее возврат возможен только при отсутствии недоимки по налогам того же вида (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Начиная с 1 октября 2020 года, указанные правила перестанут действовать. Переплату разрешат зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога. Например, излишне перечисленный федеральный налог можно будет зачесть в счет недоимки по местному налогу и наоборот. Изменится и порядок возврата. Как и сейчас, налоговики сначала зачтут переплату в счет недоимки, и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернут налогоплательщику. Но при зачете инспекторы спишут переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. Возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Новая обязанность для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Как известно, начиная с отчетности за 2020 год, организации не будут сдавать декларации по транспортному и земельному налогам.

Тем, кто вопреки новым правилам не уведомит налоговиков о наличии транспортного средства или земельного участка, грозит штраф по статье 129.1 НК РФ. Размер санкции составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Постановка на учет иностранцев и лиц без гражданства

Законодатели добавили в первую часть НК РФ положения, посвященные иностранцам и лицам без гражданства, у которых нет ни статуса ИП, ни места жительства или места пребывания в России, ни транспорта или недвижимости в нашей стране. Если такое лицо до сих пор не состоит на российском налоговом учете, но получает доходы в РФ, его необходимо поставить на учет в ИФНС. Это сделает инспекция по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя, от которых иностранец (лицо без гражданства) получает доходы.

Поставить указанное лицо на учет должны сами налоговики. Основанием послужат сведения по форме 2-НДФЛ, представленные на иностранца его работодателем (новый п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Иностранец будет состоять на налоговом учете до тех пор, пока работодатель представляет в ИФНС информацию о доходах этого гражданина. Когда сведения перестанут поступать, налоговики подождут три года с момента последней подачи формы 2-НДФЛ. Если за этот период иностранец не задекларирует свои доходы самостоятельно, его снимут с российского налогового учета. Никаких уведомлений об этом инспекторы рассылать не станут (новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Указанный порядок впервые применят к сведениям о доходах, представленным после 1 января 2020 года.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о предоставлении льготы по транспортному налогу (новая редакция п. 3 ст. 361.1 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Другие новшества, внесенные в первую часть НК РФ комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Плательщики взносов будут обязаны сообщать в ИФНС о наделении полномочиями (о снятии полномочий) по начислению выплат физлицам только тех обособленных подразделений, у которых открыт счет в банке.

Новая редакция подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 7 ст. 31 НК РФ

1 апреля 2020 года

В состав единого налогового платежа физлиц будут включать, в том числе средства, добровольно перечисленные в бюджет на уплату НДФЛ, который не был удержан налоговым агентом.

Зачесть единый налоговый платеж в счет уплаты конкретного налога должны не позднее 10 дней с более поздней из двух дат: даты направления уведомления или даты поступления единого платежа в бюджет (прежде зачет производили в сроки, установленные для уплаты налога). При этом уточняется, что зачет производится не позднее срока уплаты налога.

Новые редакции п. 1 и п. 5 ст. 45.1 НК РФ

1 января 2020 года

Инспекторов обязали учитывать переплату физлица по НДФЛ, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании налогового уведомления. Указанные суммы не учитываются, если до даты составления уведомления получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты.

Новая редакция п. 2 ст. 52 НК РФ

1 января 2021 года

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Новая редакция п. 4 ст. 55 НК РФ

29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)

Установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет: для физлиц — менее 500 руб., для компаний и ИП — менее 3 000 руб. (сейчас 500 руб. для всех).

Новая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ

1 апреля 2020 года

Налогоплательщики смогут просить заменить арест имущества банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (сейчас арест можно заменить только залогом).

Новая редакция п. 12.1 ст. 77 НК РФ

1 апреля 2020 года

Новый п. 8.1 ст. 78 НК РФ

29 октября 2019 года

Пенсионный фонд будет сообщать в ИФНС о лицах, которым назначена пенсия или прекращена выплата пенсии, о лицах, соответствующих условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало до 2019 года, а также о лицах, внесенных в федеральный реестр инвалидов.

Новая редакция п. 9.4 ст. 85 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 1.2 ст. 88 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговикам дали право при взыскании недоимки на сумму свыше 1 млн. руб. один раз провести осмотр территорий, документов, предметов и помещений организации при ее согласии, а также истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника (организации и ИП). Указанные меры применяются, если должник не погасил недоимку в течение 10 дней с даты принятия решения о взыскании.

Новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, новый п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ

1 апреля 2020 года

Сведения о принятии обеспечительных мер по уплате налогов перестанут быть налоговой тайной.

Решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущество (о снятии запрета) будут публиковаться на сайте ФНС.

Новый п. 4 ст. 72 НК РФ, новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ

1 апреля 2020 года

Дополнено, что определение рыночной цены методом распределения прибыли применяется, в числе прочего, если стороны сделки контролируют НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 105.13 НК РФ

1 января 2020 года (применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2020 года независимо от даты заключения договора).

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325‑ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение, №12, 2019 год

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины. Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2021 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога. Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).

Ошибки в платежных документах на уплату налога. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
Наименование банка получателя (поле 13);
Реквизиты банка получателя ( поля 14,15 ).

Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам, то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу, то согласно ст. 78 НК РФ предприятие в течение трёх лет может:

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог – переплата по налогу лучше, чем недоимка. Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

Статья актуальна на 02.02.2021

Читайте также: