Подтверждение основного вида деятельности в фсс штрафы

Обновлено: 01.05.2024

Заявление о подтверждении основного вида деятельности в ФСС необходимо для того, чтобы предприятие могло подтвердить право на применение определенных тарифов по страховым выплатам.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Как назначаются тарифы

Взносы, выплачиваемые в ФСС организациями, могут существенно разниться между собой. Связано это с тем, что уровень опасности возникновения профессиональных заболеваний, травматизма и несчастных случаев на предприятиях существенно отличается в зависимости от их вида деятельности.

Таким образом, тарифы зависят от класса профессионального риска, т.е. чем выше возможность нештатных ситуаций, травм сотрудников и т.п., тем больше приходится платить той или иной компании.

Виды деятельности определяются по спискам ОКВЭД, там же прописывается класс профессиональных рисков.

Если организация занимается параллельно разными направлениями, основным считается то, которое приносит наибольший доход в общем размере выручки без НДС.

А если, например, две различных области бизнеса приносят равную прибыль, то приоритетной становится та, в котором профессиональных рисков больше и именно исходя из тарифов по ней будут начисляться взносы в ФСС.

Кроме того, компании должны учитывать то, что в тех случаях, когда они работают в нескольких сферах, оценивание класса риска происходит раздельно для самих страхователей и их филиалов и обособленных подразделений.

Что нужно, чтобы подтвердить деятельность

Чтобы подтвердить направление работы, представителям организации необходимо составить справку-подтверждение и заявление, которые должны быть написаны по определенной форме. К этим документам следует приложить копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу (за тот же год, в отношении которого пишется заявление и справка-подтверждение).

Таким образом, на основании этих трех бумаг для юридических лиц и устанавливаются тарифы, по которым в дальнейшем взимаются взносы во внебюджетный страховой фонд.

Кто обязан подавать документы

Новшества в ОКВЭД

С начала 2017 года в классификатор видов экономической деятельности был внесен ряд изменений. Вследствие этих корректировок некоторые направления бизнеса не только стали по-другому именоваться, но и получили другой класс профессиональных рисков, что в свою очередь повлияло и на уровень взносов в ФСС.

Чтобы при расчете тарифов не возникло ошибок и несостыковок, рекомендуется проводить сверку с обновленным классификатором.

Куда подавать заявление

Когда отправлять документ

Сроки подачи заявление строго регламентированы законом. Конечная дата – 15 апреля года, следующего за отчетным (если это число приходится на выходной, то в следующий понедельник или другой первый рабочий день).

После получения заявления, работники Фонда обязаны в двухнедельный период оповестить страхователя о том, какой именно класс профессионального риска ему присвоен и по каким тарифам он обязан платить взносы.

До момента получения данного уведомления, все начисления происходят на основе прошлогодних цифр, но после того, как уведомление дойдет до адресата, их нужно пересчитать, исходя из новых показателей (пени и штрафы за такой перерасчет не начисляются).

Что будет если не сдать

Отсутствие данного заявления официально организации ничем не грозит. Однако, следует иметь ввиду, что если заявления не будет, специалисты фонда самостоятельно присудят класс профессиональных рисков и с высокой вероятностью он будет назначен по наиболее травматичному виду деятельности предприятия, даже если доход по нему ниже, чем по другим направлениям.

Особенности составления заявления

Заявление о подтверждении основного вида деятельности имеет стандартную унифицированную форму, обязательную к применению.

Заполнять необходимо все поля документа крупными буквами, без ошибок и исправлений.

Допускается вносить сведения в бланк как через компьютер, так и от руки (шариковой ручкой с пастой темного цвета). Важно лишь то, чтобы данные были вписаны понятно и разборчиво – в противном случае работники ФСС имеют право не принять документ.

Основной вид деятельности нужно сообщать (подтверждать) Фонду социального страхвания России ежегодно. И 2021 год – не исключение. Зачем это нужно, кто и с какими нюансами обязан сообщать в ФСС эту информацию – узнайте из данной статьи. Также приводим бланки и образцы документов для подтверждения в ФСС в 2021 году основного вида деятельности за 2020 год.

Зачем ФСС нужна информация об основном виде деятельности

Фонд социального страхования по-прежнему администрирует страховые взносы на производственный травматизм и потенциальные несчастные случаи на производстве. И в случае наступления страхового события – например, производственной травмы работника – выплаты ему будут идти именно из этих средств.

Но при разных выполняемых работах риск наступления страхового случая разный. Одно дело – сидеть в офисе с бумагами, и другое, к примеру, работать монтажником-высотником. Поэтому для разных видов деятельности установлены разные ставки (тарифы) страховых взносов.

Вычислять разные виды тарифов для разных работ по каждой компании и ИП очень долго и затратно. Поэтому ФСС ориентируется на основной вид деятельности – подразумевая, что в нем занято и наибольшее число сотрудников, для которых будет обеспечено подходящее им страхование в соответствии с реальным риском.

Риски на рабочих местах распределены по классам, каждому из которых соответствует ставка взносов, которую и должна уплачивать компания или предприниматель с работниками.


Чтобы установить актуальный тариф и проверить правильность уплаты страховых взносов, ФСС нужно знать основной вид деятельности. В принципе, специалисты Фонда могут узнать его и из регистрационных документов страхователя. Но следует помнить, что у большинства фирм и ИП в документах указаны несколько видов деятельности.

Не зная, чем занят страхователь фактически, ФСС посчитает и истребует с него взносы по тому указанному в документах коду ОКВЭД, по которому назначен самый высокий тариф.

Чтобы этого не произошло, страхователям нужно регулярно сообщать в ФСС об основном фактическом виде деятельности. Делать это следует при регистрации в ФСС в качестве плательщика взносов на травматизм, а далее – ежегодно.

Кто должен подавать сведения о виде деятельности в ФСС

Кому нужно представлять в ФСС информацию по виду деятельности, смотрите на схеме.


Если обособка ранее подтверждала отдельно вид деятельности, а затем игнорировала эту обязанность, ей автоматически будет присвоен тот же тариф, что и головной компании.

Если фирма фактически не работала, сдать подтверждение всё равно желательно – с нулевой справкой. Данные для ФСС действительны 1 год. Если компания не подала сведения и возобновила работу в течение года, то до конца этого года ей придется платить наибольший тариф из возможных по всем ее ОКВЭД на момент возобновления.

ИП применяет тариф, соответствующий основному ОКВЭД, указанному в его регистрационных документах. Если этот ОКВЭД меняется, то ИП нужно своевременно внести изменения в ЕГРИП. После чего ФНС передаст сведения в ФСС, где ИП установят новый тариф по новому виду основной деятельности.

Как определить основной вид деятельности компании

Чтобы в частной компании при нескольких направлениях коммерческой хоздеятельности установить основное для отчета в ФСС, нужно определить, на какое из них приходится наибольший доход. Для этого берут валовый доход без НДС и вычисляют долю в нем для каждого направления хозяйствования. На какое направление пришлась самая большая доля поступлений, то и нужно заявлять в ФСС.

Если при подобных расчетах получаются 2 вида деятельности с одинаковой долей в доходе, то в качестве основного следует выбрать тот, у которого выше класс риска и, соответственно, тариф.

Некоммерческие организации, не имеющие доходов от продаж, определяют основной вид деятельности пропорционально численности занятого в разных направлениях персонала. Где работает людей больше всего – та деятельность и основная.

Что нужно сдавать

Состав пакета документов для информирования ФСС об основном виде деятельности утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55.

Субъекты малого бизнеса, обязанные подавать эти данные, могут сдать 2 документа. Остальные отчитывающиеся – 3.

Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности

В заявлении указывают:

  • данные страхователя;
  • регистрационный номер в ФСС;
  • код ОКВЭД основного вида деятельности (определенного по представленной выше методике). Причем, код ОКВЭД должен состоять не менее чем из 4-х знаков.

Если при первичном расчете группа получилась более укрупненно, то придется провести еще один анализ долей.

Справка-расчет к заявлению

Справка – обязательное приложение к заявлению. В ней как раз нужно расписать сделанные для определения основного вида деятельности расчеты:

  • доходы;
  • прочие поступления и финансирование;
  • доли полученных доходов;
  • численность персонала (для некоммерческих структур).

Пояснительная записка к бухотчетности

Малые предприятия могут сдавать в ФСС пакет только из заявления и справки-расчета. Все остальные обязаны прилагать также копию пояснительной записки к бухгалтерской отчетности за истекший год. В нашем случае это 2020 г.

Для записки конкретной формы не установлено, поэтому ее можно составить произвольно.

В записке надо продублировать те же сведения, которые вносили в справку-расчет. Например:

Если пояснительной записки не будет, возможны проблемы с приемом остальных документов. Сотрудники Фонда обычно отказываются принимать заявление без пояснительно записки и потом устанавливают максимальный тариф для взносов.

Когда и куда нужно сдать документы

Деятельность нужно подтверждать по окончании каждого года – до 15 апреля (включительно) года, следующего за ним.

Таким образом, по итогам 2020 года нужно подать подтверждение не позднее 15.04.2021. Это четверг, поэтому никаких переносов в связи с выходными нет.

После 15 апреля сдать в ФСС подтверждение деятельности нельзя. Фонд его не примет и объявит на 2021 год максимально возможный тариф. При этом у страхователя есть возможность оспорить решение Фонда в суде. И есть судебная практика в пользу страхователей. Например, постановление АС Арбитражного суда Московского округа от 04.09.2020 по делу № А40-282310/2019.

Однако рекомендуем до судов дело не доводить и сдать в ФСС всё что нужно своевременно.

Сдают подтверждение в отделение ФСС по месту регистрации компании или ее обособленного подразделения.

Документы на подтверждение деятельности в ФСС в 2021 году всё еще можно подать и в бумажном, и в электронном виде – на усмотрение страхователя.

Бумажные документы можно сдать:

Если пакет документов на бумаге приносит в ФСС не руководитель лично, то на сдающего нужно выписать доверенность.

В электронном виде подтверждение вида деятельности в ФСС сдают только подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью!

Если у руководителя такой ЭЦП нет – нужно либо успеть ее оформить, либо отчитаться на бумаге.

Кроме того, до сих пор не все региональные отделения ФСС принимают сведения по ТКС. Рекомендуем заранее уточнить возможность электронной подачи через Интернет в вашем отделении Фонда.

Что будет, если не сдать подтверждение

Административного штрафа за неподтверждение ФСС сведений об основном виде деятельности нет.

Финансовые последствия могут быть в виде необходимости уплачивать взносы по завышенному тарифу, который ФСС установит по максимально опасному виду деятельности, ОКВЭД которого есть в регистрационных документах.

Чтобы ФСС правильно присвоил ставку тарифа по страхованию от несчастных случаев для расчета взносов, субъекты бизнеса обязаны ежегодно направлять подтверждение основного вида деятельности в ФСС. Наиболее удобный способ — подтверждение основного вида деятельности в ФСС электронно.

Нормативное регулирование

Подтверждать основной вид деятельности организации должны по окончании года, когда бухгалтерская отчетность уже составлена. То есть, в 2020 году подтверждение нужно сделать за 2019 год (Приказ Минсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 (далее Приказ N 55)).

Страхователям в ФСС нужно передать:

  • заявление на подтверждение основного вида деятельности; PDF
  • справку-подтверждение; PDF
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу (малые предприятия записку могут не сдавать). PDF

Формы бланков остались неизменными.

Но есть и прямо противоположные мнения судей (Постановление ФАС ВСО от 22.09.2010 по делу N А10-1360/2010). Поэтому, на наш взгляд, рисковать не стоит и подтверждение нужно подать, сопроводив его письменным объяснением о несоставлении пояснительной записки в силу закона.

Таким образом, необходимость подтверждения основного вида деятельности в ФСС выглядит так:


В 2020 году подтверждение можно подать следующими способами:

Индивидуальные предприниматели (с работниками или без них) могут осуществлять процедуру подтверждения основного вида деятельности по собственному желанию. Если ИП не отправил справку-подтверждение в ФСС, то считается, что основной вид деятельности у него тот, что указан при регистрации в ЕГРИП (п. 10 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 713).

Подтверждение основного вида деятельности в ФСС — сроки

В ФСС справку-подтверждение основного вида деятельности подайте после сдачи в ФНС России бухгалтерского баланса, но не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Подготовка документов в 1С

Заявление по подтверждению основного вида деятельности в ФСС оформите с помощью регламентированного отчета Подтверждение вида деятельности в разделе Отчеты — Регламентированные отчеты – кнопка Создать – форма Виды отчетов – отчет Подтверждение вида деятельности – кнопка Выбрать .


Далее выберите организацию в поле Организация , укажите Период отчета и нажмите кнопку Создать .


В открывшемся окне нажмите кнопку Заполнить .


Данные заполняются в 1С автоматически. При необходимости их также можно откорректировать вручную.

Сначала проверьте заполнение Приложения 2 — Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности в ФСС .


  • пункт 4 Дата начала хозяйственной… — заполняется по данным выписки ЕГРЮЛ, строка 12.

Табличная часть документа


  • графа Код по ОКВЭД заполняется автоматически данными из справочника Организации , поле ОКВЭД ред. 2 .

Если в 2019 году Организация вела несколько видов деятельности, нужно самостоятельно вне программы 1С посчитать долю по каждому виду и заполнить таблицу вручную по кнопке Добавить строку .

Расчет производится по формуле:

  • 2 000 / 37 000 х 100% = 5%
  • 10 000 / 37 000 х 100% = 27%
  • 25 000 / 37 000 х 100%= 68%

Ячейки зеленого цвета заполняются автоматически на основании данных, введенных в других ячейках. Например, графа 5 Доля доходов и поступлений, соответствующие коду ОКВЭД по данному виду экономической деятельности…. — это процент от доли доходов из графы 3 .

В графе 3 отражается выручка без НДС — данные по счету 90 Продажи (90.01.1 минус 90.03).


Приложение 1 — Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности заполняется автоматически по данным из:

  • справочника Организации ;
  • Приложения 2 — Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности .

Количество листов-приложений заполните вручную.


Если страхователь имеет право не сдавать копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу, необходимо снять флажок в графе печатать строку 2.


После того как Справка-подтверждение и Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности заполнены и проверены, сохраните их в формате PDF (JPG-JPEG/JFIF, GIF, PNG).

Для этого сначала отправьте формы на печать по кнопке Еще – Печать в правом верхнем углу экрана.


Затем сохраните в формате PDF по кнопке Еще – Сохранить – В формате PDF-документа (PDF) .


Приложение 3 — Заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя — заполняется только, если обособленные подразделения осуществляют виды экономической деятельности, которые не являются основными для головной организации.



Шаг 3. Нажмите на кнопку Готово.


Шаг 4. Кликните мышкой по полю с названием своей Организации.

Шаг 5. Выберите окошко с названием Организации.


Шаг 6. Наберите в строке поиска Подтверждение основного вида деятельности.


Или воспользуйтесь подсказкой на главной странице портала.



Шаг 7. Кликните мышкой по ссылке Подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя.

Шаг 8. Экран поменяет вид. Далее нажмите на кнопку Получить услугу.




Шаг 10. Заполните информацию в соответствующих полях, отмеченных звездочкой. Наименование территориального органа ФСС РФ выберите из выпадающего списка. Остальные данные внесите в белые поля на основании заполненного Заявления.


Шаг 11. Предварительно выгрузите из 1С заполненный бланк Заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности, сохраните его в PDF.

Добавьте бланки по кнопке Загрузить. Если документ на нескольких листах, добавьте новый лист по кнопке Добавить.

Также поступите и с Пояснительной запиской.


Шаг 12. После загрузки файлов нажмите кнопку Подать заявление.

Заявка отправлена, и ей присвоен номер.


Шаг 13. Можно просмотреть статус Заявления в Личном кабинете на вкладке Уведомления — Заявление.


Шаг 14. Когда заявление обработают, статус изменится на Услуга оказана. Кликните мышкой по окошку со статусом и перейдите в свою заявку.



По кнопке Сохранить можно открыть файл с Уведомлением и сохранить его на своем компьютере в удобном месте. Если уведомление на двух листах, то сохранить каждый лист.



Уведомление о размере страховых взносов получено, мы успешно справились со сдачей Заявления в ФСС!

  • основной вид экономической деятельности;
  • класс профессионального риска;
  • страховой тариф.

Здесь же можно просмотреть всю историю — от отправки заявления до оказания услуги. Для этого кликните мышкой по кнопке История рассмотрения. Опция полезна, если произошли какие-то технические накладки, и надо доказать, что документы Организация отправила вовремя, и все процедуры ею соблюдены.


Отправка заявления о подтверждении основного вида деятельности в ФСС через 1С- Отчетность


См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    ФСС заранее решил проинформировать работодателей о порядке подтверждения основного вида..У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.Организации, у которых приостановлена деятельность согласно распоряжениям региональных властей, должны.

Карточка публикации

(18 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Все комментарии (4)

добрый день! Почему в форме заявления не подставляется наименование Территориального органа ФСС, хотя в карточке организации оно указано

Смоделировала пример. Такой проблемы не наблюдаю.
Обновите, пожалуйста, программу до актуального на сегодня релиза.
Этот отчет удалите из базы и создайте новый.
Если останутся вопросы, то задавайте, пожалуйста, в Личном кабинете по ссылке
Личный кабинет
.

Подтверждение основного вида деятельности в ФСС в 2021 году

Каждый год все организации должны подтверждать основной вид деятельности в Фонде социального страхования. От этого зависят тарифы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Как подтвердить основной вид деятельности в 2021 году и что будет, если этого не сделать – читайте в статье.

  • Отчет в ФСС за IV квартал 2020 года до 25.01.2021
  • Оплатить зарплатные налоги за декабрь до 31.12.2020

Сроки подтверждения основного вида деятельности в ФСС

Крайний срок подтверждения основного вида деятельности — 15 апреля 2021 года.

Вновь созданные организации в первый календарный год деятельности не обязаны подтверждать основной вид деятельности. ФСС назначит им тарифы по тому коду ОКВЭД, который в ЕГРЮЛ указан как основной.

Какие документы нужны для подтверждения вида деятельности в 2021 году

Для подтверждения вида деятельности в ФСС малые и микро-предприятия оформляют два документа:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности.

Оба документа и порядок заполнения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55.

Бланк заявления на подтверждение вида деятельности

Бланк заявления на подтверждение вида деятельности

Организации, которые не относятся к малому и микробизнесу, кроме этого сдают еще копию пояснений к бухгалтерскому балансу за прошедший год.

ИП-работодатели основной вид деятельности не подтверждают. Для них тариф устанавливается в соответствии с кодом ОКВЭД, который указан в ЕГРИП как основной.

Основным видом деятельности для организации будет считаться тот, по которому она в 2020 году получила наибольшую прибыль. Какой тариф соответствует классу профессионального риска по этому виду деятельности, по такому тарифу организация и будет платить взносы в ФСС весь 2021 год.

Удельный вес выручки от каждого вида деятельности в общей массе выручки нужно рассчитать самостоятельно. Сумму выручки берут из бухгалтерской отчетности без учета НДС. Полученные результаты нужно занести в справку-подтверждение.

Пример:

Вид деятельности Выручка за 2020 год, руб Удельный вес, %
Оптовая торговля 15 780 000 15 780 000 / 25 640 000 * 100 = 61,54%
Розничная торговля 9 860 000 9 860 000 / 25 640 000 * 10 = 38,46%
Итого 25 640 000 100%

Основной вид деятельности – оптовая торговля с удельным весом в 61,54%.

Справка-подтверждение для этой организации будет выглядеть так:

Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности

Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности

После этого нужно заполнить заявление, указать в нем данные организации и основной вид деятельности.

Если доля выручки по разным кодам ОКВЭД окажется одинаковой, в ФСС присвоят тариф по наиболее опасному из этих видов деятельности.

Как подать подтверждающие документы

Оформить документы для подтверждения вида деятельности можно на бумаге или в электронном виде.

Если в вашем регионе реализовано взаимодействие ФСС России и МФЦ, для отправки отчета можно обратиться в МФЦ.

Что будет дальше

В течение двух недель после предоставления документов ФСС присвоит организации класс профессионального риска и страховой тариф, о чем пришлет письменное уведомление. С этого момента за всех работников организации вы должны будете платить взносы по тарифу, который указан в уведомлении.

Пока не получили уведомление, с января вы должны применять прошлогодний тариф. А потом нужно пересчитать взносы с начала года по новому тарифу. Если предыдущий тариф был меньше, нужно будет доплатить, но никаких штрафов и пени у вас за это не будет, ведь вы действовали в соответствии с установленным порядком. Если предыдущий тариф был больше, у вас образуется переплата, которую вы сможете зачесть.

Можно ли не подтверждать основную деятельность

Да, можно, штрафов за это нет. Но тем не менее, это может дорого обойтись организации.

Организации, у которых в ЕГРЮЛ указан только один ОКВЭД, могут без последствий не сдавать подтверждение, ведь у них всегда будет только один тариф.

Читайте также: